Наивный идеалист

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Wide-Eyed Idealist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Идеалист — человек, верующий не только в идеалы, но и в то, что другие тоже в них верят. »
— К. Прутков-инженер (Владимир Савченко)
« Антошин (Тарасову): По-моему, ты из таких, которые хотят, чтобы все было как в красивых книжках. Как это называется?..
Тарасов: Идеалист?..
Антошин: Да. Ты такой?
»
— «Глухарь» (первый сезон, самое начало)
« Чрезмерная доброта может привести к наивности, храбрость к безрассудности, а преданность делу никак не помогает. »
— «Mahou Shoujo Madoka Magica», Хомура объясняет минусы мировоззрения Саяки

Персонаж, слишком идеалистический для своего мира.

Это может быть герой, который, начитавшись разной возвышенной литературы или посмотрев множество таких же светлых фильмов, думает, что у него теперь есть жанровая смекалка. К сожалению, мир оказывается намного циничнее, чем он думал. Ну или, как вариант, это может быть просто хороший парень (девчонка), чьи идеалистические попытки решить проблемы оказываются в лучшем случае бесполезными, а в худшем — опасными для самого идеалиста. Нередко такого персонажа вводят, чтобы подчеркнуть реализм, жестокость или цинизм сеттинга.

Исход в таком случае бывает разным. Часто роль такого персонажа в итоге — «жертвенный агнец». В других случаях, если перед нами рыцарь в сияющих доспехах, он может просто надеть ржавую броню. В вариантах попроще такой герой может занять роль морального питомца для кого-то. Ну и самый редкий, но и наиболее достойный вариант — отбросив наивность, герой эволюционирует в осмысленного и отрефлексированного идеалиста, к примеру, верующего интеллектуала.

Нередко такой персонаж может стать мессией, если он принимает решение всех спасать, и у него хватает харизмы воодушевлять других на подвиги. Ещё может являться вечным оптимистом, а в случаях, если он готов совершать злые поступки для достижения своих «светлых» целей — храмовником.

По части доброты, а не идеализма, см. Слишком хорош для этого мира.

Среди людей практического склада ума слово «идеалист» имеет весьма одиозное значение. Если вас назвали идеалистом — у собеседника невысокое мнение о вашем понимании реалий и адекватности происходящему. Если вы сами себя так назвали — как правило, сие означает, что вы сами себя признали только что фриком, протестуя против циничного мнения масс. Стоять за этим в действительности может как любовное фричество в духе просветлённых хиппи, так и лютая мизантропия, если она заставляет вас предъявлять завышенные претензии к человечеству.

Алсо, в философии идеализм — это примат идеи над материей.

