Маг-фу

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Восток, как известно — дело тонкое. Вот, скажем, мастер боевых искусств. Что он умеет? Брюс Ли, например, мог одним ударом с нескольких сантиметров отбросить человека через всю комнату и пальцами пробить довольно толстый металлический лист. Похоже на предел способностей обычного человека? Безусловно. Но действительно ли во всех этих кунг-фу и каратэ кроме мордобития — никаких чудес?

Как бы не так! Обучение боевому искусству включает не только чисто физические тренировки, но и философию, духовный путь к просветлению — а это открывает куда более интересные таланты. Настоящий мастер чувствует энергию ци, которая пронизывает всю реальность, и может ею управлять не только для усиления своей мускулатуры и ускорения рефлексов. Он становится почти что боевым магом и обретает целый ряд совершенно особенных умений, число которых не поддаётся никакой адекватной оценке.

  • Нокаутировать противника лёгким касанием. Или даже знать такие особые точки на теле
  • Не просто поймать стрелу рукой, а изящным движением вокруг летящего пушечного ядра отправить его обратно.
  • Потереть ладони так, чтобы они, нагревшись, могли вскипятить чайник или даже небольшое озерцо.
  • Оживить завядший цветок. А вы что, думали, тут только про нанесение увечий?
  • Получить биологическое бессмертие и другие подобные плюшки.
  • Прогуляться по миру духов — или живых, но в виде астральной проекции.
  • Пробежать по поверхности воды, не подняв волн, или использовать падающий лист бумаги как ступеньку.
  • И так далее, и тому подобное, на что хватит воображения да авторского произвола. Но некоторые приёмы лучше никогда не использовать, а ещё лучше — даже не знать, что такие вообще на свете есть.
  • Наконец, избытки энергии можно сохранить в специальном артефакте, который от этого сам станет волшебным.

А самая прелесть в том, что этому может научиться каждый, или хотя бы каждый с зачатками таланта. Просто не ленись, веди здоровый образ жизни, усердно тренируйся и регулярно медитируй под водопадом.

Похожий более общий троп: чему б ни учился — опять колдун получился.

Противотроп — Кунг-фуфло, когда боевое искуЙство оказывается нарочито бесполезным.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Уся как жанр.
  • Звёздные войны — инверсия. Боевые мэдскиллы джедаев, ситхов и прочих форс-юзеров работают только в том случае, если у них уже есть достаточно крепкая связь с Силой, то есть являются её следствием, а не причиной.

Фольклор[править]

  • Великое множество анекдотов про шаолиньских монахов, Будду с учениками и других деятелей.

Литература[править]

  • Волкодав на позднем этапе своей биографии.
    • И некоторые другие персонажи этих же книг. Собственно, в мире Волкодава боевые искусства — один из путей к обретению псионической или магической силы. Например, мать Кендарат — мастер кан-киро и сильная псионичка (её псионика демонстрируется, например, в романе «Мир по дороге»). А Мавут — мирового класса мастер копья и сильный колдун-артефактор.
  • Элеонора Раткевич, цикл «Деревянный меч» — во все поля. Сеттинг — Утайтипа феодальная Япония, более или менее»). Главный герой — и маг, и мечник, и рукопашник… и всё равно не является мартистю, хоть и прошёл от такового буквально на волос.
  • Алекс Кош, «Игры масок» — неожиданный роман для тех, кто знал предыдущие фэнтезийные книги писателя, но не совсем неожиданный для тех, кто уловил в них линию глубокого уважения к традициям восточных боевых искусств. Именно о сверхпродвинутых рукодрыгах-ногомахах, оказывающихся на вершине своего мастерства ещё и в некотором роде чародеями. Хлипкие маги — это не про них.
    • Собственно, в его фэнтзийном сеттинге «Далёкой Страны» существует понятие Искусства, полностью отвечающее всем критериям статьи. Это практика, начинающееся с тренировки боевых искусств, но постепенно перетекающая в полноценную магическую дисциплину, позволяющая совершать многометровые прыжки, левитировать, прошибать голыми руками стены и наносить удары чистой энергией.
  • Олди, сами каратисты, очень не любят этот троп. Проходились не раз, особенно же в «Нопэрапон».
    • Впрочем, в мире той же «Шмагии», где антисеттинг, нашлось и такому место.
    • В посвящённом монастырю Шао-Линь и его обитателям романе «Мессия очищает диск» монахи получают не столь явные, но не менее впечатляющие способности в процессе обучения — например, могут на равных противостоять могущественной лисице-оборотню, способной обездвижить магией простого человека.
  • Метавселенная Рудазова — один из способов накопления и применения духовной силы. Его практикуют, например, парифатские монахи-лотосианцы.
  • Виталий Зыков, «Дорога домой» — никерра, боевое искусство, активнее всего работающее с внутренней энергией бойца. Практики именуются «убийцами магов», ибо могут мечом прорубать магические экраны и делать многие другие вещи, недоступные обычному человеку. С фитильком, так как кроме тренировок для овладения нужно принимать особые препараты под тщательным контролем мага.
  • Discworld — боевые искусства исторических монахов, конечно же! Когда наносишь удары, перемещаясь во времени — это весьма сурово. Особенно грозным в этой области является полулегендарное дежа-фу — впрочем, Лю-Цзе уверяет, что никто в монастыре им не владеет… Потому что он не такой дурак, чтобы кого-то ему учить.
  • Подобным же образом работает темпоральная фуга в «Созданиях света, созданиях тьмы» Желязны.
  • Игра с тропом у Ротфусса в «Хронике Убийцы Короля». Считается, что наёмники-адем непобедимы благодаря тайному искусству летани. Они, дескать, молчат потому, что сжигают внутри себя слова, и этот костёр придаёт силу их ударам. А на деле их боевые искусства не несут ни следа магии, молчаливость - культурная фишка, а летани - и вовсе религия, условный аналог Дао.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — протагонист не только успешно осваивает троп через экстремального уровня тренировки, включая «гуляние в астральной проекции», несмотря на полную неспособность и невосприимчимость к любой «внешней» магии как таковой, но и оказывается способен сам обучить большинству того же одного из союзников без какого экстрима.

