Неприемлемый финал

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« Нет, такая концовка не годится! Надо другую! »
— Безумный Белка
« Плохой конец — заранее отброшен.
Он должен,
должен,
должен быть хорошим!
»
— Бертольд Брехт

Когда режиссёр снял как хотел, а студия поморщилась.

Когда студия издала, а критики скривились.

Когда критики в восторге от тизеров, а зрители на тестовом показе обещают набить морду режиссёру…

Это он. Это — неприемлемый финал. В нём что-то, а иногда и вообще всё вызывает возмущение несправедливостью, неправильностью, неоднозначностью и массой других вещей. Хотя иногда у успешного фильма финал может оказаться неприемлем чисто с коммерческой точки зрения — потому что сюжетная линия закрыта, и сиквел сделать невозможно. Или из-за попадания в рейтинг R пришлось заменить финальную битву Добра и Зла на братание, чтобы фильм можно было показывать детям и вообще в прайм-тайм, и увеличить за счёт этого аудиторию. Или режиссёру отсыпали денег, и тот решил, что та дешёвка, которую пришлось сделать в конце по причине дефицита бюджета, совершенно не катит.

В большинстве случаев неприемлемый финал заменяют на нормальный, и во многих случаях неприемлемый финал не является сливом финала. Однако кому-то он очень сильно не понравился, и из-за этого, вне зависимости от причин, студия потратила кучу бабла на то, чтобы его переснять.

Не путать со слитой концовкой. У неприемлемого финала всё в порядке с логикой и обоснованием — неприемлемым он становится по чисто эмоциональным или коммерческим причинам (а если зритель не принимает финал по эмоциональной причине, для продюсера это вполне коммерческая причина требовать переделки). Слитый финал — это когда автору всё откровенно надоело. Или он накрутил такого, что не знает, как закончить. Или просто умер, а произведение заканчивает кто-то другой. По всем этим причинам слитая концовка характерна для опухших сиквелов.

Общий случай, затрагивающий не только концовку — Концепция изменилась.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Трёхгрошовая опера» — специально сделано внутри пьесы. Мэкки Ножа вешают… и тут Пичем разрушает четвёртую стену, объявляет финал неприемлемым, и вызывает бога из машины.
  • В 1935 году советское партийно-музыкальное начальство сочло неприемлемым счастливый финал балета Прокофьева «Ромео и Джульетта». Пришлось переделывать на канонический трагический финал, а оригинальную версию с хорошим концом возродили только в 2008 году.

Литература[править]

