Непонятная штуковина

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Воззрите же! — торжественно возгласил Хардиман, простирая руку. — Се — Священнейший Гонго! Ни Мэри, ни Джек прежде никогда не оказывались так близко к Священному Гонго. Конечно, они повидали немало снимков, но ничто не сравнится с личным впечатлением. — Он… он… восхитителен, — выдохнула Мэри. — А что это за участок, похожий на перевернутую карту Уэльса? — А! — воскликнул профессор Хардиман. — Это пваарл, который связывает квассекс с лимбреллом. Как видите, три из восьми лимбреллов отсутствуют. Говорят, когда восемь лимбреллов объединятся внутри могучей сферы Священного Гонго, истинный Гонго явится миру. Вижу, вас восхитили приззуки, инспектор? — Так вот как выглядит приззук, — пробормотал Джек. На свету приззуки играли искрами и покачивались. — А почему они так странно покачиваются? — Странное покачивание приззуков — лишь одна из многих тайн Священного Гонго. — Профессор улыбнулся. — Позвольте мне кое-что вам показать. Он поставил Джека по одну сторону комнаты, а Мэри — по другую, чтобы Священный Гонго оказался прямо между ними, и велел закрыть глаза. — Теперь загадайте число, — прошептал профессор на ухо Джеку. — Восемь, — назвала Мэри первое пришедшее в голову число. — Четыре. Шесть. Двенадцать. — Она правильно угадала? — Да. Но как? — Мы понятия не имеем. Священный Гонго таит много секретов, добрых и злых. Тысячи жизней были положены за долгие годы ради их разгадки. Невзирая на требования сплутвийского Министерства древностей, Священный Гонго останется в Рединге.

»
— Джаспер Ффорде. «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая»
А вы бы догадались, что это — тот самый коллайдер?

Очень часто в научной фантастике, космоопере или фэнтези герой попадает в лабораторию/башню мага/Цитадель Тёмного Властелина/на корабль инопланетян и прочие переполненные наукой и магией места. Вполне логично, что он найдёт там какие-то непонятные приборы с неизвестным назначением. Однако, так как авторы фантастики не понимают порядок величин и вообще им лень придумывать принцип работы всех пяти сотен расположившихся в обители знаний сепулек, штуковины получаются довольно странные.

Описание[править]

Плазменный шар. Круто выглядит, круто называется но годится только как украшение

Примеры[править]

Литература[править]

  • В рассказе Эрика Фрэнка Рассела «Абракадабра» радист и капитан звездолета сознательно конструируют Непонятную штуковину («по внешнему виду прибор напоминал соковыжималку в кошмарном сне радиолюбителя»), чтобы предъявить проверяющему вместо пропавшего таинственного прибора «капеса». Что из этого получается… лучше прочитайте рассказ.
    • После чтения «Абракадабры» рекомендуется прочесть также «Аламагуса» — другой вариант перевода. И нет, известность концовки совсем не испортит впечатление.
  • Аналогичная история была рассказана Ильёй Варшавским про некий портовый склад, на котором кладовщик неразборчиво написал слова «мерные калибры» и ушел в отпуск, и в ведомостях объявилась некая «медная калябра». Калябру сделали путём сплющивания медного чайника паровым молотом.
  • В одной из книг Виктора Конецкого главный герой, офицер на гидрографическом судне, готовясь к сдаче числящегося за ним имущества, обнаруживает в списках загадочный «сосуд Ведо». Он уже, было, начал создавать нечто, подходящее по виду, но всё же сообразил, что это просто в слове «ведро» пропустили букву «р». Возможно, это не полное соответствие, но всё же…
  • Джаспер Ффорде, «Тайна выеденного яйца или Смерть Шалтая» — см. эпиграф. Священный Гонго — древний и поразительный артефакт, которому поклоняются тысячи людей, вокруг него возведён целый Центр с высочайшей степенью защиты… Но при этом никто толком не знает, как он устроен, для чего предназначен, и что вообще он из себя представляет.
  • Рэя Брэдбери, рассказ «Чепушинка» — о человеке, который научился строить самые настоящие, буквальные штуковины, фиговины, штучки-дрючки и чепушинки. Получились штуковины, функции которых менялись в зависимости от желания владельца.
  • А. Азимов, «Робот ЭЛ-76 попадает не туда» — робот строит из металлолома монструозное нечто, поражающее своим внешним видом и фантастической эффективностью, работающее только на одной батарейке.
  • Клиффорд Саймак, «Пыльная зебра». Загадочные устройства в изобилии. В его же «Пересадочной станции» главному герою остаётся лишь предполагать о назначении подарков, оставленных ему инопланетянами — поди пойми, игрушка это или калькулятор для ведения философских вычислений. В «Прелести» космонавты обнаружили артефакты инопланетной цивилизации и даже установили, что один из них отлично подходит для рытья семиугольных ямок.
  • Станислав Лем обожал этот троп, однако, в отличие от нерадивых авторов, играл его совершенно сознательно, плотно совмещая с тропом вечная загадка, и подчёркивая, что непонятной эта штуковина становится (и останется) только из-за несовершенства человеческого сознания. Собственно, сепульки это непонятные штуковины в степени самих себя. Непонятно не только, как они действуют и для чего. Непонятно вообще.
    • «Эдем» — заброшенный завод на одноимённой планете выпускает, а потом снова переплавляет нечто несимметричной формы, размером с торс взрослого человека.
    • «Солярис» — мириады томов науки соляристики посвящены исследованиям и трактованию таких штуковин, образующихся в атмосфере планеты Солярис. Вернее, соляристика пытается их исследовать и трактовать, а получается не больше, чем статистический учёт.
    • «Фиаско» — ГГ обнаруживает на другой планете много таких. То ли это местные жители, то ли их транспорт, то ли жильё, то ли аватары. Он не успел узнать.
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — там полная Зона таких инопланетных штуковин с колоритными названиями вроде «смерть-лампа» или «сучьи погремушки». Сталкеры их с большим риском выносят из Зоны, а учёные по мере сил исследуют, но пока мало что смогли понять.
  • Ранний Головачёв тоже умел офигеть читателя непонятными устройствами. В качестве примера — «Реквием машине времени».
  • Р. Силверберг, «Тру-ру-ру-ру» — ученые лунной базы конструируют искусственную корову. Установка в итоге заработала и начала снабжать коллектив молоком и мясом. При этом выглядела так, что непосвященные (в том числе командор базы) совершенно не могли догадаться о ее предназначении.
  • «Баклужинский цикл» Евгения Лукина («Портрет кудесника в юности» и в большей мере «Бытиё наше дырчатое») — двуручная пила, использующаяся в качестве мобильника; машина времени; индикатор конца света; железнодорожная платформа, оборудованная вечным двигателем (двигатель-то вечный, а вот тормоза только успевай менять); радио, превращённое заклинанием в радиоглушилку…
  • Владимир Савченко, «Открытие себя» — Кривошенин по наитию решил сделать что-то вроде рекуррентной нейросети в надежде создать устройство, преобразующее мысли в программу для ЭВМ, не особо рассчитывая на успех. В результате машина сама начала руководить своей постройкой. Что должно получиться, и как вообще вся эта дичь работает, Кривошеин не понимал, да и сама машина возможно всего лишь извлекала все подряд знания из головы Кривошениа.
  • Гарри Поттер — множество странных устройств в кабинете Дамблдора.
    • В некоторых фанфиках часть этих устройств — обыкновенные магловские мобили.

