Мультяшная физика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Toon Physics. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Мультики он [маленький мальчик Майк] любил. Особенно «Том и Джерри». Он покатывался со смеху, когда Джерри забрасывал Тома целой тонной всякой всячины и кот расплющивался в тонкий блин… <…> Правда, в мультике все быстро становилось на свои места, и расплющенный Том опять превращался в пушистого кота. »
— Р. Фрейкс, У. Х. Вишер, «Терминатор»

Мультяшная физика — это полное или частичное презрение законов физики и логики.

Зародился данный штамп при помощи мультфильмов студий MGM/Hanna-Barbera, Warner Brothers, Universal, Paramount и Disney. Отметились также Columbia Pictures, UPA и Terrytoons — и некоторые другие, менее известные, например Van Beuren.

Суть в том, что персонажи мультфильмов откровенно игнорируют многие закономерности, в реальной жизни суровые и неодолимые. В мультике, даже если персонаж упадёт с небоскрёба, сгорит, утонет, или с ним приключится другая беда, то он или останется невредимым, или вылечится. Данный штамп использовали не только западные аниматоры, но и советские.

Иногда данный штамп можно увидеть и в live action’ах. Конечно, в не таких масштабах. Там «киношная физика» — это некоторое пренебрежение законами реальной физики. Наиболее часто данный штамп используется в боевиках.

А если в «живой» фильм буквально и полностью перетащили сабж как таковой — скорее всего это стилизация вышеупомянутых мультиков.

Законы мультяшной физики[править]

(link)

Наглядно в сравнении с реальностью

Любое существо, лишённое твёрдого пространства под собой, останется в пространстве, пока не будет осведомлено о ситуации: тогда начнёт действовать закон всемирного тяготения. После осознания горизонтальная скорость мгновенно теряется, ненулевая вертикальная, наоборот, мгновенно приобретается.

Как это работает
Персонаж идёт по крыше, не смотря под ноги. После того, как он сходит с неё, герой продолжает идти по воздуху, пока не замечает этого факта. Следует особо отметить, что если до соседней крыши два метра, он никогда не «туннелирует» на неё за счёт этого эффекта! Напротив, он может очень долго идти по воздуху, а соседняя крыша, которая на общем плане была совсем рядом, на крупном плане куда-то исчезает — уже десять раз это расстояние прошёл, а её всё нет и нет. Голова героя при падении ещё секунду остаётся на месте, чтобы жалобно посмотреть на зрителя, пока шея растягивается, не оказывая не малейшего сопротивления падению остального тела.
Самолёт, у которого отказали двигатели, в момент осознания (обозначенного «асечным» криком о_О) камнем падает вертикально вниз с нехилой начальной скоростью, сохраняя ориентацию в пространстве (!).
Опровержение
Не требуется.

Любое тело, проходящее через стену/пол/потолок, оставляет след в форме своего силуэта.

Как это работает
Персонаж бегает по городу, но не вписывается в поворот и врезается в стену, оставляя за собой свой силуэт.
Опровержение
Со стенами такой эффект не работает из-за их высокой плотности. С менее плотными объектами невозможен из-за наличия гравитации и множества других сил.

Некоторые объекты могут пройти через двери или туннели, нарисованные в стене/на полу.

Как это работает
Недавно нарисованная дверь со следами стекающей краски легко открывается художником.
Опровержение
Не требуется. Хотя некоторые художники рисовали свои картины так реалистично, что кажется, что с определённого ракурса практически не отличить картину на стене от реальности.

Все принципы гравитации сводятся на нет страхом.

Как это работает
Из-за страха многие персонажи становятся способны к длинным прыжкам в высоту и спринту на особо длинные дистанции.
Опровержение
Страх вызывает прилив адреналина, так что реакция персонажей мультфильмов аналогична человеческой, только утрирована.

Любые насильственные увечья непостоянны.

Как это работает
После получения любых повреждений большинство героев восстанавливаются в течение той же серии (как вариант, серия заканчивается попаданием в больницу).
Опровержение
Не требуется.
Все физические формы, которые когда-либо принимал Том

На трассе, по которой никогда не проезжают автомобили, машина сбивает персонажа.

Как это работает
Персонаж переходит дорогу. Машин нет. Как только персонаж доходит до середины дороги, внезапно появляется грузовик, который сбивает мультяшку. Иногда не работает даже «посмотреть налево, посмотреть направо…» — машина появляется буквально из ниоткуда, хотя её никак нельзя было ожидать.
Опровержение
Легковые машины при всём желании не могут выжать больше определённой скорости (допустим, 200 км/ч). У грузовика этот лимит ещё ниже. Соответственно, его будет видно (и слышно) заранее. А вот со скоростными поездами надо быть предельно осторожными: сейчас на сотню обычных поездов один скоростной, и его скорость просто не осознаётся. К тому же поднятым ветром может затянуть коляску или плохо стоящего на ногах человека.

Строение тела большинства животных схоже с человеческим.

Как это работает
У птиц есть зубы, динозавры целиком состоят из бедренных костей, любые насекомые имеют мимику.
Опровержение
На деле клюв — это беззубые челюсти, скелет древних рептилий был схож со скелетом ящериц и птиц (особенно это касается птерозавров), а скелеты рептилий, живших в воде, вообще напоминают рыбьи. Опровержение насчёт мимики насекомых не требуется.

Персонаж попавший под пресс, каток, или под машину, оказывается расплющенным.

Как это работает
После того, как персонажа раздавливает пресс, он становится похож на картинку, вырезанную из книги. В отдельных случаях он оказывается расплющен, как блин.
Опровержение
IRL гидравлический пресс действительно может расплющить кого угодно. Но то, что этот кто-то станет похож на аккуратную двумерную картинку, а не на округлую лепёшку, состоящую из намешанных как попало костей, кусков кожи и внутренних органов — сомнительно, а то, что эта двумерная картинка отряхнётся, встанет и пойдёт — сомнительно в квадрате.

Взрывчатка — это не страшно

Как это работает
Персонаж, попавший под воздействие взрывной волны, сделается чумазым, взлетит в воздух, лишится некоторых предметов одежды, ну максимум — развалится на части, которые вскоре соберутся снова в персонажа.
Опровержение
Не требуется.

Электроток — это тоже не страшно

Как это работает
Персонаж, попавший под воздействие электротока, опять же сделается чумазым, у него встанут волосы дыбом, а его скелет забавно засветится.
Опровержение
Волосы встают дыбом, если прикоснуться, или хотя бы приблизиться к предмету, имеющему большой электрический потенциал — главное при этом не замкнуть цепь, чтобы через тебя не пошёл ток. А вот если попавший под ток начанает обугливаться, и от него идёт дымок — спасать его уже поздно.

Резкое изменение температуры — это не страшно

Как это работает
Персонажа можно запихнуть в духовку или в холодильник — он вылезет слегка опаленным или покрытым инеем. Это в, так сказать, «лайт-версии». В «хард-версии» мы получим подобие ледяной статуи (или ледяного куба с персонажем внутри) или огненного элементаля. В следующем кадре персонаж снова цел и невредим.
Опровержение
В принципе, подобное воздействие можно пережить, но вот восстанавливаться придется долго.

Любой персонаж состоит из тончайшей эластичной оболочки, совершенно полой внутри.

Как это работает
Персонаж, с достаточной скоростью налетевший на предмет с себя размером (или поймавший в лицевую область этот летящий предмет), зачастую натягивается на этот предмет, в точности повторяя его форму — но вот только уже раскрашенную под текстуру самого персонажа. А уж если персонаж заглатывает торт — торт пролезает через горло целиком, с сохранением формы, размера и положения в пространстве. И брюхо потом имеет форму торта, включая украшения из взбитых сливок — они и не думали помяться. И лежит там строго горизонтально, как на столе стоял.
Опровержение
Не требуется[1].

Кстати, об оболочках: любой надувной предмет способен растягиваться неограниченно долго, а персонаж — почти неограниченно. Но стоит соприкоснуться с любым острым предметом…

Как это работает
Герой достаёт из кармана спичечный коробок. Открывает, из него надувается спасательная лодка. Падает на ней с водопада, лодка цепляется за дерево на скале и наполняется водой, заполняя собой почти всю долину. Заполнила бы и всю, но тут попадается сухая острая щепка!
Опровержение
Пробивание поверхности щепкой — то же растяжение в несколько раз, только локальное, в области острия. Чего мы тогда боялись проткнуть лодку, когда она была в сто раз меньше и запас раз в сто у нас точно был?

И снова о них же: любой надутый предмет или персонаж летает. Содержимое и объём не имеет значения.

