Мир четвёртой стены

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« С.н.с. Смиттерс: SCP-1485-А не тянет на утопию, ████. У них всё те же войны, страдания и смерть, что и у нас.

Агент ████: Ну, да, конечно. Но когда вы идёте по улице, вы можете доверять своим глазам. Вы знаете, что видите то, что есть на самом деле. Ничего не прячется в периферическом зрении, ничего не скрывается в тени. Всё… нормально. Всё правильно. Можно доверять своим чувствам, потому что нет когнитивных угроз. Можно доверять науке, потому что нет ничего, что ею не объясняется.

»
— SCP-1485 — Обыкновенная вселенная
Вы находитесь здесь

В общем случае каждое вымышленное произведение происходит в вымышленном мире, даже если оно строго придерживается реализма. И даже в случаях, когда персонажи проламывают четвёртую стену, обращаясь лично к зрителю, они демонстрируют понимание того факта, что являются вымышленными героями вымышленного мира.

Здесь таких формальностей нет. Действие этого произведения происходит в реальном мире, именно в том, в котором сейчас находишься ты, дорогой читатель. Поскольку такие работы обычно содержат в себе всякого рода фантастические или фэнтезийные элементы, которые тебе, скорее всего, в повседневной жизни наблюдать не приходилось, у тебя может возникнуть некоторый когнитивный диссонанс. Редакция твоего города поясняет, что есть популярные способы решения этой проблемы.

Во-первых, ты, как и большинство остальных землян, находишься в неведении о реально происходящих необычайных событиях, потому что на твоей планете очень тщательно блюдётся маскарад. Во-вторых, твой мир может быть частью мультивселенной, одним из множества миров, не именно тем, в котором происходят описанные события, но зачастую родиной некоторых его героев. В таких случаях твой мир отличается, как правило, своей аномальной нормальностью — там просто не работает магия, у людей нет врождённых или развиваемых суперспособностей (даже таких банальных, как метатрансфигурация!), техника застыла примерно на уровне выработки электроэнергии с помощью сжигания выкопанного из-под земли угля (!) и т. п. В-третьих, дело может быть в том, что твоя планета — жуткое захолустье вдали от интересных событий, на которую даже инопланетяне пока не высаживались, потому что делать здесь нечего. В-четвертых, действие может происходить давным-давно, так давно, что об этом уже все забыли. Не все, конечно, но вот лично твоя, читатель, цивилизация забыла, на свой страх и риск. Ну и, наконец, твой мир может просто на самом деле быть вымышленным произведением! Все несостыковки в сюжете объясняются просто ошибками автора. Редакция сообщает, что этот вариант как раз в твоём случае неверен.

