Ложный финал

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Series Fauxnale. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

10 игр с ложным финалом

События достигли своего апогея, готовится развязка, и у зрителя или игрока возникает ощущение, что уже финал. Но между этим ложным финалом и настоящей концовкой что-нибудь да произойдёт.

Встречается и в музыке: когда композиция длилась уже значительное время, по прихоти композитора играются такие ноты, которые по всем признакам напоминают финал (тоника прыгает в доминанту и обратно). Потом крохотная пауза… и композиция играется дальше!

Противоположное явление: «неожиданно наступивший финал» aka обрубленный конец.

Сравните также Последний Данж Первого Диска и Последний Босс Первого Диска — своеобразные атрибуты ложного финала в видеоиграх, которые обычно расположены в первой половине сюжета, до главного откровения и кульминации.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Антон Чехов, «Драма на охоте». Основная часть повести — рукопись следователя, рассказывающая об убийстве и расследовании. Рукопись заканчивается арестом… но сама повесть ещё не закончена.
  • Агата Кристи, «Убийства по алфавиту» — яркий пример. Ведь убийцу поймали, и он даже во всём сознался? Ведь нам же едва ли не сразу же дали понять, что это и есть убийца? Ведь он подходит по всем пунктам? Автор правки в детстве чуть не бросил читать на этом моменте — а что там дальше может быть, кроме скучных судебных разбирательств…
  • «Этюд о страхе. Неизвестная рукопись доктора Уотсона» Эллери Куина: финал вроде бы законченной рукописи доктора Уотсона (о борьбе Холмса с Джеком-Потрошителем) оказывается ложным финалом, когда детектив Эллери, прочитавший рукопись, приходит к выводу, что Холмс рассказал Уотсону не всю правду.
  • «Властелин колец»: герои победили тёмного властелина, наследник взошёл на престол… Конец? Нет, у нас там ещё несколько глав. И в них происходят очень серьёзные и поучительные события (местами не без трагикомизма, и даже с толикой политической и социальной сатиры). А потом, в качестве «несколько затянувшегося эпилога», нам расскажут, что было с героями дальше. И вот это уже действительно финал. Причём «горько-сладкий»(с), по определению самого Толкина.
    • Финал главы «Чёрные ворота отворяются» — педаль в пол. Серьёзно, можно напечатать всю книгу без последующих глав — будет вполне законченный сюжет с несчастливым концом и смертью POV-персонажа. Даром что эта глава действительно последняя в книге — в пятой книге из шести (сам Профессор делил роман на шесть книг, а не на три тома)… Увы, это только так кажется, будто перед нами «отличная заготовка на финал». Линия Фродо и Сэма обрывается в конце четвёртой книги на том моменте, когда Сэм, несущий теперь кольцо, понимает, что Фродо не умер, а лишь парализован и взят в плен орками, а в пятой книге они вообще не появляются. Так что ничего законченного в таком сюжете бы не было.
  • Аналогично «Тёмные начала» Филипа Пулмана, аналогично «Имаджика» Клайва Баркера — ложный бог уничтожен, но надо что-то делать с окружающим бардаком.
  • Книга «Гарри Поттер и кубок огня»: Гарри победил в Турнире трёх волшебников, попал в ловушку Тёмного лорда, стал свидетелем его возрождения, потерял друга, но сам спасся, готовый противостоять врагам в следующем учебном году. Завершённая концовка тома? Нет, до неё ещё много страниц. Выясняется ещё одна тайна, есть и действия, последовавшие за её раскрытием.
  • Аналогично — многие детективы Акунина. Вроде уже ясно, кто преступник, наступил хэппи-энд, но страницы до конца ещё имеются. Там и наступает конец-переворот.
    • Впрочем, так бывает часто — и в классических детективах (А. Конан Дойл, Г. К. Честертон), и в современных (Д. Донцова).
  • «Новые боги» — последняя книга цикла «Киндрэт» за авторством Пехова, Бычковой и Турчаниновой. В середине книги вампирская коалиция наконец-то избавилась от главного босса — Атума, прародителя вампиров. Конец? Нет, конечно, на подходе куча нежити, которую выпустил Атум.
  • Алексей Пехоы «Хроники Сиалы». Герой-вор Гаррет, вытащил Рог из проклятых подземелий и даже дотащил его до Авендума. Неназываемый повержен в последний момент. Маги вытрясли из него всю информацию по Храд Спайну. Можно сидеть и пить токайское, ожидая подписания помилования? А вот фиг вам. Танцующему с Тенями предстоит еще один подвиг.
  • Айзек Азимов «Вторая Академия». На собрании провозглашается версия одного. где сокрыта та самая Академия...и опровергается - и так трижды. Наконец нестандартным ходом удается все-таки найти и уничтожить Вторую Академию...но тут уже главная героиня сомневается в себе, не запрограммирована ли она ею. И вот когда ее конфликт разрешается...в эпилоге наступает конец-переворот, в котором мы узнаем истинное местонахождение Второй Академии, ее план и личность Первого Оратора.
  • Терри Пратчетт, «Пятый элефант». Злодей побежден и сброшен в водопад, пропавший артефакт найден и возвращен законному владельцу, волнующая загадка разгадана. Осталось только побывать на коронации, выслушать слова благодарности и можно ехать домой? Как бы не так. Мерзавец вернется в самый неподходящий момент и разбираться с ним придется серьезно.

