Необоснованный апокалипсис

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Случай, когда по воле автора послезавтра или через недельку после нашей эры наступает «конец человечества», только вот автор решил соригинальничать и вместо ядерной войны, падения метеорита или эпидемии решил придумать что-нибудь пооригинальней. Однако автор поленился с обоснуем, либо вообще не знает матчасти и сочинил стремительный домкрат. Получился апокалипсис либо совсем без основания, либо со смехотворным обоснованием.

Впрочем, безосновательный конец света может быть в качестве условной притчи: мол, главное — само то, что наступает конец света, и всё с этим связанное, а не объяснение этого. Но может быть и так, что автор просто зацепился за какое-то явление и подумал, что конец света, связанный с ним — это круто, но не вдумался в природу этого явления.

Необоснованный апокалипсис — частая жанровая условность постапокалипсиса. Авторов обычно увлекает яркая картина гибнущего человечества, приключения в пустошах и сопряженные философские вопросы. Как, собственно, люди дошли до жизни такой, объясняется вскользь.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Концепция зомби-апокалипсиса и сама по себе достаточно безосновательна. (Если только не привлекать всякие там религиозные/фэнтезийные обоснуи насчёт Врага Рода Человеческого.) Даром что выросла из вируса типа бешенства — но, извините, в реальной жизни «зомби», как бы ни был вирус коварен, всё равно легко лягут под огнём да хоть из травмата, никого не успев дальше укусить. А если кусать не обязательно — это уже не зомби-апокалипсис, а тупо пандемия.
    • А почему авторы не переносят действие зомби-апокалиптики в дикие африканские страны или в средневековье, а то и дальше. Так ведь оно будет уместнее. Так сюжет не сделаешь, или он и здесь необоснован.
      • Переносят: «Гордость и предубеждение и зомби» (Англия начала XIX века), комикс «Остров Ронинов» (Япония XIX века), сериал «Королевство» (Корея XVI века).
        • В средневековье и дальше уже вступает в игру относительно низкая концентрация людей в странах (и то что слаженный строй с щитами всё ещё бьёт безоружных, а облачены они будут в куда более пригодные против зубов средства защиты). Ну и различные средства защиты вокруг городов.
    • Кроме того, совершенно неясны причины, по которым зомби во многих произведениях существуют достаточно длительное время. Наступление ближайшей зимы должно надежно угробить их на территориях с климатом холоднее Лос-Анджелеса. Если зомби биологически живые, то они умрут от переохлаждения за ночь. Если зомби биологически мертвы, они заледенеют и развалятся на части при заморозках. В жарких же краях их должны косить тепловой удар, обезвоживание или, в случае мёртвых зомби, благоприятные условия для гниения.
    • Чтобы ходить, «живым» зомби нужны работающие мышцы. Мышцам нужен кислород как минимум. Значит, должны работать сердце, легкие и кровеносная система, которые будут не менее уязвимы, чем у простого человека. В худшем случае это будет автоматная очередь в грудь — не смерть на месте, а смерть через пять минут корчей, но никак не неуязвимость. Точно так же будут эффективны простейшие нажимные мины типа ПМН (Противопехотная мина нажимная, ака «Принесите мне ноги») — если зомби не убьёт на месте, убьёт кровопотеря из оторванной ноги, или, в крайнем случае, на культяпках он особо не побегает. Ну а если зомбификатор перестраивает организм так, что кислород ему не нужен… Тогда это просто магия, и ничто не мешает еще и трансмутировать костный кальций в титановый сплав.
      • Кроме остающихся на месте энергетических требований. На то, чтобы двигаться, холоднокровному существу надо фиг да маленько энергии, на всякие мелкие переделки вроде мгновенно свёртывающейся крови — тоже. А вот на подобные трансмутации…
    • Почему зомби непременно кушают мозги человеков? Причем обязательно живых? Объясняется это «инстинктом», мол «хотят кушать, вот и едят людей». Но вот почему люди их единственный гастрономический интерес? Почему толпы зомби гоняются за группой последних выживших, вместо того, чтобы громить продуктовые магазины и супермаркеты, где много-много привычной им по своей прошлой жизни еды?
    • Наконец, в зомби-апокалипсисах обычно не объясняется, почему зомби банально не перебьют друг дружку. Либо не умрут от голода. Например, модный гриб кордицепс в реальности быстро убивает своего носителя, а вовсе не превращает его в активную машину убийства а-ля The Last of Us. Из аверсий навскидку — Crossed, где местные «зомби» вполне себе друг друга убивают и мрут с голоду, и Cataclysm: Dark Days Ahead, в котором зомби — часть иномерного организма (и вообще по факту монстр-жижица с оболочкой в виде трупа), поэтому друг друга бить им незачем, а энергия идёт из других измерений.[1]
      • Обоснуй: вирус/гриб/глист и т.д. заставляет зомби атаковать только тех, кто позволят вирусу/грибу/... распространиться дальше. Некоторые паразиты действительно меняют поведение хозяина. (Малярийный комар, зараженный малярийным плазмодием, перестает питаться, пока плазмодий не созреет. Зараженная плоским червем улитка выползает на видное место и попадается птице и т.д.)
