Лидер и маг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Benevolent Mage Ruler, Sorcerous Overlord. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В большинстве произведений, не описывающих магократическое общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся фактом — маг, скорее всего, удовольствуется местом великого визиря или серого кардинала в государстве или умника, если речь идёт о команде приключенцев. Но не в нашем случае. Этот персонаж — лидер и маг, который совмещает занятия магией с обязанностями предводителя более или менее крупной социальной структуры. Если вдуматься, такой подход имеет смысл — владение боевой или ментальной магией сильно повышает шансы захватить и удержать власть. Есть, правда, вероятность, что политические оппоненты нарекут тебя Тёмным Властелином… но это уже издержки. В традиционном фэнтези такой персонаж действительно, скорее всего, будет злодеем — антагонист должен представлять для героя как можно большую опасность, а что может быть более угрожающим, чем сочетание политической и магической силы? С другой стороны, если маг-предводитель окажется на стороне условного добра, с большой долей вероятности, он и будет главным героем произведения. Первой ласточкой в этом смысле был Элрик из Мелнибонэ, а дальше колёса завертелись.

Троп применим только в тех случаях, когда пост лидера не подразумевает обязательного владения магией (как при уже упомянутой магократии или в организациях, состоящих целиком из волшебников).

Родственный троп — Бог-Император.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Трое волхвов, они же три царя, которые принесли дары Иисусу. По крайней мере, в поздней фольклорной традиции.
  • Легендарный царь Соломон, мудрец и заклинатель джиннов.
  • Такие древнерусские князья как Вещий Олег, Всеслав Полоцкий или былинный Вольха Всеславич в сказаниях являлись не только удачливыми лидерами и могучими воинами, но и обладателями колдовской силы.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Упорядоченное:
    • Хаген, правитель Хединсея, ученик Истинного Мага Хедина.
    • Владычица, свергнувшая династию Халлана.
    • Народом Дану управляли князья-маги. В сюжете фигурирует один из них — Седрик Алый.
  • Метавселенная Рудазова
    • «Архимаг» — Креол как лидер собственной банды и как предводитель вторжения в Лэнг. Серая Земля до (и после) его правления уже была сформировавшейся магократией, ИЧСХ, Креол искренне считал, что маги не должны стоять во главе государств (вот во главе их глав — другое дело), пока самому не предложили.
    • «Апофеоз» — Бриар Всемогущий, прошедший путь от преследуемого диссидента до первого Колдующего Императора без единого государственного переворота.
    • Давно задуманный, но всё никак не пишущийся роман в жанре кейппанк — на местной Земле (-56 лет от нашей) аккурат посреди Второй Мировой изобрели препарат, дающий сверхспособности. Действует он, правда, на одного человека из ста — но среди них оказались многие мировые лидеры. Сталин получил возможности Супермена, Рузвельт — профессора Ксавье, а Гитлер — заправского некроманта.
  • «Дорога домой» Виталия Зыкова — главный герой, К’ирсан Кайфат, на протяжении серии успел побывать кондотьером, а потом завоевал собственное королевство, продолжая совершенствоваться как маг.
  • Лорд Сварог, граф Гэйр, собственной персоной.
  • «Хроники странного королевства» — Орландо, унаследовавший права на престол от матери и магическую Силу от отца-эльфа. А мэтр Вельмир был лидером в своей группе приключенцев.
    • Причём главной особенностью Орландо является эмпатическая магия. Швырять файрболлы во вражеские танки и вертолёты может любой маг (те, что прибыли в составе кавалерии, разнесли всю технику за секунды), а внушать товарищам +500 боевого духа, чтобы они могли стоять насмерть в безнадёжном бою — только он.
    • Скаррон был лидером-магом классического «тёмновластелинского» образца, как и его дракон Харган на посту наместника в мире Дельта.
  • Виктор «Исьемини» Ночкин «Странные приключения Ингви, короля-демона из Харькова» — главный герой Ингви (он же инженер Иволгин).
    • А также Проклятый Принц Гериан.
  • Олди, «Пасынки восьмой заповеди» — Мардула-младший, атаман разбойничьей шайки и последний, недоученный воспитанник Самуила-бацы.
  • Роман Злотников «Арвендейл». Так как в империи процветает магократия, то неудивительно, что Император также является самым сильным магом Империи. Троп идет бок о бок с тропом «власть — это сила», так как после коронации даже посредственный чародей превращается в могучего боевого мага.
  • Сергей Мусаниф «Обратная сторона медали». Кевин маг достаточно посредственный, но при этом является местным вариантом Темного Властелина. Даром, что от «Темного» у него одно название.
    • А вот Гарриус Черный из сиквела «Цвет мира — серый» — прямой троп. Крутой и могущественный маг, которого так задолбал бардак в окрестных землях, что тот собрал отряд бойцов и начал завоевывать всех соседей, попутно наводя порядок на их землях. К моменту повествования завоевал почти весь континент. По итогам — основал Континентальную Империю.
    • А после успешного наведения порядка ушёл в отставку, и через двести лет инкогнито работает экскурсоводом в музее имени себя
  • «Волшебник Изумрудного города» — практически все первоначальные руководители частей Волшебной страны (кроме подземных рудокопов, марранов и зверей в лесу). Те, кто в магию на самом деле не умел, старательно пытались магами прикидываться (Гудвин, Урфин Джюс при обеих попытках захвата власти).

