Маг и плут

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Знаете, что объединяет магов с ворами? И тем, и другим нужны развитые мозги, чтобы быть эффективными. Поэтому немудрено, что эти две профессии часто совмещаются в одном человеке.

Такой персонаж редко бывает злодеем, но очень часто — антигероем.

Чаще всего такие персонажи делятся на две больших группы. Одни по каким-то причинам (смерть наставника или ограниченность собственных магических способностей) вынуждены были прекратить обучение магии — и компенсируют этот недостаток воровскими штучками. Другие изначально готовятся к деятельности, требующей воровских качеств (например, шпионаж или политика); для них магия служит вспомогательным средством.

Наиболее распространенные среди таких персонажей типы магии:

  • Ясновидение — они знают ценность информации и пользуются любыми способами ее добычи.
  • Телекинез — позволяет вскрывать замок бесконтактно, доставать предметы из недоступной зоны, а в современных сеттингах — не оставлять отпечатков пальцев.
  • Телепатия — величайший дар для мошенника. Потягаться с ним может разве что…
  • Гипноз — идея восходит, вероятно, к т. н. цыганскому гипнозу.
  • Эмпатия — похуже, чем телепатия, но тоже неплохо.
  • Невидимость — no comments.
  • Магия иллюзий — простор для проявления хитрости и изобретательности.
  • Золото дураков — придумано специально для мошенничества.
  • Тёмная энергия — не только подспорье в бою, но и бюджетный вариант невидимости.

Родственные тропы:

  • Колдун и воин — так как в жертву мультиклассированию часто приносится боевая магия, в бою нашему герою приходится полагаться на оружие.
  • Трикстер — частое амплуа мага-плута.
  • Кицунэ — являются таковыми почти всегда.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Бушков, «Сварог» — Паколет. Маг из него, конечно, слабенький, но для карманных краж способностей вполне хватает. Так и побирается, пока не наталкивается на протагониста.
  • Садов, «Рыцарь Ордена» — Далила. Аналогично, маг слабенький, но умения наводить на любое вино эффект сонного зелья хватало для деятельности по типу «клофелинщицы». После присоединения к команде протагониста оказалась неплохой лучницей и фехтовальщицей, увы, не отслеживающей тылы, а заодно принцессой в изгнании.
  • «ПЛиО»: один из немногих, кто демонстрировал что-то похожее на магию, — Безликий Якен Хгар, наёмный убийца, служащий Многоликому Богу и умеющий менять внешность.
  • Сергей Лукьяненко, дилогия «Трикс» — главный герой, Трикс Солье. На первых порах магией он владеет довольно плохо (только начал учиться), так что из большинства переделок приходится выкручиваться с помощью смекалки. В конце первой книги магическим путём получает умения ассасина, причем не те, которыми они реально обладают, а взятые из его собственных представлений — умение прятаться в абсолютно пустой комнате прилагается. Ну и, наконец, во второй книге проходит у главы братства ассасинов старца Абва полноценное обучение «по специальности».
  • Генри Лайон Олди, «Маг в законе» — поскольку в мире романа уголовному наказанию подлежит любое проявление магии, чародеи полностью вытеснены в криминальную сферу. Благодаря своим способностям именно они являются элитой преступного мира. Делятся по типу способностей на четыре карточные масти («пики»-воры, «бубны»-мошенники, «кресты»-некроманты и «червы» — нечто вроде третейских судей, «стряпчие»).
  • «Хроники странного королевства» — местная поговорка гласит, что воры-маги — самые страшные люди (решат любую проблему, но лучше не спрашивать, каким способом). Агент «лавочки» Макс Рельмо горячо возражает на это, что он не вор-маг, а маг-вор. Великий менталист и глава эльфийской разведки Раэл от комментариев воздерживается. А придворный шут и бывший хакер Жак от причисления к магам яростно открещивается (он и вправду отличается от нормальных магов: в отличие от них, он колдует не за счёт природного дара, а за счёт имплантата).
  • Миры Ника Перумова — протагонист ряда книг Фесс изначально был воином с уклоном в ловкость, после потери памяти стал некромантом. Находясь в Эвиале, герой был подчинён правилу одного дара, но потом оклемался и, в общем-то, продолжил быть сабжем.
  • Dragonlance — спорный пример. По днд-классификации Рейстлин считается чистым магом. Но Фистандантилуса он побеждает, незаметно сняв у него прямо с шеи Очень Важный Артефакт… правда, подраться в тот день обоим магам тоже пришлось изрядно.
    • Аша вроде-как-Маджере — знает пару колдовских приемов, но в основном карманница.
  • МИФ — Скив, конечно. Из-за гибели наставника он не смог многому научиться в магии. Но то, чему научился, он использует с невероятной изобретательностью. Ааз ещё лучше как плут, но магических сил временно лишён.
  • Брендон Сандерсон, «Рождённый туманом» — Вин ещё в начале книги, когда она состояла в шайке вора Камона, немного владела (ещё не понимая этого) одной из разновидностей местной магии, позволяющей ей воздействовать на эмоции людей и таким образом обманывать их. Камон с помощью дара Вин провернул несколько удачных мошеннических операций.
  • Ароматов, «Объектный подход» — Дэн. Попаданец, не пожелавший становиться подопытным для местных магов, сперва связывается с криминалом (специализируясь на воровстве магических книг), а затем находит наставника-мага, который вербует его в разведку.
  • Метавселенная Рудазова
    • «Архимаг»:
      • Креол в годы ученичества не чурался карманных краж. А ещё постоянно жульничает при настольных играх, подталкивая кости телекинезом. Когда партнёром по игре оказывается Шамшуддин — ещё более высококлассный телекинетик — это неизбежно превращается в «перетягивание удава». И вообще, несмотря на свой стиль колдовства, подчёркивает, что любой хороший маг — немного плут, ибо его оружие, в отличие от оружия воина, от противника сокрыто.
      • Колдуны-теневики Серой Земли — в первую очередь шпионы, диверсанты и ликвидаторы. Так, Карна Мрачная была поймана при попытке покушения на короля Обелезнэ, а Дзецар Киллер ликвидировал попавшую в плен Моав Ехидну.
    • «Паргоронские байки» — Майно Дегатти не только высококлассный волшебник-фамильярщик, заработавший на этом премию Бриара, но и продувной авантюрист, адреналиновый наркоман и ловелас, в своё время наставивший рога аж нескольким демолордам Паргорона.

