Мир-помойка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Crapsack World. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
В этот мир вы не хотели бы попасть.
« В лицемерном мире, полном зла и сложностей,
Мне снится сон о будущем, где множество возможностей:
Там можно быть съеденным безумными грибами,
Там вас изнасилуют инопланетяне,
Там можно быть застреленным, а можно выпотрошенным,
Там с вами точно не случится ничего хорошего!
»
— Драг — «Сорок тысяч способов подохнуть»
Раксус-Прайм — пример планеты-свалки из палаты мер и весов. В буквальном смысле.

Это не просто мрачный взгляд на мир — это созданный автором мир, в котором «жить» синонимично «страдать», настолько там всё плохо. Мир, при одном взгляде на который лезет в голову мысль: «Как хорошо, что мы здесь, а не там!». Жизнь в этом мире тяжела, безрадостна и почти всегда коротка[1].

Вариантов мира-помойки множество. Если описывается средневековье — то это навозные века. Если сеттинг относительно современный — то нуар или чернуха. Если это будущее — то оно ржавое. Если фантастика — то антиутопия, киберпанк или пост-ап, а то и всё вместе. Если фэнтезийный мир, то это тёмное фэнтези. Да почти любой троп здесь сыгран в тёмном варианте: власть имущие — всегда тираны, война всегда тотальная, боги — чудовища (порой чужеродные), а инопланетяне хотят уничтожить человечество (и что немаловажно, могут). И даже люди в массе своей негодяи, а если нет — всё равно ничего не могут исправить. Сюжет произведения, скорее всего, будет под стать: персонажи будут умирать с пугающей регулярностью, их победы будут пирровыми или вовсе бессмысленными, а в конце их чаще всего будет ждать что? Правильно: встречный поезд. Если автор и снизойдёт до хэппи-энда, то он будет героями выстрадан, в прямом смысле слова.

Надо отметить, что мир-помойка вовсе не обязательно является помойкой в прямом смысле слова или ещё чем похуже. Он даже может иметь свою мрачную красоту, но любоваться этой красотой вы будете только с безопасного расстояния.

Противотроп — Страна сластён.

Какие бывают помойки[править]

Драматическая помойка — с упором на то, как тяжела и безрадостна в этом мире жизнь человека. Территория ангста, страданий, бессмысленной борьбы, предательской кавалерии, торжествующих злодеев и больших разочарований. Любые попытки исправить этот мир заведомо бесплодны, любое доброе дело идёт прахом, попытки побить зло — отбитыми кулаками, а любой добрый персонаж будет страдать больше всех, пока не погибнет какой-нибудь ужасной смертью.

Гримдарк — если в мире из предыдущего примера жить плохо, то в этом жить страшно. Здесь упор сделан на леденящей душу жути, которая для этого мира — в порядке вещей. Такой жути, что жизнь под тиранией раем покажется. Исправить этот мир, опять-таки, нельзя, но можно сделать ещё хуже.

  • Примеры: Warhammer 40,000, Берсерк, Blame!
  • Совет для авторов: сгущая кошмары, не забывайте о персонажах: в таком сеттинге тоже должны быть те, кому можно сопереживать.

(link)

Вступление к оригинальному Fallout сразу показывает, что есть мир-помойка

Поправимая помойка — а вот здесь уже можно что-то исправить. Ведь как-то же мир дошёл до жизни такой, а значит, есть и обратный путь. И, скорее всего, в финале помойка стараниями героев перестанет быть помойкой, или хотя бы встанет на путь превращения в мир, пригодный для жизни.

Смешная помойка — мир строится по принципу «так грубо, что уже смешно» и больше всего напоминает дурдом. Местные обитатели — фрики или просто придурки, а происходящее настолько же ужасно, насколько нелепо и гомерически смешно. С высокой долей вероятности этот сеттинг будет загажен и замусорен в прямом смысле слова.

  • Примеры: Кин-дза-дза!, LISA RPG, Dorohedoro, Borderlands, Saints Row (третья и четвёртая части), фильм «Идиократия» и в некотором смысле новое пристанище Ванилопы из «Ральфа против интернета» — доходит до того, что из канализационных люков выныривают хищные акулы и проглатывают агрессивных бродячих собак.
  • Совет для авторов: если делаете именно такую помойку, оставайтесь в рамках хорошего вкуса — иначе аудитория будет не смеяться, а плеваться.

Помойка в прямом смысле — В качестве планеты для космоопер. Надо ли объяснять

Разумеется, вышеперечисленные типы помоек можно комбинировать в разной пропорции (даже представленные выше примеры не «чистокровные»). Отдельно идёт приглаженная помойка — выглядит она благопристойно, а суть всё та же.

С чем едят[править]

Помойка — весь сеттинг[править]

Литература[править]

  • Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — автор рисует именно такую картину Петербурга.
  • А. Н. Островский, «Гроза» — великолепнейшие пейзажи Калинова резко контрастируют с жизнью горожан.
  • Фёдор Сологуб, «Мелкий бес» — всего пара-тройка персонажей не вызывает желания тут же умертвить их из милосердия (а сперва подумать и умертвить после раздумий).
  • «1984» — дистиллированная помойка во всех смыслах. Единственная задача власти — угнетать своих граждан, и возможности для этого у неё ого-го какие! Прозрачно намекается, что за пределами Океании либо творится то же самое, либо вообще ничего нет.
  • У Рэя Брэдбери вообще множество примеров, например, новелла «Улыбка». При этом помойка тут хоть и более чем драматичная, но в то же время поправимая: да, главный герой не восстанавливает мир, но исправляет эту помойку в себе самом, а учитывая, в чём, в общем-то, суть помойки (постапокалипсис — только фон, вся беда в отказе людей от развития в любой форме), это и есть самое главное.
  • Станислав Лем, «Футурологический конгресс» — Земля в газовых «глюках» Ийона Тихого.
  • Айзек Азимов, «Стальные пещеры».
  • «Сага о ведьмаке» — Цири попадает в такой мир во время странствий по порталам и высказывает догадку, что это ржавое будущее мира Геральта.
  • Prince of Nothing — Эарва, мир-помойка тройной перегонки.
  • Евгений Лукин, «Андроиды срама не имут». С прикрученным фитильком: сами-то жители мира-помойки свой мир помойкой искренне не считают, но есть нюанс… То, что наша с вами Земля есть не более чем забытая колония сверхцивилизации — эта идея распространена в фантастике до тривиальности. Но вот то, что эту колонию сверцивилизация использовала как свалку отбракованного материала своих разработок по созданию боевых биороботов-андроидов, а после успешного окончания этих разработок забыла о «свалке» настолько плотно, что отдельные инопланетные дельцы наловчились торговать землянами в качестве «нелицензионных» андроидов так же, как у нас ушлые дельцы торгуют продукцией марки Abibas и Nokla… это надо быть Лукиным, чтобы такое придумать.
  • «Хроники странного королевства». Мир Каппа. Атомная война, разрушенные цивилизации, скатывание оставшегося общества в полу-дикое состояние, пустоши, мутанты-звери/птицы/насекомые, острая нехватка абсолютно всего… в общем, полный джентльменский набор как он есть. Им ещё только переселившегося Скаррона не хватали, для полного счастья.
  • Юрий Нестеренко, «Приговор» — в Империи 20 лет идёт гражданская война, а за её пределами — только «восточные варвары, которые забивают камнями, сажают на кол и сдирают кожу, и южные, которые ломают все кости, вымачивают жертву в ледяном ручье, а потом едят заживо».
  • Метавселенная Рудазова — любой Тёмный мир полон гримдарка чуть менее, чем полностью. И если в Аду или Паргороне из вас, скорее всего, извлекут нематериальную выгоду, то в каком-нибудь Хвитачи или тем более Лэнге просто и смачно сожрут.
  • Филип Рив, «Хроники хищных городов» — после баснословной Шестидесятиминутной войны города и поселения вырвали себя из земли и поехали, поплыли, а то и полетели охотиться на себе подобных. Кто успел, тот и съел.
    • Если вы решили, что у Сторонников Оседлости живется лучше — подумайте ещё раз.
  • «Первому игроку приготовиться» — мир, из-за многочисленных кризисов, погряз нано-конфликтах, и страдает от задушенной атмосфере и практически израсходованных природных ресурсов. Но население это не волнует, так как эту грязную реальность заменил ОАЗИС.
  • Виктор Андреев, «Резервация» — третья планета Солнечной системы пережила ядерные войны, климатические катастрофы и колониальные захваты армиями чужих цивилизаций…
  • Мила Бачурова, «Заложники Солнца». В мир-помойку превратилась Земля после загадочной экологической катастрофы. Активное солнце, сжигающее человека за несколько часов, разлившиеся повсюду химикаты и яды (целые болота отравы), брошенные города, медленно превращающиеся в руины, банды одичавших отморозков в лесах и странные культы у выживших в поселках.
  • Крестиничев, повесть «История Балетты» — на улицах столичного города вовсю промышляют торговцы органами и наркоторговцы, а государственная армия по квоте не превышает сорок человек.
  • Лилия Курпатова-Ким «Максимус Гром» — уровень жизни сильно различается, от впавшего в доэлектронную эру лотек-пространства до пронизанного Сетью хайтек-пространства… но изрядную часть материалов хайтек-пространство получает из накопленного в предвоенные десятилетия мусора (семейство Дебрикассар является одним из богатейших именно потому, что дед во время войны скупал свалки), крайне ценятся контрабандные одежда и еда (довоенные или произведённые вне хайтек-пространства по довоенным стандартам, которые официально считаются неэкологичными и чрезмерно расточительными). Есть и вполне райские уголки, но жить там могут лишь богатые домовладельцы — простые люди могут туда попасть лишь в пожизненное услужение за кров и еду (среди матерей конкурс огромный, ибо в мегаполисах экология ни к чёрту).
  • Аластер Рейнольдс «Спячка». Энтузиаста и пионера гибернации размораживают. Мир изменился: двадцать миллиардов в спячке, двадцать тысяч за ними присматривают, терпя лишения и погибая. Такова воля искусственного интеллекта. Матрица? Пора восстать против машин? Не всё так просто…
  • Литературная серия «Метро 2033» — практически вся Земля после ядерной войны 2013-го года. Аналогично в игровой адаптации.
  • Андрей Фролов, «Волчьи тропы» — после Третьей и Четвёртой мировых войн на половину планеты лёг вечный снег, а под ним и вокруг раскинулась фонящая свалка. Да ещё и дряни всякой, подозрительно напоминающей пред-Рагнарёчную, отовсюду понавылезало.
  • Джанет Эдвардс, «Альянс Мусорщиков» — Земля. Все, кто мог с неё свалили в более красивые и уютные миры, так что остались либо преступники, которые на других планетах никому не нужны, либо упёртые фанатики, которые сдохнут — но родную планету не покинут. Инфраструктура крупных городов без присмотра, ясное дело, пошла вразнос, да ещё и кое-какая инопланетная живность расплодилась. В итоге те самые мусорщики даже сталкерством толком не занимаются — все их силы направлены исключительно на сиюминутное выживание. Спустя века, в цикле «Девушка с планеты Земля» жизнь наладилась — но старые города так и остались незаселёнными и очень опасными развалинами, а люди живут в небольших посёлках.
  • Спартак Ахметов, «Шок» — планета Яна

Кино[править]

