Намеренный пародийный количественный перебор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Кого-то или чего-то слишком… нет, СЛИШКОМ много. И это видно невооружённым глазом (а не присутствует в чьём-то неправдоподобном рассказе). Из этого и извлекается комический эффект.

Намеренный пародийный количественный перебор (НПКП) — разновидность тропа Педаль в пол, а вернее — один из методов пародии на него. Визуальный гэг (!), заключающийся в том, что неких персон/существ или повторяющихся объектов оказывается ну чрезвычайно много, даже запредельно дофига, так что даже непонятно, как они все поместились (свёртка пространства, что ли?), или откуда они там все взялись (телепортация, что ли?). Чаще всего отыгрывается в пародиях или абсурдных комедиях. В мультиках это тоже любят, ибо мультяшная физика; а в мультпародиях на что-либо — и подавно.

Размеры/объёмы чего-то также могут оказаться смехотворно-чрезмерными.

Мечты или сны героя — если их содержание показано через конкретные визуальные образы (или даже поначалу непонятно, что это сон) — также засчитываются. Ведь сам герой, на момент показа этого зрителю, переживает всё так, «как будто всё по правде».

От тропа «Горшочек, не вари!» (и серой слизи как его вариации) отличается тем, что играется не для страху, а для смеху.

В не-визуальных — то есть повествовательных или драматических — видах искусства троп не засчитывается: там это либо Лишние нолики, либо (если всё типа по правде) просто педаль в пол.

Троп, чем-то родственный[править]

См. также Лишние нолики — это когда мы имеем дело не с визуальным гэгом, как здесь, а с кем-то, кто увлёкся (ну или прикалывается, или намеренно мистифицирует) и, эпического размаху ради, начал словесно описывать совершенно фантазийные количества кого-то или чего-то, не укладывающиеся ни в какой здравый смысл.

Но когда НПКП — тогда, во-первых, перед нами подлинная деталь из сеттинга (а не брешет кто-то), или хотя бы из чьих-то искренних мечтаний «наедине с собой», а во-вторых, мы этот перебор воочию видим, прямо в кадре!

Примеры[править]

Общие случаи[править]

  • Оверкилл же. Использование явно избыточных средств для уничтожения кого-то или чего-то.
  • Ну не бывает внутри нормальных организмов СТОЛЬКО крови! Не противопоказано и в некоторых киножанрах («Великолепный» — пародия, «Бладрейн» — демонстративный трэш, «Убить Билла» — ироническая постмодернистская «солянка»), и в видеоиграх (всем известный Mortal Kombat).
  • Очень часто свиток, который развернули, чтобы зачитать изображённый на оном свитке текст, — оказывается просто невообразимо длинным, так что на зачтение ЭТАКОГО текста ушли бы, самое меньшее, недели чистого времени.
  • Зачитывание очень длинного титула. Иногда — с вышеупомянутого очень длинного свитка.
  • Персонажа просят сдать оружие (ну или обыскивают), и он сдаёт целый арсенал, который просто ну никак не смог бы скрытно уместиться на его теле. В особо стёбных случаях гора сданного оружия может быть выше самого носителя. Бонусные баллы добавляет разнообразие: начинается обычно с более-менее уместных пистолетов и ножей, но чем дальше, тем экзотичнее и крупногабаритнее. У персонажа могут отобрать пару автоматов, гранатомёт, несколько связок динамита, копьё, катану, средневековый кистень, пулемёт «Максим», небольшую пушку и круглую бомбочку с фитилём. И напоследок, когда отобрали уже, казалось бы, всё, что только можно, проверяющий строго смотрит на обыскиваемого, и тот достаёт из ботинка какой-нибудь маленький ножичек или пистолетик.
  • Персонаж пытается что-то (или кого-то) найти в шкафу/ящике/под кроватью и с этой целью выгребает оттуда всё прочее содержимое… намного превышающее по объёму пространство, в котором якобы помещалось.
  • Цирковые номера:
    • Очень маленькая легковая машинка, из которой вылезает очень много клоунов. Если это злобные клоуны-убийцы, то может быть не так уж и комично.
    • Фокусник, достающий откуда-нибудь очень длинную ленту.
    • Номера типа быстрее-выше-сильнее, где прыгают с очень больших высот в очень маленькие цели, пролезают в очень узкие кольца или вообще нагромождают целые полосы препятствий. В этом случае исполнитель — такой крутой, что уже смешно.

