Насуверс

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Если вы искали, откуда эта девушка, то вам сюда. Знакомьтесь, это Сейбер. Одна из...

Боль. А также — страдания и неоправданные жертвы. Жизнь простого человека — разменная монета в играх других существ. Быть магом — значит ходить со смертью за спиной, а еще — пережить множество очень неприятных процедур в подростковом возрасте, быть единственным ребенком в семье, быть жутким, махровейшим консерватором, все время стремиться к познанию неведомого и чистой, грубой силе, но все больше — не достичь этого. И нехилую возможность умереть от руки другого мага. Или чего-то похуже. А еще маги проводят тайные ритуалы, больше похожие на войну в отдельно взятом городе. И совершенно не считаются с «сопутствующими потерями» даже среди себе подобных, не говоря уже о обычных людях. И конечно же, организация магов пытается убить или хотя бы покалечить как можно больше магов. И людей, узнавших о магии. Потому что чем меньше разумных знает заклинание, тем оно сильнее.

Думаете, если в ваших жилах течет кровь демонов — вам лучше? Увы, скорее всего, рано или поздно вы просто сойдете с ума и покрошите в мелкий винегрет всех до кого дотянетесь. А дотягиваться вы будете до тех пор, пока вас не убьют «типа инквизиторы». Каждый первый среди которых — сумасшедший садист, параноик или как минимум мегаломаньяк. Ах, тогда давайте окунемся в вампирскую романтику? Да пожалуйста! Вас ждут полные чудовища, давно потерявшие человеческий облик и выпивающие целые города в течение нескольких дней. На которых охотится вроде бы воин без страха и упрека, но такие воины превращаются в еще больших чудовищ. Пс-ссс, по секрету: именно они вот, эти, безупречные, и породили наших вампиров.

Ах да, и в какой-то момент мы все умрем. Потому что матушка-земля нас ненавидит.

О чем это?[править]

Насуверс — общее название мира, популяризированного визуальными романами (а потом: аниме, мангой, играми и прочим) команды Type-Moon. Сюда входят серии Fate, Tsukihime и Kara no Kyoukai.

Киноко Насу — это псевдоним сценариста, собственно (говорят, он почти как Ленин, только японец). Имеет привычку описывать в мельчайших подробностях буквально любые ощущения персонажа (от первого лица), щедро заливая всё метафорами (что иногда играет злую шутку). Также над парочкой сюжетов работал Уробути, так что читатель/зритель гарантированно получает свою порцию страданий и безысходности. Отдельного внимания стоит Такаши Такеучи — художник, работающий над иллюстрациями и дизайном основных персонажей (именно из-под его карандаша плодятся «сейберфейсы»).

Исходно, Насуверс был представлен романом Kara no Kyoukai, но полноценно начал развиваться в визуальных романах Tsukihime и Fate/Stay night — где кроме всего прочего был еще и секс. Хотя, вопреки жанру, он тут вовсе не во главе угла. Вообще, секс тут скорее самое слабое место (вот и злая шутка: описывая сей процесс, Насу каждый раз давит педаль в Акашу уровнем нелепости метафор). Зато имеем довольно большую метавселенную с оригинальным мирозданием и множеством интересных персонажей. А ещё вагон и маленькую тележку с пищей для размышлений на разнообразные «высокие» темы.

Tsukihime[править]

«Цукихиме», или «Лунная принцесса». Повесть о демонических гибридах (и о том, какая у них сложная жизнь), потомке охотника на нечисть, истинном предке — древнем, но наивном существе, последнем из своего вида. При этом — практически бессмертном. (Дружно думаем, как страшно жить, если такие могучие разумные практически вымерли.) Современные и такие ужасные вампиры — мертвые апостолы, когда-то укушенные истинным предком или ставшие вампирами другим способом. Беда в том, что кого-то кусать истинному предку строго противопоказано. А самое главное — повесть о том как страшно все время видеть (и иногда приносить) смерть. Ну и немного о любви, чего уж там.

Итак, у нас имеются:

  • Истинный предок — та самая «лунная принцесса»
  • Главный герой, Шики Тоно — парень, «видящий смерть». У него Мистические Глаза Восприятия Смерти, он инстинктивно знает как и куда ударить так, чтобы внедрить концепцию смерти куда угодно. Хоть в стол, хоть в истинного предка. Правда, «принцесса» от такого поправится уже на следующий день.
  • Сестра главного героя — демонический гибрид
  • Мертвые апостолы, реинкарнаты мертвых апостолов, очень крутой (и местами беспринципный) представитель церкви
  • Старая усадьба со всеми тайнами и ужасами, в ней скрывающимися
  • Простые люди, в основном — как пища для вампиров и их слуг. Это печально, не так ли, Саччин? Не так печально в свете ремейка Tsukihime, где ей наконец-то дали собственный рут.

А также: кризисы идентичности, многолетние планы мести, скрытое соперничество, давние тайны и много, много крови и кишок.

Kara no Kyoukai[править]

Или «Граница пустоты». Цикл романов, то, чем изначально должно было быть «Цукихиме», если бы оно не стало игрой для жирных отаку. В сущности: история девушки с Мистическими Глазами Восприятия Смерти и ее взаимоотношения с остальным миром. Не самым обычным миром. В наличии:

На выходе получились слишком уж тяжелые книги, сейчас популярные лишь у фанатов вселенной, что и привело к их переработке, с осветлением и уменьшением возраста действующих героев со взрослых людей до подростков.

Fate[править]

«That's hell you're walking into»

(link)

Одно из лучших AMV по вселенной

Изначально это было визуальным романом из трёх разных сценариев про магов-дилетантов, магические ритуалы и превозмогание. Потом произошло почкование альтернативными вселенными и спин-оффами с запутывающиеся хронологией. Но обо всем по порядку.

Fate/Stay night[править]

Есть маги. Обычно они совершенно больные на голову ублюдки безо всяких признаков морали. Но даже магам сложно найти инструмент, который бы выполнил любое желание. Например: достичь местного варианта просветления — уйти в Исток Акаши. Когда-то давно, группа магов придумала такой ритуал, но первые две попытки его провести закончились плачевно — участники просто поубивали друг друга в бойне без правил. После некоторых договоренностей между магами и притесавшейся в роли «организатора-наблюдателя» Церковью этот ритуал стал известен как Война святого Грааля. Да, с аллюзией на тот самый. Тем не менее, погоды это не сделало: каждый раз кому-то охота нарушить правила, отчего каждый раз всё идёт наперекосяк. Воюют маги не сами — каждый участвующий призывает Слугу, который и машет мечами или там кидается копьями, пока Мастер снабжает его маной, кормит, развлекает, портит жизнь соперникам своими методами и т.д. Считается, что когда из семи пар мастер-слуга останется только одна пара — они и победили. Проблема в том, большиство магов хочет попасть в Акашу, а для этого придется израсходовать силу семи слуг, а не половинку силы шести для более локального желания. Выход - приберечь командное заклинание и приказать слуге самоубиться. И даже разобравшись с этим, маг обнаруживает в граале злого джинна в лице Всего Зла Этого Мира. Правильные и заинтересованные маги готовятся к этой войне заранее, пытаются повлиять на тип, силу и личность слуги. Правильные маги поумнее — избегают эти игрища. А вот кто-то — просто попадает как кур во щи. Как, например, наш главный герой — обыкновенный японский школьник и совсем чуть-чуть маг Эмия Широ.

Тут нам предлагают:

  • Войну, предательство, кровь, кровь и слезы
  • Кучу исторических и не очень исторических личностей в качестве слуг
  • Неожиданные повороты сюжета
  • Путешествия во времени — тс-ссс, спойлер!
  • Борьбу идеалов и попытки решить проблему вагонетки
  • Очень… своеобразные способы передачи магической силы
  • Манатрансфер

Несмотря на кажущееся различие, действия «Судьбы» и «Лунной принцессы» (да и «Границы пустоты» тоже) происходят в одном сеттинге. Шики одна магичка подарила его очки, блокирующие магическое зрение. А всякие зловещие организации католической церкви не только гоняются за особенно распоясавшимися демоническими гибридами и мертвыми апостолами, но и наблюдают за ходом войны святого Грааля.

