Мальчики бьют, девочки стреляют

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Guys Smash, Girls Shoot. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Два полуорка с обычными дубинами против эльфийки с луком и низкорослого коренастого гнома вооруженного топором. Увидев, что эльфийка осталась на месте и до предела натянула тетиву лука, я одобрительно хмыкнул. Ей на передовой точно делать нечего. Вот только лук совсем плохонький, маломощный. В любом случае эльфийка действовала грамотно. Если ее напарник гном сумеет задержать противников… У эльфийки-стрелка прошел критический удар. У полуорка разом снесло остатки жизни. А гном теснил оставшегося в одиночестве воина, загоняя его в противоположный от партнерши угол. Этим и выгодны гномы-танки, из-за их малого роста. Они не закрывают обзор стоящим позади стрелкам. Сколько раз в бытность Крашшотом я пускал стрелы впритирку над макушкой прикрывающего меня гнома-танка… »
— Господство клана Неспящих
Типа того…

Если в произведении имеется боевая пара или просто Крутой с Бой-бабой, то велики шансы, что мужик в этой паре будет здоровенным громилой с двуручным мечом, а женщина — грациозной амазонкой с луком или магичкой с посохом. Соответственно, в рукопашный бой будет лезть мужик, а дама будет раздавать врагам люлей с расстояния.

Следует учесть, что, как и большинство фэнтезийных штампов, этот имеет мало общего с реальностью. На самом деле, чтобы натянуть средневековый лук (а не современный спортивный, предназначенный для попадания в мишень, а не для пробивания доспехов), равно как и арбалет ранних конструкций (не снабженных воротом), требовалась весьма значительная физическая сила[1]. Именно поэтому — а не только в силу патриархальных предрассудков — ни в каких средневековых армиях не было женщин-лучниц, и даже аутентичные средневековые легенды не донесли до нас такой образ («вольные стрелки» Робин Гуда, например — все мужчины). А вот освоить на равных с мужчинами бой пусть не на тяжелых мечах, но на шпагах женщине вполне по силам, и такие прецеденты бывали и в легендах, и в реальности (в XVIII веке появилась даже мода на женские дуэли, правда, женщины в них обычно дрались на шпагах друг против друга, а не против мужчин).

Реалистичным троп становится только в эпоху огнестрельного оружия.

Как и большинство других патриархальных тропов, этот в последнее время получает всё больше инверсий.

Где встречается[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев»: Мефодий, воспитанник Арея и наследник Мрака — отличный мечник, Дафна, как и все стражи Эдема, пользуется флейтой для создания маголодий.
  • «Тайный город»: люды — целая раса таких. Женщины умеют колдовать и в бою обеспечивают огневую поддержку (те, кто умеет драться, составляют элитные отряды), а мужчины магией обделены, зато нечеловечески сильны и составляют суперпехоту.
  • Архимаг А. Рудазова — зигзаг. В отряде Креола есть: 1) Собственно, сам Креол с боевой цепью и огненными мечами из ладоней, 2) Лод Гвейдеон с двуручником, 3) Индрак с огромной кувалдой, 4) Логмир с катанами и 5) Ванесса с пистолетом. Только вот: 1) Архимаг найдет достаточно много способов убить вас и на расстоянии, 2) Паладины всегда носят с собой ручной арбалет и не стесняются им пользоваться, 3) У Индрака есть молот поменьше, который умеет косплеить Мьёльнир, 4) Логмир… Ему и не нужны особо атаки на расстоянии, он сам быстрее любой пули бегает, и наконец 5) Ванесса сначала владеет кунг-фу, а чуть позже — магией превращения. Витааль и Моргнеуморос немного не вписываются в общую схему, но под троп тоже инвертированно попадают.
  • Ааргх — инверсия. Сун дерется наравне с Малышом и гномами, а вот Эландер предпочитает работать снайпером.
  • С. Тармашев, цикл «Тьма» — орочьи мужчины сражаются на передовой на огромных хрардарах, а их женщины прикрывают любимых с помощью луков. Обоснование: силы у орков хоть отбавляй, и даже самая хрупкая орочья красавица играючи натянет лук, способный тетивой перерезать человека пополам.
  • А. Прозоров, «Боярская сотня» — Юлия, мастер спорта по стрельбе из лука, бывшая член сборной Союза, провалилась в XVI в. и сражается против татар.
    • Явная реконструкция тропа от автора, который прекрасно знает матчасть. Юля стреляет намного точнее боярина Варлама (который тоже крутой лучник) и успешно ваншотит противников редкими выстрелами, однако любимый боярами дождь из стрел по толпе врагов ей уже не под силу. И в сечу без доспеха не полезешь, а для ношения доспехов опять же мужская сила нужна.
      • Вот только упоминается, что ее лук один из бойцов мужа «едва наполовину растянул». То есть, хрупкой девочкой ей быть очень вряд ли положено.
  • Алекс Коша, «Огненный факультет» — инверсия: подруга-вампирша намного физически сильнее протагониста и чуть ли не с рождения совершенствуется в боевых искусствах (точнее — в Искусстве), а сам Зак физически развит хуже, зато превосходит ее во владении магией (Ремеслом). Впрочем, на протяжении цикла им обоим часто приходится выступать и в том, и в другом амплуа.
  • Алексей Пехов, «Цикл Ветра и Искр» — у эльфов владение луком считается позорным для мужчины, а потому лучницами становятся исключительно эльфийки. И закономерно проигрывают в стрельбе людям, потому что для того, чтобы натянуть тетиву, требуется недюжинная физическая сила.

