Мечник со звездолёта

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонажи космооперы сражаются на мечах.
«

Сквозь межзвёздный мрак летит космоморяк: У него бензопила — он искоренитель зла! «Убей мутанта! Сожги еретика!»: Полна добра и подвига жизнь космоморяка!

»
— Сорок тысяч способов подохнуть

Итак, мирный исследовательский корабль Межзвёздной Федерации взят на абордаж ударным крейсером Галактической Империи. Щиты пробиты, и имперский телепорт забрасывает на борт сотни головорезов под предводительством офицера. С ним во главе они врываются в рубку, где командует обороной капитан исследовательского судна с волевым подбородком и широкими плечами. Увидев врага, этот храбрый герой достаёт блестящий в тусклом свете аварийных ламп… клинок — и встаёт в стойку для боя, сходясь с вражеским офицером в яростном фехтовальном поединке.

Классическая для космооперы ситуация: наравне с высокотехнологичным энергетическим оружием и огнестрелом, а то и вместо них, используется оружие рукопашного боя, которым ещё и можно эффектно фехтовать. Часто под такую ситуацию подводится обоснуй вроде особых защитных систем, отражающих стрельбу, но малопригодных против удара меча, или суперспособностей героев, позволяющих им драться мечами более эффективно, чем с помощью огнестрела. Также сами мечи часто являются высокотехнологичным шизотехом — это могут быть световые мечи, мономолекулярные, просто вибрационные или цепные.

Справедливости ради, на борту космического корабля или орбитальной станции использовать такое оружие вполне разумно, ибо случайный выстрел может пробить корпус, с закономерными последствиями[1]. Только если это не чудо-клинок-режу-всё.

Обоснования[править]