  • Леди-воительница/Рыцарь в сияющих доспехах — Сейбер (Артурия Пендрагон, Король Артур)
  • Герой-прагматик/Рыцарь в ржавых доспехах — Арчер (Широ из будущего)
  • Рыцарь крови — Лансер (Кухулин) и Ассасин (Сасаки Кодзиро, на самом деле не существовал)
  • Что за идиот! — в Zero, Сейбер иногда кажется наивной. По сравнению с Широ, она кажется более опытной и прагматичной…
    • С Широ — деконструкция. Он страдает от синдрома последнего выжившего, ибо единственный пережил пожар (устроенный Киреем) унёсший тысячи жизней. С тех пор — болезненый альтруист с чрезмерным мортидо, просто неспособный жить не жертвуя своими интересами для других.
  • Регенерация — только благодаря этому Широ остался в живых. Под конец выясняется, что причина — в ножнах Экскалибура, которые Кирицугу «растворил» в теле сына, чтобы он мог самоисцеляться.
  • Самоуверенный мерзавчик — Синдзи.
  • Апокалиптический маньяк — Кирей.
  • Милый злодей:
    • Илия, Мастер Берсеркера — гомункул с телом и характером 10-летней девочки на самом деле ей 18 лет.
    • Ассасин (дух несуществующего самурая, чей образ был создан народной молвой) очень вежлив и уважает Сейбер как достойного противника, любит природу и поэзию
  • Великолепный мерзавец — Гильгамеш (хоть и в меньшей степени, чем в Zero) и Кирей.
  • Сила есть — ума не надо — Берсеркер (Геракл). Безумен, звероподобен, не умеет в тактику и не имеет атакующих Благородных Фантазмов (вместо этого — фантазм, дающий неуязвимость для атак ниже ранга A и возможность 12 раз воскреснуть, даже если всё-таки его убьют). Но его это мало беспокоит, ведь он почти неуязвимый реактивный громила
    • Гильгамеш тоже подходит: он не умеет правильно пользоваться своими многочисленным Фантазмами, кроме Эа и Врат Вавилона, и просто кидает их телекинезом во врага из порталов в свою сокровищницу. Образно, у него пулемёт/РСЗО, стреляющий благородными фантазмами. Субверсия в том, что он не то чтобы туп, просто очень самоуверен.
  • Боевая гимнастика — стиль боя Сейбер, Райдер и Лансера.
  • Хлипкий маг — Рин и Илия сильны магически, но физически хрупкие девушки.
    • Медея — зигзаг. По меркам слуг ее физические характеристики оставляют желать лучшего, но даже так она неуязвима к немагическим атакам, как и все слуги, и сильнее нескольких накачанных маглов вместе взятых.
    • Колдун и воин — Лансер. Помимо копий мастерски владеет рунной магией. Да и Рин отметилась, отпинав Кастера простым мордобитием посреди магической дуэли. А уж отец Кирей запинал до смерти Ассасина.
  • Бедный злодей! — Кастер (Медея). Достаточно знать её прижизненную биографию. И, хотя она проявляла жестокость по отношению к посторонним людям, не участвующим в Войне Грааля, на самом деле она всего-то хотела продлить своё время с Кузуки Соитиро, который стал её Мастером и впервые показал ей хорошее и честное отношение, а не просто пользовался в своих целях, поматросил и бросил, как некогда Ясон)
    • Да и Илия тоже. Стоит только узнать про её детство и уже хочется её обнять и плакать. Хотя и злодеем то она полноценным не является. В 2 арках из 3 она примыкает к главным героям. Да и в третьей примкнула бы, если бы герои оказались быстрее Гильгамеша.
  • Кармический Гудини — после победы над Берсеркером ценой титанических усилий, Широ не разрешает Сейбер убить Илию. Хотя она пыталась их убить много раз, но после поражения один раз таки помогает им, предоставив информацию о Кастер
  • Полное чудовище — Мато Зокен и Кирей.
  • Грязные дела делают злодеи/Пнуть сукиного сына — после того, как Сейбер убила Райдер, Мастер последней, Синдзи, в ужасе бежит, натыкается на Илию и гибнет от меча-топора Берсеркера
  • Прекрасная волшебница — Рин и Медея без капюшона. У неё ещё эльфийские уши
    • Сейбер и Райдер — воительницы, а не колдуньи, но в принципе все Слуги имеют магическую природу (души знаменитых героев или злодеев, материализованные магией Грааля и Мастеров), так что могут считаться.
  • Бисёнэн — Гильгамеш, Лансер.
  • Чего не сделаешь ради любви — Гильгамеш демонстрирует злодейский вариант по отношению к Сейбер.
  • Крутая лошадка — Беллерофонт, пегас Райдер.
  • Героическое самопожертвование — Арчер остаётся прикрывать отход Рин, Широ и Сейбер, задержав Берсеркера и убив его 5 раз из 12, прежде чем сам погибает. А Широ так делает несколько раз, и выживает благодаря регенерации, но в некоторых случаях, самопожертвование тупое
    • Не такое уж тупое. Впечатление тупости большинства самопожертвований Широ создается у людей, смотревших аниме, но не читавших роман; в романе же обычно ЕСТЬ возможность не совершать их… Но заканчивается это плохо. Например, если не броситься защищать Сейбер от Берсеркера, он убьет её, затем Рин, затем Широ. Илия его не остановит, потому что Широ-трус ей отвратителен.
    • В HF в зависимости от концовки героическое самопожертвование совершает, либо Илия, либо Широ, для того чтобы уничтожить святой грааль.
  • Простой крутой смертный — Ассасин по меркам Слуг. У него даже нет Благородного Фантазма! Его особая атака, Цубамэ Гаэши — плод долгих и упорных тренировок, которая непонятно как искривляет пространство и наносит удар с трёх направлений одновременно (но применять её можно только если достаточно места). Еще лучше сюда вписывается Кузуки Соитиро, который умудрился голыми руками побить саму Сэйбер! Справедливости ради, его кулаки и ноги усилены магией Кастер.
  • Крепкий середнячок — Лансер. Самый ловкий Слуга в FSN, но не умеет бегать по стенам и быстро менять направление атаки, как Райдер. Хорош в атаке, но не такой искусный фехтовальщик, как Сейбер и Ассасин, и не настолько физически силён, как Берсеркер. Довольно живуч, но опять же до Берсеркера далеко. Его Фантазм — унылое, но практичное копьё Гаэ Болг, которое, пользуясь внепричинностью, в любом случае попадает прямо в сердце противника, даже если удар был направлен мимо или противник попытался увернуться.
    • Арчер, благодаря своим способностям тоже таковым является.
  • Я — это ты — Эмия Широ — молодой идеалист, мечтающий стать героем. Героем (и даже Контр-Стражем) таки стал в одном из вариантов будущего, да вот только циничным прагматиком
  • Моральный вертихвост — таким выглядит Арчер в Unlimited Blade Works, когда сначала предаёт Рин в пользу Кастер, а затем наносит предательский удар самой Кастер, причём все эти моменты им абсолютно серьёзно и невозмутимо обоснованы. Субверсия: это с самого начала был хитрый план.
  • Гурман-порно — тут очень любят этот троп. Широ, Сакура и Рин превосходно умеют готовить. Причём, у всех это обосновано: Широ научился готовить, чтобы не есть УЖАСНУЮ готовку своего приёмного отца, который умудрился спалить даже кастрюлю с водой, Сакура — потому что влюблена в Широ и потому захотела этим стать поближе к нему, а Рин — потому что жила одна, и пришлось учиться. Описания пиршеств на десятки строк прилагаются.
  • Мрачнее и острее — изначально (до патча Realta Nua) руты требовалось проходить строго по очереди: сначала Fate, потом Unlimited Blade Works и наконец Heaven’s Feel. Первый похож на суровую и жестокую, но всё же сказку о рыцарях, второй — эпичный боевик с глубокой психологией, а третий уже совсем хоррор.
  • Яндере вместе с Псих с топором — Мато Сакура в последнем руте. А изначально кажется дандере.
  • Офигенно большой меч — В третьем сценарии Heaven’s feel, Широ подобно Гаттсу из Берсерка сражается гигантским мечом вдвое больше себя.
  • Названые братья — неоднозначный случай. С одной стороны, между Широ и Илиясфиль нет кровного родства. С другой — её родной отец приходится ему приёмным отцом. С третьей, несмотря на это, познакомились они уже в старшеподростковом возрасте. И тем не менее, относятся друг к другу как брат и сестра (в Heaven’s Feel подсвечивается).
  • Инстинкт старшего брата — Для того чтобы спасти Илию, Широ ушатал Берсеркера, который был намного сильнее его, рискуя собственной личностью и жизнью. Широ после боя так и не оправился и начал медленно умирать, под конец визуального романа он даже собственного имени не помнит, да и вообще уже на ходу рассыпается в прах. С фитильком, так как Илия старше Широ на год, только сам Широ этого не знает, так как Илия выглядит как 10-летний ребёнок.
    • В истинной концовке HF уже Илия спасает Широ от смерти и жертвует собой, перед смертью она говорит, что она как старшая сестра должна спасти своего младшего братика.
  • Как брат и сестра — В Heaven’s feel стали такими отношения Илии и Широ. Причём изначально отношения у них были крайне враждебные. Илия ненавидела Широ и хотела его убить наиболее болезненными способами, а Широ Илии не доверял и достаточно сильно боялся, но потом отношения плавно стали дружескими, а потом и вовсе родственными, как у брата и сестры Дополнительные очки к тому, что приёмный отец Широ является родным отцом Илии.
