Момент характеристики

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Сцена, обычно в начале произведения, которая ярко показывает ключевые черты характера персонажа.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Establishing Character Moment. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
«

Сафар принес шахматную доску, уселся напротив. Началась игра. Ходжа Насреддин со своего места хорошо видел доску и мог следить за игрой, вникая во все подробности. Природа обоих игроков отражалась на доске, как в ясном зеркале. Сафар играл приниженно, робко, брался то за одну, то за другую фигуру, нерешительно приподнимал, думал и ставил на прежнее место, на конец — словно прыгал с обрыва в холодную воду — делал какой-нибудь малопонятный ход, в ущерб себе. Он больше всего боялся что-нибудь потерять, пешку или фигуру, и, не принимая ударов, бегал и метался по всей доске, как мышь, застигнутая в ларе. И конечно, все время терял. Агабек, наоборот, — хватал. Как жадная щука, он хватал все, что попадалось под руки: пешки, слонов, коней, башни. Лишь бы схватить! — дважды он просмотрел верный мат, увлеченный хватанием.

»
— Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине»

Чаще всего творцы не любят тратить драгоценное экранное время на подробное разъяснение характера персонажа. Книги ещё ладно, там на это можно отвести пару страниц, но в фильме каждая секунда дорога, и на длинные сцены экспозиции нет времени. Что же делать? На помощь придёт момент характеристики персонажа! Заставим героя ворваться с пальбой и брызгами стекла прямо сквозь окно, раскидать пару десятков головорезов — и сразу станет ясно: перед нами крутой мэн. А если при этом герой ещё и имеет полицейский значок, то понятно, что он полицейский-ковбой. Или, скажем, герой у нас — мрачный небритый здоровяк с квадратной челюстью, но стоит показать, как он читает учебник квантовой физики или играет с щенком — и вот, пожалуйста, ясно, что перед нами гениальный силач или добродушный гигант.

Момент характеристики персонажа — сцена, визуальными средствами передающая характер персонажа, несколькими яркими штрихами сразу дающая понять, кто он и что он. Образ может дополняться и дальше, но момент характеристики обычно даёт нам ключевые черты образа, в дальнейшем не меняющиеся.

Частные случаи тропа:

Примеры[править]

Литература[править]

  • В книгах для детей такое встречается сплошь и рядом. Эталоном служат биографии наподобие «Четвёртой высоты», состоящие из этого тропа.
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Клопен Труйльфу, Король Алтынный, во время штурма собора профессионально орудует косой: «Распевая гнусавым голосом песню, он то поднимал, то опускал косу. При каждом взмахе вокруг него ложился широкий круг раненых. Так, спокойно и медленно, покачивая головой и шумно дыша, подвигался он к самому сердцу конницы, мерным шагом косца, починающего свою ниву». И этот момент куда лучше любимых Гюго многословных описаний и пространных монологов характеризует Клопена и объясняет, при каких обстоятельствах тот оказался среди парижских бродяг.
  • «Преступление и наказание» — в первое знакомство с господином Лужиным читатель узнаёт, что Лужин, во-первых, предпочитает невесту из небогатых, ибо жена должна почитать мужа за благодетеля, и во-вторых, что он прибыл в Петербург первым классом, отправив невесту в третьем классе для экономии. Прекрасный, прекрасный человек.
    • Закадровый момент характеристики произошёл ещё раньше. Мать Раскольникова в письме рассказывает, что Лужин — «человек деловой и, кажется, добрый». Для тех читателей, у которых жанровая смекалка неразвита, автор подсветил устами самого Раскольникова.
  • А. Конан Дойл, «Этюд в багровых тонах», первое знакомство Уотсона и читателя с Холмсом: великий сыщик, не успев поздороваться, радостно демонстрирует пробирку, объявляет, что нашёл безотказный реактив для распознавания следов крови, а затем с ходу определяет, что Уотсон служил в Афганистане.
  • «Дюна» — сцены с Харконненами в первой книге. В экранизации Линча педаль топится в пол.
  • «Гарри Поттер» — Волдеморт имеет такую сцену в начале четвёртой книги, во второй книге имеет такую сцену ещё Томом Реддлом, и в седьмой тоже. Барти Крауч-младший тоже удостоился своей сцены в середине четвёртой книги — она характеризует его как заблудшего юношу. В фильме показано совсем иное.
  • «87-й полицейский участок»: в своё первое появление Глухой играет в покер. Выигрывает с помощью подсчёта вероятности, затем хладнокровно объясняет, как именно он выиграл. А затем не менее хладнокровно пасует, когда видит, что вероятность не в его пользу.
  • Хосе Рисаль, «Не прикасайся ко мне» — Элиас при первом появлении в сюжете полез ловить каймана с помощью одной лишь веревки, отказавшись от предложенного Ибаррой ножа. В итоге сначала был на волосок от победы, потом — на грани гибели, и был спасен тем же Ибаррой. В финале показал полное соответствие характеристике, погибнув от несовместимой с жизнью крутости.
  • «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — когда мистер Сегундус (и читатель вместе с ним) впервые встречают Норрелла, тот сообщает, что читал статью Сегундуса об истории магии, и тут же указывает на крошечную и безобидную ошибку, которую Сегундус допустил в статье. Просто чтобы не было сомнений, кто тут лучше всех разбирается в вопросе.
  • Сэнди Митчелл, цикл о комиссаре Кайафасе Каине — просто восхитительная сцена в романе «За Императора», отлично демонстрирующая то, насколько методы Каина отличается от обычного модус операнди других комиссаров (а заодно и то, что перед нами не просто мужественная лужённая глотка под фуражкой, а хитрая бестия, весьма тонко разбирающаяся в человеческой психологии (в первую очередь — солдатской)): Кайафас гасит бунт среди гвардейцев своего полка буквально несколькими брошенными фразами: «Ты. [ткнул пальцем в первого попавшегося солдата] Неси швабру. Это была не просьба! То, что я вижу в этой столовой, — настоящий позор. Будете драить ее, пока не приведете в надлежащий порядок! Ты, ты и вот ты, пойдете с ним. Несите ведра и тряпки. Убедитесь, что взяли достаточно, чтобы хватило на всех. БЕГОМ!».
    • Ещё один момент характеристики: в романе «Ледяные пещеры» есть сцена, где Каин с грустью думает о множестве храбрых мужчин и женщин, которые погибли у него на глазах и о том, что он, наверное, является единственным человеком, который всё ещё помнит их имена и лица. А в «Последнем бое» комиссар с внезапной болью пишет, что уже не может вспомнить лица человека, погибшего более семидесяти лет назад на Перлии. И там же глядя на курсантов с которыми высаживается на Астероид 761: «Стараясь не думать о том, скольких из этих ребят я недосчитаюсь на челноке после того, как наша миссия завершится, я отвернулся от их воодушевленных лиц, чтобы снова взглянуть в иллюминатор». Лживый эгоист, думающий только о своей шкуре, ничего не скажешь…

