Ментор-вредитель

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sabotutor. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Один персонаж обучает другого, только учит он его как-то странно. В результате ученик либо вообще ничему не научится, либо его знания будут неправильными или хотя бы неполными. В чём дело? Нет, перед нами не самозванец, который сам ничего не умеет, — наш персонаж вполне своё дело знает. И это не ментор-трикстер — у того странные методы, но окончательная цель правильная. Ментор-вредитель делает это специально. Почему? По ряду причин:

  • Он вообще не хочет быть ментором и пытается как можно быстрее избавиться от свалившегося ему на голову ученика.
  • Видит потенциал в ученике и опасается, что тот его превзойдёт или банально подсидит.
  • Его веселит такая ситуация.
  • У учителя есть свои планы, и ему нужен именно некомпетентный ученик.
  • Он просто козёл.

Часто этот троп играется в комедийном плане, и учителя постигнет кармическая справедливость: вопреки (а совсем обидно, если каким-то чудом благодаря) его усилиям ученик добьётся своей цели. Педаль в пол, если он так и не поймёт, что происходило, и будет искренне благодарен разозлённому ментору.

Троп можно толковать в широком плане: не обязательно быть профессиональным ментором, достаточно просто дать кому-то совет, якобы чтобы помочь, а на самом деле с противоположной целью.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Д. И. Фонвизин, «Недоросль» — бывший дьячок Кутейкин, преподаватель грамматики, очень слабо знакомый с предметом и бывший кучер немецкого происхождения Адам Адамыч Вральман, обучающий Митрофанушку «по французски и другим наукам», не знакомый с предметом вовсе — педаль в пол, а вот отставной солдат Цыфиркин под троп не попадает, он столь же некомпетентен, но деньги брать за урок отказался, потому что Митрофанушка у него «ничего не перенял».
    • Впрочем, некомпетентность Цыфиркина (да и Кутейкина) из пьесы никак не следует — она максимум чисто преподавательская (знают предмет, но не смогли научить ему ученика). И то с оговоркой, что без толку биться с Митрофанушкой мог и хороший педагог — уж больно ученик туп.
  • Ж. Б. Мольер, «Мещанин во дворянстве» — «учителя» Журдена. Правда, с фитильком: они не целенаправленные вредители, просто не брезгуют не слишком честными методами, а результат им просто по барабану. Но в итоге и под троп тоже попадают.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — Семён Игнатьевич Кириков, прозванный «Э-мюэ» и «Человек-поганка», анархист по убеждениям, использовал свою должность учителя истории для пропаганды анархизма среди школьников. И даже немного преуспел, подговорив школьников на всеобщий дебош.
  • Арнольд Негго, «Остров великанов» — Кярт Ребане, учительница немецкого языка. На самом деле — фашистка Гертруда фон Лорингер по кличке Сова. Преподаёт неправильную историю, выставляя гитлеровцев хорошими людьми, а красноармейцев — преступными убийцами мирных жителей. К тому же она педагог-садист.
  • «Хроники странного королевства» — интересный зигзаг с отношениями Шеллара и Харгана. Многие из уроков управления государством, которые даёт Шеллар, — с серьёзным таким подвохом (например, «наиболее эффективный способ смены управляющих на местах» имеет действительной целью вызвать грызню за власть). Но при этом он также учит Харгана быть приличным человеком (в частности, отучил от изнасилований), и вот этим занимается совершенно искренне.
    • Там же: сам Повелитель. Да, он вырастил Харгана, обращался с ним по-доброму, с уважением… но при этом он сознательно растил абсолютно верного раба, послушную и преданную вещь — на чём и погорел, когда послал Харгана управлять Дельтой в качестве наместника. Если растишь личность — будь готов к тому, что она будет с тобой иногда несогласна. Если растишь раба — к тому, что он не будет способен принять ответственные решения без твоей помощи. Как отмечает про себя тот же Шеллар, если как маг-некромант Повелитель и впрямь был высочайшего качества, наставник из него получился откровенно никудышный. Это подтверждает и тот факт, что из его ученика Нимшаста получилась откровенно никчёмная личность, алкоголик, наркоман и ипохондрик — притом, что ни алкоголь, ни наркотики на него в принципе не действуют, а болеть давно умершее и магически сохранённое тело никак, ну никак не может.
  • «Белые камни Харумбы»: Нуфлин учит Макса строить «защитную» белую стену, которая спасёт его от атаки старых врагов Нуфлина. На самом деле эта белая стена должна запереть Макса, пока Нуфлин будет воровать его тело — ну нужно дедушке новое тело, а Макса можно и помирать отправить. При этом и до, и после Нуфлин выступает как старый козёл, интриган, но в общем-то вполне дружелюбный дядька.

