Лука

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Лýка» («Luca») — компьютерно-анимационный полнометражный мультфильм студии Pixar. Вышел на экраны в 2021 году, и завоевал любовь как зрителей, так и критиков. Режиссёр фильма — Энрико Касароса, для которого этот проект стал дебютным. Он описывает Луку как «глубокую личную историю», вдохновлённую его собственным детством в итальянском городе Генуя. Главный герой основан на нём самом, а Альберто — на его лучшем друге.

Сюжет[править]

Действие происходит в Италии летом 1959 года. Юный морской монстр Лýка вместе со своей семьей живёт в домике на небольшой глубине. В очередной день, когда мальчик пас рыб-барабулек (в этом мире они у морских жителей аналогичны овцам), он нашёл в зарослях водорослей упавшие до этого с одной лодки человеческие вещи — часы и граммофон. Вскоре он замечает, как другой морской монстр по имени Альберто выплывает на сушу и превращается там в человека. По ошибке Альберто забрал вместе с найденными человеческими вещами посох Луки, и мальчику ничего не остаётся, как поплыть за своим новым знакомым. Альберто палкой выхватывает из воды Луку, и тот впервые оказывается на суше и принимает форму человека, но, испугавшись новых ощущений, уплывает обратно, после того как Альберто отдал ему посох.

Луке очень интересен незнакомый ему наземный мир, но его родители категорически против его увлечений, ведь считают мир людей опасным. Однако любопытство пересиливает запрет и Лука, которого поддерживает его новый друг, решается выйти на сушу ещё раз. У него успешно получается и пацаны начинают всё чаще тусоваться на суше, возле заброшенного маяка, где поселился Альберто. И вот однажды им пришло в голову найти мотороллер Vespа, дабы с его помощью увидеть мир. Сначала они пытались построить мотороллер из подручных материалов, но попытки ясное дело, обернулись неудачей. Тем временем о похождениях главного героя узнали его родители и решили дать ему урок, сослав на несколько недель на глубину к дядюшке Уго. Лука не восторге от такой перспективы и сбегает из дома. Он рассказывает Альберто о произошедшем, и ребята решают уплыть в расположенный поблизости приморский городок Порто-Россо, чтобы найти там «Веспу» и уехать на ней смотреть мир.

В городе они узнают, что получить желанный мотороллер не так-то просто — во-первых, у них банально нет денег. Во-вторых, до них докопался местный хулиган Эрколе, которому новенькие сразу не понравились. С другой стороны, они знакомятся с Джулией — дочкой одного из местных рыбаков, которая не побоялась подружиться с ними и подкинула идею, как можно получить желанный ребятами транспорт. Для этого надо всего лишь выиграть соревнования, которые как раз скоро будут проводиться в городе. Троица образует команду «Горе луковое» и, заработав немного денег на стартовый взнос (для этого помогая отцу Джулии), дети начинают активно тренироваться для победы.

Но хорошо ладившая поначалу команда вскоре даёт трещину — Лука сближается с Джулией, с которой у него схож интерес к познанию мира, из-за чего Альберто начинает ревновать своего единственного друга. Усугубляется всё угрозами (весьма нешуточными) со стороны Эрколе, не желающего видеть на соревнованиях конкурентов, и появившимися в Порто-Россо родителями Луки, которые пытаются найти мальчика. Между Лукой и Альберто нарастает конфликт — и за день до гонки главный герой говорит, что уже не хочет себе «Веспу», ведь и в других местах ему и Альберто придётся прятать свою истинную природу — а вместо этих пряток Луке хочется познавать мир и пойти с Джулией в школу. Очень не вовремя приходит Джулия, которая пытается разрядить обстановку между мальчиками. Тогда Альберто идёт на крайние меры — он ныряет в воду и показывает Джулии свой истинный облик (напугав её так до чёртиков), призывая сделать то же самое Луку. Но последний встаёт на сторону девочки и прогоняет своего бывшего друга, невольно спасая его таким образом от находящегося рядом Эрколе, объявившего к тому времени охоту морским чудовищам.

Лука и Джулия возвращаются к отцу девочки, которому сообщают, что Альберто ушёл. Тот на всякий уходит его искать, а Джулия случайно раскрывает, что и Лука является морским монстром. Девочка, поняв, кем были её друзья, с грустью говорит, что Луке сейчас будет лучше уйти, хотя она и сама не хочет расставаться с ним. Главный герой всё понимает и уплывает из города. На старом маяке он находит печального Альберто и видит, что маяк для того на самом деле не дом, а словно тюрьма, на стенах которой видны засечки прожитых там дней. Альберто рассказывает Луке, что уже давно живёт совсем один, родной отец от него ушёл, а Лука был для него единственным близким человеком, но теперь всё кончено. Лука, вдохновлённый этим рассказом, решает во чтобы то ни стало раздобыть «Веспу», чтобы помириться с Альберто, и на утро возвращается в город с твёрдым намерением победить в гонке.