Сетевая литература[править]

  • «Worm» — одиннадцатая часть заканчивается тем, что каждый член Бойни № 9 в своём стиле пытается завербовать очередного новичка.

Кино[править]

  • «Опасные Связи» 1988. Начальные титры: Маркиза дё Мертёй (Гленн Клоз) перед зеркалом, спокойно и неторопливо сооружающая (с помощью троих служанок) утренний облик элегантной, благонравной и любимой Светом богатой вдовы. Каждый жест, каждая улыбка, каждое выражение на этом приятном, умном лице было отрепетировано перед этим зеркалом сотни раз…
  • Первые полчаса фильма «Назад в будущее» — сплошной момент характеристики всех персонажей скопом: раздолбая Марти, хронически опаздывающего в школу и классно катающегося на скейте; эксцентричного учёного Дока Брауна; банды Биффа, семейства Марти и т. п.
  • «Звёздные войны»:
    • Хан Соло, стреляющий первым.
    • Дарт Вейдер, хладнокровно душащий сначала Антиллеса, а потом дерзкого офицера при помощи Силы.
    • Лея Органа, несгибаемая и не лезущая за словом в карман даже перед жутким папашей.
    • Таркин, отдающий приказ на уничтожение Альдераана.
    • Седьмой эпизод — вся первая сцена с участием Рей, включая момент, где она, несмотря на голод и предложенную ей кучу рационов, отказывается продавать BB-8.
  • «Пираты Карибского моря» — колоритное прибытие капитана Джека Воробья в Порт-Ройал и его невозмутимое запудривание мозгов всем, кто задаёт вопросы. А также стащенный у портового чиновника кошелёк.
  • «Красный барон»: первая же сцена с участием главгероев даёт нам понять, что они — офицеры и джентльмены, при этом не слишком чтят устав: они совершают несанкционированный вылет на территорию противника только для того, чтобы бросить венок на могилу недавно погибшего британского аса, своего достойного противника.
  • «Семь самураев»: о, тут масса примеров!
    • Камбэй идёт спасать крестьянского ребенка, жертвуя ради этого самурайской причёской.
    • Горобэй, понимая, что ему сейчас чиста-проверки-ради попытаются влепить по голове палкой, только рассмеялся весёлой шутке.
    • Ситиродзи без раздумий напрашивается на опасное и невыгодное дело, только чтоб помочь своему господину, который уже давно не господин.
    • Хэйхати вынужден колоть дрова в таверне, но не унывает, а охотно подшучивает над собой.
    • Кацусиро сразу прикипает к малознакомому человеку, убедившись в его крутости и благородстве.
    • Кюдзо совершенно безэмоционален, когда убивает бросившего ему вызов возомнившего о себе спарринг-партнёра.
    • Кикутиё не прочь позировать, наступив на труп бандита, которого завалил, в общем-то, другой.
  • «Великолепная семёрка» — тут, как и в фильме Куросавы, вольным ремейком которого она является, тоже полно моментов характеристики: Крис, Вин, Чико, Гарри, Брит… Однако нашлось место и для ложных моментов. Бернардо, которого нам при первой встрече показывают прожжённым циником, оказывается самым сентиментальным в группе. Ли, так беспечно рассказывающий о совершённой мести, вовсе не так бесстрашен, как могло показаться.
  • Хороший, плохой, злой — таковые имеются у всех трёх заглавных героев.
  • Road House — протагонист Долтон на досуге читает Джима Харрисона (1937—2016), американского классика наших дней, поэта, прозаика, эссеиста, философа, писавшего, однако, не занудно и не слишком «артхаусно». Никак нельзя сказать «литература не для всех». Из этого видно, что Долтон человек непростой, не примитивный, любит глубокие, многослойные произведения, а не попсу, но в то же самое время и снобом не является.