Впрочем, вдаваться в цинизм тоже не особо советуем.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Очень часто встречаются в пьесах Александра Островского. Наиболее яркие примеры:
    • «Доходное место» — Василий Николаевич Жадов. Идеалист чистый душой, только вот очень агрессивный и резкий, из-за чего получает разрыв шаблона после общения с женой, ненадолго становится подкаблучником и чуть не отрекается от своих убеждений.
    • «Правда хорошо, а счастье лучше» — Платон Зыбкин. Этакий «ещё один Жадов, только в среде купечества».
    • «Гроза» — Катерина. Эта — в варианте «слишком хороша для этого мира». Хотя есть и противоположный вариант — упёртая дурочка, ни во что не ставящая свою родню и закономерно/заслуженно идущая к своему печальному финалу.
    • «Не от мира сего» — Ксения. Тоже в варианте «слишком хороша для этого мира».
    • Трилогия «Похождения Бальзаминова» — Миша Бальзаминов же! Чуть ли не эталон тропа по всем параметрам. Или не по всем? Он нарочито снижен как образ: никаких «действительно высоких идеалов» у него нет, он, хоть и совершенно лишён цинизма — притом весьма корыстен и паразитичен (Островский тут довольно едко пародирует «голубых героев», то есть тогдашних штампованных сценических мэрисью, переполненных ходульными добродетелями и при этом настолько бескорыстных и чистых душой, что прям ах!). Но одновременно Миша — карикатурный лирик и романтик, он до предела, почти до клинической стадии наивен и мечтателен, даже порой теряет чувство реальности. И «семейное счастье», «нежность» и «покой» — как сам Михайло понимает эти слова — он ощущает как свой идеал. Он — инфантил (в 25 лет!), уверенный, что незлобивому и безобидному человеку Бог непременно пошлёт богатство — и разумеется, через выгодную женитьбу (других-то честных способов нет!).
        • Ваш пост огорчает инфантилов. С уважением, 38-летний, успешный, состоявшийся сердцем не стареющий Лёша-инфантил.
      • И ведь в конце концов судьба действительно посылает Мише богатство, причём именно таким способом — но, кажется, довольно малоприятной ценой. Почему «кажется»? Потому что драматург нарочно оставил тут театрам простор для самых разных вариантов трактовки.
      • В известной советской экранизации с Вициным и Мордюковой — трактовано очень остро и зло, и цена, которую «платит» Михайло Дмитрич — ужас какая малоприятная. Его невеста попросту зловеща, и по финальному кадру совершенно ясно, что, сделавшись законной супругой, она будет тиранить Мишу, а может быть, даже бить. Но это именно одна из возможных трактовок пьесы, а не транслированный в ней «единственный непререкаемый канон».
      • Среди других популярных трактовок (они могут и комбинироваться): 1. найденная наконец богатая невеста — не монстр (как в фильме Воинова и ряде театральных постановок), а тихая дурочка, «дитя природы», с которой развитому человеку будет скучно и тошно, а Мише как раз норм (см. сценическую адаптацию Ю. Кима в виде мюзикла); 2. Миша после всех своих невзгод (или еще и после финального унижения) озлобился, набрал немного (или даже много) цинизма, то есть вышел из тропа; теперь, с богатством, он будет «отрываться», «платить и заказывать музыку», как и опасался в первой пьесе резонёр Неуеденов.
  • А. К. Толстой, «Царь Фёдор Иоаннович». Таков — в его-то годы и на его-то видной должности! — князь Иван Петрович Шуйский. Интриганы — одни духовного, другие светского звания — отзываются о нём так: «Зело он мягкосерд!.. Думает: я прав, так съем неправого! Младенец сущий!»
  • Е. Л. Шварц, «Тень». Христиан-Теодор, он же Учёный.
    • Такой же он и в сказке Андерсена. Но в этой сказке он более серьёзен, утопические идеи у него отстутствуют.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» — Ленский.
  • Н. В. Гоголь «Невский проспект». Художник Пискарев. Обнаружив, что белокурая нимфа на самом деле - проститутка, покончил с собой.
    • Белокурой была глупенькая немка, за которой погнался его знакомый — поручик Пирогов. А Пискарев пленился той, что "с темными волосами".
  • Н. А. Некрасов — либерал-идеалист 1840—1850-х гг. «Я недавно начал понимать, Что мы добром должны их поминать…»:
« Диалектик обаятельный,

‎Честен мыслью, сердцем чист! ‎Помню я твой взор мечтательный, Либерал-идеалист!... Грозный деятель в теории, ‎Беспощадный радикал, ‎Ты на улице истории ‎С полицейским избегал; Злых, надменных, угнетающих, ‎Лишь презреньем ты карал, ‎Не спасал ты утопающих, ‎Но и в воду не толкал…