Зарубежная[править]

  • «Властелин Колец» — полная инверсия, вполне в соответствии с историей (см. тело статьи). Основной стрелок из центральных персонажей — Леголас, а единственная девочка, засветившаяся на поле боя — Эовин — вломила Королю-Чародею вполне себе мечом.
  • «Хроники Нарнии» — Питеру дарованы щит и меч, а Сьюзен — лук (насчёт последнего Рождественский Дед говорит, что это на всякий случай, а вообще драться девчонкам нельзя — фэнтезийный феминизм в Нарнию не завезли). В сражениях позднее Питер и Эдмунд выступают с мечами, а Сьюзен и Люси — с луками.
    • Зигзаг с Юстэсом и Джил. В «Серебряном кресле» Юстэс и квакль-бродякль Хмур берут себе и по мечу, и по луку, а Джил не дают ни того, ни другого — только нож (что логично: ни сражаться на мечах, ни стрелять из лука девочка не умеет, только она всё равно недовольна). В «Последней битве» Джил уже научилась стрелять и потому использует исключительно лук, а Юстэс берёт себе только оружие ближнего боя.
      • Каким образом Джил сумела овладеть тяжёлым боевым луком, тренируясь на лёгком спортивном (см. начало статьи) автор не объясняет. То ли в Нарнии луки легче, то ли Джил и Юстэс за это время мышцы накачали тренировками (похоже, в скауты вступили — Джил успешно освоила ещё и стелс), то ли «воздух Нарнии», о котором автор упоминает, по воле Аслана уровень крутизны им поднял (как четвёрке Пэвенси в «Принце Каспиане»).
  • «Хроники Амбера» — янтарные принцы как на подбор либо классные фехтовальщики, либо борцы, либо мастера кинжала. За принцессами подобного не замечено. Зато стрелами и/или убойной дистанционной магией уделывает вражин всё семейство. Получается, здесь девочки стреляют, а мальчики и бьют и стреляют.
    • Исключение — Дейдре. В первой книге она дралась наравне с братьями, а финальной битве первой пенталогии вообще сражалась секирой.
  • «Сага о ведьмаке» — именно так распределяются функции в парах Геральт-Трисс, Геральт-Йеннифэр, Геральт-Мильва. Мильва вообще единственная стреляющая девочка в отряде Геральта, все остальные бойцы — Геральт, Кахир, Регис — ближнего боя. Вполне обоснованно: Мильва описана как девица рослая и крепкая, вполне способная оплеухой опрокинуть мужика, луком училась владеть с детства под руководством отца-охотника, а вот фехтованию ей было обучаться некогда и незачем.
  • «Голодные игры»: Кэтнисс — лучница, Пит — борец. Подсвечено внешностью и телосложением обоих, тощая миниатюрная Кэтнисс и сильный коренастый Пит, который «наупражнялся, таская лотки с хлебом». Рута с ее умением метко стрелять из рогатки тоже подходит
  • «Хроники странного королевства»: в команде Элмара было два воина; из них мужчина (собственно, Элмар) — рыцарь, а женщина (Валента) — лучница.
    • В какой-то степени инверсия — королевская чета Ортана: король — отличный стрелок, но совершенно не умеет пользоваться мечом, а королева предпочитает меч. Другой вопрос, что они не сражаются вместе ни разу за весь цикл; да и вообще, Шеллар предпочитает добиваться своего интригами, а не оружием…
    • Один раз таки сражались. На обложке третьей книги показан момент, когда они сидели на дереве, отбившись от стаи очень опасных хищников: она — с мечом, он — с револьвером.
      • Ну, за это «сражение» они не сделали ни одного удара и ни одного выстрела, так что не считается. С другой стороны, как раз когда Кира рубилась с драконом, Шелар отстреливал убийц…
  • Нестеренко, «Приговор» — субверсия: Дольф вооружён мечом, а Эвелина не расстаётся со своим арбалетом. Но впоследствии выясняется, что меч Дольф носит только для вида и почти не умеет им пользоваться, зато единственный в мире владеет огнестрельным оружием
  • Р. Сальваторе, цикл о Дриззте До’Урдене: в квинтете главгероев Кэтти-Бри — лучница и единственная девушка, остальные — Дриззт, Бренор, Вульфгар и Реджис — рукопашники. Молот Вульфгара, правда, можно метать (и он вернется обратно), но это все же второстепенная функция.
  • Колесо Времени — полно женщин-магичек (а вот мужчинам магия запрещена), а среди легендарных героев единственная женщина — Бергитте Серебряный Лук. Хотя и мужчины-стрелки-маги есть, и женщины-бойцы встречаются, как, например Девы Копья, что тоже предполагает бой на некотором расстоянии.