Кино[править]

  • «Властелин Колец» (киноверсия П. Джексона) — обилие ложных финалов в конце третьего фильма. По крайней мере, в восприятии того, кто смотрел, но не читал. Мы-то думали, что всё вот-вот кончится, ибо на экране вроде как к этому дело идёт… ан нет, вот вам ещё одна сцена. Ну уж она-то финальная? А вот фиг, смотрите следующую. Ну а вот уж это-то явно похоже на Концовку Концовок, после которой должны пойти титры… Ничуть не бывало, вот вам следующий шаг на пути к истинному финалу. И так далее. В обзоре на фильм, сделанном Nostalgia Critic, употреблено выражение «баджиллион концовок» (badjillion — что-то вроде нашего жаргонного «стопицот», 100500).
  • «Бразилия»: сбежал-таки.
  • Repo Men: эй, только я заметил, что море как-то странно дёрнулось?
  • Фильм «Тёмный рыцарь»: казалось бы, Джокер арестован, и основные приключения закончились. Но тут появляются подложенные им свиньи, а сам он сбегает.
  • «Казино Рояль»: деньги получены, злодей убит, девушка спасена, можно отдыхать на курорте, а то и вовсе в отставку подавать? Фиг вам, мистер Бонд, причём по всем перечисленным пунктам. Экшн-сцена, мотор!
    • В ранних частях (особенно — времён Роджера Мура) нередко бывало так, что главный гад убит, а его дракон ещё жив. И вместо того чтобы залечь на дно, он на последних минутах фильма приходит за Бондом. С закономерным результатом.
  • «Мэверик»: ах, «Властелин Колец» долго заканчивался? Что ж, вот его достойный конкурент. Герои полфильма добираются до вожделенного покерного турнира (по дороге многократно приключаются, ищут, теряют и снова ищут вступительный взнос и всё в таком духе), а затем полфильма рубятся в карты. Но вот игра окончена, победитель с радостной улыбкой получает свой мешок с деньгами… Конец? Да. Первый из пяти или шести. Ей-богу, к титрам становится абсолютно всё равно, кому и сколько в итоге достанется — вы уж хоть как-нибудь, но закончите, а?
  • Unthinkable — в кинопрокатной версии показали ложную концовку. На самом деле была и четвёртая бомба.
  • «Звонок» Хидео Накаты. Зритель уже успокоился: в назначенное время с Асакавой ничего не происходит, значит заклятие снято? Ан нет, маленькая мёртвая девочка пришла за Такаямой. Просто механизм заклятия действует иначе.
    • Американский «Звонок» тоже. «Мы девочку похоронили, теперь всё будет хорошо…» «ЗРЯ вы это сделали!..»
  • С подсветкой: «33 несчастья» сцена приятного времяпровождения сирот с их новым опекуном дядей Монти, всё просто отлично, и рассказчик как бы заканчивает повествование словами о том, что дети отправляются навстречу новым приключениям, и у них вообще всё лучше некуда. А потом говорит, что он только ХОТЕЛ БЫ этим окончить этим историю, а ты, зритель, смотри вторую половину фильма про страдания несчастных детишек.
  • В фильме «Лекарство от здоровья» троп отыгрывается как минимум дважды. Вначале появляется ощущение конца, когда Локхарт начинает писать письмо в фирму с содержимым, до боли схожим на то, что было в письме Пэмброка, который застрял в этой лечебнице — кажется, что всё, мол, сдулся… ан-нет, догадался, что перелом его ноги был подделан, снял с себя гипс и продолжил свою борьбу. Во второй раз похожее происходит после того, как Локхарта заперли в металлической конструкции по экстракции «эликсира» и принудительно накачали маленькими угрями через трубку в живот — после этого мы уже лицезреем его, смотрящим на пейзаж, улыбающимся во все зубы (вставили, видать) и говорящим: «Зачем вообще отсюда уезжать?»… но тут уже его спасла Ханна, вручившая ему фигурку балерины, что медленно и постепенно вернуло ему здравый рассудок и позволило немногим позже уже самому спасти Ханну.
  • «Взрывная блондинка» — целых два ложных финала, причём настолько выраженных и логично завершающих историю, что народ в кинотеатре после них подрывался уходить. А вот сцены после титров нет, хотя её можно было ожидать.
  • «Женщина в чёрном» с Дениэлом Реддклифом. Они нашли труп сына женщины-призрака, которая убивала других детей, и уложили его в могилу к матери, теперь призрак успокоился… Или нет?
  • «Воздушная тюрьма» — самолёт приземляется, беглые зэки схвачены… Упс, их главарь удрал.
  • «Фокус-покус» — ведьмы сгорели в печи, герои вместе с котом вернулись домой... Упс, ведьмы не сгорели.
  • «Обыкновенное чудо» - в гостинице погоня окончена, герой сделал выбор и его обосновал, все разъезжаются... а потом начинают навещать Хозяина в его усадьбе.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «9» — если бы герои не решили, что простой взрыв фабрики может уничтожить Машину, то, может быть, Первый, Пятый и Шестой и выжили бы.
  • «Падал прошлогодний снег»: «конец-конец… концы в воду!»
  • «Зверополис» — Джуди Хоппс изобличила мэра, который скрывал правду и экспериментировал над похищенными горожанами в тайном медблоке… Стоп, что? Это только середина кина? И если он не врал, что хотел им помочь, то что это было?