Соревнование выходит тяжёлым, но пришедший под конец на помощь другу Альберто и Джулия помогают Луке довести дело до победы. Из-за начавшегося дождя морские монстры раскрывают свой облик, но отец Джулии, Массимо, за неделю узнавший ребят и проникшийся теплотой к ним, ручается за них и родителей Луки, которые также приняли свой истинный облик, подбежав к сыну, и жители города, видя, что эти существа такие же человечные, как и сами люди, в итоге принимают расу подводных жителей. Эрколе с позором проиграл, а дети получили деньги на заветную «Веспу». Через несколько дней Джулия уезжает в Геную к своей матери, и все приходят попрощаться с ней. Альберто устраивает Луке сюрприз — он продал мотороллер, а на вырученные деньги купил билет до Генуи главному герою, чтобы тот смог пойти учиться в школу и познавать мир, о чём и мечтал. Лука благодарит Альберто и прощается с ним и своими родными, уезжая вместе с Джулией в Геную на поезде. Альберто бежит за составом и желает своему другу удачи, после чего поезд с героями покидает Порто-Россо. На этом фильм заканчивается, но ещё немного о дальнейшей судьбе героев рассказано во время титров.

Персонажи[править]

  • Лýка Пагуро — протагонист мультфильма и первый из трио основных героев. Двенадцатилетний морской монстрик, добрый и застенчивый. В форме человека выглядит как темноволосый и кареглазый мальчик. Очень любит познавать всё новое, на почве чего сначала сдружился с Альберто, а затем с Джулией. Также генератор идей — именно его идеей была попытка собрать «Веспу» из мусора. Сперва думал, что выиграв мотороллер, он с его помощью познает окружающий мир, но спустя время увидел другие, более надёжные и эффективные способы это сделать. Очень хочет узнать о всём, что его окружает, поэтому в конце отправляется учиться в Геную с Джулией. Несмотря на трения с Альберто в середине мультфильма, дружбу с ним очень ценит, также, как и с Джулией (с ней в какой-то момент он сближается даже сильнее, чем с Альберто, на почве сильной любознательности, но в конце ситуация выравнивается) и очень огорчается, когда теряет обоих. Из команды самый спокойный и немного пугливый, но при этом когда надо, смелости ему не занимать.
  • Альберто Скорфано — дейтерагонист и второй из троицы. Морской монстр чуть выше и старше Луки, в виде человека зеленоглазый и кудрявый. Взбалмошный и смелый, иногда до безрассудства, любит пошутить. Живёт один — отец давно ушёл от Альберто и оставил того фактически на произвол судьбы, поэтому мальчику очень одиноко и встретив Луку (который поначалу верил всему, что сам Альберто знает), он цепляется за дружбу с ним всеми возможными средствами — вплоть до весьма радикальных, а появление конкурента в виде Джулии сперва воспринимает в штыки. Несмотря на ревность, тоже хороший малый, который за своих друзей стоит горой. Коллекционирует различные человеческие вещи, и имеет довольно смутные представления о мироустройстве, в которые тем не менее искренне верит. Мечтает выиграть мотороллер Vespa, чтобы обрести чувство полной свободы и жить так, как захочется. В конце обретает нового отца в виде Массимо.
