Маратель канона

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« Ну, а Джей-Джею теперь нужно не облажаться, иначе он до конца жизни не отвертится от прозвища «Джа-Джа Абрамс». »
— «Мир фантастики», новость 2013 года о назначении Абрамса. Как в воду глядели...

(link)

На примере Мэтта Варда и GW

Фэндом не любит этого человека. Очень сильно не любит. Но этот человек не презренный Джа-Джа, потому что существует в реальности. И не просто существует, а ещё и активно портит полюбившиеся фанатам вещи.

Он плюёт на сеттинг. Он рвёт канву. Он пихает в канон то, что ему нравится, не глядя на уместность. Он не считается с мнением коммьюнити, а иногда вообще поступает назло ему. И благодаря (хотя благодарить не за что) его действиям любимое фанатами произведение становится для них неперевариваемым.

Если маратель — человек сторонний для проекта, это ещё полбеды: его можно выгнать, а сотворённое им безобразие признать неканоном. Хуже всего, когда марателем канона становится сам автор, который выдохся с годами. Тут уже никакие увещевания не помогут, логика «моё творение, что хочу — то с ним и делаю!» железна, непробиваема и, увы, законна, как это ни печально. Фанатам остаётся только вздыхать и делать вид, что этого всего никогда не было.

Иногда создатель умудряется вдавить педаль в пол и одним ужасным сиквелом перечеркнуть все предыдущие свои творения.

Важно! Авторы адаптаций (экранизаций, новеллизаций) не попадают под троп, а вот авторы каноничных продолжений (пусть даже в другом формате, чем оригинал) попадают. Авторы фанфиков под троп не попадают никогда, потому что не имеют никакого отношения к канону. Если они имеют, то это уже не фанфик, а апокрифы.

Доска позора[править]

Литература и театр[править]

  • Мифы Ктулху — для многих ортодоксальных лавкрафтианцев сам создатель этого названия, Август Дерлет. Да, он много сделал для того, чтобы творчество Дедушки Теобальда не кануло в лету… Но его собственная графомания и особенно «посмертное соавторство», которое нередко публикуется как сольное творчество самого ГФЛ! Его Старшие Боги, распределённые по «стихиям» Древние и вечный Некрономикон в кустах!.. Дерлет, будь ты проклят, ты убил космический ужас!
    • И те продолжатели, кто взяли за основу именно его версию Мифа, хотя в меньшей степени.
    • Автор правки любит Дерлета за то, что без него ГФЛ бы так и остался одним из никому неизвестных писателей палп-журналов двадцатых. Много сделал — это мягко сказано: он принес космическим ужасам какую-никакую славу. Тем более, в волне последователей Лавкрафта, которую он поднял есть имена хороших и отличных писателей, и их много. Так что плюсов от Дерлета в в сотню раз больше, чем минусов. Но в отношении писательского мастерства ему до ГФЛ как до Р’льеха вплавь.
    • Дерлету далеко до современных авторов «Мифов Ктулху». См., напр. антологии «Чёрные крылья Ктулху», «Боги Лавкрафта», «Дети Лавкрафта» и др.
  • Дюна — сын автора, Брайан Герберт, при участии Кевина Андерсона. Из оригинальной и сложной, во многом заложившей основы современной космооперы книги с подтекстами и философскими размышлениями о сущности религии, мессианства и прогресса, «Дюна» сделалась типовой беззубой космооперой про хороших и негодяев. Также следует упомянуть корявые ретконы (принципиально аморальные[1] Тлейлаксу времен Шаддама IV почему-то сделались неотличимы от своих далеких потомков, фанатичных приверженцев суфизма, а циничный технократический Икс превратился в промышленную планету малого дома Верниус), бесконечное самоцитирование, очень неровный слог (хорошо видны более-менее читабельные фрагменты за авторством профессионального новеллизатора Андерсона и резко выделяющееся на их фоне беспомощное, уровня сценария для детского мультсериала, творчество Герберта-младшего) и ужасающую вторичность, мешающую «Терминатора» со «Звездными войнами». Луна упала и сгинула, как говорил Муаддиб.
  • Harry Potter — Джек Торн, создатель пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Решето из сюжетных дыр, OOC всех и вся, Орлангуры в ассортименте, неуклюжие вотэтоповороты, игра в идиотский мяч, невразумительный главгад, неудачная басняИ всё это написано предельно топорным языком.
    • Для многих фанатов предметом статьи после «Проклятого дитя» стала сама Роулинг, всецело его одобрившая. Существует и мнение, что мама Ро просто воспользовалась Торном и режиссёром постановки Джоном Тиффани, в целом далеко не профанами от сценарного мастерства, в качестве громоотводов, и нельзя сказать, что это не сработало, учитывая, сколько народу до сих пор отказывается верить, что Роулинг могла это придумать, и валят всё на постановщиков.
    • Кинофраншиза «Фантастические твари» перекраивает сложившийся канон буквально на глазах. Увы, чаще всего — крайне неудачно перекраивает, и за этим стоит воля Роулинг…
  • «Время учеников» — серия официальных фанфиков по Стругацким. Опубликована с одобрения и под контролем непосредственно Б. Стругацкого, так что канон, но, по мнению многих поклонников творчества АБС, здесь нужно вставить «увы». Написаны фанфики на очень разном уровне и некоторые авторы не удержались от орлангуров или переворачивания канона с ног на голову.
    • Отметился и сам Б. Стругацкий, в постперестроечные времена принявшийся за исправление (кавычки по желанию) шрамов от цензуры. Возникающее в результате «На тебе!» в сторону почившего СССР было иной раз столь острым, что у многих поклонников возникли сомнения, не являются ли вносимые в канон изменения вовсе не возвратом к изначальному замыслу, а отражением изменившихся взглядов одного из авторов.
  • «Волкодав»
    • П. Молитвин. Его книги «Спутники Волкодава» и «Путь Эвриха» с продолжениями автором официально признаны каноном, но… Уж лучше бы не признавались, по мнению многих поклонников оригинальной книги. Книги Молитвина — типичное фэнтези с фаерболами, оборотнями и постельными сценами в каждой главе, что идет абсолютно вразрез со стилем оригинальных книг. Впрочем, поклонники творчества Молитвина как раз нередко не в восторге от оригинала. Но каноном является всё-таки именно оригинал.
    • Серия романов некого А. Семёнова (нет, не родственник). Тут уж не выдержала и сама М. Семёнова, объявив книги неканоном. Причина их появления — сама Семёнова пишет медленно, а издательство требовало продолжения, вот и выпросило разрешение на публикацию творчества какого-то стороннего автора.
      • Мнения разделились. Творчество Молитвина, признанное каноном, большинству поклонников оригинального цикла не зашло, а вот книги Алексея Семёнова (более известного как Алекс Мак-Дуф в узких кругах) и Елены Хаецкой (книга вышла под псевдонимом Дарьи Иволгиной) многим как раз понравились. Произведения Андрея Мартьянова (позднее отредактированные Молитвиным) у тех и у других оставили чувство разной степени недоумения.
  • Лоис Макмастер Буджолд своим романом «Джентльмен Джоул и Красная Королева» крайне неприятно удивила поклонников, отретконив и перечеркнув в нём характер Эйрела Форкосигана, одного из ключевых персонажей саги. Более того, она сделала это постфактум, когда персонаж в сеттинге уже мёртв, отчего ещё неприятнее. Большинство фэнов сходятся во мнении, что писательнице следовало остановиться на романе «Криоожог» и ничего больше не писать.
  • Соавторы Романа Злотникова. Если серия про Счастливчика Сандерса (приквел «Вечного» в соавторстве с Андреем Николаевым) написана, в общем-то, на уровне оригинальных книг и крайне бережно относится к лору канона, то дальше захотевший лёгких денег впавший в маразм потерявший бдительность Злотников совершил трагическую ошибку, отдав писать сиквелы к своим популярным и любимым читателями сериям откровенным ноунеймам. Роль самого писателя, судя по всему, ограничивалась проставлением своего имени на обложке и крайне поверхностной редактурой.
  • «Баба голубиная» («Когда голуби улетели»). Спектакль — продолжение фильма «Любовь и голуби» тридцать лет спустя. Монолог Надюхи Кузякиной.
  • Метапример — Юрий Медведев (и его правая рука и преемник Владимир Щербаков) для издательства «Молодая гвардия». При его главредстве в прославленных сериях «Библиотека советской фантастики» и «Фантастика» публиковать стали исключительно откровенных посконно-домотканых почвенников, живописующих прелести древнего мира, мудрость предков-арийцев и сакральную суть каждого сучка русской избы.