  • Мир «Безумного Макса». Ещё хуже, чем в «Бегущем по лезвию».
  • «Водный мир» — люди обитают на плавающих осколках цивилизации, нищенство и пиратство составляют основу жизни.
  • «Назад в будущее 2» — Хилл-Вэлли и вообще Америка после изменения временной линии Биффом.
  • Реальный мир в The Matrix.
  • WALL-E — вся Земля и земная орбита — одна большая свалка. Буквально.
  • «Судья Дредд»: и старый, и новый, и комикс, с которого всё начиналось.
  • Фильм «Солдат» давит педаль в пол — местом действия является планета Аркадия, натуральный мир-свалка отходов. Под вопросом остальной обжитый людьми космос, в котором военщина вытворяет что хочет.
  • «Планета обезьян» — «Это дурдом! ДУРДОМ!!!»
  • «Обливион» — Человечество победило в войне с пришельцами на самом деле, нет. Только на Земле после этого делать нечего.
  • «Элизиум» — поверхность Земли превратившаяся в сплошные трущобы, ну а элита живёт на космической станции Элизиум. Земные пейзажи снимались на настоящей гигантской свалке в Южной Америке.
  • «Бразилия» реж. Терри Гиллиам, 1985 г.: мегаполис тонет в мусоре и отходах. Раскрыто на уровне как разного рода метафор, так и показа быта нищенских кварталов.
  • «Идиократия»: Земля XXV века как результат вырождения и дебилизации человечества.
  • «Repo! Генетическая опера»: в первых же кадрах нам показывают мир не только помойный, но и заваленный трупами.
  • Сабж присутствует во всех фильмах Константина Лопушанского. Но ярче всего — в «Посетителе музея», где им стал действительно весь мир.

Телесериалы[править]

  • Терра Нова. Мир будущего — именно что помойка, где даже нормальным воздухом дышать можно только под куполами. Неудивительно, что все рвутся оттуда в чистый и незагаженный новый мир. Кроме Миры и остальных Шестых.

Мультсериалы[править]

  • Superjail! — сама тюряга является безумной помойкой в режиме «педаль в асфальт», окружающий мир — извечная помойка в режиме «педаль в пол».
  • «Самурай Джек» — половина мест на Земле. А что вы хотели от мира, которым правит древний демон?
  • «Вуншпунш» — город Мегалополис: смешная помойка. Дополнительные очки за попытку Тирании и Бубоника превратить его в натуральную помойку.
  • RWBY — весь мир Ремнанта, нечто среднее между 1-м и 3-м типами. Особой мерзостью выделяется Мистраль, вотчина бандитов и дегенеративных аристократов, где даже директор военной академии работает на террористов.
  • Южный парк есть олицетворение тропа. Может там жизнь не так уж коротка, но идиотов, козлов и трусов там отбавляй. Даже главные герои неполноценны.

Комиксы[править]

  • Неизвестная страна- мир разделен между автократичным паназиатской зоной и евро-африканским альянсом. Большая часть населения брошена на произвол судьбы в трущобах, а по всему миру распространяется пандемия нового вируса, против которого нет лечения. А вот США это другое дело.

Манга и аниме[править]

