Непохожие друзья

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Odd Friendship. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Ты — всё за книгой, в чистом и высоком, А я привык тереться меж людьми. Тебя тревожат глупость и жестокость, А я — мне что! Меня поди пройми.

Различье наше — в чём-то самом главном. Я хмур и зол. Ты — светоч доброты. Тебе не стать, как я, а мне подавно, Мой славный друг, не сделаться, как ты.

Твою учёность превзойдут едва ли, А дело к драке — тут меня держись. И может статься, боги не дремали, Таких несхожих выпуская в жизнь?..

»
— «Волкодав. Право на поединок», зачин к первой главе

Более разных людей действительно трудно найти! Если взглянуть со стороны, трудно будет понять, что между ними может быть общего, и как они терпят друг друга. Они несхожи буквально всем — привычками, манерами, темпераментом, взглядами на жизнь. Если один из них — горячий энергичный и беспокойный, сам охотно ищет приключений, то второй обязательно будет флегматиком, будет даже казаться холодным и равнодушным по сравнению с первым. Если один из этой пары легкомысленный и недалёкий, умеющий лучше наживать врагов, чем справляться с ними, то пару ему обязательно составит суровый воин. Впрочем, эти двое могут заниматься и одним делом — и тогда, скорее всего, будут часами спорить о том, как сделать его лучше, в связи со своими взглядами на жизнь. Главное, что объединяет эти странные пары — они друзья. Настоящие. Не «от делать нечего», как писал классик. Их дружба проверена годами и испытаниями. И очень может быть, что их противоположные качества им неоднократно в жизни бывали полезными. Они не противостоят друг другу, как можно было бы ожидать от людей с их качествами, а дополняют, и только в своем взаимодействии могут проявить себя сильнее всего. Хотя иногда бывает, что даже в парах, доказавших свою дружбу, непонимание оказывается слишком сильным, и приводит к роковым последствиям.

Такая пара друзей с противоположными характерами нередко совмещается с тропом «умный плюс сильный», но совсем не обязательно, чтобы они резко отличались по физическим параметрам. В фэнтези они часто принадлежат к разным расам и даже народам. Однако могут быть и друзьями детства, и даже практически назваными братьями — тогда они, естественно, воспринимают качества друг друга как должное и не удивляются им. Однако в сюжете может быть показано и развитие их дружбы с нуля. Возможны также примеры женской дружбы, кто бы что ни говорил, и мужчины с женщиной — если, конечно, их отношения построены действительно на противоположности характеров.

Нередко, даже принадлежа к одной расе, изображаются противоположными не только характерами, но и внешне.

Чаще всего, по темпераменту подобные дружеские пары составляют флегматик и холерик.

Такая пара друзей может входить в состав более крупной группы (квартет или квинтет, например), но даже там будут обособлены от других. Нередко такие друзья становятся друг другу самыми близкими людьми, ближе жены и детей, если таковые вообще есть. И, если один из них погибает, жизнь уцелевшего уже никогда не будет такой, как прежде. Обычно его реакцией бывает либо бешеный гнев, либо ГЭС и впоследствии — мортидо, а иногда все эти стадии по очереди.

Внимание! Этих двоих объединяет именно дружба, они ни в коем случае НЕ любовники! И сюда должны вноситься только примеры с действительно противоположными характерами, просто примеры дружеских пар здесь неуместны, для них есть другие тропы.

Противотроп (похожие друг на друга враги) — Одним миром мазаны.

Примеры[править]

« ты создан был по алгоритму

для выполнения задач а я была пропета птицей когда она хотела петь

»
— Пирожок с тропом

Театр[править]

  • «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — собственно, главные герои, два недотёпистых (но недотёпистых по-разному) друга, чьи имена вынесены в название пьесы/фильма.

Литература[править]

  • Если в произведении есть такой персонаж, как доктор Ватсон, он, с большой вероятностью, будет по ряду характеристик противоположен главному герою.

Отечественная[править]