Кино[править]

  • Ридли Скотт и его франшиза Alien. Тот случай, когда марателем выступает автор оригинала. То, что было во всех фильмах, кроме первого, он игнорирует (он их даже не смотрел!), то, что он показал в двух своих последних работах, лучше бы нам и не видеть. Интеллект людей в его фильмах упал до уровня «Идиократии», всё, что можно было слить — слито (даже, мать их, раса Инженеров/Космических Жокеев!). Педаль в пол: «идеальный организм», столетиями наводивший ужас на космос, тот самый ксеноморф, на которого считали честью охотиться Хищники — это… эксперимент заскучавшего гей-дроида с Земли, выведенный незадолго до событий «Чужого» и непонятно как попавший в трюмы корабля Жокеев к прилёту «Ностромо». И цариц у них не существует.
    • Часть зрителей считает марателем канона и Кэмерона, автора любимых большинством «Чужих». За низведение от космического ужаса перед изнасилованием до просто опасных тварей.
  • Джордж Лукас, за его странные решения по Звёздным Войнам. Сначала он делает ремастер классической трилогии с весьма странным ретконом (Хан Соло стрелял первым!). Потом садится в режиссёрское кресло приквельной трилогии (при этом Алек Гиннесс вспоминал, что на съемках «Новой надежды» Лукас занимался продюсированием, сидел за камерой, делал спецэффекты и часами возился с техникой, но не исполнял обязанности режиссёра. Объяснять молодым актерам сценарий приходилось самому сэру Алеку). В итоге приквелы хотя и вышли с добротными спецэффектами, диалоги Энакина и Падме не критиковал только ленивый, а уж мидихлорианы и Джа-Джа до сих пор припоминают. Надо сказать, привнесение чего-то нового во вселенную было неизбежно, на территории РФ такое многим и вовсе зашло, но на Лукаса всё равно посыпались обвинения разного рода.
    • Отчего такой шухер с мидихлорианами не слишком понятно, ибо и в оригинале джедайство Люка и Леи объяснялось тем, что они дети Анакина — то есть, способности Силы как-то были завязаны на гены и имели биологическую основу.
      • А корявые попытки Кени подкатывать к Падме... Ребята, парень вырос в монастыре, а она на пять лет старше, сенатор и бывшая королева. Тут и не такое сморозишь, как про песок.
        • Более того, кто-нибудь вообще (кроме автора правки и то с надцатого пересмотра) слышал КОНТЕКСТ ФРАЗЫ про песок (она же не в сферическом вакууме!). А именно: Падме говорит, как здорово выкупаться, а потом лежать обсыхать на песочке, Энакин в ответ сказал, что песок не любит, хотя на Набу всё хорошо, даже песок не настолько грубым кажется. Но слова Падме очень плохо слышно (так как они далеко от зрителя). В результате слова Падме вовсе не замечают, а считается, будто бы Энакин ни с того, ни с сего заговорил про песок.
    • А сколько гнева обрушилось на голову Дейва Филони за его «Войны клонов»! Сначала разнесли мисс Фансервис пополам с лолитой по имени Асока Тано, которая ну никак не могла быть ученицей Энакина Скайуокера. Затем пошли мирные мандалорцы, семейка Избранных, воскрешение Дарта Мола и прочие непотребности… В итоге после того как Дисней выкупил франшизу, теперь Филони вспоминают как «последнюю надежду звездных войн» (потому что он единственный в конторе, кто ещё любит отменённую Расширенную вселенную и тащит её детали обратно в канон), а Асока и «Войны Клонов» очень любимы фанатами.
    • Корпорация Disney в целом, купившая «Звёздные войны». Ещё до выхода новых фильмов новые владельцы отправили в «неканон» все книги, игры и комиксы — вообще всё, кроме фильмов и одного сериала.
    • И лично создатели третьей (диснеевской) трилогии «Звёздных войн», в которой Лукас уже не участвовал[2]: режиссёры Джа-Джа Абрамс и Райан Джонсон, сценарист 9-го эпизода Крис Террио и продюсер Кэтлин Кеннеди, которой вроде как полагалось их согласовывать. Начиная с 8 эпизода началось дикое буриме, в котором режиссёры пытались отменить идеи друг друга. И вот ради этой каши отменили Расширенную вселенную?
    • Некоторые фанаты не любят книги старой Расширенной вселенной, написанные Карен Тревисс. Хотя, изрядная доля фанов тоже есть, в виде косплейщиков мандо’аде.
      • Фанаты Halo её книги любят не больше, особенно её неприкрытое мнение о некоем докторе.
  • «Ирония судьбы: Продолжение». Просто, мать её, «Ирония судьбы: Продолжение». Делал не Рязанов (ТАК не смог бы даже он, на старости лет явно скатившийся!), но делалось с его одобрения, он даже сыграл там камео, причём то же самое, что в шедевральном первом фильме. Ну вот нафига?!
    • Не надо обобщать. Немалому количеству зрителей 2-я часть понравилась, причём в основном зрителям более старшего возраста. Особенно неплохой саундтрек, но и сюжет тоже. "Ирония судьбы: Продолжение", к счастью, оказалась без глупых шуточек и дурацкого рэпа, которым "могут похвастаться" почти все "ремейки из 2000-х". Обвинить фильм, пожалуй, стоит только в двух проблемах: во-первых, ударное количество рекламы (скрытой и открытой); во-вторых, в безумстве фанатов 1-ой части, совершенно не способных принять переворот финала 1-ой части в сиквеле, хотя он вполне возможен: в 1-ой части довольно-таки открытый конец.
  • Джонатан Мостоу и прочая весёлая компания трэшеделов — по отношению к франшизе «Терминатор». Весь тот бред, который начался с третьего фильма.
  • Star Trek — Дж. Дж. Абрамс. Снял два фильма перезапуска, в которых создал типа альтернативную вселенную — «хронологию Кельвина». В ней Вулкан взорван, а у героев дичайший ООС: Спок — истеричка и мелочный стукач, Кирк — осёл, которому безумно везёт, Скотти какой-то бомж-отщепенец. К тому же телепортация работает, как сценаристу левая нога захочет, из-за чего происходит постоянное «А что, так можно было?!». При этом старался задобрить фанатов пасхалками и отсылками — а по сути копипастой отдельных сцен из «Гнева Хана». Что характерно, едва Абрамс ушёл в «Звёздные войны» и триквел передали Джастину Лину, часть проблем испарилась: в триквеле Спок не истерит и нет бомбардировки отсылками.
    • Что ещё характернее, последующие сериалы по «Звёздному пути» (а их вышло уже три с тех пор) игнорируют «хронологию Кельвина» и происходят в обычной вселенной ЗП.
    • С уходом Абрамса испарились те проблемы? Возможно. Но испарился и интерес зрителей - по крайней мере, в нашем пост-СССР.
  • «Охотники за привидениями» — Пол Фиг со своими охотницами, не существующими для фэндома. Особенно за то, что ради него отвергли несколько более удачных вариантов сценария третьего фильма — потому что Пол, оказывается, работает только с женщинами на главных ролях, а мужиков побаивается. В итоге маратель стёрт из канона четвёртым фильмом.

