Любит злого родителя

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Кричите, взывая к прошедшим годам,
Пытаясь её проклинать,
А я за неё всё на свете отдам,
Потому что она — моя мать!
»
— Мордаунт объясняет, как надо маму любить
« ...И Лора увела его, потому что она была хорошая дочка, а папа, даже и лопнувший от зависти, всё-таки остаётся папой. »
— Вениамин Каверин. «Много хороших людей и один Завистник»

Этот персонаж — не обязательно злодей, но точно козёл и доставляет массу проблем окружающим. Возможно, он преступник, возможно, домашний тиран. Окружающие боятся его и ненавидят. Или презирают. Кроме него. Ребёнка, который любит злого родителя.

Причины могут быть разными. Совсем не обязательно это стокгольмский синдром. Вероятно, ребёнок — друг всему живому и готов искать светлые черты даже в своём родителе. Или наоборот: ребёнок полностью единодушен с родителем и козлит ничуть не меньше. А может, этот ребёнок — просто единственный, над кем родитель не издевается. Или ребёнок просто живёт по принципу «какой-никакой, но всё-таки родитель».

К этому тропу не относятся случаи, когда ребёнок не в курсе злодеяний родителя и случаи, когда он отрёкся от родителя по ходу сюжета.

Где встречаются[править]

Фольклор[править]

  • Мачехины дочки в изобилии. Как правило, сами козлят не меньше мамочек.
  • Буддийская мифология: одна из версий происхождения богини милосердия/бодхисаттвы Гуаньинь, известная с XI века, рассказывает о принцессе Мяо Шань, дочери жестокого царя Мяо Чжуанъяня. Версии легенды разнятся в том, что ей пришлось претерпеть от отца за своё подвижничество, но последним во всех них идет рассказ о том, что Чжуанъянь неизлечимо заболел и получил известие от таинственного монаха, что исцелить его может средство, приготовленное из глаз и рук человека, не знающего гнева, с наводкой, что найти такого можно на Горе Благоухания. Узнав об этом, жившая там со сподвижниками Мяо Шань сама предложила свои глаза и руки. После исцеления Мяо Чжуанъянь пришёл выразить благодарность своему спасителю, а узнав, что это была его дочь — раскаялся во всех своих злодеяниях, после чего Мяо Шань и превратилась в многорукую и обладающую истинным зрением и слухом Гуаньинь.

Театр[править]

  • «Васса Железнова» М. Горького — Людочка. Единственная в семье искренне любит и жалеет властную и идущую по трупам Вассу.
  • «Тень» Е. Л. Шварца — Аннунциата по отношению к своему отцу, трактирщику Пьетро. Учёный: «Как видно, ваша дочь не боится вас, синьор Пьетро». Пьетро: «Нет, будь я зарезан. Она обращается со мною так, будто я самый нежный отец в городе».
    • Я не добрый — и пусть только кто-нибудь попробует заподозрить, что Пьетро такой на самом деле и есть!

Литература[править]

