Маньяк
Маньяк | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | |
Страна производства | США |
Киностудия |
|
Режиссёр | Уильям Ластиг |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1980 |
Продолжительность | 87 минут |
В главных ролях: | |
Джо Спинелл | Фрэнк Зито |
Кэролайн Манро | Анна Д’Энтони |
Эбигэйл Клэйтон | Рита |
Келли Пайпер | Медсестра |
Рита Монтон | Уличная проститутка |
Том Савини | Танцор диско |
«Маньяк» — драматический фильм ужасов (а не слэшер, как его многие ошибочно позиционируют) режиссёра Уильяма Ластига, повествующий, как несложно догадаться, о нелёгкой жизни маньяка. Отличается запредельной реалистичностью и натуралистичностью в изображении будней среднестатистического серийного убийцы: не машина для резни, не циничный садист, не великолепный мерзавец, не извращенный интеллектуал, а самый заурядный мужчина, страдающий из-за одышки, тяжелого детства и одиночества. Малыми средствами создателям удалось выдать мощное и пугающее своим реализмом произведение. В 2012 году вышел на редкость приличный ремейк с тем же названием.
Сюжет[править]
Безлюдный пляж. Парень и девушка лежат под шерстяным одеялом, тесно прижавшись друг к другу. Они не видят незнакомца, наблюдающего за ними с холма. Спустя несколько минут удавка и бритва оборвут жизни молодых людей… а немолодой мужчина с криком проснется в своей постели. Такие вот кошмары терзают одинокого управдома Фрэнка Зито, и что хуже всего — они вполне соответствуют реальности.
Вот он встает с постели, медленно одевается, тяжело дыша и бормоча себе под нос, надевает куртку, шапку — и выходит в огромный и равнодушный мир. Обычный рабочий день обычного серийного убийцы начался. Фрэнк выслеживает симпатичных женщин, убивает их и забирает трофей — скальп жертвы; дома он прикрепит слипшиеся от крови волосы к голове одного из манекенов, которыми заставлена вся квартира. Днем — беседы с манекенами и умершей матерью под аккомпанемент телевизора, рассказывающего Фрэнку о собственных «подвигах». Но однажды он встречает наивную девушку-фотографа…
Что тут есть[править]
- Бедный злодей! — Джо Спинелл, замечательный характерный актер 80-х, написавший сценарий и сыгравший главную роль, умудряется даже вызвать жалость к своему герою — ущербному существу, замкнувшемуся в своем зловонном мирке, как бы пытающемуся чужой болью заглушить собственную, ненавидящему женщин, и в то же время бессознательно жаждущему их нежности и любви. Он убивает как животное, сам не понимая, зачем, но и убийства не приносят успокоения — лишь слезы от омерзения к себе. Но всё-таки его хочется не обнять и плакать, а пристрелить как бешеную собаку.
- Безумие — это страшно — то, что творится в голове у маньяка, как бы не ужасней того, что творится его руками.
- Большое яблоко aka Мерзкий улей — действие происходит в холодном осеннем Нью-Йорке 80-х, самый конец затянувшегося экономического кризиса, описанного также и в «Джокере» Тода Филлипса (который, вполне вероятно, позаимствовал из «Маньяка» не меньше, чем из «Таксиста» Скорсезе). Чтобы вы понимали, это примерно как Москва или Питер в эпоху 90-х. Проститутки, сутенёры, уличные бандиты, всеобщее наплевательское отношение… Залитые холодным электрическим светом улицы ночного Нью-Йорка, бесконечные тоннели подземки, темная квартирка маньяка и его пугающие галлюцинации, отстраненная манера съемки и музыка Дж. Чэттэвея — щемящий мотив тоски и одиночества — все словно погружает зрителя в бездонный омут урбанистического кошмара. Убийца, в сущности, лишь порождение «теневой стороны» большого города, которая всегда рядом, и которую большинство либо не замечает, либо не хочет замечать.
- Влюблённый злодей — к Анне-фотографу Фрэнк явно испытывает какие-то чувства. Что не мешает ему попытаться её убить.
- Всем пофигу — причина, по которой Фрэнк так успешен в убийствах.
- Вторжение в дом — к одной из жертв Фрэнк проник в квартиру.