  • У нас гражданские лица, например, рабочие. Оружия у них нет, а инструменты — есть. Вот ими они и дерутся.
  • Герои вполне себе военные, но огнестрела именно сейчас под рукой не оказалось. К примеру, герой попал к мраккультистам прямо на каком-то обряде, и первое, что пришло им в голову, было «отправить чужака к нашему богу». Ритуальным клинком. Или же кончились патроны, а под рукой был приклад или пехотная лопата.
  • Охрана не хочет разворотить всю станцию из большой бабахи, поэтому используют мечи. Захватчики тоже этого не хотят, им нужна станция, и желательно не нуждающаяся в ремонте, а не груда космического мусора,[2] так что тоже хватаются за холодное оружие.
  • У нас бои мехов и прочих ОБЧР, которые настолько бронированные, что им проще друг друга зарубить, чем долго и нудно расстреливать. Что-то такое было в XIV—XV веках с рыцарями в фулл-плэйте и примитивным огнестрелом, который не мог его нормально пробить (аналогично с более поздними рейтарами — пистолетные пули часто не пробивали пластинчатые доспехи даже в упор, даже существовало предписание в то время: стреляй когда упрешься). Как вариант — не робот и не меха, а просто солдаты в суперброне… смысл тот же.
    • Правда, здесь логичнее будет не меч, у которого с бронебойностью объективные проблемы, а чекан или что-нибудь цепное/циркулярное.
  • У нас есть поля, останавливающие излучения и\или вещественные пули, но не клинок[3]. Или подавляющие определённые реакции, как у Лукьяненко в цикле про Лорда с планеты Земля или в «Легенде о героях Галактики».
  • У нас сверхспособности, которыми проще пользоваться с холодным оружием, к примеру, отбивая мечом пули или лазерные лучи.
  • У нас есть магия наравне с хайтеком, а зачаровать меч (один раз и надолго) проще, чем каждую грёбаную пулю или энергоячейку. А энергетическое оружие может быть вообще невозможно зачаровать.
  • У нас сверхтехнологии, так что мечи могут, к примеру, менять длину с помощью наномодуляторов или силовых полей. Весьма удобно при боях в узких коридорах. Или являются офигенно острым лезвием, прорезающим суперброню на раз-два. Или ещё что-нибудь хайтековое[4]
  • У нас общество, сочетающее высокие технологии с верностью архаичным традициям, и холодное оружие — важная часть церемониала и/или обмундирования истинного аристократа. Так-то он, быть может, и предпочтет бластер, но коль ситуация заставит…
  • В сеттинге общество, которое не любит пушки. Может, традиции у них такие, а может быть, буквально религия запрещает. Дальнобойным оружием не пользуются из принципа, возможно — из принципа не пользуются даже артиллерией, ведя космические бои исключительно тараном и абордажем.
  • Герой, у которого ничего лучше просто нет:
    • Космический беженец, бедняк или бомж, у которого нет денег.
    • Выживальщик, у которого нет станка, стандартного комплекта выживания из спасательной капсулы и деталей, дабы сделать себе оружие дальнего боя.
    • Потерпевшие крушение робинзоны, у которых нет ни средств, ни (как они считали) врагов, от которых они могли бы отбиваться.
    • Тяжело повреждённый или собранный из металлолома, отслуживших и не подходящих деталей робот (возможно, тоже роботом, собранным из такого же хлама). В первом случае вооружённый тяжелым бластером дроид выстрелит в вас из оружия, которое разорвёт, после чего робот с остатками бластера в руках закричит: «ФФпирёд, в рукопаффную!» и пойдет бить вас куском лома, некогда бывшем бластером. Во втором случае робот может вовсе не иметь оружия, а вместо него — пару оголённых контактов высокого напряжения или огромную сервоклешню, столь грубую во всех отношениях, что совершенно негодную ни для чего, кроме как открутить кому-нибудь голову. Ну, или вместо манипулятора у него рука от робота с производства, а на её конце — сварочный аппарат, сверло или паяльник (смотря из чего сделан)…
    • Различные виды инопланетной фауны и космической саранчи, по различным причинам попавшей на корабли: другого метода атаки зачастую не имеет, обычно могут атаковать только на ближней дистанции, по дистанции максимум могут бить, выделяя, выстреливая или кидая что-то в противника, корабельной артиллерии не имеют, как и, обычно, самого корабля (а если и есть — то зачастую он тоже ближнего боя, или же для дальнего, но на кинжальной дистанции — и если в сеттинге бои ведутся на космических расстояниях, а не «в упор», для людей в кораблях не будет особой разницы, атакует враг на дистанции 500 метров, или же 5 метров), либо беря корабли на абордаж, либо рождаясь или вылезая прямо на месте.
  • Это — аналог шанцевого инструмента, который используется солдатами не по назначению. И дальность атаки у аналога лопаты или другого полезного в хозяйстве инструмента из бедующего аховая, вплоть до ближнего боя.
  • Это вспомогательное оружие, которое используется в экстренных ситуациях. В большинстве случаев оно обладает малыми размерами, и вешается на оружие как штык и/или имеет хозяйственное предназначение. В основном это штыки, тесаки, мачете, ножи, топорики, малые пехотные лопатки, «устройства для выполнения спасательных работ» и тому подобное. Конечно, в нормальных условиях лучше стрелять из дальнобойного оружия, а в штыковую идти только при крайней необходимости; но это не отменяет нужности подобного малогабаритного оружия-инструментов, тем более что высокие технологии улучшают и их хозяйственные функции (например, копать высокотехнологичной, всеразрезающей лопатой будет легче, чем обычной).
  • У них есть высокие технологии, но нет знания, как правильно их использовать. Вот и делают черти что.
  • Или есть технологии, но нет нужных деталей или производства. Вроде колоний/фронтира, где его ещё нет, или зоны боевых действий/осажденной территории, где его уже нет, хотя варианты могут быть разные. Какие детали есть — из тех и делают.
  • Это биологическая цивилизация или что-то в этом роде, и поэтому с дальнобойным вооружением туго. Врожденное оружие зачастую или имеет малую дальность (вроде ядов, плевков, электроразрядов и длинных частей тел) или вообще работает только в ближнем бою. Впрочем, бывает так не всегда: дальность атаки некоторых видов зергов сравнима со стрелковым оружием, а арахниды вообще имели аналог артиллерии класса «земля-космос».

В более-менее продуманном сеттинге, где автор не МТА, пихающий в свое произведение все подряд ради пафоса, а стремится все же создать проработанный и логичный мир, эти обоснования могут сочетаться. К примеру, в «Звездных войнах» световые мечи и церемониальное оружие, символ ранга джедая\ситха, и высокотехнологичная штуковина, режущая практически все (ну, кроме кортозиса и фрика), и сочетаются со сверхспособностями форс-юзеров, ими можно отбивать выстрелы или метнуть их во врага телекинезом.