Кино[править]

  • «Иллюзия обмана» — не магия, а очень высокотехнологичные фокусы, но суть абсолютно идентичная.
  • Звёздные войны — с прикрученным фитильком. Да, Дарт Сидиус, он же император Шив Палпатин — очень могущественный маг, в смысле Повелитель Тьмы… но вы же помните, насколько хитроумный и вероломный гамбит привел его к власти?
    • Надо заметить, изрядная доля вероломности и хитроумия является необходимым условием выживания для любого ситха.

Комиксы[править]

  • Marvel: ненаучно-фантастическая вариация в лице Nightcrawler (Ночной Змей, Ночной Ползун). Ловкий и скрытный мутант, владеющий телепортацией, стелсом и зрением в темноте.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Fate/Zero — Кирицугу. Он профессиональный убийца, полагающийся на хитрость и скрытность. И в то же время сохранил часть (в ранобэ сообщается, что небольшую) наследия магического рода Эмия. В частности, он мастер времени и гипнотизер.

Видеоигры[править]

  • Серия TES — здесь за это отвечают магия Иллюзии, Изменения и Мистицизма (пара воровских заклинаний в Разрушении тоже есть). В четвёртой части — круто и практично. В пятой вор безо всяких иллюзий крут безмерно, а иллюзия неудобна в прокачке без эксплойтов, но абсурдно крута после её полного развития и позволяет без труда выигрывать большинство боёв даже на легендарной сложности.
    • Из напарников к предмету статьи ближе всего Серана. Прокачанная скрытность, лёгкая броня и магические навыки делают из неё превосходную напарницу для Довакина-вора, из общей картины выбивается только тяга Сераны к некромантии. В меньшей степени под троп подходят Маркурио (хорошая скрытность и боевая магия), Эола (по навыкам — такая же скрытная некромант, как Серана, только хуже), внезапно, хускарл Валдимар (знает всего одно заклинание Разрушения, но очень мощное, специализации те же, что и у Сераны — скрытноть, одноручное, разрушение, лёгкая броня), Брелина Марион (умеет красться и отвлекать врагов атронахами, но, что самое важное, у неё вообще Иллюзия обозначена как самый приоритетный навык) и Ралис Седарис (этот больше плут, чем маг, даже владеет парным оружием). К сожалению, разработчики так и не научили NPC пользоваться магией Иллюзии.
  • Heroes of Might and Magic IV — чисто технически, сабжем является знаток магии Порядка и Разведки. Называется он Seer, и создать такой дабл-класс жутко геморно (Разведка — навык противостоящих Академии хаоситов). Нужен ли вам классовый бонус в +2 к зрению на карте — вопрос другой… По крайней мере, Магу почти никогда не берут разведку: Бой и другие школы куда приоритетнее (вообще, Разведку, как и Благородство, почти никому «левому» не качают, в средней игре роляют боевики с магией или двойные маги). Но на больших картах, где много городов, можно сделать финт ушами и научить вора магии Порядка, позволяющей создавать иллюзии и фантомы.
    • Отдельная песня, простите за каламбур, это Бард. Изучение магии Природы превращает вора в буквальную армию из одного человека (по местной механике вор не может проскользнуть мимо врага при наличии солдат в сопровождении; магия Природы же позволяет призвать армию на месте).
  • Baldur's Gate — здесь есть такой мультикласс. Яркий представитель такого класса — Ян Янсен. Имоэн во второй части тоже имеет второй класс мага (что сильно подрывает ее полезность).
  • Серия Quest for Glory — такой персонаж получается, если дать вору магию при создании персонажа.
    • Разработчики предусмотрели это, и ради баланса ограничили: если при создании персонажа улучшить «неклассовый» навык (то есть уровень которого — ноль), то надо потратить 15 очков вместо 5. Поэтому другие навыки нормально прокачать в начале будет гораздо сложнее. Но поскольку в игре навыки улучшаются либо при использовании, либо у учителей, — при долгой тренировке можно вырастить мультиклассового персонажа — которого, кстати, можно перенести в следующую часть игры! В 3-ей части разработчиками даже предусмотрены реакции NPC-друзей на паладина, который является и вором, и магом (а паладином он стал во 2-ой части).
  • Проклятые земли — школа Чувств по сути создаёт мага-плута. В ней находятся способности, которые в более «мультяшном» фэнтези достигаются ворами и разбойниками физически, типа пресловутого стелса. Здесь же не-магический скилл заведует только обкрадыванием, и, если вы хотите пройти игру «вором», то по-любому будете магом Чувств.
    • К слову учитывая начальные статы протагониста — то он именно что сабж: много ловкости, улучшенный удар в спину, кинжал в руках и немного магии.
  • Warcraft III:
    • Охотник на демонов. Основная характеристика — ловкость, при этом палит вблизи огнём, высасывает ману и хиты (отдали в WoW жрецу Тени), превращается в демона (отдали чернокнижнику, потом вернули). Ну и да, самый известный представитель класса, Иллидан, начинал именно как маг.
    • Смотрящая в ночь: она ловкач даже в большей степени, чем Охотник на демонов. При этом владеет телепортацией (отдана магу) и может призывать Духа Возмездия (не отдан никому, но по современному лору выясняется, что это аналог Ша, элементаль эмоции — короче опять чернокнижие).
    • Собственно, у эльфов это в моде. Ловкость — главная характеристика Жрицы Луны. Три её способности (!) — Огненные стрелы, Сова-разведчица и Аура меткости, чисто «плутовские». Но в финале — Звездопад. При том она не магичка, как таковая, а жрица, что прямо и написано.
    • С точки зрения лора, плутами являются и демонические Повелители Ужаса (тем не менее, все способности колдовские, кроме ауры вампиризма).
    • Пандарийский пивовар вообще Силовой герой, но колдует иллюзии, алхимичит бухлом и уклоняется, как настоящий маг-плут.
  • Guild Wars 1-2 — класс Месмер именно об этом. Маг-иллюзионист, не стесняющийся под прикрытием невидимости и иллюзий резать противника мечом или расстреливать из пистолета.
  • Дилогия Drakensang — собственно один из классов это он самый и есть — плут, которого выперли из школы волшебства за его штучки, но кое каких трюков нахватался.
    • Из персонажей — Клэддис из первой игры.
  • Pathfinder: Kingmaker — можно собрать и такого, кроме соответствующих мультикласса и архетипа разбойника под определение так же попадает алхимик с архетипом вивисектор. Из персонажей — Октавия.
  • Dragon's Dogma — Магический Лучник.