    • А несколько ранее, во время одной из самых первых сцен с участием Долтона, зрителю показывают, как он с помощью хирургической иглы и медицинской нити собственноручно штопает свою рассечённую в драке кожу — наживую, без малейшего обезболивания и даже не морщась, хоть и явно сосредоточившись. Вывод: высокий болевой порог, плюс железный, уравновешенный характер, и в его тридцать с чем-то лет им уже пройдены огни, воды и медные трубы. Круче этого Долтона — только горы, крепче него — только титановый сплав.
    • Ну а главный злодей фильма, Брэд Уэсли, в трёх первых своих сценах ярко проявляет себя как козёл, занимающийся глумливым пародированием тропа «Я богатый, мне всё можно» (при этом будучи его нешуточным образчиком): 1. намеренно снижается на своём личном вертолёте над маленьким частным владением небогатого конезаводчика, пугая лошадей; 2. поздно ночью устраивает в окружении жилых домов весёлую, шумную массовую вечеринку с раздеваниями (и видимо, множественными перепихонами прямо в огромном бассейне — а вокруг даже никакого забора): кто из соседей хотел тишины и покоя или просто не желал прилюдного live porno — пусть сядет и поплачет; 3. на следующее утро, трезвый как стёклышко, нарочно мчит по автостраде зигзагом, беспрестанно перестраиваясь из ряда в ряд, что строжайше запрещается ПДД.
  • «Убрать перископ» — офицера флота Тома Доджа заочно характеризуют адмиралы на совещании, зачитывая его блестящий послужной список, а потом адмирал Йенси прямо истерику устраивает из-за татуировки, которую Додж сделал себе угадайте где. Параллельно Додж сам себя характеризует, подводя атомную подлодку к берегу, чтобы поиграть в гольф.
    • Сцена с гольфом не только демонстрирует наплевательское отношение Доджа к службе, но и показывает, что он неплохо умеет попадать в цель, даже с движущегося корабля. Это оказывается важным в финале, где он целится «на глазок» (в оживлённой бухте, с настоящими торпедами — да его под трибунал за такое надо отправить!).
  • «О чем говорят мужчины»: вся завязка фильма (до момента усаживания в машину всей четверки) — сплошной предмет статьи.
  • «Доктор Стрэндж» — в самом начале нам показывают, как злодей нападает на библиотеку и жестоко убивает хранителя.
    • Стрэндж спасает жизнь вроде бы безнадёжному пациенту, и при этом не устаёт прилюдно унижать и высмеивать менее гениального коллегу.
  • «Дилижанс»: Джон Уэйн останавливает дилижанс выстрелом в воздух и очень эффектно перезаряжает винчестер одной рукой (как Шварц в «Терминаторе-2»). С этого кадра началась звёздная карьера Уэйна.
  • «Скиф»: первые пять минут фильма почти полностью отведены Кунице, который раскрывается и как прекрасный боец, и как человек, который не убивает без причины.
  • «Языческая мадонна» — в начале фильма, в первой же сцене с капитаном Кардошем мы видим, что он не только «наклеил» на свою тупую (одновременно смазливую и диспропорциональную) физиономию псевдомногозначительное выражение, но и не видит ничего плохого в том, чтобы плеваться в музее.
  • «Стражи Галактики» — Ронан Обвинитель при первом появлении не просто рассуждает о мести «за отца, отца его отца и так далее». Он разносит молотом голову ксандарианскому пленнику, доказывая серьёзность своих намерений.
  • «Первому игроку приготовиться» — когда мы понимаем, что главгад Норан Сорренто на самом деле бесконечно далёк от того, чем занимается его компания? Когда видим, что он держит пароль от своей учётной записи на бумажке, прилепленной к подлокотнику кресла. (И ладно бы пароль был бог весть какой криптоустойчивый…)
  • «Кто подставил кролика Роджера» — судья Рок демонстрирует свою омерзительную натуру, когда убивает мультяшный ботинок.
  • «Властелин колец» — Гимли, как только заходит речь о том, что Кольцо нужно уничтожить, срывается с места и с размаху бьёт по нему топором. В экранизации он намного более буйный силач, чем в книге.