  • «Сивилла — волшебница Кумского грота»:
    • Виргиний и Арпин абсолютно противоположные люди, что не мешает им дружить с детских лет, несмотря даже на то, что их родные друг другу злейшие враги. И что, казалось бы, общего могут иметь слабохарактерный, нерешительный наследник знатного рода и хитрый, себе на уме, силач-бастард?
    • Турн Гердоний и Юний Брут тоже составляют такую пару. Первый — суровый прямолинейный воин, воспитанный по образцу своих предков неведомо с каких давних доримских времён, второй — хитрец, готовый сколько угодно ждать, переступив через свою гордость, пока придёт время действовать, а до тех пор согласен изображать шута. Однако же прекрасно друг друга понимали, несмотря на такое несходство.
    • Женский вариант в последней книге: слабая, меланхоличная Арета и волевая, решительная Фульвия. Их дружбы не разрушила даже общая любовь к одному и тому же мужчине. Напротив, только сделала их ближе, так как у первой любовь — обречённая, а у второй — неразделённая.
  • Олимпиада Шишкина, «Смутное время» — князь Михаил Скопин-Шуйский и рязанский воевода Прокофий Ляпунов. Оба, конечно, патриоты, заботятся не только о своём благе, но и о счастье России, но и его порой понимают по-разному. Михаил — практически идеал политика и полководца: дальновидный стратег, всегда одерживающий победы, несмотря на молодость, искусный дипломат, в котором люди справедливо видят единственную надежду на спасение. При этом, Михаил также искренне служит своему дяде, избранному царём Василию Шуйскому, обожает своих мать и жену. Тогда как Прокофий Ляпунов — байронический герой, типичный для времени написания книги, дерзкий смутьян, готовый ставить царей и свергать по своему желанию. Автор его даже однажды сравнила с мятежным духом, то есть, с самим Сатаной. В семейной жизни он также разочаровался, что его и побудило броситься в политику. При этом, Михаилу Прокофий очень предан, слушается его, как никого другого, но и его не всегда правильно понимает: так, предложил Михаилу стать царём, при живом Василии Шуйском. Михаил отказался наотрез, но это известие против него настроило его родственников, и, вероятно, стоило ему жизни. После его смерти Ляпунов возомнил себя мстителем и повёл войско на Москву, совершенно вопреки последней воле Скопина-Шуйского… Словом, получается грустная деконструкция тропа: друзья с противоположными характерами — это, конечно, хорошо… пока они вправду заодно и не проявляют неуместных инициатив. Особенно когда речь идет не о простых обывателях, а о заметных политических фигурах. Как это бывает у таких дружеских пар, у них и внешность подчеркивает различие характеров: оба описаны как богатыри и красавцы, но, в соответствии с темпераментами, Скопин-Шуйский — мягкий шатен, Ляпунов — жгучий брюнет.
  • Николай Шундик, «Быстроногий олень» — рассудительный, всегда сдержанный Гэмаль и вспыльчивый, беспокойный Айгинто. Умудряются всегда не только ладить между собой, но и успешно делать общее дело.
  • А. Анненская, «Тяжёлая жизнь». «Как по характерам, так и по наружности они составляли совершенную противоположность друг другу. Полненькая, краснощекая девочка, с живыми, карими глазками и пунцовыми губками, всегда открытыми для смеха и болтовни, девочка, увлекающаяся всем добрым, хорошим и быстро забывающая свои увлечения, готовая в одну минуту самым жестоким образом оскорбить человека, а в другую осыпать его самыми горячими изъяснениями любви, немного капризная и требовательная, как все избалованные дети, но в то же время чувствительная и великодушная, учившаяся отлично, благодаря своим блестящим способностям и приватным урокам, но никогда не относившаяся к учению особенно серьёзно, — вот какова была Надя. Рядом с ней ещё резче бросались в глаза особенности Маши, её худоба, бледный цвет её лица, не по летам серьёзный, вдумчивый взгляд ее больших, серых глаз, выражение твердой воли на её тонких, редко улыбавшихся губах. „Странная дружба“, с усмешкой замечали классные дамы, видя, как эти две во всем несходные девочки, крепко обнявшись, прохаживаются по коридорам гимназии, как нежно целуются при встрече и прощанье».
  • Анна Антоновская, «Великий Моурави»: вообще-то, команда «барсов» гораздо больше — настоящее военное братство, завязавшееся с детских лет, но среди них особенно близкими друзьями были Даутбек и Дмитрий. Насколько первый во всех случаях хладнокровен и сдержан (даже друзья иногда «толстокожим буйволом» зовут), настолько второй горяч, вспыльчив и не в меру задирист. Настолько были близки, что Даутбек даже отказался от полюбившейся девушки, зная, что его друг выбрал навсегда остаться одиноким из-за давней безответной любви. В последнем бою «барсов» Дмитрий и погибает со словами: «Даутбек за меня! Я за Даутбека!» (а тот погиб ещё несколькими годами раньше).
  • Исай Калашников, «Жестокий век» — нойон племени мангут Хулдар, побратим («анда») нойона племени уруд Джарчи, вовсе не похож на своего неразлучного товарища. Хулдар коротконог и мордаст, а Джарчи тощ и горбонос, Хулдар насмешлив и разговорчив, Джарчи угрюм и все больше отвечает на риторические вопросы друга.
  • «Волшебник Изумрудного города» — Страшила и Железный Дровосек, естественно! Их спор о том, что важнее, сердце или мозги, запоминается как одна из основных деталей первых книг, и отражает споры всех физиков и лириков.
    • В фанфике «Изумрудный дождь и другие повести», написанном Юрием Кузнецовым, такой дружеской парой становятся Ильсор и Кау-Рук, сумевшие проявить лучшие качества арзаков и менвитов (даже менвитский гипноз в итоге пригодился).
  • Хольм ван Зайчик, в серии повестей под общим названием «Плохих людей нет» («Евразийская симфония») главные герои — «силовик» Багатур Лобо и «законник» Богдан Рухович Оуянцев-Сю. Багатур и Богдан составляют контрастную (и вполне традиционную для детективного жанра) пару сыщиков: розыскник-оперуполномоченный органов внутренних дел (Лобо) и следователь прокуратуры (Оуянцев)
  • «Понедельник начинается в субботу» — Фёдор Симеонович Киврин и Кристобаль Хунта. Первый — вальяжный, всегда добродушный сангвиник, второй — резкий, вспыльчивый, и к тому же бывший великий инквизитор. В то время как Киврин в своё время немало пострадал от его практически коллег, если не по вере, то по специальности. Плюс Киврин всегда хочет помочь младшим коллегам, а Хунта не терпит благотворительности. Но всё это никак не мешает их, судя по всему, многовековой дружбе. Хотя разругаться шутки ради любят, но заканчивается это совместным распитием.
