Морской народ

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если Вы ищете людей, см. Народы моря

« На сизой морде — красный нос,

В зелёной туше тонна, Не меньше; брюхом — альбинос, Хвост — будто у тритона. Ступни — как ласты, шерсти — швах: Один вихор на холке И шапка красная в руках, Навроде треуголки.

»
— Водяной Кумара из аудиокниги «Джек Доггерти — рыбак»
Sea folk.jpg

Морской народ — живущие в море разумные расы, чаще всего — какие-нибудь русалки или/и тритоны, хотя могут быть и чем-то совсем другим.

Не путать с народами моря — нормальными хомо сапиенсами, живущими там же (но плавающими всё же в основном по поверхности, а не в глубине). Если действие происходит в научной фантастике или космоопере — то это уже морские пришельцы.

Суть[править]

Морской народ в произведении чаще всего нужен в качестве обоснуя или рояля в кустах — сухопутные герои в воде довольно ограниченно себя чувствуют, так что кто-то должен их спасти, если корабль вдруг разломается пополам посреди океана, либо дать чудодейственные водоросли/кораллы/побрякушки, с которыми можно дышать под водой.

Вследствие этого морской народ — образ в меру положительный. Такую расу можно без сомнений назвать скорее нейтральной, поскольку они мало контактируют с народами суши, и вообще их скорее боятся, поскольку страдающие ксенофобией люди склонны морской народ издалека закидывать гарпунами.

Однако стоит отметить, что морской народ всегда относится к этому с пониманием, и вместо того, чтобы отвечать на ненависть и страх той же монетой, просто не мозолят глаза пугливым сухопутным крысам — что довольно легко делать, пожалуй, если под боком целый океан без каких-либо границ. Из-за всего этого у морского народа практически никогда не бывает сколь-нибудь внятных договорённостей или контактов с другими государствами или расами.

Морской народ достаточно часто обладает способностями амфибии, но всё равно старается держаться поближе к родной стихии — и по описанным выше причинам, и просто потому, что без воды они могут захиреть.

Они выглядят как гуманоиды с рыбьими хвостами, женщины могут выглядеть весьма миловидно, а мужчины — внушительно и/или несколько уродливо, но никогда не до такой степени, чтобы это отталкивало. Обычно они бывают каких-нибудь «морских» цветов — от бирюзового до тёмно-синего.

Но иногда морской народ показывается, как что-то жуткое и крайне чуждое человеку. Этот образ чаще показывают в хоррорах: такой морской народ больше похож на человека, но одновременно ему придаются более резкие «чужие» черты. Цвет «плохого» морского народа — зелёный, тёмный, грязные оттенки синего и голубого.

«Плохой» морской народ либо не умеет разговаривать, либо считает, что с людьми и говорить не стоит. В отличие от «хорошего» аналога, «плохие» нарочно селятся поближе к людям, чтобы время от времени заниматься своим любимым делом — красть хорошеньких девушек с суши для вполне понятных целей.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Русалки и водяные.
  • Дети Моря — морские рыболюди из персидских легенд, живущие в городах на дне моря, страдающие от нападений демонических рыб — данданов (видимо, данданы — аллюзия на акул).

Комплексные франшизы[править]

  • А. Сапковский, Сага о ведьмаке — их тут есть.
    • Русалки, они же наяды — Старшая Раса, разновидность нимф. Однополы и размножаются, подобно дриадам. Не столько морской, сколько пресноводный народ, но к воде привязаны несильно: Геральт чуть не принял за русалку бруксу Вереену, хотя из водоёмов в поместье Нивеллена — только старый фонтан.
    • Сирены (и их мужчины тритоны) — довольно варварский и изоляционистский, не чурающийся людоедства, но всё же разумный и иногда договороспособный народ. Разговаривают на собственном диалекте Старшей Речи, любят петь. Способны дышать как в воде, так и в воздухе, но надолго покидать воду не могут — кожа сильно сохнет. Размножаются икрометанием. В игре научились летать, причём крылья у них — задние конечности.
    • Водяные. Списаны с Глубоководных, живут в городе-мираже, в игре даже поклоняются Дагону (хотя есть и мирный жрец Владычицы Озера).

