Линкор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эта халабуда никому не уступит дорогу

Линкор (линейный корабль, англ. battleship) — самый крупный исторический тип боевого корабля (если не считать дредноутов, которые обычно считаются разновидностью линкоров).

В реальности[править]

Исторические линкоры — гигантские корабли с массивной броней и дальнобойным пушечным вооружением. В силу брони и огромной огневой мощи линкоры свободно могли в одиночку выигрывать сражения с целыми флотилиями кораблей классом пониже. Ну, теоретически — в отличие от крейсеров, менее мощных и более универсальных кораблей, линкоры в одиночку почти не плавали — кто же будет гонять краеугольный камень флота и просто дорогущую дуру на крейсерские миссии без прикрытия? Линкор обязан своим именем линейной тактике кильватерных колонн, применявшейся во времена парусного флота[1].

  • Корабль-черепаха — корейские бронированные корабли времён японко-корейской войны XV века. Имел металлическую броню, но так как у японцев не было корабельной артиллерии, то броня была в основном против крупнокалиберных аркебуз и абордажных кошек, соскальзывавших с брони. Имел артиллерию, а в голове дракона на носу имел алхимический тигель с кузнечными мехами выдувавшими сернистый газ. Является парусно-вёсельным, причём, в отличие от европейских галер вёсла располагались вертикально, выходя из дырок вниз, так что гребцы были неплохо укрыты от обстрела противника из аркебуз и луков.
  • Парусные линкоры. Первые корабли, относящиеся к этому типу появились в начале XVII века, последние были списаны в 1860-х годах. Главной особенностью линейных кораблей была их специализация — морской бой (в отличие от тех же испанских галеонов Непобедимой Армады — фактически вооруженных транспортных кораблей, способных и десант привезти, и золото из Америки в Испанию доставить, попутно отбив нападение какого-нибудь пирата). Отличались толстой обшивкой (до двух метров дуба — не всякое ядро пробьет), числом и расположением артиллерии — до 150 пушек в нескольких деках[2]. До середины XIX в. были чисто парусными и деревянными, после некоторые корабли обшили броней и поставили паровые машины.
  • Броненосцы. Появились в середине XIX века как развитие фрегатов, почти полностью исчезли после 1922 года.
    • Батарейный броненосец. По сути тот же фрегат, с бронированной артиллерийской батареей. Пушки по горизонтали не наводятся, стреляют только перпендикулярно оси движения корабля.
      • Если посмотреть на фотографии батарейных палуб этих броненосцев, то окажется, что наведение по горизонтали тоже было. Естественно, с ограниченными углами наводки.
    • Казематный броненосец. В отличие от батарейного, пушки могут наводиться по горизонтали.
    • Барбетный броненосец. Уже более привычный взгляду вариант: на носу и на корме барбеты (можно сказать — не прикрытые сверху башни), в которых установлены одна или две пушки монструозного калибра — до 400 мм. Стреляют такие пушки медленно (произносить с эсто-онским акцентом), попадают из них редко, но уж если попадут…
    • цитадельный башенный броненосец типа «Италия» (1880 годы). Отдельным пунктом — потому что это плавучий парадокс: особо монструозный тип броненосца — семнадцатидюймовые (более 400 мм) орудия в количестве четырёх штук на рыло, штук восемь 150-мм орудий, охрененно тяжело бронированные барбеты, непрошибаемые вообще ничем (на момент постройки — даже собственным главным калибром), скорость 18 узлов (выше чем у кого бы то ни было)… и при этом полнейшее отсутствие брони (поясной не было, однако имелась солидная бронепалуба). Считается предком линейных крейсеров. Следует отметить, что данный прошибаемый плевком навылет броненосец мог найти применение в качестве корабля поддержки десанта, или даже войскового транспорта, благо народа туда влезало очень много, но — это Италия. Повоевать не получилось, конструкция не прижилась.
      • Автор данной правки хочет подметить что это на тот момент было гениальным ходом. Разрывных снарядов не было, все пользовались бронебойными, по сути болванками. Они деревянному кораблю вреда наносят не много, ну максимум дыру оставят, но так как корабль состоял из огромного количества отсеков, то потеря нескольких его не волнует. Зато можно было перевозить целую дивизию. Но, автор предыдущей правки поясняет, что от кучи дыр мореходные качества корабля не улучшаются, и существует весьма некислая вероятность потери остойчивости и совершения переворота кверху пузом. Тем не менее, "Италия" могла ещё и стрелять дальше чем конкуренты, так что вопрос практичности такого корабля - это в первую очередь вопрос тактической роли, для "Hit&Run" годится идеально, но кто в те годы так воевал?
    • Броненосный таран. Так как из пушки попасть малореально[3], лучше подплыть к врагу поближе, а отсюда и до идеи тарана недалеко. В отличие от всех предыдущих типов, вооружение сконцентрировано в носовой части, чтобы влепить супостату в борт из всех стволов, а потом и самому влепиться.
