Незнайка/НД

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Основная статья — Незнайка

Необузданные догадки по сеттингу «Незнайки» встречаются не так уж часто, и проверить их по причине смерти автора нереально. Обычно они связаны с тем, что «Незнайку» можно переосмыслить с возрастом и по-всякому интерпретировать с точки зрения психологии. Раздел «Вселенная книги» (w: Приключения Незнайки и его друзей) состоит из НД чуть менее, чем полностью.

Есть подписанный именем Сергея Лукьяненко фанфик «Подлинная история путешествия Незнайки на Луну», автор которого прошёлся практически по всем НД вот этой страницы. Ещё есть рассказ Дмитрия Никитина «Но вот пришла лягушка», который тоже по ним проходится.

Связь коротышек с нашим миром[править]

А вот и объединение Вселенных! В книгах есть один герой, напоминающий обычного человека — Волшебник. Да, он ростом чуть выше Незнайки, но что мешает изменять размер с помощью магии? Там же упоминается французский язык, на котором с помощью волшебной палочки можно было бы заговорить.

Но и это не главное. Основное доказательство теории кроется в самом названии маленьких человечков. Коротышки. Это по сравнению с кем? Вряд ли они сами себя так назвали, следовательно, были и те, кто больше их. Обычные люди, например. Отсюда же и единица измерения «ноготь», равная 1,25 сантиметра. Чей ноготь брался для сравнения? Явно человеческий!

В Зелёном городе противодействуют две партии[править]

  • Особенно ярко это проявляется, когда в Зелёный город попадают Незнайка и его товарищи. Одна партия во главе с Медуницей считает, что малышей нужно держать в заключении (в отсутствие тюрьмы — в больнице). Другая, во главе с Синеглазкой, — что им нужно дать волю и рассчитывать на их дружбу. Каждая партия ведёт свою пропаганду (со стороны Медуницы Ласточка и Кисанька, со стороны Синеглазки она сама и Снежинка). При этом первая смешна своей пародийной авторитарностью, а вторая — своей наивностью и доверием к рассказам Незнайки.
    • А лидеры партий ведут себя максимально «по-взрослому».

Стёртые половые различия[править]

У коротышек нет семей, живут они общинами, отдельно малыши и малышки. Но чем они так уж отличаются друг от друга? Во-первых, одеждой. Брюки со штанами против платьиц. Во-вторых, причёсками и длиной волос. В-третьих, тем, что одни называют себя в мужском роде, а другие — в женском. Вот и всё.

Ни о каких физиологических отличиях или отношениях (слово «влюбилась» практически ссорит Незнайку и Кнопочку) не идёт и речи. В одной из сцен доктору Пилюлькину приносят сарафан, и в ходе лёгкой перепалки («Я не буду это носить! Все же будут принимать меня за малышку!» — «А что тут такого? Разве плохо быть малышкой?») он не находит достаточных аргументов, чтобы не надеть его.

Доказательство этой теории «от противного» можно встретить в фанфике Сергея Лукьяненко «Подлинная история путешествия Незнайки на Луну», где Шпунтик представлена как подруга Винтика, и сама говорит: «Представляешь — Незнайка считает, что я мальчик, раз в комбинезоне хожу».

  • Как минимум, такое понятие, как любовь к противоположному полу, в описываемом мире известно. Иначе откуда бы Незнайка понял, что Кнопочка «влюбилась», и на что бы сама Кнопочка так обиделась? Тема, однако, настолько табуированная, что ни разу, ни до и ни после, её не поднимал в цикле больше никто.
  • Имена всех малышек в первой книге заканчиваются буквой «А», единственное исключение — поэтесса Самоцветик. Но все остальные имена на «-ик» — имена малышей! Напрашивается вывод, что Самоцветик — переодетый малыш, которому, в отличие от Пилюлькина, совсем не «плохо быть малышкой» и который пользуется правом на смену гендера. Может быть, он и имя переменил (поэт Цветик из Цветочного города тоже на самом деле Пудик) так же легко, как одежду, а когда этот персонаж требует у художника Тюбика сначала поменять ему на портрете цвет платья и глаз, а потом и всю внешность, Тюбик в непонятках, а малышки Зелёного города в восхищении. Более того, Самоцветик в этот день задаёт им новый стандарт красоты, которым малышки начинают пользоваться по трафарету! Никого не напоминает?
  • О физиологических отличиях — в Солнечном Городе герои попадают на автоматическую фабрику по пошиву одежды, на экскурсию. И экскурсовод, смущаясь и запинаясь, упоминает в ассортименте производимой одежды некие «резиновые лифчики». Соответственно, вторичные половые признаки у малышек всё же присутствуют. А что «тема сисек не раскрыта», то произведение всё же детское, достаточно упоминания вскользь.
    • Слово «лифчик» могло быть использовано автором в прежнем значении — не прикрытие женской груди, а детская одежда для верхней части тела. В этом случае исключается вариант сформировавшейся груди у малышек.