Телесериалы[править]

  • Сначала Ефим Любинский и Илья Куликов сделали культовый сериал «Глухарь» (три сезона, хотя третий, по мнению некоторых, уже не торт). А потом сняли два сериала-спиноффа: «Пятницкий» (четыре сезона) и «Карпов» (три сезона), сюжетно связанные с «Глухарём» и друг с другом. И в «Карпове» Куликов оторвался по полной, нарочно отыгрывая (и пародируя) тропы «Прыжок через акулу» и «Маратель канона». По словам самого Куликова, это было сделано затем, чтобы публика больше не жаждала новых сиквелов.
  • С каждой сменой шоураннера\Доктора\спутника в фандоме Доктора Кто вспыхивает очередной виток холивара на тему — является или нет очередной сюжетный поворот вымарыванием канона. А истина, как всегда, где-то рядом…
    • В 2018 г., правда, произошло сложение нескольких факторов — ушел бессменный на протяжении 10 лет шоураннер Стивен Моффат, впервые за 50 с гаком лет Доктором стала женщина, его спутников подобрали по разнарядке (чернокожий юноша, арабка-мусульманка, толерантный пожилой белый), сюжет решили повернуть от фантастики и личных проблем героев к проблемам общественно-историческим (например, в серии «Роза» герои борются против расовой сегрегации).
  • «Игра Престолов» — во времена второго и третьего сезонов ортодоксальные поклонники Мартина люто ненавидели сценаристку Ванессу Тейлор. Так совпало, что на её серии выпадали такие «некнижные» чудеса, как задушевные разговоры «доброго дедушки Тайвина» со «смышленой чашницей» Арьей, роман Робба с чумазой и хамоватой ампутаторшей Талисой, замена Вонючки на Дагмера Щербатого, перелопаченная линия Кварта, собственноручно убивающий кузена Джейме и многое другое. За это буйство неканона госпоже Тейлор на форумах ласково желали страшной смерти (в идеале — в застенках Дредфорта), и списывали на неё вообще весь беспредел, которые наблюдали в последующих сериях. После показа пятого сезона для многих фанатов книжной серии таковыми стали главные сценаристы сериала Дэвид Бениофф и Дэниэл Вайс (из-за отсутствия многих важных персонажей, среди которых, например, Тиша и Юный Гриф, из-за смерти Станниса, Русе, Дорана, из-за многих логических несостыковок в результате отхода от канона и упрощения всех сюжетных линий). С выходом кошмарного 8-го сезона, к хейту Дэвида и Дэна присоединились вообще все зрители сериала, ведь сценаристы умудрились слить всё, что только можно было слить.
  • Вячеслав Дусмухаметов и Семён Слепаков создали культовый «Универ» (2008—2011) и закрепили успех первыми двумя сезонами «Универа. Новой общаги» (2011—2015). Но сначала они на кой-то хрен придумали спин-офф «СашаТаня», где заглавные герои деградировали, а все серии почти полностью состоят из моментов губастого аллигатора. В-вторых, третий сезон «Новой общаги» (2016—2018) получился полнейшей мутью, содержащей посадкой старых героев в автобус с их неудачной заменой и OOC всех оставшихся персонажей. И если в случае с основным сериалом Дусмухаметов и Слепаков худо-бедно примирились со зрителями с помощью гранд-финала, то спин-офф всё длится, становясь всё бредовее.
  • The Witcher (Netflix): для начала — куда дели славянский колорит? Ах, его и не было?[3] Это типичное европейское фэнтези, даже Сапковский подтвердил? Это тот самый, кто начал писать серию по заявке «Фэнтези со славянским колоритом» на конкурс? Типичное европейское фэнтези, название которого даже не смогли изначально перевести на английский, потому что там нет слова «мужчина-ведьма», и пришлось изобретать неологизм Witcher? Где крупнейшие города — Новиград, Вызима, Марибор, а королей зовут Радовид, Визимир или Сигизмунд?
    • Здесь нужно отметить и то, что, несмотря на монстров и магию, фишкой «Ведьмака» была большая достоверность и натуральность бытовых деталей (вплоть до того, что целым квестом становится просто добраться от города А до города В, а уж тем более в другую страну). Это довольно неплохо воспроизвел польский сериал, несмотря на несопоставимый бюджет[4]. Здесь же… Это даже визуально не вселенная «Ведьмака». Это стандартный фэнтези-сеттинг с условно фэнтезийными локациями, замками, костюмами и т. д., к тому же склоняющийся к эстетике «Игры престолов».
    • Долина цветов — в книгах это типичные Ширские холмы: плодородные земли, ухоженные поля, относительно благополучные крестьяне… В сериале это полупустынные предгорья с башнями и мостами среди ущелий!
    • Книжный Эйк из Денесле — фанатик, не любящий ведьмаков и чародеев, но при этом благородный рыцарь, спасающий Геральта и Йеннифер. К тому же он еще и очень сильный воин — его побаиваются даже отмороженные Рубайлы. Он честно бросает вызов дракону и получает тяжелые ранения. В сериале это придурок из золотой молодежи, который клеится к Йеннифэр, ест плоть убитых монстров, убегает после этого в кусты и оказывается там прирезан.
    • Книжный Борх Три Галки — крутой в дурацком колпаке, а сопровождают его две благородные амазонки. В сериале Борх — унылый штатный клоун с парочкой вульгарных дикарок. Да на этот фан-диссервис не повёлся бы даже Лютик! А дракон… Модель, конечно, более высокополигональная, но не сказать, что намного лучше, чем в польском сериале. Кстати, это даже не дракон, а виверна — у неё передние лапы-крылья, тогда как у дракона крылья — отдельная пара конечностей.
    • Как известный своей толерантностью канал покажет сложный конфликт в сеттинге — «свободный» Север, на котором цветет и пахнет расизм, и злая империя Нильфгаард, где расизма нет? А очень просто: Север теперь мультикультуральный и многонациональный, много негров, метисов, азиатов и представителей иных рас во всех сферах жизни, в том числе во дворянстве. За что при этом не любят ведьмаков и эльфов? А вся нильфгаардская армия — строго белые мужчины, и при этом религиозные фанатики, пришедшие насаждать культ Белого Пламени (в оригинале у нильфгаардцев была религия Великого Солнца, которое на изображениях было золотым, при этом религиозных мотивов в войне замечено не было, да и вера это более мирная, чем та же северная религия Вечного Огня). Плюс Нильфгаард именуют помойной ямой юга, где едят собственных детей и собственное дерьмо. Причем заявляют такое послам в лицо, а Йен считает назначение туда чем-то сродни назначению работать дворничихой. Для не читавших книги, Белое Пламя — просто официальное прозвище не показанного в первом сезоне императора Эмгыра. То бишь, самое развитое государство из показанных в первоисточнике становится в сериале персоналистской помойной диктатурой пополам с сектой, как и положено Империи Зла.
    • Плюс все же одна негритянка Фрингилья Виго, из которой сделали книжного Вильгефорца в юбке, и чуть ли не главного антагониста. Она почему-то бреется наголо и носит серый мешок вместо одежды, а своим подчиненным магам (явно без опасения нагоняя от начальства) выпускает кишки, чтобы по ним погадать. Нет, в оригинале тоже говорилось, что в Нильфгаарде маги — элитные специалисты на госслужбе, но не до такой же степени![5]
    • Кагыр в книге — возвышенный юноша, который даже после заточения в башне, откуда выход только на плаху, не скурвился. В сериале он — фашиствующий молодчик, командир нильфгаардской армии(!), убивающий Мышовура и подменяющий его допплером, и вообще занятый строго пинанием собак. Вдобавок он участвует в битве на Содденском холме и дерется на мечах с Вильгефорцем, причем его побеждает. Книжный Кагыр обнаружил Цири в горящем городе и фактически спас, хотел отмыть от грязи и копоти (а она решила, что изнасиловать, и испугалась до психологической травмы), а потом втихаря сбежала. В сериале он цинично застрелил из лука пытающегося эвакуировать ее рыцаря, а потом Цири неуправляемой силой обрушила башню и образовала пропасть между собой и Кагыром. Эпизод эффектный, спору нет, но абсолютно бессмысленный.
    • Кстати о допплерах. В книгах это монстрики, умеющие менять внешность, но ничего страшнее мелкого финансового жульничества обычно не делающие, и страдающие от ксенофобии (причем подчеркивается, они физически не способны на насилие, и боятся их совершенно зря). В сериале единственный показанный допплер это киллер с наклонностями маньяка, пользующийся своими способностями для мокрых дел.
    • Заставив мага съесть кусок трупа бросившейся с башни Калантэ (!), выпустив ему кишки и запеленговав по ним Цири, Фрингилья с Кагыром определяют, что та в Брокилоне. Мужикам в Брокилон ходу нет — да, но потому что дриады с луками, а мужики не огромная армия величайшей империи мира. То есть, получается, нильфгаардская армия испугалась двадцати негритянок с копьями. Поэтому Кагыр находит допплера, тот маскируется под Мышовура и идет забирать Цири. Но та разоблачает его, после чего допплер оставляет ее привязанной к дереву, а сам в облике Цири идет к Кагыру и говорит, что тот его обманул, не сказав, на кого послал (при этом он якобы получил память Мышовура, приняв его облик, а тот за Цири знал больше всех), и устраивает потасовку, в ходе которой Кагыр убивает кучу народа, чтобы вычислить допплера. И зачем он вернулся, если мог просто тупо сныкаться, и уж его-то в жизни бы не нашли! Что это вообще за мутный поток сознания вместо сюжета?
      • Яшку-цыгана… То есть эльфа Дару дриады собираются напоить брокилонской водичкой, которая, вообще-то, форматирует женщинам память, превращая в дриад. Так что эльфика нужно было сначала превратить в эльфийку.
    • Книжный Лютик — редкий раздолбай и бабник, но при этом один из лучших бардов Севера и настоящий друг Геральта. В сериале он посредственный певец, над которым все потешаются (но при этом почему-то приглашают на королевские приемы). Их с сериальным Геральтом дуэт явно списан со Шрека и Осла. Геральт просто так, со злости, может заехать по физиономии лучшему другу… Автор, что за фигня?! Книжный Белый Волк никогда бы себе такого не позволил!
    • Джинна друзья находят потому, что Геральт не может спать из-за тягостных дум о Предназначении (да, шесть лет!), и не придумал иного способа, как ловить со дна рандомного пруда кувшин с хоттабычем… Отсыпьте того, что вы курили!
    • Создавая пару Калантэ-Эйст, авторы помнили, что один из них ярл местных викингов, а второй королева, но так не смогли вспомнить, кто именно. В результате на экране красуются вульгарная кондотьерка в окровавленных латах со жбаном пива и напомаженный хлыщ.
