Малообразованный умник

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Book Dumb. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Лучше среднее соображение, чем высшее образование. »
— Народная мудрость

Считаете, что умник хорошо образован и интеллигентен? А вот фигушки! Это персонаж не обладает хорошим образованием, и манеры его тоже совсем не интеллигентные, но он очень умён! Он — малообразованный умник. Просто ему повезло родиться умным и не повезло в силу каких-либо обстоятельств получить хорошее образование. Например, родился в обществе с сильным социальным расслоением и образование ему не доступно, или вовсе он родился в каком-нибудь племени мумбо-юмбо, где просто отсутствуют какие-либо университеты и академии.

Часто такой персонаж какой-нибудь самородок-жестянщик. Но он может обладать и совсем другими талантами, а занимаясь чем-либо другим.

Как и гениальный силач, является деконструкцией стереотипного умника-ботаника.

Родственный троп — простая мудрость, когда речь не об IQ, а именно о мудрости.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Тёмный Патрик из ирландских народных рассказов.
  • Многочисленные бытовые сказки, в которых крестьянин благодаря смекалке и хитрости богатеет. Например, «Как мужик гусей делил» Л. Толстого, «Свинья-сестра» (народная). Часто пересекается с тропом «Умный бедняк, глупый богач».

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • И. Бунин, «Деревня» — «базарный вольнодумец» Балашкин.
  • «А зори здесь тихие…» — с прикрученным фитильком: старшина Васков не шибко образованный («в запасе двадцать слов, да и те из уставов»), но по-крестьянски мудрый и знающий жизнь мужичок.
  • «Приключения Алисы Селезнёвой» — двоюродная бабушка Алисы Лукреция Ивановна. Обладает недюжинным умом, находчивостью, магическими способностями и склонна к остроумным розыгрышам; при этом, будучи артисткой цирка, имеет большие пробелы в «школьных» знаниях (например, по истории и географии).
  • «Слово о Драконе» — собственно, Умник. На его планете людей, более-менее образованных по нашим меркам, в принципе не может быть, ибо по уровню развития — в лучшем случае Темные Века (а скорее ближе к Переселению Народов, только без оплота цивилизации в лице Рима). Но при этом Умником его прозвали не за красивые глаза, — что он демонстрирует, находя недочеты в идеях героини-прогрессорши.
    • Спасённый Великим Драконом на той же планете капитан погибшего парусника, мудрец и философ. Дракон не раз навещал его, чтобы поговорить о жизни и очень грустил о его смерти.
    • Дора, главная героиня книги «Караван мертвецов». Рабыня каравана из совсем уж дикого времени. Образования у неё, разумеется, никакого, но вот житейской смекалки, деловой хватки и ума хватает с избытком. А уж упрямства и целеустремлённости — и вовсе выше крыши.
    • Субверсия с Титом Болтуном. Он кажется типичным образцом тропа. Но оказывается, что он вовсе не простой крестьянин, а шифрующийся участник провалившегося заговора, и он, соответственно, пообразованнее многих.
  • А. Уланов, В. Серебряков, «Найденный мир» — Тала. Образования нет в принципе, едва грамотна — но обладает от природы могучим интеллектом: за считанные дни учит новые языки, с трудом читая по-английски — штудирует работы Чарльза Дарвина. И вообще: «Кличку — или титул „ведьмы“ — филиппинка Тала заработала кровью. Чужой кровью. Потому что те, кто не следовал ее предупреждениям, умирали… Филиппинская ведьма неким странным чутьем предсказывала поведение хищников. Кое-кто — Поертена в их числе — божился, будто она понимает язык лесных бесов, или что там сходит у них за наречие. Рэндольф не верил в птичий язык, но твари, несомненно, каким-то образом общались между собой. И Тале удавалось вклиниться в их общение: уловить смысл поданных сигналов, а порой — изобразить пронзительный щебет так убедительно, что тварей это сбивало с толку».