  • Джулия Марковальдо — тритагонист и последняя из трио. Рыжеволосая и кареглазая девочка с веснушками, ровесница Луки. Живёт с матерью в Генуе, к отцу приезжает на летние каникулы. Девчушка-попрыгушка, добрая, немного неуклюжая и неуверенная в себе, но при этом очень смелая и гиперактивная. По её словам, друзей среди местных не имеет. Как и Лука любит познавать окружающий её мир, имеет дома энциклопедию и много разных книжек. Сдружилась с Лукой и Альберто, создав вместе с ними команду «Горе луковое» для участия в гонке. С Лукой у неё сложились очень тёплые отношения (некоторые даже считают, что Джулия немного влюбилась в него, но скорее здесь просто очень удачно совпал их интерес к познанию мира (хотя кто его знает)), а вот с Альберто всё вышло несколько сложнее. К счастью, закончилось всё хорошо. В конце девочка достигает своей мечты, побеждая в соревновании Порто-Россо вместе со своими новыми друзьями. После уезжает домой, в Геную, вместе с Лукой.
  • Даниэлла Пагуро — мать Луки. Очень строгая, боится мира людей, но своего сына любит и ради его безопасности пойдёт на всё. В конце смягчается и позволяет сыну осуществить его мечту и поехать учиться (при условии писать письма каждый день, конечно же).
  • Лоренцо Пагуро — отец Луки. Весьма инфантильный, во всём подчиняется своей жене. Разводит крабов для участия в неких подводных соревнованиях. Более спокойный, чем Даниэлла, на увлечения Луки смотрит с меньшей строгостью. Несмотря на инфантильность, также готов ради спасения сына отправиться в город.
  • Бабушка — бабушка Луки. Много раз бывала на поверхности, в том числе и в Порто-Россо. Эталонный пример бабушки: начинания Луки она не критикует и даже скрыто поддерживает внука. В конце оказывается, что она знала о всех последних событиях, так как была в городе. Отчасти именно её позиция смягчила Даниэллу по отношению к Луке.
  • Массимо Марковальдо — отец Джулии. Рыбак, крутой инвалид (у него нет правой руки) и добрый великан. Несмотря на внешнюю суровость очень любит свою дочку, да и к главным героям проникается тёплыми чувствами. Особенно сближается с Альберто, а в конце мультфильма заменяет ему отца и мальчик остаётся жить у Массимо. Помогает героям в конце, ручаясь за них перед жителями города. Что успешно срабатывает — авторитет среди рыбаков у него очень большой.
  • Эрколе Висконти — основной антагонист мультфильма. Шестнадцатилетний хулиган и пакостник, обладатель красной «Веспы» и парочки друзей-приспешников, которых не особо уважает. Уже пять лет подряд побеждает в соревнованиях Порто-Россо, но по факту все остальные участники младше него, поэтому в честном бою он быстро проиграет (особенно учитывая то, что его уделал Лука в гонке на велосипеде). Главных героев недолюбливает, особенно Джулию (так как давно её знает) и чинит им различные козни. Также загорается идеей поймать морского монстра, чем также ставит палки в колёса. В конце опозорился на весь город, и даже приспешники от него отвернулись.
  • Уго Пагуро — дядюшка Луки из глубоководных обитателей (как следствие, имеет характерные черты рыб-удильщиков). Именно к нему хотят сбагрить главного героя за его попытки познавать надводный мир. Надоедливый и способный разговаривать сам с собой десятки минут подряд, Уго считает жизнь на глубине идеальной ведь там «только ты, твои мысли и туша кита, куски которой сами плывут к тебе в рот».

