Моральная паника

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ANTIFA.gifEntnazifizierung erforderlich!
Данная статья несёт в себе опасные для общества идеи и/или написана в откровенно экстремистском стиле. Её требуется переписать в нейтральном ключе. Руководство сайта не поддерживает шовинизм в любом его виде и не желает нарушать законы России и стран СНГ.
« …так называется взрыв общественного возмущения, когда какая-то ситуация широко и горячо обсуждается, вызывая слияние в праведном гневе и простые решения, вроде «запретить все подобное, чтобы больше никогда». Эту человеческую потребность оставаться перед лицом ужаса хорошим, правым и не одиноким умеют использовать как СМИ, чтобы получить внимание публики, так и политики — тоже ради внимания и поддержки, а ещё чиновники, чтобы, как всегда, перевести стрелки от себя. В итоге любой случай обрастает множеством слухов, домыслов и допущений настолько, что разобраться, что там было, не имея доступа к самой ситуации, невозможно. Зато есть множество людей, искренне уверенных, что они знают, «как все на самом деле» и готовых разорвать каждого, кто не разделяет публично их негодования теми или этими.

За годы работы я помню кейсы, где общественность была готова растерзать приемных родителей, обвиняемых в жестоком обращении, люди пересказывали друг друга ужасные детали и подробности, заражая гневом все новых и новых участников обсуждения. При этом я знаю от коллег, мнению которых у меня нет оснований не доверять, что жестокого обращения не было, было несчастное стечение обстоятельств. Итог: дети росли в учреждении, никто из возмущавшихся их не побежал забирать в свою семью. Я помню и другие случаи, когда общественность была горой за семью, приводя множество фактов и эмоциональных подробностей, о том, как хорошо было детям и какие чудесные люди эти родители, а клеймили наоборот «ювенальщину» и опеку. А я опять же знаю от коллег, работавших со случаем, что жестокое обращение там было, причем сознательное и систематическое. Вот поэтому я никогда не комментирую конкретные случаи. Если я с ними связана по работе и что-то знаю, это было бы нарушением конфиденциальности. Если не знаю — выносить суждение на основании слов соседки, пересказанных журналистами — не могу себе позволить. Кроме всего прочего, моральные паники плохи тем, что оказывают давление на следствие и суд, особенно в ситуации, когда они зависимы от местного начальства. Что я могу. Я понимаю, как устроена система. Я знаю, что работает, а что нет. Знаю «ложные ходы», которые кажутся простыми решениями — в том числе потому, что сама когда-то по ним сходила и убедилась. Иногда понимаю, что можно сделать, иногда не очень. Об этом я вам рассказываю. Не дергаю вас за эмоциональные крючки, не устраиваю митинги под лозунгом «Какой ужас!», а разговариваю как с собеседниками, которые хотят разобраться в очень сложной и больной теме. Если вам именно это и нужно — рада быть полезной. С остальным не ко мне.

»
— Людмила Петрановская о теме статьи

Моральная паника — массовая истерия по поводу опасности (реальной или мнимой), которая угрожает самым основам сложившегося общественного уклада. Является частным случаем городских легенд.

Объектом моральной паники может стать кто угодно и что угодно. Злодейские планы могут приписываться определенным социальным группам, которые вот-вот спровоцируют Третью мировую войну\устроят теракт\свергнут правительство. Может неадекватно оцениваться опасность от какого-нибудь вида контента или конкретного произведения, которое якобы толкает огромное количество людей на преступления. В особо запущенных случаях объект полностью отсутствует в реальной жизни. Еще одна важная черта моральной паники — преувеличенная опасность и требование совершенно неадекватных мер по ее предотвращению. Подростки смотрят аниме, из-за которого кончают самоубийством? Запретить любое аниме, любую мультипликацию серьёзнее «Маши и Медведя», ограничить свободное время подростков, запретить им доступ в Интернет и к компьютерам! Посадить всех, кто рисует аниме, переводит аниме, продает аниме, стоит рядом с людьми, смотрящими аниме!

Если в рамках моральной паники злодейские намерения приписываются некоей социальной группе (народу, конфессии, субкультуре) — это кровавый навет, при этом реальные идеи и цели социальной группы часто искажаются и очучеливаются до неузнаваемости. Если на ужасные поступки толкает, по мнению паникеров, некое произведение или жанр искусства (наслушаются своего металла и идут одноклассников убивать!) — это «Во всём виновата Дока 2!».

Образчик моральной паники по поводу «эпидемии самоубийств» в нулевые. Напополам с двумя соседними тропами.

В таких случаях цензура часто принимает меры и перегибает палку. Часто пересекается с теорией заговора. Если моральная паника была небеспочвенной — это троп Параноик был прав. Слухи, ширящиеся при моральной панике, часто порождаются по принципу «слышал звон, но не знаю, где он».

