Магическая ломка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Привет, меня зовут Рой, я тут подсел на магию. Всё началось довольно давно, и поначалу я не думал, что это будет проблемой. Ну там поколдовать с утра перед работой, потом в обед кинуть пару заклинаний и вечером перед сном немного расслабиться. Но вскоре я начал понимать, что уже не могу жить без магии. Правда. Теперь я не знаю, что мне делать.

»
— Чародей Крови, Warcraft 3 Frozen Throne

Соприкосновение с магией позволяет человеку возвыситься в собственных глазах над другими, почувствовать себя могущественным и причастным к судьбам мира, войти в круг избранных, где всё пронизано чудесами… А когда персонаж оказывается по какой-то причине отлучённым от магии, то новая жизнь, ничем не отличающаяся от жизни обычных людей, становится для него мучительной — всё нужно делать собственными руками, бывшие товарищи не замечают, и так далее… Так что ради того, чтобы вернуть себе магические способности, персонаж пойдёт на всё и даже больше. Если не помрёт от тоски.

Как специфичный вариант тропа — магия для персонажа не наркотик, а пища. И без нее он не будет впадать в депрессию, а просто умрет с голода.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Во многих британских, шотландских и ирландских сказаниях люди, побывавшие в стране эльфов и вернувшиеся в мир людей, вскоре чахли от тоски, не в силах вынести расставания с чудесной страной.

Литература[править]

  • Цикл Сесилии Дарт-Торнтон «Горькие узы». Здесь описываемое явление носит название «лангот» и также поражает людей, побывавших в стране фейри.
  • «Колесо Времени» — здесь обращение к источнику магии вызывает эйфорию, подобную наркотической, но более слабую. Люди, принудительно лишённые способности прикасаться к магии, как правило, долго не живут: от боли не мучаются, но теряют всякий интерес к жизни. Со стороны это похоже на глубокую депрессию.
  • Д. Емец, «Таня Гроттер и молот Перуна» — Гробыня Склепова после удара молотом Перуна теряет волшебную силу, которую использовала во всех сферах своей жизни. Гробыню отправляют из Тибидохса домой, к родителям-лопухоидам, откуда она пишет Тане тоскливые письма о том, как невыносима её жизнь без магии. В конце книги Гробыня получила свою магию обратно.
  • «Порри Гаттер и каменный философ», пародия на сами-знаете-кого. Сен Аесли и Мергиона Пейджер впадают в натуральную депрессию после потери магических способностей, Фантом Асс сходит с ума глубоко в себя на две книги, а профессор Бубульгум из простого бюрократа превращается в злодея, готового лишать магии и детей и 100 000 волшебников разом, лишь бы отыграться на тех, кто имеет магию и вернуть себе свои способности.
  • С. Лукьяненко, «Дневной Дозор» — трёх Иных из группы «Братья Регина» трибунал Инквизиции приговаривает к лишению магических способностей. Присутствующий здесь же сотрудник Московского Дозора Эдгар уверен, что это наказание окажется мучительным для приговорённых.
    • В той же книге Алиса на время теряет магические способности. Время от времени она думает, что ей очень их не хватает, но до поры вполне справляется и без них.
    • В том же цикле описывается бодрящее заклинание: мизерные затраты магических сил, никаких побочных эффектов. Однако иные предпочитают всё же спать: заклинание столь хорошо, что впасть от него в зависимость слишком уж просто.
    • В пятой книге Городецкий на спор сутки не пользуется магией.
    • А в последней книге цикла магических способностей лишается сам Антон Городецкий. В эпилоге от его лица описывается только самое начало ломки — но и это уже впечатляет. А ведь дальше наверняка будет хуже…
  • «Хроники странного королевства» — помимо простой утраты магии, Шеллар упоминает (без подробностей) более жестокий вариант: эффекты, делающие использование магии опасным для жизни. И говорит, что почти каждый маг, подвергшийся такому эффекту, не выдерживает и все-таки пытается колдовать — с закономерным результатом.
  • «Гарри Поттер». Сквибы — с прикрученным фитильком. Да, они не потеряли магические способности, потому что от рождения их не имели. Но чувствовать себя неполноценным по сравнению с родными и друзьями — тоже сомнительное удовольствие.
    • В седьмой книге нам показывают маглорожденных волшебников, лишённых палочек и вынужденных нищенствовать в Косом Переулке. Зрелище весьма неприглядное.
      • У маглорожденных волшебников, вроде Гермионы, хотя бы есть возможность вернуться к полноценной жизни в цивилизации маглов, так как трудно представить, что они, в отличие от сквибов, живут в отрыве от неё.
    • В "Фантастических тварях" мы узнаём, что добровольная или насильственная магическая ломка в виде подавления у ребёнка спонтанной детской магии и попытки сделать его "нормальным" могут привести к зарождению внутри мага паразитического сгустка неконтролируемой магической силы, известного как Обскур. Попытка извлечь обскура из носителя, обычно, приводит к смерти последнего.
  • Генри Лайон Олди, «Маг в законе» — маги не могут долго обходиться без «финтов», постоянно пытаются колдовать по привычке или даже неосознанно, а потому маг, долго не имеющий крестника (которые здесь используются как источник силы), с высокой вероятностью умирает.
  • Алексей Паншин название рассказа не удаётся отыскать — некая цивилизация постлюдей с паранормальными способностями в качестве обряда инициации отправляет молодых людей на год (?) на примитивные планеты[1], где проявление паранормальных способностей будет выглядеть как ведьмовство — с закономерным итогом. Протагонист делает элегантный финт ушами: поступает в цирк. Так что какую бы магию он ни творил, обыватели уверены: это фокусы, причём с вооооот такой бородой.
    • А это точно Паншин, а не «Скрываемый дар» Роберта Сильверберга?