Также в кандидаты в «энергетические мечи», являющиеся реалистичными, есть: миниатюрный сварочный аппарат, паяльная лампа, бензорез, болгарка, раскаленный прут, электрическая дуга, энергетический резак и прочее промышленное оборудование. Это не совсем меч, но может быть использован как энергетическое оружие ближнего боя или на короткой дистанции. Их надо обдумать и решить, какой инструмент или предмет, не являющийся оружием, ближе всего по функционалу к световому мечу.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Цикл Э. Э. «Дока» Смита о Линзменах — как бы не первоисточник. Рубятся во все поля, обитатели одной из планет (с трёхкратной силой тяжести) — лучшие по этому виду спорта, орудуют космическими секирами, что твои космоморяки.
  • Пол Андерсон, «Крестовый поход в небеса (Крестоносцы Космоса)»: поскольку космический корабль инопланетян-вторженцев захватили средневековые английские бойцы, то и неудивительно, что наравне с трофейными бластерами они используют привычное оружие. Например, выйдя в скафандрах в открытый космос, успешно расстреливают из луков абордажные шаттлы противника — защищённые от энергетического оружия, но, как выяснилось, не от кинетического.
  • «Дюна»: защитные поля останавливают вещественные пули, а от энергетического оружия взрываются с силой небольшой ядерной бомбы, забирая своих и чужих, так что для того, чтобы навредить врагу, часто приходится рубить его холодным оружием. Такое оружие поля тоже останавливают, но только при быстром движении, а вот удар с рассчитанным замедлением сквозь поле проходит.
  • С. Лукьяненко, «Лорд с планеты Земля»: особое поле подавляет взрывы и горение, так что в его пределах врага можно только зарубить мономолекулярным мечом. В начале в дело шли обычные мечи, но потом мономолекулярные их вытеснили. На самом деле герой быстро изобретает ещё и мономолекулярный сюрикен, который можно метнуть во врага, отрубив ему что-нибудь, и пневматический пистолет, который стреляет такими же, только маленькими. Как окажется позднее, элита этого мира сознательно сдерживает такие технологии, чтобы не дать угаснуть высокому искусству фехтования. Кроме того, против настоящего мастера клинка они бесполезны.
  • «Сфера Великорасы»: офицеры как Объединенных Наций, так и Конкордии носят мечи/палаши и при необходимости пускают их в ход. Вот только поединков на мечах в книгах почти нет, ибо «Пока ты будешь замахиваться своей ковырялкой, тебя десять раз пристрелят!» (из поучения опытного вояки). Собственно, применение мечей там никак не оправдано с точки зрения тактики и технологий, их носят только потому, что ретроспективная эволюция навязывает архаичную эстетику.
    • Тут можно вспомнить кучу контраргументов от очень неоднозначиных тренировок «нож против пистолета»(в руках спецназовцев) до японского иай-дзюцу учившего выхватывать катану и убивать врага быстрее чем он среагирует. Но все-таки речь о самообороне для офицера космофлота который и пистолетом владеет постольку поскольку. Правда и для мастера сабли польза гипотетическая — если он встретит врага это будет отряд осназовцев с автоматами.
  • «Звезда Стражей»: немногие оставшиеся в живых Стражи вооружены гемомечами, которые при необходимости работают не только как меч, но и как щит, отражающий выстрелы.
  • «Время любви» Макса Далина: для инопланетных гермафродитов схватка на мечах — часть процесса размножения. Потому, несмотря на наступление космической эры, они таскают мечи. И естественно, используют их не только для прелюдии.
  • Цикл «Вечный» Р. Злотникова — первая книга так и называется, «Шпаги над звёздами». Да, с инопланетными монстрами воюют именно мечами, причём стальными — железо для них смертельный яд. Ко всему прочему, выстрелы в поле искусственной гравитации (то есть на звездолётах и орбитальных станциях) приводят к смещению силового каркаса и очень неприятным последствиям, так что при абордажах и штурмах холодное оружие тоже рулит.
