Нестандартное использование магии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Это то же самое, что и неправильное использование науки, но в мире магии. Всем известно, что заклинания обычно делятся на боевые и бытовые. И всё вроде бы нормально: Авада Кедавра умерщвляет нежелательные элементы, а, например, Венто Сервитас[1] может служить хотя бы для двойных прыжков.

И всё. Пройдёт немало времени, пока объявится некто очень смекалистый, кто прокипятит кровушку Волдеморту при помощи заклятий Бойлио (которое вызывает закипание любой жидкости и применяется для готовки еды и зелий).

Да, почему-то многие авторы забывают о том, что в бою можно использовать бытовые чары типа очищающих. Или наоборот. Потому что это не так очевидно — ведь бытовые чары создавались не для боя. Да, с одной стороны это верно, но вот с другой… Выживает хитрейший.

С порталами всё ещё интереснее — откройте один такой двусторонний с пунктом назначения в центре солнечного ядра — и оружие Судного Дня готово. Если сжигать всю планету неохота — во Вселенной полно чрезвычайно опасных мест — морская пучина, жерло действующего вулкана…

Аверсия/субверсия/жёсткая инверсия и т. д. могут подаваться с обоснованием: бытовые чары потому и стали бытовыми, что блокируются одним косым взглядом боевого мага, портал на Солнце убьёт создавшего его мага и тут же схлопнется, ну или для применения Бойлио нужен надёжно зафиксированный Волдеморт с катетером в вене, т. е. грохнуть его более простыми средствами в таком положении было бы намного разумнее. А боевые в быту, наоборот, слишком опасны, до́роги и чреваты побочками, например, «Разрушители мифов» всё-таки спилили дерево из шестиствольного пулемёта, но в своём саду таким образом валить засохшую яблоню крайне не рекомендуется — а чем магия хуже? Подсветка второго случая, напротив, может быть частью образа отмороженного и безбашенного мага.

Часто пересекается с эффектом Мантона — большинство случаев применения небоевых заклинаний в качестве боевых являются накладыванием эффекта или воздействием напрямую на противника, Т. Е. если при помощи боевого заклинания маг может взять врага и вывернуть наизнанку или вскипятить мозг магией огня, но при помощи небоевого он может сделать невидимыми глаза (из-за чего враг ничего не будет видеть), вскипятить его заклинанием «Бойлио» (как уже сказано — оно изначально предназначалось для ускоренного закипания воды в котле), выдуть воздух из легких «Венто серватисом», или сделать ещё что-то, до чего не всякий человек с первого-третьего раза догадается.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Н. Гоголь, «Ночь перед Рождеством» — классика! Пузатый Пацюк приспособил телекинез под то, чтобы есть вареники безо всяких телодвижений, кроме работы челюстями. И бог знает что он ещё этим телекинезом делает.
    • Это испорченный массовой культурой XX—XXI вв. читатель предполагает телекинез. Современнику Гоголя было очевидно, что вареники подают Пацюку невидимые бесы. Кстати, этот читатель (в отличие от современника Гоголя) может словить восторг у холодильника: бесы в фольклоре требуют у колдуна работы в виде нанесения вреда людям, иначе мучают «хозяина» — а с хитрого Пацюка сталось бы сказать, что вареники ему вредны («а ты, чертяка, думал, почему я пузатый?»)
  • «Эдуард Ларан» Ильи Гутмана. Неудивительно, так как матерью главного героя является чародейка Нира (см. ниже #Сетевая литература). «Мать рассказывала, что почти любое заклятие можно использовать в качестве боевого, до чего мало кто додумался. Возьмём, например, заклятие прогревания крови, используемое для лечения обморожений. Просто увеличьте его мощность, произнеся громко и чётко. Враг умрёт быстро, но мучительно».
    • Закон Ларана: «Любое заклятие практической магии можно использовать как боевое». Обратный закон Ларана: «Любое боевое заклятие можно адаптировать для использования в быту».
  • О преимуществе некоторых бытовых заклинаний над специализированными боевыми, от которых есть защита и к которым противник готов, открытым текстом говорится в «Шестом дозоре» Сергея Лукьяненко: вполне бытовое заклинание «Тёрка», позволяющее очистить от кожуры фрукты и овощи, в случае боевого применения приводит к тому, что противник лишается нескольких миллиметров кожного покрова и получает болевой шок.