Что здесь есть[править]

  • Ай, молодца, злодей! — Эрколе поливает одного из своих прихлебателей растительным маслом, чтобы дать ему нечестное преимущество в заплыве. В принципе, могло помочь на 1-2 процента как гидрофобное покрытие, хотя неудобство от попадания его в нос, глаза и т. д. (беднягу полили, не дожидаясь, пока он сдвинет маску на лицо) сведёт это на нет. Так к этому покрытому нямкой пловцу еще и пристала вся окрестная рыбная мелочь — как уж тут вообще плавать на скорость…
  • Босоногий чудак — каждый из морского народа выглядит так на суше. Потому что не знает правил жизни людей и ходит босиком. (Исключение — две старушки в финале, они уже давно «вписались» в человеческое общество и даже обулись).
  • Вымышленное ругательство — Джулия частенько поминает святость всуе в стиле «Санта {название итальянского сыра}!» (подставлялись, в частности, рикотта, горгонзола и моцарелла)
  • Говорящее имя — робкий и замкнутый поначалу Лука носит фамилию Paguro, то есть «рак-отшельник» (в принципе, у него и вся семья соответствует, не рискующая в начале выбираться из обжитого домика с минимальными окрестностями, кроме того, раки-отшельники могут жить как в воде, так и на суше (что главный герой с успехом проделывает)), ершистый Альберто — Scorfano, то есть «скорпена/морской ёрш» (даже без учёта характеров, оба морские существа), смелая Джулия, не боящаяся выступить против местного булли, даже вооружённого — Marcovaldo, «защитник границ».
  • Добродушный гигант и Крутой инвалид — Массимо, отец Джулии.
  • Друзья навеки — главные герои.
  • Дыра в сюжете — кожа на руках и на голове превращается в чешую при намокании, а с кожей ног (тем более что все морские босиком ходят) это не работает, если не задета кожа других частей тела. Хорошо видно на примере Альберто, когда он босиком бежит по мокрому асфальту и передаёт Луке зонтик.
  • Заимствование — в Луке трудно не узнать мужскую версию диснеевской Русалочки.
    • Отсылка — в одной из сцен фигурирует Пиноккио. Но не в диснеевском, а в классическом итальянском образе.
    • При попадании воды на кожу она превращается в чешую морского народа? Это уже отсылка к фильму «Всплеск» или сериалу «H2O: Просто добавь воды»
    • Отец Джулии ласково называет её Джульеттой (да, в итальянском «-етта» — уменьшительно-ласкательный суффикс). И она будит своих друзей, выглядывая с балкона. И им не раз приходится драться у всех на виду, а один из них уходит в изгнание, но в нужный момент возвращается. И ей приходится скрывать от отца страшную тайну. Казалось бы, при чём тут героиня Шекспира?
  • Золотое трио — Лука, Альберто и Джулия.
  • Кавайная нэко (поначалу зловещая кошка) — котик Макиавелли.
    • Назван в честь знаменитости. Так как весь мультфильм — дань итальянской культуре, то и котик здесь назван в честь видного итальянского деятеля времён Эпохи Возрождения. Который к тому же широко использовал иносказательный образ «льва» (как одного из двух животных, наряду с лисой, на которых должен походить политик).
  • Коронная фраза/Мантра выживания — «Silenzio, Bruno!» (именем Бруно главные герои называют свой страх, а вернее — то, чем их пугали взрослые).
  • Ложный друг переводчика — переводчики, ну зачем вы перевели «sea monsters» как «морские монстры»? Русское слово «монстры» означает существ страшных и ужасных (внешне или внутренне), а «monsters» — просто «существа» (тем более что это весьма милые подводные гуманоиды, а не какие-нибудь сирены и кракены). Или кто-то переиграл в Undertale?
    • Лучшим был бы вариант «морской народ», так как это типичные русалки, только с ногами и другим видом хвоста. А «монстров» оставить в репликах тех, кто боится этих милых существ и на них охотится. Да и то лучше были бы «морские чудовища» (кстати, есть и перевод с «чудовищами»).
  • Мультяшная физика — её целое море. Не пытайтесь объяснить, почему персонажи не разбиваются при падении, как они дышат под водой, как здесь действует гравитация и в каких случаях намокание вызывает превращение, а в каких нет. В волшебном мире Диснея физика вообще не такая.
  • Мягкий шатен — аверсия с Альберто.
  • Не любит обувь — Лука и Альберто в человеческом обличии всё время ходят босиком, Лука даже в Геную с Джулией уезжает необутым. Родители и бабушка Луки, перевоплотившись в людей, обувь тоже игнорируют.
    • В финальных титрах показано, что Альберто и Лука ходят босиком и после событий мультфильма. А Джулия почти весь мультфильм носит лёгкие шлёпки. И то иногда кажется: зачем они ей, когда её компания спокойно обходится и без этого?
    • Многие жители деревни Портороссо тоже соответствуют тропу. Босыми там ходят реже, чем обутыми, но троп встречается и у детей, и у взрослых.
      • В отличие от Альберто, Луки и большинства жителей Портороссо, Джулия фактически горожанка, три четверти года проводящая в Генуе, а в этом рыбацком посёлке — лишь лето.
        • Городские дети (и не только дети) обычно не прочь на лето отдохнуть от обуви, а вот деревенские, напротив, с удовольствием надели бы её ради престижа.
