Мы из будущего

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мы из будущего — фильм российского режиссёра Андрея Малюкова на военно-историческую тематику с элементами хронофантастики — о попаданцах в Великую Отечественную войну, снятый в 2008 г. Фильм получил хорошие оценки зрителей и критиков, а также дал толчок к созданию еще нескольких фильмов схожей тематики. Интересно то, что тема попаданства в фильме использована не для создания ветки альтернативной истории, а скорее в воспитательных целях, чтобы как бы задать современной (на момент выхода фильма) молодежи вопрос — «а как вы повели бы себя в те времена?». Именно поэтому Великая Отечественная, показанная в фильме, не является каким-то конкретным эпизодом истории, а скорее собирательной выжимкой фронтового быта, в который помещаются персонажи. Основной задачей фильма, согласно Слову Божьему, ставилось показать связь поколений, сравнить людей ушедшей эпохи с людьми современными, и ответить на вопрос молодых зрителей «а смог бы я — так?».

В 2010 г. вышло продолжение фильма, «Мы из будущего 2». Второй фильм слабо связан с первым (что является последствиями редактирования и урезания оригинального сценария), вышел намного темнее и острее, вдобавок, в отличие от первого, посвящён конкретному историческому эпизоду (Бродовский котел) и несёт в себе посылы на тему истории Украины и отношения к ней в наше время, способные вызвать много споров. Мнения зрителей разделились — одним нравился более серьёзный тон повествования, отращивание бороды и возросший уровень качества постановки, другие плевались из-за идеологизированности фильма, слабой связи с первой частью, сильно изменившихся характеров героев и смены актера главной роли.

Персонажи[править]

  • Сергей Филатов, «Борман» — главный герой обоих фильмов. В первом фильме — бывший студент истфака, «чёрный копатель». Разбирается в истории войны достаточно хорошо, чтобы точно указывать места, где в конкретный период времени шли бои. Во втором фильме становится преподавателем истории в университете, параллельно занимаясь уже честным поиском останков погибших солдат.
  • Олег Васильев, «Череп» — скинхед. Типичный силач, редко задумывающийся о своих действиях, самый смелый из команды. Боксёр, татуировка на плече и размышления на тему «хорошо бы Гитлер со Сталиным объединились и Америку к ногтю прижали» в комплекте. Мечтал найти на раскопках настоящий «Вальтер» и Железный крест. Рассказал о вожаке своей группировки («у нас свой Ницше есть»), который однажды велел им убить нищего для демонстрации готовности очистить мир от грязи («сосед мой бывший оказался... так, слегка попинали и прогнали»). Путешествие в прошлое повлияло на него сильнее всех — после личного общения с натуральными нацистами образца 1942 г. по возвращении в наше время первым делом взял камень и снял татуировку вместе с кожей. По выражению Спирта, «из скинов выписался, в патриоты записался» (фраза сама по себе ошибочна, так как, несмотря на ультраправую позицию, патриотом Череп был и до этого), а позднее и отказался от нацистских убеждений. Во втором фильме помогает Борману.
  • Андрей Смирнов, «Спирт» — эталонный козёл, эгоист и прагматик. Любит развязную жизнь и чёрный рэп. Трусоват, склонен к панике и истерикам, однако в конце первого фильма таки поборол трусость. Очень любит музыку и сам играет на гитаре и поёт, развлекая товарищей по оружию в первом фильме. Во втором фильме не появляется. Феерический козёл, почти до самого конца. Предлагает пострелять из найденного в раскопе пистолета по черепам бойцов. Острит «там выкапывали — здесь закапываем» (шокирует даже Черепа, который ранее согласился стрелять по черепам). Ищет корыстный мотив в героическом самопожертвовании старшины Емельянова. По возвращении в поисках выпивки обшаривает вещмешок покойного старшины и пытается украсть найденные медали (в режиссёрской версии). Затем появляется Филатов (Борман) и требует положить их обратно.
  • Виталий Бероев, «Чуха» — тихий и неконфликтный нерд-геймер, друг детства Бормана. Мягок, слабохарактерен и пассивен, однако в нужные моменты набирается смелости. Во втором фильме не появляется.
  • Нина Полякова — санинструктор в роте, в которую в первом фильме попадают главные герои. В первом фильме — объект любви Бормана и Чухи, первому отвечает взаимностью. Вроде как погибает в конце первого фильма, но во втором её смерть ретконят — оказывается, что она выжила и вышла замуж за лейтенанта Дёмина, который симпатизировал ей ещё до появления гостей из будущего.
  • Тарас Канапенко, «Таран» — один из главных героев второго фильма, украинский националист. Участвует в реконструкции боев под Бродами на стороне УПА, попадает в прошлое вместе с Борманом, Черепом и Серым.
  • Серго Мельник, «Серый» — тоже новый персонаж из второго фильма, «мажор», сын депутата Рады. Друг Тараса, хотя и не полностью разделяет его взгляды. Приехал на реконструкцию за компанию и попал в прошлое вместе с остальными персонажами.

