Владимир Ленин

Материал из Posmotreli
Ленин
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ленин с котейкою.
« ,שְׁמֵי הַבֹּקֶר הִתְקַשּׁוּ

.צַעַד בַּחַיִּים חָשׁוּב שְׁמַע: לָחוּג מֵעַל הָאָרֶץ !רוּחַ מִתְקָפָה יָשׁוּב ,וְשׁוּב נִטָּשִׁים הַקְרָבוֹת ,וְלֵב מֵהַפַּחַד רוֹעֵד ,וְלֶנִין, צָעִיר עַד מְאוֹד !בְּרֹאשׁ עִם אוֹקְטוֹבֶּר צוֹעֵד

»
— «И вновь продолжается бой» на иврите

Владимир Ильич Ульянов (писательские псевдонимы Николай Ленин и К. Тулин, партийная кличка Старик, кеннинг вождь мирового пролетариата, ласковое прозвище дедушка Ленин или попросту Ильич) — лицо революции 1917 года. Революционер-коммунист, публицист и пламенный оратор, образцовый безрелигиозный фанатик, фактический основатель СССР и самый известный за пределами России русский, соперничать с которым может разве что Гагарин.

Факты и стереотипы[править]

Факты[править]

  • Родился на нашу голову 22 (по принятому тогда старому стилю — 10) апреля 1870 года в губернском центре Симбирске, который уже в год смерти Ленина был переименован в его честь в Ульяновск.
    • Малообразованным яумамыкоммунистам нехило рвёт шаблон, что радетель за пролетариат был, вообще-то, родом из классово враждебной семьи потомственных дворян, хоть и только во втором поколении (более образованные за классовую солидарность и не такое готовы простить). Действительный статский советник Илья Николаевич Ульянов был сыном астраханского портного из беглых крепостных, а его супруга Мария Александровна, в девичестве Бланк — из семьи обрусевшего немца[1] и петербургской полунемки-полушведки.
      • Илья Ульянов, отец Ленина, занимался улучшением народного образования: под его руководством было открыто немало школ, и потому-то государство не оставило его достижения без внимания, сделав выдающегося чиновника и весьма умного человека дворянином.
    • Детей у Ильи Николаевича и Марии Александровны было восьмеро, из которых будущий Ленин — четвёртый. Самая старшая дочь — Анна и самая младшая — Мария, а также младший сын Дмитрий активно участвовали в революционной деятельности брата. Второй ребёнок — Александр подался в народовольцы, был арестован при подготовке покушения на Александра III и повешен за это, узнав о чём, Володя сказал: «Мы пойдём другим путём!» (то есть, не путём индивидуального террора власть имущих, а путём слома всей системы). Третья — Ольга и шестой — Николай умерли во младенчестве; ещё одна Ольга — пятая — умерла от брюшного тифа в двадцать лет.
      • Забавный факт: первой из всех детей Ульяновых дворянство получила самая младшая Маша. Потому что единственная родилась после того, как отцу присвоили чин, дававший право на потомственное, а не только личное дворянство. Все остальные в дворянское достоинство вошли немного погодя, с награждением Ильи Николаевича орденом святого Владимира.
      • Дмитрий Ульянов до конца жизни управлял музеем Ленина в Подмосковье.
  • В школе маленький Вовочка был круглым отличником (единственная четвёрка в табеле — по логике, что учёл и сам Ленин), причём в силу не столько таланта, сколько трудоголизма, которым откровенно наслаждался, и почти эйдетической памяти. Друзей у него в классе не было, но как «ходячую энциклопедию» его уважали. Симбирской гимназией, в которую он ходил, руководил Фёдор Михайлович Керенский — отец того самого Керенского, которого поднятая Лениным заваруха через несколько десятков лет вынудит бежать из Зимнего дворца в женском платье. Он очень хвалил Володю за успехи по русскому и латинскому языку, и был очень разочарован, когда юноша поступил в Казанский университет не на филфак. О политике Вовочка в те годы не помышлял ни под каким соусом и, поступая на юридический, явно собирался на госслужбу вслед за отцом. Но в университете он тоже стакнулся с народовольцами, начал участвовать в студенческих беспорядках и покатился. Из университета Володю исключили, через год смягчились и разрешили досдать экзамены экстерном, но из марксистских кружков он с тех пор не вылезал.
  • После вуза Ульянов какое-то время занимался адвокатской практикой, между делом зачитывая до дыр Маркса, Энгельса и крупнейшего на тот момент отечественного специалиста по ним Плеханова. Прочитанное творчески преображалось в уже начавшей лысеть голове будущего вождя и выплёскивалось в сочинения, ставшие основополагающими для доктрины ленинизма. Поездив по заграницам и пообщавшись с европейскими марксистами, Ленин окончательно утвердился в мысли, что без революции не обойтись, и по возвращении в Петербург совместно с Юлием Мартовым (будущим лидером меньшевиков) учредил «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» — предтечу РСДРП. За это его сначала посадили в тюрьму питаться чернильницами, а затем сослали в село Шушенское на дальнем юге Красноярья. Ирония судьбы: в ссылку Ленина вёз тот же пароход «Святитель Николай», на котором за шесть лет до этого по пути в Японию прокатился цесаревич Николай (будущий Николай II). По возвращении из ссылки будущий вождь то уезжал на несколько лет за границу агитировать тамошних социалистов, то возвращался разжигать революционные настроения на родине. Успел даже посидеть в австрийской тюрьме по подозрению в… шпионаже в пользу России (неплохо для того, кого много позже станут объявлять немецким шпионом)!
