Наказание преступлением

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Punishment Is the Crime. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Наказания бывают разными. Мягкими и жестокими, справедливыми и не очень. Однако иногда обвиняемому просто позволяют жить дальше с последствиями его действий и пожинать их плоды, без дальнейшего наказания.

Бывают случаи, когда к тропу обращается и сам преступник/злодей: глубоко задумавшись над содеянным, он поднимает вопрос о необходимости оставить его на свободе, аргументируя это тем, что его уже жизнь и так наказывает. В зависимости от обстоятельств, от общей «вшивости» персонажа и его действий, это может быть воспринято как:

Троп может быть отыгран и более буквально: в качестве наказания за совершённое преступление обвиняемый вынужден совершать преступления и дальше — до тех пор, пока ему это не надоест и он не начнёт терзаться совестью и отвращением к собственным бесчинствам, завязать с которыми, однако, всё равно не сможет. Либо же в качестве наказания персонаж обретает бессмертие, и в таком случае пожинать плоды собственных злодеяний и жить с тяжким грузом совести на душе ему придётся ВЕЧНО.

Родственные тропы — Общественно опасное возмездие, Спустили на него его же собак, Жестокое милосердие и Клин клином вышибают. Часто пересекается с тропом Одной смерти мало.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия (Книга Бытия) — Каин. Бог, разумеется, знал, что земледелец Каин убил своего брата, скотовода Авеля, но Каин по дури стал отмазываться. Бог не стал карать его смертью, а сделал так, чтобы земля, которую он возделывает, стала бесплодной, и присовокупил: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». В реальной родоплеменной общине времён неолита (а события книги Бытия происходят приблизительно в это время) это действительно было тяжкое наказание, и Каин подсветил: «всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Но Господь в своей премудрости предусмотрел и это: «за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».
    • В чём же наказание? В том, что он теперь обречён жить с тяжким грузом на совести? Или в том, что теперь ему более ему ничего не остаётся, как есть исключительно мясо, став охотником или скотоводом (хотя кто мешает заниматься обменом)?
    • Переводчики Септуагинты решили, что наказание Каина в том, что он будет ходить по земле, постоянно стеная и трясясь.
    • В любом случае вампиром [1] он не стал, зато «познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».
  • Агасфер (имя восходит к Артаксерксу, одному из царей Персии) aka Вечный Жид, персонаж фанфика по Евангелию. Иудей-ремесленник, мимо дома которого вели на распятие Христа, отказал Иисусу и оттолкнул его, когда тот попросил позволения отдохнуть у его дома, и за это был осуждён на скитание по земле до Второго пришествия и вечное презрение со стороны людей. Впрочем, если верить Осе Б., расстрелян петлюровцами.

Литература[править]

  • И. Крылов, «Троежёнец» — герою оставили всех его трёх супруг, и он вскоре удавился, напрочь отбив идею многожёнства у соотечественников. Юмор ситуации в том, что женился-то герой «от живой жены», то есть, не привёл новых жён в свой дом, а жил «гостевым браком», почти наверняка не извещая ни одну о существовании двух других (и не исключено, что за их же деньги). Когда же решением суда всё это стало достоянием гласности, водить жён за нос стало невозможно, что и привело Троежёнца к печальному, но закономерному концу. А ведь мог, если уж так неймётся, принять ислам изначально жениться на тех, кто не против совместницы в доме, и содержать их всех если не открыто, то хотя бы с согласия друг дружки — глядишь, и у Царя было бы меньше претензий…
  • Артур Конан Дойл, «Голубой карбункул» — после допроса незадачливого воришки, соблазнившегося заглавным камнем, Холмс прогоняет его, потому что тот уже достаточно наказал себя страхом, а ущерб от его проступка сведён к минимуму: камень-то найден, а обвинение против официального подозреваемого держится только на показаниях самого воришки, от которых тот теперь откажется. Вообще Холмс отпускает преступников довольно часто, но обычно из сострадания, иногда пополам с уважением («Убийство в Эбби-Грендж», «Алое кольцо»), но вот посыл «он и так наказан», кажется, встречается только тут.
  • Максим Горький, «Старуха Изергиль» — Ларра за убийство девушки всеми отвергнут и не способен даже умереть.
  • Леонид Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — разумеется, Багдадский Вор. Как-то раз он обворовал детей накануне праздника, и ему то ли явился, то ли привиделся местный святой и покровитель детей Турахон. Гневный дед приказал ему отныне и до конца своих дней воровать, как бы ни опротивело ему воровство. И Вор пытается завязать с этим делом, но каждый начинает мучиться физически, пока что-нибудь снова не украдёт. Благодаря заглавному герою смог избавиться от проклятия.
  • А. М. Волков, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — по предложению Чарли Блека Урфину позволили остаться на свободе: блуждать по Волшебной стране, где каждый смотрел на него с ненавистью, было невыносимее, чем заключение в темницу. Несчастный Урфин успешно установил диктатуру и во второй раз — правда, большой радости от этого не получил, и после повторного низвержения пересмотрел жизненные приоритеты.