Сюжет первого фильма[править]

Борман зовёт на очередной раскоп трёх друзей — Черепа, Спирта и Чуху. Те соглашаются, поскольку уверены в лёгкой наживе. Приехав на место, герои находят заваленный при артобстреле блиндаж. В блиндаже их ждет странная находка — четыре военных билета с фотографиями и именами самих копателей. Посчитав, что это галлюцинации от палёной водки, они идут купаться на ближайшее озеро в надежде протрезветь.

Нырнув в озеро в нашем времени, герои выныривают в 1942 году на линии фронта. Они попадаются советскому патрулю, и те отводят их к командиру части. По загадочной причине красноармейцы находят также и те самые документы с именами и фотографиями ребят, и их зачисляют в личный состав ближайшего стрелкового полка, приняв за прорвавшихся окруженцев.

Бывшим «чёрным копателям» предстоит бок о бок со своими предками отразить атаку немецких танков, сходить в разведку за «языком», влюбиться в симпатичную медсестру Нину, пойти в атаку, совершить подвиг, и, конечно, найти способ вернуться домой, в своё время.

Сюжет второго фильма[править]

Прошло два года, и герои сильно изменились. Сергей преподаёт историю в университете, а Олег стал поисковиком, помогающим родственникам пропавших без вести солдат установить судьбы отцов и дедов. Однажды, будучи в гостях у внучки погибшего офицера, Олег видит фотографию медсестры Нины с двумя другими офицерами. На их форме видны погоны — а значит, фотография сделана не раньше 1943 года, и медсестра Нина, возлюбленная Сергея, не погибла в 1942. Олег рассказывает об этом Сергею, заставляя его снова вспомнить путешествие во времени и оставшуюся в прошлом любимую девушку.

Сергей и Олег едут на Украину, чтобы принять участие в реконструкции боев под Бродами, проводящейся на месте событий. На фестивале они оказываются участниками конфликта между русскими и украинцами. С украинской стороны конфликт разжигают два друга, Тарас и Серый, на реконструкции выступающие за «Галичину». После одной из драк украинцы идут в лес, где находят обелиск в честь павших в этих местах советских солдат. Тарас в гневе валит обелиск на землю.

На следующий день Серый предлагает Тарасу разыграть Сергея и Олега, подкинув им петарду. Украинцы находят их в руинах старого особняка на холме и бросают петарду, не зная, что в руинах застрял неразорвавшийся реактивный снаряд. Происходит взрыв, и все четверо попадают в прошлое, чтобы увидеть своими глазами события, в реконструкции которых собирались принять участие, встретить старых знакомых и пересмотреть свои взгляды на жизнь и историю Великой Отечественной.

Художественные приемы и тропы[править]

Мы из будущего[править]