    • За Лениным в ссылку последовала партийная соратница и штатная машинистка Надежда Константиновна Крупская. Которой вообще-то полагалось отбывать её в Уфе, и чтобы её туда не выслали, революционерам пришлось сочетаться законным браком. Любовью в нём и не пахло — исключительно революционной целесообразностью. За Лениным вообще есть основания заподозрить если не асексуальность, то брак с собственной работой, а на интимную жизнь ни сил, ни интереса уже не оставалось. В частности, приписываемый ему роман с Инессой Арманд, судя по всему, имел место только в её мечтах. Да и сама больная базедовой болезнью Крупская на объект сексуального желания никак не тянула (партийные клички Минога и Рыба как бы намекают).
      • Если судить по фотографиям, в молодости Надежда была очень даже ничего.
      • По отзывам знакомых, Крупская в довесок к остальным достоинствам была ещё и поваром-катастрофой. И периоды продуктивной и непродуктивной работы у Ленина якобы подозрительно совпадали с периодами, когда ему стряпал кто-то другой и когда — жена.
    • Подозревать Ленина в шпионаже основания были весомые (хотя фактического подтверждения им так и не нашлось), причём у всех сторон. Ленин исповедовал принцип «чем хуже, тем лучше» — то есть, чем хуже приходится жить народу, тем быстрее он озлобится на виновную в этом власть и примкнёт к революции (другое дело, что ухудшать жизнь народа может только правительство); вплоть до того, что как-то раз в сердцах ляпнул нехарактерную для него при нормальных условиях фразу, что не следует подкармливать голодающих: голод, дескать, заставит мужика задуматься над основами капиталистического строя, разобьёт веру в царя и царизм и, следовательно, в своё время облегчит победу революции. Ничего личного, товарищи, только революционная целесообразность.
      • Кстати, "чем хуже - тем лучше" не значит, будто Ленин устраивал диверсии ради этого. Это всего лишь его мнение, описывающее взгляды наподобие "если будет плохо, то народ сам устроит революцию, а если нет - то революционерам будет труднее".
  • Когда грянула Февральская революция, Ленин был приятно удивлён (ибо после разгрома революции 1905 года года не верил, что доживёт до второй) и поспешил вернуться в Россию в знаменитом пломбированном вагоне[2]. На самом деле не в одном вагоне, а в целых трёх поездах, и не один Ленин, а нехилая интернациональная компания социалистов со всей Европы, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл. Нет, денег от кайзера и даже от Парвуса они не получали и сознательно с ним не сотрудничали, хотя за такой дестабилизирующий фактор в огород противника немцы и сами были не против приплатить. Едва сойдя на Финляндском вокзале, Ленин взгромоздился на броневик[3] и произнёс вдохновляющую речь, которую заключил словами: «Да здравствует социалистическая революция!» Слушатели, одну революцию уже пережившие, и решившие, что теперь наконец-то смогут вздохнуть спокойно, поняли, что не смогут, тех, кто не понял тогда, вразумило Временное правительство, которое почти никак не поменяло жизнь в стране за полгода. И Ленин их не подвёл, опубликовав Апрельские тезисы, вкратце сводившиеся к следующему: не останавливаться на полпути и превратить уже свершившуюся буржуазную революцию в социалистическую; Временному правительству, которое заинтересовано в обратном, не подчиняться; «вся власть Советам», то есть ликвидация всей прежней бюрократии и замены её на демократически избираемые на местах Советы депутатов, которые уже успешно формировались по всей стране из низов; национализация земли и банков, и кое-что ещё в соответствии с актуальной повесткой. Большевистские лидеры сперва сочли это слишком радикальным, но Ленин слишком хорошо умел убеждать. В итоге дальнейшие месяцы 1917 года прошли в попытках большевиков учреждать эти самые Советы на местах, а Временного правительства — этому помешать, потому что Советы представляли собой вторую власть, прямого конкурента Временному Правительству. Ленина тогда впервые объявили немецким шпионом, и ему пришлось сбрить бороду[4], сменить несколько конспиративных квартир, скрываться в шалаше в Разливе под Сестрорецком, а потом бежать в Финляндию, из которой он вернулся только за пару недель до Того Самого.