Как это работает
Белый мыш вставляет серому мышу в рот мотоциклетный насос и начинает качать. Сначала воздух выходит через уши, но когда он догадывается их заткнуть, он надувается и взлетает, почти добравшись таким способом до Леопольда.
Опровержение
Не так уж и много подручных газов имеют плотность меньше воздуха. В западной анимации вообще это один только Волшебный Гелий, которого хватает, наверное, от литра и больше, чтобы поднять почти что угодно. В реальности есть ещё водород. Но дело в том, что для человека понадобится шар с водородом метров пять в диаметре и более, гелия понадобится ещё больше. Даже мультяхи с их резиновыми замашками столько не вместят — потому что у них своё ограничение, им надо в кадр худо-бедно помещаться! Использование азота вообще невозможно даже теоретически, так как азот хоть и легче воздуха, но всего на 3 %, и поскольку его для накачивания надо будет подавать под каким-никаким давлением, да и оболочка имеет вес — не взлетит в принципе. Из соединений теоретически пригодны метан (вчетверо тяжелее гелия, зато горит не хуже водорода) и аммиак (в 8,5 раз тяжелее водорода, воняет до небес и ядовит).

Альтернативный вариант касательно оболочки: в персонажей и в полые (особенно — надувные) предметы влезает неограниченно много, хоть залейся. Персонаж при этом не раздувается и в размере не увеличивается. Исключение — предметы с характеристиками «огромный» (в этом случае персонаж все-таки растягивается) и «тяжеленный» (не может двигаться, но особо не растягивается), а также, иногда и ограниченно, другие персонажи и большое количество еды.

Как это работает
В бачке унитаза спит кот. Коллега открывает кран, чтобы наполнить бачок — но кот открывает рот и выпивает всю воду, сколько ни лей. Стоит прогнать кота — и бачок наполняется за пару секунд.
Опровержение
Не требуется.

И о других полётах: мультяшный воздух необычайно плотен. В качестве аэродинамических плоскостей годятся хоть уши, хоть тапочки, а крейсерская скорость начинается с 30 км/ч.

Как это работает
Мчащийся на лыжах Волк цепляется шарфом за дерево, шарф разматывается, Волка раскручивает и лыжи начинают работать вертолётным винтом. Волк взлетает и приземляется на авторотации.
Опровержение
Закон квадрата-куба, просто закон квадрата-куба. Волк размером с карманную игрушку, желательно пластмассовый и полый, вполне бы так полетел (а вот раскрутиться бы импульса не хватило, но речь сейчас не об этом). В масштабе — скорее порвало бы центробежными силами.

(link)

О полете мультяшного персонажа с точки зрения аэродинамики

(link)

И о другом персонаже, с тем же принципом

Любая вращающаяся лопасть позволяет подняться в небо и лететь в нужном направлении, вне зависимости от количества лопастей и того, что, собственно, представляют из себя эти лопасти.

Как это работает
Вертолёту достаточно одного пропеллера, а то и одной лопасти. Карлсону тоже. Любое животное может летать как птица, если ловко раскрутит над головой свой хвост. Который у него, надо сказать, всего один.
Опровержение
Почти у всех[2] вертолётов 2 пропеллера (типичная конструкция — с хвостовым винтом), иначе по Третьему закону Ньютона, он же «закон действия и противодействия» вращаться будет не только пропеллер, но и сам вертолёт в обратную сторону. А ещё лопасти пропеллера плоские и имеют наклон по отношению к оси вращения, чтобы при вращении создавалась разница давлений. Пропеллер с 1 лопастью выглядит нелепо, и интуиция подсказывает, что надо хотя бы 2 лопасти, а вот почему с физической точки зрения с 1 лопастью не взлетишь — непонятно. В реальности ведь однолопастные пропеллеры почему-то не делают![3] Также есть сомнение, заработает ли корректно пропеллер, который по твердости и эластичности, так сказать, ближе не к металлической пластине (нормальный пропеллер), а к гибкой цепи (если у мультяшки в хвосте есть позвонки) или тугой веревке (если позвонков нет), к тому же в половине случаев ещё и пушистый; проблемы начинаются с тем, что без напряжения мышц «пропеллер» расслаблен, и может зацепиться или намотаться на окружающие предметы, а то и на другую часть винта, и случится ЧП; также нормальный винт вертится на маховике, и вращается сколько угодно, а вот хвост такой системы не имеет, из-за чего через некоторое время полета «запас работы механизма», знакомый из механики, закончится: позвонки, кожа или мышцы растянуты/скручены/сжаты до упора, и если лететь дальше — будут разрыв, перелом или растяжение, а далее сразу следует падение либо от поломки механизма, либо от остановки для не допущения этого. Выходом мог быть реверс, для пополнения запаса работы, но как раз в движении частей и есть проблема: если ничего не делать с пропеллером, то летун с огромной скоростью завинтится в воздух вниз, так как лопасти, вращаясь в противоположном направлении, в противоположном направлении толкать и будут; если перевести в «походное положение», то произойдет заклинивание, запутывание, а то и завязывание в узел «пропеллера», с учетом ветра, а также того, что летун быстро падает вниз и пытается «перезапустить двигатель» как можно быстрее. Было бы логично наличие как минимум двух режимов работы хвоста-пропеллера, а именно — походный (хвост как хвост, ничего необычного) и как лопости (твердые и жесткие); для решения проблемы с застопариванием нужен либо просто большой запас работы двигателя (только все равно будет проблема, ведь на месте посадки при «перезарядке» на следующий полет все сдует), третий режим работы хвоста (жесткий, твердый, но сложенный, дабы не тянул вниз; не является походным положением, так как все равно напряжен, и долго так находиться не может) или изменение формы (на реверс изменяется форма лопасти, так, что бы на реверсе тянул вверх, а не вниз; в таком случае полет будет представлять из себя череду вращений винта-хвоста по часовой стрелке и против часовой стрелки, с небольшими, но опасными и нестабильными паузами на разгон винта в обратное направление). Также при резком ускорении вперед (в том числе и в паузе на реверс) «винт» быстро полетит назад, и прекратит работать (так как угол будет не под 90 градусов от тела, а больше, вплоть до 180 градусов, то есть «волочется где-то сзади»), а то и заклинит/сломается, при резком торможении — «винт» на большой скорости полетит вперед, рубя и режа все, что окажется на его пути, а на пути окажется и тело летуна, до тех пор, пока не остановится, и тогда перейдет в состояние «волочится где-то впереди». Самих пропеллеров нужно 2, если нужен управляемый полет, а не «примерно вон туда, но есть шанс прилететь перпендикулярно наоборот», а сам хвост должен иметь огромные физиологические изменения, но в принципе — полететь так можно, если речь идет о инопланетянине, мутанте или совсем уж волшебном существе.

Любой магнит притягивает, во-первых, невероятно сильно, во-вторых, весьма избирательно и лишь тогда, когда нужно.

Как это работает
Магнит способен с расстояния в несколько метров остановить автомобиль или выдернуть железную дверь из бетонной стены — но лишь после того, как персонаж достанет его из кармана и направит в нужную сторону. И притягивает он только то, что требуется, игнорируя прочие железные предметы (если только обратное не требуется сценаристу). При этом размеры и масса притягиваемого предмета могут бы значительно больше даже суммарной массы самого магнита и того, кто этот магнит держит.
Опровержение
Полагаю, каждый из вас хотя бы раз держал в руках магнит и представляет себе его реальные возможности.
    • Подложенный в багажник автомобиля кота Леопольда магнит достаточно мощный, чтобы через днище машины притягивать чугунные (sic!) канализационные люки, а также, будучи выброшенным в кусты, стащить с дороги самокат мышей, в котором железа — только два подшипника вместо колес и с десяток гвоздей. Однако, Леопольд этот сверхмощный артефакт способен из багажника запросто извлечь РУКАМИ(!), а затем еще, размахнувшись(!!), запустить в кусты — и следом не полетит вся его машина целиком.

Движение воздуха около всасывающего отверстия пылесоса очень похоже на движение воздуха из приточного (выдувающего) отверстия, только направление другое. К пылесосу устремляется узкая и длинная струя воздуха с той же скоростью, с какой движется по трубе пылесоса.

Как это работает
Движение воздуха на входе в трубу и на выходе из неё
Персонаж с помощью пылесоса способен притянуть к себе что угодно с любого расстояния. По крайней мере ту вещь, который можно было бы сдуть, если бы воздух двигался в обратную сторону. Достаточно направить раструб работающего пылесоса в сторону нужного предмета или существа, и мощный ветер неумолимо устремит его к пылесосу. Вещи, стоящие в стороне от линии «цель — пылесос», даже не пошевелятся.
Опровержение
Поток воздуха около всасывающего отверстия совершенно не похож на поток воздуха у отверстия приточного. Объясняется это тем, что при нагнетании воздух истекает из отверстия в виде струи с углом раскрытия примерно 25°. При всасывании же воздух устремляется в отверстие со всех направлений одновременно. Поэтому скорость воздуха падает с расстоянием несравнимо быстрее. На расстоянии всего половины диаметра трубы скорость воздуха, движущегося к пылесосу, будет равна 30 % от скорости воздуха в самой трубе. На расстоянии диаметра трубы — уже 7,5 %. На бо́льших расстояниях движение воздуха уже не стоит упоминания, оно и занавеску не потревожит. Да что пылесос, мы сами легко можем сдуть бумажку со стола, но «присосать» её к себе без трубочки не выйдет.