Все коротышки с Земли одного возраста[править]

В первых книгах персонажи будто представляют собой одно поколение. Они выглядят как дети, хотя при этом создают автомобили, умные дома и не брезгуют взрослыми профессиями (с поправкой на детское восприятие). Кстати, в источнике, которым вдохновлялся автор, маленькие человечки были а) взрослыми и б) разного возраста.

Родителей или других родственников не упоминает ни один из героев[1][2] Незначительные возрастные различия начинают проскальзывать лишь в третьей повести, да и то легко списываются на особенности жизни на Луне (есть «дедушка», но от всех остальных его отличает только седина). Иллюстрации, а позже и экранизации, только подкрепляют эту точку зрения.

Вообще, на каноничных иллюстрациях Валька лунные коротышки показаны явно взрослее, чем земные: тут тебе и разнополые пары в ресторане, и вторичные половые признаки у коротышек женского пола, и модная небритость у Жулио, и явные возрастные изменения у членов Большого Бредлама… Но детей всё равно как не было, так и нет. Очевидно, матрица, по которой отливали лунных коротышек, была экспериментальной и более ранней. Создатели их отлили, посмотрели результат, подкрутили ювенильности и уже готовый продукт на Земле сделали. А Луну назначили космической свалкой для отбракованных результатов экспериментов.

Пончик, Сиропчик и Незнайка — мажоры[править]

  • Чем известны эти трое? Один всё время лопает, другой всё время напивается газировкой с сиропом, третий всё время всех достаёт и всем мешает. Полезной деятельности за ними не замечено. Однако при этом общество не только их кормит, но и не пытается никак перевоспитывать. Почему? Номенклатура Очевидно, себе дороже.
    • А ещё они придумывают себе пафосные имена: Сиропчик в первой книге — Сахарин Сахариныч, Незнайка во второй — Незнам Незнамович, Пончик в третьей — господин Понч. Этим можно.
    • У Незнайки, если кто забыл, жёлтые канареечные брюки, так что парня, какую бы дичь он ни вытворял, окружающие не только терпеть обязаны. Перед ним жители Цветочного Города должны не один, а два раза приседать и «Ку!» делать.
      • Действие происходит на Земле, а не на планете Плюк. Цветовой дифференциации штанов у коротышек нет, поэтому обращаются с Незнайкой существенно хуже, чем с Пончиком и Сиропчиком. Но кормят его всё равно на халяву. За общим столом.
    • Обоснуй — если они растут веками, то на перевоспитание у них тоже время ещё есть. Тем более, что ненавязчиво критикует их за их манеры каждый второй. А там, глядишь, капля камень сточит.
    • Да и в этом обществе дефицита и денег не замечено. Веди себя как хошь, места под солнцем всем хватит!
    • Вообще, в описанном обществе мало кто занят производительной деятельностью. В основном, коротышки (кроме Пилюлькина, которого, впрочем, специалистом тоже можно назвать с большой натяжкой) увлечены различными хобби. Механики изобретают то, что интересно им, а не то, что нужно общине. Знайка занят теоретическими исследованиями. Охотник проводит время с собакой (собакой? пропорционального размера? в мире гигантских грибов и огурцов?) на свежем воздухе, и неясно, на кого охотится. От поэта, художника и астронома (!) в закрытом сообществе на несколько десятков человек толку в принципе немного. И так далее. Конечно, есть несколько упоминаний о совместном (физическом, естественно) труде — но всё это происходит где-то за кадром.
      • Да там и дальше животные пропорциональны коротышкам. Ослы, лев, лунная собака — как минимум.