    • Примерно к этой эпохе относится ношение Лениным его знаменитой кепки, ныне уже неотделимой от образа вождя. До этого он ходил во вполне буржуйском котелке, и по ряду сведений даже у Финбана именно в нём выступал.
  • После 25 октября 1917 года Ленин воссел во главе свежеучреждённого Совета народных комиссаров. На этом посту он спроектировал первую Конституцию РСФСР и издал декрет о создании Красной армии, однако применить её в текущей войне уже не успел — после сорванных переговоров был вынужден подписать Брестский мир, который сам же потом называл «грабительским» и «позорным». Задумывая сепаратные переговоры, большевики-то рассчитывали на «экспорт революции»: мол, зарубежные революционеры возьмут с них пример, «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем», и война закончится за отсутствием заинтересованных сторон, даже отпустили под честное слово будущих белых генералов Краснова и Деникина. Никогда в жизни они так не ошибались, а на посту первого лица государства экспортировать революцию резко расхотелось и самому Ленину, ибо власть мало было взять, надо было как-то удерживать. Последовала Гражданская война в России, военный коммунизм, красный и белый террор, все дела. Даже с учётом того, что количество желаний Ленина кого-либо «вешать» или «расстреливать» следует делить на десять (вождю вообще было свойственно с серьёзным видом угрожать смертью просто ради красного словца), даже с учётом того, что государственный террор виделся ему в первую очередь средством задушить террор стихийный (можно припомнить инквизицию, которая больше спасала от возведённых толпой с вилами костров, чем отправляла на свои).
    • Касательно роли Ленина в расстреле царской семьи достаточно сказать, что расстрела царя он желал горячо и жадно — но совершенно НЕ тогда и НЕ так, как он в итоге произошёл. Ленину мечталось о публичном суде: привезти царя с царицей в Москву или Петроград и публично заставить «гражданина Романова» повторить судьбу «гражданина Капета»; не без шанса могли остаться в живых царские дочери и даже цесаревич (примерно на тех же правах, что император Пу И в пореволюционном Китае). Распоряжение же о судьбе Романовых Ленин если и отдавал, то устно и наверняка не из первых рук, так что у исполнителей оставался большой простор для интерпретаций. То же касается и расстрела Колчака. Но и Колчака, и царскую семью расстреляли не вполне большевики, первого — разъярённый народ, второго — скорее левые эсеры, чем коммунисты.
      • Более вероятно, что царя решили убить эсеры: на тот момент они неожиданно перестали быть важной силой, и чтобы вернуться во власть, начали мутить воду - восстание Чехословацкого корпуса на их совести, как и казни "красных комиссаров" на юге империи, как и множество терактов в Гражданскую, устроенных ими уже вообще против всех партий, что восстановило против них уже и большинство народа (нулевой рейтинг, да). Устраивали хаос, чтобы разделить противников и властвовать, да сами в этом хаосе и сгинули. Убить бывшего царя в подвале - явно их почерк. Большевики же неоднократно в 1918 году писали, что хотят публичного трибунала на самодержцем.
  • После победы в Гражданской войне Ленин ещё успел ослабить гайки, запустить план ГОЭЛРО и перевести страну — уже не просто РСФСР, но полноценный СССР — к тому, что мы знаем как НЭП. И в январе 1924 года был вынужден оставить износившееся[5] тело (не пишем «умер» — Ленин жив и вечно будет жить будит жуть!), которое его жрецы освободили от лишних внутренних органов, набальзамировали и поместили в грибницу гробницу, где его можешь посетить и ты, товарищ посмотрелец. Возможно, кто-нибудь из нас ещё доживёт и увидит, как он восстанет[6].
    • Известна байка о том, как в первоначальном, временном Мавзолее прорвало канализацию. Патриарх Тихон, незадолго до этого выпущенный из чекистских застенков, кратко резюмировал ситуацию: «По мощам и елей».
      • Канализацию, действительно, прорвало, так что это не байка - но не в Мавзолее, а неподалёку. Тот самый "временный мавзолей" образца 1924-го года представлял собой, по сути, большую землянку, прикрытую сверху лёгкими деревянными павильонами, в которой не то что канализации - водопровод то не факт, что был.
    • После упокоения Ильич покидал Москву только раз — в Великую Отечественную заопасались того, что нацисты могут совершить с телом, если город придётся сдать.
« Ленин с броневика обещал: «Землю — крестьянам!» Крестьяне земли так и не увидели. Но у них было чувство юмора, так что Ленин её не увидел тоже. »
— Анекдот в тему
« Почему дедушка Ленин в 53 года уже дедушка, а дядя Вова в 63 — ещё дядя? »
— Вечная жизнь не означает вечной молодости

