Легендарная реальность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Промежуточное звено между срисованной фэнтезийной культурой и историческим фэнтези, если речь идёт о неких очень древних временах, также стоит на грани с тропами «Давным-давно» и «Мифическая эра». Здесь мир номинально наш, страны вполне реальные, а если и вымышленные, то не как замена реальных, а просто мы их не разглядели на карте среди россыпи других стран. Но тот, кто знает историю хотя бы на школьном уровне, заметит, что на реальность это не очень-то похоже: магия, эльфы и прочие фэнтезийные элементы присутствуют в изобилии, и не очень-то скрываются (возможно, к этому здесь более толерантное отношение, чем в реальности, но может, и здесь сжигают ведьм на кострах, только уже за реальное дело), а то, что происходит со странами и правителями, истории не соответствует. Просто мы чисто условно считаем, что это наша реальность, хоть и видим, что это не так.

Также легендарную реальность, по мнению автора данной правки, сопровождают более гибкие законы физики по сравнению со стандартным историческим фэнтези. Если великий воин древности ударом меча (обычного, не зачарованного и не благословленного богами) рассекает гору, вопросов не возникнет, а вот если такое сделает Джон Сноу… пусть даже артефактным огненным клинком из местной ультрастали… Или там, где в обычном фэнтези города направо и налево сжигать могут только архимаги, которых пятеро на мир и каждому по нескольку тысячелетий (иначе у пытливых читателей возникнет такое количество вопросов по экономике, политике, социологии… мира), то в легендарной реальности на это способен каждый второй маг (второй — потому что не все маги решат использовать для этого огонь). Но рамки, в которых изменяются законы, существуют. Зажечь Солнце вновь — это уже к героям мифов, в чьих венах ихора больше, чем крови, а не к героям легенд. Но собственно высокий уровень сил и не нужен легендарной реальности — главное, чтобы у читателя не возникал вопрос «А как это герой смог преодолеть это испытание?», ответ на который требовал бы многостраничного авторского обоснования или оркестра в кустах, а хватало краткого, но красочного описания.

Правители стран и прочие исторические личности здесь могут быть вымышленными, даже если сами страны реальные. А могут быть и реальные личности, но скорее всего в легендаризованном виде, похожие на реальные прототипы только ключевыми признаками. Для наглядного примера можно взять былинного князя Владимира. Прошедшие школьный курс истории обычно полагают, что это Владимир Святославич, креститель Руси, забывая, что монголо-татарское нашествие было позже. Исследователи былин связывали его и с другими историческими Владимирами. Но всё же ни одному конкретному историческому Владимиру он не соответствует. Это условный Владимир, «Владеющий миром», соответствующий и всем Владимирам, и ни одному, но слушатели былин принимали его как реального. Также в такой легендарной реальности будут реальными такие легендарные личности, как король Артур.

Не путать с явлением, когда автор хотел написать историческое фэнтези, но был не в ладах с историей.

Действие может происходить и в современности, тогда троп граничит с городским фэнтези.

Также здесь необязательно должны быть фэнтезийные элементы, но всё же должны быть весьма сильные вольности, чтобы это не было просто мягким игнором исторических реалий или альтернативной историей.

См. также Сказочный мир.

Примеры[править]

Внимание: большинство сказок и легенд, а также их экранизации, предполагают подобный сеттинг, поэтому приводите только примечательные примеры.

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — в современном (пусть и магическом) НИИ живут и работают герои мифов и легенд различных народов, включая высшее божество.
  • Отчасти «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея — персонажи артурианы представлены реальными историческими личностями из прошлого нашего мира.
  • Роберт Силверберг «Когда нас покинули мифы» — далёкие потомки развлекаются вызовом героев и богов из истории и мифов… Но герои требуют слишком много внимания к себе, и их насильно отправляют назад. Затем землю захватывают пришельцы — гедонистическое общество не может им ничего противопоставить. А герои ничуть не заинтересованы в возвращении.
  • Роджер Желязны «Этот бессмертный» — далёкое постапокалиптическое будущее. Остатки человечества живут в нескольких оазисах цивилизации, а по останкам легендарного прошлого проводят экскурсии для инопланетян.
  • Метавселенная Рудазова, «Преданья старины глубокой» — во времена Всеволода Большое Гнездо действует примерно поровну реальных, легендарных и просто сказочных персоналий.

Кино[править]

  • «Царь Скорпионов»: всё, что мы знаем об этом фараоне, — где и когда похоронен. Всё остальное в фильме сочинили голливудские сценаристы.
  • «Герой»: император Цинь Шихуанди связан с реальным лишь номинально, для создания исторического фона. Идеология фильма больше связана с конфуцианством.
    • аналогично в третьем фильме из серии «Мумия».
  • Пример без фэнтезийных элементов: фильм «Мушкетёры» 2011 года. Герои пользуются многочисленными гаджетами, летающие корабли Леонардо да Винчи внедряются в армии Англии и Франции…
    • Да и многие другие экранизации «Трёх мушкетёров» весьма вольно обращаются с личностями королей Людовиков Тринадцатого и Четырнадцатого, кардиналов Ришелье и Мазарини, с историческими событиями вокруг них, но всё же в меньшей степени, чем вышеупомянутый фильм.

Телесериалы[править]

  • «Викинги»: Рагнар Лодброк и так знаменитая легендарная личность, в сериале же он успел приложить руку и к нападению на Линдисфарне (793), Великой языческой армии (864) и к осаде Парижа (886), как и его брат Ролло (предп. дата рожд. 846). Скорее всего, это отсылка к противоречивым сведениям саг, когда одному и тому же знаменитому викингу приписывалось много подвигов.

Комиксы[править]

  • И ещё из современности и без фэнтезийных элементов (хотя необязательно без) — супергероика как жанр. Можно, конечно, посчитать, что это всё произойдёт через недельку нашей эры… Но это не всегда срабатывает.
  • Комиксы об Астериксе и Обеликсе и их экранизации: действие связано со вполне конкретным историческим событием — с галльской войной Юлия Цезаря. Но показано настолько безбашенно, не говоря уж о наличии волшебного напитка… Правило прикольности во все поля.