Сетевая[править]

  • Господство клана Неспящих — см. эпиграф, гном и эльфийка. А вот сам главный герой с подругой — являются инверсией: маг и паладинка.
    • Но в команде Роса есть и прямой отыгрыш тропа — Крей и Келен.
    • Ещё пример — Рычащий Рокот и Чарующая Чара. Пара, заточившая персонажей исключительно под совместную игру.

Кино[править]

  • «Белоснежка и Охотник» — инверсия: Белоснежка сражается мечом и щитом, а её друг детства принц Уильям — лучник.
  • Кинематографическая вселенная Marvel:
    • «The Avengers» — снова инверсия: Соколиный Глаз — Крутой лучник, а Чёрная вдова в бою чаще полагается на конечности и колюще-режущие предметы, чем на пистолет.
    • «Стражи Галактики» — еще одна инверсия. Питер Квилл стреляет, Гамора дерется.
  • Оригинальная трилогия Звёздные войны — Люк научившись владеть Силой перешёл целиком на меч, а вот Лея ни разу за всю трилогию не промахнулась.
    • Приквельная трилогия: Амидала стреляет из бластера, а Энакин рубится световым мечом.
  • «Пятый элемент» — инверсия: Корбен стреляет, а Лилу избивает противников руками и ногами.
  • «Волкодав из рода Серых псов» — в этой, прости Господи, экранизации Эртан сделана лучницей, видимо, для соответствия тропу (по книге — мечница со склонностью к «самозабвенной ярости», ибо хочет встретиться с погибшим женихом).
  • «Василий Буслаев» — единственная женщина в отряде, Ксения, именно лучница. Хотя герой и сам стрелять умеет.
    • Ещё бы герой стрелять не умел!

Телесериалы[править]

  • «Легенды завтрашнего дня» — инверсия. Сара и Кендра сражаются врукопашную, тогда как большинство мужчин в команде обладают дальнобойным оружием: Огненный Шторм мечет фаерболы, Атом стреляет наручными разрядниками, Снарт замораживает, Рори поджигает, а Рип стреляет из бластера-револьвера. Лишь Картер тоже идёт на ближний бой. Во второй сезоне добавляется бой-баба Амайя (тоже врукопашную), однако Нейт (после апгрейда) тоже дерётся кулаками.
  • «След (телесериал)» — Татьяна Белая выполняет обязанности не только эксперта-баллистика, но порой и оперативника. В таких случаях она чаще всего нейтрализует преступников метким выстрелом, хотя может и навалять. А её напарники мужского пола как раз предпочитают действовать боевыми приёмами.
  • «На безымянной высоте» — разведчики лейтенанта Малютина, переодевшись в немецкую форму, берут языка, снайпер Ольга Позднеева их прикрывает от эсэсовского снайпера-аса.
  • «Stranger Things», 1-ый сезон — сначала кажется, что тут инверсия: Джонатан вооружается револьвером, а Нэнси бейсбольной битой. Но потом оказывается, что Нэнси стреляет лучше, и они меняются оружием.