Ранцевая магия (особо неприкрытая разновидность хаммерспейса, о нём отдельно — очень уж популярен; а в самых эпичных случаях, вероятно, даже материализация!)

Как это работает
Персонажу надо вбить в стену гвоздь. Он размышляет, как это можно сделать. Мысль подаётся в виде облачка над головой персонажа, в ней возникают различные ассоциации с прибитием гвоздя. Появляется молоток, и персонаж берёт его из облачка, сделав из нематериального материальным.
Опровержение
Не требуется.

Персонаж, который первым добежал до стены или забора, может менять расположение прохода. (Разновидность мультфизического закона «дыра — это материальный предмет»). Вариант: дыру (а то и пятно, нарисованное на некоей поверхности) можно двигать туда-сюда.

Как это работает
Классическая сцена из «Тома и Джерри» — Джерри, убегая от Тома, юркает в свою норку. Но Том не лыком шит, и растягивает вход в норку так, чтобы он мог просунуть туда свою лапу.
  • В другом выпуске Том запустил кончик своего пальца в норку и передвинул её на другое место на стене (!), и подбегавший Джерри с разгону вмазался в гладкую стену, в том месте, где только что была нора.
  • Можно вспомнить и хоккеиста из команды «Метеор», который вдруг обнаружил, что может задевать частями своего тела за синюю черту на льду корта (элемент разметки), как будто это резиновая растяжка. Он даже забил противнику шайбу с её помощью. Шайбу пришлось засчитать, хотя судья, «проверив» пальцем черту, повторить с ней этот фокус не смог.
Опровержение
Расширение дыры? Это можно проделать и в реальности, но только, если есть топор (если стены деревянные) или дрель (если каменные/бетонные/кирпичные). А вот передвигать с места на места дыру или пятно никак не получится.
  • Чисто теоретически, дыру подвинуть можно, если подвинуть сам предмет, на котором она находится, например стену или забор. Также это предмет вполне может быть сделан из эластичного материала.
Близкое явление: молния — твёрдое тело, которое можно сломать, причём достаточно это сделать птице, ударив клювом.

Мега-свиток

Как это работает
Персонаж зачитывает что-либо по бумажке (например, свои требования). Бумажка уложена в маленький свиток. Персонаж будет держать его за верхнюю часть, а маленький свиток, разматываясь, оказывается огромным, причём настолько огромным, что, раскатившись на десяток метров по полу, «вернётся» к хозяину, закончившись у его пяток.
Опровержение
Очень длинный свиток можно очень плотно свернуть, но столько все же не выйдет.

Телескопические ресницы

Как это работает
Когда персонаж пытается кого-то разжалобить, показать няшность определённой ситуации, или просто похлопать глазками, то его ресницы увеличиваются до таких невероятных размеров, что Max Factor и прочие производители туши нервно курят в сторонке.
Опровержение
Не требуется.

Конечности растягиваются на неограниченную длину

Как это работает
Вспоминаем сцену из «Тома и Джерри» — Том очень сильно взбесил Спайка и спасается бегством. Он отбежал довольно далеко, но рука Спайка растягивается на необходимое расстояние, хватает Тома и затаскивает его в свой «мир боли».
Опровержение
Не требуется.

Телескопические конечности роботов

Как это работает
У любого (или почти любого) робота конечности могут растягиваться в десятки раз с характерным треском, имея одинаковую толщину по всей длине и могут изгибаться в любом месте, чтобы найти и схватить героя, спрятавшегося в норке, в которую робот целиком не пролезет.
Опровержение
Если такую конечность делать по принципу телескопической антенны, она будет сильно истончаться в конце. Кроме того, где-то нужно постоянно носить с собой весь этот мёртвый груз металла ради того, чтобы однажды растянуть её, да и более длинная конечность обязана быть более прочной. Так что вес такой конечности будет запредельным, что в свою очередь предъявляет ещё большие требования к прочности. Закон квадрата-куба.

Измерительные приборы имеют магическую обратную связь с измеряемой величиной. Если показания прибора насильно изменить, таким же образом изменится и измеряемая величина.

Как это работает
В комнате висит термометр. Персонаж прикасается к нему пальцем, показания термометра увеличиваются, а вместе с ними растёт и температура в комнате. А изменяя время на часах, можно управлять временем фактически. В чехословацком мультике «Доротка и часы» девочка Доротка, опоздав в школу, обижается на часы и заставляет их по всему городу идти в обратную сторону с бешеной скоростью — в результате чего все прохожие на улице резко молодеют, да и сама Доротка из школьницы превращается в новорождённого ребёнка.
Опровержение
Не требуется.

Так как физические законы — это базовые законы, которые лежат в основе всего мироздания, они обязательно влияют на законы всех других областей человеческого знания, таких как экономика и психология. Следовательно, мультяшная физика привносит свои изменения в мультяшную экономику, психологию, логистику и т. д.

Как это работает
Строительство космического корабля со всей сопутствующей инфраструктурой — плевое дело. Два креативных и гиперактивных мальчишки-младшекласника в состоянии построить его за одно утро на заднем дворе, до обеда слетать в космос и успеть прибраться, пока мама из магазина не вернулась. С запуском при необходимости поможет группа девочек-герлскаутов, которым кровь из носа нужны значки за запуск космического корабля.
Двое не менее креативных и гиперактивных медвежат успевают за пять минут построить дом, самолёт, ракету или изобрести и сконструировать очередной прибор.
Опровержение
Строительство и запуск космического корабля — чудовищно сложная, ресурсоёмкая и дорогостоящая задача. Она даже многим странам не по карману. Количество информации, требующееся для постройки и запуска, таково, что она просто не поместится в одну или две головы, даже сколь угодно гениальные и креативные — нужен огромный коллектив, даже несколько коллективов, выполняющих разные задачи. Наконец, нагрузка на организм космонавта чудовищно велика, из сотен и тысяч кандидатов отбирают самых здоровых и выносливых. Два младшеклассника, отправившихся в космос, рискуют полёт не пережить. И это только то, что приходит в голову в первую очередь.

Возможность затормозить при падении. С характерным звуком тормозящего автомобиля.

Как это работает?
Падая плашмя на пол с вилкой, воткнутой в пятую точку, персонаж, изгибаясь в направлении, противоположенном вектору скорости, тормозит в воздухе за мгновение до того, как вилка упрётся в пол и войдёт еще глубже. Так же можно тормозить при падении на острый предмет или в любое другое место, куда падать нельзя.
Опровержение
Не требуется.

Парадокс водонапорной башни. И объёма. И внутренних органов.

Как это работает?
Персонаж пьёт какую-нибудь жидкость и после или до того получает несколько лишних дырок. После этого жидкость начинает бить струйками, как из лейки, из всех новообретённых отверстий (включая те, которые явно выше желудка, а также те, что находятся на руках и ногах). Все струйки ослабляют напор одновременно, при этом объём выливающейся жидкости явно больше выпитого объёма.
Опровержение
Чтобы из отверстия била струя, жидкость должна, очевидно, находится выше самого отверстия. А из-за давления жидкости она не будет вытекать равномерно — сначала напор будут терять верхние отверстия и т. д. Вопрос с ЖКТ и другими внутренними органами опровержения не требует, как и вопрос объёма.

К слову о внутренних органах и иных системах организма. Их наличие строго опционально. И слегка сюрреалистично.

Как это работает?
Из значимых органов у персонажей есть только глаза и язык. Рыбка может спокойно заплыть в одно ухо и выплыть из другого, при этом проплывая в глазах или за ними, как будто они — аквариумные стекла с нарисованными зрачками. Других органов нет, как и крови — даже если персонажа распилить пополам, след от ранения будет соответствовать основному цвету персонажа (например, серый в случае кота или волка). Скелет у персонажа появляется только в тот момент, когда его бьёт током, чтобы потешно просвечивать сквозь кожу, но кость сломать всё-таки можно. И не только кость — с характерным звуком (и последующим застыванием под строго определенным углом) можно сломать язык, кожу на щеке или складку на животе. Сердце возникает на пару ударов, чтобы он мог демонстративно понервничать, желудок можно обнаружить, только будучи проглоченным (не бойтесь, пищеварительную функцию он практически не выполняет — как проглотит, так и вытошнит).
  • При этом отдельные органы могут, например, то же сердце, изыматься из тела персонажа, что нисколько не сказывается на его дальнейшей жизнеспособности. В отдельных случаях персонаж может заметить отсутствие органа и осознать последствия от его отсутствия, что, впрочем, абсолютно не мешает полноценно прожить без органа от нескольких секунд до нескольких часов, и отделаться лишь лёгким испугом. Полученный назад вожделенный орган просто ставится обратно на своё место, и персонаж продолжает жить как ни в чём не бывало.
Опровержение
Не требуется.