В сухом остатке получается удивительный портрет человека, поставившего себе поистине романтическую цель и шедшего к ней самыми эффективными, хотя и не самыми благородными методами — возможно, именно поэтому и пришёл. Ленин, каким его запомнили современники, в общении был жизнерадостен, а в быту — аккуратен; как и любой первый гражданин, не терпел несогласия лично с собой, но за личную преданность готов был простить многое, хотя в отношениях с другими ставил революционную целесообразность превыше всего, порой превращаясь в натуральный бездушный разум («для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата»). Каким был настоящий, не пропагандируемый и не пропагандирующий Ленин, мы теперь уже вряд ли узнаем.

Стереотипы[править]

Лениниана[править]

Творчество самого Ленина[править]

По ходу вышеописанных событий Ильич успевал заниматься научной деятельностью, в частности, философией, политологией, спорил с политологами и философами-современниками, разбирал исторические явления… в общем, написал на 55 толстенных томов. Наиболее важные для понимания сути вещи:

  • «Материализм и эмпириокритицизм»
  • «Удержат ли большевики государственную власть?» — отсюда пошла в народ цитата-бастард о том, что каждая кухарка должна управлять государством. На самом деле Ленин писал о том, что каждая кухарка должна научиться управлять государством, к чему на момент написания статьи она была как раз неспособна (собственно, и сейчас не стала) — и, разумеется, предлагал свою партию в учителя.
  • «Что делать?»
  • «Шаг вперёд, два шага назад»
  • «Три источника и три составных части марксизма» — отсюда пошла в народ уже не бастардизированная, но очень клизменная цитата «учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
  • «Империализм как высшая стадия капитализма»
  • «Государство и революция»

Здесь более полный список.