    • Йеннифэр из умной и властной чародейки превратилась в истеричную школьницу, которая сначала требует провести над собой операцию, приводящую к бесплодию (о последствиях ее предупреждают), а в следующей серии плачет, что её лишили счастья материнства, не дав права выбора.
    • Вообще все, что творится с Йеннифер до встречи с Геральтом, ибо канона там на пол-абзаца. Но получился, по существу, один сплошной абзац.
      • Об операции следует сказать отдельно. Бесплодна Йеннифер потому, что ей, ради исправления внешности, без наркоза удалили яичники. Да, Тиссайя в книгах говорила про необходимость стерилизации чародеек, но нигде не упоминалось даже, что ее идеи были приняты, да и в сериале не по ее указанию это было сделано. Чародеи становились бесплодными из-за самого использования магии и эликсиров (исключения вроде Висенны, матери Геральта, были весьма редкими).
    • Эльфы в эпизоде «Край света» отпускают Геральта с Лютиком просто так, то есть, забрав у них деньги. А где Дева Полей, если уж мы увлекаемся сильными и независимыми женщинами? Это же богиня! Более того, их отпускают после лекции Геральта, за которую в оригинале решили расстрелять!
    • Из Фольтеста сделали коронованное быдло самого свинопотамского облика[6]. Да, его угораздило влюбиться в собственную сестру и зачать ей ребенка (хотел даже открыто и официально жениться, даже еле разрулили конфликт с Визимиром, пытавшимся сосватать за Фольтеста свою дочь), но в книге он показан как человек неплохой. Когда он узнал, что дочь можно расколдовать, отказался заказывать уничтожение, и даже хотел пойти с ведьмаком на дело, чтобы посмотреть хоть глазком. В сериале на дочь ему плевать, а сестру он, разумеется, изнасиловал. Объявление об охоте подала Трисс (которая, внезапно, его советница, хотя стала таковой даже не в книжной, а только в игровой серии). Фольтест же шлет Геральта по матери, и тот занимается стрыгой тайком, причем из выяснения, кто отец стрыги, сделали целый детектив с нахождением тайных писем — в оригинале Геральту это с порога и абсолютно не таясь рассказал Велерад, да и вся Вызима это знала.
      • Кстати, из контекста совершенно непонятно, что такое Темерия, где хозяйничает стрыга — страна, город, замок?… Почему не упоминается Вызима? Геральт ищет туда дорогу, а Нильфгаардцы грозятся «захватить Темерию», не захватив один несчастный мост.
    • Кстати, о стрыге… В книгах откуда она взялась, знала каждая собака, то есть вся Вызима. Здесь из этого сделали страшную тайну с тайными письмами, чреватую секир-башкой. Ну хорошо, у Фольтеста дочь от родной сестры, и что дальше? Даже если сестру он изнасиловал — его что, судить за это будут?[7] Или будет вынужден уйти с должности из-за обвинений в харассменте? Это феодализм, граждане. Тут значение имело только то, что Адда все равно особа королевской крови (вопрос только, имеет ли она какие-то права, учитывая, что незаконнорожденная), остальное — дело личное. Потому в книге, собственно, это никого и не парило.
    • Йеннифэр хочет назначение домой, в Аэдирн, но ее туда не пускают, потому что король Цинтры не поймет, если у Аэдирнского короля будет личная чародейка с примесью эльфской крови. По канону эльфская кровь тут у каждого второго, не считая каждого первого, в частности, оттуда же ген Старшей Крови у Цири и ее предков, то есть… цинтрийской династии! Да и в любом случае, а ему не пофиг? А Аэдирнскому королю не пофиг на цинтрийского? Цинтра и Аэдирн даже не соседи и не самые большие торговые партнеры!
      • А потом Аэдирнский король хочет избавиться от жены, отправляет её куда-то вместе с Йеннифэр и натравливает мага с боевым тараканом. Зачем давать женушке такой явный шанс как чародейка, зачем устранять советницу-чародейку, и как он будет потом объясняться с Капитулом? Дочь, кстати, для короля если не ребенок, то ценный ресурс для династического брака. Вот надо показать тяжелую женскую долю, вот почему!
    • Битва под Содденом в книгах — эпическое сражение коалиции четырех королевств Севера против Нильфгаарда, 100 000 человек с обеих сторон при поддержке магов, коллективные действия под командованием Вильгефорца и короля Визимира во имя единой цели, Вильгефорц, поднявшийся на славе героя Соддена… В сериале — кучка беженцев и магов против Нильфгаарда, армию которого спалила одна Йеннифер, а участие Вильгефорца ограничилось получением пинков от Кагыра. Армия Фольтеста прибыла к шапочному разбору, герои даже успели поныть, что кроме них всем пофигу.
      • Что за Фермопилы с одним стратегическим мостом через ущелье сделали из Соддена? Или по-иному непонятно, почему сражение случилось именно там? И почему крепость находится не за мостом, а перед ним?
      • Книжная Трисс в этом сражении обгорела так, что никто не верил, что выживет, и ее имя даже заранее выбили на обелиске погибшим? Факелом разок в грудь и хватит, сценарист сегодня добрый!
      • Сериальная Йеннифер в одно лицо спалила всю нильфгаардскую армию? Что же она в книгах от погромщиков в Ривии пыталась применить сверхсложное заклинание «Перун Альзура», которое обещало разом поразить… 5-6 человек? И которое у нее не получилось, несмотря на поддержку еще и Трисс?
    • Да, насчет секса у Йен было много странных идей — на чучеле единорога, в состоянии левитации… Но под иллюзию аплодирующих зрителей? Устраивать на дому оргии, а самой царственно восседать на троне, с видом богини наблюдая происходящее?[8]
    • Аретуза изображена как типичная Академия зла с черепами, катакомбами, превращениями двоечниц в угрей и смыванием оных в унитаз подземное озеро. В конце-концов досмывались до того, что к актуальным событиям в волшебницы приходится брать кого попало, вплоть до полных неумех (!), да ещё за взятки (!) Стоит ли говорить, что в книгах ничего подобного не было? И сюда-то Йен повезет Цири?
    • То, что студентки платят за обучение — это называется «набирать неумех за взятки»? В первоисточнике чародеи святым духом не питались, плата за обучение магии в академиях была одним из основных источников дохода Капитула.
      • С магической системой и обучением магии в сериале царит полная чехарда. На первом же уроке Тиссайя наглядно показывает, что любое волшебство требует определённой жертвы, ибо вселенское равновесие. Хочешь левитировать камень — принеси в жертву цветок, иначе придётся кастовать с хитов. Но по ходу сюжета её бывшие ученицы про это напрочь забывают и увлечённо швыряются файерболами безо всяких жертв. Не считая нильфгаардцев, конечно — они кастуют файерболлы именно с хитов, не попытавшись использовать ни цветущий лес, ни толпу рабов с оккупированных территорий.
    • Геральт и Цири впервые встретились на моменте, соответствующем концовке рассказа «Нечто большее». Отчего непонятно, почему взрослая девушка 11-лет кидается на шею незнакомому мужику. А инцидент в Брокилоне, оказывается, был уже после взятия Цинтры, Геральта там не было, а Мышовур оказался подосланным Кагыром допплером. Королева Калантэ авторским произволом на тот момент уже погибла, так что возвращения к любимой бабушке не было и бодрящих люлей Цири не получила. В итоге вышла изрядная сюжетная дыра: получается, что Цири бежала из Цинтры, перебралась каким-то образом через Яругу и за ней погнались нильфгаардцы, которые Яругу тогда не переходили. Далее девочка пообщалась с дриадами и двинулась опять через Яругу навстречу нильфгаардцам, чтобы все же попасть к Златулине? Либо это параллельная вселенная, либо сценарист совершенно не знает сеттинга.
      • Юрга, оказывается, не застрявший из-за желания срезать дорогу купец, а благородный фиг знает кто, категорически не желающий уходить ночью из кишащего монстрами леса, чтобы похоронить погибших, которые лежат уже неделю, но гули пришли на падаль только вот прямо сейчас.
    • Про второй сезон и говорить не стоит. Единственное, что взяли из книг — история про Нивеллена и бруксу, да и там перекрутили. Остальное — лютая отсебятина с некоторыми вкраплениями знакомых имен и чуть-чуть событий в совершенно незнакомых местах и ролях.
      • И при этом просто тонны маразма в духе того, что Йеннифэр, которая в прошлой части спалила всю Нильфгаардскую армию, теперь должна доказать, что она не нильфгаардская шпионка, казнив Кагыра (какая тут вообще связь? Если ей всю армию было не жалко, ей станет жалко его?), но сбегает; эльфы идут работать на Нильфгаард путем пьянок в захваченной Цинтре, потому что им теперь все пофиг — у одной женщины (Францески Финдабаир) родился ребенок, значит, вся демография спасена. И при этом верят в дебильную подставу, что ребенка вождицы бухающих в захваченной Нильфгаардцами и кинувших нильфгаардцев эльфов убила реданская разведка просто от людской ненависти к эльфам; Йен, Фрингалья и Францеска Финдабаир заключают сделку с Бабой Ягой, которая есть запертый когда-то ведьмаками в избушке на курьих ножках всадник Дикой Охоты, хотя уж кто-кто, а чародеи должны знать, чем чреваты сделки с демонами; К слову, о том, что магия в этом мире — это наука, авторы сериала явно не слышали (Йеннифэр ВНЕЗАПНО теряет способости к магии, и никто не знал ни что так можно, ни что теперь делать)
  • Power Rangers — многие фанаты так воспринимают создателя франшизы Хаима Сабана, который начиная с 2011 года планомерно хоронил свои старые наработки, превратив кое-как отрастивший бороду и вставший на ноги американский сентай в то, чем он был за 18 лет до этого, то есть в сериал для особо одарённых малышей. И даже кое-где сделав хуже: скажем, по части саундтрека. Ведь музыку к Могучим Морфинам писали Рон Вассерман и коллектив Mighty RAW, сочинившие кроме бессмертного «Go-Go» кучу годных песен. В нью-сабановские времена из музыки осталось только видоизменённое Go-Go и безликие закадровые инструменталы, которые переходили из сезона в сезон. Да и гэгов про пердёж (чем прославилась, например, Ниндзя Сталь) в Морфинах не было.
  • Свежий сериал по «Колесу Времени» — Тут полный набор: и Кастинг-агентство «WTF?», и овердрама в начале (всё остальное уныло и скучно), и расхождения с книгой начинают резать глаза с первых минут просмотра, и эта непременная современная повесточка.
  • Halo — колонисты, в 2552 году считающие Ковенант пропагандой и боящиеся «Спартанцев»? На 25 год войны? Элиты называют Мастер-Чифа «Демоном», каковое прозвище он получил за взрыв первого Ореола? Спартанцы, действующие целым отрядом? Чиф, снимающий шлем в первой же серии? Кортана — одетая и просто подсвеченная синим фотография?

