Маг широкого профиля

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Часто маги специализируются на одном, максимум двух направлениях магии. Трудно представить себе пироманта, использующего ледяные заклятия, или мастера иллюзий, крушащего танки телекинезом. Обычно тип магии тесно связан с личностью мага и требует долгих лет обучения, из-за чего на освоение вообще всей магической системы ушли бы века, если не тысячелетия.

Но иногда встречаются маги, владеющие всеми колдовскими дисциплинами своего (или не своего) мира. Такой маг швыряется огнём, кастует лёд и молнии, хакает мозги, превращает свинец в золото, прорицает будущее и залечивает раны. Такие маги широкого профиля делятся на два типа:

  • Знает всё, но понемножку. Такой маг знаком со всеми, или с большинством магических дисциплин, но при этом владеет ими хуже, чем узконаправленные мастера этих искусств.
  • Знает лучше специалистов. Этот тип может намагичить всё, что душе угодно, да ещё и круче, чем маги, посвятившие этим направлениям всю жизнь. Обычно или Мэри Сью, или самый главный антагонист, но бывают и исключения.

Объясняться такой уникальный талант может по-разному. Возможно, наш маг невероятный гений, что рождается раз в сто поколений, и тогда он может стать Избранным или Тёмным Мессией. А может, ему много тысяч лет и у него было о-о-очень много времени, чтобы докачаться до 880-го левела. Ну или он просто не человек, а некая магическая сущность, понимающая природу магии лучше простых смертных. Также он мог получить эту силу в обмен на сделку с неким богом, демоном или кальмаром. Или просто в данном произведении это обычное дело — в конце концов, даже в нашей реальности широко эрудированные личности не слишком большая редкость.

В любом случае такой персонаж редко становится главным героем. Это может быть главный антагонист произведения, и в таком случае в гранд-финале неизбежно встаёт вопрос, как же автору его слить. Или, наоборот, маг-многостаночник становится наставником ГГ. Почему он сам не пойдёт и не спасёт мир с такими-то силами? А ну тихо, не отвлекайте Дамблдора от лимонных долек! Если сам ГГ и приобретает широкий профиль, то только к концу произведения. Если в произведении нет какого-то особого вникания в мир магии, а просто внезапно появляется персонаж-волшебник (возможно, как метафора), то скорее всего, он таким и будет.

