Монументальная гигантомания

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Такой видел Гитлер столицу Тысячелетнего Рейха Германию
А таким должен был стать Дворец Советов
« Славим радость большого труда, непонятного смыслом своим. »
— Ю. Шевчук, «Я получил эту роль»

Мощь и брутальность! Сталь и бетон! Прямые углы и массивность! Да здравствует она, а именно…

Монументальная гигантомания, также известная на Западе как Тоталитарная архитектура — это стилистика городского сеттинга, построенного и основанного на эстетике того времени, когда в Центральной Европе реяли флаги с солярными символами, а по улицам шагали «дружелюбные» соседи в коричневом, а на Востоке реяли красные флаги и шагали бравые ребята в олимпийках. Во многом вобрав в себя модернистcкие представления о прекрасном, оба общества теоретизировали идеи о новом городе для нового же общества. В чём же состоят основы стиля:

  1. Перво-наперво, это материалы. Для города будущего нужны материалы будущего. Сверхпрочный бетон, и крепкая сталь наших новых заводов — вот что станет основой новых домов!
  2. С материалами разобрались, в дальнейшем идёт планировка. Наше общество — как механизм, точное и выверенное. Такими же и будут наши улицы. Ровные прямые углы улиц, широкие автобаны — дадим дороги нашим детям и их транспорту будущего.
  3. Дороги построены, и какие их будут опоясывать здания? Наше общество могуче и торжествует над силами природы — так будут торжествовать и наши здания. Огромные, многотонные, опоясывающие город, как стены китайцев — именно такими будут дома наших людей. Отдельно, как символ могущества нашего государства, над этими гигантами будут стоять еще большие гиганты — это правительственные здания.

Впрочем, несмотря на такую гладкую картину, как мы знаем, этих обществ больше нет, как и идей таких городов. Но теперь у нас есть отличные дизайн-проекты для сеттинга тоталитарных дистопий и т. п. Маленький человек и огромное здание такого же огромного Министерства Правды — идеальное визуальное противопоставление для фильма-антиутопии.

Впрочем, было бы ошибочно считать, что троп возник в ХХ веке. С древних времён громадные здания ассоциируются с мощью того, кто их построил (не своими, как водится, руками), а поэтому замки и дворцы светских правителей, что храмы поражали в первую очередь своими размерами. Многие и сейчас поражают.

Примеры[править]

Мифология и религия[править]

  • Библия — Вавилонская башня. Правда, её так и не достроили.
    • Аверсия с храмом Соломона: да, величественный, богато отделанный, но в высоту достигал всего 30 локтей (13,5 м, примерно как современный 4-этажный дом с фундаментом).
    • Примерно тех же размеров мусульманская Кааба.
    • Для сравнения: зиккурат Этеменанки — 91 м.

Литература[править]

  • 1984 — белые трехсотметровые пирамиды Министерств, доминирующие над Лондоном.
  • Ханну Райаниеми, трилогия «Квантовый вор» — несколько примеров.
    • Соборность выжимает педаль в недра Солнца.
    • Сирр, последний город Земли — пять громадных осколков космической станции, на и вокруг которых понастроены домики поменьше, сами являются циклопическими зданиями. Каждый принадлежит одной из пяти главенствующих семей.
    • Марсианские города гораздо более вычурны (множество взаимно подвижных платформ на ножках), но и им такое порою свойственно.
  • Метавселенная Рудазова — иногда встречается.
    • «Рыцари Пречистой Девы» — дворец Мевдагом, резиденция императоров Кахалы. Постоянное население — порядка десяти тысяч человек.
    • «Властелин» — Цитадель Зла, возвышающаяся над Бриарогеном, как ракета над Байконуром. Бельзедору по должности положено.
    • «Арифмоман» — Библиоград, колоссальная библиотека в Озирии, в прошлом — дом хтонических Библиотекарей. «Паргоронские байки» упоминают, что когда-то такие библиограды подпирали небо по всему Камню.
  • Палтус, «Величайший диктатор» — тотальная гегемония монументального конструктивизма от Мадрида до Владивостока. Ле Корбюзье — диктатор Франции, его поклонник Павел Губарев — диктатор России…
  • «Хроники хищных городов» — ради этой строчки вся песня и писалась! Среднестатистический движущийся мегаполис этого мира, от них же первый есть Лондон — настоящий триумф тропа.

Кино[править]

  • «Метрополис».
  • Либрия.
  • The Hunger Games — Капитолий.
  • «Шпион» (2012) — Москва 1941 предстает с полностью реализованным генпланом по реконструкции города. Есть даже высотки, которые правда, были спроектированы только в 1947 г.