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!» — на доску позора повешен сын создателя Алексей Котёночкин за выпуски 19-20. Это действительно слабовато по сравнению с выпусками 1-14. Хотя с натяжкой сошло бы. Но кому приятно делать натяжки?.. А ставший старше (но не матерее на вид) Заяц полюбил песни «Фабрики звёзд»?! Ну и вкусы, мы были об этом персонаже лучшего мнения…
    • Иронично, что старший Котёночкин считал марателем канона Юрия Бутырина, снявшего в 1980 году пару телевыпусков «Ну, погоди» без участия Котёночкина. Сейчас эти телевыпуски смотрятся на голову лучше «постперестроечных» творений…
    • А что касаемо 3D-сериала «Ну, погоди!: Каникулы»… Снято в каком-то смысле любопытно (многие думали, что будет хуже), и что ценно, почти без реплик… Но насколько же это слабее, банальнее, одномернее (при корявой трёхмерности картинки), примитивнее! Голимая «выпрямленная» клоунада вместо обилия подтекстов, которыми славился первоисточник. А эта затянутость некоторых серий (20 минут, а не 10, из-за чего перманентная «комическая» становится тяжеловесно-утомительной и кажется вымученной)!.. Масса старых фанатов без мата упоминать эту позднейшую адаптацию просто не может. Это, разумеется, не те Волк и Заяц, да и действие происходит уже в наше время (когда, по официальному канону, показанному через комиксы Алексея Котёночкина, те персонажи уже состарились). Хотя некоторая эстетическая преемственность всё же налицо. При желании можно даже рассматривать как «альтернативную вселенную»… но фанатский мат всё равно не утихает.
    • Что-о-о?.. Новый Волк отнюдь не платонически интересуется косулей Улей?! А идите-ка вы!.. В старом каноне пары всегда образовывались в рамках биологического «раздела в классификационной таблице» — например, Олень мог мутить с Тёлочкой (см. «Ну, погодите! или Двое на одного»), но не с хищницей и не с птицей. А сам классический Волк неоднократно прямо в кадре любовался Волчицами, а может быть, мутил ранее и с книжным персонажем — лисой Алевтиной… но не с копытными же!!!
      • Ну и просто рогатая Уля, когда в природе у косуль-самок рогов нет. Если приглядеться — видно, что «рога» она себе смастерила с помощью причёски.
  • «Ведьмак: Кошмар волка» от Нетфликса — всё то же самое, что и в сериале, но тут, похоже, решили, что «монструм или ведьмака описание» это не внутримировой памфлет, а одна из книг серии. Ведьмаки — мрази, шикующие на народном горе (реально, Весемир решил пойти в ведьмаки, узнав, сколько те берут за отстрел монстров, обещая своей бабе построить дом на доходы. Ага, став ведьмаком, ведущим образ жизни бродяги), и, внимание, сами выводят новых монстров, чтобы тусоваться красиво. Это не говоря о том, что кандидатов перед мутациями морят голодом (чтобы с меньшей вероятностью перенесли, да) и бросают в кишащее монстрами болото без подготовки и снаряжения. А погром Каэр Морхена осуществляет толпа с вилами при поддержки магички с луком и орды напущенных ей чудовищ (от которых толпа с вилами не побежала в разные стороны, и которые толпу с вилами тоже не тронули).

