Любовно-фантастические романы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Romance Novel. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Впервые читала любовный роман в этом стиле, стим панк кажется... совсем в этом не разбираюсь, но книга понравилась. Основа конечно классическая, Леди и Бродяга, но все эти навороты с огнеметами и прочими механическими приблудами мне понравились.

»
— Отзыв на Флибусте
Один из первопроходцев в жанре магических академий, собравший в себя всё худшее в нём

Любовно-фантастические романы — один из поджанров в фантастике. Преимущественно встречается в литературе, изредка просачиваясь на экраны в виде экранизаций (для западной культуры). По сути, это обычные любовные романы, но в фантастическом антураже. Педаль в земную кору давит фэнтези-сеттинг, но романы с сеттингом из других разновидностей фантастики тоже встречаются.

Еще их называют лавбургерами, в честь быстрой и не очень полезной еды, но не всякий любовно-фантастический роман это лавбургер.

На постсоветском пространстве популярность получил поджанр женское фэнтези. Его распространению поспособствовал сайт «Самиздат» и российские издатели, смекнувшие, что любовные романы можно с успехом продавать, если завернуть в фэнтезийную оболочку. Важной спецификой отечественного книгоиздания является упор не на качество текста, а количество книг (см. статью Олди «Четыре всадника апокалипсиса, или Этот день мы приближали, как могли»), а женское фэнтези легко легло в этот шаблон, давая возможность авторам писать не одну книгу в год, а четыре и пять, пусть и неважного качества.

Суть[править]

Любовно-фантастический роман является прямым наследником готического романа и любовного романа обыкновенного. Первые произведения в жанре любовной фантастики достаточно сложно выделить, ориентировочно они появились еще в начале XX века вместе с готикой и героическим фэнтези. Ранние фантастические любовные романы отличаются от более поздних гораздо более суровой моралью. Они все гетные, эротики в них очень мало, если есть вообще, и предназначались они исключительно для женщин за редким исключением. После сексуальной революции жанр кардинально изменился. Эротика стала обязательным элементом, и чем дальше, тем она жестче. Появились нестандартные межличностные отношения, стали пониматься вопросы однополой любви, появилась мужская любовная фантастика с жесткой эротикой. В научной фантастике появилась любовь к роботам и между роботами. А вот вопрос межвидовых отношений был поднят еще в готическом романе XVIII века сильно задолго до Толкина.

Секс стал двигателем рекламы и коммерческого успеха для литературы по правилам трех «С»: секс, страх, смерть. Поэтому маркетологи перешли на нарочитое и выпуклое акцентирование эротики даже там, где ее не особо-то и было. Мотив: больше секса — больше читателей. На Западе этот психоз уже пережили, а у нас он пришел с запозданием в уродливой форме. В США и ЕС свои заморочки: там детям нельзя ничего такого смотреть, поэтому кино и произведения с рейтингом «R» появились там как нонсенс и скандал, а у нас к этому всегда относились спокойно. К примеру, на этом выехали «Сумерки», в которых эротики как таковой мало и сюжет сильно вторичный. Зато для подростков. Зато коммерчески успешный проект.

Жанр любовного романа никогда не считали серьезным, не считают и сейчас из-за сложившегося стереотипа «женского эротического чтива», хотя жанр уже лет как 40 минимум вышел за эти границы. Тому есть несколько причин. Во-первых, жанр никогда и не подавался как серьёзный. Во-вторых, под ним часто маскировалась посредственная эротика авторов, которые не могут написать ни качественный роман, ни горячее порно. А в-третьих, он с реальностью связан мало, в нем много ляпов из области анатомии и физиологии, культуры и географии, истории, психологии, про остальные области лучше не вспоминать. Ошибки совершают все авторы, от МТА до маститых. Среднестатистический любовный роман может содержать до нескольких сотен ляпов (а если написан МТА, то счёт идёт уже на тысячи)! Так что мнение про «низкосортное чтиво» не такое уж и безосновательное.