    • Отношения главгероя с тем же Хунтой, похоже, идут к этому же тропу. Жаль, авторы серию не продолжили.
  • Кир Булычёв, цикл об Алисе Селезнёвой — Пашка и Аркаша, лучшие друзья главной героини. Пашка — неугомонный авантюрист, вечный двигатель в человеческом облике, умеющий и других провоцировать на поступки, каких сами бы ни за что не совершили; увлекается множеством дел сразу, но редко что может довести до ума. Аркаша — усидчивый, рассудительный «ботаник». Алиса как-то замечает о них: «Совершенно непохожи, и всё-таки похожи». Сама она, составляя вместе с ребятами фрейдистское трио, с каждым из них по отдельности тоже составляет пару с противоположными характерами.
  • Владимир Кунин, «Иванов и Рабинович, или „Ай гоу ту Хайфа!“» — заглавные герои: брутальный работяга Арон Моисеевич (в браке Иванов) и хитроумный снабженец Василий Петрович (в браке Рабинович).
  • «Волкодав» (см. эпиграф) — сам Волкодав и Эврих. Волкодав и Тилорн отчасти тоже, но с Эврихом он взаимодействует гораздо больше, тут уж вся их противоположность проявляется наглядно.
  • «Отблески Этерны» — Жермон Ариго и Ойген Райнштайнер, Повелители-Сами-Не-Знают-Чего. Более разных людей трудно найти — честный и открытый, достаточно горячий Жермон, и всегда холодный, невозмутимый, как айсберг, Райнштайнер. Ещё и внешне полная противоположность — в соответствии с темпераментами, жгучий брюнет и ледяной блондин!
  • «Хроники странного королевства» — король Шеллар (рациональный макиавеллист) и шут Жак (чувствительный и ранимый гедонист).
    • Шеллар вообще умеет находить себе друзей с противоположными характерами. Трудно сказать, как это ему удаётся, но факт. Шеллар и Элмар (хоть они и родственники). Шеллар и Кантор. Шеллар и Орландо. Шеллар и Ольга (да, дружба мужчины с женщиной!). Даже Шеллар и Харган. Все очень по-разному, но, безусловно, противоположные характеры. Легче сказать, у кого с Его Величеством есть хоть какие-то общие качества. У Флавиуса разве что, да ещё у Элвиса, но с последним дружба весьма своеобразная.
      • Да даже Элвис. Подчеркивается, что его хладнокровие и рациональность — маска. Настоящий Элвис обладает весьма шкодливым и вспыльчивым характером и на Шеллара совсем не похож.
    • Оттуда же — Кантор и Орландо. И нет, они не братья, что бы там ни подозревал товарищ Амарго.
    • Женский вариант — леди-воительница Кира и Ольга, несовместимая с какой бы то ни было дисциплиной. Кира и Эльвира, очень женственная придворная дама.
  • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» и далее — Макс и Шурф Лонли-Локли. Рассеянный, безалаберный, неусидчивый, жизнерадостный и склонный к преувеличениям протагонист и хладнокровный, бесстрастный (как минимум в первых книгах, дальше немного оттаивает), педантичный зануда с феноменальной эрудицией, способный за вечер перелопатить библиотеку-другую. Именно случай коллег по работе. Впрочем, без общих интересов тоже не обошлось.
    • Их питомцы — гигантский несмышлёныш Друппи и сухой профессор Дримарондо — находятся в таких же отношениях, даром что собаки.
  • «Школа в Кармартене» — Гвидион и Ллевелис. Первый — скромный, сдержанный, эмпат, сосредоточенный, упорный (можно сказать, человек одной цели), однолюб (и умеет любить «не нуждаясь в ответном чувстве»), уделяет мало внимания своей внешности и одежде. А ещё никогда не спешит с выводами, особенно если об известном ему человеке говорят что-то дурное. Второй — эмоциональный и горячий, порывистый, ветреный, легко вспыхивающий и так же легко гаснущий, скорый на суждения, затевающий кучу дел разной степени успешности (и некоторые из них он даже доводит до конца). Впрочем, это подсвечено в самом тексте романа: «На всех предметах, где рассаживали по складу ума, Гвидион и Ллевелис оказывались в дальних противоположных концах класса».
  • Ирина Измайлова, «Троя. Герои троянской войны» — Ахилл и Патрокл, в соответствии с мифологией. А вот дальше, когда сюжет уходит прочь от общеизвестной канвы, такой парой становятся Ахилл и Гектор, ещё до того, как узнают, что они на самом деле братья. Казалось бы, всё хорошо — Гектор, старший брат и новый царь Трои, рассудительный и дальновидный стратег, и Ахилл, его правая рука, величайший воин своего времени. Только причём же тут тогда «Все выбирают победителей» из уст Гектора?
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте:
  • «Порри Гаттер» — Уинстон Мордевольт и Югорус Лужж постепенно становятся такой противоположной парой, после того, как последний пригласил первого преподавать в Первертсе. По крайней мере, мечты и взгляды на жизнь у них действительно прямо противоположны: Мордевольт — реабилитированный преступник, придумавший способ отнимать магию, потому что хотел доказать, что наука сильнее волшебства, а Лужж, напротив, не представляет, как можно что-то делать без магии, и мечтает сделать волшебниками всех на свете. А все-таки нашли общий язык!
    • Фрейдистское трио, а затем квартет главных героев тоже состоит из очень разных между собой личностей (Порри Гаттер, Мергиона Пейджер, Сен Аесли и Амели Пулен), но именно парами они почти не взаимодействуют, хотя, конечно, если взять любых двоих из них, противоположные качества будут налицо.
  • Лев Толстой, «Война и мир» — Пьер Безухов восхищается решительностью Андрея Болконского, а тот в свою очередь — его глубокомысленностью. Андрей холоден — Пьер слишком чувствителен. Пьер громоздкий и неуклюжий — Андрей красив.
  • Иван Гончаров, «Обломов». Собственно, Обломов — лентяй и бесплодный мечтатель, и активный, но менее поэтичный по духу Андрей Штольц.
  • Э. Александрова, В. Лёвшин, «Искатели необычайных автографов» — Мате и Фило. Противоположны во всём — от внешности и характера до любимых напитков и домашних животных, один — математик, другой — любитель изящной словесности… и всё-таки они дружат. А заодно и демонстрируют подрастающему поколению, что между гуманитарными и техническими науками не так уж и мало связей.
  • Михаил Елизаров, Pasternak. Цыбашев — православный священник, Льнов — киллер и бывший неоязычник, Любченёв — фрик-социопат и почитатель Брежнева, а Лёха — просто в меру буйный гопник.