Глаза Синеглазки[править]

  • В одиннадцатой главе первой книги глаза у Синеглазки голубые. Так же и в двадцатой, но в двадцать первой они становятся синими. Поскольку других ляпов в книге нет, это наверняка и не ляп. Можно ли придумать обоснование? Можно. Глаза малышки изменили цвет на голубой после сильного стресса (очевидно, после ухода всех малышей из Зелёного города с последующим основанием Змеевки) и с появлением сильных позитивных эмоций (Незнайка уделил Синеглазке много внимания и назвал её очень красивой, а Тюбик написал её портрет) вернулись к изначальному синему цвету, по которому ей и дано имя.
    • Глаза имеют свойство менять свой цвет время от времени. Обусловлено это может быть не только какими-то внутренними процессами в организме, но и банальной разницей в освещении.
    • Как будто голубой и синий являются особенно разными цветами? В английском языке разницы вообще иногда нет, в русском же языке возможны казусы с промежуточными оттенками, подходящими под оба названия.
      • В русском языке (на котором написана книга) не так просто найти обоснование тому, почему «голубоглазая» вначале героиня неожиданно становится «синеглазой». Это ведь не одно и то же, верно? Тем более что художник Тюбик, когда писал портрет Синеглазки, говорил открытым текстом следующей заказчице, что может и ей написать голубые глаза вместо карих, но это неправильно — цвет платья в реальности можно изменить, а с цветом глаз так не получится. (До цветных линз технология в Зелёном городе не дошла).
        • Лично я свободно смогу назвать одного и того же человека сначала голубоглазым, а потом синеглазым, если у него некий промежуточный оттенок глаз. Для меня это не взаимоисключающие понятия. Носов не мог? У разных людей разное отношение к семантике.
          • Книга для детей. Они это поймут?
            • Дети этому особого значения не придадут. Синий, голубой - один фиг.
        • Да банально различие в освещении: в одиннадцатой главе действие происходит в помещении, в двадцать первой — на улице. В двадцатой главе речь не о «и мне сделайте голубые глаза», а, дословно, И глаза мне, пожалуйста, сделайте голубые.
          • Самоцветик это сказала, глядя на портрет Синеглазки, так что разницы на самом деле нет. Выходит, что Синеглазка стала синеглазой, увидев свой портрет, на котором она голубоглазая.
            • Господа, вы что, смеётесь? Героиню зовут Синеглазка. Значит, официальный цвет глаз — синий, а остальные оттенки — производные, зависящие от её эмоций.
              • Не всё так просто. Незнайка, проснувшись в доме Синеглазки и ещё не зная её имени, видит именно голубоглазую малышку.
                • Ну не звучит имя Голубоглазка, не выговаривается. Вот и называют голубоглазую малышку Синеглазкой.

Все коротышки прибыли когда-то с Луны?[править]

Теория, идущая рука об руку с первыми двумя. На ум сразу приходит сериал «Сотня», где группу подростков отправляют на постапокалиптическую Землю, чтобы проверить, пригодна ли она для обитания.

Микрозвери, которыми кишит Луна, на Земле не многочисленны и соседствуют с лягушками, размером с коротышку. Которые сами ростом, как небольшой огурец. Сама Луна противопоставлена Земле, как в классических антиутопиях, или историях про колонизацию, допустим, Африки. Жители её в прошлом явно столкнулись с какой-то катастрофой и перебрались под поверхность спутника. Коррупция и капитализм резко контрастируют с коммунизмом и бартерными отношениями родного дома Незнайки.

Незнайка так и не написал письмо Синеглазке[править]

  • В первой книге — потому что ещё не научился хорошо писать.
  • Во второй книге — потому что всё внимание уходило на Кнопочку, и другая была не нужна.
  • В третьей книге — потому что он про Синеглазку вообще вспомнил, когда его собственная жизнь оказалась под угрозой. После чего, вероятно, благополучно забыл. Что не исключает возможности их последующей встречи без письма, и в неавторских продолжениях нечто подобное было.
    • Как и написания письма впоследствии.

Проект гигантских растений[править]

  • Носов не в ладах с биологией? Что если лунная почва для гигантских растений непригодна? А если они в лунном грунте и вырастут, на следующий год фермеры познакомятся с понятием «истощение почвы»?
    • Так на то и наука, чтобы следить за посадками. В книге и в мультфильме, кстати, ни одно гигантское растение до конца сюжета не выросло. А в фанфике «Снова на Луне» растения вообще не прижились и зачахли. И вообще, не попробуешь — не узнаешь.

