Неудачная басня/Аниме, манга, ранобе

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Неудачная басня. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

  • Little Witch Academia — в одном из эпизодов выяснилось, что у Ацуко Кагари очень плохо почти со всеми дисциплинами. А те, что вне это почти — просто плохо. И на экзаменах для неё тройка — это настоящее достижение. Так что вывод печален — если не будет чуда, Акко отчислят. Последний предмет — магическая философия, с которой дополнительная проблема: преподавательница этого предмета является золотой рыбкой, а у нашей героини с рыбьим языком тоже как-то… И вот наша героиня решила «подкупить» эту рыбу, да опять всё испортила и Пайсис (преподавательница) смылась в канализацию, а оттуда в озеро. Но не волнуйтесь, Акко с подругами не только рыбу спасла, но и браконьеров остановила. Вывод: можешь хоть весь семестр забивать на учёбу, чтобы на самой грани затащить на экзаменах. Не сказать, что не жизненно…
    • А вот там, где пытались впихнуть мораль, и правда вышло бредово. Круа питала свою магию эмоциями, причём эмоциями добровольных доноров (по крайней мере, в начале) — злодейка. Трискелион питается теми же самыми эмоциями, причём мнения доноров не спрашивая — всё норм. Волшебный жезл вроде как проверяет облико морале пользователя, заставляя его прочувствовать сердцем семь волшебных фраз. Только, среди этих фраз не нашлось места чему-то вроде «цени чужую жизнь».
  • «Death Billiards» и «Death Parade». Идея, которую должен передавать сериал — необходимо вести себя достойно и по-человечески в любой ситуации. Вот только на практике получается, что можно всю жизнь с особым цинизмом совершать преступления, но в ад или в рай всё равно отправит абсолютно левый тип, который человеческих чувств и стремлений не понимает в принципе и руководствуется сиюминутным впечатлением.
    • Впрочем, вся эта сюровая компания производит впечатление не серьёзной организации (и тем более не сверхоморальной небесной канцелярии), а постмодернисткого капустника из ниоткуда в никуда. Всерьёз поверить, что они занимаются чем-то важным — трудно.
  • Fairy Tail — пополам с тропом Увесистая басня. Тайтл воспевает силу дружбы, её значение и что она всегда выручит. Вот только дальше слов это не идёт: любой командный бой свыше двух человек на стороне хороших кончается тем, что их выносят с пол-пинка, друзья практически никогда не помогают при эмоциональных переживаниях, а победы, хоть и подаются как сила дружбы, но на самом деле являются результатом действий роялей и приходом Бога из машины.
  • Naruto — gроизведение довольно часто говорит, что труд важнее таланта, что человек — хозяин своей судьбы и что может добиться всего, если захочет. Вот только ВСЕ особенно крутые ниндзя до последнего либо обладают очень крутыми наследственными техниками, одержимы демонами и/или имеют ещё какие-либо крутые "фишки", никак не связанные от тренировок или от них вообще. А основной носитель вышеупомянутых моралей — Наруто, у которого буквально имеются практически все вышеупомянутые фишки, крутая родня (отец Хокаге), так что ему было напророчено стать Хокаге (А в деревнях ещё и процветает кумовство). Плюс троп Тяжкий труд не помогает там вовсю цветёт и пахнет. Не имеющие "фишек" — пушечное мясо и трясись от страха. Особенно прикольно получилось после появления клана Отсутсуки: выяснилось что всем этим техникам и другим "фишкам" люди обязаны инопланетянам.
  • «Boku no Hero Academia» — нам вроде как хотят показать, что настоящий друг никогда не предаст и не оставит товарища, даже если тот ведёт себя не лучшим образом. Показывают: Мидория считает мудака Качана своим другом, хотя тот и относится к нему как мусору, постоянно демонстрируя собственное превосходство и вытирая о детсадовского приятеля ноги.
    • Тут автор в принципе, похоже, отказывается признавать тот факт, что потеря друзей с возрастом и изменением интересов — вещь нормальная.