  • Бессменный телохранитель — действие фильма в прошлом занимает несколько дней, однако всё это время у входа в штаб стоит один и тот же солдат, которого снимают с поста уже непосредственно перед атакой.
  • Война — это кошмар — пожалуй, троп не может быть показан сильнее в фильме, не подходящем под определение «антивоенный». Реалистично показан животный ужас главных героев, наших современников, попавших в свой первый бой, а ещё атмосфера страха подчеркивается грамотной режиссурой и особенно работой со звуком. На юного автора статьи фильм при первом просмотре в кинотеатре произвел сильное впечатление, безоговорочно убедив в правдивости описываемого тропа.
  • Временной парадокс — откуда взялись красноармейские книжки? Автор правки даже смирился бы, если бы вместо найденных книжек им бы выдали новые, но нет, это возникшие из ниоткуда книжки. Видимо, это сильное колдунство бабки.
    • Это была не просто бабка (см. ниже)
  • Высокоточный матснаряд:
« Ура, мужики. Давайте, мужики, ура! Все вместе, ура! Ура, мужики! УРА, С-СУКА!!! »
— Борман поднимается в атаку
  • Героическое самопожертвование — cтаршина Емельянов и красноармеец Дмитрий Соколов.
  • Зло против зла — драка персонажей с другой бригадой «чёрных копателей» за перспективное место в начале фильма.
  • Злодейское глумление — «обещание» персонажей «найти серебряный портсигар», во время которого они вчетвером только что в лицо старушке не гогочут.
  • Жанровая смекалка — понимание «копателями» причины попадания в прошлое и способа возвращения (найти рядового Соколова и его портсигар)
  • Издалека сойдёт — военная техника в фильме. Танки в фильме сделаны непонятно из чего и изображают скорее «условные немецкие панцеры» и «условные советские танки». Немецкий танк более всего похож на Тигр, а советские — на Т-34-85, вставшие в строй соответственно в 1943 и 1944 г., тогда как действие фильма происходит в 1942. Анахронизм-с.
    • Присмотревшись к ходовой части, гриму на корпусах и габаритам башен танков на экране, автор статьи с грустью осознал, что роль «немецких панцеров» играют чистокровные Т-34-85, а советских танков — нечто на базе Т-64. Что мешало сделать наоборот и меньше мучаться с гримом, получив на выходе более правдоподобную картинку?..
    • А артобстрел в финале производится из пушек Д-44[1], которые, вообще-то, противотанковые, предназначенные для огня прямой наводкой. А еще они встали на вооружение в 1944 г.
  • Крутой дедуля — старшина Емельянов. В последнем своём бою уложил с дюжину немцев, обороняясь в одиночку в какой-то канаве.
  • Макгаффин/Ходячий макгаффин — именной портсигар с рубином и его владелец, красноармеец Дмитрий Соколов. Старушка, мать Соколова, ещё в нашем времени просит героев найти портсигар и останки сына. Попав в прошлое, герои догадываются, что не вернутся в свое время, пока не найдут Соколова и его портсигар. Соколова они встречают в плену у немцев, где он совершает героическое самопожертвование, чтобы дать героям возможность бежать, и отдаёт им портсигар.
  • Направо кругом — одна из наиболее запомнившихся зрителям, и, пожалуй, одна из сильнейших сцен в фильме. Когда герои возвращаются в наше время, Череп первым делом берет острый камень и сдирает с плеча татуированную свастику вместе с кожей.
  • Не в ладах с историей — ну не было во времена ВОв фотографий в красноармейских книжках.
  • Обречённая любовь — Борман и Нина. Им не суждено быть вместе хотя бы потому, что они из разных эпох. А ещё Нина, как кажется, погибает в конце первого фильма, а во втором уже замужем за лейтенантом Дёминым.

(link)

Тот самый саундтрек из фильма
  • Оркестровая бомбёжка — творческий союз режиссёра Андрея Малюкова и композитора Ивана Бурляева создал великолепное батальное порно. Такое же крутое, как в сериале «Грозовые ворота».
    • Эффект «Реквиема по мечте» — трек «Heroic Song» из саундтрека фильма за авторством композитора Ивана Бурляева в Рунете постоянно ассоциируют со вселенной Warhammer 40,000, а часто еще и приписывают его авторство Джереми Соулу (композитору первого Dawn of War) или вовсе Хансу Циммеру. Доходит до абсурдных названий трека в социальных сетях, в духе «Hans Zimmer — Warhammer 40000 — Боевая Литания». Скорее всего, причина в том, что музыка является мощным сочетанием оркестровой бомбёжки с пафосным песнопением, хорошо подходящим к пафосному духу вселенной Вахи. А еще подобная музыка, по крайней мере до выхода фильма, была нехарактерна для саундтреков отечественного кино.
  • Оружие Шрёдингера — финальную советскую атаку поддерживают два танка, но они ни разу не стреляют, и оба закадрово выходят из строя по неясной причине. Обоснуй последнему дан в режиссёрской версии — в одном из немецких дотов была противотанковая пушка.
    • Вообще-то явно было показано, как в один из танков сверху в машинное отделение прилетает из миномёта, отчего сидящих на броне солдат разбрасывает в разные стороны. Причём этот момент присутствует не только в режиссёрской версии.
  • Перекличка:
    • Визуальная отсылка — поднимая бойцов в атаку, политрук Карпенко взбирается на бруствер окопа и копирует позу с фотографии «Комбат», одной из самых знаменитых фотографий времен ВОв.
    • Буквально несколько кадров спустя атакующий красноармеец с ДП копирует другую известную фотографию.
    • Немецкий полковник, допрашивая пленного Бормана, предлагает ему выпить водки и закусить. Борман отвечает «После первой не закусываю», цитируя «Судьбу человека» Шолохова.
    • Сцена с едущими через окоп танками, учитывая время выхода фильма и то, что один из главных героев - геймер, выглядит оммажем Call of Duty 2.
  • Попаданец — и не один, а по четыре в каждом фильме. Попаданцы здесь не меняют историю, а проникаются ей через прямое участие в её событиях, меняя свои взгляды на жизнь, что нехарактерно для российского попаданческого творчества.
  • Светлее и мягче — автору этих строк доводилось наткнуться в интернете на творчество Александра Шевцова, заявленное как «литературный сценарий к фильму», и практически сразу захотелось развидеть прочитанное.
  • Сержант Кремень — старшина Емельянов. Строг, но справедлив, стоит горой за подчинённых, очень крут в бою. Даже погибает, прикрывая отход главных героев после неудачной разведки.
  • Сломать строй ради атаки — снова атака в финале. Пехота наступает беспорядочно, не поддерживая построение цепями и вообще какое-то подобие организованных подразделений. Впрочем, клич «Ура!» компенсирует это.
  • Старше, чем выглядит, Восторг у холодильника и Бог во плоти — старенькая бабушка «у которой где-то здесь сын похоронен» в начале фильма. К моменту выхода фильма (2008) реальной маме Дмитрия Соколова должно было быть больше ста лет[2]. Или может быть ей на самом деле больше тысячи лет? Получается, что это сама Родина Мать решила своим непутёвым сынам ума и совести добавить.
  • Что за идиот! — логика Черепа: если свинтить без оружия, то мы дезертиры. А если с оружием, то кто? Правильный ответ: дезертиры стащившие казенное оружие, с которым можно грабить мирное население.