  • «Сердце меча» — используются флорды (от английских слов flog и sword) и своги (от тех же английских слов). Первые — боевые и металлические, вторые — тренировочные и пластиковые. Это самые обычное клинковое оружие, никаких энергопетель, но под действием наномодуляторов они могут удлиняться до четырёх метров — серьёзное преимущество в абордажном бою в тесных коридорах, что прямо подсвечено в книге. Но дело, естественно, не только в возможности «при замахе иметь длину клинка в полметра, а при ударе — в два». Дело ещё и в крайне широком распространении силовых полей, которые ни из плазменника, ни из игольника, ни из чего-то другого не пробить. А вот «прорезать» — вполне, причём с этой задачей и обычный нож справится.
  • «Вакуумные цветы» — на космических объектах за безопасность отвечают самураи. С мечами. И мётлами. Стрелковое оружие тоже есть, и даже показывается его стеноразрушающий эффект, что для хрупкого аквариума с осьминогами, расположенного на хрупком же космическом корабле — весьма чревато.
  • «Сумерки Империи» Саймона Грина. Основное стрелковое оружие — дизраптеры, очень мощные, но требующие двух минут на перезарядку, так что сделали залп из стрелкового оружия — и бегом в рукопашную. Что касается пулевого оружия — оно вышло из употребления в древности, когда были широко распространены защитные поля. Со временем оные поля вышли из употребления (против дизраптеров, мечей и тем более экстрасенсорных способностей они бесполезны),[5] и когда герои находят склад древнего огнестрела, он оказывается весьма и весьма полезен.
  • Цикл «Алексис Кэрью» — так как большинство космический сражений происходит в «тёмном пространстве» (измерение тёмного вещества и тёмной энергии), где за пределами экранированной обшивки отказывает почти вся электроника, то обыкновенные пулевики и холодное оружие являются непременными атрибутами любого абордажника. А ведь в вакууме одного пореза может быть достаточно, чтобы разгерметизировать скафандр.
  • «Танцор Января» Майкла Флинна — здесь в самом начал гражданской войны на планете Новый Эрин (которая фактически — Село Планетовка, населённое ирландцами) местные промышленники уничтожили не только запасы футуристического оружия, но и средства для его изготовления. Так что все воевали тем, что смогли сделать, а сделать смогли гранаты, арбалеты и клейморы.
  • Генри Лайон Олди, цикл «Ойкумена» — планета Эскалона буквально на днях шагнула из XVIII века прямиком в космос усилиями Ойкумены, так что наличие космопорта абсолютно не влияет на нравы и обычаи, включая ношение шпаги.
  • Метавселенная Рудазова — иногда случается.
    • Тетралогия о яцхене — Сигизмунд Ноно Митхату, ненаследный принц Солнечной Системы и Проксимы Центавра, напросившийся с Олегом поснимать иные измерения, владел рапирой и поунг-фо, но в бою всё равно предпочитал испаритель Пеегро. Впрочем, после переезда на архаичную Землю (-315) навыки фехтования ему пригодились.
    • «Экипаж» — Остап — штатный силач означенного экипажа — родом из алкморегов — людей-плюс, отыгрывающих шаблон космических орков, и сражается топор-пушкой. Которая стреляет один раз, но мощно, а пока не перезарядится — работает как топор.
    • «Паргоронские байки» — титан Энзирис до того, как богородиться, был наёмником, сражаясь то за тех, то за других во исполнение своего жребия — победить самого сильного противника, какого только найдёт. Смерть и богорождение застали его в генеральном сражении трансгалактической войны, а сражался он клинком работы титана Макроденита, которому (клинку, не кузнецу) что силовое поле, что керамитовая броня на один укус.
      • Дар Геспетцер Тандария — не военный, но в его скафандр встроены девайсы, вполне годные в качестве оружия. Без них бы он в Мамбии так долго не протянул.
  • Валерий Быков, «Земной Альянс» — земляне нашли немного археотеха и смогли взять его под контроль, по ошибке через некоторое время сшибли чужой разведзонд. Намного менее развитые владельцы зонда решили посмотреть кто это смог сделать, чтоб два раза не летать, включить этих варваров в состав. Корабли которые могут разнести флот вторжения в пыль есть, прилетят через месяц с Альфы Центавра но времени - нет, но вот только есть стандартная процедура включения в состав, Земля качественно торговалась но в итоге приняли условия, челноки с десантом пошли на поверхность, а вернулись груженые очень крутыми боевыми роботами с очень острыми мечами.