  • В Gunnm город, в котором происходит действие, зовётся дословно «городом свалки металлолома» и располагается кольцом вокруг гигантской мусорной свалки.
  • ЛЮБАЯ манга Цутому Нихэя — яркий (то есть мрачный) образец гримдарковой помойки:
  • Ergo Proxy — вечно-пасмурный постапокалиптический мир, с утопическими городами-убежищами, только вот одни города в руинах, в других куда-то делось всё население (хотя сам город чистый и прилизанный, как с картинки), а в третьих «утопия» с серьёзной гнильцой.
  • Берсерк с первых же кадров показывает нам залитый дождём мрачный город, где правит чудовище-людоед. Это чудовище на пару с героем в ходе своих героических разборок оставляют от города одни дымящиеся развалины. Продвигаясь дальше по сюжету, мы видим, что таких городов больше одного, что приближается конец света со всеми сопутствующими признаками — глад, мор, чума и война, что и раньше жизнь в этом мире была не сахар. В последнем выпуске нам показывают уже приглаженную помойку под чутким управлением полного чудовища.
  • Hokuto no Ken: после ядерного армагеддеца отовсюду полезли орды бандитов, жизнь честных (но при этом не обученных боевым искусствам) людей постоянно висит на волоске, да ещё иногда объявляются варлорды-сверхчеловеки, с которыми обычным людям в принципе не совладать. На самом деле, однако, третий вариант: разумная часть человечества (а не та, что носит ирокезы, гоняет на мотоциклах и грабит всех встречных) потихоньку отстраивает цивилизацию, и всё было бы совсем хорошо, если бы не эти налётчики.
  • «Волчий дождь» — унылые города, где добрая половина зданий лежит в руинах, а многие из оставшихся попросту заброшены (либо служат логовом для бродяг и бандитов). А что вы хотели, если миру вот-вот придёт конец
  • Dorohedoro: мир, называемый Дыра. Он параллелен миру магов (тоже помойка, но в меньшей степени), которые часто проводят в Дыре испытания. В результате чего небо там захламлено магическими отходами, сам город напоминает собой сплошные трущобы, в нём полно трупов (жертвы магов) и просто всякого различного мусора. Но эта манга не мрачная, а потому, несмотря на обилие жести, Дыра идёт по пункту «смешная помойка».
    • А потом выясняется, что представляет из себя Дыра на самом деле. И всё летит в гримдарк.
      • А потом Хаяшида Кью делает из концовки цирк-шапито, так, что не знаешь, как это вообще воспринимать.
  • The Heavenly Yard/Evillious Chronicles/Хроники Эвиллиоса — педаль в пол: само название Вселенной явно намекает. Все персонажи — те ещё сволочи, а то и вообще конченные подонки; зло, как правило, остаётся безнаказанным, либо наказано неубедительно (а деспотичная принцесса вообще вышла сухой из каши, которую сама заварила); все страны — пародии на существующие, но с пороками, раздутыми до вселенских масштабов (и даже названы в честь демонов вроде Люцифера (местный аналог Франции) или Левиафана (местный аналог России)); все друг друга используют, подставляют и предают, а выпивка и оружие стоят дороже человеческой жизни. Цикл охватывает время от средневековья до современности, и всегда там одинаково плохо. Под конец вся вселенная Эвиллиоса уничтожена войной.
    • Насчет безнаказанности зла можно поспорить, ибо в этой вселенной, если внимательно наблюдать, частенько работает простой принцип: накосячил — плати. (Чаще всего своей жизнью) Примеров можно привести довольно много. Веномания бегал за девушками — получил свой кинжал, Риллиан была «деспотичной принцессой» — её свергли, а заодно братика лишили, Мета совершала преступления — погибла, Ева убила Мету — села в печку, МА занималась делами чёрными — в итоге тоже отхватила пулю. Так что зло здесь чаще всего рано или поздно всё-таки наказывается.
  • Now and Then, Here and There. В комплекте идут постапокалипсис, царёк-сумасброд, дети-солдаты, секс-рабство с целью создания свежего пушечного мяса, а также жестокая и бессмысленная война. По-настоящему дурно становится, когда понимаешь: всё показанное в этом аниме (кроме Лала-Ру, машины времени и летающей крепости) существует в реальности, прямо сейчас, в странах третьего мира.
  • Bokurano. Сам мир не более помоен, чем реальность Японии (в этом аниме — не пригламуренная). В качестве помойки здесь выступают многие места Мультивселенной, где твоя Вселенная может быть запросто стёрта из реальности по прихоти божка, с которым не то что совладать — связаться невозможно.
  • Neon Genesis Evangelion — таковы последствия Второго Удара. Население Земли сократилось вдвое, был нанесен огромный урон окружающей среде, а в 2015 году объявились Ангелы. А противостоит им не такая уж благородная организация NERV и команда школьников с тараканами в голове. А закончилось всё это противостояние Концом Света.
  • В противовес предыдущему примеру, мир Tengen Toppa Gurren Lagann является ярчайшим примером поправимой помойки, где герои (пусть и дорогой ценой) отстраивают цивилизацию заново и под конец надирают зад злобному космическому божеству.
  • Space Pirate Captain Harlock — Земля скатилась в глубочайшую стагнацию (в начале упоминается зомбирование населения, но эта тема не особо раскрыта, и похоже, что причины все-же объективны. Проклятье ресурсов? Прямо не упоминается, но что-то же побудило главного героя бороться с проблемой путем уничтожения груза транспортных кораблей). Отсутствие развития, массовая безработица и пьянство, президент-идиот и, что важно, полный развал армии (а тут как-раз злобные пришельцы на подходе) прилагаются. Поправимая? Если по этому сериалу — точно да. Если по продолжению… Зависит от того, чего вы требуете от мира. Мир тридцать лет спустя героям ОЧЕНЬ не понравился, но объективно это уже все-таки не такой уж и сабж (и вообще добиться такого за тридцать лет — на самом деле, очень круто).
    • Впрочем, у тех самых злобных инопланетян все НАМНОГО хуже: жизнь на кораблях мазон воплощает в себе худшие стереотипы о Северной Корее, в наложении на то, что мазон размножаются вегетативно и «новых нарожать» им намного проще, чем людям даже в самой жестокой империи. А первопричина всему этому — гибель их родной планеты. Похоже, что непоправимо.
    • Captain Harlock (2013) — объяснить, что там вообще произошло, без поллитры довольно затруднительно (то-ли этот вывих мозга намеренно, то-ли мир вот настолько непродуманный, то-ли вот настолько плох перевод), но как итог — люди медленно вымирают по всей галактике, а Земля, как единственное место, где могут нормально жить люди (не спрашивайте, почему), признана священной зоной, и к ней запрещено даже подлетать. Все еще хуже. Биосфера Земли практически — а почти до самого финала герои уверены, что полностью — уничтожена хлористым пандемонием инопланетного происхождения. И виноват в этом, к слову, Харлок. А еще из-за такого состояния Земли медленно загибается вся вселенная (не спрашивайте, почему). А план Харлока по выходу из сложившейся ситуации предполагает уничтожение вселенной в надежде, что зародится новая (да, это деконструкция, и здесь он именно тот террорист, которым его называют власти; последние, впрочем, еще хуже). Поправимая? Похоже, да, но на это уйдут тысячи (миллионы?) лет, которые человечество, возможно, не переживет. Да и исправится ситуация, по большому счету, сама (небольшой толчок дали два давно мертвых человека), главные герои ее по большому счету не изменили никак (разве что в финале помешали своим оппонентам разломать все окончательно).
  • Ozma (тот-же автор, другая вселенная) — постапокалипсис (похоже, что природный: нет каких-то объективных причин считать, что в рамках этого сеттинга солнце действительно могло наказать людей за грехи повышением активности… Хотя не исключено, что это и вовсе намек на глобальное потепление). Земля — планета-пустыня а-ля Татуин, на Земле бесчинство властей и разлагающейся аристократии (аристократия разлагается в какой-то мере буквально: из-за накапливающихся ошибок клонирования). В финале герои ценой жизней двух из них запускают рестарт биосферы Земли, но станет ли от этого лучше или хуже людям — неизвестно, да и не важно уже.

Музыка[править]

  • Skyclad — Postcard From Planet Earth.

Видеоигры[править]