  • Алексей Пехов, цикл «Страж»: Дар Стражей не действует на людей и иных существ, только на души. Однако если использовать душу для наведения и «промахнуться», неиспользованная сила сметет всё в зоне поражения. Но если об этом узнает Орден Праведности, импровизатор окажется на колу.
  • «Сварог». Большинство заклятий протагониста предназначены исключительно для повышения комфортности бытия — ну там, сотворение еды, воды, сигарет, небольшой огонек для прикуривания. Поэтому, когда король Сварог очередной раз попадает в переделку, ему приходится нехило напрячься, чтобы извлечь из них ощутимую пользу. Отпугнуть гигантскую змею пламенем из пальца? Использовать заклинание левитации небольших предметов, чтобы провести свой броненосец над минным полем? С помощью сотворенных сигарет и того же прикуривателя устроить пожар в трюме тюремного корабля? Все это и многое другое.
  • Метавселенная Рудазова — в широчайшем ассортименте.
    • Цикл «Архимаг» — в особенно широком:
      • Креол на то и маг широкого профиля, чтобы быть способным на такое кун-фу. Водяной Куб попросили заготовить, чтобы напоить после битвы коней? А мы сварим в нём противника, пытающегося проблеваться неконтролируемо впитываемым огнём. Зеркальный Доспех отражает только лучи, но не предметы? Самое то, когда на тебя прёт толпа с лазганами. Раб-джинн мелок и бесполезен, но обладает ментальной связью с хозяином? Так пусть сидит в кармане у союзников и дистанционно подсказывает ответы на загадки!
        • И сверхмощный Свет Креол тоже как-то раз использовал для прикрытия побега. То ли идеи витают в воздухе, то ли автор всё-таки курил Dragonlance, но уже забыл.
      • Шамшуддин, напротив — маг предельно узкого профиля, так что ему воленс-ноленс приходится отыгрывать троп. Сверхмощный телекинетик не только способен швыряться всем, что недостаточно крепко приколочено, но и осязать отдельные органы внутри тела, что позволяет хоть сердце на расстоянии раздавить, хоть заворот кишок распутать, и сам воздух способен сгустить чуть ли не в твёрдое тело, так что его не прожигает огнём. Может ли Шамшуддин зажечь пламя, просто ускорив движение молекул, как этшарские варлоки, не сказано, но если вдруг может — это тоже будет неудивительно.
      • Паладины Прекраснейшей получают от неё ряд специфических благословений: возможность резко усилиться, исцелять наложением рук и телепатически связываться с собратьями по Ордену. Маршал Хобокен выше всего оценил именно последнее и приставил паладина к каждому более-менее значимому командиру в армии: сразу тебе и телохранитель, опытный в борьбе с колдунами и колдовскими тварями, и, что куда важнее — мгновенный связист.
      • Квиллион Дубль додумался использовать Внутренний Взрыв, которым раньше взрывали людей, взвинчивая им кровяное давление, на больших стеклянных шарах. Осколки разили не хуже гранатных. И спасибо, что у него ещё не сработало с большими металлическими шарами (по типу чугунных/стальных ядер от мортиры или бомбарды, где вместо пороха используется «Внутренний взрыв») — вместо взрыва их только корёжило[2].
      • Кромги Сильный — щуплый колдунец, умеющий превращаться в перекачанного исполина, способного швырнуть целого дэвкаци чуть не за горизонт. Метаморф? Нет — целитель со специализацией на допинговых заклятиях!
      • Аналогично — Торай Жизнь. Высасывать прану с помощью вампирического ритуала и дурак сможет — а вы попробуйте ею, наоборот, делиться!
    • Одушевлённые заклинания — фактически искусственный интеллект, чей «хард» состоит не из металла и оптоволокна, а из маны. В результате может получиться как хаотично-голодное Пятое Заклинание, так и крайне полезный ирбинкобой, фактически магический КПК.
  • Всеволод Костров, «Злая ведьма Варвара» — неоднократно. Например, чем может помочь путеводный Дружочек-клубочек, когда вашу лодку затягивает в водоворот? А вы привяжите его к рыболовной леске, попросите заблудиться в трёх прибрежных соснах, а потом сматывайте удочку.