В Солнечном Городе что-то влияет на сознание жителей?[править]

Солнечный Город из второй книги однозначно самый технологически развитый, даже лунным коротышкам до него далеко. Он идеален, каждый там абсолютно счастлив и занимается любимым делом. А всё потому, что его обитатели подвергаются воздействию психотропного стимулятора, пробуждающего в них доброту и саморефлексию. Милиционеры отпускают преступников из тюрьмы, потому что им стыдно, Незнайка ночи напролёт беседует с собственной совестью (в чём никогда ранее не был замечен). Даже «ветрогоны», запустившие моду на общественные беспорядки, раньше были животными (да и остались, по сути, ослами), а значит, мозг их работает иначе. Вот вам и дивный новый мир.

  • Это всё Башни виноваты, без сомнения. Вот выродков и корёжит.
    • А на Кнопочку излучение Башен не действует…
  • Товарищи, здесь же всё очевидно! В Солнечном Городе просто построен коммунизм, поэтому-то он идеален, а все его жители счастливы. Возможно, высокая мораль и сознательность местных жителей действует даже на заезжих!
    • Стало быть, товарищ Носов был уверен, что счастье идеалов коммунизма может быть разрушено всего тремя ослами?
      • Выразимся так: коммунизм-то построен, но с явным уклоном в техническую сторону, и Солнечный город больше напоминает курорт из «Хищных вещей века» Стругацких. Ни о какой стойкости духа и самоограничении как благе тут и не думают, предпочитая ударяться в поощрение самовыражения, что означает и увлечение модой. Ослы попросту «словили хайп» своим резко выделяющимся поведением и задали тренд охочим до моды коротышкам. При этом базовые производственные структуры общества прекрасно продолжали работать.

In the Sun City of the far future…[править]

Сеттинг в Незнайке, на самом деле, постапокалиптический. Катаклизм неизвестной природы. Часть населения Земли в какой-то момент переселяется на Луну, какое-то, опять же, время между двумя астрополитическими единицами поддерживаются отношения. До того момента, пока не стало ясно, что цепочка снабжения нарушена. С тех пор Земля практически полностью восстановлена. Учтя ошибки предков, либо же — восстановив былое, «Коротышками» построен коммунизм. Если так посмотреть, то «коротышки» — близки по росту к нормальным людям. Видимо, на Земле — всё же именно овощи гигантские (продукт генетического эксперимента и побочный продукт в виде мегажуков). Опять же: вполне пропорциональные звери в виде собачонки Бульки и крокодилов. Можно полагать, что коротышки — есть продукт эволюции человечества. Знайка же… Видимо, всё знал с самого начала. Ведь наличие внутрилунного «Саракша» — это грандиозный по масштабам и затронутым усилиям проект терраформинга. Знайка, как один из участников и, возможно, организатор — ещё тогда, когда катастрофа не приняла почти необратимый масштаб, был насильно выдворен захватившей власть кликой капиталистов. С чётким прицелом вернуться. Для чего, изначально, использовал тайно внедрённых агентов — Пончика и Незнайку (неосознанно превращён в «спящего», вероятнее всего — искусственно выведен Знайкой). Нечто подобное он (Знайка) уже проворачивал (см. события в Цветочном городе, три «осла» и «волшебная» палочка).

Фаза 1 — обработка местных к прибытию «космических скитальцев»;

Фаза 2 — непосредственная экспедиция.

У буржуев же, к этому моменту давно пустивших на Луне корни трясутся коленки и полицаям приказано стрелять на поражение. Однако, это нивелируется превосходством Землян в технологиях. Отдельно о самом Пончике — он догадывался о планах «Знайки», из-за чего его турнули из экспедиции под совершенно смехотворным в данном случае предлогом: тяжёленький и, якобы, плохо переносил невесомость. Напоминаю, что в качестве основного движителя в корабле используется антиграв. Ракетные двигатели нужны исключительно для придания дополнительного импульса при старте и обеспечении мягкой посадки, что и было показано в мультфильме. Невесомость же он перенёс вполне нормально. Опять же — ракету запустил именно он. И на Луне прижился сразу, следовательно — был осведомлён.

  • Эту причину отстранения предположил Пончик, а вообще их отстранили от полёта из-за головотяпства. Потеря обуви скафандра на лунной поверхности это подтверждает. И если бы не соль, внезапным монополистом производства которой оказался Пончик, ждала бы его судьба Незнайки.