»
— Сцены из лирической комедии «Медвежья охота»
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Карась-идеалист» — этот самый карась. Конец немного предсказуем (по собственной же глупости съеден щукой).
    • Интересно, что циник-ерш видит в карасе не только глупость: «И досадно ему, да и жалко карася было. Хоть и глуп он, а все-таки с ним одним по душе поговорить можно. Не разболтает он, не предаст — в ком нынче качества-то эти сыщешь?»
    • И в других сказках есть такие персонажи («Либерал», например). Кончают так же.
    • «Пошехонская старина» — Валентин Бурмакин, очень похожий на Ленского. Влюбился в пустенькую барышню ослепительной наружности, причем даже не из добропорядочной семьи вроде Лариных. «Красота была для него святыней, а „женственное“ — святыней сугубой. От внимания его, конечно, не ускользнула крайняя неразвитость девушки, но это была „святая простота“ и тоже принадлежала к числу идеалов, составлявших культ молодого человека. Одно не нравилось: господа военные как-то уж чересчур бесцеремонно льнули к красавице, и она, по-видимому, была не в состоянии дать им отпор. Но ведь и это „святая простота“, перед которою преклоняться следует, принимая всецело, как она есть, и не анализируя. Придет время — сердце ее само собой забьет тревогу, и она вдруг прозреет и в „небесах увидит бога“». Увы, после свадьбы он убедился, что ошибся.
  • Ф. М. Достоевский:
    • «Идиот» — аверсия — бесконечно добрый князь Мышкин должен быть, казалось бы, и наивным идеалистом, но на деле все не так, его даже упрекают за слишком трезвый взгляд на человеческие побуждения: «очень грубо так смотреть и судить душу человека, как вы судите Ипполита. У вас нежности нет: одна правда, стало быть, — несправедливо». Он не соглашается: «я ничего не нахожу дурного в том, что он так думал, потому что все склонны так думать». Просто он не осуждает слабости других людей. Этим князь поражает циника Келлера, которого «так и дернуло», когда тот угадал его намерения: «Да помилуйте, князь: то уж такое простодушие, такая невинность, каких и в золотом веке не слыхано, и вдруг в то же время насквозь человека пронзаете, как стрела, такою глубочайшею психологией наблюдения».
    • «Бесы», С. Т. Верховенский, отец Петра Верховенского. Слабый, легкомысленный человек, но при этом добрый и верящий в идеалы. Хроникер (повествователь в «Бесах») причисляет его к тем «либералам-идеалистам», о которых написал Некрасов.
  • Братья Стругацкие:
    • «Пикник на обочине» — Артур (Арчи) Барбридж. Пожелал «Счастье для всех!»… и погиб в «мясорубке». Там же — советский учёный Кирилл Панов. Подсветка от главного героя Рэдрика Шухарта: «Кирилл хороший парень, никто его дураком не назовёт, наоборот, умница, но ведь он же о жизни ни черта не знает». Тоже погиб.
    • «Обитаемый остров» — именно так повёл себя Мак Сим, уничтожив Центр излучения.
  • О. Громыко, «Год Крысы» — Рыска.
  • «Сварог» — Велем, князь Рута. Этот юнец на полном серьёзе планировал небольшими силами (больших у него и не было) и без спецсредств (ему действительно неоткуда было их взять) атаковать Глаза Сатаны, что уже захватили немалые территории Трёх Королевств. Мол, это лучше, чем сидеть на заднице и тупо ждать конца! Впоследствии глупо и бесславно погиб во время объединительных войн самого Сварога.
    • Вообще же, Бушков неоднократно подчёркивает опасность таких людей — они в итоге или феерически проворуются, или не менее феерично провалят доверенные им поручения.
      • Тем не менее, сам князь ни в казнокрадстве, ни в совсем-то уж вопиющей некомпетентности замечен не был. Планы планами, но в реальной жизни никаких авантюр не проводил. (Может быть, просто потому, что не успел — с Глазами Сатаны вовремя разобрались обладатели спецсредств, при деятельном участии самого Сварога.) Напротив, навёл на своей маленькой территории порядок. А что его порядок плохо сочетался с порядком самого Сварога… так и проблемой это обернулось тоже только для самого князя. Велем явно воспринял Сварога (заделавшегося Королём Королей и правителем множества регионов) как «тирана» и «тоталитарного миротворца» — ну и «бросился в отчаянную борьбу против тирании», не пережив первого же сражения.
  • «След Пираньи» всё того же автора. Агент ФБР Джейн персонаж вроде бы положительный, но поначалу строит из себя самоуверенную американку. Затем всё-таки понимает, что её феминистичный гонор в Сибири «лихих девяностых» ни черта не стоит, «честные американцы» подвластны соблазнам и курвятся ничуть не меньше «диких русских» и вообще — с таким (не)знанием русского языка лучше старательно прикидываться немой.
  • Алексей Пехов, дилогия «Созерцатель» — местные повстанцы, с энтузиазмом загребали жар для гораздо более прагматичного и дальновидного будущего Главного Гада, после чего были им ликвидированы как свидетели и козлы отпущения.
  • Вячеслав Рыбаков, «Дёрни за верёвочку» — Юрик искренне верит в идеалы коммунизма и в ужасы американской жизни. Чрезвычайно удивлён, получив в нос от пары малолетних гопников.
  • Борис Штерн, «Шестая глава Дон Кихота» — протагонист не отстаёт в чудачествах от своего литературного первоисточника. Даже умудряется усыновить Аэлиту.