Моральная паника часто становится причиной охоты на ведьм. Она — звездный час для всевозможных борцов за нравственность и прочих экспертов, всегда готовых объяснить, кто это растлевает молодежь, кто за ними стоит и что нужно со всем этим делать. Печальнее всего получается, когда к ним прислушиваются те, кто реально обладает политической властью. Но здесь речь идёт не просто о падении нравов, а о более серьёзной вещи — разрушении общества!

Как правило, моральная паника рано или поздно затихает, когда выясняется, что ничего ужасного не произошло. Тем не менее, у нее есть типовые «пугала» и сюжеты, которые повторяются в следующем поколении. Посмотрите на иллюстрацию справа — это перл из украинской навозной прессы середины 2000-х, явно написанный по мотивам аналогичного бреда из российских «АиФ».[1] А теперь найдите десять принципиальных отличий от статей про «Синего Кита». Вообще о массовых самоубийствах детей и подростков говорили всегда, но в 1990-х и ранних 2000-х в них обвиняли рок-музыку и компьютерные игры, в поздних 2000-х — субкультуры готов и эмо, а также аниме, а в 2010-е яркой звездой вспыхнула паника по поводу «Синего кита». При этом, разумеется, в 1990-е рост подростковых суицидов был вызван совсем другими причинами, а в 2000-10-е их количество, напротив, снижалось.

Примеры[править]

В вымышленных произведениях[править]

  • Братья Стругацкие:
    • «Хищные вещи века» — зигзаг. С одной стороны, вся повесть во многом посвящена вопросу скатывания в «общество потребления», и отношение к этому положительного главгероя Ивана Жилина тянет на проявление тропа. С другой — такое скатывания, особенно в изображённом виде, и правда никак не назвать положительным явлением. Наконец, с третьей — действия «интелей», которые в прямом смысле слова выходят на тропу войны с этим обществом. Одновременно они сами являются носителями «моральной паники», и их действия вызывают аналогичное отношение к местных жителей, которым мешают беззаботно развлекаться.
    • «Гадкие лебеди» — не то, чтобы паника, но на грани таковой отношение жителей Города к мокрецам и лепрозорию: «Сманят детей, ироды!». С оговорками, так как в финале выясняется, что паника не совсем беспочвенная или даже вполне обоснованная. Вот только есть нюансы…
    • «Отягощённые злом» — а там общественное мнение ополчилось против «Флоры», безвредных хиппанов. И опять же тут есть нюансы: полная социальная безвредность такой огромной массы бездельников, наркоманов — и по факту «мирных, не-тоталитарных, но всё-таки сектантов» — несколько преувеличена… Что не отменяет явной склонности «добропорядочной» обывательской массы к неадекватному возмездию (нет секты — нет проблемы! А ну заровняем «Флору» спецназом!).
  • Леонид Каганов, «Колобок и педофилы» — заглавный герой ловко воспользовался педоистерией в собственных целях, аж трижды. Но Лиса оказалась хитрей.
  • «Стиляги» — фильм в целом не только об этом, но сама борьба с «безродным космополитизмом» и конкретно стилягами, изображённая в фильме, вполне предмет статьи.
  • Во вселенной Warhammer 40 000 непрекращающийся сабж в адрес хаоситских или генокрадских культов — суровая необходимость, ибо зачастую их заговоры действительно охватывают целые системы и сектора.
  • «Южный Парк: большой и без купюр» — а ну-ка, запевай! «Blame Canada, blame Canada…».

В реальной жизни[править]