Мультфильмы[править]

  • «Шрек» — лорд Фаркуад неравнодушен к тропу. Ещё бы — он карлик!

Аниме и манга[править]

  • Встречается почти повсеместно в творчестве Цутому Нихэя. Всё же у мангаки образование архитектора. BLAME!, Biomega, Digimortal…
    • У его ученицы Хаясиды Кью в Dorohedoro тропу соответствует особняк Эна.
  • Vampire Hunter D: Bloodlust — просто посмотрите на дворец Камиллы.
  • Toriko — Симабукуро Мицутоси обожает гигантоманию. Башня Гурманов построена в виде огромных вилки и ножа, где в здании ножа 330 этажей, что в два раза больше, чем у Бурдж-Халифа.
    • Это ничто по сравнению с Пирамидой Гурманов. Ее высота около 500 метров (у пирамиды Хеопса всего 139). Однако на деле это никакая не пирамида, а лишь часть крыши самой высокой башни гигантского дворца, который утоп в песке. По примерным подсчетам, высота главной башни больше 16 километров.
  • Code Geass — абсолютно ВСЁ что строит Британская Империя, начиная от британских районов в городах колонизированной Японии, и заканчивая столицей Пендрагон, которую явно не позднее лет этак 30 назад перестроили, или построили, с нуля. Не отстают также и европейцы с китайцами, правда это менее заметно, так как их меньше показывали.
  • Берсерк — именно такую Фальконию отгрохал Гриффит, победив Ганишку.

Видеоигры[править]

Собственно, Берлин нового Рейха из мира Wolfenstein
  • Новые Wolfenstein от MachineGames — мир победившего нацизма эстетически выдержан с точностью до дюйма. И для таких монументов был подведен обоснуй в виде суперцемента, чья рецептура была «позаимствована» у Даат Ихуд.
    • Сам замок Вульфенштайн в The Old Blood тоже считается.
  • Demon's Souls/Dark Souls/Bloodborne: гигантские крепости и замки, которые ещё и начисто игнорируют гравитацию.
  • Minecraft — тысячи игроков строят циклопические здания и города, иногда в одиночку, иногда большими командами. Единственное ограничение — потолок в 256 блоков при уровне моря в 64.
    • Что решается модами — есть как просто на увеличение потолка (чревато), так и на кубические чанки, принципиально снимающие ограничение по высоте.
  • «Heroes of Might and Magic V» — высоченные здания Ордена Порядка и высоченные шпили Некрополиса. А город демонов представляет из себя огромную колонну, и его застройка — это обустройство этажей этой колонны.
  • «Control» — здание Бюро Контроля. Срисовано с реального здания в Нью-Йорке.
  • You Are Empty — Неназванный советский город именно в таком виде. Даже с местным Дворцом Советов в виде башни-излучателя.
  • INSOMNIA: The Ark — Объект-6. Огромная довоенная космическая станция, рассчитанная на многомиллионное население. Монументальные, уходящие в темноту, стальные стены с изваяниями уже забытых героев, гигантские украшенные залы, эстакады и мосты.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — характерно для многих планет Империума, особенно миров-ульев и кардинальных (подчиненных Экклезиархии) миров.
    • Как можно было упомянуть людишек и совершенно забыть про некронов? Фи! Даже забившись под землю, они умудрились сохранить там свою египетскую гигантоманию.
      • Всё же с прикрученным фитильком, строили они это всё, в своё время, на поверхности, просто после 65 миллионов лет сна, рейдов эльдар, лутания орков, и тектонической активности, уцелело только то, что внезапно оказалось очень глубоко.
  • Warhammer Fantasy Battles:
    • Цари гробниц с их египетскими пирамидами и статуями. Всех перегигантоманил Нагаш, ради своей чёрной пирамиды разоривший страну.
    • А также храмовые города людоящеров.
    • И гномьи твердыни, само собой.
    • Жители древнего города Тилоса захотели построить башню до небес. Загадочный незнакомец предложил им помочь если на вершине будет установлен символ его бога. Так Тилос стал Скавенгнилем, а его жители — скавенами. А потом они построили такую же башню под первой, направленную внутрь земли.