Зарубежная[править]

  • В. Гюго, «Девяносто третий год» — Симурдэн и Говэн.
  • А. Дюма:
    • «Графиня де Монсоро» — брат Горанфло и Шико, хотя в их дружбе есть немалая доля расчёта, взаимная привязанность всё же искренняя. Горанфло ест и пьёт много и эпично, и наслаждается каждым глотком и кусочком, невзирая на то, что монах. И, конечно, любит «а поговорить». Шико — королевский шут, дворянин, в фаворе и при деньгах, не бедствует, но живёт много скромнее, чем мог бы себе позволить. Каждое его слово по делу и в точку. Профессия сказывается. Кормит и поит Горанфло до потери пульса, сам же остаётся в твёрдом уме и готовым к действию.
      • Шико и король Генрих III — тоже сюда.
    • «Три мушкетёра»: Д’Артаньян — во многом противоположен всем троим друзьям, в разных их качествах. Отчаянный (и в первые 20 лет не особо удачный) карьерист, в отличие от Атоса, которому дорога честь службы, а не возможность выслужиться. Плохо образован, в отличие от эрудита Арамиса (который, в свою очередь, менее образован чем Атос). Способен на хладнокровную интригу и дипломатический подход, в отличие от предпочитающего брать силой и физическим очарованием Портоса. Есть и другие различия, но отношения героев проработаны тонко, все они дополняют и оттеняют друг друга.
  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате» — Гайавата, Чайбайабос и Квазинд.
  • Жюль Верн, «Дети капитана Гранта» — молчаливый невозмутимый стоик майор Мак-Наббс и не замолкающий вечный ребёнок Жак Паганель.
  • Жозеф Рони-старший, «Пещерный лев» — Ун и Зур. Ун, сын Быка — силач, больше всего любящий приключения, будучи уверен, что справится с любыми, самыми опасными существами. Зур, последний из Людей Без Плеч (какая-то иная разновидность первобытных людей), напротив, всегда осторожен, рассудителен и хитер.
  • Рафаэло Джованьоли, «Спартак» — сам лидер восставших рабов, Спартак, мудрый и рассудительный человек, образованностью не уступавший римлянам, и один из его главных соратников, Эномай, грубый и вспыльчивый варвар, к тому же легко поддающийся чужому влиянию, как оказалось. Вместе готовили восстание гладиаторов, вместе сражались, но различие характеров всё-таки стало роковым. Эномай не мог понять целей Спартака, и под влиянием Эвтибиды предал его.
  • «Властелин колец» — с прикрученным фитильком Леголас и Гимли. Не то чтобы их характеры были прямо противоположными, но разница ощутимая.
    • Зато они принадлежат к разным расам, которые к тому же в описываемый период друг друга ощутимо недолюбливают. И необычность такой дружбы несколько раз подсвечена в тексте.
    • Возможно тут имеет место и разница поколений. Как не крути, Леголасу уже более пятисот лет, а Гимли — молодёжь, ещё и ста лет не стукнуло. Впрочем, с точки зрения своих родичей, Леголас тоже молодёжь.
      • Вообще-то Гимли 139 на момент собрания в Ривенделле, самый расцвет гномов. Насчёт возраста Леголаса неизвестно, но большая часть фанатов сходится на том, что ему «чуть» меньше 3000 лет. По меркам эльфов ещё молодёжь, но близок к какой-никакой зрелости.
  • «Плоский мир» Терри Пратчетта — матушка Ветровоск (холодность, умеренность до аскетизма, самоконтроль, нелюдимость, старая дева — в свои 70 с гаком ещё девушка) и нянюшка Ягг (общительность, весёлый характер, 20 детей, было несколько мужей и куча любовников, любит поесть и выпить). В первых книгах — Ринсвинд (О ужас, я сейчас умру!) и Двацветок (со мной не может случиться ничего плохого; потом правда немного умнеет). Дальше Ринсвинд и Библиотекарь (не слишком покладистый орангутан).
  • «Гарри Поттер» — Сириус Блэк и Римус Люпин во взрослом возрасте, как продукт полураспада квартета Мародёров, Гермиона Грейнджер и Луна Лавгуд.
    • Очень сильно с фитильком. Первые два друзьями так и не стали (максимум терпели друг друга), вторые поддерживали хорошие отношения, но не более.
  • «Ведьмак» — Геральт (профессиональный охотник на нечисть, угрюмый и немногословный, однако образованный и обладающий даром красноречия, просто редко пускающий его в ход) и Лютик (бард и щёголь с темпераментом сангвиника, глубинной раздолбайской сущностью и комичными претензиями на амплуа умника).
  • Роберт ван Гулик, рассказы о судье Ди — Ма Жун и Цзяо Тай, помощники судьи Ди. Первый — жизнелюбивый бабник и любит вкусно поесть, второй — местами излишне благородный и вечно серьёзный. На выходе получаем Тита Пуллона и Луция Ворена в средневековом Китае.
  • Мэри Шелли — «Франкенштейн». Виктор Франкенштейн — хмурый технарь и Генри Клерваль — всегда готовый поддержать друг-гуманитарий.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — Эндрю и Рене, насколько вообще слово «дружба» применимо к Эндрю. Но с изрядным фитильком, поскольку они похожи куда сильнее, чем кажется на первый взгляд, что отлично раскрывается в дополнительных материалах.
  • Семиевие — Айви и Дина, которых ещё до прилёта Агента записали в противницы. Айви — отличница, авторитетна у коллег, фотогенична, когда-то была военным пилотом. Дина — гик и пацанка, выросшая с отцом и братьями на разработках разнообразных шахт, работает на частную фирму и занимается в основном роботами, а о медиа вообще редко вспоминает. На самом деле дружны, но в конце концов перестали пытаться бороться с мнением окружающих и перенесли дружеские встречи в уединённую обстановку.