Аниме и манга[править]

  • Naruto: Кагуя всё, Чёрный Зецу — тоже всё, Мадара — уже давно всё. Война окончена, можно расходиться. Но все ведь знают, чего ждут фанаты? Последней битвы Наруто и Саске! Вот Учиха и взбрыкнул...
  • JoJo's Bizarre Adventure — седьмая часть. Злой президент наконец-то пал, но кто-то слямзил труп-макгаффин, ухитрившись остаться незамеченным. Кто посмел?!! Вы все ждали, что финальным боссом окажется Валентайн, но это был я, Дио! Из другой реальности, да ещё и с фирменным стендом из третьей части!
  • TTGL — победа над Лордгеномом. Казалось бы, после нее Гуррен-Дану как военной организации делать уже нечего. А вот фигушки…
  • Neon Genesis Evangelion — аналогично, казалось бы, последний ангел повержен, человечество спасено, всех ждёт долгая счастливая жизнь, и NERV больше не нужен в том виде, в каком он есть... Извините, ребята, у боссов есть идеи насчёт последнего аккорда !
  • Steins;Gate — «концовка Маюри» или финал 24 серии. Герои все-таки решают восстановить мировую линию, отменив самый первый D-Mail. Маюри и все лабмемы спасены, но Курису Макисэ мертва, сломленный Хооин Кёма готов сложить свое звание и стать обычным студентом Ринтаро Окабэ... Но что за странное видео пришло на его смартфон?

