Мондо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mondo. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Поджанр артхаусоподобной, псевдодокументальной чернухи с потугами на реальную документальность

Эксплуатационное кино бывало и бывает разным. Иногда оно посвящено каким-то специфическим темам, назревшей проблеме или историческим периодам. А иногда — банально разнообразным шокирующим вещам, на которые любопытно посмотреть и поужасаться скучающим представителям среднего класса или хорохорящимся подросткам.

И один из примеров — специфический поджанр документального кино (опционально с приставкой «псевдо»), названный мондо, в честь своего первого представителя. Этот фильм, посвящённый тому, что попытались назвать исследованием человеческой природы, был по сути шокирующей эксплуатацией. Тем не менее, она зашла зрителям и породила множество последователей.

В большинстве случаев апелляция к документальности служила попыткам легитимизировать откровенные сцены и протолкнуть их на экраны кинотеатров. Обыкновенно — драйв-иннов и грайндхаусов, ибо в солидных такие непристойности показывать остерегались.

Расцвет поджанра пришёлся на 1970 −80-е, хотя периодически такие фильмы появлялись и в другие годы.

Примеры[править]

  • «Собачий мир» (Mondo Cane, 1962, Италия, в сов. прокате «Грязный мир») — дал название поджанру.
  • «Лики смерти» (1978-96) — один из самых известных представителей.
  • «Прощай, Африка» (Africa addio, 1965) — один из немногих действительно удачных примеров, по воздействию сравнимый едва ли не с «Обыкновенным фашизмом» Ромма. Гуальтьеро Джакопетти и Франко Просперо, подбирая нужные факты, чертовски убедительно демонстрируют, что освобождение Чёрного континента от колониального ига привело к освобождению от оков цивилизации голозадых варваров, которые сменили копья и дубинки на любезно оставленные «белыми угнетателями» автоматы и винтовки, а для мирных африканцев (таких же варваров) стало источником безмерных страданий и горя. Ну а до кучи — все виды геноцида (белых фермеров, мусульман, других племён, etc) и варварское истребление животного мира Африки. Сейчас такого уже точно не снимут.
  • Джакопетти с Проспери сняли свою вторую документалку на тему негров, «Прощай, дядя Том» — увлекательную историю рабовладения в США с полным раскрытием всей его бесчеловечной сути и влияния на современность. Тут, правда, поскольку фильм, в отличие от предыдущего, был постановочным, авторы все-таки слегка перегнули с откровенными сценами. Фирменная ирония осталась и здесь — чего только стоит сцена с еврейским профессором-расистом.
  • «Шокирующая Азия» (Shocking Asia, 1976) — ксенофобский пример.
  • «Швеция: Рай и ад» (Svezia, inferno e paradiso, 1968) — попытки выдать вольные эротические фантазии за реальные съемки.
  • «Земляне» (2005) — снятый зоозащитниками фильм, посвящённый эксплуатации животных человеком.
    • Внезапно обрел популярность, после событий с заложниками и Зеленским.