Зарубежная[править]

  • Легендариум Толкина:
    • Фэанор сотворил могущественные магические артефакты (Сильмарилли, Палантиры, волшебные Светильники, названные его именем и многое другое) и был Королём Нолдор.
    • Финголфин первоначально носил имя «Голфин» (Golfin) — и лишь позднее Профессор пришёл к имени «Финголфин». Первоначально это имя происходило от нолдоринских слов «phin» («умение») и «(n)gol» («магия»). Хотя, в текстах Профессора каких-то особых способностей к магии не проявлял.
    • Финрод Фелагунд, король эльфов Нарготронда — обладал значительными способностями к псионике.
    • Кэлебримбор, предводитель Гвайт-и-Мирдайн — это он изобрёл способ создания Колец Власти.
    • Эльронд был мудрейшим из эльфов (и в том числе и в области магии — так, например, с лёгкостью смыл Девятерых водами Бруинена).
    • Галадриэль обрушила своими силами стены Дол-Гулдура.
    • В экранизации Питера Джексона магическими способностями (как минимум — в области иллюзий) обладает Трандуиль. О книжном короле лесных эльфов ничего точно не известно в этом плане.
    • Моргот (хотя, он скорее сатанинский архетип), Саурон (хоть больше и падший ангел — но был известен как Некромант) и Саруман, когда стал правителем Изенгарда.
    • Ангмарский король-чародей, будущий главный кольценосец.
  • «Хроники Нарнии» — Белая Колдунья Джадис и Леди в Зелёном. Тот случай, когда магия позволяет захватить и удержать власть даже при нулевом рейтинге (у Джадис, впрочем, были и искренние поклонники). Также Кориакин в качестве правителя однотопов.
  • «Наследие»:
    • Гальбаторикс, правитель Империи.
    • Все правители эльфов.
  • «Колесо Времени» — Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон, и два Лжедракона — Мазрим Таим и Логайн. Также все Отрёкшиеся в той или иной степени.
  • «Ведьмак» — часто встречалось в эпоху первопоселенцев (Йан Беккер, Раффар Белый), но позже маги договорились в политику не лезть, предпочитая управлять из-за кулис. Бывали исключения для королевских особ с мощным врождённым даром, как прабабка Цириллы Адалия Ворожейка. Могла в этой роли выступить и сама Цири (на престоле Цинтры/Нильфгаарда/Ковира), но не сложилось.
  • «Досье Дрездена» — чернокнижники любят собирать вокруг себя небольшие культы, оказывающие им всякие услуги. Виктор Селлз, Кравос, Аристид, да и Никодимус в этом плане не отстаёт. А вот «светлые» чародеи предпочитают смертных в свои дела не вовлекать.
    • Предпочитают, но вот сам Гарри…
  • МИФы — Скив. Конечно, главным образом команда его соратников (впоследствии — Корпорация МИФ) состояла из магов, но были там и сотрудники без колдовских талантов (Брокхрест, Ааз, Гвидо, Нунцио).
  • «Песнь Льда и Пламени» — те из Старков, у кого проявляется талант варга.
  • «Сага о Копье» — Рейстлин, собирающий собственное войско в Трилогии Близнецов.
  • «Князь Пустоты» — Анасуримбор Келлхус. Маг, полководец, пророк, харизматический лидер и просто красавчик.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — джедаи-генералы (назначались командующими в период серьёзных заварух, например, Войн Клонов), а также император Палпатин собственной персоной.
    • В приквельной трилогии ещё и граф Дуку, официальный глава государства КНС, а в сиквельной Сноук и Кайло Рен (Палпатин не считается, у его Вечных Ситхов и так магократия).
    • В Легендах упоминается, что до Руусана джедаи тоже могли занять пост верховного канцлера Республики.
      • Правда, следует заметить, что это вроде бы произошло всего лишь единственный раз - после окончания периода правления канцлеров из культа Пиус Деа (этакого галактического средневековья).
      • Правящая династия Империи Фелов ещё с Джаггеда Фела (сына Сунтира Фела и Сиал Антиллес) породнилась со Скайуокерами-Соло, и хотя никто из Фелов не был формальным джедаем, большинство таки было полноценными форс-юзерами и членами ордена Имперских Рыцарей, что почти то же самое.
      • Все империи ситхов.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «My Little Pony: Friendship is Magic» — принцессы Селестия и Луна. Вопреки впечатлению от первых сезонов, не божества и не какие-то уникальные существа, просто очень могущественные волшебницы-аликорны.
    • А также король Сомбра, королева Кризалис, король Шторм и лорд Тирек. Впрочем, у последнего только титул, а правление ему нафиг не нужно, а Шторм вообще больше на пирата похож.
  • «Аладдин» — прежде всего, конечно же, Мозенрат, а ещё тот малолетний король, настроение которого моментально меняло погоду в целой стране. Джафар, кстати, тоже успел побыть сабжем, но недолго.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — все правители Народа Огня являются могущественными покорителями огненной стихии.
  • RWBY: что светлый властелин инкогнито Оз, что его бывшая жена Сейлемживые реликты из тех додревних времён, когда человечеству была доступна настоящая магия (нынешние люди этого мира обладают разве что рандомным и узкоспециализированным подобием (англ. Semblance) магии).