  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы» — изначально роман должен был закончиться главой «У тихой пристани», где Иудушка Головлёв женится на своей служанке Евпраксеюшке и спокойно доживает свой век в родовом поместье. Но потом писатель отказался от этой главы и роман окончился смертью Иудушки.
  • «Последнее дело Холмса» — более сложный пример. Это дело закончилось коронной смертью великого сыщика, но так как тело так и не нашли, дальнейшее воскрешение под давлением разочарованных читателей оказалось вполне возможным.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — окончание от Карела Ванека.
    • Это скорее слитый финал — Ванек банально не вытянул уровня коллеги.
  • И. Ильф, Е. Петров:
    • «Двенадцать стульев» — авторы убили Бендера, а потом его пришлось воскрешать.
    • «Золотой телёнок» — изначально имел вполне себе хэппи-энд с женитьбой Бендера на Зосе Синицкой. Но потом авторы решили: а какого, собственно, чёрта делать хэппи-энд мошеннику, бездельнику и шантажисту? Сериал 2006 г. попытался воплотить эту концовку в сочетании с каноничной, но от провала это не спасло.
  • А. Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина» — Зоя и Янссен погибали, Гарин уплывал в закат на дирижабле, и последняя строчка обещала нам, что это только начало приключений инженера Гарина. Советская цензура потребовала покарания зла — и в результате имеем то, что имеем.
  • У «Республики Шкид» есть сиквел «Последняя гимназия», написанный другими воспитанниками школы имени Достоевского. В отличие от довольно идеалистичного оригинала, продолжение вышло сильно темнее и острее. Однако если ШКИДу знают многие, то продолжение оказалось почти забыто и не переиздавалось — уж слишком неприемлемыми там выведены как Викниксор, так и сами воспитанники.
    • Учитывая, что сами авторы потом признавались, что всё темное и острое, написанное ими, было чистой ложью, такой расклад не удивляет.
      • Даладна?! Павел Ольховский (тот самый Саша Пыльников) разве что признался, что несколько перегнул палку с критикой. Да и авторы оригинальной «ШКиДы» уже позднее признали, что как минимум эпизод с Купцом-военным — это выдумка для создания атмосферы хэппи-энда. Опять же, если бы проект Викниксора был таким удачным, вряд ли бы к 1925 году его отстранили. А вот превращение ШКиДы в воровскую «малину» многое объясняет…
  • Леонид Треер, «Происшествие в Утиноозёрске». В предпоследней главе автор, напрямую обращаясь к читателю, пытается обосновать, почему логически вытекающий из событий книги финал, с обнаружением доисторического ящера в Утином озере, является неприемлемым. В итоге финал остаётся открытым.
  • Хайнлайн, «Марсианка Подкейн» — в авторской версии Подкейн погибала, что служило для Кларка толчком к изменению. Издательство сочло такой конец слишком мрачным, поэтому Хайнлайн изменил финал, оставив для Подкейн шанс выжить.
  • Стивен Кинг:
    • «Тёмная Башня»! Ярости значимого процента читателей не было предела, а Кинг ещё и ухмылялся, аргументируя тем, что «любые приключения важнее финала».
    • «Мизери» — по замыслу в конце романа Энни убивала Пола Шелдона, делала для единственного экземпляра «Возвращения Мизери» обложку из кожи писателя (поэтому в романе упоминается, что Энни владеет переплётным делом), а прочие части тела скармливала свинье (ага, свинья по имени Мизери — это было такое чеховское ружьё, а не просто штрих к характеру Энни). К счастью, в процессе работы Кинг передумал.
  • Питер Уоттс, «Ложная слепота»: последняя книга рифтерской трилогии, Бетагемот, обрывается на самом интересном месте — злодей, допустим, побежден, но в одной героине все, кто пережил случившийся апокалипсис (вполне справедливо) увидят главную его причину, судьба другой, которую злодей захватил и пытал на всю вторую половину книги, вообще остается за кадром. И совершенно не понятно, будет ли восстановлена человеческая цивилизация, и, если да, то какой она будет.[1] В эпилоге автор, от лица прогностического ИИ, чуть ли не прямым текстом признается, что не знает, как свою книгу заканчивать. И словно этого мало, сам бетагемот из додревней альтернативной жизни, низведен до скучного биологического оружия.
  • М. и С. Дяченко, «Магам можно все» — изначально Хорт и Ора должны были пройти обряд посовничества и уже вместе работать над проблемами сложности человеческой личности. Но в итоге авторы выкатили финал, где они так и не приходят к согласию, и Ора умирает, хотя Хорт успел заметно измениться (сам или ее руками — загадка).
  • Метавселенная Рудазова — приключения Олега Бритвы должны были оборваться ещё на первой книге: герой от вернувшихся воспоминаний ехал крышей и умирал, пытаясь выцарапать из головы Рабана. Издатель, узрев такую чернуху, фалломорфировал и потребовал переделать, результатом чего и стало решение Рудазова переплести циклы между собой.
    • Что, собственно, и привело к тому, что последняя книга цикла, «Сын архидемона», наполовину представляет собой справочник по мирам, о которых не будет отдельных произведений, и, по мнению части фанатов, просто подпадает под троп Слитая концовка.
  • Сергей Тармашев, «Ареал» — автор пару томов тянет резину и мнёт титьки, вяло описывая противостояние хорошего, но опального ОСОПа и Анклава Сателлита, у которого достаточно ресурсов, чтобы накидать группке из дюжины человек, но нет желания тащиться в чересчур опасную Жёлтую Зону. Ситуация патовая — тот, кто полезет на территорию противника, неслабо отхватит. В седьмой части ОСОП разжился компроматом на преступную правящую верхушку и зашевелился, рассчитывая, что их голос будет услышан. Получилось, как в анекдоте про мужика и медведя («Ну я услышал — легче стало?») Героев, которые просто хотят справедливости (а позднее — победы над расползающимся Ареалом), успешно бьют по всем фронтам. Для начала — в информационной войне («Люди делом заняты, чудо-нефть для всего мира качают, а какие-то террорюги подозрительные на них батон крошат! Госизменой попахивает!»), потом — в классической, раздавая им первоклассных звездюлей с использованием артиллерии и при полном одобрении общественности. Устроив ОСОПу полную «Игру престолов», автор отправляет уцелевших в Эпицентр, потому что больше просто некуда. А там происходит переиначенный финал Lost'а! Все герои опять в сборе (в том числе убитые!), инопланетное создание откровенно заявляет, что этому миру они больше не нужны, поэтому надо двигать в иные миры, где достойные воины всегда в цене. А неблагодарное быдло с планеты Земля, профукавшее шанс на светлое будущее, может и дальше играться со своим Ареалом, который будет злее, но бесконтрольно расширяться перестанет. И возникает к автору вопрос: для чего эти восемь томов? Глубокие и необычайно свежие мысли о том, что всё хорошее развалилось вместе с СССР, и осталась только населённая скотами страна-бензоколонка, а сионистское оккупационное правительство вечно будет сосать кровь у равнодушных людей, можно было выразить за одну-две книги. Некоторые выражают за одну-две страницы A4.
    • Разделение на агнцев (носителей Истинно Русских ценностей и, что важнее, крови Белой звездной расы) и козлищ (всех остальных, хотя бы пассивно помогающих противникам агнцев или даже всецело помогающих агнцам, но в которых больно много примеси не-белой расы) в финале с непременным вознесением агнцев с бесконечно уродливой земли в некий вышний мир и\или уничтожением всех козлищ вообще частая развязка его серий — «Ареал», «Холод», «Каждому свое» (в двух последних герой отнесен к козлищам и дохнет по собственной глупой жестокости или тупо от радиации).
      • В финале "Холода" главгероя с вертолёта на съедение каннибалам бросила именно еврейка.
  • Михаил Мокиенко, «Как Бабы-Яги сказку спасали» — внутримировой пример. Кощей Бессмертный уже готов прикончить солдата Мокея и его сослуживцев, и герой прикрывает свою окаменевшую возлюбленную. Бабушка-Забавушка, которая пишет нашу историю, уже готова поставить в ней точку, но потом исправила её на запятую и написала хороший финал.
  • Игорь Новиков под псевдонимом Чахлик Неумеручий, «Сказка на ночь»: неудавшийся насильник, давно побитый и забытый, устраивает взрыв самолёта со всеми друзьями и девушками Джина, а тот, позаботившись о мести и устроив последний концерт, умирает от сердечного приступа. Читатели были сильно возмущены, а автор правки даже с намёком цитировал приведённую в этой же статье историю про «Рэмбо». В итоге финал был переписан: всё оказалось просто кошмаром, ибо нефиг пить водку с русскими дирижёрами.
    • Вторая книга обрывается фактически на полуслове, но к ней есть небольшая глава-финал: все друзья и подруги прославились и добились успеха, но пережили Джина, которого по-прежнему помнят, любят и уважают. К сожалению, заставить автора изменить и этот финал не получится: он написал его, зная, что может не пережить хемотерапии, что, к несчастью, и случилось.

Кино[править]