    • Качан не является полной мразью, и вообще, со временем раскрывается как более положительный персонаж. С другой стороны, Мидория до получения причуды от Всемогущего был человеком без сверхспособностей, что в мире тотального кейппанка означало быть человеком второго сорта. И вряд ли тогда с ним вообще кто-то хотел общаться, кроме друга детства, пусть и настолько паршивого. Басня здесь в том, что даже плохой человек с какими-то хорошими чертами (Качан) может стать лучше, а слабый с геройской жилкой (Мидория) — сильнее.
  • Gundam — основная мысль автора франшизы Есиюки Томино звучит примерно как «Даже выйдя в космос и обретя сверхспособности, люди не станут счастливыми, если эти технологии и сверхспособности они по-прежнему будут использовать, чтобы убивать друг друга». Однако для демонстрации злобной и подлой человеческой натуры, а также трагичности человеческого существования в целом — все стороны конфликта совершают столько необоснованных преступлений, в том числе с использованием новейшего оружия, так часто жертвуют собой без всякого смысла, что мораль получается совершенно иная: «Даже выйдя в космос и обретя сверхспособности, люди не станут счастливыми, если они будут вести себя, как законченные идиоты и самоубийцы вдобавок».
    • Вот тут как раз вопрос: с позиции автора басня может быт как раз удачной за счёт подсветки того, что «убивать друг друга» и есть «вести себя, как законченные идиоты и самоубийцы вдобавок» — возможно басня просто несвоевременная и будет понята иначе со временем.
  • Pokémon (аниме) — Эш очень любит повторять, что ценит всех своих покемонов. Этим он противопоставляет себя Гари (а позднее — Полу) с прагматично-бездушным отношением к покемонам. Но чем дальше в лес, тем больше у главного героя покемонов. И ему всё мало — в каждом регионе нужно собрать новую команду! А десятки старых покемонов вынуждены куковать в лаборатории профессора Оука, надеясь, что однажды тренер про них вспомнит (про стадо из 30 Тауросов (!) даже напоминать неудобно). Складывается впечатление, что Эш реально любит только Пикачу, а остальные десятки покемонов ему по барабану.
    • Ещё круче с Го, «Болваном 2.0», как его называет Команда Р. Он мечтает поймать каждого вида покемонов в мире, включая Мью. Притом, что в сериале совершенно другой подход раньше был. Он за 70 серий уже наловил больше 90 покемонов, больше чем Эш за все 1100 серий. И они живут в Парке Сакураги/Серис. Лишь иногда он использует некоторых из них. Эш по сравнению с Го действительно ценит своих покемонов.
    • Эпичнейший пример тропа — сражение Эша и Элизы в Юнове. Резко поглупевший после Синно герой к четвёртому гиму ВНЕЗАПНО озаботился тактикой и решил драться «по-умному». Вся его тактика свелась к простодушной хитрости: выставить земноводного земного-водного покемона против бешеной электрозебры. Хороший ход… для новичка, идущего в первый гим! Эш охамел настолько, что собирался победить этим покемоном всю команду Элизы, а запасных бойцов просто не взял! И предсказуемо офонарел, профукав свой «козырь» в следующем раунде! В таком духе «тактик» позорился полсерии, пока не довёл Пикачу до короткого замыкания белого каления (уникальное достижение!). Схлопотав удар молнии, Эш прозрел, начал драться «по старинке» — с превозмоганиями и простыми атаками — и, естественно, выиграл. Ну и какая мораль у этой серии? Очевидно: «Много думать вредно. Эш вон перестал мозги напрягать, и у него всё заиграло!» Но нет! Вредно страдать ерундой и ставить всё на одну карту, выдавая это за хитрый план! И зачем вообще выбирать между верой в покемонов и продуманной тактикой? Эш времён Синно отлично совмещал одно с другим и за счёт этого выигрывал.
    • В одной из серий первого сезона герои встретились с актрисой Дупликой, мастером перевоплощений и тренером Дитто. Дитто — особенный покемон, который может превращаться во всех других, а также копировать их атаки. Идеальный партнер для сценических выступлений, но Дитто Дуплики не умеет менять глаза и лицо, поэтому воспроизводит облик покемонов не полностью. Однако Дитто, как ценный экземпляр, похищает Команда R и так запугивает криками и угрозами, что Дитто со страху осваивает полную трансформацию и теперь может притворяться любым покемоном по-настоящему. Какая у этой басни мораль? Надо быть суровым? Деликатностью не выучить? Педагоги-садисты правильно делают, что достают учеников?