Телесериалы[править]

  • «В поле зрения» — знакомство с Рут и Шоу были очень показательными: первая всю серию успешно разыгрывала из себя совершенно другого человека, а вторая — вместе с напарником уничтожила группу террористов, готовивших грязную бомбу. Субверсия в случае Джона — его самая первая встреча с Финчем показывается, когда зритель уже хорошо знает персонажа, но Финч с большим удивлением наблюдает за тем, как киллер ЦРУ помогает цели сбежать просто потому, что посчитал ее невиновной.
  • «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»), вторая арка («Бенефис Циркача»). Экранное существование отморозка Арнольда «Циркача» Вернера, главного злодея арки, начинается с того, как он лично убивает журналиста в подсобке своего же клуба. Мы сразу видим, что Вернер — бывший цирковой, что он маньяк и истерик, и что он совершенно безжалостен, циничен, демонстративен и склонен к чёрному юмору. Мало ему вонзить нож в сердце человеку, надо ещё предварительно поглумиться («Дамы и господааа, только сегодня! На арррене цирррка — смеррртельный номеррр! Маэстро, туш!»).
  • «Игра Престолов» — первая сцена с Тирионом. В борделе, разумеется, где ж ещё!
    • Там же: первое появление Тайвина. Педаль продавлена в земляной, прикрытый богатыми коврами пол его боевого шатра. «Нападать на него было глупо. А Ланнистеры не ведут себя как глупцы!»
  • «Звёздные врата: Первый отряд» — Бра’так, учитель Тил’ка, в одиночку побеждает троих джаффа, несмотря на возраст в 133 года.
  • «Подпольная империя» — Наки Топмсон произносит проникновенную публичную речь с рассказом о своём тяжёлом детстве, а через минуту в частном разговоре намекает, что рассказ — выдумка. Перед нами, во-первых, умелый политик, во-вторых, человек, который не любит снимать маску и показывать, что у него на душе.
    • Джип Розетти забивает до смерти человека, который ему помог, за неосторожное случайное слово.
  • Firefly — у каждого персонажа есть собственный момент характеристики:
    • Мэл — потасовка в баре из «Ограбления поезда».
    • Уош — динозаврики и «Безумный Иван» из «Серенити».
    • Зои — разговор с Нишкой из «Военных баек».
    • Джейн — первая встреча с Мэлом из «Аварии» и финал «Джейнбурга».
    • Кейли — момент на свалке из «Ариэль» и первая встреча из «Аварии».
    • Саймон — спасение пациента из «Ариэль» и разговор с Джейном из «Помойки».
    • Ривер — «Ни одна сила во Вселенной не остановит меня» из «Военных баек».
    • Пастор Бук — разговор про коленные чашечки оттуда же.
    • Инара — спасение Мэла и Зои из «Ограбления поезда».
  • «Карточный домик» — первая сцена с Фрэнком Андервудом в самом начале, в которой он безжалостно душит сбитую машиной собаку своих соседей, изображая при этом искреннее сочувствие.
  • «Рим»:
    • Цезарь, прочитав письмо с вестью о смерти дочери, после минуты слабости стоически замечает: «Помпею потребуется новая жена».
    • Тит Пуллон ломает строй ради атаки.
    • Атия награждает своего клиента за выполненное поручение сексом и, не вылезая из постели, начинает планировать ходы по возвышению своего сына Октавиана, перед которым в следующей сцене тоже не стесняется рассекать голой.
    • Марк Антоний вваливается в шатёр Цезаря, перепачканный кровью, и, получив от него задание, тут же кладёт в карман половину бюджета на исполнение.
    • Ливия в ходе первой беседы с Октавианом наедине съёживается от боли, когда он стискивает ей руки и обещает, что будет бить её. Но не за непослушание, а просто потому, что ему это нравится (как выяснится потом, мазохизм ему присущ не в меньшей степени). Ливия тут же снимает все вопросы с довольной улыбкой. Их последующая сцена в постели выдавливает педаль в пол: редко видишь столь страстный секс в исполнении двух людей, которые столь явно друг-друга ненавидят. Причём у Ливии, даже на пике процесса, на уме исключительно политика — ублажение мужа входит для неё в эту категорию.
  • «Аббатство Даунтон» — много их. В одном лишь первом эпизоде:
    • Граф Роберт, спускающийся к завтраку по главной лестнице спокойной, уверенной, безмятежной походкой человека, знающего, что всё это — его царство, человека, в чьём мире не было потрясений и трагедий вот уже десять лет, со времён Бурской войны. Человека, в чьём мире всё в порядке. И будет в порядке, пока он не спустится, не сядет завтракать и не откроет газету…