Зарубежная[править]

  • «Легенды Этшара»: главный герой — маг-недоучка, чей учитель неожиданно помер от старости, едва начав его обучение, так что всё, что он умеет, — это одно-единственное самое простое заклинание, и ему, чтобы выжить, приходиться выкручиваться, неоднократно применяя нестандартно это простое ученическое заклинание.
    • Всё, что умеют варлоки, это телекинез и больше абсолютно ничего. Однако, постоянно применяя его нестандартно, они стали одной из могущественнейших магических школ. Например, применяя его на самого себя, им заменяют левитацию, а воздействуя телекинезом на атомы и молекулы, им заменяют пирокинез и заморозку. Или могут устроить любому противнику неожиданный инсульт или инфаркт, превратив сердце или мозг в кашу.
  • «Гарри Поттер». А вы в курсе, что заклинание Инсендио было придумано для разжигания костров и каминов? Ну, по крайней мере, слово Божие гласит именно так. И при этом это заклятие используется в основном как заменитель огнемёта.
    • Вингардиум Левиоса, в первой же книге: Рон уронил дубину тролля ему же на голову.
    • Да те же Чистящие чары: Экскуро способно наполнить рот человека мылом с пеной (и тем самым задушить), а Тергео очищает что-нибудь… в том числе от крови — интересно, а высушить человека оно способно?
    • Интересно, а что необходимо сделать, чтобы трансфигурировать предмет в магловское оружие? Мало кому будет охота узнать, что под ногами не камень, а противопехотная мина.
    • Не нужно даже фантазировать — Барти Крауч-младший более чем преуспел в творческом переосмыслении «бытовых» заклинаний. Убив своего отца, он воспользовался заклинанием трансфигурации, превратил тело в небольшую кость, которую и закопал в лесу.
    • Порри Гаттер — развивает тему. Взявшая курсовой работой «Применение бытовых заклинаний в боевых целях» Амели спеленывает подписки о невыезде заклинанием Супер-Памперс, после чего Мергиона думает и сама попробовать. «Сен представил, как Пейджер смешивает толпу атакующих врагов заклятием Каша-малаша, а затем предает их мучительной смерти с помощью Варить-до-готовности, и решил сменить тему»
  • «Мила Рудик» Алеки Вольских (в каком-то смысле фанфик по «Гарри Поттеру», но считается самостоятельным произведением) — педаль в пол. Показанные в книгах боевые заклинания куда менее вредоносны, чем бытовые (так как в основном являются защитными или оглушающими; неизвестно, обстоит ли так дело в целом, или причина просто в том, что таки ничего другого в школьную программу не входит, но скорее верится во второй вариант), а заклинание сечения (изначально — вполне бытовое) что у персонажей, что у читателей ассоциируется исключительно с физической расправой. Но и тут бывали реально нестандартные варианты. Примером, эдакую бурю в стакане (заклинание вообще малополезное, и предназначенное скорее чтобы юные маги могли почувствовать свою силу) можно наложить и на человеке (не смертельно — хотя медицинская помощь после этого потребуется — но весьма эффектно и довольно эффективно для самозащиты, если больше особо ничего не умеешь), а несколько трансфигураций, наложенных на одного человека одновременно, могут серьезно покалечить — хотя одна трансфигурация находится вполне в пределах средних масштабов пакости. Правда, оба случая с фитильком: в первом героиня просто психонула, а во втором троица идиотов планировала именно что обычную пакость, и не думала, что так выйдет.
  • Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Как применять магию на войне? Громы и молнии в противника? Нет, нужнее всего предоставить своей армии сухие дороги и мгновенные донесения, а дальше уж она сама!
  • «Досье Дрездена». Ну кто бы мог подумать, что простая человеческая лень и нежелание Гарри убираться в доме в итоге обернётся заклинанием Pulitas, которое с псевдороманского мультиязыка для заклинаний™ переводится как «чистый» и «аккуратный» и которое в конце первой книги спасёт ему жизнь во время боя со скорпионами?
    • А его заклинание Flickum Bicus (от Flick your Bic, из рекламы зажигалок) просто воспламеняет горючие вещества: свечи, бензин, дрова в камине… подкожный жир.
  • «Хроники странного королевства» — коронный момент Мафея в восьмой книге. Он, хоть кое-чему из боевой магии и научился, по специальности целитель. И вот он выходит на поединок против мэтра Алехандро — мага в шесть раз старше и опытнее. Кроме защиты, он использует всего одно заклинание… поддержку сердцебиения. Обычно оно используется, чтобы реанимировать тяжелораненых, но напугать старика, устроив ему тахикардию, тоже можно. «У вас ещё очень крепкое сердце, мэтр!» (с)
    • Инверсия, доходящая до бафоса: заклинание Огненных Рук считается боевым… а Орландо с его помощью гладит штаны.
  • «Сага о Копье» показывает, как можно выкрутиться из очень, очень неприятной ситуации, если у вас прямо здесь-и-сейчас не осталось сил на старый добрый файербол, или память от нервов отшибло, а враги они вот. Ну, вы же знаете, как красиво падают враги, если распространить банальнейшее школьное заклинание сна на большую территорию? А банальная вспышка света мощностью со сверхновую вполне может стать отвлекающим манёвром.
  • «МИФоуказания» Роберта Асприна:
    • Главный герой владеет всего тремя заклинаниями: телекинезом, пирокинезом и иллюзорным изменением внешности. Последнее используется для маскировки, но его нельзя применять к чему-то, что никогда не было живым. Когда потребовалось замаскировать крупную металлическую статуэтку, её завернули в шкуру и заколдовали шкуру.
    • Эти же заклинания (первое и третье) были применены в местном регби. Игра закончилась со счетом полтора-один-полтора.
  • Бета-тестеры Внучка любит использовать заклинание воскрешения в качестве оглушающего заклинания, так как его можно кастовать и на живых, но при этом графически-звуковой эффект остается тем же, т.е громкая музыка в ушах и слепящая секунд на 5 вспышка, что выводит из боя кого угодно.
  • Роджер Желязны, «Создания света, создания тьмы» — Принц-Который-Был-Тысячей умеет перемещаться в любое место, которое он может представить. А вот существовало ли это место до того, как он его представил — не имеет значения. Более того (судя по отдельным деталям), необязательно представлять его в подробностях, достаточно сформулировать запрос.
  • цикл «Мрачность» Элиана Тарса — многократно, снова и снова. Герой может видеть «скрытое во тьме»? Значит, может видеть вообще всё скрытое — хоть клад в земле, хоть дорогу за лесом, главное только затемнить территорию. Иногда — методом «сунуть голову под одеяло». Особый навык позволяет перемещаться к точке воскрешения ценой здоровья? Ставим точки воскрешения в нужных местах и получаем ограниченный телепорт. В том числе можно перебросить камень-привязку через стену осаждаемого замка, или отправить его на другой конец света, привязав к птичьей лапке.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — Тиамат развила боевые приёмы на основе мирных заклинаний своего учителя, белого мага.
  • «Эрагон» — нестандартного использования магии там немало, так как сама магическая система под это заточена, но автору правки особенно запомнился один пример: когда мать главгероя училась на убийцу — то в рамках обучения её выставили против отряда головорезов, обучив только заклятию исцеления. Недолго думая, та быстро исцелила их от всего, что заставляло их пытаться убить её — гнева, ненависти, верности хозяину, а затем просто перерезала всем глотки пока они просто стояли и улыбались друг другу.