Черепная коробка пустая. И может работать как чайник.

Как это работает?
От злости, боли или даже от чрезмерной умственной деятельности у персонажа может буквально закипеть голова — и из ушей обязательно пойдет пар. От давления пара может даже сорвать крышку (в виде верхней части головы, обычно ограниченной ушами). Такой же, только моментальный, эффект можно получить, если запихнуть персонажу в рот (или положить в голову, подняв вышеупомянутую крышку) взрывчатку. В этом случае от взрыва из ушей могут вылезти барабаны, что обозначает разрыв барабанных перепонок.
Опровержение
Не требуется.

Острая пища (особенно халапеньо) позволяет дышать огнем

Как это работает?
Персонаж употребляет в пищу чрезмерно переперчённую еду. После этого он начинает дышать огнём. Обычно огненное дыхание длится одну сцену, но в некоторых случаях пламя можно использовать как оружие, сжигая все вокруг. В более взрослых произведениях острая пища может вызывать огонь из других мест, а также создавать взрывы (вплоть до ядерных) в туалете.
Опровержение
Острая пища действительно активирует те рецепторы, которые реагируют на тепло. Но, как и открытое пламя, она огнём дышать не позволяет, поскольку для воспламенения необходимо топливо (если опустить необходимость наличия энергии и допустить, что топливо воспламеняется от взаимодействия с газами в воздухе). Для англоговорящих каламбур более очевиден, потому что острая пища обозначается словом «hot», что в буквальном переводе означает «горячий».

Бумеранг везде находит своего владельца. Владельцем считает того, кто его выбросил в кадре в последний раз.

Как это работает?
Герой бросает бумеранг. Может быть, даже по неправильной траектории или тупо с самолёта в люк. Или просто кладёт на помойку. Или даже закрывает крышкой. Стоит ему отвлечься, верный бумеранг прилетает к нему снова, подстригая по пути кусты, поворачивая за угол, но не забывая притормозить на светофоре. И хорошо если в руки — а может и по затылку.
Опровержение
А вы его научитесь бросать, чтобы он возвращался. В процессе сама собой станет очевидна некоторая, кхмм, тонкость этого процесса и хрупкость результата.

Карманы внутри больше, чем снаружи (см. также: Hammerspace)

Как это работает
Хорёк, обыскивая Джессику Рэббит в обтягивающем платье, суёт ей руку в декольте — и его рука попадает в огромный медвежий капкан.
Опровержение
Не требуется.

Стремительно мчащийся вперёд должен выглядеть стремительно.

Как это работает?
Автомобили, поезда и другие транспортные средства, мчась вперёд на полной скорости, деформируются и приобретают наклон в направлении движения.
Опровержение
На заре существования фотографии затворы фотоаппаратов ещё не могли отрабатывать сверхкороткие выдержки. Нередко бывало, что, снимая движущийся автомобиль на камеру с вертикальным шторно-щелевым затвором, его изображение получали деформированным. Позже этот приём взяли на вооружение мультипликаторы, но уже сознательно.
Cold-frozen.gif

Пищевой кубик льда — естественная форма замороженной воды.

Как это работает?
Персонаж, угодивший зимой в ледяную воду, быстро всплывает внутри ледяного прозрачного параллелепипеда с ровными гранями.
Опровержение
В виде кубиков лёд достают из морозилки, и многие жители тёплых стран только в таком виде со льдом и знакомы. Но вне специальных формочек он кубиками не замерзает.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про двух кумов (папуасов, прапорщиков — кого угодно!), которые хотели нанести ядерный удар по США подручными средствами. «Если у нас так рвануло, что тогда творится в Америке?»

Литература[править]

  • Любая литература про эталонного вруна, множество такой, приведём только кодификатор: Э. Р. Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена». В одном рассказе у барона голова провалилась вовнутрь туловища. В другом он сам себя вытащил за волосы из болота.
    • Аналогично в переработках от Бюргера и Иммермана.
  • Один из ранних рассказов о Йозефе Швейке: совсем рядом со Швейком рванул склад боеприпасов — а нашему бравому солдатику (косящему под дебила) хоть бы хны! Сцена как будто из мультфильма взята (подобные мультфильмы тогда, то есть в 1900-х — 1910-х годах, уже помаленьку появлялись, по крайней мере в США).
  • Владимир Левшин трилогия «Магистр Рассеянных Наук». Не очень часто, причем субверсия. Привычная «мультяшность» противоречит реальной физике, но при этом олицетворяет математические действия и математические законы.
    • Аналогично «Три дня в Карликании», «Черная маска из Аль-Джебры» и прочие из данного сеттинга. Дело в том что основное место действия происходит в математическом мире, населённом цифрами, а также латинскими и греческими буквами — они уже почти что мультяшные…
  • Кир Булычев, «Так начинаются наводнения». Из-за феномена зеркальных «серебряных облаков» на одной удалённой колонии землян нарушается причинно-следственная связь — измеряющие приборы влияют на тот параметр, который они измеряют. Подогрейте термометр — и в комнате станет теплее. Переведите вперёд часы — и время немного ускорит свой ход. Только не надо проводить такие опыты с БОЛЬШИМИ приборами, которые измеряют какие-либо величины в целом городе и на которые смотрят тысячи и тысячи людей (дело, судя по всему, не в размере прибора, а именно в количестве наблюдателей). Последствия будут того же масштаба.
  • С.Лем произведения про И.Тихого, «Сказки роботов» и «Кибериада». Местами и временами. В случае с Тихим, то он «коллега» Мюнхгаузена и не только. С роботами — немного абсурдисткий юмор и игра слов, плюс «всемогуторство» Трурля и Клапауция.
  • Владимир Маяковский, «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» — приключения Пети. Милиционер засунул его в почтовый ящик, а почтальон по ошибке доставил его в магазин. Там Петя начал есть все продукты, затем принялся за несъедобные вещи, и наконец лопнул пополам.

Кино и телесериалы[править]