Стандартный атрибут низкого и городского фэнтези.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец» — действие и этого романа, и всех остальных книг в этом сеттинге происходит, по задумке Толкина, на реальной Земле в доисторические времена. Впрочем, это информация на уровне слова Божия, в произведениях это никак не проявляется.
  • Роджер Желязны, «Хроники Амбера» — только Амбер является реальным миром, а все остальные миры, в том числе Земля читателя, являются тенями его борьбы с Хаосом. Вот только, судя по некоторым косвенным признакам, неточным цитатам Шекспира и других классиков, главный герой все-таки находился не на той же самой Земле, где жил писавший о нем автор, и мы, читатели его книг.
  • Вячеслав Рыбаков, «Гравилёт „Циперович Цесаревич“». Фитилёк прикручен: вроде бы по всем признаками микроЗемля-полигон для психотропного оружия, созданная Отто Рашке, и есть наш мир, но чернушность там сконцентрирована всё-таки сильнее (хотя сегодня «лихие девяностые» примерно так и изображают), да и уже ко времени публикации в «Неве» в 1993 году картинка выглядела не столько «буквально завтрашним днём», сколько буквально вчерашним днём ещё одной альтернативной истории, пусть и очень близкой к реальной.
  • Сергей Лукьяненко, «Черновик»: мир читателя называется «Демос» — в нём господствующим общественным строем является демократия, а также строжайше скрывается от публики наличие функционалов и других миров.
  • Пол Андерсон, «Еутопия» — протагонист из заглавной альтернативной вселенной, где господствуют эллины, только что вернулся из варианта, где господствует христианство и господствующей страной мира является колонизированная европейцами Америка, который ему резко не понравился, показавшись ему одним из худших возможных.
  • Стивен Кинг, «Тёмная Башня»: «Ключевой Мир», один из двух бесконечно множественных параллельных миров, в котором смерть необратима — именно тот мир, в котором живут и читатели, и сам Стивен Кинг, появляющийся в качестве персонажа в своих собственных книгах.
  • Redshirts: A Novel with Three Codas — второстепенные персонажи сериала аля Стартрек обнаруживают, что всё происходящее с ними происходит из за влияния научно-фантастического сериала, который снимают в параллельной вселенной. В итоге оказывается, что и герои, происходящие из вселенной сценаристов, тоже находятся под влиянием нарратива произведения из параллельной реальности… которое находится у читателя в руках.
  • Метавселенная Рудазова: собственно, все события, имеющие место на Земле, происходят именно на нашей Земле — в прошлом, будущем и настоящем. Креол и Ванесса, Олег Бритва и профессор Гадюкин, Пётр Колобков и Алексей Данилюк — наши современники. Но вы об этом не узнаете иначе, чем из этих самых книг — Организация за этим проследит. А если Земля в иллюминаторе какая-то другая (та, где Дотембрия или та, где Империя Сварог, например), то об этом будет сказано прямым текстом.
    • С прикрученным фитильком, ибо одно знаменательное отличие всё-таки есть: ни в одном из миров Метавселенной Рудазова нет, собственно, Александра Рудазова. По словам автора, ему банально не хотелось парадоксов с рекурсиями.
    • И ещё надо учесть, что действие последних книг происходит не на нашей Земле и в условном будущем, хотя отдельные эпизоды на нашей планете и встречаются - но поданы они достаточно обтекаемо, без привязки к каким-либо реалиям. Возможно, действие последующих книг, происходящих на Земле (например, обещанные "Там обитают драконы" про обратных попаданцев), будет развиваться в "настоящем" с привязкой к нашей с вами хронологии.
  • Филип К. Дик, «Человек в высоком замке» — действие происходит в альтернативной истории, в которой страны Оси выиграли Вторую мировую войну, и касается романа-внутри-романа «Когда наестся саранча», в котором победили Союзные силы (но не так, как в реальной жизни). Оказывается, что автор романа писал его, пользуясь предсказаниями из Книги Перемен, чтобы открыть истинную суть вещей, согласно которой, помимо прочего, Вторая мировая закончилась поражением Оси. Под истиной подразумевается реальность, в которой существует читатель романа, а роман Дика и роман-внутри-романа Дика являются только её имитациями.
    • То, что объективная для нас с вами реальность истинна, далеко не факт. Альтернативная, (и по всей видимости истинная) вселенная, в которую ненадолго переместился Тагоми ближе к концу романа, не похожа на нашу (в нашей — Эмбаркадеро — подземная ветка метро, а не надземная, как у Дика).
  • Терри Гудкайнд, «Меч Истины» — в финале войны с Имперским Орденом Ричард Рал создал в качестве места изгнания для них мир, аналогичный своему родному, но без капли магии. Вы находитесь здесь.
  • Терри Брукс, «Шаннара»: мир Шаннары у Брукса — наша Земля после ядерной войны, а тролли, гномы и прочие нечеловеческие расы — мутанты, возникшие под влиянием радиации. Эльфы самые настоящие и произошедшие от фей, но до войны соблюдавшие маскарад.
  • Ник Перумов, цикл Упорядоченное — Земля в цикле упоминается: там бывала как минимум Клара Хюммель, а в одной из книг «Гибели Богов-2» даже описывается её краткий визит на Землю, чтобы спрятать детей на каком-то тропическом острове.
  • Джаспер Ффорде, цикл о Четверг Нонетот — в книге «Беги, Четверг, беги или Жёсткий переплёт» один из персонажей предлагает Четверг укрыться в некоем мире, где её не достанет корпорация «Голиаф», и по описанию можно догадаться, что речь идёт именно о нашем мире. Четверг поначалу склоняется к согласию, однако узнав, что в том мире она не сможет познакомиться со своим мужем, всё же отказывается.
  • Наталья Щерба, «Часодеи» — мир, в котором мы живём, часодеи называют Осталой. Эфлара (мир часодеев) и Остала находятся в разном времени (различающемся примерно на полчаса).
  • Фрэнк Герберт, «Дюна» —подразумевается, что действие саги разворачивается в очень отдалённом будущем именно нашей вселенной.

Телесериалы[править]

  • Сверхъестественное — в одной из серий братья Сэм и Дин Винчестеры попадают в мир, где они актеры Джаред Падалеки и Дженсен Эклс, снимающиеся в телесериале… Сверхъестественое. Сэм женат на демонице Руби (точнее, на актрисе, что играла её роль), Миша Коллинз (актёр, исполняющий роль Кастиэля) строчит всякую фигню в твиттере, Импала на съемке бутафорская и тащится с черепашьей скоростью. Неудивительно, что братья предпочли вернуться в свою родную вселенную, спасать мир от всяких НЁХ.