  • Deponia же!
  • Red Faction — большинство секторов Марса. Главная валюта на планете — металлолом. В Armageddon в результате поломки Терраформера в свалку превратилась вся поверхность.
  • Fallout, и этим все сказано.
    • Судя по встречающимся там и сям довоенным записям, этот мир был помойкой даже до ядерной войны. Да-да, довоенные США были вполне себе фашиствующей страной, где вовсю цвела неэтичная наука — что наглядно сказалось на судьбе большинства Убежищ.
  • Command & Conquer: Жёлтые Зоны, где проживает 80 % населения планеты. А ведь есть ещё и Красные Зоны, где даже тибериевые мутанты выживают с трудом…
  • Зона из сеттинга S.T.A.L.K.E.R.
  • Dark Souls — никаких ядерных воин и катаклизмов, просто-напросто время от времени люди после смерти массово восстают в виде нежити, быстро становящейся неразумной, и вуа-ля — если это не удается вовремя исправить, цветущие цивилизации быстро превращаются в руины, кишащие нежитью и чудовищами. Потом кто-то опять зажигает Пламя и на этих руинах строятся новые государства и даже цивилизации.
  • Half-Life 2 — Земля под управлением инопланетного Альянса, заинтересованного только в скорейшей выкачке всех ресурсов Земли.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: Лос-Анджелес. Впрочем, сеттинг оригинальной настолки тоже считается — чего ещё ждать от гибрида готики и киберпанка?
  • «Санитары Подземелий» — Матросская Тишина. А чего ещё ожидать от планеты-тюрьмы для самых опасных преступников Галактики?
  • Xenogears — Солярис держат под своей железной пятой весь мир, проводят жуткие эксперименты над людьми, захватывают людей в рабство и обращаются с ними как с временно полезными паразитами. А в конце выясняется, что все люди, кроме одного, созданы просто в качестве биоматериала для воссоздания Устройства Судного Дня, которому они поклонялись. К концу главгерой или мёртв, или зомбирован, или поглощён их орудием… или остаётся одним из немногих членов Сопротивления.
  • Deus Ex: искусственная обработанная еда, пандемия, стремительно распространяющаяся по миру, уровень жизни, далёкий от идеального… А ещё множество секретных сговоров организаций.
  • Infamous — Эмпайр-Сити серьёзно пострадал от взрыва и от пандемии, в итоге был огорожен от остальной страны — военным дан приказ стрелять в любого беглеца. Единственная причина, почему армия не разбомбила его к чертям — они хотят вернуть Сферу Лучей. В огороженном городе царит анархия, за власть борются три банды… игроку решать, в какую сторону повернуть события.
  • Пандора из серии Borderlands. Во второй части это поправимая прямыми действиями игроков и смешная помойка, причём настолько смешная, что все примеры выше по сравнению с ней просто трагедии. В первой части она кажется непоправимой помойкой и пытается косить под драматическую, но всё равно получается смешно. И в любом случае, рай там только для маньяков, повёрнутых на оружии, и ни для кого ещё.
  • Gothic — колония. Какой ещё может быть тюремная зона, изолированная от мира, где большинство — рудокопы, носящие обноски, питающиеся рисом и похлёбкой из жуков и готовые убить за понравившуюся кирку? Лишь маги и верхушки лагерей живут хорошо и богато.
  • LISA: the Painful: постапокалиптический мир этой игры мало того что агонизирует, так ещё и с ума сошёл. Всё вокруг загажено, человек человеку — волк, полмира сидит на чудо-наркотике. Бонус за остров, который в буквальном смысле состоит из мусора.
  • «Postal» — город Парадайз представляет собой одну помойку. Ни один нормальный человек, не захочет жить в этом городе, где живёт почти сплошь быдло, дегенераты, психопаты, подонки и отморозки, а полиция коррумпирована.
    • Городок Катарсис также попадает под этот троп, так как из-за мирового экономического кризиса жизнь в нём не лучше.
  • «The Longest Journey» — мир Старк (якобы наше будущее). Миллионы (если не миллиарды) живут в трущобах, всем правят жадные корпорации, в неземных колониях ещё хуже. Неудивительно, почему ГГ решила остаться в волшебной Аркадии. К сожалению, во второй части уже оба мира в этом состоянии. После Коллапса в Старке наступил хаос и отказали многие технологии. Колонии вообще отрезаны и вымирают. В Аркадии же к власти пришла империя Азади, яростно искореняющая все проявления магии. В общем, от идиллии не осталось и следа.
  • Почти все крупные мультиплееры Freeciv кончаются тем, что в загаженном по самое немогу мире, страдающем одновременно от ядерной зимы и глобального потепления, ещё не поубивавшие друг друга милитаристские режимы стремятся восполнить это упущение.
  • The New Order: Last Days of Europe — а что вы еще хотели от мира, где в войне победили страны Оси? В результате из-за фашитских мегапроектов и чрезмерно раздутой армии к 50’ым годам экономика Европы разрушена настолько, что чтобы поправить ситуацию нацисты стали массово ввозить славян в качестве рабов вместо запланированного геноцида и выселения, сами страны Оси перессорились друг с другом и через одну находятся на грани гражданской войны, а на территории Сибири после поражения СССР царит непрерывный хаос. Даже пережившие войну США очень дорогой ценой выбрались из Великой Депрессии и население считает фашизм далеко на самой худшей альтернативой. А если добавить то, что помимо нацистских режимов появились более право-радикальные диктатуры, одну из которых возглавляет Апокалиптический маньяк
    • Является одновременно и весёлой помойкой, и поправимой. Весёлой, потому что слишком много стереотипных злодеев: один из предполагаемых объединителей России-матушки шизофреник Сергей Таборицкий, человек, по воле бурной фантазии авторов модификации верящий в то, что цесаревич Алексей 2 выжил и ждёт того, чтобы кто-то очистил Россию от скверны, чтобы тот смог выйти. Само очищение проходит весьма любопытно: с помощью отрядов Штурмовиков, химоружия, названного в честь Таборицкого — таборит, и проходит с геноцидом национальный русских меньшинств (тех, которые могут оказаться под его контролем), и попутно уничтожением своего народа. Долго он не выдерживает и помирает, а страна снова впадает в эпоху варлордов, где появляются не менее местные персонажи: красный царь-поляк, назвавший себя «чудом спасшимся» Алексеем 2 (опять поляки) чего стоит! И такое с большинством злодеев — одни шизофреники, алкоголики и наркоманы (алкоголиков много даже среди адекватных персонажей). Поправимая помойка, потому что ту же Россию можно объединить за какого-нибудь адеквата из демократов, коммунистов, или, интересный вариант, за Шафаревича, хоть и являющегося в этом Лоре фашистом, но оставляющего демократические институты. В Германии после смерти Гитлера начинается четырёхсторонняя гражданка, в которой можно привести Шпеера к власти и превратить его в марионетку реформаторов, установив демократию на большей части Европы. Либо за Гейдриха уничтожить сразу два оплота мирового зла - и Рейх, и Бургундию. Даже в Иберии и Италии можно привести демократов, так что вариаций судьбы мира есть множество: можно уничтожить цивилизацию с помощью атомной войны (чего и желает Апокалиптический маньяк), а можно эту помойку превратить в полне цивилизованное место (главное, чтобы вам не помешал очередной шиз). Главное в этом моде — он не доделан до конца, даже первые десять лет игры не проработаны до конца, так что веселье мода не окончательно…
  • «Симбионт» — война людей с Роем превратила поверхность Земли в натуральную индустриальную помойку, местами заражённую радиацией или боевыми токсинами. Остатки человечества ныне ютятся в подземелье, постепенно вымирая под напором атак пришельцев.
  • Cyberpunk 2077 — диктат корпораций, убитая в ноль экология, повсеместная коррупция и разгул преступности. И всё это на фоне действительно потрясающих достижений в технологиях. Которые не только не решили ни одной из проблем, стоящих перед человечеством, но и еще больше их усугубили.
  • Boogerman — буквальный мир-помойка, состоящий из грязи, навоза и соплей.
  • OFF - слегка причёсанный троп. Воздух загрязнён добываемым из-под земли смогом (не спрашивайте...) (кстати, им дышат, пусть и недолго...), животные загрязнены металлом, океаны почти буквально состоят из пластмассы, ну и сахарные наркоманы до кучи. С прикруткой, поскольку местные жители пытались всё это исправить, и возможно преуспели бы в этом, если бы не Баттер.