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy VIII — Эдея повержена. Но она всего лишь шестерка. Адель? Она тоже. Но о ней уже говорят сразу.
  • Множество приставочных игр девяностых.
    • Например, Sonic the Hedgehog 2. Уровней много, и они всё хардкорнее. После определённого предела кажется, что вот-вот этот уровень финальный. Но они продолжаются — ещё и ещё. Потом Соник штурмует воздушную крепость главгада, очевидно, больше этапов не будет. Но тот сбегает на свою тайную базу в космосе. Затем появляется босс — ёж-робот, срисованный с главгероя. Очевидно, последний босс. Но нет, после него истинный финальный босс — куда больший робот.
    • И Марио туда же. Спустя пару уровней наш бравый водопроводчик узнает, что принцесса-то в другом замке, что до сих пор приносит много лулзов.
    • Или — «Черепашки-ниндзя-2». Заявленная цель игры — спасти Эйприл. Однако, после того, как она спасена, прислужники Шреддера похищают Сплинтера. И его спасение не означает конца игры, есть ещё этапы. Финальный — тот, который происходит на Технодроме. Настоящие финальные боссы — Крэнг и Шреддер.
      • Та же история и в «Черепашках-ниндзя-3», только троп там ещё ярче выражен. Долго ли, коротко ли — черепашки проникают на Технодром, побеждают Шреддера (с превеликим трудом, а в пиратской версии игры тут еще и жуткая антипиратская фича)… А это и не финал вовсе! Впереди ещё пол-игры. А настоящий финальный бой — опять против Шреддера, который выльет на себя мутаген и станет огромным и колдовским (вот только не поможет это ему…).
    • Шикарный битэмап Maximum Carnage: После победы над Карнажем в парке начинают идти титры, проходит какая-то часть, но тут опять слышится мерзкий смех, и предстоит ещё один бой. После победы, Карнаж опять мерзко ржёт и сбегает. После это предстоит ещё одна битва, на этот раз, в помещении. Она, наконец, финальная.
    • Начиная с четвёртой части Mega Man игроку пытаются подкидывать новых главных злодеев с собственными цитаделями. Но во всём всегда оказывается виноват доктор Уайли, и, разобравшись с промежуточным боссом, Мегамен привычно идёт к нему в гости.
    • Иногда задуманный разработчиками троп срывается по техническим причинам, как, например, во многих JRPG, выпущенных на CD-носителях. Даже самый доверчивый игрок сообразит, что финал ложный, если пройден только первый диск из четырёх.
  • Первый Half-Life: при прохождении у игрока неоднократно возникает ощущение, что он уже почти выбрался из Чёрной Месы, и уже близок конец игры.
  • Первый Portal — конец последней тестовой камеры далеко ещё не конец игры. Во втором Портале таких ложных финалов несколько.
  • Resident Evil 3: после долгой борьбы за выживание Джилл наконец дожидается вертолёта, который её спасёт. Кажется, можно вздохнуть с облегчением… Не тут то было: Немезис сбивает вертолёт и вынуждает искать другой путь к спасению. Через свой труп.
  • The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena: Риддик с боем вырывается из затянувшего его пиратского корабля. Он устраивает на корабле бунт, и вот, наконец, покидает спасательную капсулу, чтобы сбежать с корабля. Всё выглядит как конец игры. Но на планете Риддик понимает, что ушёл с единственного корабля, способного увезти его с этой планеты. На самом деле остаётся ещё треть игры — предстоит вернуться на этот корабль и убить капитана.
  • Jade Empire — Монах Духа побеждает злобного Императора-нежить и освобождает своего учителя Мастера Ли. Казалось бы, счастливый конец? Ан нет — Мастер Ли не меньший злодей чем Император, и сам давно метил на его место, а нам осталась ещё примерно одна пятая часть игры.
  • «Ведьмак 3». Геральт расколдовал уродца, нашёл Цири, отвёз её в Каэр Морхен, собрал всевозможных союзников и вместе с ними отбил атаку Дикой Охоты и защитил Цири. После этого опционально отвёз Цири к императору и принял или не принял награду. Конец? А вот хрен! Затем, пройдя множество событий, Геральт убивает короля Дикой Охоты. Теперь уже конец? Если бы. Надо ещё разобраться с последней ведьмой (если угораздило получить плохую концовку). А потом впереди еще целый высший вампир в Туссенте.
    • История с вампиром в Туссенте — это вообще-то DLC, сюжетно в принципе с остальной игрой почти не связанное. Его вполне можно пройти и до главной концовки.
      • Можно, но по лору она происходит строго после событий основной игры и Hearts of Stone, и в конце Геральт отходит от дел.
  • Prince of Persia: Warrior Within, первая схватка с Кайлиной. Казалось бы, императрица побеждена, пески времени не были созданы, а Дахака наконец-то отвяжется от Принца. Ан нет, облом по минимум двум пунктам, впереди ещё треть игры и одна из двух настоящих концовок.