Комиксы[править]

  • Конечно же, Доктор Дум, Танос и Магнето, если считать его силы за магию! Кто ж ещё?!
    • А с недавних пор и Чёрная Пантера, который получил силы некромага.
    • Шторм.
  • Чёрный Адам, Аквамэн, Геофорс и Удивительный Человек.

Аниме и манга[править]

  • Overlord — главгерой Момонга(он же Айнз Оал Гоун для своих подданых), король-заклинатель Колдовского королевства Назарик. Будучи высокоранговой нежитью и одним из сильнейших магов Нового Мира, тем не менее, твёрдо намеревается построить утопию для всех рас, где все будут равны в правах и обязанностях, а пока занят реформами в королевстве, покорением соседних стран и внешнеполитическими интригами.
  • «Records of Lodoss War». Король Валиса Фан и его приемник Этох. С прикрученным фитильком, т. к. не волшебники, но паладин и священник соответственно. Поэтому используют не тайную, а божественную магию.
  • Mahou Shoujo Madoka Magicaс прикрученным фитильком спинофф о Жанне д'Арк, в котором её вывели волшебницей.

Видеоигры[править]

  • Серия стратегий Dominions — практически все волшебники являются ещё и командирами войска, как минимум низкоранговыми. А некоторыми типами войск (например, нежитью) только они командовать и могут.
  • Великий дом Теллванни же! Возглавляется магами, которых, впрочем, собственно магия интересует гораздо больше политики.
  • Age of Wonders 3 — предводители классов Чародей, Теократ, Некромант и Архидруид. Игромеханически способности Технократа, Плута и Военачальника тоже считаются заклинаниями, но сюжетно ими не являются.
    • В предыдущих частях лидерами-магами были ВСЕ предводители.
  • Assassin's Creed 3 Тирания короля Вашингтона - Вашингтон при помощи техномагического артефакта поработил умы отцов-основателей США и короновал себя, помимо контроля разума его скипетр дает ему еще множество магических способностей.
  • Серия HoMM (кроме четвёртой части) — любой герой архетипа Magic, так как даже очень могучий маг здесь не сможет обойтись без армии. С другой стороны, вкачать чистого полководца без магии (в отличие от какого-нибудь Master of Magic) вам ничто не мешает.
    • HoMM IV — герой, качающий одну из магических школ (Природу, Жизнь, Смерть, Порядок или Хаос) и либо Управление/Благородство (Nobility), либо Тактику. Поскольку, чтобы герой прожил дольше одного хода, желательно качать ещё и Бой, такое сочетание встречалось редко.
  • King's Bounty (серия ремейков) — формально, только герой класса Маг. Фактически, у вас вряд ли получится пройти всю игру за представителя любого класса, ни разу не воспользовавшись магией.
  • Disciples — один из возможных вариантов выбора правителя (верховный маг) и один из типов предводителей отрядов (просто маг). Естественно, именно они эффективнее всего используют имеющиеся у игрока заклинания.
  • Stellaris – при псионическом возвышении троп отыгрывается 100%, но и без этого можно заполучить себе, например, лидера-кетлинга и избрать его в генсека/председателя/диктатора.
  • Warcraft — Джайна (собственно, маг и лидер Терамора, ныне — Кул-Тираса), Тралл (шаман и бывший вождь Орды), Иллидан времён Frozen Throne (невероятно сильный колдун согласно лору, строивший свою мини-империю в Дреноре), Сильвана Виндраннер (тёмный охотник и актуальный уже нет лидер Орды), а также пара десятков персонажей калибром поменьше.
    • Вечная Императрица Азшара смотрит на всех вышеописанных как на дилетантов.
  • Warlords Battlecry III — классы героев, изначально владеющие магией и имеющие бонусы к харизме. К ним относятся целитель, жрец, друид (лечат и усиливают свои войска), мудрец, мастер рун (дают бонусы расовым юнитам-магам), шаман и элементалист. Также в эту категорию попадают юниты-генералы, владеющие магией, такие как имперские маги или чумные жрецы.