Мы из будущего 2[править]

  • Вам террористы, нам партизаны — бойцы УПА в восприятии русских и украинских персонажей фильма соответственно. Впрочем, в 1944 г. члены УПА показаны вполне себе злодеями.
  • Взять в ад компанию — Дёмин в конце вызывает на себя огонь «Катюш». Субверсия для главных героев, потому что они не погибают, а возвращаются в свое время.
  • Докажи, что ты злодей — члены УПА устраивают для Тараса и Серого проверку, заставляя расстрелять Сергея и Олега. Те не соглашаются.
  • На войне законы молчат — прорывающиеся из окружения эсэсовцы, подавив сопротивление советских солдат во встретившейся по пути деревне, сжигают ее. Видимо, у них было на это время.
  • Не в ладах с историей — внезапно пример тропа внутри самого фильма. Когда Олег и Сергей попадают на допрос к СМЕРШевцам, Филатов придумывает легенду, в убедительности которой абсолютно уверен, так как происходящие события были темой его диссертации. Оказывается, что архивные данные были не совсем точны, и друзей разоблачают.
    • На самом деле их разоблачают из-за того, что Филатов, посмотрев на отрывной календарь, придумывает объяснение, прокатившее бы в тот день, который обозначен на календаре. Но оказывается, что на нём неправильная дата (когда диктуют рапорт, офицер подходит к календарю и срывает несколько листов-дней, и те люди, которыми они притворились, уже найдены погибшими, и ранеными).
  • Не дождалась — найдя на фронте Нину, Сергей узнаёт, что после его исчезновения она вышла замуж за старшего лейтенанта Дёмина (во втором фильме он уже дорос до майора), которому нравилась ещё в первом фильме. На момент встречи с Филатовым Нина на девятом месяце беременности.
  • Сало и горилка — значительная часть фильма про это.
  • Стоять насмерть — остатки батальона Дёмина (вместе с главными героями) в финале противостояли всей пытающейся прорваться дивизии «Галичина».
  • Финальный бой, он долгий самый — без шуток ЭПИЧЕСКИЙ бой за высоту с особняком занимает почти всю последнюю четверть фильма, добрых двадцать минут. Сама сцена — один из лучших по постановке и динамике боев в современных российских военных фильмах.
  • Шо, опять?! — реакция Олега, когда он понимает, что взрыв петарды (и реактивного снаряда) отправил их в 1944 год.

Примечания[править]

  1. Д-44 не противотанковая, а вовсе дивизионная. Противотанковой является уже сделанная на её базе Д-48. И да, производство Д-44, несмотря на красивый номер, началось уже после войны, в 46-ом году. Кроме того, несмотря на «противотанковость» ПТО, обычно, способны вести огонь не только прямой наводкой. На той же Д-48 для этого имеются постоянно возимые и устанавливаемые приспособления. Даже гладкоствольная МТ-12 способна на такой фокус и тоже имеет соответствующий прицел с панорамой и коллиматором. Такие дела.
  2. с момента боя прошло 65 лет, Соколову было лет 20 с гаком, и ей самой, как минимум, 15-20 лет добавить надо