  • Блестящий неканон — В фильмах от Ufotable Heaven’s feel тоже элементы блестящего неканона.
    • Битва Лансера и Ассасина. В оригинале битва была достаточно уныла, но в фильме это один из самых эпичных и запоминающихся моментов.
    • В оригинале во время встречи с Зокеном Широ спрашивает у него как Сакура связана с Войной святого грааля, Зокен врёт и говорит, что она никак с войной не связана и Широ… ему верит! В фильме же Зокен не стал отвечать на этот вопрос.
    • В фильме Широ и Рин заключают союз против Кастер и вместе выходят против неё, а в оригинале Широ вместе с Сейбер просто случайно встретили Рин во время прогулки и случайно ввязались в бой с Кастер.
    • И показана первая встреча Широ и Сакуры.
    • Битва Берсеркера и альтер Сейбер. Это надо видеть.
    • Да вообще все экранизации этой студии по данной вселенной. К примеру, в UBW показали некоторые сцены, выпущенные из оригинальной игры (убийство Райдер и Илии). Показали во всей красе.
    • Хоть экранизацию Deen и любят ругать за вопиющий неканон, но бой Арчера и Берсеркера в оригинале оставшийся за кадром является и блестящим неканоном.
  • Темпоральная константа — Битва у замка Айнцбернов происходит в любом случае во всех ветках. Меняются только участники.
    • В Fate — Битва между Арчером и Берсеркером
    • В UBW — Битва между Гильгамешем и Берсеркером
    • В Heaven’s feel — Битва между Берсеркером и Арчером с одной стороны и Ассасина, Альтер Сэйбер и Тени с другой.
      • Позже происходит ещё одна битва у замка Айнцбернов. Широ сражается с Берсеркером, а Кирей с Ассасином.
  • Берегись красных глаз — Гильгамеш обладатель красных глаз с вертикальными зрачками и по совместительству самый сильный слуга.
    • Илиясфиль фон Айнцберн. Маленькая восемнадцатилетняя девочка с красными глазами обладает садистскими замашками (Широ так ударили, что он улетел на несколько метров растеряв все кишки, а она говорит, что это слишком скучно, хотя у неё есть причины ненавидеть Широ и желать тому мучительной смерти), которая может лишить человека воли и напустить на него своего большого и безумного друга.
    • Лансер. Кухулин является весьма опасным противником. Если бы только не его низкий ранг удачи… Ах да, у него тоже вертикальные зрачки.
    • Обезумевшая Сакура обладает белыми волосами и красными глазами.
  • Вечный ребёнок — Илиясфиль. Ей уже есть 18, но выглядит и ведёт она себя она как ребёнок, хотя называть вечным ребёнком человека, который умрёт от старости уже в 20 лет звучит горькой иронией.
  • Старше, чем выглядит — Илиясфиль. Ей уже исполнилось 18 лет, но из-за экспериментов своего злобного деда её старение замедлилось, а срок жизни уменьшился. Из-за этого она умрёт от старости где-то в 20 лет и будет выглядеть на 12 лет.
  • Жуткие детишки — Илия. С фитильком, так как она уже совершеннолетняя, тем не менее выглядит как 10-летняя девочка.
  • Добродушный гигант — На удивление, Берсеркер. Только оценить эту сторону Геракла смогла только Илия
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушки — Детство Сакуры, педаль в пол. Отец, думая, что спасает её от участи хуже смерти, отдал её под опеку Мато Зокена, не зная какое он полное чудовище. Её приёмный брат регулярно избивал её и насиловал, а приёмный дедушка тренировал её, помещая в яму с червями. Положение пытался спасти дядя, но у него ничего не получилось и долго он не прожил.
    • С фитильком: детство Широ. Сначала потерять всю родню в страшном пожаре, потом быть усыновлённым зачинщиком того пожара, а затем и ежедневные болезненные тренировки магии с риском себя угробить (потому что этот папочка — крайне хреновый учитель). Ах да, а после смерти Кирицугу опекуном стала Фуджимура Тайга…
    • С фитильком: детство Рин. Потеряла отца, опекуном стал его убийца и крайне неприятный человек. Жила одна в большом доме без слуг (интересно, сколько времени у неё уходило на уборку?). Неудивительно, что она потом составила конкуренцию Сакуре и Широ по плану готовки.
    • Детство Илии было ненамного лучше, разве что червей и «любящего» брата не было, а вот злобной дед был. До 8 лет она воспитывалась родителями и всё было нормально, а вот когда её родители уехали на войну святого грааля и в процессе этой войны погибла её мать, а отца изгнали тогда для неё начался настоящий ад. Ей на протяжении 10 лет долбили о том, что отец убил её мать, бросил её (на самом деле отца не пускали к дочери из-за того, что тот не добыл святой грааль) и усыновил себе ребёнка, а про саму Илию забыл. Это вызвало в ней желание отомстить Кирицугу и его приёмному сыну Широ. Над ней ежедневно ставили опыты, из-за которых она испытавала страшную боль. Да и, можно сказать, провести всю жизнь в окружении гомункулов удовольствие так себе.
  • На хрена родня такая, лучше буду сиротой — Семейство Мато. Неудивительно, что с такими родственниками Сакура вцепилась в Широ до полного яндеризма и предпочитала проводить большинство времени у него, а не дома с «любящим» братом и дедом.
    • Семейство Айнцберн — Илия тоже не особо горит желанием туда возвращаться, узнав правду о Широ.
    • С фитильком: семейство Тосака по отношению к Сакуре. Хороший и любящий папа, да… Вот только продать свою дочурку в рабство к мастеру червей ему это не помешало. А мама только одобрила. Недаром в третьем руте Сакура пыталась прибить Рин.
  • Умышленно слабый — Широ в HF. Становится настолько сильным, что может одолеть Берсеркера и Артурию в одиночку, но каждое применение способностей убивает его и превращает его в овоща.
  • Передача души — субверсия, поскольку донором Искусственного Фантазма выступил материализованный дух, но в остальном четкий пример тропа. Искусственный Фантазм приращивается на место родной руки протагониста (причём не будь протагонист тем же человеком, что и дух-донор, он бы вскоре умер от отторжения), даёт доступ к знаниям и боевому опыту донора и постепенно (если ограничивать его специальной повязкой, медленнее, если пользоваться этим опытом для сотворения предметов — быстрее) лишает героя собственной памяти. Даже при наилучшей концовке герой к концу сценария не помнит собственного имени, а ведь есть ещё бед-энд с деградацией до состояния овоща…
  • А двести двадцать не хочешь? —Заподозрив учителя Кузуки Соичиро в том, что он Мастер в войне за Святой Грааль, герои пытаются проверить его ночным нападением. Что может сделать один человек против двух магов и Слуги? Оказывается, многое, если он бывший убийца и мастер боевых искусств.
    • Истинный Ассассин пытается использовать свой Благородный Фантазм против Котомине Кирея. Однако оказывается, что именно этот фантазм на него не действует [1]. Пока Ассассин в замешательстве, Кирей прибивает его к дереву и расправляется с его Мастером.
    • Одновременно в то же время. Широ даёт двести двадцать Берсеркеру. Что может обычный смертный против сверх человека? Оказывается может. Широ, используя искусственный фантазм, уничтожает Берсеркера.
    • Синдзи пытается изнасиловать свою приёмную сестру Сакуру. Это становится последней каплей, пробуждающей в ней Всё Зло Мира. Угадайте, что оно делает в первую очередь.
    • В первых двух сценариях Fate/Stay Night злодей (соответственно, Кирей или Гильгамеш) проигрывает из-за того, что не верит, что Широ, будучи чуть-чуть больше, чем простым смертным, может что-то сделать. А он может: соответственно, вырваться из проклятий Ангра-Манью или активировать Unlimited Blade Works. В третьем сценарии ту же самую ошибку допускает Сакура, но уже по отношению к Рин.
    • В третьем сценарии Гильгамеш снова получает двести двадцать, на этот раз в попытке в одиночку остановить Тень (Сакуру, одержимую Всем Злом Мира). Он успевает несколько раз ранить её, но потом Тень сжирает его заживо.
  • Награда, достойная предателя одновременно с Участь хуже смерти — Если Широ примкнёт к Илии, когда та берёт Широ в плен, то Широ станет игрушкой Илии. Буквально. Она переместит душу Широ в свою плюшевую игрушку.
    • В другом сценарии, если принять предложение Кастер о союзе, то Широ ожидает участь мозга в банке.
  • Крутой гей — Кхм, Рин, кхм, и…Сейбер.
    • Но с фитильком: обе, скорее, бисексуалки, ибо не против и с Широ разделить ложе.
  • Мальчика сзади отец прикрывал — Арчер, который, как все думали, погиб, на самом деле прятался в призрачной форме, чтобы в решающий момент помочь героям и добить-таки Гильгамеша.
    • Он же в ветке HF, когда отдаёт свою руку Широ.
  • Инсценировал смерть пополам с Тело так и не нашли — В UBW, когда Кастер напала на церковь, то от Кирея остаётся всего лишь лужа крови и все считают, что он погиб. Зря.