Кино[править]

  • «Звёздные войны». Без комментариев.
  • «Звёздный путь» — собственно, хотя бы первый фильм перезапущенной трилогии. Да и среди просто инопланетян хватает использующих холодное оружие (те же клингонцы, например, обожают свои бат'леты бетлехмэй, хотя любой нормальный фехтовальщик их бы запросто порезал не подходя близко).
    • А при столкновении с Коллективом Борг начинает уже действовать пункт о защитном поле. К излучения дизрапторов или фазеров дроны вскоре адаптируются (читай: перестают получать урон), к старой доброй режущей кромке — никогда.
    • Даже прагматичные ромуланцы попадают под сабж. В сериале «Пикар» появляется монашеский орден Коат Милат, адепты которого тренируются как ниндзя и сражаются на мечах. Персонаж Элнор запросто кромсает головорезов за считанные секунды, правда обычно умоляет их: «Пожалуйста, мой друг. Выбери жизнь». Почему-то жизнь не выбирает никто, после чего лишается её в течение нескольких секунд.
    • Вообще стандартный фазер Type 1 едва оружие самообороны - стреляет он раз в пару секунд, даже не каждого человека остановит с первого попадания, ввиду нелетальности пугает он мало, целиться им трудно и все выстрелы почти от бедра, а с хорошей реакцией от него еще и уклониться можно. Абсолютная норма в сеттинге банально добежать до стрелка и втащить ему.
  • Трансформеры, как минимум, в фильме частенько сражаются холодным оружием.
    • В комиксах-то это частично объяснялось тем, что у многих стрелковое оружие наносит нелетальный урон, или предназначено для ослепления/оглушения противника, вот и нужны всякие энергокистени, чтобы расправлятсья с беспомощным врагом. В фильмах вроде как не обоснуй просто забили.
    • В Transformers: Animated обыграно: у автоботов нет стрелкового оружия потому, что они изначально представляют собой ремонтников/медиков/так далее, и в качестве оружия используют вообще инструменты, а вот у десептиконов (изначально военной прослойки общества) оружие уже вполне себе стрелковое. Ну а еще шутка на тему: «Почему у автоботов нет пистолетов? Их все украл Свиндл».

Мультсериалы[править]

  • «Блэкстар»: все, кто прилетает на Планету Мудрости на звездолётах (в том числе сам Джон Блэкстар), довольно быстро переходят с другого оружия на мечи. Дело в том, что здесь бластеры не работают, а мечи действуют как бластеры.
  • «Хи-Мэн» и «Ши-Ра»: вместо звездолётов здесь порталы, но техника врагов явно космооперная (и бластеры в наличии), а герои благодаря суперсиле кромсают её своими мечами.
    • Меч Ши-ры та ещё вундервафля, способная превратиться чуть ли не в кофейный автомат. Так что то, что он вдобавок только что не стреляет - скорее, намеренное жанровое, а не функциональное ограничение.

Аниме и манга[править]

  • Space Capitan Harlock. Да и весь «лейдживерс» в принципе. Справедливости ради, гравишпаги (автор правки не знает, канон это название или фанон) ещё и стрелять могут. Да и для большинства персонажей это все-таки ритуальное оружие (хотя главные герои пускают в ход в любой перестрелке).
  • Легенда о героях Галактики — зефир-частицы, которые генерируются специальной машиной при любом абордаже, взрываются от лучевого оружия, унося жизнь стрелка, поэтому дополнительное вооружение у всех десантников — секиры и арбалеты (а у имперских солдат даже лазерная винтовка оснащена складным топором, встроенным в приклад).
    • Впрочем, в наземных сражениях против вражеской пехоты (полицейских или гражданского ополчения), лишённой этого агрегата, огнестрел/бластеры остаются предпочтительнее холодного оружия (как минимум, в ремейке 2018 года).
  • Lost Universe — несмотря на наличие во вселенной вполне нормального огнестрельного оружия (а не бластеров каких-нибудь), пси-лезвия очень даже в ходу.
  • Gundam — многие мобильные доспехи имеют так же тепловые или энергетические клинки, обычно применяемые когда боезопас дальнобойного оружия уже исчерпан. Однако, пилоты-ассы могут сознательно после пары отвлекающих выстрелов бросить дальнобойное оружие, достать клинки, сократить дистанцию и перебить одного за другим боящихся попасть друг в друга противников.