Кино[править]

  • «Смертельное оружие» — дуэт главных героев, Мартин Риггз и Роджер Мёрто. Первый — псих с наглухо отмороженным чувством самосохранения, который обожает подкалывать и разыгрывать своего серьёзного коллегу, второй — добропорядочный семьянин и законопослушный офицер полиции.
  • «1+1» («Неприкасаемые», 2011) — Филипп и Дрисс. Первый — богатый и культурный аристократ, второй — темнокожий житель гетто, который недавно вышел из тюрьмы. Первый — инвалид, второй стал кандидатом в его помощники, дабы получить отказ и начать получать пособия по безработице, но неожиданно именно его приняли.
  • «Зеленая книга» — в некотором роде инверсия «Неприкасаемых». Темнокожий интеллигент и музыкант Дон Ширли и светлокожий хамоватый вышибала и простак Тони Валлелонга.
  • «Пираты Карибского моря» — шутки ради аж две пары «жирный и тощий». Пинтель менее образован, чем Раджетти (то и дело припоминающий иллюстрирующие происходящее вокруг литературные примеры), но более спокоен и рационален.
    • Пинтель и Раджетти (пиратская пара) раскрыты всё же лучше, чем таковая из королевского флота.
  • «Marvel Cinematic Universe» — Стив и Тони, разумеется! Деконструкция как в фильмах, так и в комиксах, так как их дружба всё больше и больше трещала по швам из-за постоянных противоречий, и, наконец, всё вылилось сначала в Раскол Мстителей, в котором Тони вёл одну команду, а Стив — другую, а затем и в судьбоносную схватку между Стивом и Баки с одной стороны и Тони с другой, начавшуюся с того что Тони узнал что Баки под контролем Г. И. Д. Р.Ы убил его родителей. В Финале они всё-таки помирились, сначала вместе отправились в прошлое за Камнями, а затем вместе приняли битву с Таносом и его армией, правда Тони её не пережил.
    • Туда же — дружба Ракеты, генетически-модифицированного енота с плохим характером и нездоровой любовью к оружию и чужим протезам, и Грута, дружелюбного и слегка задумчивого живого дерева.
  • «Звёздные войны: Изгой-один» — Чиррут Имве и Бейз Мальбус. Идеально сработанные и зеркально разные, даже на вид. У Бейза комбез и брутальная грива — у Чиррута тряпки в тибетском стиле, а волосы по-армейски короткие. Бейз — по-собачьи верный и сугубо прагматичный амбал с пушкой, а ловкий (невзирая на слепоту) и глубоко верующий Чиррут заменяет ему ум, честь и шило в пятой точке моральный компас. Впрочем, оба способны жёстко навалять врагу и терпеть закидоны друг друга.
    • В расширенной вселенной, суровый и никогда не улыбающийся Мейс Винду и троллящий всё живое (кроме Мейса, опасно) Ник Росту. С фитильком — Мейс и Кит.
  • «Движение вверх» — главный герой, порывистый, чуткий, где-то даже дерзкий Владимир Гаранжин и более осторожный и расчётливый Григорий Моисеев.
    • Сергей Белов и Модестас Паулаускас.
  • «Путь Каттера» — Ричард Боун и Алекс Каттер.
  • «Приключения Петрова и Васечкина» с продолжениями — главные герои, компактный брюнетистый холерик и генератор идей Петя Васечкин и более плотный и рослый русоволосый сангвиник Вася Петров, менее сообразительный, зато упёртый в том, что берёт на себя. С возможной скидкой на сюжетные характеры под троп подходят и исполнившие их роли друзья с детства Егор Дружинин и Дима Барков.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Хаус» — Хаус и Уилсон. Их дружба во многом основана на притяжении противоположностей, ведь Уилсон общительный и открытый человек, а Хаус замкнут и груб.
  • «Шерлок» — у этой версии Холмса талант заводить таких: Джон Ватсон, Грегори Лестрейд, Мэри Морстен, Молли Хупер
  • «Звёздный путь» — Кирк и Спок же! В оригинальном сериале их дуэт буквально делает шоу, во многом — именно благодаря контрасту между бравым капитаном и хладнокровным загадочным полувулканцем.
    • Правда, это ещё вопрос, кто является более яркой противоположностью Спока — Кирк или Маккой. По крайней мере, споры Маккоя и Спока о том, что важнее — эмоции или логика, стал визитной карточкой сериала.
  • «Мерлин» BBC — стопроцентное might vs. magic в исполнении Артура и Мерлина соответственно. Артур — один из лучших воинов страны, при этом экстраверт и порядочный задавака. Мерлин — маг-вундеркинд, вынужденный скрывать свою силу и действовать исподтишка.
  • «Зена — королева воинов» — сама Зена и Габриэль, естественно. Что может быть общего у великой воительницы с тёмным прошлым и сбежавшей из дома деревенской восторженной девчонки?
  • «Папины дочки» — Сергей Васнецов, бескорыстный, целомудренный и слегка недотёпистый, и Андрей Антонов, оборотистый наглый бабник.
  • «Рим» — Луций Ворен и Тит Пуллон же!
    • Там же, во втором сезоне: Октавиан, холоднокровный интриган и пуританин, дипломат но не воин… и его друзья: влюбчивый, искренний и неумеющий врать вояка Агриппа и утончённый эрудит и сластолюбец Меценат.
  • «Игра престолов» — Джейме Ланнистер и Бронн Черноводный. Первый сравнительно верный рыцарскому долгу аристократ, второй прагматичный, язвительный и верный исключительно звону монет солдат-наёмник. Еще Бронн дружит с Тирионом Ланнистером… но когда в 8 сезоне он получил задание убить братьев, то делать этого не стал, хотя мог бы.
  • «Тайны острова Мако», 2-й и 3-й сезоны — лучшей подругой русалки-цундэрэ Ондины была… относительно мягкая Мимми, которая в 3-м сезоне даже гасила конфликты между ней и Вейлан.
  • «Бюро магических дел» — феи из класса Максвелла, Лили и Рокси, подружки, хотя Лили слишком мягкая и наивная, а Рокси — умная брюнетка, изучающая всё слишком пристально. В основном касается 1 сезона, в меньшей степени распространяется на 2 сезон, где Лили отрастила бороду, хотя наивность в отношении к Бену Риду всё же осталась (ну а что, Рокси и Питер же пара, так ведь?).
    • Ещё сюда абсолютно весь круг общения Кайры, по понятным причинам (ну, трилинг с магией Сферы Лемурии в 9 серии 1 сезона с перерывами на финал 18 — середину 20 серий 1 сезона и финал 17 — середину 20 серии 2 сезона, такая ситуация неминуемо приводит к этому тропу даже без учёта характера): Матильда явно претендовала на лидерство в школьной баскетбольной команде и магией не обладала (раз ей даже стёрли память, и данная операция такого рода была единственной полностью удачной вообще за весь сериал), Питер — житель Страны Эльфов, хотя с Рокси таки стал встречаться, Лили слишком наивная, Рокси слишком умная, Имоджен — та ещё коза, отчим тоже магом не был, всего лишь городским полицейским, Дарра — большой поклонник досуговой сферы, хотя всё же страховал пару раз…
    • Ну и Имоджен и Тайла сблизились во 2-м сезоне плотно, хотя первая — эльфийка, а вторая — халфлинг не в максвелловской комбинации (Максвелл — эльф и человек в одном лице, а Тайла — фея и человек). Бонусные очки в 6 серии 2 сезона, когда Тайла пошла на задание не с феями Лили и Рокси, а с эльфами Имоджен и Даррой.