    • Арчер, зная, что искать тело никто не станет, сбегает из-под атаки Гильгамеша в призрачную форму оставив кусок своего плаща. После этого он считается погибшим и исподтишка помогает герою: сперва кастует щит, позволяющий ему пережить Энума Элиш, спасает Рин, а потом убивает Гильгамеша снайперским выстрелом в голову.
  • Мрачный мальчик, весёлая девочка — Илиясфиль и Геракл — гомункул с умом и характером восьмилетней девочки, и дух легендарного героя, лишившийся почти всех эмоций и свободы воли.
  • Длинное имя — Илиясфиль фон Айнцберн же. Да и её дедушка Джубстахейт. И её мама. И имя основательницы ритуала со стороны Айнцбернов. И полное имя Зелретча. А уж про традиции наименования Лордов из благородных семей и вовсе умолчим.
  • Адские тренировки — про то как тренировали Илию сказано достаточно мало. Но в конце её отправили в лес, где она должна была либо подчинить себе своего слугу, либо быть загрызанной волками.
    • Широ сам устроил себе такие тренировки, которые были опасны для жизни. Так как его папочка был крайне хреновым учителем. И единственное чему он научил Широ, так это превращать свои нервы в магические цепи. По боли это сравнимо, как если бы в позвоночник вставили раскалённый железный прут.
    • Тренировки семейства Мато. Тренировки Широ и Илии это просто цветочки по сравнению с этим. Рин, когда увидела зал для тренировок Мато ужаснулась.
  • Неожиданно жестокая смерть — смерть Илии в UBW. Сперва Гильгамеш выколол ей глаза, а через некоторое время вырвал сердце.
  • Куда заводит месть — Илия чуть было полностью не свихнулась на почве мести своему отцу Кирицугу и его приёмному сыну Широ. В 2 из 3 альтернативных реальностей вовремя одумалась и стала для Широ чуть ли не сестрой.
  • Потому что вы были добры ко мне — Сакура привязалась к Широ именно из-за того, что тот первый кто проявил к ней доброту. Привязалась до полного яндеризма.
    • Аналогично с Илией. Изначально Илия хотела убить Широ, но в итоге, когда он проявил к ней доброту, она это не ожидала. Ещё после нескольких встреч они подружились, и в конце концов стали для друг друга как брат и сестра.
  • Отчаянное желание привязанности — Илия: «Любят тепло зимние феи…» (с)
    • А также Сакура: родной отец в восьмилетнем возрасте отдал ее под опеку полного чудовища (сам он полагал, что таким образом спасает ее). Новоявленный «дедушка» обучал ее посредством помещения в яму с червями, а приемный брат — периодически насиловал. Родная же сестра сторонилась ее из чувства вины. Неудивительно, что встретив Широ, девушка вцепилась в него до полного яндеризма.
  • Хроническое невезение — Лансер. Достаточно сильный слуга, постоянно фейлится именно из-за низкой удачи.
  • Злодея закололи в закоулке — Гильгамеш, великий царь героев, был убит тенью в ходе вполне обычного ночного рейда Сакуры в третьей арке. Для понимания, этот парень был главным антагонистом в двух прошлых арках.
  • Высшие силы слабо устойчивы ко злу — в третьем сценарии Тень с легкостью «загрязняет» и искажает Сейбер и Берсеркера, превращая их из героев в чудовищ. А вот когда она пытается исказить Арчера, он заявляет в ответ, что уже давно не герой, не отличается чистотой и потому не может ее утратить.
    • Аверсия c Гильгамешом, не смотря на своё фактическое поведение формально он такой же герой как Сейбер и Берсеркер. Но его эго настолько велико, что для него это "искажение" как слону дробина.
  • Героическая сила воли — Широ, просто Широ.
    • Берсеркер в двух сценариях из трёх вступает в бой с заведомо намного более сильным противником и держится против них только за счёт этого. Во время одного из боёв он и вовсе ломает цепи державшие бога и воскрешается сверхмеры изрядно напугав своего противника.
  • Безнадежный бой — Арчер с самого начала понимает, что Берсеркера ему не победить и поэтому старается выиграть как можно больше времени для Сейбер, Широ и Рин, а также отнять у Берсеркера как можно больше жизней.
    • Когда Берсеркер ввязывается в бой с Сейбер оскверненной святым граалем, Илия и Широ с Рин сразу понимают, что ему не победить и поэтому всё сводится к тому, что Широ с Рин пытаются увести Илию как можно дальше от поле боя и не позволить Зокену получить её.
  • Окрутеть в адаптации — в экранизации ветки UBW окрутела Сейбер. В оригинале во время битвы с Берсеркером, она не смогла нанести даже ощутимого урона Гераклу, в экранизации же она смогла один раз его убить. Тот, правда, почти сразу воскрес.
    • Там же: Илиясфиль. В экранизации получившая способность создавать фамильяры из своих волос и победившая в магической дуэли Рин.
    • Сейбер альтер в экранизации HF. В оригинале она смогла победить Берсеркера, только навалившись на него толпой, вместе с Ассасином и Тенью. В экранизации же Ассасина в это время отвлёк на себя Арчер, а от Тени помощь была минимальной и Альтер Сейбер в одиночку победила Геракла.
    • Арчер в экранизации 2006 года, получивший способность усиливать и увеличивать размер своих клинков. Насу эта способность настолько понравилась, что он даже потом вписал её в канон
  • От неприязни до любви — Субверсия: Отношения Илии и Широ в ветках Fate и Heaven’s feel. Изначально Илия люто ненавидела Широ, а Широ сильно боялся Илию. В конце концов по ходу ветки они теплеют друг другу и становятся друг другу как брат и сестра. И даже готовы ради друг друга на героическое самопожертвование.
  • Не было гвоздя — различие сценариев наглядно демонстрирует троп. Переход на тот или иной сценарий осуществляется через незначительный на первый взгляд выбор. Например, удержать ли Сейбер от того, чтобы ранить Арчера? Убить его она все равно не сможет. Зато если он будет здоров, то вскоре вмешается в разговор Широ и Рин. В результате они не успеют между разговором и появлением Илии перейти через мост, и битва с Берсеркером пройдёт в совершенно иных условиях, после чего Илия на некоторое время будет выведена из игры, Арчер не погибнет в её замке, но и Синдзи она тоже не убьёт…
    • А Широ даже помыслить не мог, что его решение проводить подругу до дома, может так кардинально поменять вообще весь ход событий.
  • Посмертный персонаж — Протагонист Fate/Zero Эмия Кирицугу. Умирает ещё до начала романа, однако часто вспоминается Широ, Тайгой, Илией, Киреем, Сейбер. И Широ также приходится разгребать последствия поступков своего приёмного отца.
  • Какой ни есть, а он за нас — Именно так Широ пытается объяснить Илии союз с Котомине Киреем. На минуточку: Кирей апокалиптический маньяк и садист, пытавшийся убить отца Широ и Илии, просто в тот момент героям противостояло ещё бОльшее чудовище, чем Котомине и выбирать союзников времени не было
  • Развитое древнее человечество — Гильгамеш испытывает отвращение к современному человечеству именно по этой причине. Во время его правления люди были очень могущественной и развитой расой, одинаково хорошо подкованной как в магии, так и в технологиях (в сокровищнице Гильгамеша вместе с магическими и демоническими мечами, копьями и топорами спокойно уживаются самолёты и подводные лодки седой древности). Гильгамеш считает, что человечество пришло с тех пор в упадок потому, что сейчас так много людей, и в результате этого внутренняя сила человечества распылилась. Причина, по которой он хочет получить Грааль, заключается в том, что он жаждет вернуть Золотой век, убив большую часть человечества. Затем он восстановит свое королевство вместе с достойными выжившими. Если учесть, как в местном сеттинге работает магия, есть очень большая вероятность того, что он прав.
  • Амнезия — Этим начинает страдать Широ в 3 руте после присоединения руки Арчера. После того как он впервые использовал руку, его состояние только усугубляется и он уже на ходу забывает, что хотел сделать, если же он поспит, то его личность полностью будет стёрта и всё, что он может это только постоянно причинять себе боль, так как иначе он теряет воспоминания с гигантской скоростью, но потом даже это перестаёт помогать. В конце концов Широ либо умрёт, либо, ценой своей жизни, его спасёт Илия.
  • Псевдомилый злодей — Мато Зокен. Впрочем, достаточно обратить внимание на внешний вид и манеру общения старика, чтобы усомниться в его доброжелательности. Хотя Широ купился.
    • Котоминэ Кирэй из первых двух сценариев тоже подходит. А вот в третьем, неожиданно — противоположный троп.
  • Закон злодейской смены стороны — Сейбер, будучи на стороне героев является достаточно слабой, зато после осквернения и перехода на сторону злодеев она превращается в непобедимого монстра.
    • Обоснуй: Широ как маг достаточно слабенький, поэтому когда он был мастером Сейбер, то сама Сейбер испытывала постоянный дефицит праны[2] и способности слабели, после осквернения она получила доступ к бесконечному источнику праны и проблема дефицита исчезает.