Кино[править]

  • «Убойный футбол» aka «Шаолиньский футбол» — ну а как ещё всё это назвать? Бонусные очки за то, что шаолиньцы затеяли свою футбольную одиссею именно ради широкой демонстрации возможностей своего искусства, и в финале таки да, началась мода на подобную «бытовую магию» во всех социальных группах.
  • «Доктор Стрэндж» — львиная доля возможностей магов состоит именно из сабжа.
  • «Убить Билла» — Пей Мэй прожил много веков и мог, к примеру, запрыгнуть на меч противника так, что тот не почувствует тяжести.
  • «Особо опасен» — техника стрельбы пулями по дуге, на фоне которой ган-ката выглядит детской забавой, и многое другое.
  • «Кровавый спорт 2» — ученик Фрэнка Дюкса (протагониста первого фильма) демонстрирует троп.
  • «Зверобой» — Чингачгук в исполнении Г. Пицхелаури в минутку затишья тренируется в своем индейском ниндзюцу, заодно малость красуясь перед наблюдающей за ним Хэтти. Показательное выступление завершается броском ножа в пролетающую мимо бабочку. Попал, конечно; но, увидев горе простодушной Хэтти, накрывает мертвую бабочку ладонями, дышит на нее, и — чудо! — бабочка жива и полетела дальше… Ох уж эти дети природы…

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • Samurai Jack — Джек встретил своего давнего учителя, который благодаря своим навыкам не только прожил больше тысячи лет, но и основал целую школу боевых монахов со сверхспособностями, пусть даже очень слабыми в сравнении с остальными примерами.
    • Да и сам самурай за время странствий кой-чему обучился, вроде изначально бытовых гигантских прыжков, больше похожих на полёт в невесомости, которые добавил к арсеналу своих боевых умений.
  • Happy Tree Friends — истории про Buddhist Monkey, с присущим размахом и гурятиной во все поля.
  • «Аватар: Легенда об Аанге/Корре» — местная магия довольно прочно завязана на определённые боевые искусства, и даже в мирной жизни такие движения более чем характерны. Хотя не всегда.
  • Китайский мультсериал «Грация духа». Сила мастеров не просто пронизывает практически каждого персонажа, но может быть собрана в небольшие сферы, применение которых дает огромные бонусы любому кунг-фу.
  • «Ling Long: Incarnation» — приемы, с помощью которых мудрая белая воительница (любящая созерцательным тоном порассуждать о том, что «природа Будды есть в каждом существе и она прекрасна») за полминуты победила превратившегося в монстра Марка (уничтожившего до этого практически целый высокотехнологичный(!) город) по-другому назвать просто невозможно.
    • Причем сама не получила ни удара и при этом не покалечила и самого Марка, просто вырубив его как Угвэй Тай-Лунга. Древние мастера Маг-фу не любят лишнего насилия.
  • «A.T.O.M.» — боевое искусство Акселя Мэннинга, его отца Себастиана, клонодяди Дрэгона, и прочих всяких Кванов и Яо под наименованием Jo-Lan завязан как раз на этом.