Мультфильмы[править]

  • «Тимон и Пумба» (кстати, копиркины вышеупомянутых Розенкранца и Гильденстерна, как Король Лев — копиркин Гамлета): оба весёлые раздолбаи, при этом первый хитрее, практичнее и эгоистичнее, а второй простоват, но более чуток, тактичен и внимателен.
  • «Дорога на Эльдорадо»: оптимистичный и отважный романтик Мигель и расчётливый и осторожный Тулио. Пополам с тропом «красный — горячий, синий — холодный».
  • «Рататуй» — крысик Реми и человек Лингвини.

Мультсериалы[править]

  • «Кибер-шесть» (1999) — молодые школьные преподаватели, биолог Лукас Амато (общительный мощный блондин) и литератор Адриан Сейдельман (скрытный худощавый брюнет). Выглядят как типичный дуэт «сильный плюс умный», но это лишь на первый взгляд. Ох, знал бы Лукас, что его лучший друг и коллега — на самом деле его же переодетая возлюбленная-суперсолдат, вынужденная шифроваться под юношу, чтобы скрываться от своего генетического отца — беглого нацистского доктора фон Рихтера…
    • Ещё под троп подходят младший брат главной героини Базис-седьмой (или же, в зависимости от перевода, Дата-семь) и беспризорник Джулиан, хотя это, скорее, «мальчик и его пёс» (в данном случае разумная пантера).
  • «Смешарики»:
    • Союз Копатыча и Лосяша — педаль в пол. Первый — спокойный, простодушный, бесхитростный, работящий и насмешливый огородник, влюблённый в своё хозяйство. А второй — хитрый, дальновидный, романтичный, интеллигентный, склонный к коварству невыносимый гений и фанатик науки, готовый ради неё, по отзыву одного из зрителей, «продать своих друзей».
    • Гиперактивный, импульсивный, не способный усидеть долго на одном месте Крош больше всех дружит с послушным, обстоятельным и рассудительным Ёжиком.
  • «Охотники на драконов» — Лиан-Чу и Гвиздо, буквально по всем параметрам. Проще перечислить на пальцах одной руки, что общего у этих названых братанов: оба числятся драконоборцами, оба в целом неплохие альпинисты и малообеспеченные холостяки, которые при этом хорошо относятся к детям. Ну и ещё ровесники, выросшие в одном и том же приюте. Ну и ещё оба люди.
  • «My Little Pony» — Шестёрка главных героинь: каждая из них является вполне себе сформированной личностью со своими собственными фишками и тараканами. Настолько, что можно взять каждую и без всякого труда противопоставить ей любую из пяти оставшихся подруг. Однако их различия и непохожесть не мешают им быть лучшими друзьями, которые прошли весте через множество испытаний. В сериале прямо об этом говорится и множество серий строится именно на взаимодействии двух непохожих характеров, которые сталкиваются с определённой проблемой и преодолевают её исключительно общими силами, дополняя друг друга.
    • Интересный вариант с дружбой Старлайт Глиммер и Санбёрста. На первый взгляд сложно отыскать более контрастных персонажей. Решительная, напористая и импульсивная, но по-своему мудрая и проницательная Старлайт — одна из самых сильных и талантливых волшебниц в Эквестрии… И робкий, замкнутый, тихий интеллектуал Санбёрст — никакущий маг, зато знает о магии едва ли не больше всех в сериале (как минимум в чистой теории превосходит Твайлайт Спаркл). Они очень непохожи, но прекрасно взаимодействуют и дополняют друг друга. Субверсия здесь в том, что на самом деле внутренне они не так уж и отличаются друг от друга, разделяя многие качества и проблемы вроде моральных трудностей, социальной неловкости и общего неприятия общества, — просто методы борьбы с этими проблемами выбрали диаметрально противоположные.
  • «Корабль „Математика“» — с прикрученным фитильком: хотя животные и не имеют ярко выраженных черт характера, всё же можно выделить Обезьяну и Тигра. Они постоянно вместе, хотя дружба между хищников и травоядным была бы маловероятна.
  • «RWBY»:

Комиксы[править]