Мультсериалы[править]

  • YingYangYo — крольчиха Инь использует магию, кролик Янь машет мечом и конечностями.
  • «Непобедимая команда суперобезьянок» — инверсия: Нова, будучи единственной девочкой в команде, больно месит врагов кулаками, в то время как остальные члены команды полагаются на стрельбу или универсалы.
  • «Star vs. the Forces of Evil» — играется напрямую. Марко — удивительно хороший рукопашник, несмотря на всего лишь красный пояс по каратэ (в одной из серий ясно видно, что он использует систему Сетокай, где красный — не такой уж высокий уровень), а после событий в другом измерении, похоже, ещё и очень крутой мечник. Стар хоть и тоже хороша в рукопашке (избивала монстров ещё до обретения магии), но, дорвавшись до волшебной палочки, сосредоточилась на мозговыносящих дистанционных колдунствах.
  • Шуточный вариант в «Футураме» — в серии «The Prisoner of Benda» (Пленник Бендера) Василь и его любовница (жена руританского робокороля Николая), когда пытались убить монарха и свалить вину на вора.
    • Гендерная инверсия с главными героями: Лила — непризнанная чемпионка по арктурианскому кунг-фу, а Фрай неоднократно показан как великолепный стрелок и канонир (набил руку на аркадных автоматах).

Комиксы[править]

  • Трио главных героев в Girl Genius. Гильгамеш фон Вульфенбах — крутой фехтовальщик, Тарвек Штурмфораус прошел тренировку Дымчатых Рыцрей (местных ниндзя) и поэтому у него в запасе масса подлых приемчиков. А вот сама Девушка-гений, Агата Гетеродин, прикрывает этих двоих из здоровенных плазменных пушек собственного изготовления. Опять-таки, Тарвек неплохой стрелок, а Агата может нехило так приложить вражину гаечным ключом по голове.
  • «Planetary» — стопроцентная инверсия с главными героями. Джакита в бою полагается исключительно на ловкость и грубую физическую силу, поскольку даже так способна раскидать отряд автоматчиков. Элайджа Сноу и Барабанщик же работают дистанционно — у одного радиус действия суперсилы измеряется сотнями метров, а другой и вовсе управляет потоками информации.

Веб-комиксы[править]

  • «Орден Палки» — вынужденно оторванный от основной команды тандем из хаотичного злого… да что уж там, из маньяка-психопата полурослика и роскошной рыжей плутовки. Полурослик прыгает, как блоха, раздавая смертельные удары двумя кинжалами, а если что-то стоит далековато для его блошиных прыжков — не извольте беспокоиться, туда тут же прилетит посланная твёрдой железной рукой стрела. Хотя, конечно, плутовка тоже не дура рубануть сзади из темноты или сигануть с переворотом через голову противника — всё-таки класс предрасполагает.

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — начиная с «Ястреба тысячелетней империи» парни (Гатс, Серпико и Исидро) сражаются клинками, а Ширке и, позднее, Фарнеза используют магию.
  • City Hunter — гендерная инверсия: Каори девушка с молотом, а Рё снайпер.
  • Code Geass — инверсия. Лелуш-Зеро атакует врагов на найтмере (из оружия ближнего боя имеющего лишь гарпуны на пальцах) с помощью дальнобойных адронных пушек, а Каллен сражается на мехе со слабенькой пушкой и сверхмощной электромагнитной установкой на правой руке.
  • Densetsu no Yusha no Densetsu — инверсия. Райнер Лют — сильнейший маг Роланда, а его напарница Феррис Эрис — великолепная мечница.
  • Дороро — Телохранители-друзья Тахомару Хёго и Муцу — брат и сестра. Муцу — лучница, а её младший брат Хёго — силач, орудующий не только мечом, но и дубиной или вообще кулаками. Их совместная боевая тактика как раз точно воплощает троп.
  • Частичная инверсия — Fate/Stay Night. Сейбер непревзойденно владеет мечом, а Широ в будущем станет героем-Арчером. Впрочем, и тогда у него меч и лук будут скорее держать паритет… В Unlimited Blade Works сыграно прямо — Широ рубится мечами, а Тосака поддерживает с дистанции с помощью магии и силовых камней.
  • Golden Kamuy — «Бессмертный» Сугимото, который и к медведю в берлогу запрыгнуть способен без ножа, и Асирпа со своим луком и ядовитыми стрелами.
  • InuYasha — Инуяша полагается в бою на меч и острые когти, Кагоме — лучница. А вот Мироку и Санго — своего рода аверсия. В бою с незначительными противниками Мироку обычно использует посох с заточенным наконечником, но в ситуациях посерьезнее прибегает к «воздушной дыре» в своей руке: проклятью, которое должно однажды поглотить его самого, но до той поры вполне успешно засасывает в себя удачно подвернувшихся под хозяйскую руку злобных демонов. Так что для победы Мироку вообще необязательно приближаться к врагу. Ну а Санго предпочитает сражаться, швыряя в противников огромный бумеранг, но если уж ей довелось оказаться без него, легко может навешать люлей и в ближнем бою: в ее костюме припрятаны кинжалы и лезвия на рукавах.
  • Lord Marksman and Vanadis — аверсия: главный герой крутой лучник, но в рукопашной практически беспомощен. Главная героиня и ее советница-телохранитель — крутые рубаки.
  • «Parallel Paradise» — главный герой великолепный мечник, мастерски владеющий кэндо, а, с середины манги получивший самый лучший в том мире меч, в то время, как некоторые девушки используют луки или огнестрельное оружие. Главному герою один раз удалось завладеть чужим пистолетом, но через пару секунд его обронить, так и не успев пустить его в ход.
  • Slayers же! Гаури — боец ближнего боя, а Лина Инверс — магичка.
  • Sword Art Online — 2-ой сезон: Кирито, вполне ожидаемо, в игре про огнестрел отыскал себе меч и орудует чаще всего только ним, а Синон поддерживает его огнём со снайперской винтовки.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — Йоко мастерски владеет электромагнитной винтовкой и предпочитает поддерживать друзей огнем на расстоянии, а Камина предпочитает огнестрелам холодное оружие — свою двухметровую саблю и стрелы вместо ножа. Даже получив пистолет впервые жизни, пытался безуспешно использовать его, как кастет.
  • «Ариэтти из страны лилипутов» — инверсия. Ариэтти носит булавку, словно шпагу, а когда попыталась натянуть тугой лук Спиллера — он оказался ей не по силам. После чего Спиллер наглядно показал ей (и зрителям), что для этого оружия нужны очень сильные руки.
  • «Я — герой!» — полная аверсия: Хидео умело обращается с двустволкой, но в рукопашной почти беспомощен, а вот его девушка предпочитает рубить зомби топориком…