На других языках[править]

  • Джек Лондон, «Мартин Иден». Герой, обычный моряк, встретившись с людьми из высшего общества, начинает усиленно самообразовываться и становится известным писателем. В 20 с небольшим лет.
  • «Песнь Льда и Пламени»: лорд Родрик Харлоу. Он живёт на Железных Островах, где образование отсутствует как явление, а учёность не ценится от слова «совсем». Тем не менее он всю жизнь занимался самообразованием, заполнил самую большую башню своего замка книгами и заработал себе репутацию малоуважаемого чудака среди других лордов Островов — разбойников и пиратов, гордящихся и бравирующих своей неграмотностью.
    • Там же — сир Давос Сиворт. Научился читать лишь в зрелом возрасте, тем не менее показал себя хорошим советником, дипломатом и даже немного тайным агентом.
  • Уильям Голдинг, «Повелитель мух» — Хрюша. Прочёл уйму умных книг, умеет логически мыслить, верит в науку и добро, но при этом — уроженец бедного района Лондона, не получил систематического образования, говорит коряво и неграмотно.
  • Терри Пратчетт обожает этот троп. В частности, под него подпадают ведьмы и Сэм Ваймс. Педаль в пол — верблюд, являющийся математическим гением, причём умеющий применять свои знания на практике.
    • Педаль в верблюда — Леонардо Квирмский, местный гениальный изобретатель, презирающий формальное образование, как убивающее воображение — «учащее пределам возможного». Провалил экзамены в Гильдию Алхимиков, рисуя на полях сложные схемы изобретений и рассеянно исправляя формулировки вопросов.
  • О. Генри — Джефф Питерс. Далеко не дурак — но образование у него явно фрагментарное, и он лихо использует разные умные слова, не слишком вдаваясь в их значение. Как вам «сверхвоспаление клавикулы клавикордиала»?
  • «Шерлок Холмс» — главный герой. В первых книгах активно подчёркивалось, что при недюжинном интеллекте и дедуктивных способностях Холмсу иногда недостаёт «общекультурных» знаний, которые не требуются для расследований; в последующих романах этот момент был сглажен.
  • Винни-Пух же!
    • Там же Сова — пародийное применение тропа.
  • «Три мушкетёра» — д’Артаньян. Фактически является генератором безумных идей в ряде совместных планов четверки, очень внимателен и умён… и при этом троечник приходской школы, так и не выучивший более пары предложений на латыни (зато на редкость здорово считает в уме).
  • «Гарри Поттер» — близнецы Уизли. Гениальные алхимики, при этом крайне плохо успевающие в школе. Тем не менее, общее образование они все-таки получили, закончив пять курсов.
    • С образованием у них порядок, им просто лень заморачиваться с формальностями учебного процесса. Флитвик, ликвидируя устроенное ими магическое болото, назвал его создание образцово-показательными чарами, да и аксессуары для защиты от магии у них Министерство закупало массово.

Кино[править]

  • Victor Frankenstein (фильм 2015) — Игорь Штрауссман, доктор-самоучка, выросший в бродячем цирке, где работал клоуном за еду.
  • «Безумные преподы» — Булар. Несмотря на абсолютное отсутствие тяги к знаниям, умудрился хорошо закончить школу и даже поступить в некое подобие Оксфорда.
  • «Факультет» — Зик и Стэн. Первый не хочет учиться, но прекрасно знает большую часть всех предметов, да ещё и готовит наркотики, которые спасают мир от нашествия инопланетян. Второй в своё время выбрал увлечение спортом и смог без проблем доучиться до 12 класса, но там ему надоело получать пятёрки по блату, и он решил стать умником без приставки «малообразованный».
  • «Эволюция» — несмотря на уровень интеллекта сильно ниже среднего, именно два толстяка-студента нашли способ добыть достаточное количество яда для инопланетных чудовищ.
  • «Идиократия» же — главные герои, не смотря на невысокий уровень интеллекта, оказались самыми умными людьми в мире будущего.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Хаус», 4 сезон — Генри Добсон, в течение нескольких серий работавший в команде Хауса, не имел медицинского образования (а, возможно, и высшего образования как такового). Однако он 30 лет проработал секретарём экзаменационной комиссии в престижном медвузе и присутствовал на всех экзаменах, так что теорию знает лучше, чем многие настоящие врачи. А вот практических навыков у него почти что нет, так что в этих случаях он предпочитает переложить работу на другого члена команды.