На других языках[править]

  • «Дон Кихот» же! Кодификатор. Он к тому же и тюнибё.
  • Олдос Хаксли, «О дивный новый мир» — «дикарь» Джон. Суицид после столкновения идеалистического мировоззрения с миром победившего потребительства был немного предсказуем.
  • «Песнь Льда и Пламени»:
    • Санса Старк и Джон Сноу в начале своего пути.
    • Отчасти — и грандлорд Нед Старк, отец первой и дядя (мнимый отец) второго. К нему тоже может быть отнесено то, что духовные лица и Василий Шуйский говорили о князе Иване Петровиче (см. Театр). Нед тоже полагает, что с лёгкостью «съест неправого» одним тем фактом, что прав. Нед тоже рассчитывает на законные пути в ситуациях, в которых такие пути по определению не помогут. Печальный конец Неда после всего этого — немного предсказуем.
    • Учитель и воспитатель Неда, прославленный Джон Аррен, искусный воин, талантливый администратор и хитрый политик, казалось бы, к тропу не имеет никакого отношения… Ан нет, некоторое — имеет. Заодно становится понятно, откуда этих глупостей набрался Нед. Судите сами, Джону Аррену говорят: «Милорд, пока не поздно, заведите обычай, чтобы всю Вашу пищу сперва проверяли на яды!». А лорд Джон в ответ: «Что за вздор, здесь вам не Эссос, у нас в стране такое не принято — отраву подсовывать! Это настолько против чести… На такое не пойдёт ни один рыцарь, ни один лорд!» Угадайте, от какой именно причины умер Джон Аррен? Рыцари, может, и не были в это замешаны, но участвовали две женщины: одна поощряла, другая осуществила, а организатором был таки мелкий лорд.(Чей прадед родом как раз из Эссоса).
  • «Звезда Стражей» — брат Фиделес. Ему простительно, он монах. К тому же наивный идеализм не отменяет отваги и силы духа, которых ему не занимать.
  • Рейневан из трилогии Сапковского о гуситах. Начитавшись рыцарских романов, он поначалу пытался соответствовать — спасать прекрасную даму от жестокого мужа, выручить рыцаря, окруженного подлыми наемниками… после чего с удивлением обнаруживал, что рыцарь давно опустился до разбоя, а дама — жадная и бессовестная дрянь. Демонстрировал такой уровень идиотизма идеализма, что порой выводил из себя даже Самсона Медка (который, на минутку, является ангелом в человеческом теле): «Знаешь что, Рейневан? Начинай играть в шахматы. Это тебе будет больше по душе. Тут чёрные, там белые, а все поля квадратные.»
    • После близкого знакомства с гуситами становится ярым религиозным фанатиком, но все же может критически относиться к гуситскому руководству и признавать его недостатки.
  • «Стража! Стража!» — Моркоу Железобетонссон. В последующих книгах от наивности потихоньку избавляется.
  • Терри Пратчетт, «Мелкие Боги» — Брута. Столь наивен, что единственный во всей Омнии по-настоящему верит в Великого Бога Ома, и столь идеалистичен, что готов бросить этого бога в образе черепашки ради того, чтобы перетащить через непроходимую пустыню властолюбивого злобного тирана-убийцу Ворбиса и отдать его под суд, до последнего веря в справедливость.