Fate/Hollow Ataraxia[править]

Условный сиквел к Fate/Stay night. Сюжет по большей части неканоничен относительно Stay night. События происходят в альтернативной временной линии (или временной петле), которая идёт после каждого из трёх рутов Stay night одновременно (неведомым образом собранных воедино), но не продолжает ни один из них (преподносится как «а вот если бы...»). Несмотря на неканоничность описанных событий, здесь раскрывается много новой информации по вселенной. Плюс, игра стала технически намного лучше предшественницы и обзавелась парочкой интересных фишек. Также, многие тропы оригинального F/SN применимы и к F/HA.

Тропы и штампы:

  • День сурка — основная завязка сюжета. Каждые 4 дня (8 октября — 11 октября) повторяются. А виноват Ангра-Манью, который решил повеселиться.
  • Амнезия — почти у всех героев. Но кое у кого её нет…
  • Махо-сёдзё — обыграно комически: заключив контракт с Калейдо-Жезлом, Рин получает огромные магические силы… Ценой потери адекватности. Потому девушка скорее готова умереть, чем снова заключить контракт с Руби.
  • Бой-баба — Базетт Фрага МакРемиц. И немного от этого комплексует, кстати: вечно стесняется говорить на эту тему, когда её дразнит Ангра-Манью.
  • Альтернативный таймлайн — про это вся история. Действия игры не являются продолжением ни одного из трёх рутов F/SN. Плюс, выбирая каждый цикл определённые действия, герой пишет реальность по новому, что позволяет, к примеру, сходить на свидания с кучей девушек.
  • Миниигра — начиная от Ханафуды и продолжая вопросами Огра-Вопрошателя. Притом ещё есть и Смена жанра в такие моменты, когда герои начинают вести себя как придурки (особенно матч Ханафуды Синдзи с Широ), а потом они стесняются сами же этого.
  • Камео — в игре появляются персонажи из Tsukihime, когда Широ с Райдер идут в кино.
  • Хлеб, яйца, молоко, гуро — коллекция книг Сакуры: ведение домашнего хозяйства, управление стрессом, готовка и советы по геноциду своей семьи.
  • Осторожно, доброта! — Сакура милая и добрая… Но при этом и Синдзи, и Зокен её до жутиков боятся. И не просто так…
  • Крутая тачка — ей бахвалится Илия. Mercedes Benz 300SL Coupe, который развивает скорость до 270 км/ч. Особенно забавно то, что водителем является именно Илия (но ей 18 уже есть, так что ничего страшного).
  • Трикстер — Илия. Прекрасно знает о циклах, но ничего не делает по этому поводу, а просто хочет повеселиться.
  • Что-то пошло не так — эксперимент Рин в замке Айнцбернов, из-за которого всё и началось.
  • Дешёвая смерть — это так, потому что после смерти цикл просто начнётся заново.
  • Дьявол — Ангра-Манью. Но субверсия: сам он не хочет им быть, да и слабоват, чего уж там. Он скорее стал бы богом горшков, как он сам сказал.
  • Похорошеть в адаптации — в какой-то мере Илия и Синдзи.
  • Фансервис — регулярно. Особенно отметились моменты, когда Широ приглашает девушек в бассейн, где они, конечно же, всяко разно крутятся перед ним в купальниках. Да и просто мелких моментов хватает (случайные подглядывания и т. п.)
  • Фан-диссервис — момент секса с Карен Ортензией. У неё непереносимость демонов, а Ангра-Манью в теле Широ тоже попадает под эту категорию. То есть, даже просто прикосновение к демону причиняет ей боль. А уж секс с ним... Вишенкой на торте является то, что в конце Ангра-Манью превратился в свою звероподобную форму.
  • Боди-хоррор — Карен Ортензия при приближении к ней демона.
  • Откровение у холодильника — в игре нигде прямым текстом не сказано, но вполне достаточно свидетельств, что Карен Ортензия - дочь Кирея. Позже Насу подтвердил это в интервью.
  • Средство Макропулоса — зелье омоложения Гильгамеша. Получился милый паренёк. А когда он принимает форму подростка, так ещё и очень смешной.
  • Самозванец — Ангра-майнью превратился в Широ и занял его место, а самого Широ где-то запер. Настоящий Широ появляется только в прологе и эпилоге.
  • Маска прирастает к лицуАнгра-Манью, когда принимает облик Широ, полностью забывает свою истинную личность и считает себя Эмией Широ. Из-за этого потом возникает парадокс, что Широ (на самом деле Ангра-Манью) пытается закончить четырехдневный цикл, а Ангра-Манью стремится его продолжить. Объясняется это тем, что Ангра-Манью «равен» 0, и не важно, сколько добавлять 0 к 1, по-прежнему будет 1.

Fate/Zero[править]

В Stay Night мы видели Пятую войну святого Грааля. Zero — роман-приквел от мастера страданий и безысходности Гэна Уробучи и аниме по нему. Нам покажут, как проходила Четвертая война святого Грааля — теперь в эти игры играют не детки-подростки, а умные, злые дяди и тети. Поэтому — как всегда — здесь много крови, предательства и хитрых планов. При этом есть место дружбе, воинскому благородству, мечтам и надеждам. И безнадежности, да. Ведь, как мы знаем — четвертая война ничего не решит и ничего не изменит. Зато мы узнаем, почему так сложилось, что Эмия Широ — сирота. И не он один.

Тропы и штампы (аниме):