Комиксы[править]

  • «Kill Six Billion Demons» — целых несколько, но особо выделяется Ки Рата, самое опасное боевое искусство в Мультивселенной, владеющий которым способен одним мизинчиком разломить здоровенный камень. А уж всеми пальцами сразу…
  • «Planetary» — как же в истории про китайских гениев Харков обойтись без сабжа? Увы, показано лишь мельком и без подробностей.
  • «Диковинный талант Лютера Строуда» — инверсия, потому что талант представляет собой идеальное владение своими телом и умом в широком смысле, и использовать его как основу для боевого искусства (ну как искусства — брутального и топорного мочилова) совершенно не обязательно, Далила подтвердит.

Аниме и манга[править]

  • Hokuto no Ken: боевая акупунктура — это только вершина айсберга.
  • Naruto же! Хотя многое там зависит от генетики, или что у них там такое врождённо-клановое.
    • Педаль в пол выжимает Рок Ли, который совершенно не владеет техниками ниндзюцу и гэндзюцу, однако на тупо физической силе может чуть ли не гору свернуть, спасибо годным тренировкам.
  • Bleach не отстаёт. Духовные частицы (рэйси) — наше всё! Все расы (синигами, квинси, пустые) могут использовать их для ходьбы по воздуху и специальных приёмов быстрого перемещения. Также синигами могут использовать магию, а квинси из этих частиц буквально собирают своё оружие.
  • Onepunch-Man — Сайтама (на уровне деконструкции), Бэнг и его брат, да много кто.
  • Ranma 1/2 — троп пародируется.
  • JoJo's Bizarre Adventure: По сути, искусство пользования хамоном представляет из себя именно это. Вплоть до того, что мастера хамона построили один из храмов непосредственно в Тибете.
  • Kengan Asura — этого добра тут навалом. В частности один персонаж владеет боевым искусством, благодаря которому может передвигаться буквально со скоростью молнии. Другой специальным приемом вводит противника в транс, таким образом лишая того возможности защищаться. Третий может использовать волосы как оружие. А ещё здесь есть целый клан наемных убийц (хотя они уже на грани тропа люди-плюс), способные снимать ограничители сил (которые есть у каждого человека), становясь многократно сильнее и при этом не получая от этого повреждений.

Видеоигры[править]

  • Grim Dawn — ночные клинки.
  • Shadow Knights, малоизвестная игра тех же id Software на первом в мире EGA’шном прокручивающемся движке.
  • Jade Empire.
  • Флэш-игра «Forbidden Arms» — с прикрученным фитильком, потому что всё дело в демонических клинках, но выглядит это именно как сабж.
  • Shadow Warrior, как минимум ремейк.
  • Touhou Project — таков боевой стиль Хон Мейлин. Правда на фоне того, что умеют более сильные персонажи (например Сакуя, Уцухо или Юкари), её боевое кунг-фу с управлением энергией Ци смотрится не так уж и эффектно.
  • WoW — класс монаха богат на приёмчики: от воззваний к Нефритовой Змее, Красному Журавлю, Белому Тигру и иже с ними до самогоноварения и растроения личности на троих стихийных духов.
  • Mortal Kombat. Сплошное маг-фу.

Настольные игры[править]

  • Mage: The Ascension — акашиты, просто акашиты. Круты настолько, что могут забить голыми руками оборотня в боевой форме, а ведь оборотень в боевой форме может одолеть даже демона.
  • Shadowrun  — Адепты.
  • Легенда Пяти Колец — Таких много, особенно выделяются Татуированные Монахи клана Дракона.
  • Dungeons & Dragons — класс монаха как таковой. Способности развиваются от быстрого махания руками и ускорения до бегания по стенам, ловли снарядов голыми руками, понимания любых языков и полной невосприимчивости к ядам и болезнням. В пятой редакции специализации открывают множество интересных умений — телепортация через тени, контроль стихий, влияние на жизненные силы других и метание лучей чистого света.

Реальная жизнь[править]