- Дойти до самоубийства — упустив жертву и понимая, что разоблачён, Фрэнк кончает с собой. Однако, по всей видимости, неудачно. Во всяком случае, после того как вооружённые детективы, увидев его неподвижно лежащим в луже крови, покинули комнату, он внезапно открывает глаза.
- Впрочем, с такими ранениями он вряд ли далеко уйдёт.
- Кошмар в метро — одну из жертв Фрэнк преследовал и настиг именно там.
- Крокодилушка — о, как Фрэнк плачет и причитает над каждой своей жертвой!
- Невинно выглядящий злодей — приодевшись в модный белый костюм и перестав сопеть и пыхтеть, Фрэнк вполне успешно прикидывается богемным тусовщиком и даже очаровывает молодую и красивую девушку-фотографа Анну.
- Отвратительный толстяк — помимо прочего Фрэнк страдает излишним весом.
- Отсылка — Фрэнк Зито является собирательным образом маньяка, отсылающим к Эду Гину (культ жестокой матери, коллекция скальпов), Бостонскому душителю (проникновение в квартиру жертвы), а также Зодиаку и Сыну Сэма (нападение на влюблённые парочки, расстрел в автомобиле).
- Ошибка Ботвинника — одна из жертв, пересидев в укрытии, решила, что преследователь ушёл…
- Парад кровавых мальчиков — ближе к концу Фрэнку кажется, что манекены-жертвы оживают и раздирают его на мелкие кусочки.
- Парочка на заклание — даже две. С первой Фрэнк расправился на пляже (это был только сон, но, скорее всего, на основе реального убийства), вторую расстрелял в машине.
- Персонаж-призрак — мать Фрэнка, которая и сделала его чудовищем.
- Проституция — этим промышляла как мамочка Фрэнка, так и некоторые его жертвы.
- Скверная мамочка + Злая «ночная бабочка» — мать Фрэнка не стеснялась обслуживать клиентов прямо на глазах у сына, которого запирала на это время в шкафу, и жгла мальчика сигаретами, если он плакал. Получился маньяк.
- Топливо ночного кошмара и Гуро — отборнейшие! Фильм буквально пронизан жестокостью, а две сцены из него уже стали хрестоматийными: скальпирование молодой проститутки и сцена, где Зито, напав на тискавшуюся в машине парочку, разносит парню голову выстрелом из двустволки. Это и сегодня смотрится эффектно, а в 80-х повергало в шок: многие зрители выбегали в туалет, чтобы расстаться со своим обедом. За такое удовольствие им следовало благодарить знаменитых Тома Савини и Роба Боттина, которые тут буквально превзошли самих себя. Савини, вдобавок, сыграл бедолагу в машине и лично разнес из ружья муляж собственной головы.
- Удар в спину Фрэнк нанёс одной из жертв.
А также[править]
- Борцы за нравственность — как и стоило ожидать, «Маньяк» не только обрел культовый статус, но и вызвал немало скандалов. «Серьезные» критики считали картину дешевой эксплуатацией, феминисток возмущала демонстрация жестокости в отношении женщин, святоши всех мастей считали, что фильм провоцирует агрессию. Все это не помешало создателям собрать кассу, так что чье-то там недовольство не больно-то их волновало. Уильяму Ластигу «Маньяк» вообще открыл двери в мир жанрового кино, благодаря чему мы увидели такие культовые фильмы, как «Маньяк-полицейский» и «Дядя Сэм». Строго говоря, в плане нравственности этот фильм намного безобиднее серии фильмов о докторе Лектере — желающие походить на Фрэнка Зито вряд ли найдутся, чего не скажешь о богатой фан-базе доктора.
- Жизнь пишет сюжет — тяжёлое сопение и пыхтение Фрэнка (которые он в нужный момент вполне успешно умеет сдерживать), это, увы, не игра: Джо Спинелл действительно страдал одышкой и проблемами с сердцем, которые, в итоге, его и сгубили.
- Мы тебя где-то уже видели — где же мелькала эта усатая физиономия? Ба, да это же предатель Вилли Чиччи из «Крёстного отца-2»! К слову, обезглавленный манекен в финале вы тоже наверняка видели в совсем другом фильме — это маменька Джейсона после удара мачете. Что неудивительно, так как спецэффекты к этой знаменитой серии делал всё тот же Том Савини.
- Нечаянное пророчество и Получилась реальность — сцену удушения проститутки снимали в реальном номере мотеля-клоповника. Следующим же вечером в этом же номере действительно задушили проститутку.