Но у МТА такие персонажи закономерно превращаются в Мэри Сью. Если переводить на наши реалии, то маг-многостаночник — это учёный, одновременно имеющий докторские степени по математике, физике, химии, биологии и философии. Или спортсмен, взявший золотые медали сразу за бег, прыжки в длину, плавание и метание диска. Разумеется, такое нужно чем-то объяснить, но МТА этим не заморачиваются, вот и бегают у них шестнадцатилетние школьники(-цы), закатывающие в асфальт величайших магов их сеттинга.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Хроники странного королевства» — если ученики обычно (не всегда) ограничиваются одной школой, то мэтры рано или поздно осваивают смежные. Например, мэтр Истран владел магией Пяти Стихий, Чистого Разума, Дубового Корня, а неофициально — ещё и некромантией. Заметно более молодой мэтр Ален в магии Дубового Корня слаб, а о знаниях некромантии ничего не упоминается; но в стихийной и ментальной магии он тоже хорош.
  • «Архимаг» — собственно, архимаг Креол. Главный герой, который освоил всю магию своей эпохи, к которой у него была предрасположенность. Не смог освоить только самые специфические разделы магии, привязанные к расе или полу. Но даже из того, что ему не далось, он почерпнул огромные теоретические познания, достаточные не только чтобы закопать в землю спецов этих дисциплин, но и обучать им других магов! Первый тип — он, конечно, владеет всеми освоенными дисциплинами на очень высоком уровне, но истинные специалисты, которые затачивались именно на этот подвид магии, заткнут его за пояс. Впрочем, у самого Креола также есть специализация, в которой он заткнёт за пояс любого — демонология. Вполне обоснованный случай, в виду того, что Креол мало того, что является девяностолетним стариком, посвятившим всю свою жизнь магии, так ещё и происходит из древнего рода магов, в котором почти каждый из его предков, на протяжении шести поколений, был архимагом.
    • Бестельглосуд Хаос тоже подходит под троп — освоил всю доступную магию Серой Земли и был способен на равных сражаться с Креолом.
    • Дайлариана Агония. Училась по немного на всех факультетах столичного гимназия, и поэтому умеет всего понемногу. Не сильно хуже Креола, и это притом, что ей всего 15 лет, под его же руководством прокачалась в крутые демонологи. В 18 лет избрана вместо него Верховным магом Серой Земли, единогласно.
    • Зодер Локателли. В этом вопросе многократно превосходит Креола. Являясь одним из сильнейших волшебников Парифата и председателем учёного совета Мистерии, он может буквально парой слов воспроизвести практически любой магический эффект. Да будет Свет! Да будет смерть! Да будет бутерброд!
    • Плезия Лиадонни по прозвищу Чудесница. Она способна на всё, даже двигать Луну силой мысли. Когда её сила вышла из-под контроля, она превратила территорию размером с европейскую часть России в Чудоземье, где даже профессиональным волшебникам лучше не задерживаться.
    • Бриар Всемогущий в своё время выучил практически все заклинания Парифата (не увлекался он только трансформационными чарами) и обрёл фантастическое могущество. С помощью демонологии он заставил пахтать океан Гламмгольдрига – сильнейшего демолорда из соседнего тёмного мира, а с помощью стихийных чар он поднял со дна новый, пятьдесят второй по счёту, континент. С помощью некромантии он надолго упокоил величайшего вампира – Кенниса, а с помощью целительства множество раз лечил слушателей на своих публичных выступлениях. Также он создал ключ от божественной тюрьмы, мог контролировать Свет и Тьму и разработал заклинание для контроля фаз Луны.
    • Все маги с университета Мистегральд способны с помощью своих методик воспроизводить широкий спектр эффектов от создания огненных шаров до контроля воспоминаний.
  • Серия «Дозоры» Сергея Лукьяненко — все Иные проходят общий курс обучения различным видам магии (бытовая, боевая, целительство, предсказания и т. п.). И хотя некоторые Иные имеют «врождённую склонность» к той или иной магической специализации (целители, пророки и т. п.), с основными заклинаниями знакомы все. Даже вампиры и оборотни (у которых, правда, для некоторых заклинаний имеются свои аналоги, связанные с особенностями данных видов Иных).
  • В цикле «Ник» Анджея Ясинского главгерой довольно мэрисьюшный. Уже в первой книге он осваивает (пусть и в разной степени) магию земли, инфомагию, целительство, аурные штучки, боевую магию, воздействующую на физическом и психическом уровне, материализацию и амулетистику, призыв воздушных элементалей. В следующих трёх книгах он изучает магию огня, леса и воды, скрыт, магию иллюзий, становится единственным магом на континенте, владеющим призывом элементаля земли, и сильно прокачивается в уже известных ему школах магии. В пятой книге он попадает на другой континент, где узнаёт о существовании чародейства и начинает обучатся ему. Позже ему становятся известно кое-что из древних знаний археев, он учится работать в астрале и ментале, самостоятельно разрабатывает технологии телепортации и карманного измерения.
  • Серия «Дорога домой» В. Зыкова: один из попаданцев, К’ирсан, ухитрился обучиться трём считающимся взаимоисключающими (а заодно и потерянными / вымершими) школам магии, попутно немного разбираясь в древних заклинаниях, шаманизме, артефактах и ритуалах. Впрочем, у него на это уходит огромное количество времени, сил и ресурсы целой страны. Кроме того, спецов близкого, а то и превосходящего уровня только среди людей еще как минимум два, а ведь еще есть эльфы. А на руку ему играет сначала строжайшая секретность и «незначительность» героя, а потом уникальность его школы магии, поиметь секреты которой хотят решительно все, а других живых адептов просто нет. А на протяжении всей истории — земное образование программиста, ибо местная магия работает по очень близким принципам.
  • Многосерийная вселенная «Ехо» М. Фрая: в принципе на широкий профиль обучали всех магов в Ехо, а дальше всё зависело от личных способностей. Особо стоит отметить сэра Джуффина Халли, который владеет (в урезанном виде) рядом умений, обычно проявляющихся только в виде врождённых способностей.