Мультсериалы[править]

  • Fillmore! — внутримировой пример в эпизоде «The Unseen Reflection». Когда фанатки Вампиреллы узнают о том, что в новой книге та влюбилась в своего злейшего врага и сдала ему великий секрет, они приходят в ужас и прямым текстом заявляют писательнице: «Что за фигня, автор? Вы сами не знаете своих героев!»
  • Франшиза «Лило и Стич» пострадала дважды: сперва от японцев из студий Madhouse и Shin-Ei Animation, во-второй раз уже непосредственно от студии Дисней в лице Тони Крейга. Нет, Стич не может становиться копией Годзиллы! И свою настоящую охану никогда не бросит и не забудет.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — прежде всего это преступная корпорация Хасбро, по чьему требованию канон (то есть фанон) и ломается всякими принцессами-орлангурами (на самом деле нифига) с вырвиглазными замками ради продажи игрушек и которая выгнала пророка истинной дружбомагии святую Лорен Фауст. В общем, капиталисты плохие, а все сценаристы, оставшиеся после ухода Фауст — тоже маратели канона, прогнувшиеся под злобных хасброидов.
    • Но на роль главного марателя канона и заодно козла отпущения поставлен сценарист Джош Хабер, по чьей вине появились:
      • совершенно непроработанная студенческая шестёрка, посылающая миссионеров М6 для просвещения дикарей недружелюбных видов магией дружбы
      • карта, вернее её апгрейд до этих самых земель дикарей,
      • школа дружбы (в первой же серии звучит «дружбе нельзя научиться в школе»),
      • боящаяся кур и не умеющая выступать на сцене Селестия (на минуточку, единолично правившая Эквестрией последнюю тысячу лет), ведущие себя снова как в первом сезоне пони вроде Твайлайт, к которой вернулся дикий невроз по правде говоря, вот это как раз был не Хабер, а Хасбро и все сценаристы скопом, которым вместо требования посмотреть ВЕСЬ мульт и нормально сделанного описания персонажей дали 3 «ключевых эпизода» на каждого, и у Твайлайт были именно те, в которых она психует, а не те, в которых она уже исправилась,
      • конъюктурный пересмотр с потерей Эквестрией самобытности, и так далее.
  • «Смешарики» — создатели регулярно подвергаются этому обвинению начиная с 2010-х гг. (а в некоторых случаях и раньше):
    • Впервые подобные обвинения появились с выходом первого фильма. Нельзя, дескать, превращать милых зверюшек, спокойно живущих в родной долине, в персонажей триллера! Впрочем, сейчас большинство фанатов относится к первому фильму спокойно.
    • Продолжил обвинения выход последних (как тогда казалось) 2D-серий, половина из которых были рекламой молочной продукции.
    • Резкую неприязнь у многих вызвал перевод сериала в 3D — он, мол, «теряет душу». Не меньшее раздражение вызвали и сюжеты новых серий, а также появление нового персонажа Панди. Основным обвиняемым тогда стала до этого вполне неплохо писавшая Светлана Мардаголимова (сейчас, впрочем, это уже почти забылось).
    • Особое раздражение у фанатов вызвало возвращение 2D-сериала в виде одной серии «Сыр-бор Новый год» — вновь пошли обвинения в том, что сериал «скатился». После выхода спецвыпуска «Вид сверху» история повторилась, только обвинения были ещё жёстче, ибо на этот раз создатели даже не пытались в сюжет.
    • Выход второго фильма также вызвал у многих обвинения в марании канона, но теперь — в сравнении с первым фильмом, который был гораздо взрослее. А вот третий фильм таких обвинений почти не вызвал, так как в целом получился лучше, чем второй.
    • Но чуть ли не наиболее острые обвинения прозвучали со стороны отдельных фанатов после выхода нового 2D-сезона, а также сопутствующей медиакампании, которая, как показалось многим, чересчур сильно эксплуатировала последние тренды. Главным обвиняемым стала новая сценаристка Татьяна Белова, которую обвинили в искажении характеров персонажей (на самом деле подобные «искажения» происходили в сериале и до этого, просто за годы выхода исключительно бесконечных азбук на них перестали обращать внимание). Дошло даже до организации сообществ и распространения хэштегов с призывами уволить Белову. Впрочем, ни к каким результатам вся эта шумиха предсказуемо не привела.

Аниме и манга[править]

  • Илья Кувшинов. Редкий случай, когда марателем оказался художник, а не сценарист или режиссёр. Его раскритиковали в первую очередь за очень ленивый дизайн персонажей (все девушки на одно лицо). Особенно пика своего маразма достиг после анонса нового аниме по Ghost in the Shell. Мало того, что дизайн персонажей не ахти, так ещё испорчено всё это крайне дешёвой 3D графикой уровня игр на Unity/Playstation 2.
  • Пожалуй, нельзя не упомянуть Хидеаки Анно в данном списке, который прославился своими странными концовками и не менее странным сюжетом. За это надо отблагодарить его четырёхлетнее пребывание в депрессии, о которой он и снял весь сериал. Фитилёк тут прикручен, потому что само аниме стало классикой, и многие фанаты считают его гениальным автором. Некоторые даже не за «Еву», потому что у Анно ВНЕЗАПНО есть и другие работы.
  • Исаяма, просто Исаяма. Умудрился застрелить плод десяти лет своего труда всего одной, последней главой манги! Имеем: целое решето и сюжетных, и логических дыр (автор попросту забывает прописанные собой ранее законы своего мира); наспех сваренное подобие любви-романтики, высосанное из ничего (ибо ноль предпосылок: сюжет вообще не об этом), и как следствие, подмена основной проблемы сюжета (было: «Достижение Человеком свободы», стало: «Освобождение от мук любви»); и в догонку — сказочная концовка в стиле «Мстителей»/любого фильма Марвел aka «Я умер, но я выжил!», чтоб ранимый читатель не дай бог, не расстроился (и тут невольно вспоминаем чуть ли не главный мем «Титанов»: «Обычный день для разведкорпуса», смерть персонажей каждую главу/серию). Горестно, особенно если вспомнить, насколько был проработан сюжет «Титанов» ранее: повороты масштабом в 50 глав, целый арсенал Чехова, предзнаменования…
    • Из нескольких интервью 21-го года становится понятно, что Исаяма просто-напросто устал, идейно выдохся, а концовка задумывалась вовсе не такой (похоже, вмешалось издательство), о чем напрямую он не имеет права говорить.

Видеоигры[править]