Видеоигры[править]

  • Легенды Эйзенвальда — у протагонистов. Рыцарь — полностью рукопашный, баронесса — умеет стрелять из лука и арбалета. Алхимик пусть и колдует на расстоянии, но прямой урон умеет наносить только в ближнем бою. Из наемных — женщины только среди магов, даже лучниц нет. Но мужчин-магов больше.
  • Hotline Miami-2: Wrong Number — инверсия. Алекс (девушка) ходит на задания с бензопилой, а Эш (её брат) — с пистолетом.
  • Dragon Age: Origins — именно так распределяются функции между потенциальными соратниками. Впрочем, самому Стражу никто не мешает ломать систему.
    • Есть и уникальная «девочка» — голем Шейла, способная как крушить врагов в ближнем бою или расшвыривать их ударными волнами, так и метать валуны и переходить в режим баффающей отряд статуи.
    • С другой стороны, Лелиана не хуже заточена под парные клинки, чем любой другой разбойник, а лицам, понимающим толк в извращениях, никто не запрещает раскачать ей силу до возможности ношения тяжелых лат, а Алистера или Стэна сделать лучниками.
      • При этом механика лука и арбалета довольно продумана: для пользования арбалетом нужна сила, но урон считается от характеристик арбалета и ловкости (=надо поднять, а насколько смертельным будет попадание, зависит от меткости), а у лука вероятность попадания считается от ловкости, а урон от силы (=как сможет натянуть) и ловкости (=насколько правильно сможет натянуть). Поэтому, чтобы хрупкая девушка Лелиана с луком была эффективна, ее надо накачать до состояния «шпалоукладчица», так что латы носить тоже сможет)
    • Dragon Age: Awakening — вперемешку: Сигрун — разбойник в специализации «парные клинки», Андерс и Натаниэль — маг и лучник соответственно, Огрен и Справедливость — воины, Веланна — маг.
    • Во второй игре серии инверсии хватает и так: Авелин Валлен — тяжеловооружённая мечница, Изабелла — пиратка с двумя кинжалами, а вот мужчины предпочитают стрелять: Варрик и Себастьян Ваэль — арбалетчик и лучник соответственно, Андерс — маг. С другой стороны, у протагониста имеются брат-воин и сестра-магичка, к тому же есть воин Фенрис и магичка Мерриль.
    • В третьей тенденции не замечено.
  • Warcraft III — Артас, до своего перехода на тёмную сторону, паладин, размахивающий огромным молотом, а его возлюбленная волшебница Джайна обстреливает врагов фаерболами и осколками льда.
    • Вообще в игре стреляют/колдуют все женщины, кроме Маев и некоторых её подчинённых.
      • Охотницы ночных эльфов, хоть и де-юре войска дальнего боя, де-факто используются в ближнем бою. Дальность атаки у них слишком маленькая, чтобы можно было полноценно отыграть их как стрелков, пока медведи или гиганты сражаются в ближнем бою. Да и характеристики охотниц позволяют им спокойно бить «мальчиков»-пехотинцев, бугаёв и вурдалаков, когда как настоящим стрелкам необходимо избегать прямых столкновений с ними. Наличие какой-никакой брони на модельке (как минимум щита и шлема, в отличие от лучниц) также намекают, что в рамках сеттинга охотницы считаются войсками скорее ближнего боя, чем дальнего.
    • В переиздании появились кентавры-женщины. На ролях стрелков и магов.
      • С другой стороны, там же добавили женские модельки для героев ближнего боя (для рыцаря смерти и охотника на демонов).
    • World of Warcraft — у кентавров, свинообразов и наг мужчины — всегда бойцы ближнего боя, а женщины — колдуньи.
  • Perfect World — у расы Зооморфов танками могут быть только мужики, и друидами — только девушки. У других рас такой дискриминации, к счастью, нет.
  • Final Fantasy VIII: Скволл сражается мечом (пусть и со встроенным пистолетом), а его возлюбленная Риноа метает нечто вроде бумеранга. Правда, игромеханика дистанций атаки не учитывает. И в бета-паре всё строго наоборот: Сельфи хреначит здоровенными нунчаками, а Ирвин стреляет из карабина.
