Мистерии зла

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мистериальными (от mystery — тайна) называются религиозные культы, члены которых не спешат рассказывать посторонним, во что они верят. Либо это напрочь секрет, либо для посторонних припасена удобная кавер-стори. Поэтому мистериальный культ — удобный способ припрятать от посторонних глаз поклонение Злу.

Посвященные в Мистерии зла для всех остальных — добрые прихожане и священники своей милой, доброй (или строгой, но справедливой) церкви, помогающей бедным, исцеляющей больных и учащей неграмотных. Но на тайных собраниях, куда никогда не приглашают посторонних, высшее руководство церкви злобно хохочет, пьет зелье в черепах, ест бульники и танцует на гробах. Чем выше поднимается новообращенный в иерархии этой церкви, тем более ясно предстает перед ним истинная картина дел, и идеология культа построена так, чтобы индоктринировать обращенных по мере их проникновения в мистерии.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Забавно, но подобный пример был выдуман Аврелием Августином в «Граде Божием». Рассуждая о том, что некоторые сторонники язычества защищают свои культы рассуждением, что, мол, все непотребства и мерзости — это сугубо для внешнего круга непосвящённых, а на самом деле тайком жрецы передают немногим избранным возвышенные и чистые тайны, Августин заявил: лучше бы было наоборот, всяко меньше вреда бы было!
  • Вообще, люди с незапамятных времён привыкли приписывать что-то подобное своим идеологическим противникам. Как вам, например, такое описание… христиан (!):
« Говорят, что они, не знаю по какому нелепому поверию, почитают голову самого низкого животного — голову осла[1]: религия, достойная тех нравов, из которых она произошла.

Другие говорят, что эти люди почитают половые органы самого предстоятеля и жреца и благоговеют пред ним как бы перед действительным своим родителем. Hе знаю — может быть, все это ложно, но подозрение очень оправдывается их тайными ночными богослужениями. Говорят также, что они почитают человека, наказанного за злодеяние страшным наказанием, и бесславное древо креста; они, значит, имеют алтари, приличные злодеям и разбойникам, и почитают то, чего они заслуживают. То, что говорят об обряде приема новых членов в их общество, известно всем и не менее ужасно. Говорят, что посвящаемому в их общество предлагается младенец, который, чтобы обмануть неосторожных, покрыт мукoй, и тот, обманутый видом муки, получив предложение сделать невинные будто удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда — о нечестие! — присутствующие с жадностью пьют его кровь и разделяют между собой его члены.

»
— Минуций Феликс, ~190 г. н.э.
  • «Дети против волшебников». Маги разыгрывают безобидный Хогвартс с борьбой чёрных и белых волшебников (не очень, кхм, убедительно), а сами тем временем полным составом молятся демонам и едят человечину.
  • Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — Семанх Безногий из первой книги требует от своих адептов пожертвовать какую-нибудь часть тела в обмен на часть силы своего покровителя. На самом деле он является единственным по-настоящему злым богом местного пантеона, а все его обещания — наглая ложь. Эти жертвы, а также духовные страдания калек усиливают только самого Семанха.
    • Всё знают, что в Накопителях древние маги занимаются очень важными исследованиями. Оказаться древним магом в очередном перерождении — большая честь. На самом же деле в этих зиггуратах из древних магов, обладающих настоящей волшебной силой, выкачивают ману в в промышленных масштабах для передачи коллективу слабых магов и зарядки амулетов. А чтобы маги оттуда не сбежали, им ампутируют руки и ноги. Но самая главная тайна заключается в том, что изрядную часть всей выкачиваемой силы забирает всё тот же Семанх, о чём знает только несколько особо посвященных архимагов.
  • Александр Рудазов, цикл «Архимаг» — ктулхуизм всегда старался выглядеть именно таким. Да, наказание для грешников чуточку слишком суровое, а награда для праведников — быть употреблёнными в пищу своими богами, но пока не доходит до дела — обыкновенный культ, каких уйма. Согласно народным поверьям, Нъярлатхотеп вообще помогает детям учиться, а Йаг насылает приятные сны.
    • «Паргоронские байки» рисуют парифатский демонизм примерно в тех же красках. Дзимвел (на минуточку, жрец довольно высокой степени посвящения), когда узнал, чем на самом деле является для демонов их паства, немного прифигел и не испытал кризис веры лишь потому, что был обращён в демона сам.
      • Культ Двадцать Седьмого оттуда же — практически инверсия: кровавые жертвоприношения действительно приносят, но лишь с целью провидеть будущее, чтобы ничто не помешало их богу родиться. А так они даже сами ещё не определились, каким этот бог будет — может быть, вполне себе всеблагим.

Телесериалы[править]

  • Lexx — частичная субверсия. Доминирующий культ Его Божественной Тени, мягко говоря, не отличается доброжелательным отношением к чему бы то ни было, но на самом деле всё неизмеримо хуже.