Видеоигры[править]

  • Space Station 13 — оружие банд: ножи, пистолеты и всё, что смогли присвоить. Оружие пролетариев — огнетушители, кислородные баллоны и всё, что попалось под руку. Оружие охраны — stunbutton (дубинка-шокер), тазер, пистолет. Плюс ещё много кого, кто попадает под наш троп.
  • Starcraft же! Кто не помнит пси-лезвия зилотов и варп-лезвия тёмных тамплиеров?
    • В дополнении Nova Covert Ops люди уже потихоньку перенимают эту технологию: Нова в одной из миссий получает энергетический меч, который можно носить вместо снайперской винтовки — он не стреляет, зато даёт крутую абилку и наносит аж 100 единиц урона.
      • Прямо как знаменитый клинок Зератула, у которого 100 единиц урона — визитная карточка. И да, Зератул и Нова имеют ещё одно сходство — им доверяют стелс-миссии.
      • А в более поздней миссии той же «Новы» спрятан меч, из которого можно стрелять по воздушным юнитам (против наземных он ближнебойный).
      • Стоит отметить, что в геймплее пси-лезвия серьёзно понерфлены ради баланса. В лоре прокачанный храмовник может своими клинками вражеские самолеты протыкать. Прямо в небе.
  • Spore — в арсенал капитанов входят несколько вариантов клинков, включая здоровенные металлические когти.
    • Педаль в центр галактики — непрокачанный капитан сражается когтями и зубами.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — еще шире, чем в фильмах. Как раз в момент начала этих игр в далекой-далекой галактике появляются энергетические щиты, эффективно отражающие бластеры, а то и световые мечи, и открываются залежи неуязвимого для светового меча металла кортозиса. Поэтому в играх полно обычных и вибро-мечей из кортозиса, которыми вооружены рядовые вояки, чтобы противостоять джедаям и другим таким же воякам.
  • Warframe — холодное оружие на любой вкус.
  • Серия Final Fantasy:
    • Final Fantasy VII, конечно, не космоопера, но первый космический корабль они уже построили (правда, его старт был неудачным), да и инопланетный монстр «Дженова» присутствует. При этом герои активно используют мечи, цестусы и боевые зонтики.
    • Final Fantasy VIII — а вот здесь ближний космос уже, считай, освоен. А главный герой сражается, в том числе и на космическом корабле, мечом со встроенным револьвером.
    • Final Fantasy XV — тоже не космоопера. Но четверка главных героев холодным оружием не только крошит автоматчиков в капусту, но и нарезает на винтики бронетехнику.
  • Starbound — не зря эту игру называют «Террарией в космосе». Большую часть игры протагонист исследует неизведанные планеты, отоваривая местную инопланетную живность каким-нибудь холодным оружием.
  • На грани тропа балансирует старенькая игра «Into the Eagle’s Nest» — один солдат против полчищ фашистов. Вот только ему можно стрелять, а им — нет. Почему? Да потому что дело происходит в напичканном взрывчаткой бункере. Один неудачный выстрел — и… Так что у немецких солдат строгий запрет на стрельбу, а за отсутствием холодного оружия справиться с главным героем они пытаются голыми руками (то ли бьют, то ли душат).
  • Deep Sky Derelicts — если только эти развалины можно назвать звездолётами. А мечниками — банду космических бомжей.
  • Mass Effect 3 — Адам Дженсен Кай Ленг.
  • INSOMNIA: The Ark — хотя на этой космической станции стрелять можно практически из чего угодно (многометровой толщины стены и циклопические пространства) холодное оружие встречается повсеместно: от «омоновцев» Ордината, подавляющих бунты со щитами и электродубинами, до парадных мечей офицеров или топоров наемников. Впрочем, огнестрел тут честный, и того, кто не обзавелся толстой броней/щитом или не подгадал момент, могут запросто нашпиговать пулями в упор.
  • Kenshi — жителям одноимённой луны, где и происходит действие игры, в принципе не известно само понятие огнестрельного оружия, поэтому в ходу по большей части разнообразные мечи и дубинки. Но до арбалетов тут всё таки додумались, а на орбите висит гигантский лазер, в светлое время суток обстреливающий небольшой регион.
  • Honkai: Star Rail — ну какая китайская игра без боёв на мечах, даже если сэттинг — космоопера?
    • Персонал космической станции «Герта» — учёные, но отбиваться от постоянных вторжений могут далеко не все из них. Чем конкретно вооружена их служба безопасности — не ясно, но вот их капитан — Арлан — вполне себе орудует электрическим двуручником. Ах да, есть же ещё гиноиды-двойники хозяйки этой станции с молотами наперевес.
    • Человечество на планете Ярило-6 из-за случившегося там ледникового периода застряло в эпохе ранней индустриализации с соответствующим ему уровнем технологии — как минимум, жители верхнего и нижнего Белобога гоняют демонов Фрагментума баллистическим огнестрелом и обычным холодным оружием.
      • Как минимум, есть там ещё роботы со старой, до-ледниковой эпохи, но большинство из них рукопашники. Один только их лидер — Сварог — вооружён лазерами и ракетами, но и в ближнем бою себе не отказывает.
    • Альянс Сяньчжоу — этакий античный Китай с примесью киберпанка и в космосе. Вроде как у них есть собственный военный флот, но на земле сражаются они с традиционным холожным оружием, вроде мечей и копий, и с местной магией наперевес. Стрелковое оружие — эксклюзив для местных роботов и предательских мракокультистов.
    • Корпорация Межзвёздного Мира вооружает своих оперативников не только бластерами (по заметкам некоторых персонажей — самыми хайтековыми в местном сэттинге), но и электропосохами для рукопашных сражений.
    • Из организации «Охотников за стелларонами» наиболее выделяются Блэйд и Кафка. С первым и так понятно — беглый из Сяньчжоу преступник и мастер клинка, каких ещё поискать. А вот вторая — ходячий арсенал с огнестрелом, взрывчаткой и способностью к майндконтролю, но больнее всего бьют именно в рукопашной.

