Нейрошунт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я спросил у хакера Петрова:
«Ты зачем воткнул в затылок провод?»
Ничего Петров не отвечал —
Видно, обновления качал.
»
— С Баша

Нейрошунт — имплантат в области черепа или спинного мозга, обеспечивающий подключение компьютерных устройств напрямую к нервной системе человека. Достаточно распространен в высокотехнологичных фантастических мирах, в реальности также считается неизбежной технологией будущего, наравне с экзоскелетом (который через него и подключается).

Внимание! Не экспериментируйте с выдергиванием шнура при подключенном устройстве!

Немного об устройстве[править]

Так как в нашей повседневной действительности нейрошунты всё ещё не являются чем-то привычным на бытовом уровне, авторы всё никак не могут сойтись на том, какой вариант исполнения лучше.

Конструкции[править]

  1. Периферические. Подключаются, как не сложно догадаться из названия, к периферической нервной системе. Ввиду того, что периферическая нервная система включает в том числе и нервы органов восприятия, теоретически ничего не мешает им обладать обратной связью, но это в теории, а на практике пока что чаще получается без неё — да, подобные интерфейсы уже существуют и используются для продвинутых протезов.
    1. Вживлённые датчики-сканеры — по существу электроды системы для электрографии, которые имплантировали под кожу, а наружу вывели контакты, чтобы не клеить электроды на тело каждый раз.
    2. Биомеханезированные нервные узлы — уже существенно более сложный имплант, сращиваемый непосредственно с нервным окончанием. Позволяет получать сигналы точно от того самого нерва, который выбран, а также теоретически может обеспечивать какую-никакую обратную связь, хотя при этом есть риск повредить нервное окончание, если сигнал не откалиброван и не ограничен безопасными пределами.
    3. Использование неиспользуемых нервных окончаний — позволяет сделать имплант гораздо более массивным и разместить его гораздо рациональнее, но самое существенное тут не это, а то, что так нейрошунт не пересекается с конечностями и органами ощущений, позволяя пользоваться им без риска непроизвольных движений. При этом уровень сложности всё ещё удерживается где-то около остальных периферических имплантов, но потенциальный эффект уже приближается к спинальным.
  2. Спинальные. Природа потрудилась за нас и уже создала отличную «шину» для подключения устройств — спинной мозг, собирающий сигналы с большей части периферической нервной системы и передающий сигналы для управления конечностями. В идее подключать новые устройства именно к нему как минимум может прослеживаться логика, стоящая на идее подражания уже имеющейся архитектуре нервной системы.
    1. Подключение к выходам — фактически то же подключение к неиспользуемым окончаниям, но если выше предлагалось искать удобные выходы этих нервов по телу, то тут подключение идёт туда, где они выходят из позвоночника. Эффект приблизительно тот же, но компоновка иная.
    2. Подключение к самому спинному мозгу — уже несколько более радикальное решение, в рамках которого имплант не использует готовое нервное окончание, а сам притворяется нервным окончанием и так включается в спинной мозг.
    3. Искусственный сегмент-сопроцессор — ещё более радикальное решение, в рамках которого имплант подключается к спинному мозгу не как внешнее нервное окончание, а как ещё один сегмент спинного мозга, что на самом деле не лишено логики, потому как спинной мозг у человека занимает не весь позвоночник, а значит в каким-то смысле место под него нам природа уже заготовила.
  3. Краниальные. Тем или иным образом подключаются прямо к головному мозгу. Гипотетически открывают огромный простор для самых удивительных функций, но при этом требующаяся для того теория на текущий момент всё ещё пребывает в зачаточном состоянии.
    1. Имплантируемый транскраниальный энцифалограф — фактически просто набор вживлённых датчиков-сканеров, как в самом простом варианте периферического исполнения, но при этом они вживляются в череп и непрерывно сканируют активность мозга. Для того, чтобы эту активность как-то интерпретировать и вычленять из неё какие-то команды, потребуется как минимум отдельный сопроцессор, который тоже может быть имплантируемым.
    2. Моторно-зрительный имплант — использует прямое подключение к височным долям для получения моторных команд и прямое подключение к затылочным долям для передачи слуховых и зрительных образов. Фактически один из самых популярных в фантастике вариантов нейрошунта, однако при этом варианты глубокой проработки могут существенно разниться (а могут и отсутствовать).
    3. Лимбический имплант — фактически отдельный сопроцессор, подключаемый к самым глубинным структурам мозга, таким как гиппокамп, гипоталамус и миндалевидное тело. Отвечает не только за номинальную доставку информации, но и за её перекодирование на «язык мозга» носителя, уникальный для каждого человека (из-за уникальности раннего детского опыта, определяющего этот язык, или даже в некоторым смысле им и являющегося), а также расшифровку переданных на этом языке указаний. Гипотетически позволяет получать информацию не в виде визуальных и слуховых образов, а сразу в виде готовых воспоминаний, а также подключать дополнительные электронные устройства расширения, способные функционировать в качестве дополнительных полушарий, за счёт чего личность носителя в том числе может оказываться способна самостоятельно оцифровываться только посредством одного импланта и даже покидать оригинальное тело или синхронизироваться с другими носителями такого же импланта и «обмениваться мыслями» в прямом смысле, перебрасываясь ими, как сообщениями. Как не сложно заметить, далеко не самый «твёрдый» вариант предмета статьи.
  4. Экзотические. Иногда фантастам мало просто указать, что нейрошунты в сеттинге существуют, но и описывать простой разъём им тоже не хочется — тогда в ход идут ухищрения разной степени оригинальности и нетривиальности.
    1. Охватывающая имплантация — нейрошунт представляет из себя не отдельный имплант, а огромную сеть, растянувшуюся по всему телу и считывающую практически все нервные сигналы.
    2. Наноаугментация — вместо конкретного устройства вводится множество мелких единообразных устройств, которые уже сами разберутся, где там к чему подключаться, а так как друг с другом они связываются, функции передачи информации наружу и приёма её извне оказываются просто автоматическим приятным (или не очень) дополнением.
    3. Биомодификация — нейрошунт не имплантируется, а отрастает сам в качестве отдельного органа.