Кино[править]

  • «Берегись автомобиля» — Юрий Деточкин же!
  • «Чучело» по повести Владимира Железникова — Лена Бессольцева.
  • «Человек с бульвара Капуцинов» — Джонни Фёст, миссионер от кинематографа. Нисколько не воин — но культуртрегер, реформатор, потрясатель основ и заезжий нарушитель спокойствия. «Но ведь я же не мечтатель, я же точно знаю как!»
    • Ну и его прототип — «Лимонадный Джо». Этот как раз воин. Обладатель непоколебимой чистоты, при этом невероятно меткий и быстрый ганфайтер (неизвестно, впрочем, какова тут доля его личных талантов, а какова — принимаемого им психостимулятора)… который никогда никого не убивает. А заодно — пародия на персонажей, которых одного за другим играл Рой Роджерс (актёр, с которого фанател Джон Макклейн в «Крепком орешке»).
  • «Беспредел» — Филателист (Витя Мошкин), юноша, осуждённый на небольшой срок по пустяковому делу, не имеющий никакого отношения к преступному миру, наивно полагающий, что сможет сломать власть блатных в отдельно взятой колонии.
  • «Дорогая Елена Сергеевна» — собственно искренне верящая в советские идеалы Елена Сергеевна.
  • «Попса» — Славка.
  • «По улицам комод водили» — первая новелла «Грабёж среди бела дня». Аверсия — ни зрителю, ни «прагматикам» не даются полные вводные данные. А финал неожиданный, на то и новелла.
  • «Человек-амфибия» — киношный доктор Сальватор, который всерьез надеется избавить человечество от всех социальных проблем, вживив беднякам жабры и переселив их в океан. Даже ближайший друг доктора, журналист Ольсен, отозвался о данном проекте весьма скептически, а суровая реальность вскоре похоронила прекраснодушные мечты Сальватора.
  • «Вооружён и очень опасен» — таким показан бретгартовский Габриэль Конрой (Д. Банионис). Кто читал книгу Брет Гарта, дополните, таков ли Конрой в первоисточнике.

Телесериалы[править]

  • «Глухарь» — Коля Тарасов, по крайней мере в начале своего пути. См. эпиграф. Коля ещё и хороший парень. Но под троп «Слишком хорош для этого мира» как раз не подходит, хотя в начале истории казался именно таким и изрядно раздражал. Ибо откуда в Москве, в нулевые, мог выпуститься с юрфака такой незамутнённый юноша с горящим взором, который вообще в жизни ничего не понимает? К концу истории становиться заметно более жёстким, и несколько более хитрым и циничным. Но всё таки быть честным и хорошим парнем не перестаёт. И самое главное - как профессионал он становиться круче и опаснее, как раз из-за этих своих качеств. И где то уже с середины второго сезона становиться ясно - что у его ждёт будущее блестящего сыскаря отнюдь не районного масштаба.
  • «Ходячие мертвецы» — Сэм считал, что апокалипсис выявляет лучшие черты в людях. Каннибалы из Терминуса наглядно показали что Сэм ошибался.
  • «Пацаны» — Старлайт на момент вступления в Семерку.
  • «Игра престолов» — Джон Сноу. Сначала пытался сплотить одичалых и ночной дозор, в итоге дозадозорился. Потом снова наивно полагал, что живые объединятся против ходоков, а не используют в своих целях.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге»:
    • Аанг поначалу. Из-за большой ответственности, гибели его народа, похищения Аппы и ужасов войны медленно начинает терять свой идеализм.
    • Зуко, тоже поначалу. Именно в наказание за идеализм его отец и поджёг ему лицо.
    • Также Катара на первых порах. Позже сериал даже подсвечивает это, показав Катару в пьесе Народа огня глупой девочкой, любящей постоянно говорить о надежде.
  • «Охотники на драконов» — принц Граньон Бисмутский, младший и последний выживший из трио братьев-Граньонов, ибо первые два
    • В первом томе комикс-серии Алый Букараманга убил одного из его старших братьев как раз из-за наивного (и высокомерного) идеализма последнего.