Зарубежная[править]

  • Отто Пройслер, «Крабат». Мастер — не только злой ментор, он ещё и под этот троп подпадает. Во-первых, он определённо не собирается делиться с учениками всей информацией, поскольку тогда они станут для него опасны (по этой же причине самые старательные ученики долго не живут). Во-вторых, его совершенно не интересует, усваивают ли они материал: он просто зачитывает несколько раз вслух очередной раздел Корактора, кто успел — тот запомнил.
  • «Гарри Поттер»:
    • «Орден Феникса» — Долорес Амбридж (петросянск. Кхембридж). Министр магии, параноик Фадж поставил её на должность преподавателя ЗОТИ именно затем, чтобы ученики не получили реального опыта, потому что был убеждён: Дамблдор готовит армию для его, Фаджа, свержения. (У Дамблдора и так есть армия, но из взрослых волшебников, и нужна она ему совсем не для этого). Люциус Малфой просил её о таком же саботаже, но уже с другой целью…. И эту задачу она выполняла весьма эффективно — учила только переписывать учебник, в котором описана теория, но не практика. Более того, эта садистка имела милую привычку наносить ученикам средней тяжести телесные повреждения с помощью пера, пишущего их же кровью. А ещё она пыталась сорвать попытки ГП научить остальных, но это уже не наш троп.
    • Гарри подозревал в этом Снейпа, но на самом деле это он оказался неспособным к окклюменции, да и, кажется, не очень желал быть способным. А может, вся беда как раз в Снейпе — это не первый раз, когда он демонстрировал себя как компетентный специалист, но никакущий педагог, плюс Дамблдор переоценил его способность забывать старые обиды.
  • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»: Норрелл берёт Стренджа в ученики, потому что быть единственным магом как-то одиноко, но делиться сколь-нибудь важной информацией очень не хочет. Тот самый вариант, когда ученик всё-таки добивается успеха вопреки действиям ментора.
  • Дебра Дойл «Ученик мага» — злодейский антипример. Мастер Лэрг берёт главного героя, которому очень туго даются грамота и колдовство, в ученики и в короткий срок терпением и упорством учит его всему — для жертвоприношения годится кровь только настоящего мага.
  • «Звёздные войны» (расширенная вселенная). Данный троп — главная причина, почему «правило двух» — отстой, а ситхи из супермагов-интриганов скатились до просто магов и суперинтриганов. Дарт Бейн, может, и желал Ордену Ситхов процветания, но психологию в школе точно завалил. Ну не станет учитель вкладываться на 100 % в обучение ученика, зная, что чем быстрее обучение закончится, тем быстрее его ученик укокошит. В результате из страха перед смертью почти каждый мастер-ситх учил ученика меньшему, чем знает сам (чтобы иметь козыри в будущей битве с учеником), и с каждым поколением ситхи безвозвратно теряли часть своих знаний.
    • Однако что-то пошло не по плану: Палпатин и, вероятно, его учителя и ученики не почти не уступали по силе ситхам древности, так как вполне сносно выносили даже джедаев и прочих, несмотря на то, что они знания про… потеряли. Да и пост-палпатиновские ситхи Крайта не уступали владыкам ситхов древности, стоит вспомнить поединок Дарта Андедду и Дарта Уиирлока.