  • Не надо было этого говорить — шутки ради: ребята назвали двух бабушек словом «идиотто». Результат немного предсказуем.
  • Оборотни, близкие к селки — морской народ, включая двух главных героев. Находясь на суше (точнее, будучи сухими), мимикрируют, превращаясь в людей.
  • Огненная шевелюра — огненный характер — Джулия.
    • Непонятки: почему эту огненную шевелюру Джулия всё время прячет под водолазным шлемом или под шапкой? Даже в титрах не видно, чтобы она хоть раз шапку сняла! Или она тоже какой-то монстр (по матери) и под шапкой у неё рога?
      • Не всё время — в финальных титрах как раз видно, что в школе она головного убора не носит, как и хотя бы часть времени дома у матери (а другую часть — перевязывая волосы ленточкой). Причину же головного убора можно проследить в предварительных набросках фильма — она фанатка Кусто, известного в том числе частым ношением похожей шапки (только красной).
  • Оливы, макароны и серенады — место действия мультфильма (конкретно — Итальянская Ривьера, вымышленная деревня Порто-Россо).
    • Архитектурное порно — в изобилии. Пейзажное тоже.
    • Название Порто-Россо содержит целых две отсылки. Одна из них подсказывается в самом начале пластинкой, запущенной на граммофоне рыбаками — это торговая улица Via Porta Rossa во Флоренции, упоминаемая в проигрываемой арии Лауретты «O Mio Babbino Caro» из оперы «Джанни Скикки». Другая — главный герой, пилот-итальянец Порко Россо («Красный Свин», в бытие человеком — Марко Пагот) из одноимённого аниме легендарного Хаяо Миядзаки.
  • Они не геи — главные герои, которые ещё слишком юны, чтобы испытывать к кому-то сексуальное влечение вне зависимости от направленности (как указано в т. ч. автором фильма в интервью в ответах на соответствующие вопросы). Что не мешает обитателям сети Интернет их активно шипперить. А главное — кто бы объяснил это борцам за нравственность с сайта «Научи хорошему»!
  • О ужас! — состояние Луки, когда он в первый раз принимает человеческий облик на поверхности и когда возвращается домой глубокой ночью, а также Джулии, которая впервые видит превращения Альберто (здесь испуг) и Луки (тут скорее осознание и печаль).
  • Повержен я во прах — когда предвзятое отношение к морским монстрам сошло на нет, Эрколе пришлось попрощаться со своей репутацией. Даже приспешники от него отвернулись.
  • Принять за имя — поначалу Лука и Альберто принимают название мотороллера «Веспа» за имя владельца таких мотороллеров, который мог бы поделиться. Встретив Эрколе на «Веспе», они думают, что это он и есть.
  • Пропавшая мама — у Луки, что для диснеевских героев необычно, полная семья и даже есть бабушка. А вот Альберто бросил отец.
    • Аверсия с Джулией — у неё есть мать, художница в Генуе, но её родители не живут вместе, хотя и не обязательно в разводе. Она проводит весь учебный год с матерью, а лето — с отцом.
  • Ревность — её начинает испытывать Альберто, когда Лука сблизился с Джулией.
    • Подсветка: ревность называют «чудищем с зелёными глазами», а у Альберто глаза как раз ярко-зелёные.
  • Родные братья противоположны — отец Луки (из прибрежных) и его дядя (из глубоководных) ну очень не похожи друг на друга. У дяди даже тело прозрачное и удочка светящаяся есть. При этом — да, родные.
  • Смешной злой — Эрколе Висконти. Впрочем, угрожает он героям всерьёз.
  • Сцена после титров — дядя Луки, глубоководный морской монстр, в своём жилище на морском дне читает мораль не Луке, которого к нему в наказание собирались отправить родители, а непослушной рыбке-овечке из их стада.
  • Тупой приспешник — две штуки у Эрколе Висконти.
  • Ужас у холодильника — родители Луки знают, что происходит с глубоководным дядей на мелководье (как минимум, самопроизвольные остановки сердца, при том что он взрослый и устойчивей ребёнка к неподходящим условиям) и всерьёз собирались отправить туда сына?
    • Уго в прошлом бывал на поверхности, где его ещё и пытались убить (как упомянуто в вики Pixar и на что намекает афиша фильма ужасов). Остановки сердца могут быть и побочкой после пережитого (плюс за ним послали СРОЧНО — считай, из одной среды обитания в другую резко выдернули). Лука хотя бы цел-невредим — скорее всего, максимум слегка приспособился бы к глубине.
  • Фантастический расизм — мультфильм явно направлен против расизма (и пусть идут лесом те, кто видит в нём пропаганду ЛГБТ). Это басня о равенстве человеческих рас на примере конфликта человеческой расы с не совсем человеческой.
  • Чёрные волосы, чёрное сердце — Эрколе Висконти. Классический булли и эталонный самоуверенный мерзавчик, да ещё вдобавок и неполиткорректный злодей.
  • Эффект Телепорно — мало кто из русских при первом прочтении названия поймёт, что главного героя зовут Лýка, а не Лукá. Впрочем, это одно и то же имя (одного из четырёх евангелистов звали так же), просто русские и итальянцы ставят в нём ударение по-разному.
    • И при чем здесь этот эффект к всего лишь другому ударению?
      • При том, что русские читают имя героя как «неожиданно русское», которым оно не является.
  • Язвительный насмешник — Альберто.