  • Мотому Торияма портит серию Final Fantasy: там пошлую (но, вопреки его замыслу, не смешную) сценку вставит, тут целый сценарий напишет. Чтобы в полной мере понять, насколько этот человек талантлив, достаточно ознакомиться с такими произведениями, как Front Mission Evolved, The 3rd Birthday, MindJack. Унылое повествование, плоские персонажи, неспособные вызвать ни малейшего сопереживания, плохая проработка сеттинга, идиотские повороты сюжета и абсолютно несмешной юмор выдают в Торияме очень слабого режиссёра и кошмарного сценариста. Вышедшие из под его руки Final Fantasy X-2 и трилогия Final Fantasy XIII это подтверждают. Самое печальное, что все это при одобрении бывшего президента Square Ёити Вада и одного из отцов Final Fantasy Ёсинори Китасэ. Среди японских фанатов серии получил прозвище Toriyama Motomerarenai-san, что примерно переводится как «Торияма Ни на что не годный».
    • С очень прикрученным фитильком, конечно, но под раздачу фанатов попал сам Тецуя Номура, главный дизайнер персонажей серии, а теперь режиссёр ремейка Final Fantasy VII. Спору нет, человек он талантливый, и пользуется гораздо большим уважением, чем его бездарный коллега. Но он успел прославиться в кругу фанатов Kingdom Hearts очень странной подачей сюжета. Пусть ремейк получился отличным, но вот концовка и новые элементы сюжета вызывают у фанатов подозрение, что он готовит целый ребут наподобие Rebuild of Evangelion.
  • Рианна Пратчетт, дочь небезызвестного Терри Пратчетта. Прославилась как бездарная сценаристка перезапуска Tomb Raider. Её сюжеты до ужаса бредовы и наполнены многочисленными сюжетными дырами. Ну серьезно, она выставляет Лару как бедную и беззащитную девушку, даже несмотря на жестокие действия со стороны игрока.
    • Завершение трилогии все-таки писала не она и… получилось еще бредовее.
    • А перезапуск «Thief» даже вспоминать не хочется.
    • Но никто не хочет вспоминать, что она писала сценарий к хорошей серии «Overlord».
      • Ну тут как в том анекдоте про шотландца - любителя овец.
  • Майкл Чу, который почти три года весьма непоследовательно делился лором Overwatch почти исключительно в своем Твиттере, отметился вводом персонажей с биографиями, которые ломали лор отдельных героев и фракций, ретконами и почти полным отсутствием хоть какой-то видимой деятельности: основная сюжетная арка полна белых пятен даже спустя четыре года после релиза игры, зато нашлось место для квирбейта.
  • Castlevania — вы не поверите, но… (с сильно прикрученным фитильком) сам Кодзи Игараси, он же IGA. Потому что создал не только лучшую игру в серии Symphony of the Night, но и такие сомнительные поделки как Aria of Sorrow и Dawn of Sorrow, которые считаются некоторыми фанатами неканоничными[9]: что это за Castlevania без Дракулы и Бельмонтов, зато с каким-то ОЯШ-ем в качестве главного героя, да еще в Японии. Не надо нам такого![10] Тем не менее, без IGA вообще не было бы той Castlevania, которую мы знаем: именно он фактически заложил основу жанру метроидвания.
  • Сам Хидэо Кодзима, по мнению многих фанатов, пика творчества достиг в Metal Gear Solid 3. Дальше для серии всё пошло только хуже.
    • А выход игры Death Stranding заставил половину геймеров сомневаться в «гениальности» Кодзимы. Это что?Высокобюджетный симулятор ходьбы со скучным геймплеем и пустым открытым миром? Или действительно глубокая игра с необычным геймплеем и философским подтекстом? На самом деле истина посередине: Кодзима — художник, и он так видит игру искусства.
  • И вообще вся компания Konami, которая выгнала напрочь Игараси и Кодзиму, полностью переключившись на патинко и прочий трэш. А тем временем Кодзима и Игараси уже независимо создают свои шедевры.
  • EA — с недавних пор самый нелюбимый издатель. Сами игры не делают, но скупают компании, которым этим занимаются. Как показывают холивары, например, вокруг Mass Effect: Andromeda, а также весьма холодный приём, далеко не всем это по душе.
    • Ладно бы они просто скупали, они же их еще и гробят.
      • Это проявление, своего рода, «корпоративной культуры»: студии/филиалы/отделы получают финансирование только когда приносят прибыль, из-за чего уже не получается идти на риск и делать что-то новое, плюс ко всему возрастает давление новых хозяев, которые не то что в минус уйти, но и просто получить недостаточно высокую прибыль не хотят.
    • Почему с недавних? В журнале «Навигатор игрового мира» 1998 года (в ответе на письмо читателя) EA уже представлена опасным и беспринципным монополистом.
    • Автору данной правки встречалась шутка что в ЕА маратель канона — это должность.
  • Ubisoft — главный конкурент EA за столь сомнительное звание.
  • Чешская студия Mindware Studios для поклонников серии Painkiller, выпустившая сомнительную Painkiller Overdose и провальную Dreamkiller.
  • Homegrown Games и Med-Art тоже.
  • Два слова: Тодд Говард.
  • Ninja Theory. Посмотрите, что они натворили с нашим бедным Данте! Мы их никогда не простим! Стоп, они инди-разработчики? О-о! Хеллблейд!
  • Activision. Именно из-за них был анонсирован Diablo Immortal. Дошло до того, что Bungie разорвала контракт с сотрудничеством, а на Бобби Котика подали петицию о его увольнении. Впрочем, зная Бобби Котика, можно ожидать что он и их по миру пустит, а ещё в 2019 м появился римейк Call of Duty: Modern Warfare по которой не проехался только очень ленивый. Бобби Котик умеет доить франшизу, да.
  • Вселенная X — сам Хельге Каутц, который командой Egosoft считается мастером сеттинга. В известном сообществе он считается графоманом, который то пишет пресно, то выдаёт «гениальные» сюжетные ходы. Всего двое аргонских диверсантов смогли разрушить особо охраняемую орбитальную станцию, что чуть не привело к геноциду всей Земли? Отличился также и автор текстов для новых игр, за что и был прозван «дедушка Щукарь»: видать, ему домкрат на голову упал.
  • Magia Record и превращение маленького Кьюбея в юнита. Сражающегося волшебницами.
  • Такаши Идзука, глава студии Sonic Team, уже на протяжении 15 с лишним лет попортил нервы фанатам Соника. Кроме него самого, за изнасилование трупа франшизы ответственнен Сюн Накамура, под руководством которого был создан печально известный Sonic 2006. И что самое худшее, из Sonic Team ушли сами создатели франшизы и многие талантливые люди. Идзука c Накамурой настолько отличились своей деятельностью, что сами фанаты просто плюнули на разработчиков и начали массово клепать свои собственные фан-игры (которые, к слову, оказались гораздо лучше официальных). А созданная сторонней инди-студией Sonic Mania стала чуть ли не первой хорошей игрой про Соника за долгое время. Куда вышеупомянутому Мотому Торияме до этих талантливых людей, которых вряд ли уволят в ближайшее время.
  • «Grinding Gear Games» — Последние крупные обновления подводят игроков к мысли, что в GGG всерьёз путают понятия «сделаем игру интересней» с «поднасрём игрокам по максимуму». Крис Уилсон уже устал уверять, что это не так, и помимо злонамеренности и садизма у разработчиков бывают и просто неудачные идеи.

Настольные игры[править]