  • Sudeki — пара Тал и Айлиш вписываются в троп: он — воин с мечом, она — волшебница с жезлом. Пара Элько и Буки — контрпример: она дерётся врукопашную, он — стреляет из бластеров.
  • Можно отыграть в Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, если играть милишником и закадрить эльфийскую принцессу Рейвен.
  • Злодейский вариант в Resident Evil 5: в бою с Вескером и его Джилл, зомбированной Джилл Валентайн, Вескер принципиально лезет в рукопашную (хотя пистолет у него есть, и про это лучше не забывать), а Джилл воюет двумя пистолетами-пулеметами, и вблизи может дать ногой по морде лишь затем, чтобы убежать обратно на дистанцию безопасной стрельбы.
  • Trine — воровка Зоя стреляет из лука, а рыцарь Понтий лихо рубится мечом и щитом (впрочем, у него ещё есть молот, которым он может запустить через всю комнату).
  • Старая аркада Realms of Chaos — главгерои, брат и сестра, разделены как раз так: брат лупит монстров мечом, сестра кидает фаерболлы.
  • Prince of Persia от Ubisoft — в первой и третьей частях: Принц рубит монстров мечом, в то время как Фара расстреливает их из лука. В четвёртой роль поддержки выполняет Элика.
  • Half-Life 2 — Гордон может строить из себя снайпера, но волей-неволей будет вынужден лезть в ближний бой. Аликс поддерживает его из пистолета, иногда из снайперской винтовки, взламывает замки и шаровые мины. Особенно заметно в начале первого эпизода, где до половины игры есть только гравипушка.
  • The Banner Saga — все девушки в игре, которых довольно много, или лучницы, или маги. Более того, пращники драгов тоже оказываются женщинами, а свертки у них за спиной — младенцами. Этот момент в игре преподносится как О ужас!, но тем не менее вполне соответствует тропу.
    • Во второй части появляется исключение — Фолька — мало того, что она сражается в ближнем бою, она ещё и танк.
  • The Last Stand — Union City: протагонист (если он мужчина) и Кэти. Инверсия с протагонистом-женщиной и Хэнком. Благодаря багофиче, у напарников не заканчиваются магазины с патронами. Поэтому самым мощным на данный момент огнестрелом лучше всего вооружать именно их, а протагонисту останется связывать зомби ближним боем и не давать им подобраться к хлипкому стрелку. И любо-дорого посмотреть на то, как герой катаной или кувалдой крошит заражённых в капусту, а Кэти лупит длинными очередями из S.A.W., выкашивая целые просеки в рядах гадов.
  • «Проклятые Земли» — педаль в асфальт. 99 % воинов ближнего боя — мужчины, дальнего и магического — женщины. Исключения встречаются среди наёмников и для сюжетно важных персонажей. Да-да, орки-шаманы — это орчихи, достаточно оценить, гм-хм, формы тела. Кое-где железобетонное использование принципа вызывает когнитивный диссонанс: императорские арбалетчицы на патриархально-шариатском Суслангере?! Или миленькие некромантши в мрачной цитадели, кишащей зомби и пауками…
  • Hand of Fate — дамы всех мастей специализируются на дальних атаках (и имеют тотемы поддержки не приспособленные для ближнего боя), в то время как все валеты и короли либо ближнебойники, либо боевые маги (притом магия тоже больше рассчитана на ближний бой). Единственное исключение — дама пыли (крести), коренастая и крепкая женщина, орудующая двуручным мечом (самое интересное — единственная человеческая женщина, встречающаяся в игре, если не считать иллюстрации на картах).
  • Tales from the Borderlands — Зигзаг: И Фиона и Саша гораздо лучше Риза умеют бить и убивать руками и ногами, но сестры, особенно младшая, предпочитают огнестрельное оружие, а Риз часто использует свою оглушающую палку.
  • «Castlevania: Portrait of Ruin» — главный герой Джонатан Моррис специализируется на физических атаках и владении холодным оружием, а его партнёр Шарлота Олин является чёрным магом, спецтализирующемся на атакующих заклинаниях.
    • Третья часть: Шифа Бельнадес — маг, атакующий с расстояния.
    • Одна из игр на Nintendo 64: один из персонажей — девочка, управляющая самонаводящимся снарядом. Хотя рубить она тоже умеет.