  • Мета-пример: любой политический враг, который обязательно вербует детей и подростков, подбивая выходить на митинги, платит оппозиции, чтобы она критиковала власть, финансирует несогласные СМИ… В истории любой страны найдется не один подобный случай.
    • Порой даже оказывается, что действительно подбивали и финансировали.
    • А ещё случается зигзаг: моральная паника нарочно разжигается, чтобы общественные активисты и поддавшиеся их давлению службы безопасности начали кошмарить безобидных неформалов или представителей национальных\религиозных\еще каких-нибудь меньшинств и не заметили вербовки реальных агентов влияния среди политиков, бизнесменов, силовиков… Не говоря уж о том, что последовательно «закошмариваемые» группы неминуемо радикализируются, и получается самосбывающееся пророчество.
  • Архитипичнейший пример — «сатанинская паника» в США 1980-х годов. Огромное количество людей искренне верило в существование глобальной сети сатанистов, которые приносят в жертву детей, и видело намеки на это повсюду.
    • К сатанинской панике параллельно примыкали «рокерская» и «D&D-шная», когда в текстах песен рок-групп и правилах настольных игр видели сатанинские отсылки.
    • Уже в 1990-х на той же («ату сатанистов!») волне были некоторые проблемы у любителей полевых ролевых игр. И в США, и в постсоветской ельцинской России. Последовательной травли на этот раз не было (но лишь ввиду нишевости данной тусовки?) — а вот «перегибы на местах» случались.
  • Истерия вокруг «Синего кита», вокруг которой быстро родилась целая мифология. Паровозиком к ней прицепились сатанисты, спецслужбы западных стран и террористы из некоторых соседних, которые, несомненно, стояли за массовыми подростковыми суицидами (никакого роста числа суицидов не было зафиксировано).
    • Насколько известно, это вообще была газетная утка из каких-то жёлтых страниц, фактические группы и мифология были созданы в ответ на статью.
    • Да и вообще уговорить здорового и благополучного человека на прямой суицид невозможно — здоровый и благополучный человек, знаете ли, жить хочет. Можно подбить на опасное развлечение, но не более того. Такой фокус может сработать только с тем, кто уже реально близок к подобному состоянию и соответствующему решению, а довести до этого могут или серьёзные проблемы с психикой, или чуткие, любящие и понимающие окружающие — родные и сверстники. А чисто уговорами и даже приказом добиться суицида полтора сетевых анонима не могут. И даже 100150. Если Анонимус и доводит кого-то до суицида — то в результате банальной жестокой травли, обычно с деанонимизацией жертвы, а не мифических сектантских ритуалов.
    • В подготовке массового суицида 3 марта 2021 года некоторые СМИ обвинили ни много ни мало целую соцсеть TikTok. Перебор даже для хейтеров этой соцсети.
  • Истерия по поводу вездесущих маньяков в лихие девяностые. Мутировала в педоистерию — как у нас, так и у них. К ребёнку порой даже подойти страшно! Настоящие насильники детей, безусловно, заслуживают гореть в аду заживо — проблема в том, что борцы за нравственность начали видеть намёки на педофилию во всём, от фото детей на пляже до крапивинских мальчиков. Отец даже взять дочку на руки не может или её поцеловать — сразу в педофилы запишут. А уж дружба взрослого и ребёнка в наши дни — ну просто хождение по бритве.
  • Разжигавшаяся в околоцерковных кругах истерия вокруг ИНН, штрих-кодов и электронных карт — якобы с числом 666. А ещё раньше — вокруг новых советских паспортов. В 1990-х против них же выступали и некоторые священнослужители, и их книги свободно продавались в церковных лавках, но иные (в их числе диакон Андрей Кураев) писали опровержения на их опусы. В 2000 г. высшее руководство РПЦ официально подтвердило, что ничего сатанинского во всём этом нет, и «штрихофобы» окончательно стали маргинальной группой, а епископ Диомид Чукотский, главный борец с «предпечатями антихриста», попал в опалу.
  • После терактов Эллиота Роджера и Алека Минасяна всех инцелов считают опасными террористами. Но далеко не все из них настолько доходят до ручки, большинство продолжают влачить унылое существование или роскомнадзорятся.
    • Тут еще и очучеливание с непониманием мотивов. Инцелы не «ненавидят мир потому, что у них нет девушки», а считают, что общество ненавидит их из-за неправильной внешности (некоторые на полном серьёзе считают себя уродливыми из-за узкого запястья, например). Отсутствие у себя девушки считают ярчайшим симптомом этой ненависти, ну и в итоге наносят превентивный удар, находя обоснование для своей ненависти к женщинам в их «половой распущенности» и «склонности к издевательствам». Но моральная паника раздувает их до какой-то террористической организации, убивающей женщин[2] просто так.
  • Борьба с различными, обычно новыми, стилями и направлениями в музыке. Вопреки распространённому заблуждению, свойственна далеко не только родным палестинам: с
    • Тот же w: рок-н-ролл в США поначалу воспринимался как музыка пошлая и развратная, и строгие мамаши были категорически против участия своих благовоспитанных дочек в подобном.