Манга и аниме[править]

  • Aria — Акари Мидзунаси. Выделяется даже в мире, полном идеалистов.
  • Code Geass — Наннали Британская искренне верит в мир, полный любви и дружбы, даже несмотря на свою инвалидность. Однажды сказала об этом знающим истинное нутро жизни старшему брату, который поставил себе целью во чтобы то ни стало сделать мир таким, каким его представляет Наннали.
    • Судзаку Куруруги при всех его недостатках также верит, что в одиночку сможет сделать из порочной Британской Империи образцовое государство. К сожалению, процесс действует с точностью до наоборот.
    • Принцесса Ефимия Британская. Хотела создать в Одиннадцатом Секторе особую административную зону Япония, где одиннадцатые могли бы иметь равные с британцами права и всерьез хотела изменить Британскую Империю изнутри. К несчастью, перешла дорогу Зеро, от действия Гиасса сошла с ума и была им застрелена.
    • Внезапно, сам Лелуш, став Императором. Решил, что если он настроит весь мир против себя, а затем организует свое убийство на камеру, то это положит фундамент миру во всем мире. Результат закономерен: про то, как он будет разгребать последствия своего идиотского плана снимают третий сезон. При этом до этого он хоть и был идеалистом, но вовсе не наивным.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — Саяка в начале своего пути в качестве волшебницы. Закончилось всё печально. Даже в эпиграф вынесли мнение Хомуры о её идеализме.
    • Да и сама Мадока в принципе идеалистка ничуть не меньше. Именно поэтому, когда девочка узнаёт всю правду о судьбе волшебниц, за её отчаянием и крушением идеалов так же страшно и больно наблюдать, как за мучениями Саяки. Впрочем, утрата идеализма не помешала Мадоке в финале стать богиней, забирающей на себя всё отчаяние волшебниц.
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku — а вот здешняя ГГ, Белоснежка/Коюки Химэкава, идеалистка похлеще даже Мадоки, но и её идеалы в итоге были разрушены. Подходит под определение и Сестра Нана, но, в отличие от Белоснежки, она в итоге просто повесилась после гибели своей возлюбленной.
  • Sailor Moon — на фоне прагматичных и прожжённых аутеров иннеры выглядят как раз сабжем. Особенно выделяется Усаги (хотя, чего вы ожидали от мессии?).
  • Claymore — Лаки. До последнего думал, что Присцилла может исправиться. В сеттинге с черно-серой мораль этот троп является синонимом Что за идиот!. В аниме он не дал Клэр отомстить, сделать то, ради чего она и стала клеймором. В манге ещё круче там это ему чуть не стоило жизни.
  • Shoujo Kakumei Utena — Утэна, учитывая, что её целью в жизни буквально является быть принцем на белом коне и спасать всех страждущих. В чуть меньшей степени — домашний мальчик-вундеркинд Мики.
  • Fullmetal Alchemist: Ал в первом аниме, где его наивность и детский оптимизм противопоставляются цинизму Эда и ужасам окружающего их мира.
    • Во второй экранизации Ал показан менее наивным, но не менее идеалистом, причём способным защищать свои идеалы с оружием в руках против превосходящих противников.
    • С прикрученным фитильком, Эдвард. В связи с чем получил лекцию Ганнибала от Кимбли и трубой в бок. Лекцией проникся, но свои идеалы не предал.

Видеоигры[править]

  • Singularity — в отличии от «редиски» Демичева (который «красный снаружи, но белый внутри», как товарищ Мао), его бывший друг Виктор Барисов является убежденным коммунистом, уверенным в том, что при помощи науки вполне возможно распространить идеалы марксизма по всему миру без применения силы. В хорошей концовке у него, тем не менее, получилось.
  • Серия The Longest Journey — Эйприл Райан из The Longest Journey. В Dreamfall под ржавыми доспехами едва ли рассмотришь ту девушку, какой она была когда-то.

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — Комари Камикита. Уверена, что мир наполнен удивительными и прекрасными вещами, что нужно всегда оставаться позитивным, и что если ты делаешь другого счастливым, то и сам становишься счастливее, из-за чего возникает спираль счастья. Как оказывается, Комари такая из-за брата, который пытался оградить её от всего неприятного и печального. Он даже убедил сестру в том, что его существование было просто сном, когда понял, что скоро умрёт. Вот только из-за этого Комари стала неспособной справиться с травматичными для неё событиями. В итоге главная тема её маршрута — научиться более реально смотреть на вещи и принимать как хорошие стороны жизни, так и плохие.