Литература[править]

  • Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен, «Симплициссимус» — глава «Муммельзее» описывает приключения героя в одноимённом озере, населённом сильфами — водяными эльфами.
  • Ганс Христиан Андерсен, «Русалочка» — морской народ. Помимо любовной истории, там ещё немало описаний быта и культуры этого самого народа.
  • Герберт Уэллс, «В бездне» — исследователь, погружающийся на дно океана в батисфере, находит там неизвестную цивилизацию ящеров, дышащих жабрами. Источником металла для глубоководных служат затонувшие корабли.
  • Карел Чапек, «Война с саламандрами» — разумные морские саламандры.
  • Лавкрафт — Глубоководные. Склоняют людей к сомнительным сделкам, ради сохранения своего вида спариваются с людьми, создавая гибридов, которые к зрелому возрасту спокойно становятся полноценными Глубоководными.
  • Роджер Желязны, «Хроники Амбера» — помимо призрачного Тир-на-Ног’та у Амбера есть еще подводный двойник — Ребма. Там живет принцесса Льювилла — бастард Оберона. Попасть в город можно по лестнице. Она зачарована так, что на ней (как и в самой Ребме) жители суши могут спокойно дышать под водой (но за пределами Лестницы они погибают). При этом по улицам Ребмы плавают рыбы, а на клумбах растут водоросли. Жители подводного города вполне люди, но имеют зеленые, красные или черные волосы, глаза у большинства зеленые, но встречаются и фиолетовые. Они носят одежду и доспехи из водорослей и ракушек.
  • «Гарри Поттер» — русалки и тритоны, среди магов известны как «селки и мерроу».
  • ПЛиО: в фольклоре Вестероса упоминается не то вымерший, не то ушедший, не то вообще легендарный народ мерлингов — морских подводных жителей, некогда выходивших на поверхность. Тирион и большинство других образованных людей Вестероса считает мерлингов вымыслом, навроде грамкинов, снарков… Иных. Но коли уж старые сказки имеют свойство оказываться не такими уж и сказками, то есть основания задуматься: а действительно ли мерлинги всего лишь легенда?
    • Существуют легенды, что в роду некоторых дворян Вестероса могут быть мерлинги. Например, среди лордов Железных Островов, северного дома Мандерли, да и про предков Баратеонов что-то похожее рассказывают.
  • Dragonlance — морские эльфы. Спасли героев из основной трилогии, когда тех вдруг смыло за борт.
  • Мир Элдерлингов — Иные, зловещая версия Глубоководных. Живут на Острове Иных, держат в плену морского змея, при помощи которого делают за плату предсказания.
  • Метавселенная Рудазова — рарийские эйсты и парифатские гаошаи. Глубоководные тоже выведены под именем дагонитов.
    • Также на Парифате обитают тритоны и их родичи Морские Епископы, полужидкие бллрки и ракообразные цанцеры. Да и морские драконы вроде бы ещё попадаются, хотя тянут ли они на народ?
  • Пол Андерсон, «Дети морского царя». Морской народ очень похож на людей, только на ногах у них перепонки, глаза большие и раскосые, а волосы зеленые или синие. Могут скрещиваться с людьми, только вот души у них нет (но зато тела вечно молоды, хотя и не бессмертны).
  • Любен Дилов, «Ещё раз о дельфинах» — дельфины.
  • Уорнер Мунн, «Повелитель земного предела» — раса людей-лягушек. Примитивные, не знают огня, из оружия владеют только дубинками (хотя им больше и не надо — хватает когтей и зубов), людоеды. Последнее — религиозное действо, поскольку хотят превратиться в людей и верят в то, что таким вот путём постепенно смогут (кто-то когда-то их этому научил).
  • Михаил Харитонов, «Золотой Ключ, или Похождения Буратины» — цивилизация рыбонов, в отличии от других разумных, вообще (по слухам) не имеющая генов homo.
  • Александр Розов, «Токсичная честность» — генмод-рабы убивают рабовладельцев и стремительно становятся морским народом акваноидов.
  • Туи Сазерленд, «Драконья Сага» — племя морских драконов. Спокойно живут как на поверхности, так и под водой. А вот летают они хуже остальных.
  • Семиевие — пингеры, потомки людей, переживших апокалипсис под водой. Пока моря выкипали — жили в подводных городах на самой глубине; когда космики набросали на землю новой воды из комет, покинули глубины и расселились по океану. Попутно методами евгеники и генной инженерии адаптировались к подводной жизни на манер тюленей: большие лёгкие, толстая кожа и подкожный жир, забранные перепонкой пальцы…