Сегодня любовно-фантастический роман как жанр процветает и продолжает развиваться. Он определенно не дожил еще даже до полного расцвета, в нем есть несколько направлений развития. Русский фантастический любовный роман сейчас пошел своим путем: обычно он пародирует типичные западные и романтические штампы. Проблема вся в том, что мало кто из авторов знает, какие именно штампы являются штампами, а какие тропы уже затерты до дыр так, что пародировать там нечего.

Преимущества фантастического любовного романа перед просто любовным романам в экзотике! Где еще можно полюбить пришельца, робота или вовсе неопределяемое чудо-юдо расчудесное (Чебурашка не считается)?! Или полюбить необычно в смысле отношений, свободная любовь и все такое. А вдруг у расы партнёра три пола, или он — гермафродит, или вовсе умеет менять пол?

Определить и выделить произведения жанра «фантастический роман» не так просто, как кажется на первый взгляд. У него до кучи поджанров и отдельных направлений. Жанр плохо поддается классификации из-за прозрачных «плавающих» границ. В целом для жанра характерна концентрация на переживаниях персонажей, взаимоотношениях между ними. Сюжет обычно есть и должен быть достаточно сложным. Обязательно должна быть хотя бы одна полноценная любовная линия, которая непосредственно влияет на сюжет.

  • Основные направления фантастического любовного романа:
    • По сюжетным линиям: гет, фемслеш (юри для читателей), слеш (яой для читательниц), смешанная, экзотическая с нелюдями.
    • По фигурам (основным): парная любовь, треугольник, квадрат, многоугольник (гарем), сложные фигуры.
    • По степени жесткости: UST «G», легкая эротика «PG-13», эротика «R», жесткая эротика на грани с порнографией «NC-17».
  • Поджанры:
    • Фантастическая эротика. Почти порнография.
    • Юмористическое женское фэнтези. Основатель: Ольга Громыко. Большая часть книг от МТА-последовательниц очень плохого качества.
    • Научно-фантастическая любовь. Обычно с роботами.
    • Киберпанковая любовь с искусственным интеллектом и виртуальный секс.
    • Сверхъестественная любовь с вампирами, оборотнями и им подобным существами. На стыке с готикой. Сам по себе сюжет о любви человека и сверхъестественного существа старше, чем грязь, в «готической» форме (любовь человека к вампиру\демону\призраку или наоборот) — восходит к готической литературе девятнадцатого века, но там это обычно подавалось как трагический конфликт. В том виде, в котором жанр существует сейчас, его кодифицировала, конечно, Майер.
    • Межвидовая любовь с метаморфами, ктулахноидами и им подобным. С натяжкой сюда можно причислить Парфенову, «Танцующая с Ауте».
    • Ромфант и магакадемки — первое это обычные попаданки в фентези с любовью. Вторые, это попаданки в магический университет.
    • Еще штуки три.

Где встречается[править]