  • «Двадцать лет спустя» А. Дюма — Мордаунт, просто Мордаунт.
  • Ну конечно же «Принц и нищий» Марка Твена! Генрих VIII в книге воспринимается народом как тиран и деспот, а известия о его смерти бродяги встречают с облегчением. Но сам принц Эдуард всё же искренне оплакивает смерть своего отца.
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Квазимодо и его приёмный отец Клод Фролло.
  • Вениамин Каверин, «Много хороших людей и один Завистник» — дочка Великого Завистника, как видно из эпиграфа, любит отца несмотря ни на что.
  • Иван Микитенко, «Гавриил Кириченко — школяр» — протагонист Гаврюша горячо любит своего отца, пьяницу, самогонщика и бывшего зэка, жестоко избивающего его после каждой жалобы учительницы, которую хлопец изводит хулиганскими выходками. При этом Гаврик после каждой отцовской порки мстит не отцу, а всё той же несчастной учительнице.
  • Гарри Поттер. Поначалу кажется, что Драко Малфой испытывает к родителям сугубо потребительские чувства, но это только до начала полномасштабной войны…
    • Похоже, бедная Меропа, несмотря на панический страх, в глубине души всё-таки продолжала любить отца-изверга, поэтому и дала сыну (будущему Волдеморту) среднее имя в его честь.
  • Стивен Кинг, «Куджо». Джо Кэмбер — мелкий домашний тиран, третирующий и избивающий жену, но его сын Бретт искренне к нему привязан.
    • Его же «Тело»/«Труп». Отец Тедди — ветеран войны, очевидно, не вполне с нее вернувшийся, однажды изувечил мальчика, прижав его уши к раскаленной печке, что привело к проблемам со слухом вплоть до необходимости носить слуховой аппарат и принудительному отправлению отца в психлечебницу. Тедди, однако, родителя все равно обожает и гордится им, а назвать его отца психом — верный способ надавить на кнопку берсерка. Подсвечено Горди:
« — Абсолютно верно, — заявил я, в душе же недоумевая такой чувствительности Тедди по отношению к отцу, который чуть его не убил, в то время как мне на моего старика было в общем-то наплевать, хоть он ни разу в жизни и пальцем меня не тронул, за исключением одного случая, когда я в три года достал из ванной синьку и принялся ее поедать. »
  • «Кэрри» — зигзаг: героиня по большей части боится свою ненормальную мамашу-фанатичку. В конце концов она убивает её, но перед тем, как умереть самой, зовёт свою маму и явно сожалеет о своём поступке.
  • «Волкодав» — кунс Винитар, сын Винитария, прозванного собственными соплеменниками Людоедом. С прикрученным фитильком: отца он не любит, но крайне серьёзно относится к сыновним обязанностям.
  • ПЛиО — Томмен Баратеон любит Серсею, впрочем и она искренне привязана к своим детям, хотя и не умеет их воспитывать.
    • В тексте разбросаны жирные намёки, что Джоффри любил своего ненастоящего отца Роберта Баратеона и всё время пытался его чем-нибудь впечатлить (убийство беременной кошки и организация покушения на Брана Старка — как раз в ту степь).
  • Э. Фарджон, «Добрый фермер» — заглавный герой изначально был на редкость жадным, а изменился благодаря своей дочери, которая искренне считала его добрым и всем об этом рассказывала.
  • Ф.-Х. Бернетт. «Маленький лорд Фаунтлерой» — с прикрученным фитильком, ибо не отец, а дядюшка, а в остальном — практически точь-в-точь как у Фарджон.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Преемник» — когда Эгерт Солль обнаруживает, что Луар на самом деле не его сын, то фактически отрекается от него. Тогда Луар начинает открыто ухаживать за могилой биологического отца, хотя того даже после смерти ненавидит весь город (и есть за что). Трудно сказать, сколько здесь любви, а сколько демонстративного протеста — но всё же.
  • Джеймс Карлос Блэйк, «In The Rogue Blood» — папаша Джек Литтл мужик мерзостный и кровожадный, но сыновья его любят.
  • Т. Туринская, «Арифметика подлости» — Ольга одновременно и боится, и обожает свою мать. А вот в мини-сериале, снятом по мотивам книги, списанная с неё Варя возненавидела родительницу до такой степени, что даже подписала от неё официальный отказ.
  • Робин Хобб, «Сага о живых кораблях» — Малта любит своего бессердечного отца Кайла Хэвена. Во-первых, большая часть шишек от Кайла достаётся не ей, а её старшему брату Уинтроу, во-вторых, Малта, наверное, единственный человек, которого Кайл и впрямь любит, в-третьих, Малта и сама — тот ещё фрукт (вытирает ноги о мать и бабушку, жаждет красивой, свободной жизни и мужского внимания, хоть ей и всего тринадцать лет).

Кино[править]

  • «Звёздные войны». Люк умудрился проникнуться сыновьими чувствами к человеку, которого практически не знал лично. И неспроста…
  • «Любовь и голуби» — с прикрученным фитильком: Васю Кузякина злодеем не назвать, но проблем в доме от него хватает, а потом он и вовсе уходит из семьи при дурацких обстоятельствах. Непутевого папку оправдывает и защищает младшая дочь Оля — даже когда старший сын готов кинуться на него с топором.
  • «Эквилибриум» — дети протагониста, которые завязали с прозиумом. С прикрученным фитильком: Престона трудно назвать злым, ведь под прозиумом он ничего не чувствует, но то, что он, пускай и под химией, убивал людей, как «эмоциональных преступников» и мог запросто отправить своих детей в крематорий, уже характеризует сабж.
  • «Пираты Карибского моря: На странных берегах» — Анжелика искренне любит своего отца — некроманта и подлеца Эдварда Тича. Тот её тоже любит, но гораздо меньше себя любимого — когда для спасения собственной жизни понадобилась пожертвовать дочерью (которая была согласна на это добровольно), Тич почти без раздумий пошел на это. Откуда ему было знать, что Джек Воробей (капитан Джек Воробей!) поменял чаши местами, и в качестве жертвы оказался сам Черная Борода…
  • «Нефть» 2007 года — H.W. любит своего приемного отца, протагониста-злодея Дэниела Плейнвью. Мнения о том, как относится к парню сам мистер Плейнвью, до сих пор разнятся.
  • «Останься со мной» — Тедди Дешам безгранично любит и уважает своего отца, ветерана Второй Мировой Войны, несмотря на то, что тот в приступе безумия сжёг ухо сына, прислонив к нему раскалённый утюг.