Кино[править]

  • «Он никогда не умирал» — протагонист, вышеупомянутый библейский Каин, здесь стал в наказание бессмертным каннибалом и живёт на Земле уже много тысячелетий, мечтая, чтобы ему наконец дали умереть.
  • «Американский психопат» — протагонист Патрик Бэйтмен пытается сознаться в совершённых им чудовищных убийствах, от которых он уже не получает никакого удовлетворения. Ему уже опротивели его собственные изуверства, и он, похоже, даже хочет получить хоть какое-то наказание… но он его не получит. Фильм заканчивается констатацией страшного факта, что его признания бессмысленны, и что он не сможет освободить себя от творимого собственными руками ада.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • «Питер Паркер — Человек-Паук», цикл «Смерть в семье» — в конце, когда Зелёный Гоблин aka Норман Озборн сам просит Человека-Паука его убить, тот отказывается: «Просто будь собой. Это пожизненное заключение». И финал намекает, что Озборн-таки покончил с собой.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — финальная серия второго сезона. На самом деле, сложно сказать, относится ли данный пример к тропу, поскольку Лелуш это запланировал заранее, а Сузаку согласился.
«

Лелуш: Для тебя это — тоже наказание. Ты будешь носить маску защитника справедливости, и не сможешь жить под именем Куруруги Сузаку. Ты навечно принесёшь в жертву миру всё, и даже собственное счастье. Сузаку: Я принимаю этот Гиас.

»
— Диалог Лелуша и Сузаку.
  • Mobile Suit Victory Gundam — Катеджина Лус конкретно ударилась в злодейство ближе к концу сериала. На её совести — кровь множества людей, включая некоторых постоянных персонажей сериала. В то время, как большинство других антагонистов были убиты, Катеджина выжила, однако, после поражения она ослепла, получила сотрясение мозга, частичную потерю памяти и лишилась крова. Позже выясняется, что некоторые свои злодеяния она всё же запомнила и, кажется, вполне искренне за них каялась. Авторы решили, что самое подходящее для Катеджины наказание — это позволить ей жить с тяжким грузом совести за свои злодейства, поскольку одной смерти, судя по всему, было бы мало.

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat — Шан Цзун убил своего мастера, Шао Кана, и забрал его душу, за что Старшие Боги в наказание дали ему проклятье, под действием которого он быстро состарится и умрёт раньше времени, если не будет регулярно поглощать души других людей. Впрочем, это самим же Старшим Богам вышло боком, ведь, поглотив душу Великого Кун Лао, поверженного принцем шоканов Горо, Шан Цзун узнал местонахождение храма, где хранилась карта с указанием местоположения секретного храма Элементов и амулета падшего старшего бога Шиннока, и пообещал рассказать о нём Шинноку и Куан Ли в обмен на воскрешение Синдел. Ай, молодцы, Старшие Боги!

Музыка[править]

Примечания[править]

  1. Он и не мог им стать. Во времена написания Библии вампиры не были похожи на человекоподобных монстров. У греков были змеи Ламии, у римлянин совы стриксы, у шумеров демоницы Лилу тоже скорее похожи на сов. Живые мертвецы появятся лишь через тысячи лет у славян и их соседей, а привычный нам близкий человеку вид — только в XX в.