Сетевая литература[править]

  • «Луна над Бездной» Ильи Гутмана — ктулхуманоиды: эшхарготы — раса обывателей, хуфуты — раса псиоников, гхартаки — гордая и воинственная раса и ангелы Бездны, полубоги, властвующие над всеми перечисленными. И множество других рас Бездны.

Кино[править]

  • Треш-хоррор 2003 года «Акваноиды» — про нашествие кровожадных рыболюдей на приморский городок.
  • «Твари из Бездны» — аналогично.
  • Звёздные войны — множество морских рас, но под троп идеально подходят гунганы. До определённого времени нейтральны и придерживаются изоляционизма: «наша не любить Набу; Набу думай, что они очень умная».
    • Один из представителей этой расы, некто Джа-Джа Бинкс, сыграл немаловажную роль в становлении Палпатина Императором Галактики.
  • «Аквамен» — как и в комиксах, в морских глубинах проживают атланты. Когда-то они были обычными людьми (ещё во время первого нашествия Степного Волка), только со стимпанковыми технологиями. Затем для царя Атлана (который обладал способностью разговаривать с морской живностью) отлили могущественный трезубец, с помощью которого он проводил какой-то эксперимент с неким источником безграничной энергии — эксперимент прошел не так и Атлантида затонула. Тогда Атлан превратил свой народ в морских гуманоидов, наделяя их способностью дышать под водой, плавать с огромной скоростью, видеть в темноте и переносить глубинное давление. Лишь высокородные атланты могут дышать и на суше и под водой. Единый народ разделился на семь царств, и со временем некоторые из них мутировали в новые формы или повымирали. Человекоподобными остались лишь жители Атлантиды и Ксебеля, тогда как одни превратились в рыболюдей, другие — в крабов, а третьи — вообще в каких-то неразумных тварей, смахивающих на лавкрафтовских глубоководных.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто»:
    • В дочеловеческие времена Землю населяли сухопутные силуриане и морские дьяволы.
    • Начало эпизода «Смотритель» состоит из череды сценок, описывающих насыщенную жизнь Клары. В одной из них она перед свиданием соглашается познакомиться с людьми-рыбами, а потом оправдывается перед своим парнем по поводу водорослей в волосах.
    • Хаты могут перемещаться по суше, но им для дыхания необходимы маски с жидкостью.
  • «Охотники за нечистью» — ихтиосапиенсы, обладающие коллективным разумом.
  • Удушающая сладость, заиндевелый пепел — истреблённые Небесной императрицей племя биологической матери кронпринца Руньйо Крылатки.
  • «Тайны острова Мако» — стаи русалок и тритоны как есть (кроме Эви и Рикки, которые способности эти приобрели).

Мультфильмы[править]

  • Сирены (на самом деле — гигантские илистые прыгуны-телепаты) из «Ледникового периода-4».

Мультсериалы[править]