    • А вот автора правки давненько мучает вопрос, откуда после зомби-апокалипсиса вообще такая толпа зомби и такое соотношение живых/зомби как 10/90? Зомби ведь нападают на людей с целью сожрать, верно? И во всех фильмах пойманного бедолагу группа из нескольких зомби именно ест - потрошит заживо, жует вытащенные кишки, шляется потом по темным углам, догладывая оторванные руки. Так откуда же взяться все новым и новым зомби? Ладно, в начале эпидемии это вполне возможно — родственник/друг/сосед/случайный встречный где то заразился, напал на меня, я отбился и смог сбежать, но гад успел меня укусить и я через некоторое время тоже стану зомби. Но когда зомби уже много, они бродят компаниями по несколько штук от них уже ну никак-никак не уйти — непременно сожрут? По-моему после какого то момента число зомби должно перестать увеличиваться, нет? И состав населения после зомби-апокалипсиса должен выглядеть так: чуть-чуть выживших/некоторое число зомби (ну в 3-4 раза больше чем живых)и ...всё, остальных сожрали. Особенно весело, когда какой-нибудь бедолага из группы выживших попался куче зомби и они его драматически растерзали на глазах у товарищей , а потом является к ним уже в виде зомби — относительно целый и даже вполне узнаваемый.
      • Момент «догладывая на ходу руки» ― в произведениях далеко не всегда встречается. Обычно зомби охотятся исключительно на живых. Как только жертва умирает от укусов и шока, «живые мертвецы» сразу теряют к ней интерес, и покусанный умерший вскоре присоединяется к толпе.
    • А разгадка проста: зомби — воплощение страха перед толпой.
    • Еще один гвоздь в крышку гроба самой идеи: человеческие зубы — очень слабое оружие. Попробуйте прокусить обычную осеннюю куртку, а под ней еще свитер. Даже толпа зомби не справится быстро с человеком в шубе. По какой-то причине, герои зомби-апокалипсиса не догадываются просто одеть на себя побольше слоев одежды. А военные — в бронежелетах, а помимо того в комбезах из прочной ткани, а в некоторых новых экипировках — вообще в противоосколочных комбезах из арамида — должны быть почти не уязвимы и безнаказанно косить огнем толпы зомбы. Лучше, конечно, из танка.
      • А в мире, где зомби-апокалипсис случился давно, но цивилизация не полностью уничтожена (армия и наука есть), давно бы разработали противо-укусный костюм. Серьезно, не так сложно полностью защитить человека от безоружных и безмозглых кусак.
  • Кстати, и пандемия в современных условиях не очень тянет на что-то апокалиптическое, ибо не приводила к подобным последствиям даже тогда, когда попытки лечения сводились, по большему счёту, к спорам, какому святому молиться за исцеление[2] — Чёрная Смерть выкосила почти половину Европы, но европейская цивилизация не рухнула, даже наоборот — почти сразу после неё начался Ренессанс. Приходится приписывать вирусу кучу самых страшных свойств от совсем разных заболеваний, без всякого обоснования и понимания того, что вирус — это не оружие,[3] а просто доклеточная форма жизни, включать ему абсолютную стойкость к любым попыткам лечения, передаваемость всеми возможными способами, способность к мутациям в считанные часы, а системе здравоохранения включать режим идиота и многое другое. Очень комильфо наяривать на возросшую мобильность населения, благодаря которой вирус с легкостью разносится по всей планете, но не модно на возможность оперативно локализовывать вспышки заболеваний. Как вы даже могли видеть на примере пандемии COVID-19, при которой даже локализация вспышек была часто сделана через… кхм, одно место, происходящее при ней тянуло на что угодно, но не на апокалипсис.
    • Пандемия не тянет на причину апокалипсиса просто потому, что для того, чтобы население катастрофически упало, должно несколько лет ежедневно дохнуть по несколько миллионов без воспроизводства (как, к примеру, верно подметили в Кодексе Масс Эффекта, на Земле после нападения Жнецов ежедневно гибло два миллиона, что означает, что на зачистку планеты уйдет больше десяти лет[4]). Такого не случалось даже в средневековье от чумы, извините. Если появится что-то действительно настолько убойное, введут старый добрый жёсткий карантин с отстрелом пытающихся прорваться.
      • Другое дело, что для конкретной страны подобное вымирание вполне может быть локальным апокалипсисом. Всю планету, может, и потребуется десять лет по два миллиона в день, но вот Россию выкосить при такой скорости — три месяца, США — полгода, Европу — чуть больше года.
    • Да, да, КОВИД. Но, наверное, если бы он обладал свойствами типичного вируса из чего-то апокалиптического, думается, решительности было бы больше.
  • Третья Мировая война, начинающаяся со случайного инцидента, пусть даже военного характера.
    • Только в тех случаях, если это действительно произошло просто так, и не было накапливающегося напряжения, для которого инцидент послужил лишь удобным поводом сдетонировать.
      • Речь не об этом, а когда таких уж критических разногласий нет, но так случайно вышло, что кто-то кому-то дал по роже, и все принципиально занимают линию «слово за слово, хреном по столу» и доводят ситуацию до массированного ракетно-ядерного удара безо всяких попыток решить конфликт. Бонус за то, что это преподносится, как нечто само собой разумеющееся. Очень любят такие истории в Британии.