      • Впоследствии тактика дополняется подводным штевневым торпедным аппаратом в носу, чтобы, дав задний ход и отплыв от цели, ещё и торпеду в свежепроделанную дырку вогнать. Эта конструктивная особенность прожила во флотах разных стран несколько десятилетий, хотя стоила около 5 % максимальной скорости, снижала прочность с мореходностью и ни разу за всю историю не была применена по назначению.
    • Эскадренный броненосец. Корабль конца XIX — начала XX в — две башни, на носу и на корме, пушки уже стреляют не раз в полчаса, а раз в 1-2 минуты, снаряды начинены не порохом, а тротилом/лиддитом-мелинитом-шимозой/пироксилином. Калибр для всех стандартный — 12 дюймов или 305 мм (Исключение — немцы с пушками в 280 мм и американцы — 330 мм). По бортам все те же батареи или казематы, но со скорострельными пушками среднего (120—152 мм) или малого (75-100 мм) калибра
    • Монитор. Фактически — речной или прибрежный броненосец, появились в ходе гражданской воны в США, использовались для разборок на Хэмптонском рейде и на Миссисипи. В дальнейшем — специальный корабль для обстрелов вражеских берегов, поддержки десантов, действий на реках. Вооружение разнообразное, от стандартных морских орудий до танковых башен[4].
    • Броненосец береговой обороны. Как правило существенно крупнее монитора, но заметно меньше эскадренного. С низким надводным бортом, что отрицательно сказыается на мореходности, так же за счёт мореходности и автономности нередко был тяжелее — как по вооружению и так броне эскадренного броненосца. Больше всего броненосцев береговой обороны построены балтийскими и скандинавскими странами - друг против друга.
      • Поповка — разновидность броненосца береговой обороны от адмирала Попова, очень неоднозначный корабль как со своими достинствами, так и не достатками. Отличался круглой формой, что позволяло получить максимум водоизмещения при минимальной осадке.
  • Дредноуты. Творческое развитие броненосцев — броню нарастили, чисто башен с большими пушками увеличили (убрав пушки среднего калибра), скорости установкой турбин и переходом с угля на нефть добавили… И оставили в укрытых портах, так как корабль, стоящий на современные деньги пару миллиардов долларов, в бой бросать просто жалко.
    • В случае с дредноутами количество перешло в качество - резко возросшее число орудий главного калибра позволило производить пристрелку без перезарядки которая занимала порядка минуты, как следствие резко возросла вероятность поражения цели. Если «додредноутный» броненосец с его четырьмя орудиями главного калибра без перезарядки едва мог сделать классическую «вилку»(недолёт-перелёт-накрытие) то уже собственно «Дредноут» имевший десять таких орудий мог пару раз «сделать вилку», а затем прицельно всадить в неприятеля пару-тройку снарядов. Именно поэтому после появления дредноутов более ранние броненосцы стали восприниматься как лёгкие мишени. Хотя были и попытки создания «распределённых дредноутов» из старых броненосцев которые вели пристрелку согласованно, на Чёрном море подобным образом с определённым успехом гоняли немецкий линейный крейсер Гебен.
  • Быстроходные линкоры 1930-х гг. Опять-таки творческое развитие — скорость еще подросла, место многочисленных противоминных[5] орудий заняли не менее многочисленные зенитки [6], появились радары и системы управления огнем на полупроводниках или лампах… А цена выросла настолько, что больше трех кораблей построили только Великобритания (5) и США (10). Остальные ниасилили, хотя пытались… Как ни странно, наибольших успехов достиг не промышленно развитый Третий Рейх, не мечтающая о господстве на морях Япония, а скромная Италия, построившая ТРИ линкора[7].
    • Творческим (и логичным) развитием данного класса стали линкоры УРО[8], получившиеся у американцев в результате глубокой модернизации линкоров типа «Айова» в 80-х годах. В результате сохранили орудия ГК, в дополнение к которым получили пусковые установки для «Томагавков» и «Гарпунов»[9] и зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс» (ну и по мелочи: полностью заменили радиолокационное оборудование, обновили движки, улучшили условия обитаемости, добавили вертолётные площадки). Получилось что-то вроде огромного ракетного крейсера, который не уступая обычным ракетным крейсерам по количеству собственно ракет[10], в качестве приятного бонуса, имел весьма солидную защиту, внушительную живучесть и девять плевалок калибром 406-мм, способных обрадовать недруга подарком в тонну весом с расстояния в 40 километров. А в качестве неприятного (что и обусловило вывод всех линкоров из строя, сразу после распада СССР и начала сокращения ВМС) — чрезвычайную устарелость самих кораблей из-за которой они страдали целым рядом принципиально неустранимых недостатков (или, если точнее, в целом устранимых — но по цене этак нового атомного авианосца).