Настольные игры[править]

  • Со всей очевидностью, «Манчкин». Дабл-класс: Волшебник и Вор.
  • Dungeons and Dragons — классы престижа, рассчитанные на этот троп, стали вводить довольно давно, но на первых порах очень странные. Например, Arcane Trickster обладает очень слабой атакой, а Unseen Seer теряет эффективность заклинаний, за исключением одной школы.
    • Класс «Бард» тоже можно назвать таковым — он умеет и зубы заговаривать, и по карманам лазить, и заклинания магов колдовать.
    • В сделанном по мотивам DnD Pathfinder ввели подкласс вора, владеющий магией волшебника вплоть до шестого уровня.
    • Ravenloft — Инза Магдовна Кульчевич, Тёмная Владычица домена Ситикус, является ярким представителем данного тропа.
    • Авторы дополнительных книг по редакции 3.5 сделали несколько попыток создать базовый класс для игры за мага-плута:
      • Теневик (Shadowcaster) из Tome of Magic. Эксклюзивная для класса теневая магия была не сказать чтобы сильной, а кроме неё персонаж почти ничего и не умел, так что вышел неиграбельным.
      • Обманщик (Beguiler) из Player’s Handbook II. Эталонный маг-плут с заклинаниями иллюзии и контроля разума и воровскими умениями. Умел применять магию исподтишка (как вор свою скрытную атаку), но лучше всего раскрывался в социальных модулях.
      • Вор заклинаний (Spellthief) из Complete Adventurer. Тоже совмещал владение магией с воровскими навыками, но уникальной чертой класса было титульное похищение заклинаний — сперва из чужой памяти, а потом и действующих прямо из окружающей среды. Ночной кошмар для противников-магов, малополезный в ситуациях, когда никто вокруг магию не использует.
  • Mage: the Ascension — больше всего такое сочетание любит технократическая конвенция Новый Мировой Порядок. Но и традиционалисты, учитывая необходимость скрываться, часто приходят к нему. Правда, картина несколько подпорчена тем, что невидимость, иллюзии и телекинез тут достигаются той же Сферой, что и огонь и молнии.
    • Представители прочих линеек Мира Тьмы официально не считаются магами. Однако, любители сочетать сверхъестественные способности с плутовством встречаются повсеместно. Особенно показательны вампиры Равнос и феи Паки, у которых прямо-таки психологическая зависимость от обмана и махинаций.