На других языках[править]

  • «Гарри Поттер» — Альбус Дамблдор. Чем он только не владел, даже тёмной магией, по собственному признанию, однако пользоваться ею не желает из-за нравственных соображений. А вот Волдеморт только хочет постичь всю магию, но самые могущественные её проявления не в силах не то что использовать, но даже понять.
    • Вообще в этом мире в магических школах изучается много магических методик, и практически все волшебники обладают широким профилем — какое заклинание произнесёшь, то и будет. Другое дело, что не все одинаково хорошо владеют магией, не все знают тайные заклинания и искусства.
  • Prince of Nothing — Анасуримбор Келлхус не только овладел всеми тайными искусствами своего мира, но даже разработал новое — телепортацию.
  • Трилогия «Ариман: Исход» Джона Френча по вселенной WarHammer 40,000. Тот редкий случай, когда маг широкого профиля выступает в роли главного (анти-)героя. Азек Ариман владеет всеми псионическими дисциплинами на недостижимом для остальных магов уровне, причём с самого начала книги. Но в унылую непобедимость не скатывается, поскольку его враги вообще в другой весовой категории, и большую часть боёв ему приходится выигрывать не файерболлами, а мозгами.
    • Магнус Красный также подпадал под этот троп при жизни, но теперь он уже вне классификаций.
  • Dragonlance. Здесь специализация магии настолько расплывчата, что даже сильные светлые маги даже способны овладеть (или хотя бы изучить) заклинания своих тёмных коллег. Ну да, их с этого будет воротить, но в теории ограничений нет. Будет ли маг дилетантом широкого профиля, либо архимагом, сворачивающим в загогулину пространство и время, швыряющимся огнем, молниями и лавинами снега, а между делом усыпляющим врагов мановением руки — зависит лишь от усидчивости и способностей мага.
  • «Досье Дрездена» — Архив, сущность, которая автоматически узнаёт и запоминает всё, что когда-то было записано (от наскальной живописи до электронных накопителей с аппаратным шифрованием). Архив передаётся от матери к дочери, его нынешняя носительница — подросток Ива — подпадает ещё и под троп мал, да удал: пользуясь сравнительно небольшим количеством магической энергии, непринуждённо и изящно вытерла пол полудюжиной падших ангелов-Динарианцев. В принципе, чем старше маг и больше у него учеников, тем ближе он к этому тропу (поэтому некоторые Динарианцы тоже многопрофильные колдуны). Главному герою, по его собственным словам, до такого уровня ещё лет двести (хотя, по иронии, он и есть тот самый пиромант, использующий ледяные заклинания, создающий иллюзии и кидающийся телекинезом).
    • Впрочем, как раз в случае с Дрезденом, проблема у него кроется как раз именно в широком профиле: направлений много (огонь, ветер, поисковые заклятия, позже от ученицы подхватил еще и иллюзии, а от Зимнего Двора лёд) плюс ещё и магической силушки ему отвесили очень много, вот с точной фокусировкой и проблемы — отчасти ещё и потому, что он сам не догадывается, что можно использовать сверх-точную фокусировку… Ему проще снести дверь (или всё здание) чем сделать лёгкий ветерок…

Мультсериалы[править]

  • «Аватар» же! Собственно, в том и состоит наиболее заметное отличие аватара от обычного мага, что он может использовать силы всех стихий.
    • А кроме стихий — ещё всякие «духовные» штуки и магию жизненной энергии.
    • Хотя «профильным» магам он все-таки немного уступает, по крайней мере они умеют использовать свои силы более изощренно.
  • «Звёздный путь» — Люцифер.
  • RWBY — в такую понемногу преврашается Вайсс Шни. У её семьи уникальное Проявление - глифы, обладающие множеством разных эффектов, которые она постепенно прокачивает: телекинез, сжатие времени и призыв побежденных врагов. Также у неё самые большие запасы Праха во всей компашке - огненный, ледяной, электрический, гравитационный, и всё заряжено одновременно в одну рапиру и может быть совмещено с глифами. Впрочем, приложиться кулаком или рапирой тоже может — все же будущая Охотница.
  • My Little Pony — Ярким образчиком мага широкого профиля второго типа, является главная героиня сериала Твайлайт Спаркл. Она мало того что крайне одарена магическими талантами, так еще и большую часть детства проучилась в элитной магической школе, под личным патронажем Принцессы Селестии, так что уже в самом начале повествования по праву может считаться одним из сильнейших магов Эквестрии. Однако, на этом она не останавливается и со временем только развивает свои магические навыки и, в конце-концов, становится Принцессой Дружбы, наиболее мощной магии в реалиях Эквестрии, по сути вставая на один уровень со своей наставницей.
    • Ученица Твайлайт — Старлайт Глиммер, тоже прекрасно подходит под этот троп. Её магический талант крайне многообразен и отточен — творить магию для неё, что дышать. А магических сил и умений хватает на то чтобы противостоять Твайлайт после возвышения в прямой схватке. Что наиболее поразительно, Старлайт, в отличии от Твайлайт, не училась в престижной магической академии и, тем более, не могла иметь наставника лучшего чем Селестия, так что все её достижения на этом поприще или лично её заслуга, или же её учитель все еще не проявил себя в сюжете.

