Нарушение правил

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Читать про мирную идилическую жизнь скучно. Чтоб произведение было интересным, ему нужен конфликт; а для приключений или ужасов желателен не просто конфликт, но и противник. Кто же организует всё это так, чтобы коллизия произошла именно с этими героями, никто сторонний по возможности не лез, а зритель не задавался вопросом «почему это не случилось раньше и почему никто не предпринял мер»? А сами герои и организуют себе приключения. Потому что меры были приняты, остальные персонажи поколениями целенаправленно обходили опасное место стороной — и только сейчас кому-то пришло в голову наломать дров, нарушив правила безопасности и вляпавшись прямо в середину минного поля. Герои были предупреждены — но сочли предупреждение бабушкиными байками, или подумали, что они достаточно круты, или просто понадеялись на авось…

  • Не надо было читать запертую на семь замков книжку с белым текстом — а её прочли.
  • Не надо было практиковать запретную магию — но она казалась такой полезной…
  • Не надо было звать всякую нечисть даже в шутку — а её позвали.
  • И живых людей тоже злить почём зря не надо, особенно если они тупы и при оружии — а их поди ж ты, выбесили на ровном месте.
  • И вообще, если где-то написано «Не влезай, убьёт» — лучше б было не влезать…

…и таким образом герои обеспечили себя весьма неприятными приключениями, а читателя — интересным сюжетом. В общем, троп о том, что герой прекрасно знает о каком-либо правиле — иногда объявленным ему буквально только что — и всё равно нарушает его. Что приводит к закономерным последствиям, которые ещё предстоит разгребать. Нужно отметить, что троп вовсе не обязательно о том, что герой поступил плохо, к примеру, пнул собаку. Если персонаж узнаёт о том, что что-то делать нельзя, а потом делает это, он может руководствоваться лучшими побуждениями, надеяться на авось или вообще не думать. Да и «правило» обычно не абстрактный моральный закон, а простое указание: «не открывай эту книгу», «не выходи из дома», «не лезь в необесточенный щиток».

Близкий троп — запретный плод. Следует различать: плод — это «человек, место или предмет, к которому герой (или несколько) испытывает непреодолимое влечение только потому, что плод этот запретный», а данный троп — о действии, которое может как быть попыткой достать тот самый плод, так и не быть. Также запретный плод особо манит именно своей запретностью, а вот нарушать правила можно по самым разным причинам — вплоть до нелюбви к правилам и законам вообще. Ну, скучные они!

Противотроп — поступай неправильно, изначально деконструирующий этот троп, но со временем набравший большую популярность. Ещё один противотроп: Ну нафиг! — если персонаж вовремя понял, что ничем хорошим вольности не кончатся.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Троп — частый гость в хоррорах. Сказали, что не надо не звать всякое зло из зеркала, не ходить в проклятое место, не разорять древних могильников, валить из проклятого дома? Герои всё сделают наоборот - от недоверия к правилам местных суеверных жителей или просто по приколу.
  • Хаотичный тупой персонаж — спец по созданию подобных сюжетов.
  • В реальной жизни тоже встречается сплошь и рядом: персонаж знает правила, от техники безопасности и до ограничений на сайте, но решает, что вот конкретно в этот раз и именно ему прокатит — а оно не прокатывает, и случается именно то, ради предотвращения чего правила и были написаны.

Мифология и фольклор[править]

  • Библия же! Кодификатор и для этого тропа, и для соседнего. «Не ешь плодов с того дерева», «Не оглядывайся» и много ещё других простых и прямых запретов, которые лучше бы не нарушать. И как минимум в первом случае нарушение и привело к началу истории такой, какой мы её знаем.
  • Греческие мифы тоже не отстают: ящик Пандоры лучше было бы не открывать.
  • Часто встречается в сказках. К примеру, Синяя Борода запрещает открывать одну из комнат — но жена непременно заглядывает туда.
    • Неудачный пример. Насколько я помню сказку, не загляни она в комнату, то через какое то время просто бы стала очередной жертвой, а так, она узнала что представляет Синяя Борода заранее и смогла начать действовать.
      • Не факт. Ничто не противоречило хэппи-энду с героиней, а убивал Синяя Борода как раз за несоблюдение установленных им правил.
        • Да? А за что он убил свою первую жену?

Литература[править]

  • Владимир Чубуков, «Тёмные складки» — героям было явно сказано не входить в тёмные помещения, не закрывать двери, бежать из квартиры, если там что-то странное.
  • Александр Дедов «Кукушонок»: герою многократно говорили, что нельзя жить в доме без креста и без детей — но он раз за разом нарушал правила. К моменту, когда прислушался, было уже слишком поздно.
  • «Новые страшные русские сказки» Мирона Высоты — дважды возникает сюжет о чужих предметах, которые прямо запрещено брать. Предметы волшебные, но брать их на самом деле себе дороже.
  • «Камышовые поля» Мирона Высоты — не стоило пытаться убить уязвимую к особому порошку нечисть, как простого человека. И брать порошок, когда предупредил "не брать ничего, кроме сердца" - тоже не стоило. Куртец попутал жанр, и в итоге стал рабом потусторонней сущности.
  • «Спящая Красавица» Инессы Гроппен — вот надо было героям тырить странный камень из захоронения, про которое им прямо сказали, что брать оттуда ничего нельзя? Как итог: четыре трупа (если переведённая девочка была на самом деле девочкой, а не наваждением), куча кошмарных беременностей у девушки главного героя, да и сам он едва выбрался из рухнувшей в пропасть машины, чтоб вернуть каменный светильник обратно...

Кино[править]

  • «Гремлины» — каждое появление гремлинов происходит исключительно потому, что кто-то снова нарушил правила обращения с могваями. А ведь они весьма просты.

Мультсериалы[править]

  • «Рапунцель: Новая история» — 2 сезон: главные герои вместе с Адирой прибыли к древнему дереву, некогда крепости тёмного духа Зан-Тири. Они дважды убедились в том, что песня-заклинание для Лунного Камня не сулит ничего хорошего. Только Рапунцель это не остановило…

Видеоигры[править]

  • Please Don’t Touch Anything — название игры отражает просьбу коллеги к протагонисту перед тем, как оставитьего один на один с таинственной машиной. Можно выполнить — и получить одну из концовок. А можно нарушить — и получить остальные. И ничем хорошим нарушение правил для города не кончится.