  • «Лепрекон» (1993) — лепрекон на роликах врезается в тонкий забор, оставляя дыру в форме своего тела.
  • «Мария, Мирабела» (в мультяшной же вставке) — лягушонок Кваки, заледенев, становится прозрачным и звонким, при этом остаётся живым.
  • В индийском кино физика уже даже не мультяшная, она там… индийская.
    • Хотите два особо ярких примера? Посмотрите фильм Singham (2011), ту сцену, в которой протагонист поколотил силача-толстяка. И другую, распиаренную на ютубе, где «Офигеть, как беспощадно!» (она началась с того, что злодейские прихвостни издевательски предложили герою пива).
  • Не менее индийской выглядит подчас физика голливудская. Чего стоит момент, когда Тони Старк в своём первом варианте костюма падает с головокружительной высоты и… сидит с недовольной миной в яме, пробитой собственным весом! Ну спасибо, что хоть не стал пытаться по воздуху бегать, а сразу понял: падать пора!.. При том, что фильм, в остальном, выглядит ещё более-менее реалистично — по меркам супергеройской фантастики, конечно.
  • С прикрученным фитильком — во многих боевиках. Взрывная волна придаёт персонажу ускорение, если он положительный.
  • Комедия Гайдая «Пес Барбос и необыкновенный кросс» и «Самогонщики». Особенно объезд Балбесом дерева с двух сторон. С подсветкой — он сам не может взять в толк, как это вышло.
    • Неосознанно вынул ногу из крепления одной лыжи, и лыжа объехала дерево сама собою, а потом сама собою заняла своё прежнее место на ноге? Заманчивый вариант — но, если судить по оставшимся следам, на это вроде бы не похоже. Так что же? Пермеация (частицы препятствия прошли между частиц организма), как в романе «Экипаж Меконга»? Похоже на то.
  • «Старая, старая сказка». Эпизод, где разбогатевший солдат вместе с собутыльниками показывает чудеса меткости, стреляя шампанским.
  • «Маска» же! Намеренное отыгрывание тропа, подсвечивание его и отсылка к нему. Стэнли Ипкисс любит мультфильмы, воспитан на них — и став с помощью проклятой маски чудесным (и самую чуточку криповым) супергероем Маской, с удовольствием поигрался в сабж.
  • «Кто подставил кролика Роджера» логично эксплуатирует этот штамп. Мультяшка остается невредим после любых ранений, легко выбирается из наручника (но не раньше, чем это превратится в достаточно забавный и зрелищный гэг), спокойно сидит под водой. В общем, почти бессмертен, кроме случаев, когда его растворяют в специальном составе.
    • В финальной схватке с главгадом Эдди пытается обезоружить его с помощью здоровенного мультяшного магнита, который притягивает не что попало, а только шпагу главгада. Выпускать из рук главгад ее не собирается, Эдди от неожиданности разворачивает магнит назад и тут же приковывает себя к стальной бочке.
    • В первой половине фильма полицейские, изучающие улики на фабрике Акме, забавляются с накладной мультяшной дырой: приклеил ее к поверхности, и пожалуйста — в ней дыра. А уже в конце фильма, где действие идет на той же фабрике, именно с помощью такой же дыры, завалявшейся рядом, Эдди разрывает магнит пополам и освобождается. Как половинки магнита не слиплись обратно? Так они ж мультяшные…
    • Подсвечено Эдди: «Мультики… Безотказный приемчик».
  • В какой-то мере «Смерть ей к лицу», тоже Земекиса. Живой труп Мэдлин ведет себя скорее в рамках физических законов: ее сломанная шея почти не ворочается. Но позвольте, тогда Хелен с этакой дырищей в животе развалилась бы пополам и смогла бы разве что ползать на руках. Между тем она грациозно ходит и ловко дерется лопатой. Потом, когда ей, судя по всему, накачали в дыру монтажной пены или еще какого-то материала (на платье пустота незаметна, то есть чем-то заполнена), резво бегает на каблуках, хотя такая «операция» должна была нехило нарушить ей чувство равновесия. Скорее всего, мультяшная физика использована потому, что реалистическое ранение брюшины, в отличие от довольно опрятного перелома шеи, выглядело бы форменным гуро.
    • В том же фильме Эрнест выживает, потому что падает с высоты прямо в бассейн. Но удар об воду на самом деле весьма болезнен и даже опасен, тем более плашмя, а не правильной ласточкой. А он ведь еще и стеклянную крышу над бассейном проломил.
  • Фильмы про Тарапуньку и Штепселя. Особенно «Ехали мы, ехали» — сочетание кино и мультипликации.
  • Опять барон Мюнхгаузен, а именно чехословацкий фильм «Барон Мюнхгаузен» 1961 г. По стилистике весь фильм сделан под старинную гравюру-иллюстрацию, а откровенно мультяшные моменты — это так задумано.
  • «Бэтмен» 1960-х — с фитильком. Самое запоминающееся — во время массовых драк (обычно, но не всегда, в качестве финальной битвы серии) поверх снятого в живую добавляются комиксные междометия «бум», «хрясь» и т. п. Изредка появляются и иные мультяшные комиксные элементы.
  • «Чародеи» — прохождение сквозь стену: «Нужны три условия: видеть цель, верить в себя, и не замечать препятствий!».
    • С другой стороны, это можно считать действием их магии. Правильно выполнил условия — прошёл через стену, нет — стукнулся о неё лбом.
      • Очень похожий эффект наблюдается с хитрой заколдованной стенкой (отделяющей на вокзале платформу 9 от платформы «девять и три четверти», спрятанной в каком-то спецпространстве) в фильмах «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната». Преодолевать стену нужно бегом — медленным шагом не получится. Тот, кто неправильно сконцентрируется и неверно настроится (или тот, чей допуск повреждён диверсантом либо аннулирован властями), шмякнется об эту стенку, вместо того чтобы пройти сквозь неё. В книгах-первоисточниках тоже подразумевалось что-то вроде этого.
  • «Возвращение мушкетеров»: Юнгвальд-Хилькевич в некоторых сценах намеренно отыграл троп (вот только непонятно, за каким хреном). Особенно доставляет (в расширенной версии) запускание д’Артаньяна во вражескую крепость в бадье из катапульты. Пожилой маршал не пострадал.
  • Короткометражка «Новоселье Олега Попова» (1960 г.) — несколько трюков, в том числе и те, которые показать на арене затруднительно. Выведение цыплят из яиц из-за утюга, проспиртованный выдох соседа и его тушение и пр.
  • «Мэри Поппинс» 1964 г. Приключения в нарисованных локациях, танцы трубочистов и проч. А вешалки и прочие крупные вещи в саквояже няни, лестница из дыма и вылетания няни и воспитанников через дымоход, необычная уборка в детской можно считать как примером статьи, так и действующей в сеттинге магией.
  • Финал сериала «Next» — злодей очень долго разговаривает с мальчиком, стоя по разные стороны пустой дороги. Но стоит ему на неё выйти — тут же он становится жертвой ДТП с участием как из-под земли появившегося автомобиля. Ни злодей не видит автомобиль, ни водитель — злодея.
  • «Сверхъестественное» — в одной из серий 8-го сезона братья Винчестеры столкнулись с экстрасенсом, вокруг которого всё начинало работать по законам мультяшной физики.
  • «Люцифер» — Люцифер и Хлоя Деккер попадают в насыщенный тропом (включая поражение обоих «анатомией Барби/Кена») мультяшный мир, решив навестить в его адском цикле преступника из их первого совместного дела Джимми Барнса. Причем повелитель Ада оказывается неспособным влиять на этот подмир.
  • «Маски-шоу». Почти в каждом выпуске в большей или меньшей степени есть мультяшная физика.
  • «Каламбур»: «Железный капут». Практически в каждой серии очередная вундервафля взрывается под ногами герр Майора, но ни танк, ни герр Майор от взрывов не страдают. Страдает только униформа герр Майора. «Га-а-анс!!»
    • В «Деревне дураков» Баба регулярно бьёт Мужика и Морячка по голове сковородкой. Им это, наверно, неприятно, но уж точно не страшно. Как можно получить сотрясение того, чего нет?
  • Короткометражка «Автоматический водитель» (The Automatic Motorist, 1911 г.) — по полной программе, насколько позволяли технические возможности немого кино.
  • В одном из эпизодов «Деревни Дураков» баба вылила весь самогон прямо в топившуюся печь. Но потом пошёл дождь — и Мужик с Моряком быстро просекли его алкогольный состав. Тогда Баба быстро запихала в печь сковородки — и на головы незадачливых пьянчуг уже обрушился куда менее приятный чугунный дождь!
  • «Разборки в стиле кунг-фу» — комедия в какой-то степени пародийная, тут такого много, особенно, есть даже пародия на мультяшные погони в стиле Road Runner-а.
  • «Один дома» 1 и 2 — после таких ловушек в реальной жизни Мокрые бандиты попали бы не в тюрьму, а в больницу, или даже на кладбище. Не иначе как Санта-Клаус каждый раз их спасал!

Телевидение[править]

  • Шоу «Уральские пельмени», выпуск «Пинг-понг жив». Спортсмен (В. Мясников) в перерыве матча приходит к врачу (Д. Брекоткин), чтобы тот измерил ему артериальное давление. Врач надевает на руку спортсмена манжету и начинает накачивать грушу. Далее события развиваются так, как будто накачивается не манжета, а сам спортсмен — он начинает выпрямляться и разворачивать плечи, и даже случайно выпускает порцию воздуха через рот. Затем он начинает «пропускать» воздух, который выходит из него со свистом, сначала через уши, потом через нос, его глаза вылезают из орбит… (в итоге, «накачавшись», он становится способен отыграть еще полный тайм).
  • Японское телешоу «Маскарад». Участники на сцене отыгрывают разные сценки в том числе и с подобием мультяшной физики. На первый взгляд что-то в роде нашего КВНа, но шутки визуальные (в КВНе встречаются подобные вещи гораздо реже) https://www.youtube.com/watch?v=bky7YLnRJ6g https://www.youtube.com/watch?v=ZdcqwxVDgpQ https://www.youtube.com/watch?v=pqs-3LhiY6Q https://www.youtube.com/watch?v=eKtO2LZMY80 и еще великое множество.

Мультфильмы и мультсериалы[править]

Мультфильмов, попадающих под штамп, очень много. Вот лишь отдельные примеры.