  • Обложки книг НФ времен «Золотого века». Брутальный монстр тащит на себе беспомощную женщину. Под копирку в стиле Joe Jusko.
  • Книг в этом жанре тьма тьмущая и каждый месяц он пополняется на пару десятков наименований. В год же печется несколько сотен, сколько публикуется в сети — не счесть. Если речь идет о каком-то новом популярном романе, то 80 % случаев это оно самое.
  • А. Толстой, «Аэлита».
  • «Сумерки» — любовный роман на тему любви к вампирам, пополам с янг-адалтом.
    • И вторичный к произведениям Гамильтон. Даже троп тот же самый: возлюби вампира или оборотня. И эротика у Гамильтон получше.
  • Молодежные антиутопии. Множество эпигонов «голодных игр» и «дивергентов» в антураже ржавого будущего или просто будущего, где основным сюжетом является любовная линия. Названий сейчас не вспомню, но авторы зарубежные.
  • Орудия смерти — с упором на городское фэнтези, хотя, к счастью, любовная линия там не единственная.
  • Магакадемки и женская юмористическая фантастика (ЖЮФ). Первое делает упор на обучение в магических университетах и пишется обычно студентками. Второе пишется женщинами для женщин, обычно с упором на романтическую линию и легкую эротику.
  • «Автокатастрофа» Джеймса Балларда.
  • «Чужак в чужой стране», Хайнлайн. А также всё позднее творчество.
  • «Планета семи масок», Жерар Клейн — о любви к инопланетным женщинам (или «женщинам»?).
    • А он вообще о любви?.. Вроде как о том, как воспринимается человек «в неподходящей маске» (на самом деле без неё) в культуре, основанной на смене масок.
  • Люди с пришельцами и похожими на них:
    • «Записки женщины-космонавта» (да, это то, о чем вы подумали! Порно с пришельцами, 1962 год!)
    • «Влюбленные» («Грех межзвездный») Ф. Ж. Фармера. Да и вообще у Фармера темы секса — предостаточно.
    • Фриц Лейбер.
  • НФ-эротика и виртуальный секс:
    • «Спящий». В. Аллена (вообще-то это комедия, но там есть оргазмотрон!)
    • «Сказка пустотных капитанов». Эротика на грани с порнографией.
  • Любовь (плотская) к роботам:
    • «Елена Лав» Лестера Дель Рея.
    • «Серебряный металлический любовник» Танит Ли.
    • Пародия на эротику с роботами: «Черри 2000» (фильм).
    • Гарри Гаррисон «Робот, который хотел всё знать» — про робота-библиотекаря, перечитавшего любовных романов.
    • SWKOTOR — одна из побочных квестовых линий на Дантуине.
    • Айзек Азимов, «Роботы Зари»
    • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.»
  • Феминистическая фантастика:
    • «Мужчина как женщина», Д. Расс.
    • «Рассказ служанки», М. Этвуд (вроде бы отсюда пошло про женщину как гибрид секс-робота и детородной машины)
  • Антифеминисткая мужская фантастика:
    • «Сезон славы» Дэвид Брин.
    • «Плоть» Ф. Фармер.
    • «Половой геноцид» Эдмунд Купера (да, и это про то, что вы подумали! Про геноцид женщин!)
  • Пародии на феминизм и антифеминизм:
    • Ю. Махульский, «Сексмиссия» aka «Новые амазонки» (фильм).
    • Уильям Тенн «Бунт мужчинистов» — к фантастике относится весьма условно. История феминистического движения с гендерной инверсией.
  • По гомосексуальные отношения (в слэш пополам с нечеловеческой биологией):
    • «Тритон» Дилэни.
    • «Вожделеющее семя/Семя желания», Э. Бёрджесс (спарен с альтернативной реальностью).
    • «Черная линия Ориона» Ф. Бертело.
    • «Бесконечная война» Джо Холдемана.
      • Серьезно? Там есть персонажи-гомосексуалисты, но никаких любовных линий с ними
    • «Лестница из терновника» Далина
    • Кордвайнер Смит «Подвиг и преступление капитана Суздаля» — что уничтожил заднеприводных — спасибо; что уничтожил путём создания временно́й петли — это уже очень плохо.
    • Алексей Лукьянов «Жёны энтов». Увы, вирус заставил убить всех женщин (кроме MtF транссексуалок).
  • Фантастический фемслэш.
    • «Я лесбиянка» Брэдли. (название содержанию соответствует).
  • Экстремальная эротика, инцест:
    • «Дочь Лота», У. Мур.
    • «Достаточно времени для любви», Хайнлайн.
    • «Вверх по линии»/«Вертикальный мир», Сильверберг.
  • BDSM, предшественники:
    • Цикл «Гор» Д. Нормана.
    • Челси Шепард, дилогия «Две Луны». До сих пор популярна!