  • Леди-воительница/Крутая королева: Сейбер Артурия, Король Рыцарей.
  • Офицер и джентльмен: Лансер Диармайд.
  • Рыцарь крови/Вояка и дипломат/Крутой в дурацком колпаке: Райдер Александр, Царь Завоевателей.
  • Великолепный мерзавец: Арчер Гильгамеш, Царь Героев.
  • Полное чудовище: Кастер Жиль а.к.а. Синяя Борода и его Мастер Рюноске, понимающие друг друга с полуслова, а также Зокен (глава семьи Мато, управляющий разными ползучими гадами, который наполнял ими свою внучку Сакуру, чтобы повысить её магическую силу и выставить сражаться за себя, но вместо неё вызвался его сын Мато Кария, дядя Сакуры) и с определённого момента Кирей.
  • Берсеркер: именно то, что написано на упаковке Ланселот Озёрный, впавший в безумие из-за того, что считал себя виновным в гражданской войне, но его за это никто не наказывал.
  • Ассасин: аналогично, ещё и многоликий к тому же (коллективный псевдоним: Хасан ибн-Саббах).
  • Антигерой-прагматик: Мастер Сейбер, Эмия Кирицугу.
  • Прогнившие аристократы: Мастера Лансера и Арчера (Тосака Токиоми и Кейнет Эль-Меллой Арчибальд соответственно).
  • Крутой падре: Мастер Ассасина, Котомине Кирей после гибели всех воплощений Ассасина от рук воинов Райдера — Мастер Арчера, убивший и заменивший его прежнего Мастера по просьбе самого Арчера, который об этом попросил т.к. прежний Мастер планировал командным заклинанием приказать ему покончить с собой.
  • Обыкновенный британский школьник: Мастер Райдера, Вейвер Вельвет. Хотя он уже студент.
  • Благонамеренный экстремист: Кирицугу.
  • Участь хуже смерти: Мастер Берсеркера, не тренировавший свой магический талант и потому не обладающий достаточной силой, чтобы поддерживать силу Слуги и управлять им, соглашается содержать в своём теле усиливающих магических червей, постепенно съедающих его тело, чтобы спасти от этой участи свою племянницу.
  • Единственный нормальный человек: Вейвер — единственный симпатичный Мастер в этой войне Грааля (Карию вначале жаль, но потом он скатывается, задушив маму Сакуры, ради чьей дочери всё это и затеял. Она это пережила, но помутнилась рассудком и вскоре скончалась.). Среди Слуг концентрация достойных личностей повыше: Сейбер, Лансер, Райдер.
    • С точки зрения Гильгамеша — Александр Македонский. Кирея он считает хоть и очень интересным, но всё же шутом.
« Ну и насмешил! Тысячелетия меня так не смешили нормальные люди, а не шуты! »
— в ответ на предложение объединиться вместо того, чтобы сражаться
  • Козёл: таких хватает. Особенно выделяется Гильгамеш, эгоцентричный тип, искренне считающий себя хозяином этого мира и смотрящий на окружающих в лучшем случае как на придворных шутов, в худшем — как на роющихся в земле и дерьме червей. На втором месте — Арчибальд.
  • Достойный противник: Сейбер и Лансер, Арчер и Райдер, Кирицугу и Кирей (в последнем случае субверсия: оба уважения друг к другу не питают и стремятся поскорее убрать с пути, однако, Кирей — единственный не-Слуга, которого Эмия не смог сразу и быстро убить/обезвредить в непосредственной схватке, когда при этом его противнику не подошла подмога (как было с Арчибальдом и Лансером), о чём заранее догадывалась Айрисфиль, говоря, что если кто и сможет отобрать Грааль у Кирицугу, так это Кирей).
  • Почему ты отстой: речь Райдера, почему Сейбер по его мнению — плохая правительница, на их алкогольной дискуссии втроём с Арчером. Кирицугу и Сейбер читают друг другу после убийства Лансера, Арчибальда и Солы.
  • Коронный момент:
    • Берсеркер, дважды: первый раз ловил фантазмы Арчера на лету и «играл с ним в бейсбол», во второй — сбил его Виману на угнанном реактивном истребителе (правда, когда после этого переключился на Сейбер, был сбит вернувшимся и злым Царём Героев).
    • Райдер, когда переместил действие на свою карманную планету, где его Гетайры легко перебили всех Ассасинов.
    • Кастер, когда вызвал огромное ктулхуобразное морское чудовище, против которого объединились большинство героев и которое из-за постоянной регенерации можно было уничтожить только особо сильным ударом, чтобы сразу ничего не осталось.
    • Сейбер, когда осуществила этот удар.
    • Арчер, когда при помощи Эа уничтожил всю армию и планету Райдера. Одним ударом!.
  • Разрядка смехом: Райдер — преданный друг своего Мастера, но обращается с ним достаточно фамильярно, примерно как с младшим братом: иногда называет дураком и ставит щелбаны, когда тот глупит (тот тоже его то и дело назовет «бакой», когда Райдер ступит, и тоже относится как настоящий друг).
  • Сэм — девушка: Сейбер, король Артурия Пендрагон.
  • Так грубо, что уже смешно: психопаты Кастер и Рюноске убивают ради развлечения, при этом они периодически выдают забавные перлы (у Кастера ещё и внешность из зловещей долины, но при этом довольно смешная).
  • Морда кирпичом: обычное выражение лиц Кирицугу, Майи и Кирея.
  • Бисёнэн: Лансер, Арчер, Рюноске и Вэйвер.
  • Крутой бородач: Райдер Искандер.
  • Готическая брюнетка: Майя (напарница и ученица Кирицугу).
  • Искусственный человек: Айрисфиль фон Айнцберн была создана магией как гомункул специально для Войны Грааля чтобы стать сосудом для этого самого Грааля, как и все гомункулы в предыдущих неудачных войнах, и выдана замуж за принятого в клан Кирицугу (у них родилась дочь Илиясфиль, тоже гомункул). Фактический ей 9 лет (выглядит где-то на 25), и она не рассыпается на ходу лишь потому, что Кирицугу вручил ей Авалон — ножны от меча Сейбер, дающие неслабую регенерацию Позднее они спасут Кирицугу от удара Кирея, останавливающего сердце. А пока она живёт, хочет повеселиться, ведь недолго осталось.
  • Крутой мимопроходил: Мастера Райдера и Кастера изначально не планировали участвовать в Войне за Грааль, и возможность ввязаться у них появилась случайно: первый, безродный маг в обществе, где положение мага зависит от происхождения, хочет показать себя, второй, серийный убийца со скрытым магическим потенциалом — под шумок веселиться, устраивая треш и угар во мгле ада.
  • Коронная смерть: Райдер.
  • Слезогонка: смерть Лансера и финал.
  • Что за фигня, герой?: реакция Сейбер и Айрисфиль на убийство Кирицугу и Майей Лансера, его Мастера и невесты оного, не в честном бою, а при помощи подлого обмана.
  • Злой джинн: Ангра Манью а.к.а. Святой Грааль.
  • Реактивный громила: Берсеркер. Райдер до уничтожения Сейбер Гордиевой Колесницы, Арчер до уничтожения Берсеркером Виманы.
  • Хлипкий маг: большинство Мастеров, а также Кастер по меркам слуг.
  • Колдун и воин: Кирицугу и Кирей.
  • Хрупкий шустрик: Ассасины.
  • Импровизированное оружие: одна из особых способностей Берсеркера — превращать в слабый Небесный Фантазм всё, что возьмёт в руки (например, при помощи превращения в Фантазм реактивного истребителя он смог немного надрать задницу самому Гильгамешу на его Вимане, правда, тот через несколько минут вернулся и эффективно дал сдачи броском нескольких Фантазмов из Врат Вавилона).
  • Крутая лошадка: Буцефал, летающий конь Александра. Хотя и менее крутой по сравнению с его же колесницей, ранее потерянной.
  • Hammerspace: самый крутой Фантазм Райдера — его карманная планета, где в песках марширует его армия Ионийских Гетайров (десятки тысяч более слабых, но всё же Героических Духов). У Арчера тоже есть карманное измерение «Врата Вавилона», где у него огромное количество собранных фантазмов (включая Виману — древний летательный аппарат из индуистской мифологии), а также погреб очень вкусного вина.
  • Разрушитель миров: самый крутой Фантазм Арчера — устройство Эа, способное вызывать заклинание Энума Элиш, уничтожающее планету, при помощи которого он и разрушил карманное измерение Райдера (характерно, что до этого Гильгамеш оскорбился на просьбу своего первого Мастера использовать его против вызванного Кастером почти неуязвимого ктулхуобразного монстра, а применять командное заклинание тот не стал, побоявшись утратить доверие Гильгамеша, из-за чего в дальнейшем команд могло не хватить).
  • Крутой меч: Экскалибур Артурии . Уничтожить может хоть и не планету, но город или крепость (постоянно регенерирующего монстра выпилила именно этим)
  • Крутое и символичное оружие/Артефакты: в принципе все Небесные Фантазмы
  • Чужеродное чудовище: таких вызывает Кастер.
  • Горизонт отчаяния: Лансер, когда ему было отдано командное заклинание покончить с собой. Кирицугу, во флэшбеке о детстве и в финале, когда понял, что Грааль принёс только зло.
  • Поцелуй Тоски: Айрисфиль при помощи изобретательного применения небоевой магии привязала к дереву Кирея, который загнал её с Майей в угол. Он, правда, дерево попросту сломал через полминуты, после чего убежал от приближающейся Сейбер, на прощание пырнув обеих клинками. Айри выжила благодаря Авалону, Майя благодаря лечебной магии первой.
  • Верность до конца:
    • Вейвер Вельвет сохранил преданность Райдеру даже после его поражения от рук Арчера и возвращения в Трон Героев. Гильгамеш, видимо, проникся, раз пощадил парня.
    • Ионийские Гетайры, для которых конец уже два тысячелетия как наступил, и они рады в форме духов снова явиться на зов своего полководца и поучаствовать в битве.
      • Кстати один из Гетайров подозрительно похож на взрослого Вейвера Вельвета.
    • Лансер, верой и правдой служивший Арчибальду.
  • Чудесное воскрешение: Грааль воскресил Кирея, застреленного Кирицугу, и дал Гильгамешу физическое тело, чтобы тот мог прожить жизнь заново, причём со всеми Фантазмами и способностями. Очевидно, чтобы по своим причинам продолжали сеять зло
  • Яндэрэ: под конец Войны Гильгамеш, считающий, что все «красивые вещи» должны принадлежать ему, начинает испытывать собственническую страсть, которую сложно назвать любовью, к Сейбер. Обещает всё лучшее в мире, но, получив отказ, пытается принудить её силой, причиняя боль ударами фантазмов из Врат Вавилона, но тут она по приказу Кирицугу уничтожает Грааль, рушится здание, занавес. А до этого давно и крепко рассорившийся с крышей Жиль де Рэ (Кастер) принимал Сейбер за свою прижизненную подругу Жанну д’Арк, которая якобы потеряла память и личность из-за Божьей воли, и потому счёл, что надо совершать вместе со своим Мастером-единомышленником по садизму ещё больше убийств, чтобы доказать Богу, что он не прав, разубедить безумца было нереально.
  • Магию может победить только магия — слуги неуязвимы для физических атак. Ну, почти. Ранить их «физухой» можно (хотя сложно, поскольку они не будут пассивно стоять и ждать, пока их убивают). А вот убить — вряд ли. Получивший повреждения, например, от пулемётной очереди Слуга просто перейдёт в форму духа, после чего заново материализуется целеньким. Правда, на восстановление после ранений тратится энергия духовного ядра (мана от мага-оператора), и если её у Слуги мало, а ранений много, теоретически можно заковырять насмерть и обычным оружием. Главное, чтобы атакующий дожил до конца ковыряния.
  • Сила против магии — Кирицугу специализируется на устранении магов с помощью огнестрельного оружия. Сам он как маг мало на что способен.
  • Магический копирайт: Слуги не могут с полной эффективностью использовать чужие фантазмы, поэтому Гильгамеш, у которого почти неиссякаемый склад оных в его Hammerspace, просто кидает их залпами телекинезом во врага, не умея правильно использовать. Исключение — Берсеркер, один из его фантазмов как-раз и заключается в возможности превращать в свой фантазм всё, что возьмёт в руки, и чужие артефактные вундервафли — не исключение.
  • Лектор Ганнибал: Арчер. Аккуратно беседуя, давя на уязвимые точки и выявляя скрытые интересы, он толкает Кирея (в начале войны весьма аморфного, который сам не знает, чего вообще хочет от жизни и от Грааля) на путь зла, к своему вящему веселью.
  • Гениальный силач: Райдер выглядит как двухметровая гора мышц и на первый взгляд кажется простоватым и неотёсанным, но на самом деле он отличный стратег и тактик и отец солдатам, за которым его армия идёт даже после смерти.
  • Зашкаливающее самомнение — Гильгамеш. Впрочем, создателю первой в мире цивилизации простительно.
  • Самоуверенный мерзавчик — мастер Лансера, Кейнет Эль-Меллой Арчибальд.
  • Неизвестность пугает больше — Кария вроде как считается сыном Зокена, причём родным. Однако сам Зокен, кхм, состоит целиком из червяков так, что как он зачал Карию и его брата лучше не знать.
  • Яблоко от яблони далеко падает — Образцовый священник Котомине Ризей и его сын пастырь недобрый Котомине Кирей.
    • Добрый Кария Мато ввязавшийся в войну для того, чтобы спасти Мато Сакуру и его отец Мато Зокен.
  • Хороший плохой конец — Кирей и Гильгамеш выжили и победили, жилой район Фуюки сгорел и выжил всего лишь один мальчик, гибель Айрисфиль была напрасна, ведь Грааль оказался осквернен, сам Кирицугу хоть и выжил, но оказался полностью сломлен и от полученных на войне ран уже через 5 лет умрёт, свою родную дочь он так и не сумел вытащить из замка Айнцбернов и та оказалась в заточении на 10 лет, в течение которых над ней ставили опыты и промывали мозги, Кария потерпел поражение и был съеден изнутри червяками, а Сакура так и осталась в руках Зокена, Рин осталась без отца и с сумашедшей матерью, а её опекуном стал Кирей. Однако Вейвер выжил и вернулся в Лондон, где стал одним из лордов Часовой башни[3], через 10 лет начнётся Пятая Война за Святой Грааль, где так или иначе Кирей и Гильгамеш потерпят поражение, а оскверненный Грааль будет уничтожен.