Наша анимация[править]

  • «Приключения Васи Куролесова». Рассказана вроде бы эталонно-реалистичная, даже натуралистичная история, а юмор абсурда содержится исключительно в репликах (ну, и ещё — в сцене задержания Батона и Рашпиля)… Но в одной сцене на пути Васи Куролесова и капитана Болдырева оказалась каменная стена. И Вася проломил собой эту стену, оставив дыру по форме своего силуэта (сам при этом не получил ни царапины и, не сбавляя скорости, побежал дальше). А капитан Болдырев «включил внутри себя левитацию» и изящно перелетел через стену, словно он какой-то хренов заграничный супергерой.
    • Аналогичные скетчи BadComedian нашёл в фильмах «Гитлер капут» (партизана пытаются убить, но расстреливают стену вокруг него) и «Ржевский против Наполеона».
    • Может быть, ненадёжный рассказчик? Забыли мелкие детали, а если всё сопоставить, получается, что со стеной у них что-то не вписывается в картину. Или обошли молчанием намеренно (перелезание стены было каким-то особо позорным), а если всё сопоставить…
      • В оригинале этой сцены вообще не было. Но Коваль сам написал сценарий для мультэкранизации, в том числе и эту сцену.
    • Либо же автор, Юрий Коваль, баловался магическим реализмом. У него же в «Пяти похищенных монахах» (сиквеле книжной версии «…Васи Куролесова») бандит Барабан спокойно пролетает над большой лужей, раскинув руки, а главные герои с высокой точки в Карманове умудряются увидеть Эльбрус. А в сиквеле «…монахов» («Промах гражданина Лошакова, или Куролесов и Матрос подключаются») у нас параллельные миры, и в одном из них город Карманов есть, а в другом его нет, отчего и получилось недоразумение!
    • В «Монахах» — именно ненадёжный рассказчик. Это — ребёнок, и он вовсю задействует обычную детскую фантазию (в том числе и додумывая то, что «точно должно быть» — например, мысли других персонажей). Нырнуть в одну лужу и вынырнуть из другой, затормозить (правда, безрезультатно) в прыжке из окна, увидеть с высокой вышки далёкие края — такое готов представить себе каждый нормальный ребёнок.
      • …Но в третьей и последней части трилогии — «Промахе гражданина Лошакова» — мы видим другие, и пожалуй, даже ещё более яркие образцы тропа. Чего стоит одно только «магическо-ментальное облако», не шутя пугавшее Пахана! То есть «облако» (ауру?) видел не только Вася. Да и сам Вася далеко уже не ребёнок — он половозрелый человек, молодой мужчина. И рассказ ведётся не от его лица, а просто от автора.
  • «Приключения капитана Врунгеля», конечно. Гангстеры раз за разом побеждают агента Ноль-Ноль-Икс именно при помощи мультяшной физики, один способ безумнее другого. И агент Ноль-Ноль-Икс средствами той же мультяшной физики вновь и вновь возвращается к жизни и продолжает преследовать гангстеров.
    • И «Остров сокровищ» того же самого Черкасского. Трелони, выбивающий стену форта (после чего она падает как единое целое)? Пират, который натурально «сдувается» под ударами Джима? Всё это тут есть.
  • «Ну, погоди!». Гораздо реже, чем в «Том и Джерри», но местами таки есть. Самые яркие моменты: пролезание Волка через всё утончающуюся трубу (10 выпуск); «отпрессовывание» Волка Бегемотом с помощью пустотелого шахматного коня большого размера (16 выпуск).
  • «Бременские музыканты» — приколы стражника с пушкой, сыщика с динамитом и главных героев с полиморфной тележкой.
  • «Как грибы с Горохом воевали»: залп гороховой пушки сносит дом Дубовика, и Дубовик со всем скарбом взлетает на воздух (буквально). Его живого (но перепуганного) тут же берут в плен.
    • Чуть позже эта пушка взрывается, и взрыв забрасывает Царя Гороха обратно в своё гороховое царство. Неудавшийся захватчик философски замечает, что ему ещё повезло.
  • «Ивашка из Дворца пионеров» — поднять к потолку воина в доспехах с помощью электромагнита, запитанного от динамо-машины, которую надо крутить за ручку, ничуть не легче, чем поднять его туда голыми руками. Даже гораздо сложнее, учитывая, что КПД у всей этой системы далеко не единица. Нормально для мультика, но для мультика, пропагандирующего силу науки, выглядит как-то слишком уж символическим обозначением события, а не буквальным событием. И добро б у него там хотя бы был какой-то супер-аккумулятор, который он перед этим долго заряжал, наяривая ручку… А если Ивашка способен вырабатывать столько энергии, ему и не нужен никакой магнит, потому что он сам какой-то сказочный богатырь, который вполне в состоянии схватить Кощея в охапку и зашвырнуть подальше.
  • «Богатырская каша». Целиком и полностью, причём очень необычно.

Братских республик[править]

  • «Как казаки…» — много где. Самое яркое, пожалуй — перевернуть дождевую тучу, попав в неё мячом.
    • Субверсия в самой первой части «Как казаки кулеш варили»: бочки с порохом при взрыве убивают ханских воинов. И не просто убивают, а оставляют от них только сабли да щиты. Тоже в какой-то степени мультяшная физика… но главным образом бескровная резня.
    • А в серии про инопланетную летающую тарелку (ну, на то она и инопланетная!) внутри внешне весьма мелкой, плоской и лёгкой тарелки (которой можно накрыть как крышкой казан или отражать пушечные ядра) умещаются три вовсе не плоских и вполне соразмерных землянам гуманоида. Ну, это и нашим, и вашим

Не наша[править]

  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — король этого тропа. Сквозь стёкла шлемов там можно не только разговаривать и свистеть, но даже выдувать мыльные пузыри. Под толщей воды, на морском дне, можно разводить костры, а можно — поливать цветы или даже… тонуть.
    • Создателем этого мультсериала был океанолог (!), который с удовольствием… нет, с наслаждением посылал в дальнее эротическое путешествие обыкновенную физику, подменяя её мультяшной, магической (а этот троп, в свою очередь, пародируя). Стебался от души.
  • «Том и Джерри» — мультфильм на 99,9 % состоит из данного штампа.
  • Творения той же компании MGM, короткометражки Тэкса Эйвери, которые состоят из этого тропа на 99,9999 %. Плюс еще имеется абсурдистика в совокупности с разрывом четвертой стены.
  • «Looney Tunes»/«Merrie Melodies» — абсолютно все версии.
    • Прежде чем перейти на MGM, упомянутый Эйвери немного поработал в проекте «Looney Tunes»/«Merrie Melodies». А закончил свою карьеру на Universal (см. следующий пункт).
  • «Woody Woodpecker» во всех вариациях, а также другие мультфильмы от студии Universal (Walter Lantz Productions).
  • «Чокнутый» — зигзаг. Например, мультяшка-лимузин может преспокойно проехать по яме с грязью, а вот преследователи (в лице Чокнутого и Счастливчика Пикеля) на обычной полицейской машине — уже нет.
  • «Маска» — мультсериал по мотивам уже упомянутого фильма (и по отдалённым мотивам комикса-первоисточника) не просто предельно насыщен этим явлением, но и подсвечивает сей факт. В одной из серий Эйс Вентура, профессиональный разыскиватель животных, открыто замечает принадлежность способностей Маски к области мультфизики.
  • «Черепашки-ниндзя» 1980-х. Как бы нет, но изредка встречается. То постоянный гигантский магнит работает слишком по-мультяшному (в серии кролика-ниндзя), то у Рокстеди, после удара по голове светофором один глаз становится красный, а другой — желтым.
    • Похожий прикол был в советском фильме-концерте «Ехали мы, ехали». Там как Рокстеди стал выглядеть бык, после того как его двинул колесом по морде железнодорожный вагон.
  • «Чёрный Плащ»: используется, а один раз пародийно подсвечивается. Чёрный Плащ падает с большой высоты и временно «сплющивается». Он сдавленным голосом комментирует: «А если бы это было в мультике, мне было бы совсем не больно!»
    • Что интересно, в одной из серий он чуть не погибает, но его спасает шлем и он оказывается на больничной койке.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — игра с тропом. В целом, герои этого мультика подчиняются законам самой обычной физики, и лишь для одного персонажа сделано исключение — для Пинки Пай. Вот она как раз живёт по законам мультяшной физики, что выглядит очень забавно на общем фоне.
    • Есть подозрение, что рядом с ней всё начинает подчиняться мультяшной физике. В серии «Интуиция Пинки» Твайлайт не раз плющит дверьми о стены, на неё падают тяжёлые предметы, она сваливается в открытый люк погреба Эпплджек и в какой-то момент показывается на инвалидной коляске в бинтах и гипсе. Но в скором времени после всех происшествий она начинает ходить своими ногами, как ни в чём не бывало.
  • «Ловушка для кошек»: мышиная полицейская машина попадает под кошачий танк и расплющивается в аккуратный четырёхугольный блин, после чего становится на ребро и едет дальше. Субверсия: Шафранек подтверждает, что полицейские в машине погибли.
  • Цикл У. Диснея про Алису 1920-х гг. Во-первых, как один из ранних примеров. Во-вторых, в мультяшных приключениях участвует реальная девочка. То есть живые съемки (преимущественно на белом фоне), дополняемые рисованной мультипликацией.
  • «Финес и Ферб». Одни их геометрические головы чего стоят! (Причем форма голов частенько подсвечивается).
  • «Питер Пэн» — в финале капитан Крюк, упав к крокодилу, какое-то время убегает от него по воде.
  • «Дамбо» — башня из слонов на надувном мяче. «Если слон по крыше Прогуляться вышел, А жильцы под крышей ничего не слышат, Значит, это лёгкий слон Или просто детский сон». Или не в ладах с физикой?.. А вот это очень вряд ли: гэг явно введён намеренно, и всё выглядит так, будто создатели мультфильма прекрасно осознавали неосуществимость этого трюка «обычными средствами».
  • «38 обезьян» — серия скетчей британского мультсериала «Monkey Dust» про мультяшного кролика Лапшу, используемого в секретной лаборатории как подопытного по причине слишком высокой смертности обычных животных, целиком посвящена стёбу над тропом.
  • Розовая пантера использует троп на полную катушку, временами доводя ситуацию до абсурда
  • «Кибер-шесть» (1999) — эпизод «Гипноз» (7 серия). Швырнутый Базисом-седьмым идефикс пробил стену насквозь, оставив в ней дыру в форме своего тела, вылетел на улицу и врезался в фонарный столб. После чего упавший сверху фонарь наделся идефиксу на голову и ударил его током, застав череп бедолаги светиться изнутри. Что характерно, другие искусственные люди (идефикс и текно) получили в той же серии куда более серьёзный удар током, и их скелеты при этом сквозь тело не просвечивали (идефикс просто вырубился, а текно закричал от боли и погиб). Зато Хосе после электрического разряда с воплями и дымящимся задом улетел куда-то в направлении луны, словно знаменитый ханна-барберовский кот.