    • Миссис Хьюз. Первой появляется в кадре, собственно, не она, а связка ключей на её поясе. Ключница-экономка, а по-английски «Housekeeper», т. е. буквально «домохранительница». Её строгое тёмное платье до щиколоток — не личный выбор, а нечто вроде полуофициальной униформы, так одевались все экономки в Великой Британии. Английская публика сразу, не дожидаясь следующего кадра, должна узнать по ключам, с кем имеет дело.
    • О’Брайен, горничная Коры, узнав о смерти наследника поместья. «Это не только трагедия. Это осложнение». Она первая понимает, что гибель Титаника означает для её хозяев. Не склонный к сентиментальности, не приведённый в ужас трагедией, холодный, цепкий, практический разум сразу заработал.
    • Бейтс. «Не волнуйтесь, я справлюсь с лестницами». Да, его гордая, почти жестоковыйная независимость, несмотря на хромоту, с которой такая карьера не должна была бы быть возможна в принципе, чуть ли не главное его качество.
    • Томас в первом диалоге с Уильямом. «Если я сказал, что ты опоздал — значит, опоздал! Мы сразу видим не самого уверенного в себе человека с развивающимся синдромом вахтёра. Хотя по ходу действия (13 лет) он сильно меняется к лучшему, лелеяние своего авторитета остаётся.
    • Мэри, узнавшая о смерти троюродного брата и жениха. «Мы же официально не объявляли о помолвке, я что, должна надеть полный траур?» Справка — правила траура официально определила Виктория после смерти Альберта около шестидесяти лет назад. Траур по достаточно близкому родственнику и близко знакомому жениху означает для Мэри строжайшие ограничения гардероба, визитов, поездок и вообще активности на период от шести месяцев до года, что её явно не радует. В первый, но далеко не последний раз Роберт смотрит на дочь взглядом, дающим понять, насколько его поражают её жёсткость и бесчувственность.
    • Старая графиня Вайолет: терпеливо ждёт сына в освещённой электричеством комнате и, как только он входит, театрально прикрывает глаза со словами «Боже, как слепит!» Мы сразу видим женщину, привыкшую — либо прямыми приказами, либо манипуляциями и обманом — добиваться своего. Эта благовоспитанная, сардоничная старуха — хладнокровное, прагматичное, политическое животное, она живёт интригами высшего света и манипулированием окружающими уже много, много лет! Мы видим это и в последнем сезоне, в её отчаянной борьбе за сохранение влияния над больницей в деревне. Это — последнее, что у неё осталось. Более шестидесяти лет эта женщина была одной из самых влиятельных сил в высшем свете Лондона и Йоркшира, а на этих 6000 акрах, в этой деревне и больнице она была воплощённой Властью… и она не готова отдать это Коре, зная, что после у неё не останется ничего, кроме благотворительности, сада и правнуков. Hа обвинение, что она, дескать, готова на всё ради того, чтобы добиться своего, старая аристократка невозмутимо отвечает: «Да. Я разделяю это качество с Веллингтоном, Мальборо и моей покойной матерью. Меня воспитали в жёсткой школе — и я сражаюсь соответственно».
    • Марта Левинсон, мать Коры. Сцены её приезда в Даунтон достаточно, чтобы сказать об этой женщине всё. А что не сказали тогда, добавили во время её первого диалогa с Вайолет в том же эпизоде.
  • «Великолепный век. Кёсем» — Хандан-султан, новоиспечённая Валиде-султан, с полагающимися её официальному статусу почестями и торжествующим, горделивым видом входит в праздничную залу, и пока она обменивается приветствиями с другими знатными женщинами, бабушка султана Сафие-султан незаметно садит на её место (не самое почётное, самое почётное — у Сафие) свою кошку. После возникшей заминки Хандан лишь гневно щурится и, когда Сафие приказывает отнести кошку в свои покои, молча усаживается и молча же проглатывает последующую нотацию свекрови.
    • Чуть позже — со смаком показанный утренний туалет Сафие в окружении толпы слуг. Подчёркивает её как женщину, во-первых, любящую и умеющую жить красиво, во-вторых — влиятельную и деятельную: на протяжении сцены евнух зачитывает список дел на день — аудиенции с жёнами сановников, обед в основанном Сафие благотворительном фонде, осмотр строящейся по её почину мечети, а кроме того, готовы записи собраний государственного совета, которые она пожелала прочесть.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!». Первое, что делает на экране Волк — пинает урну, выбирает среди рассыпавшегося мусора окурок и закуривает. Первое, что делает Заяц — поливает цветочки.