Сетевая[править]

  • «Луна над Бездной» Ильи Гутмана. Это проповедует магичка Хаоса Нира:
    «…телепортацию использовать как оружие массового поражения, просто переместив группу противников в жерло вулкана, на дно океана или в далёкую зону вечной мерзлоты. Заклятиями контроля гравитации можно просто расплющить врага в лепёшку. Целитель способен заряжать жизненной энергией чужие органы, делать массаж сердца и других частей тела. Чуть сильнее зажмёшь органы — готов покойничек. Аналогично и магия превращений: думаете, самое страшное, что может сделать с вами колдун-трансмогрификатор — превратить в жабу? Нет! Вернее, да, но если не завершит превращение. Он может сделать это частично и то же сердце заменить на собачье, например. Маленькому сердечку тяжело перекачивать кровь огромного человеческого организма, и гарантирована длительная и мучительная смерть от затянувшегося приступа, вызванного сердечной недостаточностью. А заклятия невидимости? Накладываешь их на вражеский хрусталик глаза, он не преломляет свет — и противник ослеп. Он превращается в лёгкую добычу для твоих солдат!»
  • «Летняя вьюга» Павла Сормова — когда обычная российская школьница Дарья Чекан с родственниками и примкнувшими к ним (будущая Группа Чекана, они же Пятнадцать Первых) разбирается со своими новыми способностями, сначала кажется что это просто телекинез. Сверхпродвинутый телекинез. Летать? Пожалуйста — управляем молекулами воздуха и несем себя. Летать в космосе — пожалуйста, постоянно ведь поддерживать «заклятие» не нужно (ТЯРД вполне себе можно реализовать и так, благо есть почти завершенная схема ТЯРД которую не пустили в дело). Вот только это не фэнтэзи. Когда Группа Чекана разобралась немного, как это все работает — стало понятно что переход к сингулярности начался еще месяц назад.
  • Worm — кейп, который так не умеет — мёртвый кейп. Тут даже не знаешь, с кого начать… с Мрака, который способность для «скрытности» превратил в способность для открытого боя? С Куклы, которая со «швейной» способностью выходила против местных эпичных чудовищ? Нет! Мы начнём с местных «медиков». Не потому, что медики «лечат и калечат», а потому что медицинских сверхспособностей в сеттинге нет, в принципе, и любая из медицинских, это «неправильно применённая боевая» в стиле «надо УБИТЬ ТРЕЩИНЫ, чтобы починить кристалл». А закончить надо главной героиней. Тейлор Эбберт давит педаль не асфальт, не в магму… она прошибает все параллельные измерения.
  • «Государь и его коммандос» JuliaFF. Сюжетообразующий троп. По дипломатическим соображениям на территорию вассала недружественного магического ордена нельзя направить сильного мага, приходится отправлять слабого, но креативного мага-зоотехника. Ну а дальше главный герой проявляет свою креативность: заклинание для ускорения вяленья мяса отлично работает для вывода из строя экипировки противника, слабенькое заклинание для успокоения бодливых коров не воспринимается как угроза магическими защитами и позволяет успокаивать агрессивных архимагов и т. д., и т. п.

Фанфики[править]

  • Ю.Кузнецов, цикл «Изумрудный дождь», который сиквел к вселенной Волкова. Один единственный Чёрный камень был создан не Гингемой, а самим Гуррикапом — в нём скрыт портал, через который волшебник попал на Землю. Крышка от этого портала с хорошим усилием отталкивается от всего, что к ней приближается. Собственно, её и нашли только потому, что песок не смог ее засыпать за столетия. Находчивые герои тотчас же строят на базе древних технологий «антигравитационный земноводный реактивный аэрокатамаран». Фитилёк прикручен, так как левитация достаётся нахаляву и не требует усилий.
  • Гарри Поттер и методы рационального мышления — здесь Гарри использует этот троп на всю катушку. И даром что заклинания, в основном, ориентированы на цель и грязных хаков не допускают — этот мелкий кусок хитрожопия всё равно найдёт способ натянуть Хедвигу на Распределяющую Шляпу.
    • При этом куда более опытным ментором главного героя практически в самом начале подсвечено — настоящие боевые маги занимаются такими вещами разве что от безысходности (что, впрочем, относится к Поттеру практически каждый раз в силу чисто физических ограничений тела мага-первокурсника). И вообще, зачастую самый простой ответ и есть самый верный — никто не запрещал безо всякой магии воспользоваться стулом.
      • А две самых зловредных суперсилы Гарри, к слову, представляют собой как раз правильный способ использования существующих заклинаний. Впрочем, нестандартный — потому как за стандарт принят неправильный, которым и пользуются все остальные.
  • «Fallout: Equestria — Homelands». Профессиональная киллерша Вишис умеет своей магией ТОЛЬКО убивать, а ситуация требует починить треснутый волшебный кристалл. И главная героиня предлагает Вишис попробовать убить трещины. Срабатывает.