За время отсутствия Знайки были кардинально улучшены для соответствия задаче прижиться в условиях Луны вышеуказанные гигантские растения. И восстановлена информация по созданию ракеты. Знайка просчитал вероятный лунный продовольственный кризис, приведший к созданию синтетических суррогатов («пластиковые конфеты, поролоновые пряники, даже — хлорвиниловая пастила. Всё полетит на помойку!»), на котором держащие власть капиталисты хорошенько нагрели карман. Достоверно известно лишь об одном ЖИВОМ фрукте — той самой груше господина Клопса. Поэтому-то и были отправлены экспедиции с семенами гигантских растений.

Как итог: «лунатикам» помогают строить нормальное общество, а земляне получают возможность лутания утраченных технологий.

Вообще, ничего не напоминает эта схема? Генетически спроектированная личность сваливается на населённое людьми космическое тело, встраивается в местное общество, а потом прилетают звездолёты и приносят аборигенам свет цивилизации и конец независимости.

Так что, «Знайка» — это лишь кличка для «своих». В других источниках ОН известен как…

Император Человечества.

  • …Придуманный много позже.

В этом сеттинге возможна любая НД[править]

  • В отличие от сеттингов «Гарри Поттера» или «Волшебника изумрудного города», в этом сеттинге возможна любая НД без требования обоснования. Почему? Цитата из первой книги: «Некоторые читатели сразу скажут, что всё это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни — это одно, а в сказочном городе — совсем другое. В сказочном городе всё бывает». Этими словами сам автор даёт полную волю всем НД своих читателей. Всё бывает — и жук свистит, и бык летает, и все штаны Арагорна (а то и стринги) имеют право на существование. Заодно это обоснуй всем ляпам автора, если не считать того, что ляпов у автора, к его чести, практически не обнаружено.
    • Самый главный ляп «Незнайки на Луне» — ракета по схеме Знайки (антиграв плюс маршевый двигатель малой тяги) неспособна взлететь настолько быстро, чтобы её угон Незнайкой и Пончиком не успели заметить и пресечь разбуженные работой двигателя и вспышкой обитатели Звёздного городка. Ибо если силу тяжести мы отменяем, то масса ракеты никуда не улетучилась, и эти несколько сотен тонн нужно чем-то разгонять. Польза от «прибора невесомости» только в том, что он позволяет ракете подниматься с любой скоростью, наплевав на законы движения небесных тел по круговым орбитам. Но и Луна при таком раскладе ракету не притягивает — поэтому выйти на орбиту будет весьма… кхм. Проблематично. Приборчик после отрыва от Земли, по науке, нужно выключить, чтобы лечь на курс к Луне на 2-ой космической. При этом возникнет такая перегрузка, что при манёвре весь экипаж размажет по переборкам.
      • Так ведь при работе двигателя малой тяги особого шума и вспышки не будет, будить нечему. А после выключения прибора невесомости ракета начнет двигаться в гравитационном поле других тел, как и все, что в ней находится, так что невесомость при этом никуда не денется. Так что тут все чисто, проблема зарыта в другом: включение "прибора невесомости", с ракетой или без оной, должно приводить к тому, что в зоне его действия все будет продолжать двигаться равномерно и прямолинейно. В отличие от Земли, которая движется вокруг Солнца отнюдь не по прямой. В итоге за час первого случая действия прибора разница составит примерно 40 км, что с практической точки зрения означает вылет домика коротышек в верхние слои атмосферы Земли (с печальными последствиями для его обитателей).
        • Мало какие архитектурные сооружения держатся только на собственной тяжести - так, что их части не прикреплены друг к другу (и - фундаментом - к земле). А если домик прикреплен, то никуда не улетит.
      • Ракета на верёвочке, путешествие вокруг ядра Луны из-за отдачи от выстрела из ружья… не слишком ли много важнейшей роли в сюжете у этого «ляпа»? Нет, ну можно конечно предположить, что «автор не знал разницы между весом и массой», но правдоподобней кажется предположение, что он не хотел пудрить этим мозги читателей. Вспомним, все описания техники и научных явлений в книгах цикла упрощённые, почти детсадовские, и как в этот стиль вписалось бы занудство насчёт «веса» и «массы»? Если же считать, что прибор невесомости уничтожал не только вес, но и массу объектов, проблемы снимаются.

Примечания[править]

  1. В мультфильме в песенке Гризля есть упоминание: «Позабыв отца и мать, будешь травку щипать».
  2. А в книгах упоминается, что Авоська и Небоська - братья и что коротышкам знакомы такие понятия, как фамилия, имя и отчество.