  • «Ганнибал»: в одноимённом романе убийца-людоед Ганнибал Лектор и добропорядочная агент ФБР Кларисса Старлинг уезжают в Аргентину и живут там счастливо и со вкусом.
  • «Терминатор 2»: двухминутная сцена в конце, показывающая мирное будущее в 2029 году, в которой в парке на скамейке сидит уже пожилая Сара Коннор, а на рядом расположенной детской площадке играет её внучка и взрослый Джон Коннор. Апокалипсиса не было, а значит, продолжить опухание сиквелов не получится. Потому эту сценку вырезали — а это та самая детская площадка, которая снилась Саре в кошмарах, и семья с ребенком на площадке — Джон и его жена.
    • В «Терминатор 4: да придёт Спаситель» режиссёр предлагал концовку, которая тоже не располагала к продолжениям — Джон Коннор погибал, так никого и не спася, все люди становились киборгами, как Маркус, и война заканчивалась антиутопическим обществом под пятой Скайнета. Этот вариант не попал даже в сценарий, так как был признан неприемлемым и студией, и фанатами — он бы противоречил классическим первым частям, которые в таком случае просто «не произошли», и Коннор оказался бы не героем, а переоценнёным никем.
      • В итоге концепцию с «переоцененным никем» пропихнули в «Темных судьбах», и вышла полная ерунда.
        • Как он может быть переоцененным никем, если его убили в детстве, когда он ещё не мог быть «кем» или «никем»? Никак.
  • «Бегущий по лезвию»: «счастливый конец» был исключён из режиссёрской версии фильма, в итоге получился открытый финал. Потому что «хэппи-энд» подходит этой мрачной ленте чуть менее, чем никак.
  • «Матрица»: по сети долгое время ходил выдуманный кем-то якобы секретный альтернативный финал. В нём Зион должен быть разрушен, Нео гибнет, обесточивая город машин и отключая поля и сервера матрицы. Планета умирает. Внезапно Нео приходит в себя и видит перед собой Архитектора. Оказывается, создатель системы учёл психологию людей — «реальный мир» тоже матрица, так что всех «погибших» ждёт перезагрузка и новая жизнь, как и Нео, который и был теми семью предыдущими избранными. Заменено продюсерами на битву с агентом Смитом и благодушием Бога из машины. Как-то так. Увы, это лишь фанфик, ничего подобного Вачовски не задумывали. Но многим доставляет, хотя и является вторичным по отношению к ранее вышедшим фильмам о виртуальной реальности, где реальность тоже оказывалась виртуальностью, например, «Экзистенция» и «Тринадцатый этаж».
  • «Звёздные войны» — для многих таким стал 9-й эпизод. Воскресение Палпатина обесценило жертву Вейдера в финале «Возвращения джедая», а то, что он ещё и дедушка Рэй, отдаёт совсем уж фанфиками. В финальной драке главный злодей и главная героиня просто стоят и тычут друг в друга Силой, соревнуясь, у кого на лице больше напряжения. Впрочем, многие отмечают, что проблемы начались в 8-м эпизоде, а 9-й стал попыткой по-быстрому отменить его и упихать в один фильм сюжет для двух. То есть после того, как сюжет ушёл в совершенно ином направлении без какого-либо плана, попытка вернуться к прежним задумкам была обречена на провал с самого начала.
  • «Рэмбо: Первая кровь» — Рэмбо, умирающий в конце фильма от рук полковника Тротмана? «Да ну на@#!» — сказала тестовая аудитория[2], в итоге мы имеем то, что имеем.
  • «Я, робот» — как вам понравится концовка в стиле «ушли в закат»? Хуже здесь может быть только «поцелуй и затемнение». Даже не поймёшь, то ли это неприемлемый финал, то ли слитая концовка.
  • Вы, наверное, по наивности думали, что в х/ф «Солт» с Анжелиной Джоли слишком много клюквы? Ещё семь минут, пожалуйста: обещаем золотые купола, махровую клюкву, печатку с серпом и молотом и кровавую гэбню. Просто зацените!

Альтернативная концовка фильма «28 дней спустя»