Фольклор[править]

  • Увидев в окне конспиративной квартиры семьдесят четыре утюга, Штирлиц понял, что явка провалена.
  • Анекдот про китайцев, которые собираются переходить границу небольшими группами по два-три миллиона человек.

Кино[править]

  • «Полицейская академия» — сцена сексуальных прелюдий 2 оружейных маньяков. В процессе на пол летели кучи пистолетов.
  • «Частный детектив, или Операция „Кооперация“» — из ментовозки выбежало столько ментов, сколько в ней ну никак не могло уместиться.
  • «Мушкетеры двадцать лет спустя» — де Жюссак прекрасно помнит, что эти два героя (как и два их товарища) способны, не особо напрягаясь, побивать целые взводы противников, поэтому, чтобы арестовать Портоса и д’Артаньяна, он пригнал целую роту силовиков.
  • «Мои самые счастливые звёзды» (Twinkle, Twinkle, Lucky Stars). Финальные кадры — издевательский хэппи-энд с педалью в пол. После того, как герои с трудом победили опасных бандитов в рукопашном бою, из соседней комнаты всё продолжают и продолжают выходить полицейские в форме и в штатском, преувеличенно (но искренне) восхищающиеся мощью и мастерством героев и всё повторяющие один за другим: «Невероятно!!». Неясны три вещи: откуда там столько полицейских; как они все там уместились; и чем они были заняты чуть раньше, когда героям так нужна была их помощь.
  • Здоровенный контракт, который выдали Бильбо в экранизации «Хоббита». Чтобы будущий взломщик занервничал и упал в обморок, хватило раздела про травмы, за которые заказчик не несёт ответственность, конкретно — расшифровки одним из гномов слова «испепеление».
    • Сцена, в которой эльфы разоружают и берут в плен отряд Дубощита. У Фили за пазухой нашли просто гору всякого разного оружия. А последний кинжал вытащили перед самым заключением в камеру.
  • «Пираты Карибского моря»
  • «Маска» — у надевшего маску Стэнли полиция извлекает из карманов столько оружия, что хватило бы вооружить целую роту, включая гранатомет (!). Стэнли оправдывается — «Мне его подбросили!»
    • Тут всё более чем органично. Маска Локи позволяет физически реализовывать фантазии носителя, а Стэнли Ипкисс — фанат Золотого века американской анимации (1930-е — 1960-е), и оттого все приколы, которые он осуществляет с помощью чар маски, почерпнуты именно из той самой анимационной «копилки». Ранее Стэнли, нося маску, и волком выл (и волком оборачивался) в знак того, что его охватило половое вожделение — а сие есть отсылка к «Сексапильной Красной Шапочке» Текса Эйвери; и т. п.
  • «Полный привод» — в финале фильма бывший тюремный охранник Реджио вместе с нанятыми им бедуинами-ниндзями освобождает своего друга Мольтес из тюрьмы посреди пустыни. Вот только выйдя из здания, бывший заключенный видит на пустынных барханах целую армию из этих бедуинов. На вопрос Мольтеса «Нахрена столько!» его друг отвечает «Тут всё берут оптом». Бегущие титры сопровождает сцена выплаты вознаграждения этим самым бедуинам, на что уходят все добытые друзьями деньги.
  • «Моя мачеха — инопланетянка» (1988) — «лёгкого завтрака», который Селеста (та самая мачеха-инопланетянка) приготовила для мужа и падчерицы, запросто хватило бы на хорошее праздничное застолье. Тарелки с разнообразными яствами заняли весь стол, а Селеста всё приносила и приносила новые. Пёсик Дэйв тоже не остался голодным, получив аж восемь мисок с едой за раз.
  • «Очень страшное кино» (2000)
    • Журналистка Гэйл Хэйлшторм снимает-слезливо сопливое видео на камеру убитого по её вине оператора Кенни (пародия на фильм «Ведьма из Блэр»). Поскольку камера направлена снизу вверх, зрителям отлично видны ноздри Гейл и струйка жидких соплей, которая течёт из одной из них на протяжении всего видео, постепенно набирая силу и в итоге извергаясь настоящим фонтаном.
    • Стеснительная девушка Синди очень долго (уж точно больше года) отказывала своему парню Бобби в сексе, но в итоге всё же решилась. Когда Бобби снял с неё трусики, под ними обнаружилась настолько густые «заросли», что для их удаления пришлось воспользоваться бензокусторезом. Просто туда давно никто не заглядывал.
    • Бобби, похоже, не знал о простом эффективном способе снять сексуальное напряжение без помощи полового партнёра и все эти годы держал всё в себе. А потому, когда он наконец-то кончил, вверх ударил самый настоящий гейзер из спермы, который впечатал Синди (сидевшую на Бобби верхом) в потолок.
  • «Shriek If You Know What I Did Last Friday the Thirteenth» (в российском прокате — «Ну очень страшное кино», не путать с немецким фильмом «H3: Halloween Horror Hostel», получившим при переводе на русский такое же название) — когда в конце фильма маньяка наконец-то вырубили, полицейский и репортерша снимают с него маску, под которой оказывается еще одна, а под ней еще одна, а под ней еще одна… Когда масками оказывается завалена уже вся немаленькая лестница особняка, под очередной, конской головой, оказывается, наконец, настоящее лицо убийцы.