  • «Астерикс и Обеликс», конечно же.
  • Железный человек и Капитан Америка же. Среди состава Мстителей.
    • Человек-Паук и Росомаха. Питер сообразительный, веселый и добрый, как-то раз выкинул Логана из окна башни Мстителей. Логан грубый, циничный и упрямый, как-то раз пырнул Питера когтями. И еще пара конфликтов по мелочи… Но они оба хотят делать мир лучше и в ходе многих столкновений и сотрудничеств научились ценить и уважать особенности друг друга.
  • DC: Зелёные фонари Хэл Джордан и Киловог.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck. Серьёзный и ответственный «крутой парень» Дейв и по-детски наивный Джон. Помешанная на законе и справедливости Терези и преступница Вриска. Вообще, почти все лучшие друзья в комиксе — противоположности друг друга.
  • Stand Still. Stay Silent («Замри. Замолчи»)- Эмиль и Лалли

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Bleach: Ичиго Куросаки и Урю Исида. Рыжий Ичиго имеет репутацию прогульщика и хулигана. Брюнет Урю получает только высшие отметки и посещает (!) кружок (!!) вышивания (!!!). Куросаки — синигами (точнее, адская помесь синигами, Пустого и квинси), а Исида — чистокровный квинси, которому положено всех синигами ненавидеть. Куросаки носит меч и в бою чаще всего поступает по принципу «рубану по чему попало, а там посмотрим»; предел его хитрости — это приберечь сильнейшую атаку напоследок. Исида — лучник (хотя фехтовать в принципе умеет) и мастер тактического расчёта, благодаря чему умудряется переиграть даже заведомо более сильных противников.
    • В детстве таковыми были самоуверенный и достаточно нахальный Базз-Би и скромный и неуверенный в себе Юграм Хашвальт. После вступления в Штернриттеры стали больше похожих на заклятых друзей.
  • Girl’s Last Tour: миниатюрная азиаточка Чито и высокая блондинка Ю непохожи характерами и навыками настолько, насколько это вообще возможно для девочек-подростков, выживающих в опустошённом мире.
  • Берсерк — до Затмения такими были (или по крайней мере казались) Гатс и Гриффит. Первый — мрачноватый, угрюмый, брутальный парень, прямой как лом, взрывной по характеру, но при этом горой стоит за своих немногих друзей и верен им до последнего. Второй — спокойный, слащавый, хладнокровный и дальновидный товарищ (крутой генерал в свои 23), внешне похожий на принца из сказки, при этом безжалостный интриган, готовый ради мечты пожертвовать даже самыми верными ему людьми.
  • Code Geass — два лучших друга и злейших врага, антигерой Лелуш Ламперуж и антизлодей Сузаку Куруруги. Их конфликту мировоззрений посвящён практически весь сериал. Первый — суровый макиавеллист (о чём во всеуслышание заявляет), готовый ради идеалов поставить мировоззрение раком, не считаясь с жертвами в том числе и с собой. Второй — подчёркнуто рыцарственный идеалист-романтик и беспринципный предатель-коллаборационист, стремящийся всё решить мирным и безвредным для всех путём. Правда, действует он так же, как и его заклятый друг, в перерывах между предательствами разглагольствуя о чести и недопустимости обоснования средств целью.
  • Fullmetal Alchemist — Рой Мустанг и Маэс Хьюз же. Казалось бы, что может объединять отважного полковника, неисправимого ловеласа и амбициозного лидера с хорошим парнем, примерным семьянином и беззаботным кабинетным служащим.
  • Shingeki no Kyojin — Эрен Йегер и Армин Арлерт (единственный, кстати, друг Эрена до появления Микасы). Грубоватый, вспыльчивый, напористый и прямодушный юноша, всегда рубит с плеча и действует очертя голову; и тихий, плаксивый, осторожный и неуверенный мальчик, при этом мастер хитрых планов и тактических манёвров.
  • Люпен Третий — оптимистичный и бесшабашный Люпен и более уравновешенный, рассудительный и ворчливый Дзигэн.
  • Naruto — Наруто и Саске. Простодушие против расчёта, жизнерадостность против байронической мрачности, сострадание против холодности, стремление заводить друзей на ровном месте (и даже среди врагов) — против сознательного отказа от всех социальных связей.
    • А ещё Сикамару и Тёдзи. Классический тандем «умный» + «сильный», подчеркнутый ещё и техникой боя — манипуляция с помощью нематериальных теней у Сикамару, чисто физическая мощь у Тёдзи.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — Камина и Симон. Разница в возрасте (Камина Симону в отцы годится) не меньше, чем в характере. Правда, после смерти Камины Симон чуть ли не превращается в его точную копию, разве что с более холодной головой.
    • Там же — Симон и Росиу после победы над Лордгеномом. Первый вырастает в храброго и самоотверженного вояку, готового ринуться в бой по первому зову сердца, второй — в холодного расчётливого манипулятора, предпочитающего бою закулисную борьбу и многоступенчатые планы. В итоге, отправив Симона на казнь, обрёк на верную смерть половину населения Земли и чудом не стал злодеем, в то время как Симон жизнь на планете от смерти спас и простил друга, перед этим хорошенько врезав ему в челюсть, чтоб не психовал без повода.
    • В последнем походе Росиу сменил Вирал, прожженный циник и вообще рыцарь в ржавых доспехах с яркими чертами антигероя. Не мудрено, что Симон с Виралом непохожи, ведь раньше последний с Симоном сражался.
  • «Звуки Небес» — мягкая Фелиция и строгая Рио.
  • Ansatsu Kyoushitsu: дерзкий и харизматичный Карма и спокойный тихоня Нагиса. Подсвечено ими обоими.
  • Qualidea Code: весёлая Майхимэ и замкнутая Хотару.