      • Тут сыграли свою роли записи учителей, которые ученики рано или поздно находили, артефакты древних времён (немалую часть которых украли из хранилищ джедаев, заменив подделками) и ищущие учеников призраки первых лордов. Но перешедший на светлую сторону и занявшийся уничтожением ситхского наследия Дарт Гравид сильно попортил потомкам малину.
    • Да просто Абелот вспомните… Её, пусть и вместе с джедаями, ситхи всё же вынесли… А она одна из могущественнейших сущностей всея ЗВ.
    • И, всё же, по сравнению с могуществом Дарта Вишиейта и Дарта Нихилуса, Палпатин и ко несколько бледноваты… Хотя на фоне этих чудищ бледноваты вообще все владыки ситхов, вне зависимости от времени их жизни.
      • Вот только могущество этих двоих происходит не от знаний и умений, а от хитростью заработанного огромного запаса энерги у первого и аномальной сущности второго.
  • «Песнь Льда и Пламени»: сир Аллисер Торн. Издевается над новобранцами, оскорбляет их, придумывает им унизительные клички… А чего стоит тот простой факт, что Джон Сноу сумел обучить своих соучеников азам военного дела в разы короче и эффективнее, чем сир Аллисер! Да, дела в Ночном Дозоре настолько аховы, что больше некому.
  • «Приговор» ― именно так Дольф объяснял герцогу Йорлингу способ изготовления пороха. Способ был рабочий, но намеренно переусложненный, так Дольф набивал себе цену и добивался хоть какой-то гарантии безопасности.
  • Пирс Энтони, «Воплощения бессмертия»: Сатана собственной персоной для Нортона-Хроноса. Марса он пытается подкупить, Танатоса — запугать, Гею — обольстить, а вот тут решил выступить именно в этом амплуа.
  • «Гаргантюа и Пантагрюэль»: Грангузье нанял для обучения своего сына аж двух таких. Сначала юного Гаргантюа обучал мэтр Тубал Олоферн, а после его смерти — мэтр Дурако Простофиль. Обучение заняло около 50 (!) лет, за которые Гаргантюа значительно поглупел, поскольку оба учителя преподавали совсем не то, что пригодилось бы в жизни. Для сравнения был представлен 12-летний Эвдемон, обучавшийся у мэтра Понократа всего два года, за которые прокачал скиллы философии и красноречия до максимума.
  • Р. Хобб, «Сага о Видящих» — мастер Гален, пополам с ментор-дурак, поскольку педагогическими талантами он и правда небогат. Герой пытается найти в его садистских испытаниях глубинный смысл и двойное дно, но смысла нет: Гален просто пытается сжить ученика со свету, а учить его ничему и не собирается.
  • К. Иммерман, «Мюнхгаузен. История в арабесках» — сельский учитель Адгезель, когда стал Адгезилаем. В бытность Адгезелем считал, что крестьянину достаточно уметь читать печатный текст и уметь писать свое имя (желательно без ошибок). Когда прислали новый учебник грамматики, то учитель силился его понять, но тщетно. Он расстроился и вспомнил про древнюю Спарту, где попусту болтать и умничать не любили (когда-то он прочитал книгу о Спарте), научно доказал, что является потомком спартанского правителя Адгезелая и сам себя переименовал (также доказав, что восстанавливает историческую справедливость). Кроме того, он решил реставрировать, как мог, спартанское обучение: учил терпеть боль, провоцировал драки и потасовки, чтобы закалять характер школьников и выявлять тех, кто сильней, учил воровать и не попадаться, и т. п. Грамматику и арифметику Адгезилай отменил как ненужные. Обычным немецким школьникам XIX в. такое обучение нравилось. (А школьницам?) А вот родителям — наоборот. Посему потомка спартанских царей со скандалом вышибли из школы.