Кино[править]

  • Звёздные войны — многие техники Тёмной стороны Силы это не что иное, как джедайские техники, которым ситхи нашли нестандартное применение. Педаль в пол — ситхская алхимия, родившаяся из умений Сельскохозяйственного корпуса по ускорению роста урожая! В редких случаях бывает и наоборот: так, мощнейшее джедайское лечение — это ситхская техника умерщвления через воздействие на уязвимые точки организма, которую джедаи используют для точечного лечения. Другой такой пример — Электрическое правосудие: аналог ситхской молнии без переноса боли и страдания, подпитываемое Светлой стороной Силы.
    • А уж классический и базовый для всех форс-юзеров телекинез просто напрашивается на тысячи и миллионы нестандартных применений.
  • Доктор Стрэндж использует порталы, чтобы воровать книги из библиотеки, в том числе прямо из-под носа у библиотекаря. Выглядит весело.
    • А используя стационарный портал, он отправил вражеского головореза в пустыню. Но всё это меркнет перед тем, как он победил главгада!
    • Он же в Рагнарёке запирает Локи в двух порталах, заставляя его падать 30 минут.
    • Действительно, а что мешало Мистеру Доктору (в этом или любом следующем фильме) под ногами у кого-нибудь из злодеев с точкой выхода в ядре звезды? Только то, что мистер Доктор сам бы при этом испарился, причём буквально.
  • «Варкрафт» — Кадгар убивает поддавшегося Скверне Медива, телепортировав ему на голову огромного голема.
  • Режиссёрская версия «Лиги Справедливости» Зака Снайдера — Мера в этой версии использует свои способности управления водой против Степпенвульфа, выкачивая кровь прямо из его лица.

Веб-комиксы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — педаль в Австралию: здесь 95% боёв выигрываются так, а остальные 5% — применением смекалки без спецспособностей.
  • One Piece — Луффи додумался использовать свою способность резины для того, чтобы превратить свою кровеносную систему в мощный насос и за счёт этого стать гораздо быстрее и мощнее. Так был открыт Второй Гир.
  • Fate/Stay Night — Разбитый Фантазм: в сущности, это — очень мощное Укрепление. Настолько мощное, что зачарованный им артефакт не выдерживает давления укрепляющих элементов и взрывается, как осколочная граната.
    • Да в общем-то, и само Укрепление в случае Сиро — не что иное, как нестандартное использование магии Проекции: он проецирует материю в пустотах объекта, таким образом укрепляя его.
    • В Fate/Zero Айрисфиль привязывает Кирея к дереву, используя серию преобразований металлов (ни разу не боевая магия: в боевой Айнцберны — полное дно).
    • Судя по словам в спин-оффе Fate/Extra, для Гильгамеша его коронный свордспам (забрасывание противника множеством мечей) когда-то был диким и ненормальным применением Врат Вавилона, применённым, лишь чтобы не проиграть Энкиду. Сейчас уже привык.
  • Lazy Dungeon Master — аверсия. С одной стороны, главный герой весьма творчески подошёл к заклинанию «создание голема»… С другой стороны, как позднее поясняется, фокус здесь не в нестандартном использовании заклинания, а в том, что Кима перекроил его так, что осталось одно название. А другие так не делают не потому что дураки, а потому что для этого нужен языковой чит, позволяющий понять смысл заклинания.
    • Согласно слову божьему, это всё же именно нестандартное использование, не применяемое другими исключительно из-за косности мышления. Читом главного героя является огромный запас магической энергии, позволяющий крафтить очень крупных големов и использовать нестандартные материалы (например, орихалк), но не само изменение заклинания.
      • Согласно ещё одному божественному уточнению, колоссальный запас маны тоже достигнут своими силами. Условно своими: местная система считает, что спать столько, сколько спит главный герой, физически невозможно, и засчитывает сон за медитацию. Так что навыки главного героя теоретически повторимы.
  • Goblin Slayer — конечно, ГГ сам не маг, но большой затейник. То защитный барьер своей соратницы использует для того, чтобы запереть гоблинов в строении, которое поджёг. То уговорит ведьму настроить свиток портала, чтобы он открылся на дне океана и с этой стороны вырвалась огромная масса воды под давлением. То два барьера своей соратницы использует в качестве гидравлического пресса, чтобы задержать на месте короля гоблинов и спокойно его убить.
  • Восхождение героя щита «Воздушный щит» может помочь перепрыгнуть пропасть, «Щитовая темница» — изолировать врага от союзников (а если туда закинуть мелких и кусачих мобов — получится очень действенное средство против врагов с длинным оружием). Вообще, у Наофуми любой, даже небоевой, навык найдёт такое применение, что врагу в страшном сне не покажется.
    • Кидзуна не может использовать своё вассальное оружие, чтобы навредить людям и подобным им существам напрямую — лезвие просто становится неосязаемым на момент удара. А вот подрезать деревянные балки, чтобы те попадали противникам на головы — да запросто!
  • Разве я не просила усреднить мои способности в следующей жизни?! — главная героиня сознательно ограничивается в использовании магии, чтобы не вызвать излишнего внимания, а жить спокойной мирной жизнью. Например, в битве с бандитами она использует силу материализации… для создания врагам камней в ботинках — все бегущие на неё тут же без единого выстрела падают на землю и на какое-то время небоеспособны, а там и прокачанные подруги подоспеют.
  • Log Horizonпедаль в пол: Широэ использует легендарные материалы, свою профессию Летописца и механики местного мироустройства, чтобы создать принципиально новый вид магии мирового масштаба и обратить Рунделхауса из NPC в Путешественника, тем самым получив возможность воскресить его, как и любого другого "игрового персонажа".
  • Tsugumomo — в копию кровавого зеркала можно положить и достать все что угодно, но только один раз. Измотав Дабаду множеством легких ран (чтобы магия восстановления шла только на них), Тильт вспарывает ей брюхо, засовывает туда артефакт, и из него появляется…дом, так что никакая магия не спасает Дабаду от разлета ошметками по окрестностям.
  • Redo of Healer — «Исцеление» от ГГ. ЧТО он только им не делал…
  • «Ублюдок FFF ранга» — способности божественного уровня часто становятся всеобъемлющими и порождают троп. Так, учитель с божественным умением готовки может приготовить всё, что угодно, причём почти моментально. В том числе и нарезать великанов на бифштексы.
  • Сказание о мести героя чайника — казалось бы ну подумаешь умеет кипятить кружку. Бесполезная способность. Однако героиня столкнувшись с убийцами нашла более полезное применение этой способности к несчастью для нападавших. Кипятить внутренние органы это уже не шутки...
  • Kenja no Mago — каким образом заклинания стихии огня у главгероя получаются более разрушительными, чем у его сверстников? Очень просто — он условно разделяет влагу в воздухе на кислород и водород, и заклинанием воспламеняет оба газа по отдельности.
  • Tsukimichi: Moonlit Fantasy — из-за "подарочка" от Богини на дорожку главгерой не может нормально общаться с людьми: язык мостров в качестве базового и полное незнание человеческого диалекта очень сильно препятствуют этому. Но зато у него огромные познания в магии, благодаря которой он проецирует в воздухе диалоговые окна, на которых пишет свои реплики на человеческом алфавите, при этом успешно прикидываясь немым.