Телесериалы[править]

  • Magians — тем, кто узнал о магии, но не смог с ней справиться стирают память, но подруга главного героя избежала этого и на первых порах страдает от этого.
  • Десятое королевство — туфли невидимости короля троллей вызывают самую натуральную зависимость. Волк утверждает, что вся магия так…

Мультсериалы[править]

  • «Аладдин» — вариант «не наркотик, а пища». Мозенрат в своей дебютной серии заманивает героев в лабиринт, где обитает монстр тирдак, высасывающий магию. По ходу дела герои находят фрески, описывающие тирдака, и узнают, что в его родном мире магия встречается так же часто, как воздух: в нашем измерении бедная зверюга задыхается. (Джинн: «А мы с Ковриком для него — кислородные подушки!») Под конец серии тирдаком травят уже самого Мозенрата, заставив колдуна вернуть зверя в родное измерение.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Fate/Zero — Кайнет, по милости протагониста утратив магический дар, обманом получает Командное Заклинание и убивает Наблюдателя, чтобы получить шанс заполучить Святой Грааль (который может вернуть ему дар). К его чести, впрочем, когда речь заходит о жизни его жены, он отказывается от этой надежды.
  • Хаяо Миядзаки, «Ведьмина служба доставки»: потеря способности летать — пожалуй, самое страшное испытание для героини. По счастью, лишь временное.

Видеоигры[править]

  • WoW: педаль в асфальт. Магическая ломка высших эльфов после разрушения Солнечного колодца создала их новую генерацию: эльфов крови. Те, кто после всех перипетий (от побега из тюрьмы до союза с Иллиданом) не успокоился, съехали с катушек окончательно. Включая самого принца Кель’Таса, перебежавшего к самому Кил’Джедену в виде бледного зомбака с торчащим из груди кристаллом.
    • Аналогичное происходит с ночерождёнными эльфами, если их изгнать из Сурамара.
      • Впрочем в данном случае причина несколько в другом — в закрытом магическим барьером городе кроме виноградников из источников пищи вообще ничего нет. Поэтому магия стала по сути заменителем еды — неудивительно, что ночерожденные без нее страдают.
  1. Частый мотив у этого автора, да.