Кино[править]

  • Сабж поначалу отыгрывает главная героиня фильма «Семь стариков и одна девушка», чтобы её уволили. Но наоборот, оказывается лучшим тренером: её жёсткие тренировки оказались полезными в критической ситуации.
  • «Экипаж» (2016): Зимченко намеренно выставляет для стажёра невыполнимые условия на тренажёре. Правда, в ответ на понты не по делу, и, поняв, что не справился бы и сам, берёт таки стажёра, но только после подкола со стороны инструктора. К тому же он этим занимается явно не в первый раз.
  • «Тоже кунфу» с молодым Джеки Чаном: ментор-трикстер шутки ради учит протагониста-придурка совершенно бесполезным приёмам, вроде «Железного Пальца» (просто ткнуть указательным пальцем).
  • Kung Pow, пародийный боевик в смешном переводе: вообще-то ментор там более или менее добрый, но вот одного ученика, самого глупого, он специально научил неправильно для забавы. В результате в арсенале этого ученика, например, есть удар своими яйцами по кулаку противника.
  • Афоня же.

Телесериалы[править]

  • «Тени старого замка», пятисерийный мини-сериал по книге Арнольда Негго «Остров великанов» — Кярт Ребане, учительница немецкого языка. Подробнее о ней в разделе Литература выше.
  • «Все ненавидят Криса» — его учительница. Она же Ментор-козёл.
    • В одной из серий наблюдала, как Криса лупят хулиганы, и ничего не сделала, да и не собиралась, а потом обвинила его в том, что он оговаривает этих мальчиков и раздувает конфликты.
    • В другой серии поставила Крису 0 баллов за контрольную работу, хотя он на все вопросы дал правильные ответы, просто не смог разместить их на тех строчках, где она требовала.
  • «Великолепный век. Кёсем» — Лала Омер Эфенди. Наставник султана Османа и агент Сафие. Благодаря его советам, юный султан: поссорился с Кёсем, казнил брата, настроил против себя янычар и в итоге лишился престола и жизни. А Осман ему так доверял, что даже сына своего назвал в честь наставника.
    • В предыдущем сериале — Лала Мустафа Паша. А этот сначала давал вполне толковые советы шехзаду Баязиду, но затем переметнулся к другому, более близкому к трону шехзаде и оклеветал бывшего ученика перед султаном.

Мультфильмы[править]

  • «Кун-фу Панда»: мастер Шифу изначально был для По именно таким, стараясь не научить, а выжить бездаря из школы. Но По проявил упорство, а потом Шифу нашёл к нему подход.
  • «Бюро находок», 4 серия. Таким репетитором устроилась Сорока-воровка — принялась учить школьницу «уму-разуму»: например, как вырвать страницу из дневника, чтобы скрыть двойку (при том, что девочка двоек и не получала), а то и вовсе что-нибудь украсть.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны»: в одной из серий Лиза, завидуя способностям Мэгги, специально подсказала ей неправильный ответ.
  • «Аватар: Последний маг воздуха»: изначально таковым планировали сделать Айро — по приказу Хозяина огня Озая он должен был намеренно тормозить прогресс Зуко в покорении огня. Потом концепцию изменили и сделали персонажа настоящим ментором и фактически отцом для Зуко.
    • А еще к такому ментору в Царстве Земли сходил Аанг. «Первый урок бесплатно». Ага, в качестве груши…
  • «Новые приключения Винни-Пуха» от Диснея: устав от выходок Тигры, Кролик подсунул ему набитые металлоломом кроссовки, приковав его к земле. Потом раскаялся, но оказалось, что он невольно помог ему научится выше прыгать, накачав мышцы.
  • «Adventure time»: Древний маг льда, который являлся первоначальным обладателем ледяной короны, так и не научил ничему своего ученика Гюнтера, что в итоге его и погубило, когда Гюнтер напялил на себя корону, и сошёл с ума от её мощи, не сумев контролировать себя, чему должен был научить как раз его ментор.

Аниме и манга[править]