    • Prince of Persia: The Two Thrones — Злобный визирь повержен, Фара спасена, песчаный дух Кайлины с благодарностью забрал кинжал времени, а цепь, которая почти всю игру сковывала левую руку Принца, наконец спадает. Чем не финал? Ан нет. «Все, что принадлежит тебе, мое по праву! И всегда будет моим!»
  • Tropico:
    • 4: Эль Президенте расправляется со своими недругами — Кейтом Престоном, Брунгильдой ван Хуф и генералиссимусом Сантаной. Конец? Чёрта с два! Даже победа над гадом-кукловодом президентом США Ричардсом ещё не финал.
    • 5: смерть апокалиптического маньяка и ментора Эль Президенте Леона Кейна — это ещё не всё. Предстоит борьба с ученицей Кейна, мстящей за наставника.
  • Dark Souls 3: за убийство отца Арианделя и сестры Фриде игрок получает кусок титанита. И когда кажется, что бой уже окончен, сестра Фриде поднимается вновь, и начинается самая трудная фаза сражения.
  • Серия Borderlands — в одном из DLC, после победы над боссом начинают идти титры… после чего этот босс, став больше и страшнее, разрывает экран и начинается новый бой.
  • GTA V — сначала может показаться, что самое крупное ограбление (за всю историю серии, на минуточку), о котором персонажи мечтают и говорят с придыханием всю игру — это и есть финальная миссия, к тому же не самая лёгкая и довольно долгая. А вот фиг, после неё будет действительно финальная миссия, причём, один из вариантов её прохождения (такой же долгий, как и ограбление) является канонической концовкой.
  • Criminal Case: Grimsborough — пятьдесят первое дело называется «Все закончится здесь». А вот и нифига, вовсе не закончится — будет еще пять дел, где надо распутывать произошедшее в пятьдесят первом. С прикрученным фитильком, потому что эти пять дел видно на карте, но вот в момент выхода эта часть карты была скрыта.
  • No One Lives Forever — Кейт Арчер нашла противоядие и список людей, превращённых в живые бомбы? Это ещё не конец. Победила Дмитрия Волкова и баронессу Дюма? Это тоже не конец. Наконец-то, в UNITY избавились от «кротов» и пошли титры… Ага, а в сцене после титров нас ждёт конец-переворот! Дмитрий Волков преспокойно пережил падение в пропасть, а баронесса была подставным ГлавГадом, так что злодейская организация H.A.R.M продолжает свою деятельность!
  • Okami — мы побеждаем злобного Ороти, Сусаноо осознаёт себя, как героя и его меч расцветает… думаете это конец? Щас, размечтались, это только первая треть игры и впереди ещё часов тридцать геймплея — и это только сюжет, без коллекционирования тех же рыб! Такое же ощущение вызывает босс второй трети, Девятихвост. Перед настоящим концом игры игрока предупредят, что это точка невозврата и лучше бы ему завершить дела.
  • Hollow Knight — деконструкция: можно убить Полого рыцаря, а можно и пронзить его гвоздём грёз, чтобы сразиться с Лучезарностью. Также можно встретиться с Лучезарностью в пантеонах (Godmaster). Деконструкция здесь в том, что разработчики признали все концовки каноничными и позволили игрокам считать, что события игры могли развиваться как угодно.
  • Just Shapes & Beats — после прохождения обучения, трёх уровней и босса три треугольника (кристалла/силовых элемента) создают прекрасный мир, в котором сами становятся ёлкой. Главный герой кубик находит себе большого друга, они идут куда-то, вроде идут титры, они заходят в пещеру, решают использовать кристалл на сером цветке, появляется надпись IT’S OVER, но… цветок вкалывает кристалл себе в голову, после чего превращается в того самого босса, начинает всё разносить, добирается до ёлки и вырывает её. После этого идёт босс под названием New Game. В конце игры ложные финалы идут подряд
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — вот и всё, главный герой раскрыл тайну крика «Драконобой», победил Алдуина на вершине Глотки мира… а потом дракон сбегает в Совнгард, и приходится либо проходить задания Гражданской войны, либо устраивать переговоры между воюющими сторонами, а затем выяснять, куда сбежал Пожиратель мира и кто может туда подбросить. И даже после этой победы титров не будет, игрока просто перекинут обратно в Скайрим.
  • Spellforce: Breath of Winter — сабж встречается дважды. В первый раз (очевиднее всего), когда главный герой захватывает в болотах Миррутура крепость, где держат королеву Кейнвен, без которой древний дракон Эйрин придёт в ярость и устроит миру новый ледниковый период. пленником оказывается не Кейнвен, а какой-то древний демон, по приказу которого королеву и похитили чуть раньше. Во второй раз фальшивая концовка происходит после освобождения Кейнвен — её ещё надо будет отвести к дракону.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — почти в каждой линии.
  • Steins;Gate — концовка Курису по отношению к истинной. В истинной концовке события повторяют концовку Курису вплоть до титров. Но внезапно титры прерываются, и начинается последняя глава.