Комиксы[править]

  • Земля-1218 во вселенной Марвел: в ней отсутствуют супергерои, нет ни пришельцев из космоса, ни магов, ни супер-технологий. Кроме того, к ней невозможно открыть межпространственный портал, поэтому нельзя даже узнать, что с ней творится.
  • Земля-33 во вселенной DC, а до 1985 года — Земля-Прайм.
  • «Irredeemable» Марка Уэйда: в конце Плутонец погибает, и Кубит использует свои межпространственные порталы, чтобы развеять его сущность между всех существующих миров в надежде, что где-то она обратится в добро, таким образом искупив многочисленные грехи Плутонца. В одном из миров сущность вдохновляет двух мальчиков нарисовать по-настоящему доброго и отважного героя, и подразумевается, что так Джерри Сигел и Джо Шустер придумали Супермена.

Аниме манга и ранобэ[править]

  • Стальной алхимик — в аниме 2003-го года оказывается что Врата Истины ведут в наш с вами мир, где нет алхимии, там даже летоисчесления совпадают. Собственно ЭТО вызвало у автора правки минимум треть замечаний и возмущения относительно этой экранизации.
  • Flying Witch — поначалу у читателя создаётся ощущение, что ведьмы на мётлах, подземные рыбы, кафе с привидениями, небесные киты и дикая мандрагора на лугу — это всё про параллельную вселенную. Ан нет, в сороковых главах манги таки оказывается, что это наш родной мир, просто вся магия тщательно замаскирована и обычным людям почти никогда не попадается на глаза.

Видеоигры[править]

  • Fran Bow — Третья реальность, Пандора. Единственная реальность, содержащая и Свет с Тьмой, и Жизнь со Смертью, так что она, как ни странно, необычна благодаря своей обычности.
  • The Longest Journey — здесь наш мир, мир технологии (изрядная антиутопия) называется Старк, а мир магии — Аркадия. Действие происходит в обозримом будущем, но по фабуле именно в будущем нашего мира.
  • Touhou Project — основное действие серии происходит в вымышленном мире под названием Генсокё, однако Внешний мир, от которого Генсокё отделён барьером, является именно что нашим миром, и происходящие в нём события даже иногда сказываются на основном мире серии. Причём в сеттинге ещё и время синхронизировано с реальным, и события практически каждой части происходят именно в тот год, в который она была выпущена (то есть действие 7-й части происходит в 2003-м году, а действие 17-й — в 2019-м). Педаль в пол вдавливает официальная манга, где нередко с датой выхода глав совпадают даже времена года.
    • Только вот интересно, а почему главные героини не стареют? Рейму и Мариса являются людьми, но в каждой игре серии они выглядят как подростки. Да и обряда по превращению в ёкая-волшебника они не проводили.
  • Drakengard — основные действия игры происходят в мире тёмного фэнтези, но в одной из концовок главный герой попадает в Токио 2003 года, где одолевает Королеву Гигантов. В итоге он спас свой мир, но теперь на Земле появилась новая смертельная болезнь, которая уничтожит всю цивилизацию...

Настольные игры[править]

  • GURPS Infinite Worlds — возле основного мира действия (Хоумлайн) есть несколько похожих миров, находящихся в начале 21 века, и отличающиеся от Хоумлайна тем, что там не открыли парахронику. Любой из них может быть нашим.
  • Warhammer 40,000 — многократно подчёркивается, что мир Вахи — это будущее именно нашей с вами вселенной. Эльдар стали прообразом эльфов из земной мифологии, так как уже посещали Землю в далёком прошлом. Образ смерти с косой в коллективном бессознательном человечества (и всех прочих рас галактики) был буквально вплавлен зверствами К’тан Несущего Ночь. Миф о сражении рыцаря с драконом берёт своё начало с реальной битвы между тогда ещё не Императором и ещё одним К’таном — Драконом Пустоты. Хорошая новость — человечество ждёт Золотой Век (осталось подождать каких-то двадцать тысяч лет…). Плохая новость — он закончится восстанием машин, люди деградирует до уровня средневековых дебилов, а их тёмные желания и эмоции породят в Варпе трёх из четырёх тёмных богов, которые поставят перед собой целью уничтожить барьер между реальным стабильным миром и потусторонним царством чистого кошмара.
    • Как вариант, события сороковника происходят прямо сейчас, а Земля - всего лишь забытая колония Империума, о котором знают из настолки, появившейся в результате псайкерства создателей.

Прочее[править]

  • SCP Foundation: используется регулярно.
    • Прежде всего, по фабуле проекта, все происходящие события реальны и имеют место в мире читателя, но власти (в том числе заглавный Фонд) тщательно это скрывают.
    • Из описания целого ряда объектов следует, что и мир, в котором находится читатель, и сам читатель, вообще является вымышленным.
      • В объекте "Господин режиссер" существует сразу три настоящих мира (мир Фонда, мир кино о Фонде и мир, где Фонд это психушка), между которыми персонажа переносит сам объект.
    • SCP-1485 является порталом в альтернативную вселенную, где нет и никогда не было ни аномалий, ни Фонда.