Визуальные романы[править]

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — кодификатор направления «гримдарк». Минимум три вида неистребимых инопланетян с геноцидальными наклонностями; боги, стремящиеся уничтожить саму реальность; единственный «оплот» человечества — жесточайшая теократическая тирания, которая сама без колебаний и превеликим энтузиазмом уничтожает своих людей; бесконечная тотальная война, в которой выродившееся человечество явно проигрывает… ну а миры-ульи являются помойками с планету размером в буквальном смысле, и любая планета, включая даже экзодитские миры — в лучшем случае приглаженная помойка. Здесь некому и нечем сочувствовать, это редкий случай, где небытие выглядит привлекательнее зла: у всех прочих разумных видов социальная картина та же, что и у человечества, или даже хуже. Любимое развлечение почти всех как фракций, так и отдельных индивидов — перебить (либо на крайняк нанести побольше вреда и страданий) как можно большему количеству народа, прежде чем отправиться в местный ад демонам на корм.
    • Свежий бэк заметно светлее и мягче, чему фанаты вовсе не рады. Даёшь Апокалипсис и полностью мёртвую галактику! Впрочем, есть мнение, что это только затишье перед бурей — а именно Концом Времён, финальной битвой сеттинга. И далеко не факт, что победят в ней условно «светлые» люди и эльдары — достаточно вспомнить Warhammer Fantasy Battles
  • World of Darkness — таки та ещё помойка, учитывая некоторые занимательные теневые транснациональные корпорации, у которых прямая цель — уничтожение цивилизации и способствованию апокалипсису. У этих ребят не радиация и загрязнения — побочный продукт АЭС, а АЭС — побочный продукт загрязнения. Да и без Пентекса хватает мрачноты — вампиры, в основном, только рады неблагополучию улиц, Шабаш так тем более. Технократам подавай больше слежки и подавления инакомыслия. Да и обычные маги отличились… В общем, жить весело, но страшно.
    • А если сюда добавить ещё и Прометеидов, вокруг которых от одного их присутствия мир сам превращается в помойку, причём помимо их воли… А ведь они не последние в списке.
  • Shadowrun — корпорации, по уровню влияния вставшие вровень с государствами, повсеместные трущобы, населённые криминальными элементами, загрязнённые невесть чем территории, а также магия, драконы имеющие власть не меньше чем корпорации, и прочие весёлые вещи…

Помойка — часть сеттинга[править]

В более мягком варианте мир-помойка — не весь мир произведения, а какая-то его часть, например, отдельная страна или планета. Популярным сюжетом при таком раскладе является побег с этой помойки. Можно и наоборот: герои сами лезут в это место, чтобы привести его в божеский вид.

Размер локальной помойки бывает разным. В космооперных сеттингах помойками бывают отдельные планеты (радиоактивные, токсичные, пустынные и так далее). На планете земного типа помойкой может быть отдельное государство (страна третьего мира, например), в запущенных случаях — Мордор. И даже отдельно взятый город может быть локальной помойкой, если это Нуар-Сити или Мерзкий Улей.

Важно! Чтобы помойка считалась локальной, нужно, чтобы в произведении фигурировала ещё и не-помойная часть мира.

Литература[править]