Заветы Ильича[править]

Цитаты Ленина, популяризованные Лениным, перевранные из Ленина и приписанные Ленину. Вождь не стеснялся растаскивать на цитаты как классиков, так и современников, а когда, в свою очередь, был растаскан на цитаты сам (а на это он был обречён, ибо, в отличие от Маркса и Энгельса, писал простым и афористичным языком, да и форсили его труды со страшной силой), то вслед за Лениным пошли в народ и те, на кого он ссылался.

  • «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский…»
  • «Есть такая партия!» — бронебойный ответ Ленина министру-меньшевику Временного правительства Ираклию Церетели. По преданию, когда тот под конец своей речи на первом съезде Советов риторически спросил, может ли кто-то из делегатов назвать партию, готовую вотпрямщас взять в руки власть и ответственность, Ленин поднялся с места и звучно провозгласил именно это. На самом деле, Ленин выступал только на следующий день после Церетели, но на речь его ответил адресно: «он говорил, что нет в России политической партии, которая выразила бы готовность взять власть целиком на себя. Я отвечаю: есть! Ни одна партия от этого отказаться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком»
  • «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». И если сам Ленин, скорее всего, под «нельзя» имел в виду «невозможно» (в соответствии со своими материалистическими убеждениями), то вот его наследники, вздевшие эту цитату на знамя, явно читали слово «нельзя» как «запрещено».
  • «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — сказана наркому просвещения Луначарскому.
  • «Кто не работает, тот не ест» — искажённая библейская цитата: «…Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам, 3:10), употреблялась Ильичом во многих работах. В ленинском варианте максима сильно ужесточилась: если апостол всего лишь предлагал нежелающим трудиться самим перестать тунеядствовать за счёт тех, кто работает, то у вождя отчётливо видно, что это как раз те, кто работает, не позволят есть тем, кто не трудится.
  • «Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль» — из статьи «К вопросу о национальностях или об „автономизации“». Как говорится, чья бы «королла» фырчала.
  • «Учиться, учиться и учиться лучше, чем работать, работать и работать» — по-видимому, цитата из «Моей жизни» Чехова, которую Ленин любил и частенько вворачивал в статьи и речи.
  • «Формально правильно, а по сути издевательство» — сказано о бюрократических отписках.

Фольклор[править]

  • Анекдоты, тысячи их. Когда восхваления той или иной персоны льются из каждого утюга, то, какой бы достойной эта персона ни была на деле, любой организм затребует «таблетки соль с перцем». Делятся на три категории: политические антисоветские, политические просоветские (в которых, как правило, воскресший Ленин приходит к выводу, что навороченное его преемниками можно исправить только новой революцией) и просто хулиганские.
« Дорогие дети! Всем известна доброта Ленина. Я вам расскажу такой случай. Однажды Ленин брился у шалаша в Разливе, а мимо шел маленький мальчик. Ленин бритвочку точит, а сам на мальчика поглядывает. Вот Ленин побрился, кисточку вымыл, опять бритвочку точит, на мальчика поглядывает. Потом бритвочку вытер и положил в футлярчик. А ведь мог бы и полоснуть! »
— Первый тип
« Когда был Ленин маленький, он ненавидел манную кашу. Чтобы заставить его есть, Мария Александровна садилась рядышком и уговаривала: «Ложечку за маму… ложечку за папу… ложечку за веру… ложечку за царя… ложечку за отечество…»

На маму и папу Вовочки ещё хватало. А вот веру, царя и отечество он очень крепко невзлюбил…

»
— Третий тип
« — А что это вы пишете, Владимир Ильич?

Мандаты, Наденька. — Сам ты хуй лысый, Вовочка!

»
— Третий тип

Театр[править]

  • Оперетта «Варшавянка» — змеебарсук Дмитрия Быкова. Ленин — одно из действующих лиц, и среди опубликованных отрывков из опуса есть его ария, в которой он предстаёт деспотом, откровенно упивающимся своей возможностью давить инакомыслящих.
« Ленин (поначалу плавным речитативом):

Сейчас художники нередко уверяют, Что можно в схватке быть на третьей стороне, Коллег-борцов они фальшиво укоряют За подчинение диктату, то есть мне! Они намерены поддержку обрести в нас, Они расчётливо играют в объективность, Внушая прочим и себе, Что можно в классовой борьбе Остаться чистыми, играя на трубе, Бе! Бе!