Телесериалы[править]

  • «Иван Грозный» (2009). Последним человеком, который искренне любит царя, остается его младший сын Фёдор.
  • «След» — «Садовник». Маньяк прикончил мужика — пропащего пьяницу, наверняка поднимавшего руку на семью. Жена особо не сожалеет, но вот маленький сын его всё-таки любил.
  • «Однажды в сказке» — Реджина и Зелена одновременно и ненавидели, и любили Кору даже несмотря на то, как та с с каждой из них обошлась.
  • «Сплетница» — Чак сильно любит отца-тирана, при этом делает всё, чтобы не быть похожим на него (и это ему удаётся даже несмотря на переход морального горизонта). Однако, когда воскресший Барт пытается убить Чака, угрожает ему жизнью Блэр и нападает Чака на крыше, после чего оказывается на волоске от гибели, Басс-младший отказывается его спасать, поскольку понимает, что отец его точно убьёт, поэтому позволяет горе-родителю умереть по настоящему.
  • «Закон и порядок: Преступное намерение» — Роберт Горен обожает свою мать-шизофреничку, которая с детства отвратительно обходилась с ним. И не вздумайте в его присутствии плохо отзываться о своих матерях, какими бы скверными они ни были! Это его кнопка берсерка.
  • «Пятницкий»: «Да, она бухает как скотина! И ведёт себя, как скотина. Но она — моя мать!» (с) подопечная Екатерины Русаковой
  • «Триггер» — Михаил обожает свою мать даже несмотря на то, что она его выгнала только за то, что он разобрался с вредившим ей соседом (соседское мнение, види те ли, дороже сына), и вообще в детстве положгла ему руку, вымещая так злость за неудавшуюся личную жизнь.
  • «Бумажный дом» — инспектора Мурильо очень печалит тот факт, что её дочь Паола обожает своего отца, который избивал Ракель фактически при ребёнке. Впоследствии Ракель просто похищает дочь, дезертировав на сторону преступников.
  • «Великолепный век: Кёсем» — Хюмашах-султан любит свою мать — государственную изменницу.

Телевидение[править]

  • Частый ход в передаче «По делам несовершеннолетних». Иные горе-родители, пропойцы, и садисты выжимают педаль в пол. Как правило, у такого ребёнка нет больше ни одной родной души, альтернатива — детдом. Вот и получается, что дети отчаянно тянутся и к матери-карьеристке, позволившей умереть больному внебрачному ребёнку (что люди скажут, если привлечь внимание к его существованию?), и к матери-садистке, которая устроила пятнадцатилетней дочери раздельный бюджет, заставляет работать с утра до ночи и сама притом жрёт от пуза. Сюда же и случаи, когда дети тянутся к кукушкам обоих полов. Например, детдомовская девочка мечтала заслужить уважение и внимание матери, которая отказалась от неё в роддоме и даже сейчас не признаёт её, поскольку слишком зациклена на младшей дочери исключительно из-за театральных достижений последней. Или парень-подросток, продолжавший боготворить свою мать даже после того, как та сначала бросила семью ради любовника и разорвала отношения с сыном, а потом и вовсе спилась до такой степени, что однажды просто не узнала собственного сына и предложила ему заняться с ней сексом.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Captain America — субверсия: Синтия Шмидт, по прозвищу Грех, ненавидит своего отца, Красного Черепа, всем сердцем и душой, однако беспрекословно подчиняется ему, даже и не подумывая о мятеже.

Видеоигры[править]

  • Criminal Case — Эми Янг любит свою мать Мириам, даже несмотря на то, как та относится к ней и как любима фанатами. К концу сюжетной арки Уайт Пикс, впрочем, любви у Эми явно поубавилось.
  • Mad Father — Айя искренне любит своего папу, даже несмотря на то, что он маньяк-учёный, пытающий и убивающий людей.
  • Streets of Rage — похоже, Игреки любили своего отца мистера Икса, а вот он их — неизвестно.

Реальная жизнь[править]

  • Конфуцианский принцип «сяо» требует осуществления тропа в режиме «педаль в асфальт». Это один из фундаментальных принципов конфуцианской и вообще традиционной для Юго-Восточной Азии морали. Не важно, что родитель — дурной человек или преступник, всё равно его требуется почитать с буквально религиозным рвением и исполнять его волю, даже если она идёт вразрез с законом. Вероятно, именно это обстоятельство и послужило причиной некоторого снижения категоричности толкования и применения этого принципа: абсолютный примат власти родителей не очень устраивал власти предержащие. Исходная китайская легенда о Мулан во многом как раз об этом: героиня отправляется под видом мужчины на войну, чтобы заменить пожилого отца, для которого военные тяготы уже непосильны. Именно поэтому различные западные адаптации, где на первый план обычно выводят достаточно фривольные романтические линии, в Китае воспринимают прохладно, несмотря на существование китайских же обработок легенды, весьма далёких от оригинала.
    • В общем-то, подобное требование было (а кое-где и остаётся) практически во всех традиционных культурах, хоть обычно и в гораздо меньшей степени.