  • «28 дней спустя» — из альтернативной концовки (см. ролик справа) на тест-просмотре зрители нихрена не поняли и сочли её депрессивной. По замыслу Дэнни Бойла, финальный кадр должен был символизировать то, что теперь Ханна и Селена в любом случае выживут, в то время как зрители решили, что финал означает, что героини идут на верную смерть.
  • «Крепкий орешек 3» — концовка была удалена по настоянию студии, решившей, что она слишком жестока, и после неё будет сложно продолжать франшизу. Сейчас, после выхода «Хорошего дня, чтобы умереть» понятно, что это был коммерчески неприемлемый финал. К сожалению, видео найти не удалось, но если найдёте — зацените. Оно того стоит. (Кажется, это оно самое.)
  • «Блэйд» — на тест-просмотрах зрители так опустили фильм, что большую часть его пришлось переснять. Включая концовку — зрителей совсем не впечатлила невнятная сцена с плохими компьютерными спецэффектами.
  • «Пункт назначения»: зрителям сентиментальный финал был неприемлем, хотелось чего-то более острого и пугающего, а продюсерам хотелось иметь гарантированный задел для продолжений. Результатом стал парижский финал, который открыл дорогу для целой кучи сиквелов.
  • «Обитель зла» — Пол Андерсон счёл неприемлемой «дешёвую» концовку, где через шесть месяцев после инцидента в Улье героиня Милы Йовович устраивает бойню в офисе Umbrella Corporation. Она всё равно это устроила, но позже.
    • Правильно — молодой семье нужны были деньги!
  • Советский фильм «Убийца» (1990) по роману писателя Александра Крашенинникова во многом предвосхитил роман Виктора Пронина «Женщина по средам» и его знаменитую экранизацию Говорухиным — «Ворошиловского стрелка». По сюжету отец повесившейся 13-летней девочки пытается отомстить изнасиловавшему её мажорчику Альке Дюкину и его «шестёрке» Кольке Попову. В итоге наказание понёс лишь «шестёрка» — герой был застрелен Алькиной мамашей, а его жена осталась уже и без мужа. Советскому зрителю, привыкшему к торжеству справедливости на экране, такой финал переварить было трудновато — в итоге фильм практически забыт, в отличие от «Стрелка».
  • «Вам и не снилось» — в литературном первоисточнике финал открытый: протагонист падает из окна, ударяется грудной клеткой о какой-то обломок трубы, страшная боль, тьма застилает взор, занавес. В экранизации заставили сделать хэппи-энд: Роман кое-как встаёт и ковыляет на, возможно, сломанной ноге.
  • Нил Гейман, «Звёздная пыль» — роман заканчивался на довольно печальной ноте: Тристан и Ивейн прожили вместе долгие годы, но из-за биомагического барьера не смогли завести детей. Когда же Тристан умер, Ивейн не смогла вернуться на небеса, и продолжает жить на Земле, оплакивая своего возлюбленного. Очевидно, что при экранизации романа Нил Гейман решил, что сказку нельзя заканчивать так печально, и ввёл в фильм полноценный хэппи-энд — Тристан и Ивейн правили королевством Штормхолд многие годы, жили долго и счастливо, и у них было много детей и внуков. Когда же их срок земной жизни подошёл к концу, они зажгли магическую свечу и вознеслись на небеса как звёзды. И они по-прежнему вместе.
  • В оригинальной концовке гонконгского комедийного боевика «Профессия — киллер» О не только удаётся выжить в финальной перестрелке с Током, но и одурачить бывшего сотрудника Интерпола, заставив его поверить в то, что он погиб, после чего он пускается в бега со своей подружкой. Однако жители Малайзии посчитали, что такая концовка не годится, и для них был снят альтернативный вариант завершения истории, где справедливость торжествует, и выживших главных героев всё-таки ловят полицейские.
  • «Кошмар на Улице Вязов» — Уэс Крэйвен планировал, чтобы первый фильм закончился полноценным хэппи-эндом: Крюгер побеждён Нэнси, её друзья и мама живы-здоровы и вместе встречают новый день. Однако глава студии настоял на плохом финале, намёк на продолжение был получен… тут и понесла-а-ась, как, кстати, и боялся сам Крэйвен.
  • «Леон» — по изначальному сценарию Люка Бессона, после смерти Леона себя взрывала вместе с полицейскими сама Матильда. К счастью, автор одумался ещё в процессе съёмок.
  • «Иди и смотри» — в изначальном сценарии существовал финал с безнадёжным боем партизан и нацистов на горящем торфянике; собственно, именно ради него фильм и назвали фразой из «Апокалипсиса». Однако режиссёр Элем Климов, посоветовавшись со сценаристом, справедливо решил, что такой конец в фильме, который и без того пугает до оледенения потрохов, будет явным перебором.
  • «Звёздный мальчик» (1957). Добрая детская сказка от Оскара Уайльда заканчивалась очень добрым финалом: «Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном». «Ага, щас!», — сказали авторы фильма и сделали нормальный хэппи-энд.
    • В «Сказке о Звёздном мальчике» (1983) и от оригинала-то осталось мало, но финал был настолько счастливый, что выжимал слезу из самих персонажей.
    • А по одной из фанатских версий, в финале сказки Оскара Уайльда джедайская правда: «слишком тяжким испытанием» для героя оказалась королевская власть после скитаний, мучений и рабства, и спустя три года он умер как положительный герой и продолжил править уже тираном.
  • «Ведьмы» — в оригинальной книге Роальда Даля и главный герой, и его приятель так и оставались заколдованными. И если для протагониста ещё было какое-то утешение: облик маленькой незаметной мышки может пригодиться для уничтожения ведьм, а короткий жизненный срок позволит умереть вместе с бабушкой, не оставаясь одному — то вот в случае с Бруно Дженкинсом… Ну право, какие тут ещё нужны комментарии? Создатели экранизации 1990 года изменили финал, введя в сюжет «хорошую» ведьму, которая и расколдовывает героев. И это несмотря на то что автор первоисточника был ОЧЕНЬ сильно против и требовал, чтобы этот эпизод вырезали. Но кто станет слушать литератора, чьи книги имеют подобный финал? Никто, я думаю! А вот снимать ремейк, близкий к оригиналу концовкой было совсем не обязательно! Нечего портить впечатления от хорошего финала экранизации 1990 года, всратыми ремейками подобного рода! Короче говоря, пошёл ты, Роальд Даль !!!
  • «Эффект бабочки» — фильм имеет аж четыре концовки, градирующиеся от полного хэппи-энда до тленного тлена. Последняя, режиссёрская, она же самая сильная и логичная, была люто-бешена освистана при тестовом просмотре, из-за чего массовому зрителю и решили подсунуть пилюлю послаще.
    • А ведь по сути все концовки логичные — всё зависит от того, какая плёнка была поставлена в проектор.
  • «Мстители: Финал» для многих. Пополам с Что за фигня, автор?. Потому что как это так — Стив, готовый перевернуть весь мир и оказаться вне закона ради лучшего друга внезапно бросает все и остается в прошлом, зная, ЧТО ожидает Баки?

Телесериалы[править]

  • «Место встречи изменить нельзя»: вообще-то, это довольно точная экранизация «Эры милосердия» братьев Вайнеров. Но Варю Синичкину киночиновники потребовали пощадить — поэтому в финале её ждёт хэппи-энд.
    • Похоже, её воскресили и сами Вайнеры. В других романах, где Шарапов — человек уже немолодой, упоминается его жена Варвара, с которой он познакомился сразу после войны.
    • Также для сохранения положительного образа Жеглова был урезан и изменён финальный диалог — в оригинале Жеглов не скрывает радости по поводу убийства Левченко.
    • Не только это. По книге Тараскин — прекрасный семьянин. А амурным соперником Шарапова является как раз-таки 26-летний холостой Жеглов.
    • Однако, когда бандиты на грузовике сбивают безымянную регулировщицу, автор правки (и не он один) был уверен, что Варе конец.
  • «Касл». Очень похоже на концовку вида «обиделись на канал, зарезавший сериал во цвете лет». Иначе трудно объяснить у такого сериала смазанный финал в духе «всё, что вы смотрели на протяжении восьми сезонов — события книг Ричарда Касла, а на самом деле они давно уже живут долго и счастливо», да ещё и сжатый до полуминуты экранного времени[3].
  • «Сайнфелд» — в последней серии финального девятого сезона главный герой и все его друзья попадают в тюрьму за то, что они якобы нарушили закон доброго самаритянина. Они прервали ограбление банка, но не смогли спасти сотрудника, которому грабитель угрожал пистолетом. При этом рядом с местом преступления находился полицейский, который просто наблюдал за ограблением и ничего не делал. Он сам предоставил суду видеодоказательства своего преступного бездействия, а также привёл в здание суда четырёх свидетелей, подтвердивших это. И ему за это ничего не было, его даже не уволили, тогда как главные герои остаются отбывать срок. И это притом, что максимальное наказание за нарушение «закона доброго самаритянина» (если бы они его действительно нарушили) — штраф 300 долларов США. Критики сочли финал сериала «злобным и абсурдным».
  • «Мажор», просто «Мажор». Третий сезон закончился почти концом-переворотом: перед финальной перестрелкой одна из главных героинь, Катя, узнает, что является дочерью антагониста Фишера. Через несколько секунд погибает собственно Фишер, вдобавок настоящий полковник Пряников, который действительно причастен к гибели матери Игоря, получает несколько огнестрельных ранений и вообще непонятно, остался ли жив. Вишенкой на торте — казалось бы, Игорь с Викой могут зажить нормальной жизнью, однако Катя хватает пистолет и стреляет в протагониста, простреливая и Вику, и Игоря. Надо ли говорить, что фанаты хором начали плеваться от такого финала и потребовали четвертый сезон? Хотя, судя по некоторым утёкшим в сеть спойлерам ещё только снимающегося четвёртого сезона, лучше бы даже его не снимали.