Видеоигры[править]

  • Magicka — педаль в Австралию: практически любое заклинание можно использовать во вред: исцеляющие чары наносят урон нежити, мины (в том числе, исцеляющие) отбрасывают на большое расстояние, каменные доспехи замедляют передвижение и так далее. Но можно пойти ещё дальше, применив какое-нибудь разрушительное заклинание на себя (например, если вызвать элементы огня и земли, а затем применить его на себя, то на мага с неба упадёт файербол, а использование элемента холода в мокрой одежде чревато превращением в ледяную статую). Как водится, всё ещё веселее, ибо в этой игре ещё есть дружественный огонь…
  • Arx Fatalis — для готовки можно использовать огненные заклинания: метните файербол в живую курицу, и вы получите зажаренную тушку.
  • Minecraft — оружие с чарами огня вроде бы как предназначено для войны… Но на практике от него больше вреда, чем пользы (очень легко загореться самому), а вот жарить кур для еды самое то.
  • «Травница» (симулятор алхимика от авторов «Бесконечного лета») — Славя активно пользуется зельями в домашнем хозяйстве. Например, сушёные грибы = свежие грибы + зелье огня.
  • Child of Light — отыгрывается не сюжетно, а игромеханически. Вот, что, по вашему, должно происходить, если ослепить врага? Ага, щас! Он просто замедлится.
    • Сюжетно же — магия скорости. Кому придёт в голову ускорять врага и замедлять союзника? А тут это в порядке вещей, так как в игромеханике присутствует понятие «фаза прерывания», которая означает финальную часть атаки прямо перед нанесением урона. Если нанести урон кому-то в этот момент, атака прервётся целиком и полностью. То есть, это что-то вроде использования инерции противника при атаке в том же дзю-до, даром, что сеттинг псевдоевропейский. Так вот, замедление союзника и ускорение врага используется именно для того, чтобы подгадать момент для того, чтобы враг быстрей оказался в этаком неустойчивом положении и попал под удар, который целиком прервёт его атаку (и не смог этого сделать с союзниками).
  • The Elder Scrolls — в количествах:
    • Заклинание разрушения брони и оружия предназначено, чтобы лишить врага экипировки? Можно кастовать его на свои вещи, а затем чинить их, прокачивая навык Кузнеца.
    • Заклинанием запирания блокируются двери перед носом врагов? А ещё после него можно взломать эту дверь, прокачивая Взлом.
    • Заклинания уменьшения навыков направлены на врагов? А можно наложить на себя, прийти к учителю навыка и сниженный навык десять раз прокачать за копейки.
    • Заклинание призыва монстров служит для подмоги в бою? Но можно ведь и захватить душу этого монстра для зачарования или отрабатывать на них удары и заклинания.
    • Заклинание Света служит для освещения темных участков. Но можно создать Заклинание-плащ очень большого радиуса для удобства разведки подземелий — заклинание безвредно, поэтому враги не поднимают панику\не нападают. И при этом освещают темноту выдавая свое местоположение.
    • Заклинание Левитации позволяет летать тем быстрее, чем больше его мощность. Поэтому левитация минимальной мощности, наложенная на противников, заставляет их беспомощно болтаться в воздухе. Кроме того, чем меньше мощность заклинания, тем оно дешевле, что позволяет накрывать сверхслабой левитацией большую площадь при слабом расходе маны. Единственная беда — убитые под левитацией противники регулярно проваливаются сквозь текстуры.
  • Command & Conquer: Red Alert 2 — Хроносфера Союзников позволяет переместить отряд своей техники в тыл вражеской базы. А еще с её помощью можно топить вражескую технику (разработчики даже прорисовали анимацию утопления) или выбрасывать на сушу корабли, от чего они просто взрываются.
    • В дополнении Yuri’s Revenge у Юрия есть откровенно изуверский вариант. Его Генетический Манипулятор превращает всех попавших под удар пехотинцев в халкоподобных Громил. Применяем его на рабах, которых бесплатно штампуют харвестеры, и отправляем получившихся мутантов в «Дробилку», которая перерабатывает юнитов на ресурсы. Профит!
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — заклинание воскрешения или воскрешающий бальзам. Очевидное использование — воскресить павшего союзника, чтобы он и дальше помогал в бою. Но как-то супруга автора правки испортила отношения с Магнусом, да так, что при следующем косяке тот был готов уйти из партии. Посмотрев на это дело, автор правки предложил выход: бедолагу завели к мощной нежити и велели там стоять → главная героиня с другими спутниками отошла подальше → набежавшая толпа мертвяков разобрала дворфа на запчасти → нежить зачистили, и бальзамом вернули Магнуса к жизни → Оп-ля! — отношение снова высокое, дворф доволен жизнью, и даже не обращает внимания на то, кто ему подсуропил такое счастье.
    • В Minecraft такой «ритуал» служит для получения скидок у жителей.
  • Герои Меча и Магии III — после смерти фениксы восстанавливаются в объеме половины изначального отряда. И вот из 10 фениксов у вас остался один, а конец битвы уже не за горами. Что делать? А направить их в самую гущу битвы, или просто звездануть по последнему фениксу чем-нибудь площадным (типа «Кольца льда»), чтобы он умер, и возродились пятеро. Потерять в битве пятерых гораздо приятнее, чем девятерых.
  • Герои Меча и Магии IV — здешняя система магии (особенно Порядка) тоже неплохо располагает к подобным трюкам. Например: использовать заклинание телепортации, чтобы закинуть единичный юнит врага в толпу собственных воинов тем самым изолировать его от своих союзников (особенно если они в этот момент в замке и быстро прити на помощь не могут). Или загипнотизировать врага, и пока на него можно наложить благословение, использовать заклинание «мученик» (переносящее ВЕСЬ урон с одного дружественного юнита на другой), и когда гипноз закончится, все атаки на дружественный юнит, будет переносится уже на помеченного врага. То же заклинание мученика, можно использовать на вызванных существ, тем самым снижать (или вообще избегать) реальные потери. Захватив гипнозом вражеского мага, вообще позволяет использовать известные врагу заклинания (даже не известные самому магу), и таким образом можно например заставить прокаченного некроманта воскресить нежить уже для себя или гарантированно убивать своих воинов рукой смерти, а другого мага порядка загипнотизировать его воинов уже в пользу игрока.
  • Герои Меча и Магии V — аддон «Повелители Орды» подарил Академии Волшебства обсидиановых големов. Когда эти скрипучие дровосеки попадают под удар магии Хаоса, то половина урона ими игнорируется, а другая половина восстанавливает их павших собратьев. И ещё они перетягивают на себя часть магического урона, доставшегося соседним дружеским отрядам, чем тоже себя восстанавливают. Естественно, основной смысл этой абилки в том, чтобы противник не рвался лишний раз швырять файерболы в строй войск Академии. Но ничто не мешает герою самому брать и забрасывать этими файерболами своих же големов, возмещая таким образом их потери.