  • Paladins: Champions of the Realm — среди персонажей-фронтлайнов (танки, специализирующиеся на ближнем бое), всего две девушки, зато среди дамагеров (специализирующихся на стрельбе на средние и дальние дистанции) прекрасный пол в большинстве.
  • Серия Heroes of Might and Magic:
    • В четвёртой части троп в чистом виде у Хаоса: мальчики (разбойники, орки, минотавры) бьют, девочки (медузы) стреляют. Частичная инверсия у Порядка: мальчики (хоббиты, маги, титаны) стреляют, девочки (наги, колдуньи) бьют.
      • В дополнении «Грядущая буря» в кампании за архимага инверсия у главных героев: Боб — собственно, архимаг, пользующийся разнообразным арсеналом заклинаний, включая дальнобойные, а его боевая подруга Виолетта — варвар. Хотя она и стрелять умеет.
    • В первой и во второй части все девочки (феи, медузы, призраки) бьют, а все стреляющие — мальчики. При этом в замке фей есть стреляющие эльфы. В четвёртой части с феями и эльфами та же история.
      • Лучники у людей во второй части, судя по округлостям на уровне груди — женщины (а вот все бойцы ближнего боя — мужчины). Эльфы в четвёртой, похоже, тоже.
  • Total War: Warhammer 2 — у фракции высшие эльфы наемные лорды мужского пола носят меч и щит, а женского — меч и лук. И все маги у них девушки, кроме Теклиса.[2]
    • Аналогична ситуация с лордами пиратов-вампиров и Бретонии.
    • А у темных эльфов ситуация с лордами как раз обратная.
  • Ticket to Earth — инверсия. Девочка Роуз рубит клинком и от огнестрела отказывается наотрез («Моё оружие не промахивается»), а мальчик Вульф стреляет.
  • Disgaea — во второй и пятой частях Адель и Киллиа в роли бьющих мальчиков и Розалин с Серафиной в качестве стреляющих девочек. Что характерно, в обоих случаях мальчики являются кулачными бойцами, девочки же орудуют двумя пистолетами.
  • Shadow Harvest: Phantom Ops — аверсия Аарон стреляет, а Мойра орудует ножом.
  • AFK Arena — небесные близнецы Илия и Лейла аверсия. Несмотря на то, что оба являются магами, девочка Лейла атакует врагов в ближнем бою, а мальчик Илия с расстояния.
  • Hunted: The Demon’s Forge — главные герои, которыми можно играть или в кооперативном режиме, или переключаясь в процессе прохождения — эльфийка-лучница Э’лара и человек-мечник Каддок. При крайней необходимости оба могут переключаться на альтернативное оружие, но наиболее эффективны именно с основным.
  • God’s Trigger — главные герои, ангел и демоница (аналогично Hunted: The Demon’s Forge, играются или в коопе, или переключаясь). Основное оружие ангела — меч, а демоницы — кнут, работающий как оружие дальнего боя.
  • Ghost of Tsushima — Дзин и Юна во время совместных миссий. В старшем поколении наоборот: Масако тоже носит лук, которым не пользуется, предпочитая бросаться на врагов с катаной, а сэнсэй Исикава — стрелок.
  • Игра по фильму Артур и минипуты — зигзаг. Артур сражается кулаками в стиле, напоминающем Бэтмена из игр Rocksteady (и за три года до выхода первой части этой серии), Селения занимает нишу главного дамагера в команде и тоже сражается в ближнем бою - сначала кинжалом, потом - мечом Власти, и тоже с опорой на ловкость. А вот её брат Барахлюш — исключительно стрелок, запускающий из своего многофункционального ножика то ли камни, то ли какие-то очень твёрдые леденцы — недалеко, но с большой скорострельностью. Никаких способностей к уклонению у него нет и при прокачке не появится.
  • Scarlet Nexus — собственно, оба протагониста: Юито в рукопашной машет катаной, а Касанэ на ближне-средней дистанции швыряется лезвиями (и оба могут манипулировать своим оружием с помощью способностей). Их товарищи по команде — по сути, тоже. Впрочем, есть и пара исключений: Араси за счёт своей способности заточена лишь под ближий бой, когда тот же Юито гравикинезом может дистанционно забрасывать врагов всяким подручным мусором.