Мультфильмы[править]

  • «Фильм, фильм, фильм» — внутримировой пример. Герои снимают фильм, завершающийся похоронами, однако по приказанию сверху печальный обряд срочно заменяется на свадьбу. Спешность такова, что актёра, который (как оказалось) должен играть жениха, даже забыли перегримировать, и он так в гриме покойника и фигурирует на свадьбе рядом с невестой.
  • Первый мультфильм из серии Текса Эйвери о Безумном Белке. Ближе к финалу — пародия на троп (подробнее — здесь).
  • «Король-Лев 2» — изначально Зира в финале не погибала из-за несчастного случая, а кончала жизнь самоубийством. Однако создатели посчитали, что суицид слишком травматичен для семейного мультфильма.
  • Диснеевская «Книга джунглей» — по изначальной задумке Балу должен был скончаться от ран. Но мишка очень понравился Уолту Диснею, и он настоял на том, чтобы Балу выжил.
  • «Леди и Бродяга» — согласно ранней задумке, пёс Трасти/Верный (один из товарищей Леди) погибал под колёсами машины пр попытке спасения Бродяги. Однако всё тот же Уолт Дисней, не желая, чтобы у маленьких зрителей остался такой же горький осадок, как от просмотра «Бэмби» (из-за сцены гибели мамы оленёнка), в финале «воскресил» Трасти, давая понять, что он всего лишь сломал лапу.
  • «Холодное сердце 2» — по изначальной задумке, Эльза приходила в себя гораздо позже, а волна после разрушения плотины смывала город и королевский замок, и дома отстраивали в стиле, объединяющем эренделльские и нортульдрийские элементы.

Мультсериалы[править]

  • Star vs. the Forces of Evil. Итак, у нас тут сотня неубиваемых воинов в доспехах, пробить которые можно только ультой, которая разносит всё на своём пути, а летит ульта не так уж далеко, если посмотреть на план с разрушениями после одного заклинания. Эклипса предлагает просто выписать этим воинам по ульте (при удаче даже нескольких подряд удастся задеть). Это приведёт к тому, что и так изрядно опустошённое королевство будет добито и придётся проводить полную реколонизацию, если вообще можно будет жить в том, что останется. Трудный, предполагающий сопутствующие потери, хотя ничто не мешает быстро всех непричастных бросить в портал (в том числе пострадавших от меча Стар может силой Сейлор Мун выбросить в мир магии и излечить там, пускай это и сопряжено с неплохими рисками получить по щам от единорога и лишиться рассудка) куда угодно, но возможный вариант. Но нет, мы лучше выберем вариант, в котором будет произведён геноцид всех магических существ (в том числе и членов Магической Комиссии, не все члены которой были согласны с таким исходом и вообще не ожидали, что их так подставят), практически уничтожена связь между мирами, а королевство всё равно без магии будет невосстановимо в тех условиях, в которых оно пребывает на момент финала. Тупой, ещё более жестокий вариант, разводящий Марко и Стар навсегда. Но и это ещё не всё. В процессе уничтожения мира магии при помощи дружбомагии создаём портал между Мьюни и Землёй и смешиваем нафиг остатки мультивселенной при полном отсутствии магии. К каким бедам это приведёт, можно только догадываться. Впрочем, догадываться не нужно. Получится ещё более кровопролитная война между людьми и монстрами, на что намекают показанные в тех же самых кадрах «идиллии» беды, причиняемые крупными монстрами. Зато Стар и Марко теперь будут жить вместе, радуйтесь!
    • И это при том, что в самом сериале ранее показали возможность ПОЧТИ уничтожить магию, при этом работать ничего нормально не будет, а потом одним действием восстановить до прежнего уровня, как будто ничего не случилось. Что, ЧТО мешало набрать немного незараженной магии в фуфырик, потом прочитать Шепчущее заклинание, потом навалять расколдованным лавберристам по рогам, если только они не очухаются без магии самостоятельно, а потом использовать магию в фуфырике для производства еще одной единорожки? Ну, кроме метафоры про ПРИВИЛЕГИИ, разумеется.
  • Черепашки-ниндзя (2012) — арка про постапокалипсис была задумана как финал сериала, но вышло слишком депрессивно, не в духе остального сериала, а также открыло парочку крупных сюжетных дыр. Кроме того, смерть огромного числа персонажей. Эпизоды вышли довольно спорными и вызвали очень противоречивое мнение у фанатов. Так что руководство канала Никелодеон объявило эти серии неканоном и запихнуло в середину последнего сезона.
  • «Приключения русалочки Марины» (Saban’s Adventures of The Little Mermaid) — совершенно неприемлемая концовка для 26-й и последней серии первого и единственного сезона. Весь сериал герои ищут золотую табличку морской ведьмы, которая позволит русалочке стать человеком. Иногда находят и в той же серии теряют. В последней серии зрители (особенно дети) ждут хэппи-энда и… не получают его! Герои снова находят золотую табличку и… снова теряют! Но после этого никакой 27ой серии из нескольких частей или полнометражки, где бы всё закончилось тем, к чему герои так долго стремились, не последовало. Увы! И слова русалочки «Когда-нибудь мы её непременно найдём, а пока мне достаточно нашей любви» — не впечатляют. Ну вот вообще.