Музыка[править]

  • Многие группы именно так обставляют выход на бис. Логически завершающая концерт песня, музыканты представились, раскланялись и ушли… Ага, щас! Зал настойчиво орёт «ещё!», и группа действительно возвращается, как правило, для виду заставив себя поупрашивать. Стало настолько общим местом, что у некоторых коллективов («Ария», Catharsis, из зарубежных — Angra) есть музыкальный маркер: композиция, обычно инструментальная, запуск которой означает, что вот теперь уже точно всё и можно не орать, а до тех пор, пока она не прозвучала — рано разбегаться.
  • Особую фишку из этого на некоторых концертах делает «Пикник». За две-три песни до финала звучат песни «Вечер» (в ней есть слова: «Эй, музыкант! Бей в барабаны, давай еще, давай еще!») или «Праздник» (в ней еще ярче подсвечено: «Кончается праздник, играй мне еще!»). Потом гаснут огни сцены, музыканты разворачиваются, но кто-то, а порой целый зал, кричит: «Еще! Давай еще!» и следует еще одна-две песни.
  • Группа Helloween на концерте в Москве в 2018 утопила педаль в пол. Сперва было сказано: «Эта песня замечательна для того, чтобы быть последней», после того как она была отыграна — «Она последня в трек-листе, а что будем играть дальше — зависит от вас, ребята !», и концерт продолжился, а когда группа сыграла свою заглавную «Keeper of the seven keys», и, зациклив соло, музыканты прошлись по сцене с представлением каждого, когда после этого погас свет — казалось, что, вроде бы, вот он — логичный финал… Ан, нет — после паузы минут на 5 на сцену вышел ударник, всё так же в темноте выдал крутое соло на ударных, после чего свет зажёгся, вернулась группа, и отыграла ещё 5-6 песен.
  • Скрытые треки. Всё, последняя песня на альбоме отыграла… ан нет, после некоторого периода тишины включается бонусный трек или просто какой-нибудь забавный гон от музыкантов.
    • Такова, например, песня «Theater of Salvation» на одноимённом альбоме группы Edguy. Длинная, эдакая мини-опера, красивая, с пафосной концовкой, и вот последние ноты стихли… А треку звучать ещё 3 минуты. Что-то не так ? Ага, секунд через 30 музыканты начинают играть дурашливую мелодию и вовсю прикалываться.
    • У трека «Blood» на альбоме My Chemical Romance «The Black Parade» первые аккорды звучат спустя 14 минут тишины.
    • Feuerschwanz, «Gute Nacht» — начинается завершающий первый альбом трек с того, что все члены банды желают друг другу сладких снов, посмеиваясь над доносящимися из палаток звуками, потом слышится только храп, и после трека-вступления впору думать, что на этом все и кончится, тем более что и храп уступает место тишине, но нет. Начинается песня, пересказывающая вступление к альбому.
  • Большим любителем ложных финалов является эрзянский поэт, певец, композитор и шоумен Бакич Видяй (он же Виктор Чичайкин).
    • Песня «Варда» («Ведьма»): прошло примерно две трети композиции, играется характерный каданс, заставляющий слушателя думать, будто песня кончилась… И тут музыка возобновляется, а через некоторое время и куплет поётся снова.
    • Песня «Мекш» («Пчела»): певец пропел уже оба куплета и оба припева к ним, звучат «явно финальные» ноты… И вдруг Бакич, слегка замедлив темп, снова начинает петь припев. Что как бы намекает на неутомимость пчелы, готовой и дальше летать за мёдом после краткого отдыха. За этим следует тот же припев без слов, проигрышем — и вот только после него музыка замолкает.
  • Песня «Оборотень» группы «Мельница»: финальный каданс повторяется несколько раз, и самый последний — после паузы, когда, казалось бы, песня уже закончилась. В концертной версии окончание песни может продлиться ещё дольше, как бы давая тем из зрителей, что ещё не натанцевались, возможность упасть совсем без сил.
    • Их же «Господин горных дорог». Своеобразный шибболет для фанатов — не захлопать во время знаменитой паузы.