  • «Futurama» — жители затонувшего американского города Атланты, которые произошли от адаптировавшихся к жизни под водой людей (и мутировали от утечки с завода Кока-Колы).
    • С оговорками, декаподианцы — народ Зойдберга. Море играет важную роль в их жизненном цикле (особенно в размножении) и могут спокойно проживать на большой глубине (Зойдберг в серии с Атлантой дачу там пытался обустроить), однако на родной планете жить они предпочитают на пляжах и в домах из песка.
  • «Disenchantment» — ещё один проект Грейнинга. Земноводные жители королевства СФК Японии Дэнкмайр, живущие на озере, и родственные им (вроде бы) болотные жители, живущие на болоте. Королева Уна — вторая жена Зога и мачеха Бин из Дэнкмайра.
  • Русалки из диснеевской «Русалочки». Кроме привычных русалок здесь есть другие похожие рыболюди с человеческим торсом, рыбьим хвостом и различными рыбьими чертами — например, у акулитов есть спинной плавник и акулья морда, а у скатов — крылья-плавники. Не забываем и об осьминого-человеках из племени Урсулы.
  • Водяные (по виду — типичные русалки, но обоего пола) в одной из серий «Блэкстара».
  • Лягушкоподобные рыболюди из «Утиных историй».
  • Трицеракуины из мультсериала «Самурай Джек».
  • Морские демоны-ундины и их повелитель Некса из мультсериала «Настоящие охотники за привидениями».
  • Водяной-рыбочеловек на службе у тёмного мага Скелетора в мультсериале «Хи-мен и повелители вселенной» в оригинале и ремейке нулевых годов.
  • «Анимагия»: оротанцы.
  • Перезагрузка: русалка-спрайт Андрия, подруга Энзо Матрикса.
  • «Зак Шторм»: в Бермудском Треугольнике есть две такие расы — атланты и морские тролли.
  • Snorks: морские человечки Снорки.

Комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Рыболюди из One Piece. Бывают буквально всех форм и расцветок, при этом похожие на рыб, акул, морских звёзд, осьминогов… Разделяются на гьёдзин, у которых в облике наиболее сильны именно рыбьи черты, и нингьё — более привычных русалок-тритонов. Физически гораздо сильнее людей.
  • Русалки из Берсерк.
  • Комичные рыболюды (водяные) из Slayers напоминают самых обыкновенных рыб с ручками и ножками, могут дышать как водой, так и воздухом. И отличаются, пожалуй, самым эксцентричным характером среди всех странных существ Мира Рубак.
  • Mermaid's Forest.

Видеоигры[править]

  • Зоры из The Legend of Zelda.
  • Противники из второго X-Com. При этом лишь часть из них является пришельцами — многие из них являются коренными жителями Земли.
  • Русалки из Dofus. В одной из серий снятого по игре мультсериала «Сокровища Керуба» были спасены главным героем — Керубом, за что стали его должницами. Помогли не задохнуться на дне моря.
  • Русалки из Heroes of Might & Magic. Во второй и третьей части помогали всем проплывающим мимо героям плюсом к удаче, в четвёртой части пошли в бой — по силе примерно как минотавры, но ещё и владели гипнозом. Иногда гипнотизировали убивший их вражеский отряд посмертно.
    • В шестой части к ним присоединились наги и воины-акулы.
  • Целая неигровая фракция в Disciples. Помимо русалок и тритонов, сюда включаются и Морские змеи с кракенами. Все представители — весьма кровожадные создания.
  • Мерфолки (да, именно так) из Spectromancer. На всех картах изображаются под водой, при этом мерфолк-отступник при появлении на поле боя повышал хозяину силу Огня.
  • Лякуши из King's Bounty — не столько морской, сколько болотный народ, потомки превращённых в лягушек принцев и принцесс. Шутливое камео из Космических рейджеров.
    • А в Royal Quest, более позднем проекте той же компании, имя Лякуша носит элитный монстр из болотистых джунглей на северо-западе королевства. Имеется в RQ и своё собственное водяное племя — гордые и воинственные, но в большинстве своём туповатые хлюбаты.
  • Водятся Савагины (точнее, сахагины — именно так это слово звучит в японской фонетике) и в некоторых играх серии Final Fantasy.
  • Dragon Quest X — видди, одна из играбельных рас.
  • Serious Sam: Next Encounter — жители Атлантиды.
  • Амфибии — раса в PW-Online. Гуманоиды с серой или синей кожей и плавниками вместо ушей, украшающие одежду и жилища ракушками и т. д. В бою либо ассассины, либо маги-элементали воды, способные и хилить, и атаковать. В воде могут отращивать хвост вместо ног, увеличивающий скорость движения на 50 %.
  • WarCraft.
    • Наги — злые подводные змеелюди, некогда бывшие Ночными Эльфами, но из отчаяния пожелавшие остаться в живых после одной катастрофы хотя бы в такой форме.
    • Мурлоки — агрессивные рыбо-лягухо-люди, которые хоть и являются одной из старейших рас Азерота, служат просто в качестве запоминающегося монстра. Говорят на языке, который, по выражению одного обзорщика, «для обитателей суши звучит как смесь урчания, бульканья и звуков, которые издают варёные макароны, если их как следует перемешать». Есть разновидности мурлоков, заслуживающие отдельного упоминания: порабощённые нагами марголы, пандарийский цзинь-юй и нортрендские горлоки, эволюционировавшие в сторону совсем сухопутного житья.
    • Там же: жаблины — морские гоблины, квалдиры и народ антропоморфных раков-макрура.
    • Анкоа, в ту же степь.
  • Civilization II: Test of Time — merfolks — они самые, морской народ. Амфибии, могут строить города под водой и на земле.
  • Quest for Glory V — атланты, они же тритоны.
  • Guild Wars — Кваганны, раса антропоморфных дельфинов — белух, живущие в домах из водорослей и кораллов.
  • PoxNora — Анураны, трясинники, пираниды и саламаны. Cубверсия — они живут не в морях, а в глубинах Форгларского Болота.
  • Skullgirls — Дагонианцы. Выглядят как рыболюди, но известен и гуманоидный наутилус. Живут в городском квартале, с говорящем названием «Маленький Иннсмаут». Нет, Дагону не поклоняются и женщин не похищают (даже наоборот — мафия похитила их женщин с непонятными целями).
  • Ecco the Dolphin — дельфины, называющие себя «поющие». Во второй игре, путешествуя во времени, Экко сталкивается со скайфинами — далёкими потомками дельфинов, умеющими летать.
  • Endless Legend — Моргоры (англ. Morgawr) — появились в дополнении «Tempest». Морские создания, которые хотят захватить сушу. В море их юниты имеют преимущество над всеми другими расами. Владеют телепатией, с помощью которой могут подчинять своей воле других созданий.
  • Аллоды Онлайн — обитающий в гигантском озере Дайна народ никсов, зверолюди с перепонками. Частичная СФК народов Прибалтики.
  • Tales of Maj'Eyal — наги, живущие в глубине восточного океана. Бывшие эльфы Налорен, которые и до Катаклизма отличались любовью к воде вплоть до возможности задерживать дыхание на несколько часов, а уж когда их земли смыло в океан… Также водяные драконы, бо разумные, хоть и в игре именно как народ не представленные.