Аниме и манга[править]

  • Banana fish — смерть Эша в финале манги и аниме, как раз таки в тот момент когда он собирался в аэропорт, чтобы воссоединиться с Эйджи и начать новую жизнь в Японии. Многие фанаты ненавидят Акими Йошиду за такой поступок, особенно, когда утекла информация о том, даже ее собственные редакторы утверждали, что подобный подход не пойдет на пользу аудитории и избранный мангакой конец излишне жесток. В итоге абсолютное большинство читателей и зрителей игнорирует тома после 19/вторую половину двадцать четвертой серии, а убийца Эша, Лао из просто неприятного персонажа, превратился в презренного Джа-джу.
  • Gunnm. Сначала мангака сочинил альтернативную концовку для игры, заменив хэппи-энд на дополнительные приключения на Марсе с новым, уже марсианским хэппи-эндом. Затем, решив создать сиквел, отменил обе концовки, как первоначальную, так и альтернативную, что была в игре.
    • Там было сложнее. Киширо довольно серьёзно заболел, и чтобы манга не оборвалась на полуслове, он и приделал ей хэппи-энд, который откровенно говоря получился весьма натянутый. Потом он вылечился, но продолжать историю поначалу не планировал, пока к нему не обратились игроделы — именно тогда он забросил «Aqua Knight’а» и пошёл делать «Memories of Mars», в процессе работы над которой он опять заинтересовался своей старой историей — и взялся в итоге за «Last Order». И всё заверте…
  • Neon Genesis Evangelion. В ТВ-версии спонсоры под конец поняли, на что[4] они выделяли деньги, и урезали финансирование в ноль, в результате команде вместо пафосного конца человечества пришлось снимать какой-то психоанализ. Один из вариантов оригинальной концовки сняли как «End of Evangelion». А уж окончательное опухание сиквелов в виде «Rebuild of Evangelion» пересказывает историю с начала, но чуть иначе. И такое впечатление, что это «второй круг» после чуть другой концовки — финал это позволяет. Окончательная точка в Еве будет поставлена в конце декабря 2020.
    • То же самое, с тем же режиссёром — Kare Kano. Из-за дефицита последние серии представляют собой какую-то лютую хрень. Правда, обошлось без сиквелов.
      • Не совсем. В этом случае с бюджетом было всё более-менее нормально, просто Анно радикально посрался с Масами Цудой, которой категорически не нравилась комедийная атмосфера, которую он там наворотил — оригинальная манга была довольно мрачной романтической драмой с изменами, издевательствами и психологическим насилием. В итоге Цуда настояла на снятии Анно как режиссёра, и его заменили на его же ученика Кадзую Цурумаки… известного впоследствии как автор FLCL. Кстати, что забавно, абсурдистский ералаш Цурумаки пришёлся Цуде вполне по нраву.
    • Учитывая, в какой степени NGE в оригинале был психологической драмой и сколько времени и смысловой части приходилось именно на самокопания и психологию героев, особенно ближе к финалу, оригинальные 25 и 26 эпизоды более чем не только приемлемы, но и логичны с точки зрения идей Евы, да и к тому же в разы более жизнеутверждающи(особенно учитывая, что к тому моменту Анно наконец поборол депрессию).
  • Sailor Moon — изначально автор оригинальной манги ещё в первой арке (про Тёмное Королевство) планировала сделать трагичный конец, где все главные герои были бы мертвы. Хорошо, что редактор вовремя отговорил мангаку, и та дописала чудесное воскрешение.
  • «Наруто» — многие фанаты страшно возмущены финальным эпизодом манги. Нет, что стало с самим Наруто, им не так важно — но вот безбожно растолстевшие Анко и Ино…
  • Usagi Drop — от аниме все были в восторге. А вот от оригинальной манги… Как ни старалась мангака сделать финал, в котором главные герои стали парой, правдоподобным и оправданным, большая часть публики громко ругалась, видя в этом не то педофилию, не то инцест.
  • Change 1-2-3 — сюжет сего гаремника крутится вокруг девушки Хируми, у которой в результате жизни с тремя отцами-мастерами боевых искусств (мама умерла так и не сказав от кого из троих она залетела), началось диссоциативное расстройство личности — по одной дополнительной девушке на каждого из отцов. В конце концов её удается справиться с тараканами в голове и личности сливаются в одну под главенством, собственно Хируми и у них с главным героем начинается «жили долго и счастливо». Что тут неприемлемого? А то, что из всех пяти (включая Зеро) личностей девушки «основная» Хируми заслуженно считается фанатами самой серой, неинтересной (как внутренне так и внешне: при смене личности загадочным образом меняется внешний вид) и по мнению многих вообще ненужной для сюжета. А ведущей фавориткой читателей является бой-девка-каратистка Хибики (тем более что именно папа-каратист является биологическим отцом). Есть даже такие кто считает, что даже поехавшая машина для убийств Зеро при некоторой социальной адаптации была бы лучше. Уж интереснее точно.
  • Higurashi no Naku Koro ni (2020—2021) — вся многовековая в сеттинге и многолетняя в нашей реальности сага противостояния закончилась на удивление счастливым концом: Рике и Сатоко оказалось достаточно просто поговорить начистоту, чтобы понять и простить друг друга (да-да, Рика простила Сатоко за организованную ею петлю и все злодеяния, а Сатоко наконец приняла желание Рики хотя бы попробовать жизнь вне Хинамидзавы и поддержала ее). Ведьмы покидают своих аватаров, Сатоко снова возвращает себе человечность, вся компания друзей снова в сборе, Ханю лишь улыбается, глядя на них с арки храма, да и Сатоши в последней сцене внезапно вышел из комы. Поклонникам, конечно, всяко сложно угодить, но столь внезапного и полного хэппи-энда вряд ли кто-то ожидал, так что множество фанатов объявили авторов в нарутотерапии и прогибе под незрелую аудиторию.

Видеоигры[править]