Да полноте! Который год нам? Кому вы врёте, любезные друзья? Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя смотреться замечательно по нашим временам, Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам, Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам, Нельзя сочувствовать рабам, А только нам, нам, нам!

А то вот есть ещё любители такие, Что и к борьбе не призывали испокон, Что опасаются разнузданной стихии, Но верят истово в порядок и закон. Они кричат, что не по нраву никому мы, Напоминают нам об участи коммуны, А ведь она — comment ça va — Лишь в том была и неправа, Что слишком верила в красивые слова.

Находчивым И сумасбродным Всегда приятна кровавая резня! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! А тем, кто болен милосердием по нашим временам, Остерегая нас с усердием ходить по головам, Тот ближе к Тихонам и Сергиям, чем к Марксу или нам, Гуманность выбросьте к хренам, Не то съедят, ням, ням!

А то вот есть ещё поборники свободы, А то вот есть ещё сторонники добра — Как бы поклонники тропической погоды Во льдах Архангельска и в городе Петра! Они уверены в плодах своих утопий, Они намерены тут сделать, как в Европе, Чтобы невинность соблюсти И «Капитал» приобрести, Как бы подсахарить, прости, родные шти!

Вам хочется Быть самым модным, Но это крайне опасная стезя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! У нас холодная, огромная, бездомная страна, У нас традиция погромная, и нам она верна, А если вам мила укромная, уютная весна, Мы с грациозностью слона Пошлем вас на, на, на!

(Сrescendo, на авансцене.)

Вы с творчеством Антинародным Хотите выжить, над бездною скользя! Жить в обществе И быть свободным, И быть свободным от общества нельзя! Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца, Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца, А несогласные растопчутся до самого конца, Хоть вы от пяток до лица Такая ца-ца-ца!

»

Литература[править]

« Несколько лет назад я сделал небольшое наблюдение. Я вдруг обратил внимание на то, что душою, вдохновителем кровавых гонений, которые обрушились на христиан и их Церковь в первые десятилетия Советской власти, был человек, который носил имя Святого Крестителя Руси — князя Владимира. Но притом фамилия его — Ульянов то есть, собственно, Юлианов) — содержит в себе имя одного из злейших за всю историю врагов Церкви — кесаря Юлиана Отступника. Страшноватый дуализм… »
— Михаил Ардов, «Мелочи архи-, прото- и просто иерейской жизни»
  • «Рассказы о Ленине» (советская цензура это не афишировала, но вообще-то автором был Михаил Зощенко) — можно сказать, первые семена культа личности Ленина, которые засевались в голову юного ещё не пионера и даже не октябрёнка. Как и любые пропагандистские тексты, представляют Ленина сверхчеловечески скромным, самоотверженным, справедливым и милосердным, однако основаны на реальных событиях (в частности, реально имела место история с пришедшими с обыском шушенскими жандармами). Наиболее известен рассказ «Ленин и печник», послуживший основой для одноименного стихотворения Твардовского («В Горках знал его любой…»).
  • Николай Носов, «Незнайка на Луне» — не исключено, что лунная богачка и крокодительница собачница госпожа Минога названа так именно в качестве натебейки по адресу Крупской. Которая сказки как жанр терпеть не могла и порывалась позапрещать к такой-то матери (от этого пострадал, к примеру, Чуковский).
  • Вадим Панов, «Тайный город» — Ленин здесь очередная инкарнация Великого Господина Азаг-Тота, бывшего человского колдуна, ставшего мутантом от употребления Золотого Корня. А Советская власть — его вторая попытка построить государство, основанное на ненависти (первое, Гиперборею, десять тысяч лет назад разгромили Великие Дома в союзе с теми челами, которые на Корне не торчали). К счастью, Азаг-Тот исчерпал запасы Корня в организме, впал во фхтагн и был помещён в саркофаг с целью не дать ему насосаться частиц Золотого Корня из почвы и восстать. Тайный Город вздохнул спокойно, а государство прибрал к рукам Коба.
  • Михаил Успенский, «Приключения Жихаря» — среди новелл и устарелл, которые Жихарь рассказывает идолам Проппа, есть история богатыря Хотена Блудовича (цельнопотыренного из реальной былины), который как-то раз возжелал спящую красавицу и таки действительно нашёл хрустальный гроб. Только «лежит в этом гробу не красная девица, а малый мужичок. Желтый такой, все на него молчком любуются». Решив, что это иллюзия, скрывающая красавицу, Хотен Блудович полез к нему целоваться и был закономерно повязан.
  • Ирина Андронати, Андрей Лазарчук, «Заяц белый, куда бегал» — альтернативная история о том, как Пушкин таки доехал на восстание декабристов, у царя не поднялась рука на Наше Всё, и он вместо повешения сослал смутьянов в Аляску. В итоге к XX веку западное побережье Северной Америки чуть менее чем полностью стало русским, а Ленин подался не в революционеры, а на Клондайк.