Видеоигры[править]

  • Культ Ю Евона из Final Fantasy X. Единственная на планете мировая религия, со вполне благожелательным фасадом. Формально помогает бороться с гигантским монстром, известным как Грех, который через жертвы и разрушения сохраняет мир в состоянии средневекового застоя. На самом деле верхушка культа прекрасно знает, что применяемые методы против монстра не действуют, самое большее — могут дать несколько лет передышки, пока переродившийся монстр снова вырастет. Но новых методов борьбы они не ищут, истинное положение дел скрывают и только поддерживают статус кво. Да, и половина высшего духовенства — замаскированная нежить.
  • Fallout: Чада Собора.
  • Devil May Cry 4: Верхушка Ордена Меча представляет из себя демонопоклонников, но для своей паствы Орден выглядит образчиком святости и набожности. Мытьё мозга и пропаганда у этих ребят по всей видимости были поставлены хорошо, вследствие чего даже Кредо, капитан святых рыцарей, пользуясь демоническими силами, считает себя ангелом. И только после порции люлей, полученных от Неро и похищения сестры прозревает.
  • SpellForce 3: культ Праведного Света. Относительно добрая и безобидная, по мнению прихожан, религия. При более близком рассмотрении она оказывается религией храмовников со стратегической целью поголовного уничтожения всех магов и представителей тёмных народов. А в финале и вовсе выясняется, что культ поклоняется древней демонической сущности, которую пытается призвать, погрузив мир в море жестокости. И ещё эта самая сущность, известная как Бог Света, по совместительству является местным предвестником Апокалипсиса.
    • К слову, идейные последователи Праведного Света, тёмные эльфы-светопоклонники из дополнения, под троп не подходят: это вылитая религия зла.
  • Grim Dawn: ну кто бы мог подумать, что Избранные Кимона, фанатичные поклонники вполне благого и уважаемого божества, на самом деле подпитывают совсем другого бога: почти забытого, жестоко обманутого новоявленными собратьями и злого на весь человеческий род?
  • «Петька и ВИЧ спасают галактику» — гадюкинский поп истязает и убивает прихожан и проводит сатанинские ритуалы, представляясь безобидным православным священником. Правда, его агитация работает так себе — деревенские стали замечать, что в церкви творится что-то нечистое, и люди там бесследно пропадают, а сам поп постоянно проговаривается о том, что делает на «исповедях». Вот и страдает за кружкой пива, сокрушаясь, как мало осталось в людях тяги к Богу.

Настольные игры[править]

  • Настольный ролевой сеттинг Deadlands: Церковь Потерянных Ангелов преподобного Эзекии Гримма. Внешне — суровая, но справедливая протестантско-пуританская церковь. По сути — культ Глада, одного из всадников Апокалипсиса, состоящий из каннибалов.
  • Вселенское Братство из Shadowrun. Под маской благого религиозного движения таится культ духов насекомых, которые вселяются в тела людей. Когда они наконец вызвали армию этих духов, затыкать дыру пришлось атомным ударом по Чикаго.
  • World of Darkness, линейка Падших. Мало того, что сами демоны частенько организуют культы имени себя, так в линейке представлена ещё и их ЧуЧу-модификация: Привязанные к Земле, демоны, вырвавшиеся из ада довольно давно, не уместившиеся в человеческих телах (так как ещё не ослабли или изначально были слишком круты) и вынужденные вселиться в предметы или места (чтобы назад не затянуло), что очень плохо сказалось на их понимании морали и превратило их в чудовищ. В отличие от обычных демонов (собирающих необходимую им людскую веру в основном фаустианскими договорами), Привязанные могут получать веру только через фанатичное поклонение с пафосными ритуалами, а потому без культа, часто организованного именно по принципу Мистерии Зла, просто не могут действовать.
  • D&D, сеттинг Эберрон: Путь Вдохновения, государственная религия империи Рьедра. Англоязычный тропнеймер. Члены культа верят в добрых великих духов иль-алта, которые мудро управляют ими и защищают их от зла, противостоя злым духам альтаварам, которым поклоняются приверженцы всех прочих религий. Иль-алта вселяются в тела людей, носителей крови Избранных, становясь Вдохновлёнными, которые занимают руководящие должности в империи (этакий коллективный Бог-Император). Во всём остальном мире иль-алта известны как куори, владыки ночных кошмаров из мира грёз, и их цель — открыть порталы между Эберроном и их родным миром Дал Куор, устроив Эберрону полный Странногеддон.
  • Warhammer (фентезийный и сороковник) — многие культы Хаоса любят маскироваться под клубы по интересам, гильдии различных профессионалов (ремесленников/воинов/%свой_вариант%), необычные вариации разрешенных религий и другие достаточно безобидные общества. Особенно подобное любят адепты Тзинча, в которых все члены культа могут не подозревать о его истинной природе — кроме одного или нескольких серых кардиналов, конечно.

Реальная жизнь[править]

  • «Живая этика» aka Агни-йога семейства Рёрихов и послужившая ей основой «Тайная доктрина» Елены Блаватской. За уверениями в том, что они строят синтез всех религий, скрываются крайне осуждаемые вещи с точки зрения как христианства, да и вообще монотеизма (утверждается, что Бога нет, а есть космические иерархи, из которых наиболее тесно предлагается общаться с Люцифером), так и ортодоксального буддизма (теософия сосредоточена не на выходе из колеса сансары, на котором настаивал Гаутама — ей в этой сансаре вполне комфортно, а на тибетских тантрических практиках привлечения на свою сторону демонов-защитников, да и с принципом анатмана не очень дружит).

Примечания[править]

  1. Шутки шутками, но известна настенная карикатура II века н.э.: раб-христианин молится распятому на кресте существу с ослиной головой. По-видимому, рабы-язычники попытались высмеять веру товарища.