Комиксы[править]

  • «Астерикс и Обеликс», конечно! Удары героев отправляют римлян чуть ли не в стратосферу, но ничего страшнее синяков римлянам не грозит. Таковы уж свойства Зелья Силы, которое пьют эти самые герои.
    • В комиксах местами показано (а в киноадаптациях особо подсвечено), что регулярное употребление этого Зелья постепенно придаёт телам героев черты мультяшной физики, в частности делает эти тела одновременно очень твёрдыми, регенеративными и сверхэластичными.
  • Марвеловский Слэпстик. ОАШ, способный превращаться в мультяшного клоуна.
  • В мультиверсе DC Comics есть Земля-26, полностью населенная мультяшными антропоморфными животными. Кроме мультяшной физики в целом, каждый персонаж обладает способностям супергероя, которого пародирует.
    • Вероятно, все герои Земли-26 — референс к Луни Тюнс и всем смежным мультсериалам, поскольку оба бренда принадлежат братьям Уорнерам.
    • Интересный факт: полное имя Капитана Морковь — Роджер Родни Рэббит. Правда, не смотря на то, что Капитан Морковь появился за 6 лет до всем известного фильма, книга «Кто зацензурил Кролика Роджера» вышла на пол год раньше, чем появился Капитан, так что теперь его называют просто Родни Рэббит.
  • Комиксы Маска издательства Dark Horse. Категория 18+. В отличие от более известного фильма по нему, здесь физика мультфильмов действует только на носителя маски, поэтому он может достать из кармана пиджака станковый пулемет или запихнуть нерадивым автомеханикам выхлопную трубу куда подальше, вот только пули в пулемете будут настоящие, да и разрывы внутренних органов начиная прямо от кишечника и дальше никто не отменял. Панели могут быть настолько горовыми, что диву даешся.
    • Возможно, разница не в сеттинге, а характере ГГ. В фильме тоже — если маску наденет злодей — можно косить налево и направо всё живое.

Видеоигры[править]

  • Пример скорее мимо кассы, но… Gmod, как это не странно. Можно конечно делать серьёзные анимации, даже качественные, но… Так же не смешно! Бонусные очки за свои виды мультяшной физики.
  • Home Alone 2: Lost in New York (NES, 1992) — Гарри и Марв демонстрировали мультяшную физику ещё в фильмах, но там фитилёк был хоть немного прикручен. Здесь же троп играется прямо: Кевин обрушивает на Марва десятитонную гирю, подвешенную на тонюсенькой верёвочке, и та расплющивает бедолагу в самую натуральную лепёшку. Разумеется, Марв после этого выживает и чуть позже предпринимает новую попытку поймать Кевина. В версиях той же игры для Game Boy и SNES момент с гирей тоже имеется, но там Марв не расплющивается, а просто падает за пределы экрана, как и прочие противники, убитые временно выведенные из строя Кевином.
  • Earthworm Jim — вся игра про то, что мы играем в мультик, за что игру геймеры и полюбили.
  • Эпопея о Боевых жабах (Battletoads) просто набита отсылками к тропу — ведь она есть постмодернистское произведение, рефлексия нескольких талантливых британских стёбщиков и касаемо мультфильмов как вида искусства, и касаемо видеоигр. Например, если на одного из жабоподобных героев упадёт что-то тяжёлое — он буквально превратится в живую лепёшку с глазами и, моргая ими, поползёт вбок. Это потеря попытки… но всё подталкивает думать, что герой «вскоре восстановился, всего лишь стал менее выносливым».
  • Worms. Одна из фишек всего цикла.
  • Малоизвестная игра по мотивам Looney Tunes, именуемая Taz Wanted. Педаль в пол — умереть вообще невозможно[4]. Впрочем, игра от этого легче не становится.
  • Dawn of War 3. Фанаты в бешенстве: мультяшная физика — в гримдарковом и эпическом Вархаммере?! Ересь! А тролли-авторы похохатывали… пока не стало ясно, что в триквел никто не играет.
  • Cuphead. Впрочем, логично, ибо сама игра была выполнена в стиле мультфильмов из далёких 30-ых.
  • The Neverhood.
    • И её приставочный сиквел (в другом жанре) — Skullmonkeys. «ВСЕЛЕНСКАЯ КЛИЗМАААА!!» и всё такое прочее.
  • Trine 2/3 — кто прыгает дальше: пожилой волшебник, закованный в латы толстяк-рыцарь или воровка? А вот и не угадали: физика прыжка одинакова для всех троих, но закованный в латы рыцарь может прыгать дальше, планируя на своём щите благодаря игре слов — kite на английском языке означает как воздушного змея, так и похожие по форме на них щиты, по русски называемые каплевидными. Но щит Понтия при этом круглый, а не каплевидный. Фитилёк прикручен, потому что щит волшебный, да и в целом в сеттинге магии довольно много.

Музыка[править]

Время от времени в клипах ради прикола тоже делают элементы мультяшной физики. Если клип весь (или частично) мультяшный, то почему бы не применить мультяшную физику?

  • Гр. «Чё те надо?» (бывшие «Балаган Лимитед»), клипы «Приходи на чаёк, выпьем водочки!», «Мила» (живые артисты на фоне мультяшных локаций с мультяшными приключениями).
    • А в бытность «Балаганом» — клипы «Наивная» (полноценный мультик с Киркоровым-да Винчи), «Крылышки» (шуточный отыгрыш шекспировских страстей героями картин)
  • «Дюна» — мультяшные клипы «Зарыт в амбаре пулемет», «Вася», «Рисовый край». Хотя это по сути полноценные мультики на песни группы.
  • Аналогично «Кабаре-дуэт „Академия“» в клипах «Обиделась» и «Маленький».
  • Аналогично и О. Газманов, «Новая заря»
  • В. Королев, «Базар-вокзал» — пластилиновый мульт-клип.
  • Ф. Киркоров:
    • «Милая» — приключения превращенного в кота певца
    • «Зайка моя» — визуальный отыгрыш литерала.
  • «Стрелки», «Я хорошая».
  • Ранние клипы Глюкозы, когда её ещё не показывали вживую в качестве певицы, а только компьютерно-мультяшные клипы с главной героиней бой-бабой (и её доберманом).
  • А. Укупник, «Свадебный марш одинокого холостяка». В клипе чередуются live-action и мультяшные герои. Некоторые персонажи представлены и как живые люди, и как шаржи на них. Последним особенно достается от роковой женщины. В том числе и в стиле так грубо, что уже смешно.
  • «Aqua», песня «Cartoon Heroes» практически вся о мультяшной физике. В клипе таковой практически нет — скорее подражательство фантастике 1950-х.
    • Субверсия — в клипе «Barbie girl» у певицы случайно отрывается рука. При этом она улыбается и продолжает весело, немного жеманно распевать свою песню. В следующей сцене руки уже на месте. А что ей сделается? Она же кукла Барби.
  • Бьорк. Клип на песню «I’ll miss you», хотя и чутка крипово.