Функции[править]

  • Использование человеческого мозга как носителя информации, либо жесткий диск или его аналог устанавливают в черепную полость хирургическим путем.
  • В продвинутой версии технологии информация может быть использована человеком-носителем. Курс вождения вертолета за несколько секунд? Да запросто!
  • Подключение к виртуальной реальности.
  • Управление подключенной техникой силой мысли.
  • В случае киборгизации тела наличие разъема критично. Тот же экзоскелет — именно что скелет (особенно для парализованных), и должен работать естественно, без напряга мыслей. Если причина киборгизации — утеря конечности, то шунт может находиться на культе, для подключения только искусственной руки или ноги.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Геном» Лукьяненко — нейрошунты в XXII в. уже переходят в разряд устаревших технологий, уступая место беспроводным интерфейсам, но в относительно отсталых мирах космического фронтира всё ещё в ходу даже у спецов старых и/или дешевых модификаций. Также является единственным способом коннекта профессионалов-натуралов к современной технике местного сеттинга.
    • Его же «Танцы на снегу» — Шунты играют важную роль в сюжете — именно через них в мозги любителям сериалов с Инея закачивали психотропную программу
  • Сэмюэл Дилэни, «Нова». Вживление нейрошунта помогает наёмным рабочим управлять техникой, в частности космическими кораблями, подключаясь через разъёмы на запястьях.
  • Сага о Форкосиганах — имплантаты у пилотов скачковых космических кораблей. Если имплантат вырвать, человек умрёт. Ботари так убил одного — а хотел только припугнуть…
  • «Хроники странного королевства» — с компьютерами мира Альфа можно работать через перчатку и шлем витруальной реальности, но большинство профессионалов вживляют себе «сокеты» — с ними проще и удобнее. А в мире Дельта такой сокет внезапно делает Жака способным к магии.
  • «История Галактики» — используются для прямого подключения к сервомашинам, космическим истребитялям и другим устройствам. Для остального используются беспроводные имплантаты, у которых пропускная способность послабее нейрошунта (например, включить свет в квартире мысленным приказом). Есть даже биологическая версия беспроводного передатчика, работающая в инфракрасном диапазоне.
  • Сергей Тармашев, цикл «Древний» — повсеместно распространенная технология среди Содружества в далеком будущем. И как назло, никто не предвидел, что в будущей войне средства РЭБ врага будут буквально выжигать мозги носителей этой технологии.
  • Брюс Бетке, «Интерфейсом об тейбл» — здешний нейрошунт выглядит как тридцатисантиметровый пупырчатый розовый огурец, называется «проктопрод» и вставляется именно туда, куда вы сейчас заподозрили. Иронический киберпанк — он такой.
  • Джон Скальци, «Война старика» — незабвенный МозгоДруг (BrainPal), который персонажи как только ни обзывают. Чудовищно сложен в установке, а потому обычно присутствует только в искусственно выращенных телах. Позже появляется способ собрать аналог в уже выросшем теле посредством наномашин. Помимо этого также используют внедряемые наномашинами множественные электроды для полного сканирования мозга в тех случаях, когда нужно только перенести личность из старого тела в новое — при этом в сам момент переноса оба мозга оказываются полностью синхронизированы, а личность «растягивается» на два носителя.