Вторая Мировая война показала главный недостаток линкоров: неспособность поражать цели за горизонтом даже на дистанции прямой видимости (см. сражение у острова Самар) так же эффективно, как это делает палубная авиация авианосцев и неспособность от этой палубной авиации надежно защититься. По этой причине линкоры были вытеснены и заменены авианосцами во всех флотах, в которых присутствовали. Единственным исключением стали американские линкоры типа «Айова», в последний раз стрелявшие во время «Бури в пустыне» (основной причиной их применения стало то, что тонна взрывчатки, выгруженная линкором через стволы, обходилась на порядок дешевле, чем такая же тонна, вываленная на противника авианосцем, к тому же этот процесс оказывался существенно безопаснее), хотя и эти корабли большую часть времени стояли на консервации — из-за чего заработали прозвище «нафталиновый флот».

В произведениях[править]

Несмотря на это, линкоры покоряют воображение читателей и зрителей своей весомостью, грубостью и зримостью: у них больше харизмы. В отличие от гламурных, современных авианосцев, во всем полагающихся на стайки мух и действующих «исподтишка», из-за горизонта, линкоры бьют прямой наводкой из гигантских, громовых орудий, и насмехаются над вражеским огнем благодаря своей мощной броне.

Космические линкоры[править]

Если и есть среда, которая обещает возрождение романтики линкоров, так это космос (на самом деле нет). Казалось бы ничто не мешает строить гигантские космические корабли с мощными и дальнобойными лазерными орудиями. Вот только если не класть совсем болт на законы физики - выяснится что те лазеры (и питающие их реакторы) нужно охлаждать. Чтобы охлаждать - нужно иметь площадь под радиаторы, а ее у линкора на единицу массы (и стоимости) намного меньше чем у чего-то более мелкого. Зато у линкора все замечательно с пассивной защитой в силу тех же причин. Таким образом, если не насиловать термодинамику линкор в космосе на фоне космических же эсминцев и истребителей является в лучшем случае консервной банкой - энергии на питание адекватных размерам орудий, щитов и двигателей не хватает, зато главный бронепояс хрен пробьешь. Или таки пробьешь ибо даже без ядерного оружия в космосе навалом высокоэнергетических средств поражения (хотя-бы болванки разогнанные до нужной скорости). Тем не менее, линкоры в космоопере появляются с завидной регулярностью.

Особенно отличились в этом плане Звёздные войны, где присутствуют мичуринские гибриды линкора и авианосца — «Звездные Разрушители»[11] — длиной 1600 метров, и их «старшие братья» суперразрушители, размеры которых — от 8 до 19 км, что вообще за пределами здравого смысла.

Также довольно круты линкоры из сеттинга Warhammer 40000 — они более впечатляющи в размерах (представьте огромный… нет ОГРОМНЫЙ кафедральный БОЕВОЙ собор в космосе), да и брони с огневой мощью им не занимать. Впрочем, в сравнении со Звездным Разрушителем огневая мощь соборолетов явно недостаточна.[12]

Во вселенной, уж простите за каламбур, EVE Online линкоры и дредноуты разделены: первые являются обычными кораблями, по размерам примерно соответствуя своим коллегам-стардестроерам из ЗВ, а по функциям - являясь основным мясом флотов в линейном бою - как и полагалось их историческим прародителям; вторые же размерами потягаются с линкорами из Вахи-сорокаштучника(под пяток километров), да и вооружением не подвели - на ваш вкус, пулеметы калибром 2,5 метра с ТЕРМОЯДЕРНЫМИ боеприпасами, энергетические орудия мощностью в сотни ГИГАватт или торпеды размером с фрегат. По функциям - являются осадными орудиями с гипердвигателем и большую часть времени неподвижно стоят в осадном режиме, расковыривая станции или себе подобных.