Кино[править]

  • На молодого Ульянова внезапно очень походил в аналогичном возрасте… Леонардо Дикаприо. Когда актёру об этом сказали, он ответил, что с удовольствием сыграл бы вождя, если бы предложили. Пока не предлагают.

Телевидение[править]

Мультсериалы[править]

Видеоигры[править]

Музыка[править]

  • Советские патриотическо-пропагандистские песни, тысячи их. Начиная непосредственно с гимна СССР: «…и Ленин великий нам путь озарил…», где формулировка нарочно подразумевает двойное толкование (кто великий — Ленин или озарённый им путь?)
    • Самая известная из них, пожалуй — «И вновь продолжается бой», перевод которой на иврит вынесен в эпиграф.
  • Гражданская оборона:
    • «Всё идёт по плану» — «один лишь дедушка Ленин хороший был вождь, а все другие остальные — такое дерьмо…». Но именно что «был», а ныне он совсем усоп, разложился на плесень и липовый мёд.
    • «Верю, будет…» — «„Кто послал вас?“ — спросят марсиане. Им ответят — „Ленина Земля“»
  • Сергей Трофимов, «Песня о Ленине». Грустно-стёбная и с толстым намёком на то, что все беды в раннем СССР были оттого, что Ленин «не вождь в интимном плане».
  • MAMA RUSSIA — «Russian revolution» о том, как Ленина таки некромантировали и ещё проапгрейдили.
  • «Наутилус Помпилиус», «Колёса любви» — Ленин был одним из великих людей, знавших о колёсах любви.
    • Знал ли Владимир Ильич о них, песня не сообщает - лишь то, что был на них намотан, в промежутке между Чингисханом и Гитлером.

Изобразительное искусство[править]

Примечания[править]

  1. По другой версии — еврея-выкреста. Документально она не подтверждается, но сёстры Ленина поддерживали именно её, хотя основывались лишь на том, что дед происходил из Житомира. По третьей версии, Александр Бланк был вообще украинец. Другой вопрос — кто пустил еврея, не купца первой гильдии, за Черту Оседлости и в ряды дворянства, где с этим вопросом всё было очень строго.
  2. Сами пломбы на вагоне означали только то, что вагон нельзя покидать. Сейчас точно так же ходят поезда из Калининградской области в остальную часть России — что же, все пассажиры этого поезда — литовские шпионы?
  3. Нет, это был не тот броневик «Враг капитала» марки «Остин-Путиловец», который сейчас остался единственным на ходу из себе подобных, но не исключено, что один из той же серии.
  4. Между прочим, лично Сталиным — у самого рука не поднялась.
  5. По официальному заключению — от атеросклероза, по конспирологическому — от нейросифилиса, однако в начале двадцатого века существовала привычка обзывать сифилисом любую непонятную болезнь, тест Вассермана показал отсутствие данной болезни, а заключение сразу нескольких экспертов, в том числе и зарубежных, подтвердили атеросклероз, по реалистичному — от содержащих мышьяк препаратов, которые для профилактики сифилиса принимал.
  6. Это была шутка.