  • Би-2 и Чичерина, «Мой рок-н-ролл»: длинная инструментальная часть заканчивается на высокой ноте, короткая тишина — и затем повторение первого куплета.
  • The Beatles, альбом «Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band»: после гранд-финального, медленно затихавшего аккорда внезапно раздаётся высокочастотный писк (по словам Джона Леннона — собак беспокоить), и начинается какой-то зацикленный бред. Если у вас пластинка, то этот бред может продолжаться почти до бесконечности, пока игла проигрывателя не сточится совсем.
  • Они же, альбом «Abbey Road», педаль в пол: последний записанный группой альбом, гранд-финальная песня с соответствующим названием «The End»…и через 14 секунд тишины — короткая (23 секунды) и даже не упомянутая на обложке «Her Majesty». А ещё через несколько месяцев, уже после официального объявления о распаде группы, выходит уже совсем последний альбом «Let It Be» (с песнями, записанными до «Abbey Road»).
  • Оргия Праведников, «Будем ждать — здесь пройдет Туркестанский экспресс…». Автор правки, привыкший переключать «закончившиеся» треки в случае долгой паузы в конце, только случайно услышал в конце концов стук колес по рельсам. В живом исполнении педаль утоплена в пол — пауза может тянуться 10-15 минут.
  • Ти Боун Бёрнетт, «The Strange Case of Frank Cash»: сюжет баллады вроде бы подошел к концу, певец прямо сообщает, что песня закончена, наступает тишина, но через несколько секунд песня преспокойно продолжается.
  • Meshuggah, альбом Chaosphere — финальная композиция составляет около 15 минут и уже по истечении 5 минут утопает в «белом шуме»… После которого начинает играть по настоящему неприятная мешанина всех предыдущих композиций альбома!
  • Dream Theater, «Finally Free»: концовка этой композиции является концовкой всего концептуального альбома, и потому, настолько странная и запутанная, что тянет на гайнакс энд в сцене после титров. Если вкратце, таким образом повествование выходит из трех степеней вложенности сюжета — сначала Николас из гипнотического транса, затем гипнотерапевт убивает уже его, а шипение фонографа символизирует окончание всей истории, которая происходила все-таки только в прошлом, когда музыка только и могла быть на пластинках. Что ставит слушателя перед вопросом: как могла быть записана фонограмма о событиях, которым только предстоит произойти? Или эта история — лишь старинный аудиоспектакль? Но почему он реализован на аутентичном своему времени носителе современными музыкальными методами и средствами?
    • Что интересно, концовка последней на следующем альбоме композиции «In the name of God», тоже имеет неожиданное продолжение с зашифрованной в коде Морзе шуточной фразой.
    • На альбоме «Distance Over Time» в песне «At Wit’s End» после красивого димминуэндо и продолжительной паузы реализована наименее странная, но очень выразительная скрытая концовка, повторяющая основную мелодическую линию.
  • Foo Fighters, альбом Concrete and Gold. Он закрывается одноименной песней, которая подходит к концу, затихает гитара… а потом через секунд пятьдесят абсолютной тишины альбом завершается нецензурным воплем в адрес некого Даррелла.

Прочее[править]

  • Финал передачи «Что? Где? Когда?» в летнем сезоне 1997 года. В зале присутствовала писательница Александра Маринина, имевшая право дать очко любой стороне. Знатоки выиграли финал со счётом 6-5, с чем ведущий их и поздравил. Тут Маринина (не без подачи крупье) добавила очко зрителям, счёт сравнялся: 6-6, и знатокам пришлось отвечать ещё на один вопрос, в котором они проиграли, лишившись уже полученной победы.
  • «Радио Труба» — чуть ли не каждый выпуск начинался с того, что ведущая объявляла отмену выпуска.

Реальная жизнь[править]

  • Есть мнение, что может наступить конец истории. И были моменты, когда некоторые люди считали, что уже наступил, но каждый раз ошибались.