Более менее разумный обоснуй космическим линкорам дал Дэвид Вебер в цикле о Хонор. Во-первых основное вооружение там - управляемые «ракеты» на импеллерной тяге. Сброс тепла от двигателя ракеты - проблема уже не дредноута, а ракеты, а защищается линкор от ракет в основном противоракетами и автономными модулями РЭБ. Ну и для надежности заявлено что тепло сбрасывается в гиперпространство через все тот же импеллер.

Знаете ли вы, что?[править]

На английских кораблях башни нумеруются так:

  • Башни на носу — A, B, C
  • Башня между надстройками, если есть, называются по-разному. Если их две (симметрично или нет), то обычно P и Q (где P — левая, от Portboard). Если одна — то Q.
  • Башни в корме — X, Y, Z, причём если их меньше трёх — то начиная с X
  • Однако на лёгких крейсерах типа «Дидо» третья с носа башня — не C, как ожидалось бы, а Q. Это связано с тем, что в ней установлено не такое вооружение, как в первых двух.
  • Ещё более однако: на линкорах типа «Нельсон» третья с носа башня — вообще X: она расположена относительно первых двух не линейно-возвышенно, а на одном с носовой «А» уровне палубы, и прямо по курсу стрелять не может, а за надстройками у него башен нет вообще. Поэтому она не третья носовая, а первая кормовая. Хотя и в носу.

Примечания[править]

  1. Стоит заметить, что даже во время Ютландского сражения, случившегося в далеко не парусном 1916 году, все значительные огневые взаимодействия велись между кильватерными колоннами кораблей.
  2. Дек — закрытая батарейная палуба. Если у корабля 2 дека и больше — это линкор, один дек — фрегат. Корабли без дека — классифицируются по парусному вооружению: бриг, шхуна, баркентина, бригантина, шлюп…
  3. Единственный крупный морской бой до 1904 г. — битва у острова Лисса дал именно такой результат — всего один корабль потоплен СЛУЧАЙНЫМ попаданием.
  4. В мирное время мониторы почти не строились, а в военное время мониторы вооружались тем, что оказалось под рукой.
  5. Не против мин, а против миноносцев и эсминцев.
  6. Ну, точнее, зенитные установки 88-127 мм обычно соседствовали с установками ПМК потолще, не рассчитанными на зенитный огонь. Только у самых последних линкоров все башни среднего калибра были универсальными.
  7. А все потому, что пока немцы с японцами проектировали жутких монстров с метровой броней, 500-миллиметровыми пушками и водоизмещением за сотню тысяч тонн, итальянцы спокойно построили вполне добротные корабли, не уступающие по качеству английским и французским.
  8. Управляемого ракетного оружия
  9. Первые для стрельбы по наземным целям, вторые — противокорабельные
  10. При полной загрузке линкор УРО нёс 32 «Томагавка» и 16 «Гарпунов». Для сравнения типовая загрузка крейсера УРО типа «Тикондерога» это 26 «Томагавков» и 16 противолодочных ASROC, правда в дополнение к ним идёт ещё 80 зенитных «Стандарт-2», да и водоизмещение «Тикондероги» почти в 6 раз меньше
  11. О тонкостях перевода: слово Destroyer буквально означает «разрушитель», а морской термин является сокращением от «Torpedo-boat Destroyer» — разрушитель торпедных катеров (Более грамотный перевод — истребитель миноносцев, что по-русски равнозначно аббревиатуре «эсминец» от «эскадренный миноносец»), и потому Star Destroyer из вселенной Star Wars переводится не как «звёздный эсминец», а как «звёздный разрушитель».
  12. На заметку любителям кроссоверов: имперская макра (основное оружие кораблей империума) имеет примерно килотонную мощность, притом требует получасовой перезарядки посредством труда сотен рабов. В то же время, стандартная счетверённая установка, какая есть на "Предусмотрительности" и "Аккламаторах", имеет мощность в 200 гигатонн (!) при скорости залпа где-то в 2-5 секунд на залп. Стандартный сдвоенный турболазер на крейсерах КНС типа "Щедрость" могут расплавить ледяную луну диаметром в 1000 км. за ОДИН выстрел.