  • Kono Oto Tomare! — изначально именно таковым в сюжет входит куратор клуба кото Такинами Судзука. Причина проста — ему неохота возиться со слабым и бесперспективным клубом (будучи сыном гениальных дирижёра и пианистки, он прекрасно разбирается в музыке и с раннего детства проявил себя как талантливый композитор. Однако, когда его вконец достало давление со стороны людей, заставлявших его писать ещё и ещё, он сбежал к родственнице в Японию и забросил музыку, став учителем математики. И был не в восторге, когда на него спихнули клуб, переживавший не лучшие времена). Правда стоит заметить, что когда новому составу клуба удалось произвести на него впечатление, он быстро переквалифицировался в стандартный вариант тропа и уже серьёзно включился в работу клуба.
    • Точно так же в сюжете появляется Доджима Акира (ну исключая небольшое появление в сцене получения Ходзуки второго дзюсичигена). Здесь причиной уже стало давление бабушки и личная неприязнь к собственно Ходзуки и изначальной её целью в клубе было вынудить люботрясов, из которых, как ей казалось, он состоял, разбежаться под гнетом жёстких тренировок. Однако в итоге она успешно преодолевает свои старые чувства и, осознав, насколько для ребят важно то, чем они занимаются, насколько они прилежны и сплочённы, начинает работать уже по-настоящему, со всей душой подходя к урокам.
  • Naruto — Дзирайя для Наруто, даже сложно понять не учил его специально или же не смог научить в силу своего же морального разложения. Сложно отрицать, что Нарик не гений, но шокирует что по факту за два года обучения он дал Наруто всего-навсего одну заклинание (расенган) и не только не научил его стихийной магии, но и даже не стал определять его природный тип (сам Дзирайя владел тремя видами стихийной магии). Потом двое ниндзя-мастеров (Ямато и Какаси) вынуждены были бросить вообще все дела и в течение двух недель срочно учить его хотя бы её почувствовать. Также Дзирайя успешно завалил обучение Наруто контролю своего внутреннего демона — потом в предверии Мировой войны Ниндзя, пришлось срочно и пожарными методами исправлять этот проёб Дзирайи (Дзирайя лично знал двух предыдущих одержимых этим демоном). Даже не стал заморачиваться с обучением Наруто техникам отшельника (сам лично владел ими с десяти лет), в итоге Нарик перед самым-самым нападением мощного вражины на его деревню… ну вы поняли.
    • Справедливости ради, до Таймскипа, Дзирайя показал себя как более чем компетентный наставник, первым понял, что тренировки с хождением по воде у мальчика не получаются из за печати Орочимару, которую он убрал. Обучил Наруто технике Призыва, научил паренька использовать чакру девятихвостого и в короткие сроки обучил мальчика Расенгану, одной из сложнейших техник. В итоге, благодаря обучению от Дзирайи, «бездарь» Наруто в короткие сроки стал равен общепризнанному гению Саске Утихе и смог одолеть Гаару, сильнейшего генина на тот момент.
      • Ну так к компентенции Дзирайи никаких вопросов нет и не было, вопросы только к тому — чему он его учил во время таймскипа. Сакура за это время из полного балласта явно качнулась в хилера и дамагера; Сасуке — в мага молнии, мечника и спеца множества призывов; А чего Нарик ? Его потом пришлось срочно доучивать уже без Дзирайе игре на более сложных роялях. Помнишь, как пацан пришел к Дзирайе с просьбой научить его хоть какой-то дальнобойной технике — тот ничего не придумал лучше как засунуть его в жабу…
    • Альтернативное мнение — Дзирайя придерживался философии, что для синоби важно не количество выученных техник, а качества характера — решимость, выдержка и т.п. Можно предположить, что тут есть намеренное противопоставление, пока Орочимару учил Саске крутым техникам и как справляться с сотнями врагов, Дзирайя воспитывал Наруто в первую очередь духовно, вкладывал в него свои взгляды и философию, учил быть достойным (по меркам Извращенного Отшельника) человеком. Тем более подсвечивается в арке с Пейном, где Наруто побеждает предыдущего ученика своего учителя все же не в бою, а именно показав ему, что "учение Дзирайи" о мире имеет смысл и тем самым спасает множество людей.
  • Ranma 1/2 — Хаппосай и Генма (грандмастер и отец-сенсей главного героя) — настолько эталонные козлы, что и не всегда или же не сразу понятно, в какой ипостаси они в данный момент — просто ли козлят (такое нередко), реально ли тренировка должна быть именно такой или же совмещают.
  • Насуверс — Эмия Курицугу для Эмия Сиро, там сложно понять в какой мере он был некомпетентен в магии, а в какой — спецом учил Сиро вредительски, но факт, что магии он его обучать очень долго категорически не хотел, учил неохотно и откровенно садистки. В итоге только череда роялей спасла Сиро и Мир от очень печальной участи, когда он был мобилизован на 5-ю войну за Грааль, будучи неумелым недоучкой.