Контргарды и слуги[править]

Поскольку по ходу действия произведений регулярно оказывается что все не так, как на самом деле, сложно дать полный синопсис сюжета и капитально не отспойлерить ВСЕ прямо с первых строк. Поэтому мы тут этого не делаем. Но для пафосных контргардов стоит сделать исключение — да и не особо большой это спойлер.

Откуда берутся слуги на войне святого Грааля? Если кто-то думает, что маги придумали что-то новое или реализовали механизм призыва с ноля — он жестоко ошибается. Начнем издалека. Если что-то происходит очень не так — вампиры съели всех живых существ на Земле, сумасшедший маг наконец-то доэксперементировался, и так далее, то это вызывает реакцию самой природы, в терминах Насуверса — Алайи[4]. И какая-то душа из специального чистилища для таких специалистов воплощается в этом мире, чтобы помешать. Эти души, в их вечном бдении, и называются — стражи противодействия или контргарды. Обычно, это легендарные герои. Кхм, или анти-герои. Или просто исторические личности, оставшиеся в памяти народной. И даже больше: контргард может быть реально существовавшей личностью, может быть собирательным образом. Но может быть — и «забытым всеми». Последние еще при жизни приносят клятву служить Алайе и, если клятва будет принята, получают какую-то часть будущих сил — в обмен на очень специфическое посмертие.

Призыв же слуги — это такая нелицензионная копия. Призывается душа как бы для противодействия, но на самом деле — для участия в войне. Копия плохая, нелицензионная, поэтому может призваться и мстительный фантом — недо-контргард, причем явно не положительный герой.

Слуга призывается в один из семи стандартных классов — Сейбер (мечник), Лансер (копейщик), Арчер (лучник), Райдер (всадник), Ассасин (убийца), Кастер (боевой маг), Берсеркер (потерявший разум безумный воин). Помимо них в рамках мультивселенной существует ещё ряд нестандартных классов, встречающихся довольно редко, в одном-двух экземплярах (из-за специфики призыва или какого-нибудь бага): Эвенджер (мститель), Рулер (хранитель правил), Шилдер (щитоносец), Бист (зверь). Также есть псевдо-слуги (героические души, призванные по стандартным классам в тела людей), гранд-слуги (призываются Алайей, чтобы не дать кому-то из Бистов уничтожить человечество), полу-каноничные слуги (появлялись в спин-оффах), неклассифицируемые слуги, и те, что не являются слугами в обычном понимании.

Опухание сиквелов и порядок просмотра[править]

Спорно, страдает ли этим серия по определению. Основной сюжет, Fate/Stay night, имеет лишь одно продолжение — Fate/Hollow ataraxia (и то, не совсем прямое), а также ряд спин-оффов, которые уточняют этот сюжет, либо пародируют его. Нагромождение возникает из-за существования кучи разных адаптаций одного и того же визуального романа.

В разное время его брались адаптировать две студии. Первая (Deen) с этим справилась неудачно. В своей адаптации 2006 года они объединили все три сюжетные ветки романа, чего делать никак нельзя (ибо сценарии совершенно разные), вырезали много важных моментов и навалили отсебятины. И, что хуже всего, задаунгрейдили интеллект главного героя. По итогу, вышел очередной типичный сёнен. В 2010-м Deen ещё попытались адаптировать чисто второй рут романа, но опять мимо (впихнули 20+ часов сюжета в фильм на полтора часа).

Чуть позже за Fate наконец взялись Ufotable. Они выпустили Fate/Zero (по хронологии — приквел Stay night), экранизацию Unlimited Blade Works (второй рут Stay night) и экранизацию Heaven's Feel (третий рут Stay night). Выпускать первый рут пока не собираются, и вот из-за этого возникает беда с порядком просмотра. Все три рута, по сути, альтернативны, но смотреть их важно именно в таком порядке: ветка Fate, ветка Unlimited Blade Works, ветка Heaven's Feel. Так они идут в романе и только так можно избежать спойлеров. Нельзя ли начать с Fate/Zero? Нельзя: Zero спойлерит все три ветки сразу, потому с ним знакомятся, например, после первого рута. Но где тогда взять первый рут? Только прочитать визуальный роман, либо (способ для ленивых) посмотреть сомнительного качества экранизацию от Deen 2006 года.

Кроме того, есть много других Fate/<вставьте_название>. Их события происходят в параллельных мирах этой же вселенной (скорее мультивселенной), по тем же законам, с той же магией и мирозданием. Однако тут действуют совсем другие герои (либо альтернативные версии знакомых нам персонажей) и решают они совсем другие проблемы.

  • Fate/Stay night — исходный визуальный роман 2004 года, изначально должен был получиться хентаем. Но что-то пошло не так, и вышло нечто большее.
  • Fate/Stay night Réalta Nua — отцензуренная версия визуального романа с озвучкой и опенингами к каждому сценарию, 2007 на PS2, 2014 на PS Vita.
  • Fate/Hollow ataraxia — нечто среднее между сиквелом и альтернативной версией, визуальный роман 2006 года.
  • Fate/Prototype — то, как всё изначально задумывал автор: главный герой — девочка в очках, а Сейбер — парень. Существует в виде стилизованной под трейлер OVA и приквельной к ней серии ранобэ. Планируется ли полноценная экранизация — неизвестно.
  • Fate/Stay night — манга и первая аниме-экранизация (2006) плюс полнометражный фильм (2010) от Deen.
  • Fate/Zero: приквел про четвертую Войну в виде ранобе (2006—2007), а также экранизации (2012—2013) от студии Ufotable.
  • Fate/Unlimited codes — файтинг (2008) для PS по мотивам Stay night.
  • Fate/Extra, Fate/Extella, Fate/Extra Record — ряд игр (2010 — 2020) на PS, спин-офф сомнительной каноничности. Повествует о Войне, воссозданной в виртуальной реальности.
    • А также манга (2014), и экранизация (2018) в виде сериала от студии Shaft
  • Fate/Stay night Unlimited Blade Works: сериал (2014-2015) из двух сезонов от Ufotable. Экранизация второго рута Stay night.
  • Fate/Stay night Heaven’s Feel — фильм (2017-2021) в трёх частях от Ufotable. Экранизация третьего рута Stay night.
  • Fate/Kaleid Liner Prisma Illya — сначала просто фансервисная пародия, а ныне полноценная альтернативная история. Именно тут есть целующиеся лесби-лоли.
  • Fate/Apocrypha — еще одна альтернативная история. Экранизирована в 2017 году студией A-1. Запомнилась миру няшным трапиком Астольфо.
  • Fate/Strange Fake — и ещё одна альтернативная история. Изначально — первоапрельский прикол, но перерос в серьёзное произведение в виде манги и ранобе. Экранизация ожидается в ближайшие пару лет.
  • Досье лорда Эль-Меллоя II — Спин-офф про повседневную магическую рутину изрядно выросшего со времен Fate/Zero Вейвера Вельвета.
  • Fate/Grand Order — легендарная мобильная гача-игра и её экранизации:
    • Fate/Grand Order: Вавилония (2019)
    • Fate/Grand Order: Камелот — Странствие (2020)
    • Fate/Grand Order: Камелот — Паладин (2021)
    • Fate/Grand Order: Финальная сингулярность — Соломон (2021)
  • Carnival Phantasm — комедийный спин-офф 2011 года от студии Lerche в формате OVA с персонажами из данной вселенной. Представляет собой набор пародий на работы студии Type-Moon.
  • Fate/Grand Carnival — комедийный спин-офф 2021 года от той же Lerche, но уже по мотивам Grand Order. Пародийный кроссовер всех предыдущих «Судеб».
  • Сегодняшнее меню для Эмии — еще один комедийный спин-офф от Ufotable в формате ONA. Повествует о том, как Широ готовит еду для друзей и знакомых.