Мультсериалы[править]

  • «Чёрный Плащ» — мультсериал начинается с бафосной болтовни заглавного героя о себе любимом во время поимки преступников.
  • RWBY — для каждой героини есть трейлер, где раскрывается характер и стилистика боя: Руби — как очаровательная снайперша-рубака, Вайсс — как элегантная фехтовальщица-магичка, Блейк — как мрачноватая ниндзя-мечница, Ян — как упивающаяся боем рукопашница.
    • Кроу впервые появляется бухающим в баре, где в его присутствии бьётся посуда, а потом устраивает разрушительную драку с Винтер. Он и в дальнейшем проявляет тяжёлый характер и склонность к алкоголизму, а его Проявление — притяжение неудач.

Комиксы[править]

  • «300» Френка Миллера: момент характеристики спартанцев в целом и Леонида в частности в самом начале комикса. Спартанцы на марше. Молодой Стелиос падает от усталости. Капитан спрашивает, готов ли Стелиос понести наказание, и, получив утвердительный ответ, начинает Стелиоса жестоко избивать. Леонид велит прекратить, но увлеченный избиением капитан не слышит царя. Леонид, не повторяя дважды, одним ударом отправляет капитана в нокаут, а затем приказывает Стелиосу тащить на себе еще и капитана вдобавок к поклаже.
  • «Бэтмен: Год первый» того же Френка Миллера: Брюс Уэйн во время тренировки ударом ноги ломает дерево и при этом говорит сам себе: «Недостаточно хорошо».
    • Детектив Фласс с улыбочкой хватает за горло и придушивает назойливого уличного торговца.
    • Джим Гордон следит за дерущимся Флассом, анализирует приёмы и прикидывает, как именно в случае чего можно вырубить самого Фласса.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Hellsing — когда Алукард впервые появляется на сцене, он спокойной походкой подходит к вампиру-священнику, держащему Викторию в заложниках и командующему армией зомби, и требует отдать ему девушку; когда тот спрашивает, кто он такой, отвечает, что охотник, а когда его расстреливают зомбаки, он сначала дает им изрешетить себя, а потом картинно восстает из мертвых, и, ухмыльнувшись, расстреливает всю нечисть. После чего спрашивает у Виктории, девственница ли она ещё, получает утвердительный ответ и хладнокровно стреляет.
  • Neon Genesis Evangelion:
    • Прямо в первом же эпизоде нам сразу раскрывают характер Гендо, когда означенный Генерал Горлов спокойно пытается послать на почти верную смерть своего сына. В ответ на отказ Гендо показывает полную решимость послать вместо Синдзи избитую-изломанную Рей. Второй момент — когда во время нападения Матораила, обесточившего весь город, Гендо спускается к пусковой Евангелионов и в первых рядах вместе с обслуживающим персоналом загружает в мехи капсулы пилотов.
      • Мне кажется что в первом моменте лучше подойдут реплики: "Отец, я думал я тебе не нужен!" "Теперь ты мне нужен".
    • Ну и эта же сцена полностью характеризует Синдзи как Синдзи — подростка с проблемами и далеко не героя.
    • Вся восьмая серия — одна большая экспозиция Аски Лэнгли Сорью. Когда мы её встречаем, когда она наступает на улетевшую бейсболку Тодзи, за которой тот отчаянно гонится, после чего, как бы не обращая внимания, перекидывается коротким диалогом с Мисато. Потом налетает ветер и задирает ей юбку, на что она раздает тумаки главгероям «как плату за просмотр». Потом с явной издевкой спрашивает про Синдзи: «Это-то и есть знаменитое Третье Дитя? Как-то скучновато он выглядит». Потом приходит Апостол, эта Αсука заползает в Евангелион, попутно расхваливая свои чудо-навыки управления — и почти безбожно сливает, побеждая только с помощью Синдзи и двух крейсеров Флота ООН. На этом моменте уже нет никаких сомнений, что девушка — нарциссичная альфа-сука c зашкаливающим самомнением.
      • В манге бой с Гагиилом практически за кадром, а Синдзи и Ко случайно натыкаются на Аску у игрового автомата, который она яростно пинает из-за того, что не может выловить оттуда игрушку. Поняв, что только что сверкнула панцу перед незнакомыми ребятами, она тут же требует 100 йен за просмотр (впрочем, Синдзи потом будут предлагать ещё и вид на грудь совершенно бесплатно). Под занавес на горизонте появляется стайка местных гопников, которых Аска раскидывает в одиночку, и Синдзи, случайно получивший в драке по носу, только по прибытии в NERV узнаёт, что его новая знакомая — Второе Дитя.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — экспозиция Хомуры в первой серии, в которой эта комсомолка, спортсменка, отличница и просто красавица устанавливает рекорд префектуры.
  • Lucky Star — аниме открывает главная героиня, Коната Идзуми. После впечатляющей пробежки Цукаса спрашивает её, почему она не записалась ни в какую секцию. Ответ Конаты? Это помешает ей смотреть аниме!
  • Tengen Toppa Gurren Lagann: сквозь потолок города-пещеры проваливается гигантское бронированное чудовище. Что делают обычные люди? Прячутся по норам. Что делает Камина? Подбирает брошенный старостой меч и идёт прямо на чудовище, сопровождая колкости в его адрес крутой похвальбой. Из этого следует, что Камина: А) очень храбр, Б) столь же безрассуден, В) когда-нибудь плохо кончит.