    • Учитывая, что герои Академии — мощные маги-универсалы, вряд ли это такой уж «нестандартный» вариант. Магам, пользующимся заклинаниями массового поражения, всегда были нужны солдаты, от этих заклинаний не страдающие.
  • Disciples II — инициируя битву, каждый отряд расходует половину очков передвижения, отведенных ему на один день. Итак, какой-то негодяй рвётся в твою цветущую долину, чтобы обгадить её и растоптать, а ты пока не готов его встретить? Как хорошо, что ему предстоит пройти вон тот узкий проход. Призываем двух любых существ и оставляем сторожить. Пока перебьёт, потратит весь ход. А на следующий день повторяем процедуру. И на следующий день, и на следующий… Правителю-магу этот финт — раз плюнуть.
    • А Легионы Проклятых могут призвать даже не существа, а их Фантомы. Они держатся целых три хода, а ИИ их не атакует вовсе.
  • В Ancient Domains of Mystery тоже можно жарить мясо огненными стрелами (только не прямо в него кидать, а делать так, чтобы стрела пролетела над лежащим на полу мясом. Или телом орка… А с помощью ледяной стрелы можно замораживать воду и наводить переправы. А ещё с помощью огненной магии хладнокровный дрейклинг может себя разогнать (защита от огненного урона и способы защитить от него свой инвентарь приветствуются). Ещё можно добавить много силы какому-нибудь гоблину, выдать ему «подержать» пару наковален (если возьмёт, конечно, хотя можно и тонну золотых монет выдать, их возьмёт точно, или очень тяжёлый доспех, который тот с удовольствием на себя напялит), и, когда бафф спадёт, его просто придавит собственным грузом: изврат, конечно, но жанр обязывает.
  • Warframe — способности некоторых варфреймов, мистификаторов и оружия позволяют «нестандартное» их использование(в основном является багофичами). Например Нова умеет создавать портал, работающий как на союзников так и на врагов, что, помимо очевидного использования имеет имеет смысл применять для: запирания врагов в стенах, запирания Искусственного Идиота в местах откуда он не вылезет под огонь врагов, телепортации различных неочевидных вещей считающихся за живых существ и троллинга союзников. Ивара же имеет способность телекинеза, контролирующую ЛЮБОЙ выпущенный снаряд, также придавая ему возможноть несколько раз пробить жертву (или целую толпу) насквозь, что позволяет взять оружие с особой способность(или привить самой Иваре способность другого варфрейма), при этом контролировать можно не только что-то типа сюрикенов или гранат, но и всякие странные штуки (например диск Зенистара), появляющиеся в результате действий уже после активации способности/зарядки эффекта оружия. В остальном, почти всё снаряжение имеет какие-то необычные использования вроде высасывания своего здоровья с помощью винтовки-вампира для накопления брони или стирания противникам памяти после их усыпления.
    • Между прочим, портал в Солнце — это стандартная способность Висп.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000 — Санахт, чародей Тысячи Сынов использовал чтение мыслей для… дуэлей на мечах. Он знал, что сделает противник ещё до того, как он это сделает, а потому в ближнем бою был практически непобедим. Причём, кроме этого из-за ментальной травмы он больше ничего и не умел.
    • Это как раз-таки очень очевидное и очень привычное использование телепатии. Вот обдурить такого телепата — совсем другое дело!
  • Любая настольная ролевая игра, в которой есть магия. Нестандартность её использования зависит только от фантазии игроков. Особняком стоят магия превращений («Я превращаю воробушка над головой главгада в кита!») и магия иллюзий. В особо упоротых случаях мастеру или даже авторам новой редакции правил приходится специально ограничивать некоторые заклинания, но если игроки хотят получить сабж, можно эти ограничения проигнорировать.
  • В D&D многие из «бытовых» заклинаний породили тучу споров «допустимо ли вот такое не запрещённое явно нестандартное использование, ибо ломает баланс и вообще имба». Например, можно ли скомандовать простенькому «Невидимому слуге» засыпать противника песком, или хорошенько отполировать тому шлем. Тем же песком. Или «можно ли наложить утилитарное заклинание Длительного света на глаза/шлем/переносицу врага, ослепив того»? Или «можно ли состарить врага до смерти, наложив на него пару десятков Ускорений подряд»? В пятой редакции многое прибили гвоздями грубо прописав довольно странные условия «не работает в боевых условиях», или «неприменимо ни к чему другому кроме описанного», но любителям придумать что-то этакое никто не запрещает на такие запреты наплевать.
    • Ладно боевое использование, но те же волшебные уста (2 уровень. Запускает заранее заданное аудио при определённых и заранее заданных условиях) позволяют [создавать работующее программное обеспечение,] что уж точно выбивается из "волшебного стандарта" (в отличие от классики вроде кошелька с сигнализацией, на который нарвался ещё Бильбо, и экскурсоводов по данжам)
  • Ars Magica — Проклятие розовой точки. Поскольку урон заколдованным оружием по магам должен преодолевать сопротивление их магического щита создание на острие вражеского оружия маленькой розовой точки с нулевой силой урона делает это оружие против магов бесполезным.
  • MtG — лечение (повышение здоровья) вражеских существ или уменьшение атаки своим существам, если у противника по событию гибели существа сработает что-то очень нехорошее.
    • Тут скорее сложно говорить о наличии какого-то стандартного применения. Например есть карта «Sign in Blood», которая за немного чёрной маны заставляет игрока взять пару карт со своей библиотеки, но при этом отнимает у него две единицы жизни. Что для неё должно быть стандартным применением? Направить на себя в начале игры, чтобы поскорее набрать побольше карт, пусть и ценой здоровья? Направить на уже потрёпанного противника в середине игры, чтобы оставить ему минимум здоровья, даже и ценой того, что он возьмёт в руку дополнительные карты? Направить на противника, которому смололи библиотеку, чтобы заставить его проиграть по невозможности взять новую карту? Есть карты вроде «Тумана», позволяющие отменить боевой урон на целый ход. Отличная защита, если противник атакует вас толпой существ. Но стоит добавить к ней любое заклинание, эффект которого зависит от количества ваших атакующих существ, и вот уже она защищает ваше воинство от ответного урона обороняющихся существ в ваш ход. И это только пара примеров. Правила только говорят, как работают эффекты. О том, как работает ваша фантазия, они не говорят ничего.