  • Fallout: изначально именно концовка за мафиози Гизмо должна была обеспечивать Джанктауну процветание, в то время как победа шерифа-храмовника Киллиана Даркуотера оставляла город в стагнации. Но в итоге концовку изменили на противоположную по морально-этическим соображениям.
  • Fallout 3: ради исправления неприемлемого финала вышло дополнение Broken Steel. Хотя этот финал скорее слитый.
  • Многие недовольны концовками Mass Effect 3. После Extended Cut их хотя бы нельзя назвать откровенно слитыми, но все четыре варианта финала для Шепард(а) хэппи-эндом не являются, хотя какой хэппи-энд можно было ожидать от типично мессианского эпоса — непонятно. В двух концовках из четырех главный герой гарантированно умирает, в одной — умирает с большой долей вероятности (проблематично выжить, если тебя сначала поджарило лазером, а потом еще приложило Горном, убивающим всех синтетиков и киборгов). Из относительно приемлемых для игрока финалов — только «Уничтожение» при максимальном уровне военных ресурсов, где дается очень туманный намек на выживание, и «Контроль», где Шепард перерождается в нового Катализатора. Однозначно счастливыми даже два последних, естественно, не назовешь.
  • В аркадной версии игры Double Dragon II: The Revenge в самом начале насовсем погибает девушка Мэриан. В адаптации игры для приставки NES после победы над главным злодеем Мэриан возвращается к жизни. Эту концовку принято рассматривать как каноническую; а NES-овскую версию — считать чем-то вроде сиквела или спиноффа аркадной; ведь в последующих выпусках франшизы Мэриан ещё не раз появится.
  • Landstalker: The Treasures of King Nole: в японской и европейской версии игры, после победы над хранителем сокровищ, начинается камнепад, и все богатства падают в пропасть. Нимфа-спутница ГГ растроена, но тот не унывает, и предлагает ей отправиться на поиски новых приключений. В американской версии игры финал был изменён: когда начинается камнепад, у героя начинают прибавляться монеты, пока не достигнут показателя 9999. Сокровища также не пропадают бесследно — по расчётам спутницы ГГ, они не смогут потратить их даже за всю жизнь. Но протагонист решает, что потратить сокровища он всегда успеет, и предлагает нимфе отправиться на поиски новых приключений. Та, немного поколебавшись, соглашается.
  • Might and Magic VII. Разработчики хотели каноническую концовку для партии сделать за Тёмных, т. е. наладить производство бластеров, настрогать кибер-зомби, наго-танки и прочее (в третьих Героях даже должен был появиться замок Кузня со всем этим хозяйством). Однако внедрять техническую фракцию в мир магии в итоге не стали (а в третьих Героях появился наспех сделанный и откровенно имбаласный замок Сопряжение).
  • Mirror's Edge: Catalyst: сюжет игры во всём своём развитии вызывает у игрока ожидание, что восторжествует справедливость, Чёрный Ноябрь восстанет и поквитается с семьями богачей, сестры Коннорс воссоединятся, а главгад Крюгер отправится на тот свет, где ему и место. Но нет, всё осталось как прежде. Кейт бросила сестру умирать и осталась на стороне своего отчима-злодея, семьи по-прежнему угнетают простой люд, а Фейт, несмотря на предательство сестры, выжила и снова бегает по крышам. Хотя частично эту концовку можно определить под категорию хорошего плохого конца.
  • Tyranny: оригинальная игра не позволяет нормально отыгрывать действительно лояльного Владыке Вершителя Судеб — ибо все концовки сводятся к новой войне Ярусов против Северной империи. Только дополнение Bastard’s Wound позволяет присягнуть на верность Кайросу уже на правах правителя Ярусов.
  • Far Cry 5 — пополам со слитой концовкой. Сразу после победы над главарями секты вдруг начинается ядерная война, и в живых из всей округи остаются только Джозеф Сид, который оказался прав насчет конца света, и протагонист, которого Сид не убивает, ибо больше никого все равно нет. Во-первых, указания на такой вариант развития событий в игре если и есть (во всяком случае, так утверждают в своем коммюнике разработчики), то совершенно невнятные и малозаметные. Во-вторых, это совершенно обесценивает ВСЕ усилия игрока по восстановлению нормальной жизни в округе Хоуп.
  • Dying Light: The Following. Ладно ещё концовка, в которой протагонист превращается в мутанта — тут он хотя бы пытается спасти заражённых, пусть и неудачно. Но сделать так, как говорит Матерь — серьёзно, Крейн? Ты половину оригинальной игры пытался предотвратить бомбардировку Харрана только для того, чтобы собственными руками взорвать ядерный аллах-бабах?
    • Как ни странно, это лучший, для мира, вариант. Ведь лекарства, на которое надеялся Крейн в оригинале и дополнении… нет. Если герой превращается в монстра, первым делом он убивает невинных людей и увеличивает зону охвата зомби-вируса.
  • Deponia 3 — у фанатов просто не было слов для выражения «восторга». Руфус три игры вел себя как отборный, но очень упертый и целеустремленный козел, способный выбраться из любой передряги…чтобы в конце концов взять и пожертвовать собой да еще и оставить Гоал Клитусу?! Теоретически это должно означать нравственное перерождение героя…но ничто не предвещает этого — напротив, незадолго до этого он спокойно отдает доверившихся ему детей монстру на съедение, разлучает влюбленных, грабит, обманывает и доводит до смерти.
    • Deponia Doomsday — разработчики услышали негодование фанатов…и выкатили вариант, где Руфус еще до события первой игры встречается с путешественником во времени МакХрониклом и попадает-таки на Элизиум. Ура? Черта с два — Руфус своими руками приведет Элизиум и все мироздание к гибели и в итоге все равно будет вынужден пожертвовать собой, чтобы спасти Гоал от хранителей времени. Которые требуют гибели Руфуса, ибо розовые слоны.

(link)