  • Mahou Shoujo Ikusei Keikaku: заводная Скоростная и молчаливая Риппл, ещё отважная Ля Пусель и скромная Белоснежка.
  • Kono Oto Tomare! — несдержанный, чуть что пускающий в ход кулаки, грубоватый и простоватый Кудо Чика и его лучший друг: сдержанный, вежливый и одарённый Такаока Тетсуки.
    • В ту же кассу «троица идиотов» и Тетсуки.
  • Zero no Tsukaima — знойная общительная сердцеедка Кирхе Цербст и её подруга, спокойная немногословная скромница и книжный червь Табаса.
  • «Легенда о героях Галактики»:
  • «Основатель Тёмного пути» — уравновешенный, терпеливый и дипломатичный Лань Сычжуй весьма заметно контрастирует как с неугомонным, вспыльчивым и прямолинейным Лань Цзинъи, так и с гордым и взрывным Цзинь Лином.
    • «Досточтимое трио» — Не Минцзюэ, Лань Сичэнь и Цзинь Гуанъяо. До того как стали побратимами были хорошими друзьями (во всяком случае в период службы Гуанъяо под началом Минцзюэ) и при этом обладали резко непохожими характерами: Не Минцзюэ в большей степени, Лань Сичэнь и Цзинь Гуанъяо в меньшей (или, если точнее, внешний образ у Гуанъяо был такой же, как у Сичэня, а вот настоящий очень отличным).
    • В адаптациях, ввиду резкой смены характера их взаимоотношений, таковыми становятся протагонисты — Вэй Усянь и Лань Ванцзи.
  • «Бродяга Кэнсин» — Кэнсин и Саноске. Крайне непохожи по характеру, но это не мешает их крепчайшей дружбе: Саноске весь сюжет идёт за Кэнсином в огонь и воду, без всяких колебаний и вопросов, а момент когда Кэнсин теряет волю к жизни откровенно выбивает его из колеи. Кэнсин же в финале прямым текстом заявляет, что доверяет Саноске больше, чем кому бы то ни было.
  • Gabriel DropOut — дружба не таких уж светлых ангелов с не такими уж тёмными демонами. Особенно показателен пример ангела Габриэль и демоницы Виньетты: первая — ленивая и грубая неряха с отсутствующей мотивацией хоть что-то делать, вторая — опрятная и отзывчивая добрячка, на которую всегда можно положиться.
  • Legend of the Sun Knight — судя по всему троп является давней традицией в отношениях Рыцаря Солнце и Рыцаря Кары. По всяком случае обе показанные в романе пары (Нео — Чэйзел и Гришиа — Лесус) именно что по этому адресу: они не только абсолютно противоположны по своим «рабочим» характерам, но и даже в истинных очень расходятся. Но таки да — лучшие друзья.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Inquisition — Каллен и Дориан. Бывший храмовник, серьёзный и собранный, недоверчиво относящийся к магам, — и весельчак-маг из Тевинтера, страны, где магам принадлежит власть. К тому же один гетеро, а другой гей.
    • Во второй части пиратка и авантюристка со склонностью к промискуитету Изабелла и строгая, суровая и правильная начальница стражи Авелин Валлен. В принципе, Изабелла и Мерриль (эльфийка, да еще и явно из страны эльфов, а также доморощенный маг крови) тоже подходят.
  • В принципе, такая ситуация может возникнуть в любой стратегической игре, когда союзниками становятся непохожие, а то и противопоставленные друг другу расы.
  • Tales of Vesperia — Юрий и Флинн пробивают педалью дыру даже не до ядра, а на другую сторону планеты — НАСТОЛЬКО они непохожи! Причём их внешнее различие почти такое же — единственно они схожи телосложением.
  • Tales of Zestiria — не настолько сильно, как в предыдущем примере (сильнее уже просто некуда), но Сорей и Миклео имеют весьма разные характеры. Что отнюдь не мешает их крепким дружеским чувствам (настолько крепким, что гетные пейринги Сорея с Розой и Алишей в фэндоме практически не используются).
    • К слову и сами Роза и Алиша весьма друг на друга не похожи. Равно, как и на Сорея. Но по ходу игры все трое становятся верными друзьями.
  • Twin Mirror — Сэм — социопат и изгой с идеальной памятью и Ник — всеобщий любимец и душа компании, который без напоминалок вообще ничего не мог запомнить.
  • Cyberpunk 2077 — Ви и Такэмура при некоторых условиях вполне могут сдружиться. В этом случае они действительно будут представлять собой странную парочку: циничный наёмник, берущийся за любую работу, и самурай, живущий по кодексу чести.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney:
    • Феникс и Майлз. Первый — эмоциональный, иногда наивный хороший парень, постоянно влипающий в неприятности. Второй — стоик, козёл с золотым сердцем и имеет весьма тяжёлое прошлое, которое до конца первой игры не давало ему покоя.
    • Девчушка-попрыгушка Афина Сайкс и стоик с любовью к циничному юмору Симон Блэквилл.
  • Студия Innocent Grey охотно прибегает к подобному в своих работах:
    • Cartagra — милашка Рин и хамоватая Отоха, а также хорошая девочка Такако и разнузданная Нана.
    • Kara no Shoujo — спокойная женственная Юкари и импульсивная пацанка Цудзурико/Тодзико.
    • Uro no Shoujo — всё та же ответственная вежливая Юкари и ехидная ленивая Коханэ.

Музыка[править]

  • «Медленный, но живой» Хельги Востточный Ветер — вся песня строится вокруг противопоставления двух непохожих товарищей, один из которых — медленный, но живой, а другой — наоборот.

Прочее[править]

  • Мюзикл «Wicked»: Эльфаба и Глинда
  • Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична — персонажи эстрадных номеров дуэта Вадима Тонкова и Бориса Владимирова.
  • Хрюн Моржов и Степан Капуста из «Тушите свет» и «Красной стрелы»
    • Получили этот троп в наследство от своих прототипов, Хрюши и Степашки из культовой передачи «Спокойной ночи, малыши».