Настольные игры и производное творчество[править]

  • Warhammer 40000 весь про это: здесь силовая броня, доступная многим персонажам, эффективно отражает большую часть летящих в них снарядов, а у других сплошь и рядом то регенерация, то очень твёрдое тело, то силовое поле, а то и все это вместе сразу. В результате цепные, силовые, да и обычные мечи — крайне распространённое оружие у крутых, а вот безликих головорезов и красные рубашки расстреливают из болтеров, стабберов, лазганов и т. д.
    • Частичный обоснуй. В данной вселенной различные обеты и заклинания серьёзно бустят оружие, но если выгравировать на мече молитву можно единожды, а то и вообще разбафать, написав на нём кучу молитв, то для болтеров придётся гравировать каждый снаряд (что, в силу высокой цены, доступно в основном космодесанту), а с лазерами подобное вообще не работает. (Ну, на чём писать-то)
      • Хотя, в цикле про Эйзенхорна был персонаж, который гравировал благословения на картечи. Прямо на каждой дробине. У него было очень много свободного времени, так что он — исключение.
      • Вовсе необязательно. Простой имперский офицер может иметь саблю, богато украшенную рюшками и молитвами, но это никак не отразится на эффективности клинка ни с точки зрения игромеханики (если речь о настольной игре), ни с точки зрения лора; в то же время есть масса примеров «волшебных» болтеров, плазмаганов и не бог весть чего, бафнутых варпом, верой владельца или чем-то ещё.
        • Этих самых бафнутых болтеров и плазмаганов — раз-два и обчёлся и хранятся они чуть ли не поштучно у каждого ордена как ценные реливии.
    • Фитилёк может быть и прикручен. Например, комиссару Каину приписывают убийство космодесантника Хаоса цепным мечом, хотя на самом деле он всего лишь успешно продержался в защите несколько секунд, пока противника расстреливали из десятка лазганов и мельты. Тоже, кстати, не баран чихнул — прямо перед этим этот самый космодесантник в одиночку уложил целый взвод гвардейцев.
      • Впрочем позже он убивает космодесантника именно цепным мечом. Правда тот был ранен, а его броня была повреждена именно вражеским обстрелом и зияла дырами в одну из которых Каин и вонзил свой меч.
        • Кстати, в том же цикле Каин использует меч в основном для защиты от вражеских рукопашников, которых нельзя пристрелить из пистолета в силу бронированности или нехватки времени для доставания лазпистолета. Ну, ещё для психических атак на неожидающего такого подвоха противника — особенно если пустить в ход вопль «Вааааргх». Так-то он даже орочьего варбосса в "честной рукопашной" (по мнению орков) пристрелил, а не зарубил.
      • А его коллега по комиссарскому делу Ибрам Гаунт рубит космодесантников таким же мечом уже в целой броне. Да и в игре при удачном сложении обстоятельств этих ребят можно и штыками резать.
    • Отдельный пункт — орки. Дурной силы и живучести для рукопашной у них хватает — а вот с меткостью проблемы (что орки частично компенсируют скорострельностью). Да и собрать сколь-нибудь эффективное «рубило» может любой орк, а у мекки вообще «шедевральное» оружие ближнего боя делают вместо лузганья семечк — а вот на приличный огнестрел вложенной генетической памяти уже не хватает (максимум — крупнокалиберный пистолет, оружие скорее вспомогательное), нужно покупать у мекки. А для клана Гоффов рукопашная и вовсе является чуть ли не единственным моркоугодным видом битвы.
      • Собственно, фактора орков достаточно для обоснования распространённости в сеттинге оружия ближнего боя: как в орков ни стреляй, они всё равно имеют хорошие шансы подойти вплотную и вступить в рукопашную, поэтому иметь цепной меч не повредит.
  • Грань вселенной — киборгам обязательно выдают монокатаны (СФК Японии же). А уж викинги с Вальхалы настолько суровы, что могут на топорах сражаться с юнитами машины (некоторые из которых, на секундочку, представляют из себя полноценные боевые звездолето-танки).
  • GURPS Ultra-tech — в одной из художественных вставок персонаж вспоминает межзвездное вторжение войск достаточно деградировавшей планеты.