Литература[править]

  • Артур Конан Дойл, «Отравленный пояс» — с очень прикрученным фитильком, поскольку полноценного апокалипсиса не случилось, отравившиеся всего лишь уснули и, в большинстве своём, затем проснулись (хотя были жертвы и пожаров, и катастроф, и морякам явно не повезло), однако идея «Земля пролетает через полосу отравленного эфира» критики не выдерживала даже во время написания.
  • Леонид Кудрявцев, цикл «Дорога миров» — изображено по меньшей мере два варианта подобного апокалипсиса. В одном рассказе из-за некоего научного эксперимента перестают работать привычным образом причинные законы, мир становится зыбким и сюрреалистичным, люди превращаются в гротескных существ. В другом рассказе природа отвечает человечеству на порчу экологии тем, что запускает во всех людях «инстинкт лемминга» и приводит к массовому самоубийству.
  • Александр Бушков, роман «Анастасия» — используется почти тот же сценарий, что и в первом из описанных абзацем выше рассказов, причём сходство прямо подсвечивается: «Найти бы сейчас какой-нибудь там рубильник, дёрнуть — и прощай этот чёртов параллельный балаган. В книгах всегда был какой-нибудь рубильник». Кто не знает, пресловутый «рубильник», способный вернуть реальность в «правильное» положение, был сюжетообразующим элементом в упомянутом рассказе Кудрявцева. И как только его "дернули" - включился инстинкт леммингов.
  • Кормак, МакКарти роман «Дорога» (и фильм по нему) — педаль в пол: вообще никак не объясняется, почему старушка-Земля вдруг превратилась в громадное пепелище. Солнечная вспышка, атомная война, взрыв супервулкана — ни одна из версий не подходит полностью, апокалипсис просто даётся читателям, как некая данность; книга намекает, что это настоящий Гнев Божий. Автор также не знает матчасти — через много лет после фактического уничтожения биосферы люди по-прежнему не задохнулись от нехватки кислорода и не умерли от голода, питаясь консервами (которые почему-то никак не закончатся и не испортятся) и друг другом (в то время как людоедство может обеспечить лишь очень кратковременное выживание — люди слишком медленно размножаются и растут, чтобы играть роль мясного скота; впрочем, выживание человечеству в этом произведении явно не светит)[5].
  • Брайан Олдисс, «Долгие сумерки Земли» aka «Теплица» — Луна почему-то потяжелела, затормозив Землю и впоследствии улетев от неё, вследствие чего растения почему-то заняли экониши животных. В тексте подсвечено — никто из ныне живущих не знает, что же тогда произошло.
  • Александр Панчин, «Апофения» — апокалипсис от… астрологов и гомеопатов!
    • Собственно, самым нереалистичным моментом здесь является то, что лженаука захватила умы людей по всей планете одновременно и равномерно. Таким образом, на снижение обороноспособности одной державы последовал симметричный ответ. В то время как в реальной жизни страна, которая попробует претворить в жизнь описанное в книге, скорее всего, немедленно проиграет конкурентную гонку с другими странами, будь то в форме военного поражения или массовой эмиграции.
  • Артур Кларк, «Конец детства». Все дети на Земле внезапно «переходят на новую ступень эволюции» и исчезают. Все взрослые этим так расстроены, что больше детей не заводят и кончают жизнь самоубийствами.
    • Не совсем так. Все дети, рождённые после определённого момента, включались в глобальную сеть прямо с младенчества, и уже «не принадлежали» своим родителям, так что рожать дальше было бессмысленно, хотя отдельные попытки, надо думать, не прекращались, пока предыдущее поколение не вышло из репродуктивного возраста. А с собой покончила не такая уж большая часть взрослого населения — большинство благополучно прожило свой век и умерло от старости. Концовка-то через сотню лет после начала происходит.
      • Да нет, в тексте прямо сказано, что детей именно перестали рожать по неустановленным «психологическим» причинам. «Включать в сеть» больше было некого.
  • Олаф Стэплдон, «Последние и первые люди» — последнее, Восемнадцатое, человечество гибнет, когда взрывается Солнце из-за НЕХ под названием «Цепная реакция взрыва сверхновых». Простите, что? Ну ладно, книга писалась в тридцатых годах, тогда и Нептун считали имеющим твердую поверхность. Но почему бы просто не запилить корабль-ковчег и полететь на нем куда-нибудь? Камон, ребята, у вас Земля погибла черт знает когда, но ваши предки заселили Венеру, Марс и Нептун. Вы живете десятки тысяч лет, вы покорили пространство и время. В чем проблема? «Семена жизни» вы по космосу рассеяли же. Почему бы не полететь самим?
    • Ватсонианский обоснуй: в связанном с «ППЛ» романе «Создатель звезд» описывается, что у звезд есть разум, и они считали планеты постыдной болезнью (что в итоге переросло в войну звезд и планет). Так что можно предположить, что Солнце и соседние звезды целенаправленно уничтожали людей, и стройка ковчега бы не помогла. Напрямую в тексте об этом не написано, но допустим, Восемнадцатые люди это как-то поняли.