Комиксы[править]

  • Transmetropolitan — например, престарелый неграмотный уборщик, который смог изобрести особую сверхсложную математику для прямого изменения реальности.
  • Гоблины: Жизнь их глазами — Недотёпа же! Минимальный показатель Интеллект, максимальный показатель Мудрость.

Аниме и манга[править]

  • Fate/Zero — Райдер Искандер. По меркам античности он, конечно, хорошо образован, но его Мастер — современный маг-книжник — смотрит на него как на дикаря… До тех пор, пока не понимает, что житейская мудрость Искандера стоит на практике гораздо больше, чем его книжные знания.

Видеоигры[править]

  • Bully: главный герой Джимми — хулиган, который разъезжает по школе на скейтборде, а в свободное от учёбы время дерётся с учителями. Но и умом он, мягко говоря, не обделён.
  • Resident Evil: Джейк Вескер, мозгами явно пошедший в папу — учёного и подопытного в евгенической программе. Однако, поскольку оный папа-козёл бросил их ещё до рождения сына, Джейк не смог даже закончить школу — пришлось вкалывать, дабы заработать на лекарства матери. Тем не менее, этот гоповатого вида наёмник прекрасно играет на рояле и быстро учит другие языки (включая научные термины), просто слушая разговоры их носителей. Устанаку он тоже не очень-то и уступает, поскольку способен драться с ним врукопашную, а также поднять его и бросить на пол, словно бравый рестлер.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — большинство примархов воспитывали местные царьки (Пертурабо, Лион, Мортарион,), повстанцы (Коракс), религиозные культы и псайкерские общины (Магнус, Лоргар)… А вот Конрад Кёрз с детства выживал в полузаброшенном городе, охотясь на диких зверей, а потом начал истреблять местную преступность, после и вовсе захватил планету… Один. Без оружия. В общем, настоящий self-made man, педаль пробивает Нострамо насквозь.
    • Но, став правителем планеты, активно занялся самообразованием.

Реальная жизнь[править]