Эстрада и цирк[править]

  • Клоун-фокусник Весельчак Сильвестр (Sylvester the Jester) выступает, придерживаясь полностью мультяшного стиля (см. http://www.youtube.com/watch?v=KvxoKnRF1jo и проч.)
    • Кстати, и иные фокусники время от времени вводят в выступления элементы мультяшной физики, обычно для прикола. Например «закручивание», когда девушка заходит в вертикальный ящик, из которого видны ее ноги и голова, после этого фокусник крутит голову, а когда ящик открывают, то видно, что туловище девушки закручено. Подобный трюк показывали и Д.Копперфилд, и И.Кио, и Э.Кио, и проч. См. вариант от Конни Бойд, которая «закручивает» сама себя (https://www.youtube.com/watch?v=wUt41BZKfhw). Грег Фруен в середине 1990-х в трюке «Твистер» показывал «двойное» «закручивание» — скручивают двух человек(см. телешоу «The World’s Greatest Magic 3» 1996 г., в номере под парк развлечений) Иногда бывает так, что «закручивание» совмещают с «прессом», как в номере Натана Бартона (не путать с Лансом Бартоном!) с условным названием «Знакомство с девушкой», когда «дурнушка» после пресса превращается в фансервисную красотку (см. http://www.youtube.com/watch?v=13GQ7cKN0bw&list=PL6460E0D8377D6DB2&index=2, начиная с 4.40, а пресс с 6.02). Нередко бывает и «сплющивание», когда при помощи валиков объёмный объект превращается в плоский, который потом «надувают» насосом. Это может быт как человек (в номере А.Красильникова и К.Багдасаровой с печатанием денег, в одном из номеров Д.Копперфилда 80-х годов), так и предмет (курица в номере «Иван да Марья» А.Гамона и Л.Белянкина)
  • В принципе, в клоунаде время от времени (в зависимости от инженерно-изобретательского таланта артиста и его команды) тоже бывают примеры мультяшной физики.
    • Номер с автомобилем и фонтанчиком в исполнении Александра Родина. Клоун выезжает на небольшом автомобиле, который «ломается» и из него начинает бить фонтан. Дальнейшее действо — прикольные «перебрасывания» фонтана с места на место, завершающееся «протыканием» струей инспектора манежа. (Фотография начала выступления http://imgsrc.ru/shiraslan/36416017.html#bp, а также номер, но в исполнении другого артиста https://www.youtube.com/watch?v=UCdMNubPidU)
    • Клоунада и иллюзия в шоу Сонни и Галины Хейз (Galina & Sonny Hayes). В роли почти всех предметов — картонные картинки. https://www.youtube.com/watch?v=OWlJKEhLMoU/watch?v=OWlJKEhLMoU
  • Вадим Савенков. В разных версиях номера https://www.youtube.com/watch?v=hwtlFBF4XoQ
  • В 1960-х был в США иллюзионист-комик Виктор Траск (А.Вадимов и М.Тривас — советские историки жанра отмечали, что выступление «нарочито бессмысленно», а А. С. Карташкин отмечал наоборот — оригинальность и свежий взгляд). А именно в чемодане у мага была собрана «коллекция дыр» в роде той, что была в фильме про кролика Роджера. Номер — серия трюков с «дырами», которые можно прилеплять к любой поверхности.
  • В некоторых версиях лазерных шоу участники имитируют манипуляции с лазерными лучами как с реальными объектами. Ломают их, передвигают, перебрасывают с места на место. Мультяшная физика как она есть.

Аверсии, инверсии и нестандартное обыгрывание[править]

  • Мультяшная физика не обязательна в мультфильмах, особенно претендующих на серьёзность, драму или реалистичность.
  • В кукольных мультфильмах, как правило, тоже присутствует крайне дозированно, в основном ввиду технических ограничений — использование кукол сильно ограничивает возможности трансформации фигурок.
  • Советские мультфильмы 1950-х, выполненные в технике ротоскопирования: «Ночь перед Рождеством», «Друзья и товарищи», «Девочка в цирке», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золотая антилопа», «Каштанка», сказки Пушкина и т. п. А все чудеса (если таковые есть) происходят благодаря действующей в сеттинге магии.
  • Также мультипликационные экранизации классики далеко не всегда приемлют мультяшную физику. Если таковая и есть, то экранизация зачастую является пародийной.
    • Исключением являются те классические произведения, в которых физика даже в первоисточнике ближе к мультяшной, чем к реальной, обычно это юмористические и/или пародийные произведения вроде «Приключений барона Мюнхаузена» и «Приключений капитана Врунгеля».
  • Когда мультфильм строится целиком на мультяшной физике, её периодически можно отключать, особенно когда персонаж пытается её применять.
  • С другой стороны, даже в относительно реалистичном сеттинге мультфизика тоже может применяться к отдельным персонажам. Как правило, это либо персонаж-неудачник, либо трикстер, либо клёвый безумец.
  • В японской анимации — когда как, но чаще нет, чем да.
    • Наиболее распространённое исключение — объевшийся или обпившийся чем-то персонаж, особенно если это красивая девушка, либо воин, которому ещё злодеев мочить. В конце обеда у неё/него появляется огромный живот, в следующем кадре исчезает. Из исключений можно назвать японскую версию Powerpuff Girls, где обожравшиеся в одном из эпизодов героини ходили с круглыми животами, пока день по сюжету не кончился и у их «похудания» не появился разумный обоснуй.
    • Не менее распространённый пример мультяшной физике в манге и аниме — оружие, которое в реальной жизни хозяин не то что не мог бы использовать, а даже и не поднял бы.
    • Fate/kaleid liner PRISMA☆ILLYA — классическое «вдруг осознал, что твёрдой поверхности под ним нет». Две волшебницы сражаются в небе над городом, пока оскорблённые их вредным и скандальным поведением жезлы не покидают своих хозяек, разом лишая их волшебных сил, но те продолжают перебранку, пока сами жезлы не напоминают бывшим владельцам, что те перестали быть волшебницами и летать больше не могут. Обоснуй: магия исчезает не мгновенно, тела волшебниц ещё пару десятков секунд оставались «заряжены» полётными заклинаниями, пока те не иссякли и гравитация не взяла вверх. Но по времени это смеха ради подгадано именно так, что выглядит классическим тропом «исчез в клубах логики».
  • «Большой Тылль» — эстонский мультик 1980 про доброго великана Тылля, спасающего свой народ от врагов. Мда, оставляя после себя горы трупов, реки крови, сплошное мясо и сломанную детскую психику (или, наоборот, полный восторг от эпичной баталии, тут реакция непредсказуемая).
  • Happy Tree Friends — инверсия с педалью в полу, тут помирают от малейшего пустяка, даже, к примеру, обычный карандаш может стать причиной нескольких жутких смертей.
  • «Настоящие охотники за привидениями». Практически нет — максимум дерганье с маленьким искривлением автомобиля/прибора и проч. Мультяшной физикой балуются больше призраки. Особенно в этом деле отличился Лизун.
    • В серии «В мире мультфильмов» (Who’re You Calling Two-Dimensional?) Охотники попадают в мультфильм, где троп используется во все поля, вроде передвижения озера руками.
  • «Чокнутый» — часть нарисованных персонажей и по лору мультяшки, часть — люди. На первых мультяшная физика работает, на вторых — нет.
    • Тут имеется зигзаг: если хорошо себя убедить, мультяшная физика работает на людях, но если перестать верить, эффект пропадет. Однажды Счастливчик карабкался по веревке, висящей в воздухе без опоры, вполне бодро (полицейская физподготовка, видимо, сказалась), но произнес задумчиво: «Надо же, я лезу по веревке, которая ни на чем не висит», — и шлепнулся с веревкой вместе.

Примечания[править]

  1. Любая полигональная трёхмерная модель имеет только оболочку, и полая внутри. Современные 3Д-редакторы даже имеют функцию подвергнуть эту модель деформации на основе «мультяшной физики» (или максимально приближенных к ней, например «поведение ткани»). Но тут с прикрученным фитильком, ибо мультфильмы зародились задолго до появления компьютерной графики и даже самих компьютеров.
  2. В принципе, возможно использование системы компенсации реактивного момента отклоняемым воздушным потоком, но у таких вертолётов характерный хвост.
  3. Если у пропеллера 2 лопасти, то они уравновешивают друг друга, и центр тяжести находится на оси вращения. Если сделать винт с одной лопастью, то получится эксцентрик, и корпус самого вертолёта также будет шатать из стороны в сторону. Впрочем, иногда однолопастные конструкции всё-таки делают (например, у скоростных авиамоделей), но маленькие и с противовесом напротив этой лопасти.
  4. Можно утонуть или упасть в пропасть, но подобно классическим «Looney Tunes», персонаж тут же очнётся на берегу или рядом с местом падения.