Миролюбивый рой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Всепожирающая масса хитина и щупалец неостановимой волной захлёстывает планету, а то и всю галактику. Рой пришёл, чтобы пировать, он Великий Пожиратель, который поглотит всю биомассу и сделает её частью себя! Или нет?

Насекомоподобные существа с коллективным разумом стабильно становятся злодеями в фантастике, и не только космической. Получилось так, что амплуа роя прожорливых тварей очень крепко закрепился, и для ценителей постмодерна было бы грехом не деконструировать его. Ну, а что? Автор произведения в силах вертеть логикой и психологией всех существ, так почему бы не поэкспериментировать? Вовсе не обязательно разумный рой будет враждебен к иным формам жизни. Биомассу можно добыть и из неразумных существ, изучать человеков и прочих гуманоидов вполне реально без физического поглощения, а разум Улья или его королевы вполне способны освоить дипломатию и торговлю.

Так почему миролюбивый рой, как троп, не так популярен?

  • Просто потому что дружелюбных ксеносов труднее сделать интересными, ибо всё их разнообразие ничто не принуждает изучать.
  • Следуя из мысли «у инопланетян может быть иное представление о логике и этике» можно также прийти к тому, что им будет чуждо понятие ценности жизни.[1] Получится эдакий прагматичный и прожорливый генератор геноцидов.
  • Ну, и в конце-то концов, космосаранча просто идеально подходит на роль злодейской фракции, ибо её чудовищная сила единства выглядит угрожающе, а чуждое мышление и жуткая внешность препятствуют проявлению эмпатии.

…но тем и интереснее встречающиеся образцы тропа и того, как их существование обыгрывается.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сергей Лукьяненко, «Геном» — цзыгу вполне способны к мирному сосуществованию с другими разумными расами.
  • О. С. Кард, «Игра Эндера» — местные жукеры не желали зла людям, а конфликт вышел из-за слишком различающихся образов мышления двух рас. Жукеры и рады были его прекратить, но увы…
  • Р. Р. Бирюшев, «Дорога домой» — местный Великий Рой предпочитает осваивать планеты, не интересные другим расам, а также вести торговлю, предлагая свои уникальные биотехнологии, не поддающиеся копированию, в обмен, например, на образцы ДНК, нужные ему для изучения. В одном из побочных рассказов герои знакомятся с Эмиссаром Роя — вполне человекоподобной и крайне дружелюбной особью, обладающей автономным разумом, а также внешностью стереотипной зеленокожей красотки из космоса. Таких Эмиссаров Рой специально вывел для общения с гуманоидными расами.
  • Брюс Стерлинг, «Рой». Одноимённая раса никому не желает зла. Добра, впрочем, тоже. Человечество она воспринимает как короткоживущую и малозначительную помеху, от которой, конечно, надо отбиться, чтобы не лезли, куда не надо, но геноцидить их незачем. Сами вымрут за короткий (по меркам Роя) срок. Рой таких однодневок видел уже не одну тысячу. Да и отбиваться предпочтительнее не военными, а экономическими и политическими методами (перевербовав несколько ключевых агентов и дав им правильные установки). Не из гуманистических соображений — просто так дешевле.
  • Кэролайн Черри «Район Змеи» — насекомообразные «маджат» вполне себе мирно сосуществуют с людьми.

Сетевая литература[править]

  • Элиезер Юдковски, «Тройной контакт» — деконструкция деконструкции, навреное? Сверхсчастливые уж слишком дружелюбны и настойчивы в стремлении нести благо…
  • Wormради шутки можно сказать, что главгероиня косплеит сабж всегда, когда не использует букашек как оружие или зловещий камуфляж.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-5» — геймы, инсектоидные инопланетяне, входящие в Лигу Неприсоединившихся Миров. Вся цивилизация геймов делится на 6 ульев, каждый из которых возглавляется королевой, целиком и полностью контролирующей деятельность своих подчинённых. Все геймы рождаются сразу запрограммированными для выполнения каких-то функций. Они всегда лояльны своему улью. После контакта с инопланетянами были созданы новые виды геймов — для ведения диалога с другими видами.

Видеоигры[править]

  • Mass EffectРахни хоть и считались поначалу агрессивной космической саранчой, выяснилось, что им промыли мозги (то ли Жнецы, то ли их создатели Левиафаны) и на самом деле это мирные существа. Последняя королева рахни может даже примкнуть к Шепарду и прислать своих рабочих для строительства Горна.
  • StarCraft — поведение Роя зергов очень сильно зависит от намерений его лидера:
    • В Brood War Рой был миролюбивым для всех, кроме ОЗД и нескольких высших протоссов, пока Керриган не предала всех.
    • Относительным миролюбием отличается Рой в Heart of the Swarm на Корхале и в Legacy of the Void в Пустоте, ибо он тогда уже находился вне влияния Амуна.
    • А когда Рой перешёл к Загаре, она ещё два года сидела тихо и никого не трогала.
  • «Космические рейнджеры» — если считать клисан роем, а Махпеллу их сверхмозгом, то выходит сабж. И конфликт случился по недоразумению. Если суметь выйти на связь и разъяснить ситуацию, Махпелла прекратит враждебные действия.
  • Stellaris — в этой игре есть всего два вида биологических коллективных разумов: Пожирающий рой и обычный рой, который может вести дипломатию с другими государствами. Правда, со штрафами, что делало из хайвмайндов что-то наподобие галактических аутсайдеров. Раньше с ними легко можно было подружиться только если играть за такой же хайвмайнд, однако с обновлением 2.6 появилась механика послов, которые со временем улучшают отношения, если их отправить к кому-либо. Также у самих хайвмайндов появился перк «Эмпат», увеличивающий количество послов, дипломатический вес и постоянный бонус к отношениям с обычными расами, и который позволяет ещё проще отыгрывать миролюбивый рой.
    • Ещё дальше зашли авторы мода «Unofficial Hive DLC: Forgotten Queens», где можно создать мутуалистичный хайвмайнд, который обязан принимать беженцев,[2] умеет устанавливать свои филиалы, как это делают мегакорпорации, и не умеет устраивать геноциды и порабощения.

Примечания[править]

  1. Особенно хорошо это видно в монологе главного героя оригинального «Звёздного десанта», который размышлял о том, что люди, потеряв сородича, тратят огромное количество ресурсов, чтобы найти его, когда баги просто забивают на пропавших и экономят на этом, ведь всегда можно наклепать точно таких же, и даже больше, чем потеряно.
  2. И ассимилировать их. Упс…