      • Насчёт ковчегов в тексте приводится обоснуй — от длительных межзвёздных перелётов Восемнадцатые сходили с ума. Но тоже дырявая идея — не совсем понятно, распространяется ли это на всех разумных, или только свойство конкретно их вида. Если второе — кто мешал вывести каких-нибудь генетически оптимизированных под межзвёздные перелёты Девятнадцатых Людей? А если общее — то почему в том же «Создателе звёзд» космические путешествия происходят у разных культур сплошь и рядом?
    • Дойлистский обоснуй: Стэплдону надоело, он и так расписал историю на два миллиарда лет и описал 18 рас «людей» и втрое больше культур.
  • Евгений Прошкин, дилогия «Слой» и «Слой ноль» — необоснованность апокалипсиса является сюжетообразующим элементом.
  • Роберт Хайнлайн, «Год резонанса» aka «Год окончания игры» — автор не то чтобы не придумал обоснования… Только с точки зрения персонажей-обывателей происходящее не становится менее безумным и необоснованным. А в финале взрывается вертолёт Солнце.
  • Владимир Маканин, повесть «Лаз» — одна из повестей про приключения Ключарёва, интеллигентного семейного дяденьки, по профессии — не то инженера, не то писателя. На сей раз он с семьёй выживает в довольно жутких условиях, когда улицы захлестнула волна преступности, работы нет, кончается еда, не работает телефон, почти не ходит транспорт и т. д. При этом постепенно «наступает тьма», которую ночами на улицах боится даже уличная шпана, а «даже освещённые шторы по ночам тёмные». Разумеется, причины всех этих катаклизмов в книге не раскрываются.
    • Судя по разбросанным в тексте повести намёкам и библейским цитатам, а ещё по тому дяденьке, в конце повести («добрый человек из тумана»), похожего не то на ангела не то на самого Иисуса Христа, в мире, где живёт Ключарёв, скоро свершится Страшный Суд. Да-да, тот самый.
    • А уж если вспомнить год написания повести, 1991, год распада Советского Союза, то повесть — своего рода предчувствие того липкого ужаса 90-х годов, который захлестнёт улицы городов постсоветского пространства, когда людям станет казаться, что всё кончено и всё летит к чертям.
      • Тут и предчувствий было не надо, к 1991-му всё уже катилось к такой-то бабушке на полной скорости.
  • Отдельно примечательный вариант — «два (и более) Апокалипсиса по цене одного». В «Пути в Обитель Бога» Соколова так вообще из совмещений пространств лезут злобные пришельцы, некие высшие силы отключают технику сложнее автомата калашникова, а весь доапокалипсный металл по непонятной причине начинает испускать вокруг себя Смертоносные Молнии.
  • С очень сильно прикрученным фитильком (апокалипсис всё-таки не наступил, хотя жизнь на планете заметно изменилась) в цикле «Седьмой авианосец» Питера Альбано. Выведенные китайцами на орбиту спутники противоракетной обороны сбрендили и начали стрелять лазерами не во взлетающие ядерные ракеты, а в любые реактивные двигатели вообще (в первую очередь, понятное дело, авиационные, но упоминались даже сбитые выстрелы РПГ и ПЗРК). И заодно полностью пропала возможность их хоть как-то контролировать с земли (хотя возможно, Китай что-то недоговаривает). Понятно, что автору нужно было возродить романтику поршневых самолётов в современном мире, но само допущение не выдерживает никакой критики.
  • Дэйв Уоллис, «Молодой мир». В романе нет объяснения росту самоубийств среди взрослых, только «они устали».
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — внутримировой пример. Волдеморт угрожает Гарри возможным апокалипсисом, если тот попробует трансфигурировать антиматерию, чтобы вызвать взрыв. Гарри, само собой, такую возможность отрицает: гибель в случае подобной трансфигурации грозит ему самому и окружающим его злодеям, но никак не планете. Ибо он знает, какой примерно силы взрыв произойдёт от трансфигурации кубического миллиметра антиматерии, и на что-то, опасное не только для Волдеморта с Пожирателями, такого количества явно не хватит.
    • Трансфигурировать странглет Гарри, скорее всего, не сможет, но не дай Мерлин, получится… Определённо придёт кирдык Солнечной системе по облако Оорта включительно, а скорее всего, со временем кончится и вся старая добрая галактика Млечный Путь.
    • А вот что будет, если попытаться трансфигурировать кубический миллиметр непарных кварков, Гарри и сам предпочитает даже не задумываться. Потому как ну его нафиг, играть с основными космологическими константами.
  • Александр Лазаревич, «Червь» — к 2019 г. власть по всей планете взяли агрессивные «зеленые», боровшиеся с излишним потреблением энергии и ресурсов (а на территории Союза еще и нашившие на несогласных красные звездочки и травили их амнезином). В итоге сперва власть взяли неолуддиты, окончательно догромившие промышленность, а затем афазиты, решившие лишить все человечество языка и разума как последнего препятствия для гармонии с природой.
  • Михаил Веллер, «Б. Вавилонская» — целая куча сценариев апокалипсиса отдельно для Москвы: от непрестанного повышения\понижения температуры до запредельных значений до потопа, эпидемии и накрытия города женским срамным местом. Все они ровным счетом никак не объясняются.