Телесериалы[править]

  • «Напряги извилины» — известнейшая сцена с длинным коридором, ведущим в штаб секретной службы, с кучей открывающихся по разному дверей. Присутствует также и в полнометражном фильме, и в пародиях на эту сцену в других произведениях.
  • «Полицейский отряд!» — полицейский Фрэнк Дребин, разоблачая злодейку-притворяшку-обманщицу, привыкшую жить под самыми разными легендами, сорвал у неё один за другим с головы штук пять очень разных на вид париков — как на подбор, пышных и густоволосых. Ей жарко в них случаем не было?.. Но злодейка довольной не выглядела. Потерю каждого из париков она неизменно (и попеременно) воспринимала как личное оскорбление.

Телевидение[править]

  • «Маски-шоу» — «Маски на необитаемом острове». После того как птичка повредила оболочку воздушного шара, воздухоплаватели начали в спешном порядке сбрасывать балласт. После пары мешков с песком они выбросили из гондолы здоровенный запертый сундук, совпадающий по габаритам с самой гондолой, а то и превосходящий её. А следом полетели патефон, рояль (!) и телевизор. Когда не помогло и это, пришлось сбросить не относящегося к тропу младенца — так на остров к дикарям попал украинец.
  • Реклама шоу «Кондитер» на канале «Пятница» — ведущий Ренат Агзамов удивлённо смотрит, как мимо него провозят длинный-длинный эклер, который всё никак не заканчивается.
  • Новогодний рекламный ролик, в котором ребёнок, не выговаривающий букву «р», заканчивает написание длинного-предлинного письма Деду Морозу со списком желаемых подарков. Но вместо того, чтобы посоветовать чаду умерить аппетиты и определиться, что ему нужнее — «кубик Лубика» или «игловая плиставка» — Гармаш советует его отцу, сомневающемуся, что Дед Мороз всё это потянет, взять кредит в рекламируемом банке. Отличный план, ничего не скажешь.

Мультфильмы[править]

Отечественные[править]

  • «Шпионские страсти» — полковник КГБ Сидоров, разоблачая опасную западную шпионку Герту Штампке (она же Калерия Зонненфельд, она же Вася Братишкин, она же Лёля Пустоголовцева, она же Фархад Джумадаев), сорвал с неё одну за другой четыре необычайно реалистичные маски, которые без магии носить (да ещё все разом) было ну никак невозможно. И это задолго до пресловутого ПЛиО и «Игры престолов»!
    • Впрочем, подобный гэг, кажется, уже мелькал в некоторых пародийных кинообразцах эпохи немого кино.
    • Полковник хотел было сорвать и «следующую маску», но это уже оказалось настоящее лицо моложавой, бывалой и несколько пропитой-прокуренной дамы за сорок.
  • «Ну, погоди!», второй выпуск. Волк сумел вытащить из цилиндра, похищенного у фокусника, уж настолько длинную ленту… Такая вряд ли могла поместиться в этой шляпе. Но удивляться нечему, цилиндр-то волшебный, в нём и свёртка пространства возможна. Фокусник — не просто престидижитатор, а настоящий маг (это он потом продемонстрирует в официальных комиксах по мотивам).
  • «Летучий корабль» — Полкану грезится, что когда он будет царём, у него будет столько, ну аж СТОЛЬКО сундуков с сокровищами…