  • Любой основатель нового научного направления вынужден быть таковым хотя бы частично.
  • Амбруаз Паре, совершивший переворот в медицине, перестав заливать в раны кипящее масло и прижигать их калёным железом, был всего лишь цирюльником-костоправом и не имел какого-либо медицинского образования.
  • Блез Паскаль по факту заново изобрёл геометрию в очень юном возрасте, ещё не успев начать официальное обучение.
  • Николай Петрович Кумани — десяти лет от роду поступил юнгой на купеческое судно, служил матросом на английском военном корабле, затем перешёл на службу в российский флот, где и сделал карьеру. Грамоте Кумани выучился лишь в России, когда ему уже было за сорок, читал и писал только по-русски (даже свои имя и фамилию подписывал с трудом), хотя свободно говорил на нескольких языках. Когда командование флота отказалось продвигать его по службе по причине малограмотности, Екатерина II заявила: «Неграмотность не может служить препятствием к награждению столь достойного офицера» — и Кумани смог дослужиться до контр-адмирала.
  • Франсуа Жозеф Лефевр, почётный маршал Франции, герой революционных войн и лидер старой гвардии Наполеона. Простой крестьянин, сын мельника, сделал блестящую карьеру вопреки отсутствию образования. Бравировал своим простецким происхождением, но при этом всеми справедливо считался умнейшим человеком с великолепным чувством юмора.
    • В ещё большей степени — его супруга, бывшая прачка Катрин Юбшер. Став придворной дамой, получила прозвище «Мадам Бесцеремонность» за прямоту и характерный лексикон (иной раз и по адресу самого императора). Но двор её таки полюбил за честность и доброту. Что же касается ума, необразованная Катрин была чуть ли не единственным человеком при дворе, способным переспорить самого Талейрана!
    • В принципе, в полководческой команде Наполеона типажи вроде потомственного учёного-военного Даву, вундеркинда Бертье или утончённейшего джентльмена Макдональда были скорее исключением из правил. Времена-то были постреволюционные-с, так что на ведущих позициях оказались люди из низов, для которых поле брани стало первым и единственным университетом. Пожалуй, наиболее могучим интеллектом обладал Жан Ланн, продемонстрировавший мурость не только в военной стратегии, но и в политике и в дипломатии. После гибели Ланна умнейшим считался Андре Массена — тоже великолепный стратег и политик, но при этом не менее гениальный вор и мошенник. (и как это проявлялось?)
  • Наполеон Бонапарт сам подходит сюда же, отличался очень слабыми способностями к изучению языков и живя с 9 лет почти исключительно во Франции продолжал говорить по-французски с сильным итальянским акцентом и так не научился грамотно писать ни по-французски, ни по-итальянски, ни на латыни. Чем производил на незнакомцев впечатление некультурного и малограмотного человека. При этом его способности к математике, геометрии в частности и точным наукам в целом уже с раннего детства были очень велики.
  • Ловиса Орберг, первая женщина-врач в Швеции. Не имела ни высшего (ибо в те времена, в начале XIX века, оно для женщин было недоступно), ни даже среднего образования, но училась у матери, которая была народной целительницей. В результате стала успешным врачом, а когда её слава дошла до светил официальной медицины, те устроили ей проверку по всей форми, которую Ловиса блестяще выдержала, и в результате получила официальное разрешение на врачебную практику.
  • Джузеппе Верди не имел формального музыкального образования. В Миланскую консерваторию его не приняли из-за низкого уровня игры. Сегодня эта консерватория носит его имя.
  • Томас Алва Эдисон проучился в школе всего три месяца и был признан педагогами не обучаемым. Что не мешало ему стать великим изобретателем и членом нескольких академий наук. Распространена история о том, как педагог написал в записке, что он умственно отсталый, но его мать, чтобы не угробить потенциал сына, прочитала это как «гений». Не прогадала, за что ей честь и хвала.
    • А вот если бы не отсутствие систематического образования — возможно, смог бы сделать больше изобретений. Так, в поисках наиболее подходящего материала для нити накаливания он просто перебирал все подвернувшиеся и доступные материалы — а ведь, если бы у него было больше информации об их свойствах, на поиски вольфрама было бы потрачено гораздо меньше времени, которое могло быть употреблено с большой пользой…
  • Многие советские руководители времён Ленина и Сталина вышли из низов и не смогли в своё время получить соответствующее образование,[1] что впоследствии не помешало им стать компетентными управленцами.