Кино[править]

  • «Матрица». Порты на теле присутствуют — на минуточку — ТОЛЬКО у «освобожденных» ! Получается, что Морфея и Тринити тоже кто-то ведь да пробудил (извлек из капсулы), а Линк и его братец Дозер… выходит, неспособны физически входить в Матрицу (так как родились в Сионе) и вынуждены потому работать операторами?
    • С Тринити это и так было ясно как только Нео узнал её хакерское имя. Она ответила, что это было в «прошлой жизни», явно намекая на жизнь до её освобождения.
  • «Элизиум». Позволяет Максу быть ходячей флешкой, также без него экзоскелет станет грудой металла.
  • «Нирвана»
  • «Джонни-мнемоник»
  • «Киберджек»
  • eXistenZ — необычный вариант: тут биопанк в котором через шунт подключается живая игровая приставка

Аниме и манга[править]

  • Ghost in the Shell — у каждого цивилизованного человека, даже у тех, которые во всём остальном не киборги.
    • В фильмах во избежании взлома мозга прямо запрещены для командующего «девятого отдела» и некоторых иных высших чинов. А вот в сериале-приквеле об этом забыли.
  • Fullmetal Alchemist — заменяющая утерянные конечности «автоброня» напрямую подключается у нервной системе, хотя обратной связью и не обладает. Подключение запредельно болезненно.
  • No Guns Life — «под-мозг» («sub-brain»), основа технологии «расширений», отличающая её от обычной бионики, подключается к мозгу и выступает сопроцессором, управляющим другими имплантами. На момент начала повествования кажется скорее спинальным сегментом-сопроцессором, но ближе к развязке оказывается скорее сопроцессором лимбическим, просто размещаемым снаружи черепа. Как в какой-то момент выясняет Виктор, под-мозг фактически сопоставим с искусственным дополнительным полушарием, а двух таких, установленных в параллель, внезапно оказывается достаточно, чтобы временно «подменить» носителя, если тот вдруг потеряет сознание. При этом для случаев, когда надо подключить очень много устройств, существует ещё и искусственный спинной мозг, позволяющий расширить функционал ещё сильнее.

Видеоигры[править]

  • У Баррета Уоллеса из Final Fantasy VII на культе гнездо, совместимое с гнёздами различных видов тяжелого оружия с электроспуском. Поэтому он себе прилаживает вместо руки пулемёты и ракетные установки.
  • Deus Ex: Human Revolution — специальные чипы по всей нервной системе, через которые подключаются остальные импланты.
  • Call of Duty: Black Ops 3 — ПНИ (Прямой НейроИнтерфейс), играющий немалую роль в сюжете.
  • The Surge — Уоррен отключился как раз когда сверлили дырку на затылке под разъем, без анестезии.но
  • Cyberpunk 2077 — используется Ви для добычи денег и фрагментов программ из точек доступа, а также для подключения к технике в катсценах. В ранних анонсах обещалась возможность использовать нейрошунт и в бою для взлома врагов, однако в релизной версии механика использования деймонов иная.
  • RimWorld – как-то похоже работают импланты механиторов. Шутка ли они позволяют управлять собсвенной армией роботов.
  • Shadowrun Returns и сиквелы — датаджек, обязательный имплант для риггеров, декеров и любителей «умного» оружия.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — чёрный панцирь космодесанта выступает как раз отличным примером экзотического охватывающего периферического импланта с подвохом: имплантируется под кожу, причём по всей поверхности тела, но этим не ограничивается, потому как затем прорастает вглубь и закрепляется там, за счёт чего обеспечивает исключительную глубину интеграции носителя с любой подключаемой техникой. При этом другие варианты нейрошунтов в сеттинге тоже присутствуют.
  • Shadowrun — имеются в ассортименте. Уже указанный в разделе выше датаджеки отвечают за подключение ко внешним устройствам, при том существуют в массе исполнений — например оптические и беспроводные. Помимо этого сущетвует отдельный прямой нейроинтерфейс для управления другими имплантами, а также чипджек — разъём для подключения носителей информации. Фактически система повторяет устройство обычного компьютера, где DNI (Direct Neural Interface) сравним с шиной PCI-e, датаджек выступает сетевой картой с аналогичным спектром способов передачи информации, а чипджек по существу выступает аналогом дисковода (предположительно на чём-то вроде шины SATA).