Аниме и манга[править]

  • Slayers — Лина Инверс. Умеет наколдовать практически всё, что можно, и ещё немного того, что нельзя, и это на момент начала повествования. И Мери Сью не является, потому как лечение, щиты и шаманская магия у неё выходят похуже, чем у специалистов, а также потому, что серьёзные враги или вообще не люди, или весьма хитрые люди.
  • Fullmetal Alchemist — хотя алхимия это и не совсем магия, но если принять её за таковую, то тропом первого типа можно считать любого алхимика вообще, поскольку базовые алхимические навыки уже дают возможность преобразовать практически что угодно в практически что угодно. Другой вопрос, что алхимик специализирующийся на каком-то конкретном аспекте преобразования, обычно способен проводить его в гораздо больших масштабах и на более глубоком уровне, а так же имеет при себе (или на себе) что-то с заранее нарисованными алхимическими кругами, которые позволяют проводить нужные преобразования без траты времени на то, чтобы нарисовать эти самые круги.
    • Тропом же второго типа можно счесть братьев Элриков и их учителя Изуми Кёртисс, ибо они мало того, что имеют весьма обширные знания об алхимии (не только знают, как преобразовывать самые различные материалы в весьма серьёзных количествах, но и способны преобразовывать человека), так ещё и являясь теми, кто увидел истину, вообще не нуждаются в каком бы то ни было алхимическом круге для преобразования — им достаточно знать формулу этого преобразования. Да и в принципе сюда можно отнести любого, кто видел истину, поскольку это позволяет не ограничиваться каким-то отдельным разделом алхимии.
    • Ну и конечно Отец с Ван Хоэнхаймом — как-никак ходячие философские камни и своей алхимией заткнут за пояс кого угодно. Да и в принципе, наличие философского камня позволяет игнорировать закон равноценного обмена, вкладывая в реакцию столько силы, сколько требуется, а не сколько возможно, что позволяет совершать воистину фантастические преобразования даже полному дилетанту.
  • Наруто — номинально это манга о ниндзя, но там есть свой полноценный аналог магии стихий (огонь, вода, земля, молния, воздух), а также магии призыва и созидания. Теоретически можно выучить хоть всё, но на практике эффективны будут лишь 1-2 стихии в исполнении обычного шиноби, связанные видимо с особенностями его души. Есть способы обойти это — например быть из клана полубогов Ооцуцуки или хотя бы их дальним потомком, разные способы похищения душ у шиноби с предрасположенностями к разным стихиям. Но есть и исключения:
    • Сарутоби Хирудзен — как выяснилось владеет всеми пятью видами стихийной магии, вдобавок ещё магией призыва и пространственно-временной магией. Аналитический ум и трудолюбие и никаких полубогов в предках.

Видеоигры[править]