Кино[править]

  • Sunshine — солнце стало без причины быстро угасать. Что вообще противоречит матчасти (подсуропили достаточно развитые инопланетяне, повадившиеся таскать из звезд энергию быстрее, чем они её вырабатывают?)[6]
  • Interstellar — само собой стало падать содержание кислорода, и всё стало заметать пылью. «Обоснуем» служит некий вирус, однако стоило переселиться в космос, как вирус совершенно волшебным образом перестал там действовать.[7]
    • Вообще-то Патоген (Blight) с момента своего появления успел "выключить" все зерновые за исключением кукурузы. К каким это привело последствиям напрямую не говорится, но по ряду намеков можно заключить что бойня была еще та. К началу фильма человечество только-только отошло от вымирания пшеницы, и даже начинает потихоньку проявлять оптимизм, и только немногие знают что он совершенно напрасен, так как болезнь в будущем полностью изменит экосистему планеты. А вот на изолированных экосистемах космических станций покончить с патогеном не составит большого труда. Характерно что процесс развития катастрофы занял десятилетия и люди к нему привыкли, только старики отчетливо понимают степень упадка.
  • «Водный мир» — таяние полярных шапок. Базовое знание математики подсказывает, что в этом случае хоть и будет катастрофа, но куда менее масштабная[8]. Гуглом легко находятся карты Земли с полностью растаявшими шапками — большая часть материков на месте, хотя и появляется пара-тройка новых морей и проливов. Впрочем, в этом фильме вообще плохо со здравым смыслом и матчастью.
  • The Core — ядро Земли перестало вращаться (хоть и не само собой — военные подсуропили с прототипом сейсмического оружия), магнитосфера отрубается, мы все умрём. Вообще-то, ядро вращается вместе со всей планетой, относительно её оно покоится[9]. Неужели вундервафля «раскрутила» его в обратную сторону и с той же скоростью? Но вроде изменений продолжительности суток и тектоники не замечено… [10] Да и солнечный ветер, плавящий многострадальный мост в Сан-Франциско — тоже из этой области.
  • Resident Evil: Extinction — всего за несколько месяцев т-вирус превратил почти всё человечество в зомби, уничтожил леса и высушил реки с озёрами. Ну ладно первое, но как возможно второе и третье?!
    • В оригинальной серии игр, кстати, такого маразма нет. Там очень быстро наплодились разные анти-био-оружейные организации (как моноправительственные, так и международные, и даже частные) и многочисленные зомбиапокалипсисы редко выходят за пределы одного населенного пункта. В худшем случае занимают некоторых размеров область и то это или дикая глухомань, либо охваченная хаосом (гражданской войной например) зона, где выявить угрозу и проводить мероприятия по сдерживанию затруднительно.
  • 2012 — солнечная активность потоками мутировавших нейтрино разогревает недра Земли? Все это приводит к движению тектонических плит на тысячу километров, гигантскому цунами и смене полюсов?[11]
  • «Послезавтра» — резкое похолодание на почве глобального потепления (в которое некоторые люди и вовсе не верят). В то же время, за вычетом идиотских вещей, типа цунами и мгновенного замораживания — неплохая иллюстрация к термоклинной теории оледенения. По ней процесс перехода от теплого периода к ледниковому занимает всего одну осень и сводится к изменению схемы циркуляции воды в Атлантике. После чего следующая весна в умеренном поясе уже не наступает. Погоду при этом будет колбасить так, что ситуация «к северу от этой линии мы не сможем никого спасти» — вполне реальна: спасатели просто не пробьются через ледяные штормы.
  • «Последняя любовь на земле» — поэтапное выпадение всех чувств из-за нарушений височной доли коры головного мозга, спонтанно возникающих у всего человечества? WTF?
  • «На последнем берегу» — нет, завязка-то апокалипсиса вполне обоснованная — атомная война. Вот только после неё нечто, именуемое авторами «радиацией» (нет, это не осадки) ведёт себя как заправская серая слизь, размножается, ползёт и захватывает территории.
    • Справедливости ради, в литературном первоисточнике речь шла именно об осадках и обосновано все было широким применением сторонами кобальтовых бомб. Но почему нельзя было просто взять и закрыться в герметичных убежищах и подождать пока кобальт-60 не распадется (период полураспада 5.2 года) все равно внятно не объяснили.
    • Ну например, потому, что строительство таких убежищ даже сейчас способно обанкротить небольшую страну.
    • Надёжное убежище от радиоактивной пыли может иметь вид палатки/купола с фильтро-вентиляционной установкой, также сгодится совершенно любое соответствующим образом подготовленное(герметизация, ФВУ) строение. Радиоактивная пыль опасна при попадании в организм, так что соблюдайте меры указанные в советской детской книжке «Это должен знать и уметь каждый» — заклеить окна, положить перед входом мокрые тряпки, выходить в закрытой одежде с перчатками, головных уборах и ватно-марлевых повязках, по возвращении раздеваться в тамбуре и сразу мыться и т. п. — и если ваш дом не снесло ударной волной или не сожгло световым импульсом ядерного взрыва ядерную войну с большой вероятностью переживёте.
    • Этот кобальт-60 действительно жуткая дрянь, в убежищах при накрытии придётся сидеть-сидеть, никаких ресурсов не хватит. Но нереально загадить всю Землю, она все же весьма большая — рванул заряд, выпал хвост, в хвосте этом конец всему живому. Но размножаться-то кобальт-60 не умеет — где выпал, там и лежит. Масштабные зоны отчуждения повсюду (смотря как воевали), но если в какой-то местности (например, в Австралии) не дрались, то там и заражения не будет. Ветерком может принести микроскопическую пыль, но это окажет влияние максимум в виде роста онкопатологии и т. п., человечество не вымрет. Не воюющих территорий много и они обширны — Африка, Южная Америка, Австралия и т. п. Кому надо тратить заряды на южноамериканские джунгли?
    • Ну и, если допустить вводную — можно и пересидеть заражение, но эти убежища будет совершенно не для всех, спасутся считанные тысячи человек — убежища-то нужны Fallout-типа, с автономностью 50+ лет. Ясное дело, если в убежище не будет места для 49999 из 50000, то и упоминать сам факт наличия таковых убежищ перед широкой общественностью, смущать обреченных людей, нет никакого смысла.
  • «Выжившие в апокалипсисе» (The apocalypse family, 2015). Солнечная система влетела в некий «космический рукав», отчего стала невозможной выработка электричества. Население частично погибло, остальные используют технологии XIX века. Цивилизация — пусть без компов и электрогитар — сохранилась.
  • «Тихое место» — человечество почти истреблено слепыми монстрами, которые ориентируются только на звук. Да, эти твари очень быстрые и покрыты прочной бронёй, но только что родившая женщина и девочка-подросток выносят трёх пришельцев с помощью дробаша и слухового аппарата. Что, все военные мира не смогли предложить даже этого? Бронебойные снаряды и аккустическое оружие не изобрели?