Зарубежные[править]

  • «Кто кого убил?» Текса Эйвери. Комичный сыщик ожидал найти в стенном шкафу скелет?.. Скелеты он встретит, но позже, а пока что из шкафа выпал связанный труп с завязанным ртом. Сыщик в ужасе убежал — а из шкафа с гулким стуком падали и падали новые трупы, в фантастическом количестве, внешне — точно такие же, как первый (и так же связанные), да ещё и все до единого — с лицом Рэда Скелтона. Причём один из трупов ненадолго ожил, сдвинул со рта повязку и поинтересовался у зрителей: «Не очень-то весело, да?..». А после него — прямо на него, стало быть! — упал оставшийся десяток трупов. При этом все упавшие трупы каким-то чудом не образовывали на полу безобразный навал (или высокий штабель). А когда в кадре нужно было показать, что трупы никуда не делись — все упавшие друг на друга трупы выглядели… стопкой тонких листочков (хотя падали отнюдь не с «бумажным» звуком).
    • А незадолго до этого сыщик потребовал, чтобы один из трёх подозреваемых выложил на стол орудие убийства… и после того, как снова загорелся свет, на столе оказалась гигантская гора из всевозможных летальных оружий, достигающая потолка. Очень высокого потолка, готического.
      • Текс Эйвери вообще любил этот приём. У него же в Bad Luck Blackie на злого пса — трудами «создающего критический штраф к удаче» волшебного чёрного кота — упало слишком уж много разных (и всё более крупных, тяжёлых и безумных) предметов.[1] Большинство упало всё-таки не на пса, а мимо, иначе бы пёс, пожалуй, и не выжил, будь он хоть самый что ни на есть мультяшный-размультяшный.
      • А в анимационном политплакате Blitz Wolf (злой карикатуре на военщину Третьего Рейха — и одновременно добром шарже на ВС США) три американских поросёнка хотят обстреливать войска злобного фюрера Волка — и заодно Японские острова — из настооооооооооооооооолько длиннющей пушки, что на её километровом стволе даже табличка висит: «Офигеть какая длинная штуковина, да?».
  • Один из выпусков джонсовской классической линейки «Том и Джерри». Том преследовал Джерри — и тут мимо Тома (а то и прямо по нему) уж настолько много раз подряд за сверхкороткий отрезок времени пронёсся Джерри. Ну, или много-много копий одного и того же Джерри — хрен редьки не слаще!.. Наконец до Тома начало доходить, что что-то идёт не по плану…
    • А чуть ранее, у Ханны и Барберы, в страшноватом Heavenly Puss, от того, согласится ли Джерри поставить свою подпись под примирительным документом, зависело, попадёт ли погибший Том в ад, на вечные муки, или ему позволят расслабляться в кошачьем раю. Джерри с трудом дал себя уломать на подпись — и вот мыш искренне пытается её поставить… а пересохшее металлическое перо заело, и в итоге перьевая (чернильная) ручка не пишет!!! А до отбытия «Райского экспресса» остаются считанные минуты! Запаниковавший Том спешно постарался «растрясти и расчеркать ручку», чтобы снова писала — да так судорожно постарался, что аж всю стену залил чернилами, а затем треть стены покрыл «пробным росчерком». Но в итоге и успешная подпись не помогла — время вышло… Хорошо, что это был только сон — бред взбудораженной Томовой совести.
    • В США негритянки из простых действительно имели привычку носить сразу несколько нижних юбок — с XVIII века и местами аж до начала 1950-х. Некоторые — до трёх-четырёх штук (это максимум). Но Мамочка-Два-Тапочка носит их под «основным подолом» аж семь или восемь, и когда видит мышь и спешно забирается от неё на табурет — тут же торопливо подбирает основной подол, а за ним и все нижние юбки по очереди (в нескольких выпусках). И они у неё самых разнообразных и диких расцветок. То-то прикалывался её любовник (если такой у неё был!).
    • Safety Second: у Таффи обнаружилась опасная мания — устраивать фейерверки и взрывы (праздник же на дворе! 4 июля!), и Джерри в приказном порядке требует сдать всю взрывчатку. Таффи вручил ему одну-единственную крохотную петардочку — и попытался сделать ноги… но наставник ухватил его за подгузник, перевернул вверх тормашками и хорошенько потряс. И вытряслось столько петард и динамитных шашек, сколько, не имея свёртки пространства, фиг спрячешь на себе (особенно если не носишь никакой одежды, кроме упомянутого подгузника).
    • Puttin' on the Dog: в собачьем приюте Том повстречал таксу запредельной, нереальной длины. Гипербола насчёт именно этой породы собак встречалась и в других мультфильмах Золотого века американской анимации, с Томом и Джерри уже никак не связанных.
    • В некоторых мультфильмах Золотого века — в том числе и в выпуске цикла о Томе и Джерри Blue Cat’s Blues — саркастически показана роскошная жизнь богатого и влиятельного мажора. Который обычно ездит на лимузине совершенно запредельной длины.
    • «Мышонок-суперагент»: Том защитил подступы к комнате, в которой хранится холодильник с сыром, неимоверным количеством пушек, пулемётов, сверхчувствительных мин и колючей проволоки. А потом сам же попёрся через всю эту систему безопасности, не позаботившись о её деактивации.
  • Busybody Bear. У мишки Барни гигантомания, он всё делает с запредельным количественным перебором, а объекты согласен возводить только «самые большие на свете», и никак иначе… Если он вздумал кому «помогать» и «улучшать жизнь» — то беги-спасайся.
    • Чуть ранее, в The Prospecting Bear, золотая залежь была настолько бредово-гигантской!.. Подобная может только присниться какому-нибудь геологу в кошмаре, а в реале попасться никому не может. Однако подразумевалось, что мишка нашёл её в СВОЕЙ внутрисеттинговой реальной жизни (правда, всё равно так и не разбогател).