Реальная жизнь[править]

  • Большей частью аверсия. И дело даже не в том что воевать традиционно вообще приходится мужчинам. Если охотничий лук или аналогичный боевой (сила натяжения тетивы до 30 кг) достаточно крепкая женщина растянуть вполне способна, то боевой лук, способный пробивать средневековые доспехи (а это уже до 60-70 кг), растянуть сможет только здоровенный мужик, ну или женщина такого телосложения, что со спины за мужика примешь. В то время как длинный меч, не пострадавший от гигантомании, весит около 1,1-1,8 кг. Далее цитата от тренера по европейским боевым искусствам: «За мои 10 с лишним лет работы ко мне приходили сотни, возможно, даже тысячи людей. Кто угодно: мужчины, женщины, молодые, зрелые, высокие, низкие… но среди них не было ни одного, кому недостаток физической силы помешал бы нанести длинным мечом смертельный удар» [1].
    • А выдерживать удары? Разве разница в весе и в мышечной массе не имеет значения? Возможный смысл тропа не в том, что лучник/лучница - обязательно хлюпик. А в том, что лучница имеет шанс не подходить близко к заведомо более сильному противнику. А воин-мужчина (при прочих равных условиях) по-любому сильнее воина-женщины. Да, в реальности никаких лучниц в войсках не было (по крайней мере, в значимом количестве). Потому что не было в них необходимости. Автор правки - не специалист и рассуждает из общей логики. Специалисты, комментируйте.
      • Знакомый с реконструкторской тусовкой комментирует — там, где не требуется именно преимущество в силе, а большую роль играет ловкость и точность движений, у женщин и правда хорошие шансы в том числе и в ближнем бою. Тут им лучше всего подходит нубская труба реконструкторов со специализацией на Средних веках — двуручное оружие, и конкретный его подвид — полуторный меч, а защиту всё равно обеспечат доспехи, умение долго носить которые является обязательным для любого реконструктора — рубящие удары латы XV века держат гарантированно, и в реальной жизни гораздо чаще пробивались арбалетными болтами и мушкетами издалека, на ближней же дистанции можно только попытаться оглушить противника или удачно попасть в зазор между пластинами.
  • Предполагается, что «амазонки» (точнее, отдельные женщины-воины) у скифов существовали благодаря большой роли лука и стрел в скифском военном деле.
    • Возможная версия происхождения стереотипа — воин кроме меча носит еще много-много всевозможного железа: панцирь или кольчуга, шлем, наножи с поручами… Они тоже весят, причем немало. В то же время доспехи лучника по идее должны быть на порядок легче. Кожаная куртка… да и хватит. Отсюда заблуждения, что для ближнего боя нужно больше физической подготовки, чем для стрельбы.
      • Вес доспеха распределяется по телу равномерно, так что выводы просто ни о чём.
        • Милости просим с этим равномерным весом побегать и посражаться. Ни сила, ни выносливость здесь лишними всё равно не будут, вспомним про комплексы детских доспехов — явно был смысл приучать будущего воителя (не алкобугуртсмена выходного дня, а профессионального рубаку) к их ношению с детства. Да и реалистично сыгранный троп в принципе не о том, что лучник обязательно могучий богатырь, а ближнебоец может быть задохликом или хрупкой девушкой — тут дело скорее в том, что кисейным барышням обоего пола на поле битвы не рады в принципе.
  • Полевые ролевые игры — а вот здесь играется прямо, специально для дам, которым охота и нарядом щегольнуть, и в активном взаимодействии поучаствовать. Это не значит, что у дамы-рукопашницы или парня-лукаря заявку не примут — но всё же Бриенны Тартские с наградами по женскому ИСБ встречаются заметно реже Робин Гудов и Леголасов, а вот противоположных вариантов примерно поровну. И это если стреляют на игре именно из лука, потому что если моделирутся огнестрел или вообще игра идёт с элементами страйкбола, то палить будут вообще все.

Примечания[править]

  1. Впрочем, ничто не запрещает использовать пращу, в руках опытного пращника превосходящую лук по дальности, но требующую не значительной физической силы, а только умения.
  2. Что, между прочим, вопиющий неканон: высшие эльфы упорно держат своих женщин подальше от войны ибо воистину. Единственное исключение — охрана Вечных Королев, кстати, как раз вся с луками.