    • Да тут все ещё проще! Возьми камень (или будильник с таймером, если они определяют «природные» звуки) и кинь в достаточно глубокий, широкий водоём. Монстры прибегут на звук, прыгнут в воду и поплывут к месту падения предмета, после чего у них закончится воздух, и они утонут: водоплавающими они не выглядят (из-за строения тела они приспособлены к плаванию меньше морской свинки), отпрыгнуть от дна не даст глубина водоёма, а всплыть — броня и вес, а также отсутствие поверхностей, которыми они могут отталкиваться (у человека есть стопы и кисти с изменяемой площадью, а у монстров — культяпки какие-то; сцена в фильме с монстром в воде невозможна физически). Если тонуть откажутся, кинь будильник в болото, тогда точно утонут. Также есть постоянные и практически неуничтожимые силами монстров (а в случае той же горной речки с водопадом — и сами уничтожающие монстров) источники шума: ручей, стая чаек, куст/дерево с воробьями, гнездо птицы на высоком дереве. Около таких источников шума монстры будут сидеть и ничего не делать, либо следовать за источником, и так до тех пор, пока они либо не помрут от голода, либо не атрофируется слух (ручей будет восприниматься как фоновой шум, снижая чувствительность). Ещё такой источник шума можно сделать самостоятельно, поставив радиоприемник/динамик/проигрыватель на высокий столб, по типу такого, на который на Масленице залезать надо, да и включить. Все монстры к нему сбегутся, проголодаются, а найти добычу не смогут — рабочее радио вблизи звучит громче, чем писк какого-нибудь енота где-то там, за километр от сюда. Да и одного кинутого в куст камня или петарды/связки петард (для звуковой приманки), а затем — светошумовой гранаты (flashbang) будет достаточно, что бы порвать сверхчувствительные барабанные перепонки монстров, а затем они уже от голода как-нибудь сами вымрут. Ультимативным же оружием против них является большой костер: сам по себе наносит урон, и сам по себе издает звук (с каким приятным звуком трещат дрова на природе…).
    • Кстати, эти монстры вообще должны были уже давно как передраться между собой: кидаются на вообще любой звук. Даже если он издается движущимся объектом. А сами движутся, да ещё как, и отнюдь не бесшумно, к тому же издаваемые ими звуки, наподобие хруста веток, шума листвы и прыжков по лужам, не отличаются от звуков, издаваемых животными или неосторожными выживальщиками. С учетом их силы, они себе подобного не убьют, но смогут пронять даже сквозь броню (а то и вообще сломать что-нибудь, повалить, что для них, с учетом их сенсорики, наверняка создает крайне сильный дискомфорт даже если прямо на них никто не стоит, или начнут, к примеру, запихивать противника в тесное место, откуда они сами не вылезут, или мочить в грязи/все той же луже), а этого им уже хватит, что бы обидеться и начать драку неопределенной длительности. Скорее всего, они так могут драться, пока не устанут до изнеможения, не угробятся (или просто добьются до нокаута или запихивания прочих в какую-нибудь дыру) или не будут оттащены друг от друга (что почти невозможно, так как на прямой контакт они среагируют ответным ударом, а звуки вообще могут начать игнорировать, ибо «да без разницы, что там такое, у врага прямо передо мной морда кривее», а на тех, на которых не проигнорируют — просто оглохнут; да и в самом деле, сможет ли такого монстра оттащить в яму 2 обычных человека, которых он просто в сторону отшвырнет по ходу боя, тем более — если он уже давно как разозлен до посинения). Ах да, и на шум сбегутся другие, а шуму они сделают много…
  • «Власть огня» (2002 г.) — большую часть человечества съели драконы, которых случайно откопали во время строительства метро. Да, еще у них (драконов) один самец на весь вид, представляющий собой сверх-особь, но убить его можно взрывающейся стрелой из арбалета. Куда делись армии всех стран мира и почему вместо того, чтобы расстреливать мерзких рептилий из пулеметов, нужно прыгать на них с парашютом сверху (!), фильм умалчивает. Зато предложено правдоподобное обоснование механизма огнеметания драконов.
    • Справедливости ради, про «армии всех стран мира» Квинн вспоминает еще в прологе, говоря, что «их было слишком много и военные не успевали убивать драконов», а до ядерного оружия, по понятным причинам, не дошло.
      • Дошло, это тоже упоминается, вот только это было на руку (лапу?) драконам.
    • Сценарист просто очень плохо представлял себе современные ПВО. Для ЗСУ времен 1960-х драконы — большая, шумная, медленная, низколетящая, небронированная цель. И этих ЗСУ на планете столько, что никакие драконы в принципе не могут быть слишком многочисленны для них.
    • Откуда героическим борцам с драконами стало известно, что самец именно один (бессмертный? вечный? а если банально состарится?), а не просто очень-очень мало по сравнению с самками (двое, трое, пара дюжин?), так и то, какие комплексы у мальчика, в первую очередь разглядывающего, что у вылетающего из-под земли огнедышащего чудовища находится между ног…
  • «Человек из стали». С фитильком, ибо иные миры, но почему погибли криптонианские колонии, совершенно непонятно. В фильме мельком говорится, что «они оторвались от Криптона». Допустим, что без связи с метрополией они захирели и вымерли, но когда Зод туда прилетает, там даже атмосферы нет!
    • Ужас у холодильника — неужели колонии решил превентивно уничтожить Совет Криптона, дабы избавиться от потенциальных оппонентов их программы «контроля рождаемости»?
    • Возможный обоснуй. Если вспоминать комиксы, то криптонцы там как вид достаточно монолитны, в отличие от тех же марсиан, которые бывают, как минимум, зеленые и белые, или обычных людей, которые homo sapiens, homo magi и еще целый ворох. И все это именно подвиды марсиан и людей, а не расы, которые у криптонцев подобны обычным человеческим. Поэтому криптонцы, эволюционирующие на других планетах криптонцами уже и не считаются. Например, даксамиты — генетические родственники криптонцев (даже обладают похожими способностями с небольшими изменениями, вроде невосприимчивости к криптониту, но гораздо большими проблемами со свинцом[12]), но они считаются разными видами, хотя, по меркам тех же марсиан, это были бы просто разные подвиды или вообще расы. Насколько подобный отрыв от Криптона биологический или же социальный — вопрос открытый. А планеты без атмосферы могут быть и после войны с тем же Зодом, который добродушием никогда не отличался.
  • «Облачный атлас» — в фильме переход от постиндустриального мира Сонми-451 к постапокалиптической разрухе мира Закри никак не объясняется — не иначе как боги разгневались. В литературном первоисточнике мир Сонми-451 заметно страдает от радиоактивного заражения, некоей новой «чумы» и затопления территорий вследствие глобального потепления. В фильме про затопление говорится, кстати — Сеул затоплен, а Нео-Сеул начинает уходить под воду.
  • «Любовь и монстры» — С чего бы начать? Во-первых, взрывать летящий к земле астероид _химическим_ оружием никто не станет, это в первую очередь отравляющие газы, а не какая-нибудь супервзрывчатка. Во-вторых, даже если ухитрится это сделать, вся химия, улетевашая в космос, там и останется, и выпасть обратно на Землю не может в принципе. В третьих, отхимического заражения животные начинают болеть и умирать, а не мутировать до кайдзючих размеров. В четвёртых, как монстры, которых можно застрелить _из лука_ (чтобы было понятно: один из мощнейших английский длинный лук по «дульной энергии» в три раза слабее не отличающегося зашкаливающей мощностью ПМ) оказались способны меньше чем за год истребить 90% населения земли? Съемочная бригада явно не представляла себе возможности современного оружия, и в реальной жизни обычной мотострелковой роты было бы достаточно, чтобы отбиваться от мутантов пока у неё не закончатся патроны. И да, патронов выпущенно столько, что их точно больше, чем любых возможных монстров.
  • «Новая эра Z» - собственно, зомби-апокалипсис. Как обычно, армия не справилась с тупыми зомби, отдельные очаги цивилизации остались. Но все еще хуже. В этом варианте существуют дети-зомби (чьи матери заразились, будучи беременными). Они становятся агрессивными от запаха человека (но проблема решается обычными средствами защиты дыхания), в остальном - полностью разумны. Зомби их не трогают! (Так же, как зомби не едят друг друга). В чем проблема отправить детишек расстреливать зомби в упор?? Так нет же, их растят натурально, как лабораторных крыс, чтоб маленькие зомби людей возненавидели. Результат немного предсказуем.
  • «Третья волна зомби» - скорее, деконструкция зомби-апокалипсиса. Эпидемия затронула лишь Ирландию и была остановлена. Зомби - в кои-то веки не мертвецы. Их даже можно вылечить.