Видеоигры[править]

  • Jade Empire — злодейский пример: учитель и приёмный отец монаха Духа намеренно допустил изъян в его боевом стиле, чтобы убить его, когда тот справится со своей миссией.
  • Серия «Ведьмак». В третьей части самый лучший алхимик сочетает первый пункт с третьим — направляет потенциальных учеников в объятия суккуба, в результате у них случается провал в памяти, и они оставляют его в покое.
  • Metro Exodus — таким помимо своей воли стал учитель пионерлагеря, который всего лишь хотел научить своих подопечных выживанию в дикой местности. В результате те превратились в Детей Леса, очень не любящих пришлых (справедливо будет упомянуть, что эта неприязнь возникла не на пустом месте. Спасибо многочисленным зэкам из окрестных зон, которые после войны окончательно потеряли края).
  • Detroit: Become Human — Аманда, ИИ-куратор Коннора от Киберлайф. Она не дает ему советов, практически не помогает в расследовании, но при этом достаточно ярко эмоционально окрашивает свою оценку поступков Коннора: от сдержанной похвалы до неприкрытого запугивания и угроз. В прохождении за девианта она пытается взять контроль над предателем — Коннором, параллельно пытая его холодом, но даже лояльный Коннор-машина, успешно выполнивший задание вместо благодарности получает…презентацию улучшенной модели, которая его заменит. Так же под троп попадает лейтенант Андерсон, который не просил, чтобы ему назначали напарника-андроида.

Реальная жизнь[править]

  • Очень часто работники не любят стажёров и просто сваливают на них грязную работу, вместо того чтобы учить.
  • Возможен вариант, что более опытный преподаватель/сотрудник не хочет ничему учить, чтобы ученик не стал ему конкурентом. В особо запущенных случаях это пересекается с явлением «коррупционер». Причём иной раз у вымогателя есть ещё и оправдывающая философия — они хотят с будущих конкурентов получить компенсацию за будущие убытки, но в своих аппетитах не знают меры.
    • Чаще встречаются случаи, когда учитель/преподаватель занижает оценку, отправляя школьника/студента на дополнительные платные занятия, которые проводит либо сам, либо кто-то «свой».
    • Или продаёт группе/классу ненужный учебник (зачастую собственного авторства) по завышенной цене. В особо тяжёлых случаях такой же учебник, купленный в другом месте, не признаётся действительным, ибо автор желает получить не процент от издательства, а твёрдую цену от студента.
  • Известен случай, когда чемпион мира Эммануил Ласкер играл в шахматы с любителем. Тот попросил гроссмейстера посоветовать ему, какой ход самый лучший. Ласкер подсказал, любитель сделал этот ход, и следующим ходом шахматист поставил ему мат. Когда же любитель стал возмущаться, Ласкер ответил, что подсказал ему ход, лучший для себя.
    • Но тут Ласкер хотя бы чему-то научил незадачливого любителя: не спрашивай совета у соперника во время игры, не тренировка же! А вот другой случай (если это не байка) куда жёстче и комичнее. Ласкер, которого, и без того уставшего, уговаривал сыграть в шахматы беспардонный попутчик, на практике доказал, что ферзь — лишняя фигура и без него играть легче. Любитель доколёбывать сонных людей шахмат сильно фрустрировал, когда трижды выиграл, жертвуя ферзя, и трижды продул, когда ферзя жертвовали ему. Как сложилась его дальнейшая любительская карьера, история, увы, умалчивает. Но вряд ли дело ограничилось простым поднятием на смех знакомыми, последующие попытки проанализировать новое знание вполне могли обеспечить вывих мозга.
    • В идеале у каждого шахматиста-любителя должен быть при себе блокнот — записывать нотацию, а потом анализировать партию. Так что, если привлечь к анализу более опытного товарища, можно и самому освоить соответствующий прием и вообще прокачать свой уровень.