Магия и Волшебство[править]

Две большие капли разницы. Строго говоря, магия — это точная дисциплина, в которой активно используется научный метод, и эффекты которой можно повторить немагическими средствами. В конце концов, нет разницы, как зажечь огонь — спичкой или заклинанием. Спичкой даже предпочтительнее, потому что магу не придется мучиться от боли, активируя магическую цепь в своем теле. Магия имеет множество различных чародейских систем, каждая из которых была создана искусственно, и вписана в структуру мироздания Великим Ритуалом. Наиболее известным примером такого ритуала является распятие и воскрешение Иисуса Христа, подарившее людям систему Святых Таинств. В настоящее время известно о следующих чародейских системах:

  • Современная тауматургия. Создана Парацельсом 500 лет назад. Предполагает использование магических цепей — мутировавших псевдонервов, существующих одновременно и в теле, и в душе человека, и позволяющих накапливать и направлять природную ману.
  • Святые таинства. Предположительно, созданы Иешуа Га-Ноцри, с чем категорически не согласна официальная церковь, что не мешает этой системе быть самой сильной и распространенной в мире, ибо черпает силу из веры последователей.
  • Алхимия. От простейших реакций из школьного курса химии до создания искусственных людей и предсказания будущего методом «демона Лапласа» — это все великая и могучая Алхимия. Не требует наличия магических цепей, за что весьма любима начинающими магами, и имеет высокую практическую ценность. Однако потребность в дорогих компонентах часто делает высшие области этой науки малодоступными для широких масс народонаселения.
  • Рунная магия. Основана на рунах кельтского алфавита (аки знаках огамического письма). Точнее, кельтский алфавит заимствует руны для своих нужд. Очень древняя система, но работает в полную силу только в Ирландии и Шотландии, а также очень негибкая по сравнению с той же тауматургией. В ограниченном объеме изучается многими магами для утилитарных нужд.
  • Каббала. Тоже древняя система, давшая начало алфавиту, только еврейскому. Сравнительно слабо распространена, однако в последние века, по мере проникновения научных достижений человечества в консервативное магическое сообщество, силу набирать начало набирать ответвление каббалы — нумерология, поскольку та основана на математических операциях, и соответственно может использовать аппарат высшей математики. Крайне сложна для изучения.
  • Ведовство. Древнейшая из магических систем, в разных формах существующая во всех культурах. Во главу угла ставится использование заемной силы духов природы.
  • Магия Эры Богов. Украденная людьми сила древних богов, способность изменять мир одним Словом. По мощи и сложности эффектов не уступает Волшебству, однако в связи с гибелью или истощением богов, а так же из-за смерти немногочисленных носителей этого страшного знания, в настоящее время почти не встречается.

Волшебство, так же называемое Истинной Магией — это другое. Оно воплощает те феномены, которые даже теоретически не могут быть объяснены рационально или повторены техническими средствами. Проистекая из возможности ограниченно манипулировать Хрониками Акаши[5], Волшебство изменяет мир на концептуальном уровне, и будет работать одинаково в любой точке Вселенной. Всего Истинных Магий пять:

  1. Первая магия, «Отрицание небытия». Сильнейшая из всех, сотворяет нечто из ничего. По мнению некоторых специалистов, является ключом к разгадке возникновения Вселенной. По непроверенным данным, Иешуа Га-Ноцри, он же Иисус Христос являлся и является обладателем этого Волшебства.
  2. Вторая магия, «Калейдоскоп». Открывает путь в параллельные миры. Обладатель — маршалл-волшебник Кейшуа Зелретч Швайнорг.
  3. Третья магия, «Прикосновение небес». Материализация души, что даже круче, чем простое воскрешение умерших или призыв слуги, поскольку сотворенное этим волшебством тело имеет вечную концептуальную природу и практически бессмертно. Прежние обладатели — баварские маги рода Айнцберн. Ныне утрачена, но вот попытки вернуть ее с тех пор семья не прекращает.
  4. Четвертая магия. Название и эффект неизвестны. Обладатель неизвестен, однако либо уже не является человеком, либо никогда им не был. Возможно её эффект противоположен Первой магии — превратить нечто в ничто, стереть со вселенной концепцию чего-либо.
  5. Пятая магия, «Синева». Позволяет произвольно манипулировать временем и сопутствующими эффектами. На самом деле, существует для чего-то ещё, и связано оно с энергией, ну а манипуляции с временными отрезками — всего лишь побочная функция[6]. Обладатель — Аодзаки Аоко.

Вампиры[править]

Феномен вампиризма в Насуверсе значительно отличается от того, что существует в европейской культуре, хотя за основу взята именно она. Прежде всего, вампиры делятся на две разновидности — это Истинные Предки и Мертвые Апостолы.

Истинные Предки — это полноценные и возлюбленные дети планеты, обладающие колоссальной мощью. Они почти бессмертны, а ночью под светом полной Луны бессмертны абсолютно. Их сила — это сила Мраморного Фантазма, манипуляции реальностью, разрешенной самим миром. Единственная их слабость — жажда крови. Истинным Предкам кровь не нужна, как и любая иная пища, они черпают энергию от планеты, поэтому жажда обусловлена только психологией, однако она настолько сильна, что они тратят до 70 % своей неописуемой мощи только на то, чтобы держать ее под контролем. Однако за столетия жажда крови становится только сильнее, и тогда у Истинного Предка только два пути — дать волю инстинктам, впасть в полное безумие, превратившись в Владыку Демонов (Demonlord), либо уйти с достоинством и погрузить себя в вечный сон. Неизвестно, сколько гробниц Истинных Предков дремлют по всему миру, но пробуждение даже одного из них будет страшной катастрофой. Приблизительно в XIII веке нашей эры все остававшиеся в живых Истинные Предки были уничтожены впавшей в безумие Белой Принцессой — Арквейд Брюнстад.

Мертвые Апостолы — это изначально люди, чью кровь выпили Истинные Предки и превратили их в своих рабов. Они начали свою не-жизнь с безмозглых ходячих трупов, но поглощая человеческую кровь, в течение нескольких десятков лет восстанавливают свой разум и личность. Мертвые Апостолы способны инициировать новых вампиров, но только один из тысячи людей способен принять проклятие вампиризма, став ходячим мертвецом-вурдалаком, и лишь один из ста тысяч имеет потенциал, чтобы полностью восстановить интеллект и освободиться из-под ментального контроля своего хозяина. Вампиры Насуверса не боятся чеснока, распятия и серебра, они уязвимы для любого оружия, способного причинить достаточно обширный урон, чтобы перебить регенерацию. Сильнейшие из них способны без существенного вреда для себя находиться под солнцем. Однако даже рядовой Мертвый Апостол является страшным противником, поскольку имеет сотни лет, чтобы отточить навыки владения магией и оружием, а также обладает огромной силой и молниеносными рефлексами. Увидеть выпущенную пулю и увернуться от нее — для вампира в этом нет ничего особенного.

И напоследок[править]

Есть мнение, что всё вышеописанное (особенно части про демонов, вампиров и злобные организации) является одной большой сатирическо-фэнтезийной аллюзией на общество современной Японии с её корпорациями, подчиняющими себе жизнь сотрудников, образованием в основном по методу изнасилования в мозг монотонной зубрёжкой, закостенелыми старыми пердунами — элитой общества, и бесконечной потребительской гонкой за новыми гаджетами и шмотками.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Фантазм Ассасина останавливает сердце, а у Кирея нет сердца. И в буквальном, и в переносном смысле
  2. Так называется в этом мире мана.
  3. Пусть и на правах регента.
  4. Гм. Вообще-то в Насуверсе природа, точнее инстинкт самосохранения нашей планеты — это Гайя, а Алайя — противостоящий ей инстинкт самосохранения человечества. Иногда эти две силы могут «сотрудничать», если что-то угрожает разом и Земле и людям на ней, но гораздо чаще — противостоят друг другу. И рано или поздно одна из них убьёт другую — либо человечество погубит свою планету, либо наоборот. Шестую программу не остановить!
  5. Или если более точно, Спиралем Истока. Т.е. Программным кодом центра всего мироздания.
  6. Именно это утверждает Аодзаки Токо в «Махоцукай-но Ёру», когда Аоко в бою с ней использует Пятую магию и «Красное смещение». По её словам, не может быть, чтобы она была способна «только на это».