Культурный герой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Нет, это не синоним культурного крутого, и не антипод культурного мерзавца! Тех и других отличает склонность пользоваться достижениями культуры, существующими сами по себе, независимо от них. Тогда как культурный герой не пользуется чужими достижениями — он создает их сам, творчески преобразуя окружающий мир, он изобретает вещи, способные качественно изменить жизнь людей, благодаря которым общество совершает скачок в развитии. Данная статья использует уже бытующий термин несколько шире, чем это обычно принято, и под определение попадают не только герои мифов, но и персонажи, которые могли бы попасть в мифы по своим деяниям.

Общие для культурных героев качества — любознательность, изобретательность, дерзкий ум, не желающий останавливаться на достигнутом, но всегда ищущий возможность усовершенствовать уже сделанное. Иногда он сознательно ставит себе цель улучшить жизнь простых людей, но так же часто страсть к созданию нового бывает сродни творческому вдохновению, а возможность использовать новое изобретение приходит уж потом.

Судьба культурного героя может складываться по-разному. В идеальном случае люди идут за ним и охотно принимают его дар, после чего их жизнь меняется к лучшему. Сам герой может остаться в их памяти как великий чудотворец и даже подняться до божества. Но герою может также встретиться неблагодарное быдло, или же сами Высшие Силы покарают его за то, что действует против их воли. Иногда, впрочем, люди как раз оказываются благодарными, даже вопреки воле богов.

Изначально образ культурного героя представлялся как божественный или на стыке божественного и человеческого, и результатом было глобальное творение: упорядочивание мира и природы, создание человечества. Позднее появился и более близкий образец культурного героя — человека, создающего отдельные изобретения, совершенствующие человечество.

Прогрессор с точки зрения культуры, которую он развивает, может восприниматься как представитель тропа.

Бытующие в культуре образы учёных прошлого, внесших значительный вклад в развитие цивилизации, близки к тропу. Некоторым из них в античности приписывалось божественное происхождение. В современной культуре уровень знаний о реальных личностях ученых у большинства невысок, но представления о том, что открыл Дарвин или Эйнштейн, есть практически у любого. Хотя эти представления зачастую искажены и обросли мифами, как и положено представлениям о героях и их деяниях.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Прометей — самый известный эталонный образец культурного героя! Кто не знает, что именно он подарил людям огонь, благодаря которому они вышли, наконец, из первобытного состояния? Меньше известно, что кроме этого он научил их письму и счёту, обработке земли, строительству, добыче металлов, мореплаванию и многому другому. Наконец, одна из версий мифов ему же приписывает и создание самих людей. По другой версии, он не создал, а восстановил людской род после потопа, научив выживших Девкалиона и Пирру бросать через себя камни, которые превращались в людей.
  • Ильмаринен сочетает обе версии культурного героя — и божественно-глобальную: создал небесный свод, придав миру форму, — и сниженную, человеческую: создаёт и для людей вещи, необходимые им для жизни.
  • В мифах почти каждого народа есть боги, имеющие черты культурных героев (Один, Гермес), хоть этим их деятельность не ограничивается.

Литература[править]

  • Песнь о Гайавате — главный герой научил своих соплеменников возделывать маис, изобрел индейскую письменность, сделал безопасным плавание по реке, установил обычай правильно хоронить мёртвых.
  • Легендариум Толкина — такими являются почти все Валар, Майар и эльфы (и именно в таком порядке они друг у друга учились), причём вклад последних в развитие культуры Средиземья невозможно переоценить. Почти, потому что есть Моргот, Саурон, балроги и род Феанорингов, хотя даже они сумели кое-что сотворить, пусть и на основе созданного Эру и тремя вышеперечисленными народами.
    • Даэрон, придумавший письменность кертар, стал культурным героем для синдар и гномов.
  • А. Волков, «Огненный бог Марранов» — Урфин Джюс стал сабжем для племени Марранов: научил их пользоваться огнём и строить дома, усложнил их общественный строй. Недаром его считали богом и пошли за ним в завоевательный поход. И хотя позже Марраны в нем разочаровались, все культурные и технологические достижения остались при них.
  • Йоханнес Вильгельм Йенсен, «Ледник» — Дренг, оставшись в одиночестве один на леднике, научился добывать огонь трением, чего прежде первобытные люди не умели, сделал каменный топор и копье, научился делать одежду из звериных шкур. Его жена Моа придумала собирательство разных растений и приручила первых животных. А спустя много поколений один из их потомков, Видбьёрн, построил корабль и колесницу, а заодно изобрел и само колесо. Кстати, Дренг и Видбьёрн — ещё и явные аллюзии на Одина и Тора, соответственно.
  • Джин М. Ауэл, «Дети Земли» — Эйла изобретает добывание огня при помощи кремня и кресала, швейную иглу, первой приручает лошадей и волка, а в финале становится жрицей и открывает новый, доселе неизвестный куплет Песни о Матери, главного религиозного произведения тех людей.
  • Сергей Писарев, «Повесть о Манко Смелом» — заглавный герой с юности пытался усовершенствовать оружие, по сравнению с общепринятым. В конце концов, открыл самородную медь и сделал первый металлический топор.
  • Эдуард Шторх, «Охотники на мамонтов» — главный герой, мальчик Копчем, в финале книги случайно научился добывать огонь трением, чего прежде его соплеменники не умели (так что для них каждый раз потеря огня была большим бедствием, и приходилось его красть у других племён).
  • Трилогия Гаррисона и Холма «Молот и Крест» — Шеф Сигвардссон много чего придумал и с пользой позаимствовал у других народов, приспособив к использованию викингами. Дошел бы до паровых машин, если бы не решил остановиться после распятия.
  • Михаил Успенский, «Чугунный всадник» — Кузьма Никитич Гегемонов — карикатурный вождь, которому приписываются все без исключения прогрессивные деяния.
« …а и на самом-то деле Кузьма Никитич был немал-человек. Каких только титулов не удостоился он при жизни: и центральный преобразователь, и успешный первооткрыватель, и ведущий основоположник, и достойный продолжатель, и верный ученик, и воинствующий материалист, и провозвестник всего прогрессивного, и творец совокупного общественного продукта, и организатор жизни, и начальник всего, и руководитель вроде Володи, и лицо колоссального мирового значения. Как начнут на праздники перечислять с утра, к отбою только и закончат величание. Но главный его титул — неустанный борец со смертью. »

Реальная жизнь[править]

  • Конфуций упорядочил и свел в единый кодекс старинные песни и ритуалы. Но важно не столько это, сколько сам его образ жизни, который на тысячи лет стал образцом для китайских интеллектуалов.
  • В мире чучхе — Великий вождь товарищ Ким Ир Сен. Вообще, в любой тоталитарной системе с культом личности пропаганда придает верховному вождю черты культурного героя, иногда даже присваивая ему честь изобретения важнейших предметов и явлений (в т. ч. природных).