Реальная жизнь[править]

  • В подавляющем большинстве вероятных ситуаций на современном поле боя шанс вступить в рукопашную очень невелик. Тем не менее, бойцы даже «обычных» видов войск изучают азы рукопашной, а всевозможные элитные части изучают рукопашную достаточно серьезно. Дело в том, что помимо прикладного аспекта (т. е. собственно навыков) боевые искусства являются едва ли не идеальным способом тренировки многих психологических качеств — воли к победе, способности продолжать бой после получения ранения, уверенности в своих силах. Наконец, рукопашный бой хорошо развивает выносливость — один из важнейших физических параметров солдата. Таким образом, есть вероятность, что в той или иной форме рукопашная подготовка будет существовать в армии всегда или почти всегда.
    • Впрочем, НАТОвцы не дадут соврать: зачастую противник так панически боится штыковых атак, что при попытке перехода в рукопашную резко пасует. Таким образом повергались в бегство отряды талибов и иракских солдат, что говорит о том, что как средство запугивания попытка навязать ближний бой популярна по сей день.
      • Во многом это связано с религиозными заморочками этих товарищей.
      • Ну мотивация у типичного врага НАТОвцев обычно не ахти, все-таки воюют они против банановых диктатур.

Примечания[править]

  1. Тем не менее, в реальной жизни уже давно существуют специальные боеприпасы для применения на борту самолётов — в нашей стране это СП8 для пистолета Макарова. Пуля такого патрона неплохо дыркует человеков (если они не надели СИЗ), но разрушается об алюминиевую обшивку.
  2. Если бы станция как таковая была не нужна — просто разворотили бы шквальным обстрелом с безопасного расстояния, не так ли?
  3. Непонятно, почему пулю щит отражает, а меч — нет. Да, меч тяжелее, и потому у него как бы импульс больше, но пуля быстрее, и при высоких технологиях, использовании масс — драйвера или большой пушки импульс будет не меньше, а то и больше. Так что либо огнестрел будет пробивать щиты, как и меч, делая меч бесполезным, либо меч не будет прибивать щит, что сделает его ещё более бесполезным.| Автор правки часто видел обоснуй в том, что скорость пули или луча очень высокая, потому её/его щит останавливает, а скорость ножа/кинжала/меча — намного ниже, потому поле их пропускает. Не будет же оно экранировать всё и полностью, так и задохнуться недолго, да и не видно будет изнутри ничего.
  4. С такой техникой можно придумать более умное применение, использовать её для меча — нерациональность. И кто запрещает её же приметить к огнестрелу/бластерам? Контробосуй из пункта выше: В рукоятку меча можно впихнуть энергоисточник или чем там меч проапгрейден. А в пулю много поместится?
  5. Их дальние наследники — силовые щиты. Защищают от мечей и дизраптеров, но имеют свои минусы: держатся не больше десяти минут и действуют на небольшой площади. Использовать их как средневековый щит, закрываясь от ударов, можно, превратить в непроницаемый кокон, защищающий бойца со всех сторон — нет.