  • Bleach — в первой же сцене с участием Ичиго мы видим, что он предпочитает сначала бить (причём ногами), а потом разговаривать.
  • «Легенда о героях Галактики» — пожалуй, наиболее ярко и выразительно в сюжете появляется Вальтер фон Шёнкопф. В первой же сцене, где зритель (и Ян) имеет возможность его наблюдать, он: а) заступается за девушку-официантку, на которую кричит офицер; б) выплёскивает этому офицеру в лицо горячий кофе из заварника; в) называется и преспокойно ждёт, ввяжутся ли противники в драку. Противники, узнав, что имеют дело с Розенриттерами, в драку предпочитают не ввязываться, несмотря на численное превосходство. Как зритель, так и Ян впечатлён, а ошибиться в типаже крутого и опытного вояки с принципами практически невозможно. И это — буквально за минуту присутствия на экране!
  • Hunter x Hunter — при первом появлении Хисока отрубает руки какому-то невезучему кандидату в охотники и потом посмеивается над ним. Тем временем Томпа делает этому маньяку дополнительную «рекламу», рассказывая, как он на прошлом экзамене покалечил кучу кандидатов и чуть не прибил судью (за что схлопотал дисквалификацию). А для тех, кто всё равно не понял, насколько отмороженный перец явился на экзамен, Хисока устроит представление на болоте, желая лично испытать конкурентов. После «испытания» остаётся куча трупов, порезанных и утыканных картами.
  • Onepunch-Man — Гароу пошел по стопам вышеописанного товарища. Впервые он упоминается Бенгом, как ученик, устроивший бойню в додзе. Когда же он впервые появляется в манге лично, то закатывает в асфальт полный зал отборных отморозков, причем под раздачу попало несколько героев А-класса.
    • Там же Сайтама. Достаточно вспомнить первую главу.
  • Code Geass: настолько тонко, что вряд ли так и задумывалось. Сузаку встречает друга детства в гетто, рядом с контейнером с (как он думает) ядовитым газом. Контейнер открывается, и что делает Сузаку? Падает на пол сам и друга тоже валит с ног — видимо, чтобы газ прошёл над головами. И так у этого персонажа решительно со всем. А, ну и ещё: он оказался в гетто потому, что участвовал в его зачистке, если вам это о чём-нибудь говорит.
    • Всё бы ничего, только в этот момент Сузаку, по сути, отдаёт Лелушу собственный противогаз…
  • One Piece — как появляется главный герой Луффи? Правильно! Выпрыгивает из бочки с криком «А вот и я!»
    • Но даже это меркнет в сравнении с первым появлением в манге. Дабы доказать свою крутизну Луффи готов ВЫРЕЗАТЬ СЕБЕ ГЛАЗ — более живописного примера «слабоумия и отваги» не найти. Оттуда, кстати, и знаменитый шрам.
  • «Основатель Тёмного пути»:
    • Цзинь Лин в арке «Высокомерие» имеет сразу два таких момента:
      • Первый связан с откровенным жульничеством в лесу, где, ради лучших результатов на Ночной Охоте, он просто наставил ловушек, которые мешали другим заклинателям, да ещё и насмехался над теми, кому не посчастливилось в них попасть. И здесь мы видим высокомерного, избалованного богатенького сынка.
      • Второй же связан с пробуждённой богиней. Даже столкнувшись с ней лицом к лицу Цзинь Лин без колебаний выступает против неё, показывая, что под высокомерием скрываются смелость (увы, доходящая до безрассудства), настоящая сила и готовность принять ответственность за свои действия.
    • Одновременно вся эта экспозиция отличный момент характеристики для Цзян Чэна: тут и демонстрация дядюшки, нежно любящего своего племянника немного… ээээ… странной любовью (с одной стороны не поскупился вывалить огромную сумму на сети божественного плетения и распугал всех, кто мог помешать Цзинь Лину, да ещё и людей к нему приставил, а с другой — словесная поддержка, у него, прямо скажем, весьма своеобразная), тут и непримиримое отношение к тёмным искусствам («Переломать ноги? Что я тебе говорил! Если встретишь заклинателя, следующего такому извращённому пути, убей его и скорми своим собакам!»), тут и весьма тяжёлый характер и отсутствие выдержки (оба эпизода с Лань Ванцзи).
    • Первый бенефис Вэй Усяня? Мастерское доведение семьи Мо до белого каления с одной стороны и не менее мастерское противостояние злу (особенно заметное за счёт того, что противостоять приходилось исподтишка). Отличная характеристика вечного ребёнка, который в любой момент может врубить очень серьёзного и могучего взрослого.
  • Naruto: Ирука во время первого появления в кадре заявляет, что Наруто не пойдёт домой, пока не очистит памятник, но когда Наруто мрачно заявляет, что ему некуда идти, предлагает купить ему рамен, когда он закончит.
  • «My Hero Academia» — гигантская женщина Леди Гора в первый же рабочий день оказывается в центре внимания, лихо нокаутировав громилу, которого почти добил другой супергерой. Может, она это сгоряча и по простоте душевной? Ничего подобного (в аниме этот эпизод ещё красноречивее, чем в манге)! Гора хитрая, честолюбивая и знает, как добиваться желаемого. А желает она славы и внимания поклонников.