  • Мордор, ребята.
  • «Дюна» — Гьеди Прайм, планета Харконненов. Если же верить не совсем каноническим романам-приквелам, то планеты когда-то была зелёным раем. Это джихад плюс тысячелетия правления Харконненами превратили её в промышленное пекло.
    • Да и на Арракисе жизнь не сахар.
  • Братья Стругацкие:
    • «Обитаемый остров». Планета Саракш (во всяком случае, часть Страны Отцов). «Говорят, раньше большой красивый город здесь был — театры, цирк, музеи, собачьи бега… церкви, говорят, были особенной красоты, со всего мира сюда съезжались посмотреть, а теперь — мусор один, не поймёшь, где что было. Вместо цирка — болото с крокодилами». Впрочем, загажена она не всюду — есть места, где уровень радиации не очень высок и можно более-менее нормально жить.
    • «Жук в муравейнике» — планета Надежда стала такой в результате инопланетного нашествия (или была предельно загажена собственными обитателями и эвакуирована инопланетянами — земляне как раз пытаются разобраться).
    • Диафильм по сценарию Стругацких «Девятая планета Тайи». Эта самая планета — именно сабж (любили мэтры этот троп!).
  • После распада СССР в западной литературе стало модно выставлять таковым территорию СССР, в частности и в особенности Казахстан. Можно упомянуть «Войну 2020-го» Ральфа Питерса, где герои боялись брать голыми руками снег в казахской степи, и отнюдь не из-за иранского химического оружия. Завод в Омске пришлось дезактивировать для размещения там американского вертолётного полка, и то, результаты приводили в ужас его начмеда. А в «Warrior Class» Дейла Брауна Казахстан ещё и прямо именуется помойкой Советского Союза, где миллионы умерли от радиации, миллионы от пестицидов и тысячи от Байконура. Именно поэтому Казахстан из бывших стран СССР второй по размеру и ближе к концу по численности населения.
    • Ну, и чтобы казахам обидно не было, на вокзале в Архангельске тоже висит дозиметр, и если на нём меньше 15 микрорентген/час, можно безопасно выходить в город. Что делать, если нет, в великом романе «Архангел» великого Р. Харриса не сказано. Сей город удостаивается от героев характеристики «Питтсбург после ядерной войны».
  • «Хроники странного королевства» — мир Каппа.
  • «Час Быка» Ивана Ефремова — Торманс, он же Ян-Ях.
  • Цикл «Зона смерти» — ограниченный вариант, где помойка существует в пяти аномальных зонах на территории бывшего СССР. О внешнем мире мало сказано, однако он продолжает существовать, тем более, что катастрофа не затронула остальные части света.
  • Планета Пирр из произведений Гарри Гаррисона — непролазные джунгли, в которых ВСЁ хочет тебя убить. (С поправкой — если вы городской житель, по какой-то жуткой случайности оказавшийся за периметром. Сельские пирряне с местной фауной и флорой вполне в ладах.)
  • «Дивергент» — город, в котором живёт «идеальное общество», большей частью состоит из руин различной степени разрушенности, но тех, кто там родился и вырос, это не смущает, и они считают своё общество «идеальным». А вот за пределами города жизнь вроде бы получше.
  • «Fallout: Equestria» — как результат наложения хода истории Fallout на сеттинг MLP. В итоге: мировая война между государствами пони и зебр с применением (почти) всего имевшегося технологического, магического и техномагического ОМП. Относительно целыми остались только территории пегасов, закрытые от Эквестрийской Пустоши сплошным облачным покровом.
  • Сергей Другаль, «Язычники» — Джанатия, последний осколок хардкорного капитализма, с почти убитой природой.
  • Джанет Эдвардс, «Альянс мусорщиков» — Земля после того, как ее покинула большая часть населения. С экологией и до этого был полный швах, теперь же добавилась полностью рухнувшая инфраструктура, расплодившиеся опасные животные (не только земные, но и инопланетные, разбежавшиеся из зоопарков), банды мародеров и война всех со всеми. На остальных обитаемых планетах все хорошо, но землян туда не пускают.
  • Марко Клоос, «Сроки службы» — коммунальные кластеры. Там живут люди на соцобеспечении, из еды в основном бесплатно выдаваемая пластиковая каша, оружие у каждого школьника, нет настоящей работы, зато периодически вспыхивают бунты, которые безжалостно подавляются силами армии.

Кино[править]

  • «Через тернии к звёздам» (1980) по сценарию К. Булычёва. Планета Десса загажена хуже некуда, на поверхности можно находиться лишь в противогазе, люди живут, точнее выживают, — в убежищах. Нет, это не ядерная война. Просто развитая промышленность. В отличие от многих пост-апов, загрязнение у автора сценария является сюжетообразующим элементом: профессор Глан создал клоны (в том числе Нийю), потому что они устойчивы к загрязнениям. Правительство Дессы обращается к землянам за помощью. Антагонист не хочет очищения планеты — это подорвёт его мегакорпорацию.
  • «Кин-дза-дза!» — планета Плюк, педаль в пол. Планета Хануд — это уже Мёртвые земли.
  • «Звёздные войны» — Татуин, ребята, Татуин. Сплошная пустыня, заселённая… э-э-э… маргиналами.
    • Джакку из 7-го эпизода, Копиркин Татуина. С подсветкой.
      • Скорее, это педаль в пол. На Татуине хотя бы есть полноценные города (как минимум Мос-Эспа и Мос-Эйсли) и, с риском для жизни ибо тускены и заглядывающие на огонёк бандиты, всё-таки можно заниматься бизнесом по добыче влаги и без риска подохнуть от голода. Не сказать, чтобы Люк с дядей и тётей страдали от нищеты на момент начала 4 эпизода. Джакку же — эталонная планета-свалка во всех смыслах, где единственная возможность не подохнуть с голода — дербанить на предмет сравнительно целых делателей оставшиеся после крупного сражения обломки космических кораблей.
    • В РВ таких миров хоть отбавляй. Раксус-Прайм буквально является миром-помойкой, куда свозят мусор со всех окраин. Нар-Шаддаа населена всевозможным отребьем, контрабандистами, бандитами и головорезами всех мастей, а криминал является неотъемлемой частью экономики планеты.
    • «Хан Соло. Звёздные войны. Истории» — такой выставлена Корелия.
  • Лос-Анджелес из «Бегущего по лезвию» — педаль в пол. Чуть ли не эталон города в «помойном» мире.
  • «Аватар» — Земля.
  • The Thor Trilogy — именно туда попадают Тор и Локи. А до них туда попал Халк. Причём эта планета является галактической помойкой.

Телесериалы[править]

  • «Твоё милое личико отправится в ад» — собственно, ад.
  • «Хэппи» — Нью-Йорк здесь показан именно так. Да и не только он.

Мультфильмы[править]

  • «Остров собак» — Остров отбросов, куда выслали всех собак города Мегасаки.
  • «South Park: Post Covid» — мир будущего довольно мрачный и безрадостный (воплощая страхи взрослого человека). Люди безнаказанно убивают друг друга на улицах, полиции не хватает кадров, дети не играют, а просто смотрят. Педаль в пол - судьба Стэна Марша и его семьи, а также судьба запертого в психушке Баттерса. Неудивительно, что все, кроме обзавёвшегося семьёй Картмана, хотят предотвратить этот кошмар. Самый ужас в том, что в этом будущем виновата не какая-то злая сила, а сами герои

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — в сабж превратился Спрингфилд, когда за уборку мусора стал отвечать Гомер Симпсон. Городу пришлось буквально переехать на другое место.
  • «Звёздные Войны: Войны Клонов» — именно на такой планете Саваж Опресс отыскал своего обезумевшего брата Дарта Мола.