Прочее[править]

  • BIONICLE — Макута Теридакс в поединке с вопораком тоже истользовал телепатию для предсказания действий противника.

Тем не менее[править]

Некоторые такие приёмы, наиболее логичные и универсальные, таки устоялись, перекочевали во многие произведения и могут даже потянуть на отдельные тропы.

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Светлая магия, предназначенная для баффа или лечения живых (не)людей, делает бо-бо всякой нечисти; верно и обратное — луч некой абстрактной тьмы, наносящий живому урон, может подлечить зомби или вампира.
  • Dungeons & Dragons — низкоуровневое и совершенно бытовое заклинание Mending (починка предметов) лечит големов. Это обыграно в одной из классических Гайгексовских ловушек, где комната регулярно читает это заклинание на голема, восстанавливая его после атак приключенцев.
    • А как вам процедура лечения ран и инвалидности путём 1) Окаменения болезного 2) Применения Mending на статую 3) Раскаменения.
    • Ещё один практически классический вариант — Маги не могут лечить, это прерогатива Священников. Но вполе могут перекачать часть Очков Жизни реверсивным заклинанием Вампиризма. Освящено той же драгонленсовской серией.
  • Телепатическая невидимость — внушаем окружающим что вас тут на самом деле нету. (Примеры Worm и Дозоры).

Примечания[править]

  1. Vento Servitas (псевдороманский мультиязык для заклинаний™ by Гарри Дрезден, но, кажется, в данном случае итальяно-латинский) — «Ветер служит». Vento (итал.) — ветер, а servitas по-латыни — обслуживание. Гарри применяет его очень по-разному: от телекинеза до эрзац-полёта (и это всё только в первой книге!)
  2. Причем самое забавное тут то, что и «изначальное» использование заклинания тоже выглядит так, будто до того, как его додумались применять на противника, его кастовали на что-то другое. Так что по сути оно тоже подходит под сабж.