  • Эадор — волшебник, развивающий лидерские таланты, становится Заклинателем (специалистом по наложению долговременных усилений или ослаблений), а полководец, изучающий магию — Жрецом (повышает боевой дух и сопротивление магии у своих воинов).
  • Шутки ради: «South Park: The Stick of Truth» — Эрик Картман, Король-Чародей Твердыни Купы, отыгрывает боевого мага и возглавляет фракцию, к которой присоединяется главный герой, да ещё и по пердельно-магической части становится его ментором. Козлом и чудаком на букву «М» он как был, так и остаётся, хотя при нужде вполне может проявить отвагу. В ближнем бою жиртрест предсказуемо слаб, но зато наколдовать огненный шторм из пятой точки — как нечего делать.
  • Всевозможные РПГ с партиями героев и возможностью создать собственного персонажа. При выборе магических специальностей получается наш троп.
  • Аллоды — Император Хадагана Незеб, один из сильнейших Великих Магов вселенной.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Император Человечества как первый из них, примархи Магнус и Лоргар под номерами два и три. Кроме них, штатно командиры с псайкерскими навыками встречаются только у эльдар (Провидцы), тиранидов (Тираны Улья и Нейротропы) и Хаоса, однако ничто не мешает библиарию или боевому псайкеру в виде исключения возглавить своё подразделение.
    • Малкадора Сигиллита не забываем.
    • Псайкеры, возглавляющие хаоситские культы или культы имени себя, тоже бывают. А во времена Эры Раздора псайкеры были среди тиранов, возглавлявших техноварварские государства.
    • Там же никто не удивится, узнав о библиарии Космодесанта, ставшим Магистром Ордена и тем самым попутно получившим полномочия планетарного губернатора. Поскольку в уставе Инквизиции чётко прописано, что после завершения расследования инквизитор обязан приложить все возможные усилия по восстановлению докризисной ситуации, инквизитор-псайкер, вычистивший огнём и мечом верхушку коррумпированной планетарной администрации, сам должен сесть в высокое кресло, как минимум до тех пор, пока Администратум новых чиновников не пришлёт или местные лояльные кандидатуры не выявятся. А вот ситуация, когда планетарный аристократ с невысокими псайкерскими способностями проходит санкционирование и, вернувшись на родину с уникальным даром, со временем садится на трон, исключительно редка (больно трудо- и финансовозатратная комбинация получается), но возможна, Правитель-целитель или ясновидец у народа особого отторжения не вызывает, а уж за его лояльностью Инквизиция с особым вниманием присмотрит.
    • У ордена Кровавых Воронов все высшие командные посты занимали библиарии. Однажды это очень неприятно ему аукнулось…
  • Warhammer Fantasy Battles — любой лорд, владеющий магией, десятки их. Особенно характерно для эльфийских фракций и вампиров (у этих на личной магической силе держится почти всё войско), но в том или ином виде лидеры-маги есть у всех.
    • Но только один обладает пафосным титулом «Король-Чародей». Малекит, лидер темных эльфов (а под конец мира — и всех эльфов вообще), собственной персоной.
  • D&D 3.5 — поскольку сила заклинаний чародея (сорка) зависела от значения Харизмы, зачастую именно он играл роль гласного лидера и дипломата команды. Насколько это соответствовало реальному распределению ролей внутри группы, целиком и полностью зависело от игрока. Сюда же можно отнести бардов и чернокнижников.
  • Равенлофт. Не все лорды доменов владеют магией, но почти каждый обладает значительной властью над границами собственного домена (которая зачастую очень похожа на магическую).