Утечка концовки Heart of The Swarm
  • Starcraft 2 — до релиза дополнения Heart of The Swarm произошла утечка черновика финального ролика кампании зергов. В сравнении с той концовкой, которую все видели в релизной версии, видно множество изменений касательно сюжета. Сделали ли так, потому что изначальный вариант сочли неприемлемым, или же просто виной всему принцип Кицума — вопрос открытый.
  • Серия Assassin's Creed — возможно, пополам со слитой концовкой, хотя какая разница, если случай все равно вопиющий. Начиная с четвертой части серия из истории Дезмонда перетекла в историю Юноны, которая захотела обрести собственное тело. В результате, был создан орден «Орудие Первой Воли», который призван, с помощью Частиц Эдема и ДНК Джона Стэндиша, мудреца в AC IV: Black Flag, сделать клона представителя Первой Цивилизации, чтобы Юнона в него переселилась. Unity мало, но была посвящена этому. Syndicate и Chronicles — чуть менее, чем полностью. В итоге, судьба Юноны раскрылась… В серии комиксов Uprising, которому предшествовали две линейки: Assassins и Templars! И чтобы врубиться, в чем дело, надо было читать их все. То есть, получается, целых пять игр, которые хотели раскрыть эту линию сюжета… Были сделаны для какого-то комикса!
    • Что до самой Юноны, так она получила, что хотела… На 15 минут. Потом ее убила главная героиня, потом начался обвал всего здания, а сын Дезмонда (да) убежал с ценным магическим артефактом в неизвестном направлении. После этого, ни в Origins, ни в Odyssey, ни в новых комиксах (вроде как) про него слышно не было.
  • Red Dead Redemption 2 — Артур Морган заболевает туберкулезом, который, на секундочку, неизлечим в 1899 году. Что не делай какие варианты не выбирай, Моргана спасти нельзя. Игрокам такой расклад не понравился, да и факт того, что эпилог придется проходить уже другим персонажем, радости тоже не прибавляет.
    • Кому как. На самом деле, это весьма оригинальный сюжетный ход, добавляющий нехилую порцию драматизма в повествование. А игра за другого персонажа в эпилоге доставит тем, кто проходил в свое время первую часть — ведь играть мы будем за ее протагониста.
      • На самом деле, при всей своей мрачности, этот сюжетный ход абсолютно логичен и прекрасно вписывается в повествование. Ведь сюжет обоих частей RDR повествует о нелёгком пути с тёмной стороны на светлую и о том, что из воды сухим не выйти.
        • Твист с болезнью не просто «вписывается», но и чуть ли не сильнее всего двигает сюжет и развитие героя. Именно когда Артур узнает о болезни, он понимает кучу вещей, переосмысляет жизнь, окончательно разочаровывается в Датче. Чувство близкого и неотвратимого конца и ведет героя к искуплению.
  • The Last of Us 2 — в конце игры Элли отказывается от своей мести за Джоэля и отпускает Эбби. Здесь, возможно, автор сценария хотел показать стандартную для таких историй мораль о том, что месть бессмысленна и её круг бесконечен. Вот только это очень трудно поверить, ибо на протяжении всей игры Элли и Эбби положили кучу народу, рефлексируя лишь иногда, да и поле всех сюжетных событий, никто бы не стал мстить за Эбби и Льва, которые предали свои фракции и остались в одиночестве. Создатели даже вставили флешбэк с Джоэлем, ибо тестеры игры не поняли, почему Элли в конце не убила Эбби. И тем не менее, даже в этом случае, финал для многих стал неприемлемым.
    • Что, кстати, делает концовку совсем слитой, ибо Джоэл ради Элли как раз положил кучу народу и не остановился в конце.
  • Ведьмак 3 — концовка квеста «Дела государственной важности», где ради создания очередного садистского выбора разработчики заставили выбирать между Роше и Дийкстрой, подводя к этому выбору наитупейшим образом. С какой кстати Роше вдруг согласился продаться с потрохами нильфам, которых он до сего момента ненавидел до глубины души за убийство Фольтеста и захват Темерии, и не попытался договориться с Дийкстрой? С какой кстати Дийкстра, опытный шпион, вдруг решил рискнуть своей жизнью и ЛИЧНО напасть на Геральта, величайшего ведьмака? Драка на Таннеде из памяти выветрилась? В общем, огромная сюжетная дырища. По крайней мере, для желающих это исправить есть мод, который позволяет помирить Роше и Дийкстру.
  • Hyperdimension Neptunia — оригинал на PS3 был низкобюджетной игрой, считавшейся обречённой на провал. Поэтому и концовка там соответствующая. Богини отказываются от своих сил и становятся людьми, чтобы Истуар из этих сил создала новую Единую Богиню на замену им. А сама же четвёрка проживает свою жизнь, и, как можно понять, по итогу умирает, как и все люди. Такая концовка многим сильно испортила впечатление. Да и кроме того, в том не было необходимости - чтобы полностью стереть монстров из реальности, хватило лишь части их сил. В ремейке сделали другую концовку, где богини продолжили править своими частями мира.
    • С другой стороны, в концовке оригинала хотя бы монстров больше не существует, и мир стал реально мирным, а в ремейке... непонятно.
    • В любом случае, то, что произошло в оригинале, олицетворяет ни что иное, как полную монополизацию, что в переносе на реальную жизнь ничем хорошим не заканчивается. В перезапуске франшизы (mk2), ещё до выхода ремейка, разрабы осознали свою ошибку, поэтому добавили концовку, где происходит примерно то же самое... только вот заканчивается это плохо.

Визуальные романы[править]

Музыка[править]

  • «ДДТ», «Мир номер ноль». Концертная версия заканчивается смертью героя («Свобода»), на альбоме же происходит потопление героя в бытовой рутине («Герой»). По признанию Юрия Шевчука, «эта печаль (имеется в виду песня „Свобода“) была бы здесь ни к чему».
  • Тимур Шаов, музыкальная сказка «Откуда есть пошла модернизация на Руси» — игра с тропом: после плохого конца «отматывается плёнка назад».
  • Brainstorm, «Ветер». «И я кричу — остановите плёнку, это кино я уже смотрел. Эй, режиссёр, заканчивай съёмку! А он смеется в объектив как в прицел».
  • Pink Floyd, альбом «Final Cut» — интересный пример. Для Роджера Уотерса он является гранд-финалом группы, для Дэвида Гилмора и Ко — неприемлемым концом. Как известно, Гилмору удалось отстоять брэнд «Pink Floyd» за собой, но являются ли вышедшие после ухода Уотерса альбомы настоящим Pink Floyd — вопрос спорный[5].

Примечания[править]

  1. Если рассматривать «Ложную Слепоту» и «Богов Насекомых» как прямое продолжение, а намеки к тому есть, ответ на этот вопрос дан будет: число людей на Земле измеряется миллионами, а не миллиардами, и большая их часть живет в виртуальности.
  2. На самом деле, дело было так: на тест-просмотре в Лас-Вегасе с этой концовкой весь фильм зал прекрасно реагировал на происходящее, но когда Рэмбо погиб, воцарилась гробовая тишина. И на весь зал раздался голос: «Режиссёр, если ты сидишь в этом зале, я набью тебе рыло
  3. Одна из версий — неожиданный отказ Станы Катич от съёмок, из-за чего финал и скомкали.
  4. Прокатчикам хотелось обычного подросткового шоу про то, как верхом на роботе «парень-рубаха одним махом семерых побивахом»: тупого, но чтобы аудитория была гарантирована. «Еву» же восприняли как неинтересную ЦА излишне мрачную компиляцию оккультного бреда.
  5. Во всяком случае, следующий альбом «Momentary lapse of reason» музыкой Pink Floyd считает только сам Гилмор. Ударник Ник Мейсон, ныне покойный клавишник Рик Райт и уж тем более сам Уотерс придерживались другого мнения.