Прочее[править]

  • Андивионский Научный Альянс при строительстве баз в уже населённых мирах предпочитает такой стиль с заметной примесью металлических коробочек. Прежде всего, его города-цитадели рассчитаны на самые суровые катастрофы, и если вдруг придётся полностью изолировать такое поселение, там всем хватит места, а внутри монументальных зданий можно разместить больше полезной техники. Кроме того, подобная архитектура наглядно демонстрирует мощь Альянса, что полезно при налаживании контактов с новыми мирами и воспитывает в новичках полезные качества, например помогает привыкать к грандиозным масштабам. Наконец, это достаточно грубый стиль, чтобы чётко отделить «города для новичков» от более изящных постчеловеческих поселений — когда сотрудник, прокачав свой разум, переходит на высший уровень организации, он легко отказывается от столь примитивных форм и, как следствие, меньше привязывается к прежней жизни.

Реальная жизнь[править]

Не построили[править]

  • Зал Народа (Volkshalle) — тот самый гигантский купол над Берлином.
  • Территория съездов НСДАП в Нюрнберге (Reichsparteitagsgelände) — из всего комплекса полностью готовы были только Поля Цеппелина с трибуной и несколько мелких строений, наполовину был построен Зал собраний. Прочее не реализовано: например, для Немецкого стадиона лишь вырыли котлован, ныне засыпанный остатками довоенного Нюрнберга.
  • Дворец Советов — уже советский проект, место будущих заседаний Советов. Воистину дворец и возможный символ силы советского государства, на постройку этого колосса была расчищена местность путём взрыва храма Христа-Спасителя и были начаты первые этапы строительства, но война поставила крест на всем мероприятии, и проект свернули.
  • Пантеон в Москве — еще один советский проект, монументальный некрополь для Ленина, Сталина и всех, похороненных в кремлевской стене.
  • Конструктивистский (в отличие от предыдущих) пример — «башня Татлина».
    • Тропу соответствует очень условно: Татлин, будучи художником, а не архитектором, совершенно не интересовался тем, как его проект технически реализовывать (и возможно ли это в принципе).
  • Часто встречается в формате «бумажной архитектуры», как наброски строений, не доходящие до стадии проектов, и не сильно-то для воплощения предназначенные.
    • Первопример из времен старше, чем пар: Джованни Пираннезе.
    • Французские архитекторы-«мегаломаньяки» из предреволюционных времен. Кенотаф Ньютона в виде 150-метровой сферы от Этьена-Луи Булле, например. За полтора века до Фольксхалле.
    • Конструктивистские «Архитектурные фантазии» Якова Чернихова.

Построили[править]

  • Пирамиды египетских фараонов (не только те, что в Гизе).
  • Зиккурат Этеменанки — прототип Вавилонской башни.
  • Некоторые средневековые соборы (например, Кёльнский).
  • Дворцы Санкт-Петербурга.
  • Дворец в Казерте. Построили неаполитанские короли в XVIII веке, здание до сих пор входит в первую двадцатку по площади в мире(!). Отдельные интерьеры можно увидеть и в кино: именно в этом дворце жила королева Набу в трилогии приквелов «Звездных войн».
  • «Прорский колосс» — гигантский санаторий, построенный Третьим Рейхом в конце 1930-х. Был рассчитан на астрономические 20 тыс. человек, но так и не заселялся полностью. На настоящее время как зона отдыха не функционирует, площади распроданы частникам.
  • «Сталинские высотки», не только московские, но и, например, Дворец Культуры и Науки (он же «Stalin’s birthday cake») в Варшаве.
  • Пафосные советские остановки, на которых архитекторам позволили отрываться. Вот уж где мания. На фоне современных анекдотичных конструкций из трёх рекламных щитов под прозрачной крышей получается вполне монументально.
  • Дворец Парламента в Бухаресте. Между прочим, самое тяжёлое административное здание в мире! Строили при Чаушеску, строили при демократии, но полностью он не достроен до сих пор.
  • Но всем им далеко до Абрадж аль-Бейт в Мекке и Бурдж-Халифы в ОАЭ. Исламская теократия уделывает любой тоталитаризм.
  • 105-этажный пирамидальный отель «Рюгён» в Пхеньяне достроен, но не используется по назначению.
  • Автозаводы полного цикла
    • ГАЗ. Огромен настолько, что ради него выстроили аж две станции метро — к северной и южной проходной, чтобы подвозить толпы рабочих и не смешивать их.
    • ВАЗ. Прямоугольник размерами 5 на 1,5 километра, 12 остановок общественного транспорта по периметру с названиями уровня «Кузнечно-прессовый цех», «Чугуно-литейный цех», «1 вставка»…
  • Бразилиа — столица Бразилии, крупнейший проект Оскара Нимейера по всем канонам модернизма.
  • Пентагон же! Крупнейшее административное здание в мире.