Телесериалы[править]

  • «Революция». Кто-то изобрел нанороботов, которые внезапно сделали по всей планете невозможным применение электричества.
  • Primeval - в третьем сезоне поднимается теория, что в будущем люди разведут хищников будущего (используя ДНК особей прошедших через аномалию), а вырвутся на свободу и истребят человечество. Да хищников будущего не победить как монстров из "Тихого места". Хоть и слепы, но обладают эхолокацией и тактическим мышлением, действуют сообща. Но люди из 21 века научились их оглушать, так что остановить их можно было бы. Правда нам не известно, какие еще катастрофы случаться в будущем ( ядерная война, социальный коллапс, вызванный энергетическим и экологическим кризисом ), может хищники были последним гвоздем в гроб человечества.

Мультфильмы[править]

  • WALL-E — мультфильм начинается с того, что в 2805 вся Земля в замусоренных руинах, и никого живого кроме населения запущенных в космос «Аксиом» и 1 WALL-E нет от слова вообще, а началось всё ещё с начала 21ого века. Только вот с мусором вся Земля вполне успешно справляется и будет справляться согласно математике и логистике, так что загрязнение не сможет из серьёзной проблемы перерасти в глобальную катастрофу, даже если предположить, что Человечество будет максимально долго отсиживаться на своей родине и ничего не колонизировать, а научный прогресс будет медленнее улитки (а это не так, во-первых в таком случае не получилось бы создать роботов, а во-вторых, он у нас быстрый и технологическая сингулярность на носу/уже наступила). А если произошло что-то действительно катастрофичное (третья мировая война, метеорит, инопланетное вторжение, докопались…), то людям было бы не до мусора и всё равно все в полном составе не слегли бы, не говоря уже об том, что роботов-мусорщиков в любом случае не строили бы/не смогли. Прочие глупости описаны в статье «Posmotre.li:Инкубатор/Идиотский сюжет/Мультфильмы».
  • «Охотники на драконов» — мир, где проживают герои, очевидно, пережил уже не одну серию глобальных катаклизмов, чреватых утратами цивилизаций. Яркое доказательство тому — незабываемое кладбище гигантских городов на Краю Света.

Аниме и манга[править]

  • Yokohama Kaidashi Kikou — океан почему-то выходит из берегов, деревья почему-то вырастают до гигантских размеров, человечество почему-то приходит к уютному упадку. По правде говоря, причина происходящего никому не интересна.
    • Обоснуй: причина мистическая как в «Евангелионе».
    • Тут апокалипсис нужен в первую очередь для подчёркивания степени упадка человечества, а не для его обоснования. Так читатель начинает видеть за пасторальными пейзажами даже не приглаженную помойку, а натуральные руины цивилизации. Просто цивилизация до того успела развиться настолько, что некоторые из её следов продолжают жить своей жизнью. То есть именно упадок тут является первоочередным. Именно из-за упадка никто не может и не хочет вспомнить, как всё докатилось до такого. Именно из-за упадка никто не пытается как-то противостоять измененим. Читателю показывают мир признавшего своё поражение человечества и подчёркивают это всеми доступными способами, включая диссонирующе-пасторальный антураж, который на самом деле не диссонирует — просто природа взяла своё.
      • На самом деле там и апокалипсиса-то как такового нет. Директор Альфа говорит вполне однозначно — Человечеству просто стало скучно на Земле, и те, у кого в жопе торчало шило, разлетелись кто куда по космосу, а на Земле остались только лентяи-домоседы, которых всего-навсего недостаточно для поддержания всепланетной техносферы.
  • Captain Harlock (2013) — непонятно не только, что вызвало апокалипсис (герои этого тоже не знают, предполагаются мистические причины), но и в чем он заключается. Проблемы, возникшие при колонизации, не показаны никак (кроме как на Токаге — но колонизировать вулканическую планету, обитаемую непонятными НЁХ и существами с настолько нечеловеческой психологией, что у людей разум не выносит попыток их изучать, изначально было не лучшей идеей) и даже толком не поясняется, в чем их суть (падение рождаемости, да — но это малость не сочетается с тем, что людей сотни миллиардов и деваться им откровенно некуда). В чем заключается разрушение вселенной — непонятно вовсе.
  • 7 Seeds: Апокалипсис начинался, вроде бы, с падения огромного метеорита, но потом к нему добавились эпидемии, появление откуда-то странных чудовищ... Так что происходящее опять же больше похоже на происки какого-то злого бога, пожелавшего изничтожить человеческий род.

Видеоигры[править]

  • Earth 2150 — взрыв ядерных ракет на полюсах вызывает падение Земли на Солнце. Почему планета не стабилизировалась на новой орбите или попросту не развалилась от такого воздействия — совершенно неясно. Видимо, та мультяшно-американская физика, где «орбиту» представляют как что-то типа такой верёвочки или рельсов, с которых можно «сорваться» и «упасть». Да-да, «физика слонов и черепахи» у некоторых сортов целевой аудитории вполне подавляет недоверие. Остановите Землю, я сойд… кхм, да. Извините. При этом, Земля так и не долетает до Солнца, взрываясь после 180 дней.
    • Её бабахнула одна из фракций, заинтересованная в невозвращении, не?
  • С прикрученным фитильком — гибель первой колонии на планете E.D.N. III в Lost Planet. Нет, это таки не Земля, о чём прямо говорится в последующих частях… Вот только торчащие из-под многометрового слоя вечной мерзлоты руины вполне земных зданий, очевидно неприспособленных к неизменным суровым условиям этой планеты, вызывают два классических вопроса — как и зачем?
  • LISA RPG: «Белая Вспышка», которая убила половину человечества (женскую). Что эта «Белая Вспышка» вообще такое? Кто её сделал и зачем? Единственный NPC, которого можно спросить о катастрофе, вместо этого начинает рассказывать удивительные истории из собственной семейной жизни. Да оно, в общем, и не важно.
  • Prey — игра намекает что все началось с одного мимика выбравшегося из клетки, но кроме способности нападать из засады мимик не опаснее собаки. Даже если их были десятки — реальной опасности группе людей они не представляют, банального снаряжения а-ля riot police хватило бы для относительной неуязвимости. Хотя Морган деталей начала апокалипсиса всё равно не знает, возможно вырвалось сразу много крупной рыбы вроде ткачей и технопатов.
    • Мимики размножаются поедая органику (один человек = 2 новых тифона), а более сильные особи развиваются из «стартовой» версии. Т. е. пропусти вы хоть одного мимика и тот быстро преумножит популяцию поедая тех же бродячих собак. А прятаться эти пришельцы умеют. Так что тут всё как раз таки закономерно. (Ну или пытаться ОМП гарантированно уничтожить всех особей). Вопрос лишь в том, как они вообще добрались до тех же бродячих собак. На самом деле элементарно - они с самого начала приучены к жизни в космосе, а спутник, где их впервые нашли, был, по космическим меркам, где-то почти вплотную к Земле, так что тифоны, захватившие последнюю, могут быть вообще не с Талоса.
      • Ладно собаки, что если аппарат совершил незапланированную посадку в дикий район планеты? 3-5 стай зверушек и их популяция уже сравнима с той, что была на Талосе, а люди всё ещё ни гу-гу.
        • Только вот вряд ли тифонам для роста и размножения нужно просто мясо. Если бы это было так, то возить в космос зэков для их кормления стали бы только от лишней злобности. Тифоны скорее похитители душ, которым нужны исключительно разумные виды.
    • DLC Mooncrash проливает свет на то как тифоны проникли на Землю. Шаттл с лунной базы корпорации Транстар и находившийся на его борту мимик приземлись в океане, где тифон, очевидно, размножился сначала на многострадальном герое DLC и затем рыбе. К слову, «Январь» опасался проникновения на планету даже одной клетки организма тифонов.
  • Dead Synchronicity: Tomorrow Comes Today — «Великая волна» — череда неких аномальных катастроф, лишивших человечество за считанные часы большей части источников энергии и коммуникаций + эпидемия странной неизлечимой болезни, при которой люди впадают в бред и затем тают заживо + на горизонте маячит заглавная «мертвая синхроничность», разрушение пространственно-временного континуума.
  • A New Beginning — в 2700-ых гг. выжившие ютятся под землей, на поверхности сплошные пылевые бури и антураж Марса. В 2050 г. все несчастья сразу: где наводнения, где супергрозы, где землетрясения…А начало всему положил взрыв АЭС Индеса в амазонских лесах Так говорят герою. На самом деле никакие АЭС не взрывались и катастрофа произошла как бы внезапно, а пришельцы из будущего хотят сами взорвать АЭС, чтобы пробудить в человечестве желание беречь природу, мать вашу