Настольные игры[править]

  • Мерфолки из Magic the Gathering, особенно из Лорвина.
  • Берсерк: вселенная магических битв — Речные Девы, не столько морской, сколько болотный народ, хотя случается всякое.
  • Русалки из линейки Changeling: The Dreaming (старого Мира Тьмы). В этом сеттинге — один из видов фей. В двадцатой редакции появились ещё и Селки в качестве играбельных Китейнов. В ней же морские чудища могут быть среди Таллейнов — родичей Китейнов, сражавшихся на стороне фоморов. Например, Мерроу и Келпи. Являются, если очень грубо и упрощённо, одной из разновидностей «плохих» фей — в данном случае это искажённые русалки. Обычно похожи на уродливую смесь человека и медузы или осьминога. Дикие, не совсем разумные, но тем не менее — могут статью временными союзниками, если прижмёт к ногтю, поскольку ставят во главу угла выживание.
  • Морской народ из The Abyss. Настольная игра полностью посвящена интригам между подводными правителями, которые соперничают ради благосклонности морских Лордов.
  • Куо-тоа, Савагины (Сахуагины), Скамы и Локаты из Dungeons & Dragons. Различные расы рыболюдей, с которыми более-менее сносно можно иметь дела только с Локатами.
  • Мерроу или меруча из «Старого Мира Тьмы».
  • Атланты, Чешуйчатые Орды и Тёмные моряки из Deep Wars. Различные фракции в необычном скирмише, посвящённому сражениям на морском дне.
  • Колода «Marman Deck Review» https://www.youtube.com/watch?v=ZuWSsGuTAo4

Прочее[править]

  • BIONICLE — Лига Шести Королевств в полном составе: Такадокс — рак-богомол, Карпар — нечто среднее между крабом и морской черепахой, Калмах — спрут, Мантакс — скат, Элек — электрический угорь, а их лидер Придак, само собой, акула.
    • Матораны Мари Нуи стали сабжем не по своей воле.