Видеоигры[править]

  • World of Tanks: поле Малиновки. Огромное пустое поле, отлично простреливающееся с половины карты. Отличное место, чтобы вычислить оленя (они очень любят его рашить) в своем клане. А если он еще и на крутом танке — то еще и ботовода.
  • Alan Wake: в своей первой сцене фэбээровец Найтингейл стреляет в Алана, полностью игнорируя риск попасть в постороннего человека, с которым Алан беседует. Сразу понятно, что перед нами не слишком адекватный храмовник.
  • BlazBlue — в своей первой сцене, Юки Теруми занимается тем, что сжигает церковь, убивает монашку и отрубает Рагне (который на тот момент был подростком) руку и похищает его младшую сестру, при этом издеваясь над ним и заливаясь смехом. Прекрасный человек, что сказать. В принципе, это могло сойти за моральный горизонт событий, если бы Теруми не был за ним уже очень давно. Для него это, скорее всего, обычный день.
  • Borderlands. Вовсю эксплуатирует этот троп: КАЖДЫЙ мало-мальски значимый персонаж, появляется перед игроком впервые в эффектном коротком ролике, в конце которого показывают его имя и краткую фразу для бОльшей характеризации.
  • Deadly Premonition: знакомство игрока со специальным агентом ФБР Йорком. Йорк одновременно ведет машину ночью под проливным дождем, курит, смотрит на ноутбуке фотографии убитых женщин и разговаривает по телефону, обсуждая со своим начальством… садомазохистский подтекст взаимоотношений Тома и Джерри! Потом отключает телефон и продолжает разговор, теперь со своим воображаемым другом Заком. Да, перед нами Житель Страны Эльфов и Профи с причудами.
  • Detroit: Become Human — первая сюжетная глава за Коннора, а также первая его встреча с Хэнком.
  • DOOM (2016) — на 30-й секунде игры ГГ, освободившись из цепей, голой рукой разносит череп зомби об свой саркофаг; на 35-й — хватает пистолет и начинает стрелять. Чуть позже, когда Сэмюэль Хайден выходит с ним на связь, он отшвыривает монитор, даже не дослушав его; а ещё чуть позже в лифте при реплике в духе «ради всего человечества» бросает красноречивый взгляд на лежащий здесь же труп сотрудника базы, после чего разбивает (причём с ощутимой агрессией) коммуникатор — мол, не сработаемся. В общем, сразу понятно, что этот главный герой — очень суровый товарищ, и ему не до разговоров.
    • Трейлер к Doom: Eternal в характерности ничуть не уступает. Базу осаждают легионы демонов, динамики раскалываются паническими воплями, персонал носится по залу, как перепуганные цыплята. И посреди этого бардака шествует ОН. Именно шествует. Палачу не пристало торопиться на казнь — без него всё равно не начнут. На шугающихся гражданских — ноль внимания. Заметив у одного из них на шее ключ-карту от запертой двери, подтаскивает ее к ридеру, не удосужившись снять с владельца — авось не задохнется, сам обладетель ключ-карты выглядит так словно Палач ему сейчас голову оторвёт. Потом вынимает из рук у слабо протестующего охранника плазмаган и идет крошить демонов направо и налево.
  • Grand Theft Auto V — появление Тревора, но не в прологе, где ещё толком не понятно, кто вообще эти люди, а уже как всегда доступного играбельного персонажа. Сразу видим — лысеющий алкаш, живущий в трейлере, готовый трахать всех без разбору, которому ничего не стоит убить человека просто за неправильное слово или взгляд. И при этом — очень привязанный к своему старому другу, раз спустя столько лет всё ещё помнит о нём и об его пристрастии выражаться цитатами из фильмов.
  • Mass Effect: обе первые сцены с участием Гарруса демонстрируют, что он, во-первых, полицейский-ковбой (спорит с начальником по поводу способов поимки главгада), во-вторых, отличный стрелок, но несколько безрассудный (метким выстрелом снял бандита, державшего заложницу, но рисковал при этом попасть в заложницу).
  • Ведьмак 3: Дикая Охота: Каменные сердца — одна фраза: Гюнтер О’Дим и ложка.
  • Final Fantasy VII — итак, турки наконец поймали героев, и засадили их в тюремные камеры. И неизвестно как дальше могли бы обстоять дела, если бы не случилось одно страшное происшествие. Кто-то открыл тюремные камеры. Герои недолго думая выходят и лицезреют исход кровавой бани, устроенной Сефиротом.
    • Еще один момент характеристики белокурого суперзлодея — резня в Нибельхейме.

Визуальные романы[править]

  • Higurashi no Naku Koro ni — сцена драки (а точнее избиения) в клубе ярчайшим образом показывает насколько сильно изменился Акасака за прошедшие годы.
  • Katawa Shoujo:
    • Лилли при первом своём появлении сидит в заброшенном классе и пьёт чай. Когда герой к ней обращается, она вежливо приветствует его.
    • Первая встреча с Рин также происходит в пустом классе, но там героиня сидит на столе и ест ланч при помощи своих ног. Первый разговор с Рин прекрасно демонстрирует её натуру Жителя Страны Эльфов.
    • С Ханако герой впервые разговаривает в библиотеке, где та в одиночестве читает книгу. Сперва она невероятно нервничает, а потом вообще убегает.
    • Чтобы показать то, что Эми у нас — девчушка-попрыгушка, создатели воспользовались таким приёмом, как аварийное приветствие. Далее, чтобы погасить любой гнев, Эми пользуется щенячьим взглядом.
  • Ever 17: The Out of Infinity — ответ весёлой девочки Коко в начале игры на вопрос, сколько раз она была в подводном парке: «Эм… так, эм… так… раз, два, три, четыре, пять… Я здесь в первый раз!».
  • 7 дней лета — но сути пролог и главные герои. Тот же Сэм, думающий о том, как неплохо было бы умереть и, от нечего делать, перебирает варианты несчастных случаев с собой, или Локи идущий на зов "подружки" несмотря на ожидание подставы.

Интернет-проекты[править]

  • Веб-сериал «Confinement» — генерал Маркус при первом появлении в кадре сразу же без всякой причины стреляет Коннору в голову со словами «вольно, солдат!». У главного героя ретроактивное бессмертие, чем этот безжалостный вояка и пользуется, не сдерживая себя.