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — «Чёрный вдовец» (3 сезон, 21 серия). Сайдшоу Боб, отбывающий срок за попытку подставить клоуна Красти, получил «Эмми». Но когда награду доставили к нему в камеру, охранник сказал, что не положено, отобрал заветную статуэтку и выбросил её в большой сундук, доверху полный «Эмми», «Оскаров», «Золотых глобусов» и других престижных наград.
  • «Байки хранителя склепа» (1993)
    • В 5 серии 2 сезона Хранитель Склепа, решивший насладиться оперой, очень много плачет по самым разным поводам — то из-за берущих за душу арий певицы, то из-за трогательного финала грустной байки, то из-за необходимости слушать весьма посредственный стенд-ап Старой Ведьмы. А когда Хранитель плачет, его слёзы мультяшно льются широкими мощными струями, будто из садовых шлангов, причём не только из глаз, но и из лорнета. К концу серии балкончик, где сидит Хранитель, (а скорее всего, и весь этаж театра) превращается в озеро из слёз и в нём заводится акула.
    • 3 сезон, 1 серия. Проснувшаяся посреди ночи Шона ищет потерявшуюся куклу, пытаясь убедить себя, что та просто потерялась, а не начала бродить сама по себе. С этой целью она лезет в сделанную из картонной коробки собачью будку и вытряхивает из неё косточки, мясные стейки, мячики, ошейник, ботинок, свёрнутую в трубочку газету, морковку и прочий мусор. Не то чтобы количество этого хлама было совсем уж запредельным, но в сокрытой от зрителя части будки не уместилась бы даже треть всего этого.

Примечания[править]

  1. Спустя много лет эту сцену нагло повторили — поскольку правообладатель тот же — в полнометражном мультфильме Tom and Jerry: The Magic Ring.