Аниме и манга[править]

  • Black Lagoon — Роанапур, город в Юго-Восточной Азии, вобравший в себя самую разную сволочь со всего мира — этнические бандистские группировки, наёмников, убийц, террористов, сотрудников американских спецслужб и одного японского клерка из вполне обычного унылого Токио.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica, где средний стаж волшебниц близок к полутора годам. Ближе к концу выясняется, что врагами волшебниц становятся падшие волшебницы и что всё это Кьюбеи затеяли, чтобы использовать людей как скотов для добычи энергии. К счастью, в последней серии главной героине удаётся облегчить участь волшебниц.

Музыка[править]

  • Наутилус Помпилиус, «Стриптиз»! «Костлявые дети пустыни стучатся в двери и просят объедков, страна умирает, как древний ящер с новым вирусом в клетках».

Видеоигры[править]

  • WarCraft — Запределье. Мир, пронизанный демонической магией, населённый проклятыми изуродованными расами, расползающийся на куски из-за действия Twisting Nether.
    • Аргус в еще большей степени. А Нискара, Мардум и Натреза — уже скорее мертвые миры.
      • Впрочем, похоже, что миры, захваченные Бездной, ЕЩЕ хуже.
  • Mass Effect — Тучанка, а также станция Омега.
  • «Проклятые земли» — аллод Гипат. Руины, натуральное хозяйство, разбойники, дикарские расы, нежить, отсутствие связи с внешним миром. Да, в общем-то, до ММОРПГ, Сарнаут как таковой был в некотором роде сабжем, ибо является продуктом катастрофы.
  • «Аллоды» — в самой ММОРПГ — реальный Ирдрих, свалка разбитых кораблей и Феррис, заброшенная имперская лаборатория. Немножко и сам Незебград.
  • «Septerra Core: Legacy of the Creator». Действие игры происходит на планете под названием Септерра, которая состоит из ядра и парящих вокруг него семи континентов, именуемых «оболочками мира». Континенты расположены друг над другом и соединены «позвоночником», живой осью, вокруг которой вращаются. Вторая из оболочек представляет из себя гигантскую помойку в прямом смысле.
  • Civilization: Beyond Earth — Земля к 2800 году была засорена настолько, что воздух был непригоден для жизни, когда колонисты вышли на связь, оказывается, что на Земле прогремела еще одна война и в зависимости от совершенства можно либо переселить землян, либо завоевать Землю и заставить землян отказаться от органического тела.

Настольные игры[править]

  • Ravenloft — домен Носсос выжимает педаль в асфальт. Все земли домена, за пределами единственного города, реально представляет собой одну огромную свалку. Дело в том, что владыка домена Малус Скелерис был сыном сурового, аскетичного друида, державшего сына в строгости. Поэтому Малус с детства ненавидел то, чем служил отец — дикую природу и всё к ней относящееся, и, добившись власти, осознанно превратил свой мир в помойку.
  • Planescape. Таких мест много в Бездне. Например, 128-й слой — Ложе Слизняка, которым правит Барон Праздности — бескрайняя куча навоза и грязи во тьме, посреди которой попадаются прекрасные иллюзии сияния райских садов. А 528-й — Молор, Вонючее Царство — выглядит как море слизи, а дворец правителя Джубилекса гордо именуется как Самая Большая Куча Мусора В Мультивселенной.
    • Но педаль вдавливает элементальный план Грязи, что находится на стыке Воды и Земли. Он состоит из первородной грязи в любой её форме и консистенции, а также из желчи, шлаков, различных кислот, другой неприятной химии и продуктов гниения. Населяют его ядовитые растения, ядовитые и болезнетворные микроорганизмы, а также ядовитые слизни, ядовитые черви и личинки, которые никогда не превращаются в насекомых. Вообще, Грязь на Планах достаточно мягко называют Вселенской Блевотиной. Кроме всего перечисленного, там есть ещё и огромное поселение вокруг Сигильской свалки — живут там те ребята, которые случайно попали в магический мусоропровод вместе с объедками и другим мусором. И где-то плавают гномьи шахтёры-колонисты, которые в своё время дверью ошиблись. А ещё там нет воздуха и гравитации.

Реальная жизнь[править]

  • Европейское Средневековье временами давило педаль в район самого ада!
    • Да и в лучшие тогдашние периоды западный мир, куда пришлось завозить из-за бугра практически всё от духов и бумаги до культа Прекрасной Дамы, смотрелся помойкой на фоне верующих в Аллаха соседей.
  • Умирающая империя Цин при Цыси. Достаточно сказать, что треть страны курила опиум минимум семь раз в неделю.
  • Остров Пасхи после экологической катастрофы.
  • Тридцатые же! В СССР — голод, нищета и ежовщина, в Китае — голод, нищета и Гражданская Война, в странах Оси — голод, нищета и фашизация, в США — Великая Экономическая Депрессия (всё те же нищета и голод). Прочий мир представляет из себя унылую нищую периферию и ограбляемые колонии.
  • Более локально — многие мегаполисы под властью руководящей и направляющей демократической партии США. Детройт и Портленд (орегонский) — педаль в земное ядро, Сан-Франциско с его бомжами, нелегалами и экскрементами на улицах, Лос-Анжелес, Чикаго и Большое Яблоко (с рекламой фентанила в метро) отстают совсем ненамного.
  • Глубинки отсталых стран. Особенно отличились Гаити, ЦАР и Южный Судан.
  • С точки зрения некоторых философов-самоучек, например буддистов или ницшеанцев, ЛЮБОЙ мир несовершенен, поскольку в них присутствуют страдание, несправедливость и глупость, но это уже скорее по ведомству другого тропа.

Примечания[править]

  1. В особо садистских случаях, наоборот, бесконечна — чтоб смерть не могла положить конец страданиям.