      • Вообще в Америке у этого явления не просто старая — древняя история, поскольку американкое общество изначально формировалось в том числе из пуритан, чрезмерно отмороженных даже по меркам пуританской Англии. У некоторых из них под запретом была вообще всё светское искусство, а у особо… увлечённых — любая музыка в принципе, даже написанная специально для богослужений. По тем же причинам, что и украшение церквей.
    • В предвоенном СССР многие так же относились к оперетте и прочим «лёгким» в сравнении с классикой жанрам. Правда, официальной позицией это не было, снимались даже фильмы, слегка высмеивающие таких пуристов, но факт имел место. Вдвойне забавно, что оперетта в наше время давным-давно воспринимается как разновидность неинтересной классической музыки.
    • В свою очередь в послевоенном СССР тот же рок-н-ролл и джаз официально не приветствовались, но фактически исполнялись. Главное, не говорить, что это! Ещё до войны Леонид Утёсов, вполне официальный исполнитель, вполне легально занимался джазом.
    • В аналогичную панику впадали позднесоветские родители от увлечения своих отпрысков тяжёлой музыкой — от чисто эстетических претензий и до собственно моральной паники с выкидыванием пластинок, магнитофонов и попытками посадить под домашний арест. Что вдвойне забавно, после распада СССР знамя борьбы с «сатанинской музыкой» подхватила уже церковь, впрочем, тоже в лице отдельных представителей, а не официальной позиции.
  • Наркомания и вездесущие наркоторговцы — вечная тема как минимум с 1990-х у нас и с 1960-х — у них.
    • Реакция гипербдительных мамаш в родительских группах WhatsApp на случаи отравления детей снюсами.
  • Ужасная SJW-агенда в медиа. Появление в каком-либо произведении гея, чернокожего или сильной независимой бабы или просто любой акт цензуры воспринимается как попытка перекроить общественную мораль, лишить мужчин мужественности, привить белой расе чувство вины за угнетение всех и вся итэдэ итэпэ. На самом деле — скорее попытка корпораций (которым плевать на какую-то мораль и вообще на всё, кроме прибыли) казаться добренькими и прогрессивными, и делается это скорее для галочки, потому и получается так убого.
    • В обратную сторону, впрочем, случается намного чаще и провоцирует истерию. Отказ добавлять негров и азиатов в игру про средневековую Богемию — это расизм и покушение на основы современного цивилизованного общества! Мнение, что нельзя преследовать людей за цивилизованное, не сопряженное с угрозами и оскорблениями, озвучивание своих политических взглядов — это практически фашизм! Случаи массовой травли, в том числе и с печальными последствиями за демонстрацию мнения противоречащего «прогрессивным» взглядам, но в целом вполне корректного, бывали неоднократно. Это тоже вполне себе пример тропа, потому что травители уверены, что отстаивают определенную систему этических и моральных ценностей, которая либо уже, по их мнению, общепринята, либо должна быть таковой. Ну а действия их оппонентов, якобы, направлены на подрыв, дискредитацию и разрушение этой системы.
      • Вообще-то в случае с Алеком — его довели до суицида не за «демонстрацию мнения, противоречащего прогрессивным взглядам», а по ложному (?) обвинению в изнасиловании от Зоуи Квинн. И да, это единственный эпизод подобной травли. Существуют множество политиков и блогеров, которые высказывают «антипрогрессивистские взгляды», но их никто не трогает.
    • Зачастую это даже не попытка получения прибыли, а результат действий дорвавшихся до власти морализаторов, как раз «для галочки» и нанятых, и агрессивной пропаганды их морали внутри самих компаний. См. пресловутое прививание «белой вины» сотрудникам Coca-Cola. Да и Голливуд сотоварищи в целом — та ещё банка с гадюками, и получить массовую травлю и уничтожение карьеры за отказ в добавлении штатных карикатур на меньшинства меньшинств там легче лёгкого. Тем смешнее смотреть, как привыкшие к немедленному подчинению булли-переростки напарываются на людей из несвязанной группы или другой культуры, пытаются строить пальцы веером, и получают по сусалам.
  • В конце 2010х популярной темой в прессе стало АУЕ — движение подростков, подражающих нравам и обычаям тюремно-криминальной среды. По факту, речь шла изначально об обычной околомаргинальной молодёжи в депрессивных регионах с соответствующим поведением, но в массмедиа они превратились в загадочную, внезапно возникшую из ниоткуда, структурированную и опасную организацию, управляемую ворами в законе, активную по всей стране. Заговорили об идеологии АУЕ, в 2020 году признанной Верховным судом экстремистской, с АУЕ стали связывать любые преступления или аморальное поведение в молодёжной среде. Возникший хайп был подхвачен и иронически присвоен в основном далёкими от гопничества подростками и студентами в больших городах, в результате чего соцсети наводнились пародийными АУЕ-пабликами и твиттер-аккаунтами, подтверждая худшие опасения общества — мы теряем молодёжь, экстремистская идеология на подъёме!

Примечания[править]

  1. Справедливости ради, украинские журналисты, в отличие от российских коллег, хотя бы немного попробовали разобраться в вопросе (пять минут погуглили) и поняли, что Diablo и Final Fantasy — разные игры.
  2. Кстати, едва ли не больше, чем женщин, инцелы ненавидят «чедов» — мужчин, популярных у противоположного пола. И тот же Элиот Роджер начал с того, что убил своих однокомнатников по общаге — в итоге среди его жертв мужчин оказалось больше.