« Причины, по которым фанаты настольных игр так ненавидят этого парня, могут быть сведены к двум разным ответам: первый и, как бы ни было больно это признавать, наиболее честный ответ — потому что нам надо кого-то винить в своих неудачах, а он оказался самой простой мишенью. Второй ответ — потому что он наломал дров. Конкретно наломал. »
— Портал 1d4chan о Мэтью Варде.
  • Мэтт Вард (хотя правильнее всё-таки Уорд) — сменил Робина «Танкоголового» Краддэйса и Кассерна Себастьяна «прокаженного ирландца» Гото на посту марателя Warhammer 40000. Превратил гримдарковую вселенную в цирк шапито; оправдывался тем, что «если гримдарк не разбавлять трэшем и угаром, получается монотонно». Будучи фанбоем, сделал ультрамаринов каноническими сьями, из-за чего их теперь ненавидят. Питал пристрастие к пафосу и отвращение — к здравому смыслу, поэтому писал кодексы, по литературным качествам лишь немного выше «Жестокой голактики». Напузырил в лор канон бэк вахи много дури, вроде одержимых Кхорном Серых Рыцарей, непобедимого Калдора Драйго, такого же непобедимого и не вписывающегося в общую картину Сангвинора, отретконил некронов (теперь они могут испытывать чувства!) и так далее, и тому подобное. Педаль в пол: его имя стало нарицательным в фэндоме, и Мэтту приписывают все спорные нововведения в вахе. Хотя он там не один такой маратель.
    • Справедливости ради: раз в год и палка стреляет (в руках орка), и даже Мэтт Вард способен на хорошую, годную историю. В его случае это был рассказ о некронском World Engine и как её обезвредили. Ну и его небольшой пародийный На тебе! рассказ на требования PETA убрать шкуры животных с миниатюр, потому что это бесчеловечное отношение к ним (жалуются на бесчеловечность к животным, в Вахе, ага), тоже получил одобрение фанатов.
      • Автор правки отмечает, что официальным автором World Engine числится всё же Бен Каунтер, до того уже долго пишущий циклы «Серые Рыцари» и «Испивающие Души». Был ли Вард полноценным соавтором, или же Каунтер просто натолкал отсылок к кодексу некронов для настольной игры, незадолго до того созданного при самом непосредственном участии Варда, по всей видимости так и останется тайной, покрытой кромешным мраком далёкого будущего, в котором есть только война.
        • Справедливости ради стоит отметить, что при написании «Серых Рыцарей» Каунтер сам не раз и не два показал себя тем ещё троллем по отношению к «люто фанатеющей от имперского креда» публике, а также сдал на ворошиловского стрелка из чеховского ружья (особенно заметно в мелких деталях вроде нумерологии, например как с количеством дисплеев на мостике в «Битве за Бездну» из «Ереси Хоруса»). В итоге от вопиющего неканона оно постепенно переходит в неканон уже блистательный (а оттуда потом попадает в канон — вот такие дела).
        • Внимательные читатели, давно следящие за сеттингом, могли успеть заметить, что Вард и Каунтер фактически делали одно и то же для одних и тех же фракций, но при всём том Варда поливают помоями, а Каунтера буквально восхваляют. Возможно дело в том, что Вард писал кодексы, где основной акцент делается на балансировке сил фракций, а Каунтер пишет романы, где основной акцент делается естественно на приключениях.
    • В ФБ он тоже отметился, и у него демоны с нифига ходят по материальному плану.
    • В итоге даже ГВ не выдержали и выгнали Варда. Правда, затем вернули, и он приложил руку к созданию трилогии Gathering Storm (и на удивление, вышло совсем не в стиле Варда и вполне читабельно). А роль штатного марателя взял на себя Аарон Дембски-Боуден, обладающий даром превратить любую историю в паршивую мелодраму, любого персонажа — в плаксивого эмо (и если с Кёрзом и Сангвинием это ещё теоретически оправдано, то с Аббадоном, например…), и добавить всюду сильных и независимых Мэри Сью (даже к уже начавшим переход на сторону Хаоса Пожирателям Миров, Лотара не даст соврать).
      • Внезапные вынужденные союзы и трескающиеся планеты? Сложно сказать, что это так уж совсем не в стиле Варда. Ну а Папа-Смурф/Бобби-Джи/Суповар так прямо выпирает из произведения здоровенной надписью «Здесь был Вард!».
      • При несомненных косяках у Дембски-Боудена хватает и годных книг («Первый Еретик» и «Повелитель Человечества» например). А Аббадона он как раз таки выставил вполне адекватным и далеко не глупым лидером с зачатками философа, умеющим найти подход к самым разным подчинённым и способного на срабатывающие многоходовки, что не устроило фанов дуболома из более ранних произведений.
    • Как мы видим из описанного выше ещё довольно мягкого столкновения фанатиков двух лагерей, кого ни посади писать кодексы, всегда найдутся недовольные, называющие их марателями. Просто большинство авторов имеет своих любимчиков и будут их продвигать, а противоположной стороне гадить. Ведь совершенно справедливо указано, что Мэтт Вард обожает смурфиков, а Дембски до соплей любит хаоситов (правда, по мнению части хаосопоклонников, странной любовью). И всегда найдутся те, кто будет их защищать. Автор правки встречал и тех, кто чуть ли не воспевает реткон некронов, а появление эмо-Мирожоров считают гениальностью.
      • По большому счёту перманентный реткон сорокатысячника уже давно перешёл из багов в фичи — посмотрите на трилогию трилогий Дэна Абнетта, а ведь его в главные маратели канона не записывают, хотя от него много кому досталось. А в чём секрет? А просто пишет хорошо.
        • Просто некоторые читатели уж слишком сильно проникаются атмосферой, от чего начинают воспринимать сеттинг слишком серьёзно.
      • Справедливости ради стоит отметить, что реткон некронов был так или иначе неизбежен, потому как фракция реально конкретно проседала по объёму флаффа и даже при всей грозности в настольной игре (фирменная некронская живучесть прощает очень много тактических просчётов, РЕАЛЬНО ОЧЕНЬ МНОГО, а фирменная бронебойность их оружия конкретно добавляет юнитам универсальности) была далеко не самой популярной. Другое дело, что их могли отретконить и в менее жёсткой форме, но кому-то в голову пришла мысль не мелочиться, потому написание нового кодекса для пятой редакции и отдали Варду, от которого в принципе другого ожидать было бессмысленно, что ребята из Games Workshop безусловно прекрасно понимали. Новый кодекс помимо реткона принёс также и новые юниты с новыми правилами, а это объёмы продаж миниатюр, а значит деньги. Так что при всей спорности результата с прямой задачей Вард фактически справился.
        • Ну и не будем забывать, что в оригинальном Rogue Trader как раз таки трэша и угара было хоть отбавляй, так что ещё большой вопрос, отступает Вард от канона или же наоборот остаётся одним из последних приверженцев настоящего оригинального канона.
      • И посему ждём реткона тиранидов. Интересно, кого назначат его проводить?
  • «Подменыш: Грёза» (феи старого Мира Тьмы) — там в марателях канона числится некто Лемке (писал корбук второй редакции). В сеттинге, посвящённом мечтам и страхам людей, переходу веры в чудо детства в наивный идеализм юности и последующему крушению идеалов под ударами циничной реальности в зрелости, а также противостоянию фантазии с заурядностью и тому, как всё это влияет на мир, по мнению ряда фанатов он сильно сместил акценты в сторону детской сказочки про детей и исключительно для детей.
    • Еще одним смертельным грехом Лемке (растоптанным в прах в той же второй редакции китбуком нокеров) было педалирование тропа «Наука — это плохо» сквозь планету в другую Галактику. Если ты боялся своего учителя математики — изволь не тянуть свои комплексы в творчество.

Примечания[править]

  1. Есть альтернативное мнение, что Бене Тлейлаксу всегда были приверженцами «чистого ислама», но вот к четвёртой (пятой?) книге их рассекретили.
  2. Если не считать того, что в идеях использовались его оригинальные наработки для третьей трилогии. Да, это не конъюнктурный пересмотр, сам Лукас хотел сделать девушку протагонистом третьей трилогии, а Люка отправить в добровольное изгнание в храме Джедаев).
  3. Впрочем, и в английской версии третьей игры многие имена и названия были заменены на «общеевропейские» — Зоська на Венди и т. п.
  4. Хотя, может, именно благодаря малому бюджету атмосфера в польском сериале удалась?
  5. Кстати, Фрингилья в оригинале весьма похожа на Йеннифэр, и это косвенно влияет на сюжет. То есть книжная Фрингилья была явно белая.
  6. В книжном цикле Фольтест описан как щуплый человек с необычайно красивым лицом, профиль которого достоин украшать собой монеты, а королева Мэва уверена, что при небольшом старании он любую юную девицу уложит к себе в постель без принуждения.
  7. Теоретически, возможно при свержении — но он король, а не диктатор, и заранее подчищать за собой косяки и готовить место для бегства из страны не станет, не та социально-экономическая формация. Да и если свергнут, то быстро найдут и изнасилование крупного рогатого скота со смертельным исходом.
  8. И это, по мнению сценариста, признак «сильной и независимой»? Автор данной правки, как ценитель сильных женщин, имеет хамство не согласится. Сильная и независимая сама решает, где, с кем, как и когда проявлять свою сексуальность. А такое, это детские комплексы — «виктимная и мазохистичная», пожалуй, подойдет больше. Или у нас темное фэнтези, уже середина, а мы еще лимита по обнаженке не выбрали?
  9. Это при том, что даже игры из перезапуска серии Lords of Shadow они включили в официальную хронологию
  10. При этом, справедливости ради стоит отметить, что сами игры вышли хорошими точки зрения геймплея, Бельмонт в них есть и действие Dawn of Sorrow происходит таки к Европе, а не в Японии