Фанфики[править]

« — Простите, — прервал его Гарри, — но меня больше занимают вон те штуковины.

Гарри указал на кубик, который издавал тихие булькающие звуки. — А, эти безделушки? — сказал Дамблдор. — Они идут в комплекте с директорским кабинетом, и я не имею ни малейшего понятия, для чего большинство из них предназначено.

»
— Гарри Поттер и методы рационального мышления
    • В поджанрах «Дамбигада» (Дамблдор — злой) и chessmaster!Дамблдора (Дамблдор, руководящий «силами Света» как шахматист игрой) это как правило следящие артефакты, настроенные на Гарри.

Кино[править]

  • В пародийном фильме «Аэроплан-2» ученые на лунной базе сами не знают назначение своих мигающих лампочками приборов и работают над выяснением этого.
  • «Монти Пайтон: Смысл жизни» — машина, которая делает «Пинг!».
  • Знаменитая гравицапа из «Кин-дза-дза!». Оттуда же — бандура, визатор, машинка перемещения, транклюкаторы и прочие шедевры местных технологий, устройство и принцип действия которых навсегда останутся загадкой.
  • «Эта весёлая планета» — троп игрался явно намеренно гротескно и таких «штуковин» аж две. Непонятное оружие, напоминающее полуразобранный торшер, у инопланетянки Зет и «Перпетуум-мобиле», созданный одним из гостей праздника, представляющий собой причудливо переконструированную половину велосипеда, совмещённую с праздничной иллюминацией. Причём, один из научных работников принимает создателя, несущего на себе этот агрегат, за инопланетянина, а два других совершенно точно угадывают замысел.
  • «Яйцеголовые» - прибор интергалактической связи, собранный из всего, что умудрился стащить с работы Бельдар.

Телесериалы[править]

  • «Компьютерщики» — для Ричмонда непонятными штуковинами набита серверная, «приглядывать» за которой он приставлен.

Мультсериалы[править]

  • «Рик и Морти» (s2e08) — плюмбус. Он есть в каждом доме (в одной из параллельных Вселенных), и в этом эпизоде вам во всех подробностях покажут процесс его изготовления. Вот только для чего он предназначен, зрителям так и не объяснят.
  • В «Джетсонах» работа Джорджа состоит в том, чтобы нажимать кнопки на каком-то пульте. Что это за пульт и что делают эти кнопки, похоже не знает ни сам Джордж, ни его начальник. Похоже, что назначение этих пультов и кнопок — чтобы люди не сходили с ума от безделья и бессмысленности жизни

Аниме[править]

  • «Звуки Небес» — довоенные станции слежения. Как они работают, не знает даже Ноэль.
  • «Ходячий замок Хаула» — комната Хаула буквально забита всякими безделушками, одна непонятнее другой, так что ногу поставить негде. Позже нам говорят, что всё это различные талисманы, призванные скрыть его от Ведьмы Пустошей.

Видеоигры[править]

  • Prey (2017) — развёртыватели (англ. reployers). Непонятные приборы, торчащие повсюду на космической станции. При этом никто из персонажей понятия не имеет, зачем они вообще нужны и что делают.
  • Stellaris — с бонусом для развития «Загадочные технологии» вся техника расы игрока превращается в сабж. Игромеханически это отражается в том, что другие расы не способны скопировать технологии обладающего этим бонусом при изучении обломков его кораблей и станций.

Интернет-проекты[править]

  • Фонд SCP — многие объекты, которые являются устройствами, представляют собой сабж.

Реальная жизнь[править]

  • «Установка ПО» — для специалиста вполне понятный термин, но бухгалтеры при переписи компьютерной техники на полном серьезе ищут эту установку.
  • Сергей Вавилов, принимая имущество полевой радиостанции, нашел в описи «непонятное в баночке». Этим выражением не знакомый с радиотехникой писарь охарактеризовал деталь под названием когерер

См. также[править]