Настольные игры[править]

  • Fading Suns — в третьем-четвертом тысячелетиях человечество начало активную межзвёздную экспансию, но в начале пятого тысячелетия внезапно начали… гаснуть звёзды. Гравитацию в них отменили или ядерный синтез, или это опять суропят те вороватые инопланетяне — вопрос открытый.
    • В сеттинге есть понятие порчи (Corruption) для магов: Страсть (Urge) для теургов и Гордыня (Hubris) для псиоников. Технология также является формой магии (как и в World of Darkness, например). По самой распространенной версии, гаснущие солнца — это реакция Вселенной на коллективную технологическую Страсть\Гордыню человечества времен Второй Республики. Вполне себе вписывается в законы сеттинга, который является кондовейшим космическим фэнтези, где высокие технологии исключительно для антуража.

Примечания[править]

  1. Кстати, они именно что ещё и трансмутируются со временем.
  2. К апокалипсису не приводило, а вот к коренным переменам в экономике, геополитике и общественной морали — очень даже.
  3. И оружием быть не может из-за неизбирательности, в частности, мутаций — невозможно обеспечить, чтобы вирус сам по себе косил только определённую категорию людей, и никак не мог измениться и начать заражать и убивать уже других. Плюс смерть носителя банально эволюционно невыгодна, так что патогены всегда мутируют в сторону нелетальности — всё, что человеков с гарантией убивает это либо зоонозы (то есть носитель, который не болеет — другой вид), либо убивают позже, чем могут распространиться, либо оба сразу, как ВИЧ.
  4. Вообще почти шестнадцать, так как в МЭ население Земли — не 7, а 11,4 миллиардов человеков.
  5. Дело не в скорости размножения/роста, а в т. н. правиле 10 % — на каждый следующий уровень пищевой пирамиды передается только 10 % (в среднем) энергии. И кроме того если бы можно было замкнуть в круг пищевую цепь и существовать неограниченное время, мы все бы работали на этом «перпетуум мобиле», перерабатывая собственные отработанные биомолекулы. Подобная форма жизни (если бы могла существовать) стремительно вытеснила бы все прочее (для выживания не нужно питаться, если работает закон сохранения массы — вся пища идет на рост и размножение, если не соблюдается — пища вообще не нужна).
  6. Слово Божие гласит, что в солнце попало какое-то вещество, заставляющее его гаснуть, что тоже не очень реалистично. Взрыв, кстати, должен был уничтожить то вещество.
  7. Вирус скорее всего является лишь символом всеобщей стагнации человечества. По той же причине, в школах стали преподавать откровенную ложь, чтобы заставить детей копаться в земле, а не заниматься наукой. Как только люди вышли в космос, то получили новый стимул к развитию.
  8. Собственно, значение имеет лишь материковый лед, так как лед плавающий уже вытесняет воды ровно столько сколько сам весит, и его погруженная часть соответственно занимает ровно тот объем, который получится при таянии (температурным расширением/сжатием можно пренебречь). По расчетам, при полном таянии антарктического льда уровень мирового океана повысится на ~60 м (еще ~10 м добавит Гренландия, и больше значимых ледников не остается). А теперь берем физическую карту, смотрим на высоты более 70 м над уровнем моря — и видим, что это по-прежнему огромная часть суши.
  9. Не совсем так: «внутреннее динамо» жидкого ядра вращается гораздо быстрее вращения Земли (скорости «1 оборот в сутки» никак не хватит для генерации такого поля), и практически не зависит от него (обусловлено конвекционными потоками жидкого металла, т. е. термодинамикой, а не собственно вращением Земли; впрочем, гироскопический эффект оказывает некоторое влияние на ось этого «динамо») — иначе бы магнитные полюса не дрейфовали и вообще совпадали бы с географическими. Кроме того, в прошлом Земли происходили геологически доказанные инверсии магнитных полюсов (с периодом стабильности магнитного поля в сотни тысяч-миллионы лет), правда еще появления человека; по некоторым гипотезам, мы сейчас находимся в начале такой инверсии (измерения поля показывают тенденцию его уменьшения). Гипотеза, объясняющая инверсии, как раз и состоит в замедлении «динамо» вплоть до остановки (с соответственно ослаблением поля до величин остаточной намагниченности) и последующей раскрутке его в другую сторону.
  10. Именно так (см. предыдущее примечание); но процессы происходят далеко от поверхности, в ядре (например, то что творится в ядре вот прямо сейчас у нас наверху тоже не заметно), и не связаны с вращением Земли — потому и ни тектонических сдвигов, ни удлинения суток нет. Иное дело — там такие колоссальные энергии, что ядрен-бабах — так, даже не легкий чих, а краткий шмыг. И откуда человечество (а не просто военные отдельной, пусть и сверхдержавы) возьмет столько энергии чтобы на это повлиять, и как с ней управится — бааальшой вопрос. Да еще и за столь краткое время (естественный процесс инверсии магнитных полюсов длится от нескольких тысяч до десятков тысяч лет)
  11. Фильм использует старую и давным-давно опровергнутую теорию, что земная кора как-бы плавает на магме.
  12. Криптонцы через свинец и более тяжелые металлы просто не видят.