  • Heroes of Might & Magic IV — именно такой маг и получает класс архимаг.
    • В Пятёрке гном может изучить не только все четыре магические школы, но и выучить руны, доступные только гномам.
  • Diablo — магия не имеет никаких ограничений по профилю, и один и тот же чародей может бросаться как файерболами, так и ледяными болтами. Вообще теоретически один персонаж может изучить ВСЕ заклинания в игре. Ну а то, как трудно их найти — вопрос другой.
    • Более того, игра настоятельно стимулирует быть магом широкого профиля, потому что даже на первых уровнях Собора некоторые монстры щеголяют иммунитетом к каким-либо видам урона.
    • Diablo 2 — чародейка, однако в несколько меньшей степени — ей просто доступно три древа навыков: с огнём, льдом и молниями.
      • Друид гораздо более разносторонен — он владеет как и всеми элементарными стихиями кроме молнии, вдобавок ещё знает магию призыва и оборотничества. Что и делает его гораздо более универсальным игроком для пати, в отличии от узкоспециализированной на чистого дамагера чародейки.
    • Diablo 3 — чародейка. У неё есть аж целый сет Тал-Раши, который даёт бонусы только при использовании магии четырёх стихий и поддерживает их только перекастом двух разных заклинаний в течении 2 секунд.
  • В Dragon Age: Origins можно прокачать мага-многостаночника первого типа.
  • Magicka. Игра посвящена магии и её комбинированию — что уж говорить, игрок может МНОГО разного колдовства.
  • Dragon Quest — в этой серии таковыми являются персонажи, овладевшие профессией «мудрец».
  • Final Fantasy: в первой части красный маг, владеющий как белой, так и чёрной магией (хотя только основами, так что первый тип) вполне попадает под троп, а ещё он мечом неплохо машет, но это уже в соседний троп.
    • Final Fantasy III — персонажи с профессией «Мудрец», правда, ценой меньшего количества маны по сравнению со специализированными классами.
    • Final Fantasy IV — Ридия может и кастовать заклинания атаки, и призывать эйдолонов. Лунарианец Фусойя знает все белые и чёрные заклинания в игре.
    • Final Fantasy VI — Терра Бранфорд. Владеет и исцеляющей, и атакующей магией. Селес тоже.
    • Final Fantasy XI — многие тарутару, так как это раса предрасположена к магии. Педаль в пол вдалбливает министр магии Шантотто.
  • Серия The Elder Scrolls. Если персонаж раскачивается как чистый маг, на низких уровнях он будет относиться к первому типу. На высоких — ко второму. Правда, действительно мэрисьюшным высокоуровневый маг будет только в четвёртой части (особенно если в начале игры выбрать расу и знак, повышающими максимальную ману, и обвеситься шмотками с аналогичным зачарованием). Впрочем, даже там многие игроки считают большинство школ магии в той или иной мере бесполезными и предпочитают взять пару «полезных» школ плюс алхимию, а в остальном качать боевые навыки.
    • С другой, стороны как раз в Oblivion поднять боевые умения до более-менее приемлимых не просто, а очень просто, т. к. вероятность попадания никак не зависит от навыка. А вот заклинания, если навык соответствующей школы ниже 25 вообще взять не получится. Поэтому лучше в начале игры взять именно магические школы (ну, возможно, кроме Разрушения и Восстановления, которые тоже легко поднять) и какие-нибудь воровские умения.
  • Chrono Trigger — все достаточно обученные обитателя королевства Zeal. А также Магус. Но это уже как следствие. Но какой ценой…
  • World of Warcraft — персонаж-маг может разиваться только по одной из школ магии: Магия Огня, Магия Льда и Тайная Магия. Однако, архимаги (Антонидас, Ронин, Кадгар, Джайна и другие) владеют всеми тремя школами на достойном уровне. С прикрученным фитильком, ибо в колдовские силы других классов (силы Света, Природы и Тьмы) они всё же не лезут.
  • Wakfu и Dofus - только класс Huppermage обладает магией всех 4 стихий, когда остальные довольствуются тремя в разных сочетаниях, а также уникальной магией Света, обладающей самым крутым типом урона. Второй тип - это элита среди магов, целенаправленно изучающая высокоуровневое колдовство вместо того, чтобы получать готовые заклинания через поклонение богам.
  • Monster Girl Quest: Paradox — персонажи с классом Король Магии. Вернее, пока только один персонаж, но вы вполне можете освоить все магические школы, если хватит места для перков.
  • Disgaea — Магические рыцари обладают всеми стихийными приёмами. А вот для других придётся отдельно учиться.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons: маг-специалист закрывает себе доступ, как правило (за исключением некоторых редких классов), лишь к двум магическим школам (из восьми). Есть и полные универсалы — у них меньше «боезапас», но им доступна магия всех школ. Педаль в пол — классы теургов, которым доступна магия не только разных школ, но и разных видов (например, тайная магия и божественная). Правда, это уже круто, но непрактично.
    • Точнее, практично, но на уровне персонажей 30+. Однако тут возникает другая проблема: кампании и персонажи такого уровня нуждаются в соответствующем оформлении, что бы не скатиться в унылую непобедимость. Не каждый мастер и сценарист потянет. Ближайший пример: NWN: HoTU, персонажи начинают кампанию с 15+ уровня. Или кампании в сеттинге Planescape а-ля «философы с дубинами» с врагами — богами, архидемонами и прочими могущественными существами.
  • Mage: The Ascension: зигзагом. Любой маг поначалу — очень узкий (и малоэффективный) специалист. На середине своего развития узкая специализация магу только мешает — и нужно изучать что-то новое. А с девятой точки Арете маг вдруг понимает, что никаких школ магии нет вообще, всё едино, трансцендентно и делить бессмысленно.
  • Warhammer Fantasy Battle — многие сильнейшие маги этого мира, например эльф Теклис или лорд ящеролюдов Маздамунди.