    • например, в первом наборе Академии Генштаба были опытные командиры, зарекомендовавшие себя на начальном этапе Гражданской войны: будущие маршалы и генералы Мерецков, Соколовский, Тюленев, Петровский, Урицкий. В первом наборе четверть слушателей, имели лишь начальное образование, 70 процентов — среднее и лишь 5 процентов — высшее. А ещё там был Чапаев, всё образование которого описывалось фразой «три класса церковно-приходской школы и младшие командирские курсы». Академиев он так и не закончил, не смотря на то, что Буденный ему как-то сказал «учись, дурак, смеяться ж будут над тобой». Итоги — легенда Гражданской Войны и персонаж дикого количества анекдотов.
  • Василий Дегтярёв, известный советский конструктор-оружейник и доктор технических наук, окончил лишь три класса церковно-приходской школы.
    • В принципе, среди оружейников такие типажи попадаются нередко. Создатели овеянных легендами пушек Аймо Лахти и Джон Гаранд тоже были простыми заводскими рабочими из низов, осваивавшими тонкости оружейного дела самостоятельно в процессе производства.
  • Джеральд Даррелл, известнейший зоолог и натуралист, член нескольких мировых научных сообществ, не имел вообще никакого формального образования, и точка. А о том, как шикарно протекало его домашнее образование, вполне честно поведал в своих же произведениях.
  • Иосиф Бродский, окончивший всего восемь классов, успешно преподавал в американских университетах почти четверть века.
  • Рамануджан Сриниваса не стал величайшим математиком XX в. только потому, что родился в бедной семье на юге Индии. После школы, не имея ни возможности поступить в ВУЗ, ни какого-либо постоянного общения с научным сообществом, он открыл множество математических формул (часть из которых была открыта до него, просто он об этом не знал) и обогатил теорию чисел большим количеством материала. Если бы не переписка с английским профессором Годфри Харди, то мир бы никогда не узнал об этом человеке и его работах. Умер Рамануджан в возрасте 32 лет из-за болезней, усугублённых хроническим недоеданием и тяжёлым трудом.
  • Гамильтон Наки (Hamilton Naki), хирург из Кейптауна, ассистент Барнарда во время первой пересадки сердца. Научился работе хирурга, работая с лабораторными животными.
    • Примерно так же научился оперировать Дэвид Брюс, который вообще-то занимался микробиологией (в честь него назван возбудитель бруцеллёза).
  • Фердинанд Уолдо Демара, так же известный как Великий Самозванец. Не имея даже законченного среднего образования, успешно выдавал себя за врача, проводя достаточно сложные операции!
  • Элизер этот ваш Иудковский. Автодидакт, сиречь самоучка — не имеет научной степени, так как не видит смысла тратить время и силы на её получение. При этом — сооснователь и научный сотрудник Института Сингулярности по созданию Искусственного Интеллекта (SIAI). Не говоря уж о нескольких опубликованных научных работах и научно-популярных книгах, ну и сами-знаете-какого фанфика.
    • При всём уважению к интеллекту человека, способного самостоятельно освоить кандидатский PhD-шный минимум — он как раз ярко выраженный контртроп в силу своего фанатичного сциентизма.
  • Борис Юлин — военный историк без учёной степени (по образованию – физик-ракетчик), что не помешало ему стать историческим консультантом для «Блицкрига», «Ил-2 Штурмовик», «Проекта „Армата“» и ещё по меньшей мере десятка игр на историческую тематику (в основном, по Второй Мировой, но и по современной истории тоже). Причём толковым историческим консультантом, а не троллем — по меньшей мере в «Ил-2» историческая справка к миссиям написана весьма толково.
  • Антрополог Станислав Дробышевский не исключает возможности, что люди верхнего палеолита были не только не глупее, но даже умнее современных, хотя об образованности говорить не приходится. Во-первых, потому, что естественный отбор не оставлял шанса глупым: не придумал, как из подручного материала создать орудие труда, как защититься от хищника, как добыть огонь — умер от голода, холода или звериных зубов. В развитой цивилизации комфортно существовать может и олигофрен, так как действие естественного отбора сведено на нет. Во-вторых, древнему человеку приходилось быть мастером на все руки, так как специализации не существовало, а это значит, что нужно было решать нестандартные задачи. При этом по понятным причинам немногие доживали до старости, так что умудрённых опытом людей, которые могли бы передать знания, было мало, в основном до всего нужно было доходить своим умом. Цивилизованный же человек специализирован по виду деятельности и получает уже готовую информацию. Если этот мир станет постапокалиптическим, естественный отбор опять приведёт к выживанию людей, умеющих мыслить нестандартно, пусть даже их культура будет совсем примитивной. А пока мы, к счастью, живём в цивилизованном мире, выход для нас — учиться, учиться, учиться и увеличивать число нейронных связей.[2]

Примечания[править]

  1. Так, М. И. Калинин окончил только начальную сельскую школу, но, будучи лакеем у помещика, активно занимался самообразованием в хозяйской библиотеке (однако, повезло ему с работодателем! ;-).
  2. Статья 1, статья 2