  • «Kino no Tabi» — ой, сколько тут таких басен! С заявленным теглайном «мир прекрасен в отсутствии прекрасного» весь сериал (и его перезапуск), а также его первоисточник-ранобе, пропитаны дымчато-серой моралью и, что печально, переменной ядовитости цинизмом. Поэтому на одну историю о жизни приходится по пучку историй, пропитанных мизантропией, и раз за разом демонстрируют зрителю/читателю одну и ту же мораль: «Люди — дебилы и из-за этого сдохнут», примерно в таком ключе:
    • История про строительство башни: о том, как народ долго-долго строил башню, а как только она по стечению обстоятельств разрушилась — кинулись строить новую, не пойми зачем. Фактически, в первой же серии мораль «дурака учить — что мертвого лечить».
    • История про спасенных умирающих путников: они в итоге оказались работорговцами и попытались сцапать тебя со спины? А может, они б еще младенца живьем съели в кадре для пущей демонстрации злодейства? Да даже у отъявленных уголовников — и у тех есть неписаный кодекс чести; смотрелось бы куда интереснее, если бы они главную героиню вообще не тронули — мол, мы хоть и сволочи, но правильные сволочи. Увы, получилась какая-то мораль в стиле «ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным» с картонными злобно-злобными злодеями. Если только автор не пытался донести идею, что «будь всегда начеку».
    • История про стариков на железной дороге: о том, как один из них кладет рельсы, другой чистит, а третий их же и разбирает, и все они работают в нескольких километрах друг от друга. Похоже, хотели вложить смысл «без общения никакое дело не пойдет», а ощущение было, будто бы мораль — «люди настолько тупые, что никогда не будут интересоваться, зачем они на свете живут», или даже вообще «вот дураки эти люди, сами себя строят и сами же без своего ведома разваливают».
    • История про демократию: о том, как в одной деревне решили голосовать за все, а несогласных убивать. В итоге остался только один согласный. Быть может, автор хотел осудить радикализм, но с его подачей получилась история даже не про демократию, а про гротескное соломенное чучело, которое съело своих же сыновей — будто бы все самое плохое от демократии, нарочно выпяченное вперед. При этом автор даже не коснулся ненасильственных версий демократии, а сразу продемонстрировал радикальную, таким образом сделав с порога натуральную агитку.
    • История про домашнее насилие: одна из самых неприятных, с моралью в стиле «Не помогай женщине, которую бьет муж, пусть она сама разъярится, изобьет его и возьмет под каблук». На этой истории автор правки закрыл книгу и больше ее не открывал. Кто писал историю, обиженная феминистка? Нельзя было сразу сообщить куда надо, что муж бьет, надо было дотерпеть и начать мучить его самой? После этой истории остается ощущение, будто автору просто нравится смотреть с высокого трона, как никчемные людишки грызут друг друга.
    • Ну и, наконец, одна из самых идиотских даже по меркам главной героини, басен — с народом у вулкана, который героиню приютил, накормил, а через три дня… весь целиком погиб под извержением вулкана, потому как уезжать из своей деревни принципиально отказывался. Вероятно, автор в этой ситуации хотел подколоть консерваторов и устроить мораль в стиле «здравый смысл важнее обычаев», а получилась в итоге история в стиле «все консерваторы сдохнут из-за своего консерватизма».
      • Автор правки не видит каких-либо басен от слова совсем. Kino no Tabi это в первую очередь путевые записки самой Кино, рассказывающей о своих путешествиях. Она — лишь свидетель, описывающий то, что видит. А вот выводы — каждый делает сам. Та же история с вулканом может трактоваться как стоицизм перед лицом неизбежной гибели (по сути, вулкан — это смерть, которая придет за каждым), верность своим традициям, которая обошлась слишком дорого или троп «несовместимая с жизнью глупость».
        • И это прекрасно видно по истории с движующимся городом из ремейка. Является аллюзией на человечество, ну без каких-либо выводов. Такое просто есть, и автор с кино не превращают историю в зеленую басню. Даже жертв не показывают.
        • Или как банальная отсылка к реальной истории, на которой этот сюжет основан.
  • «Лейдживерс» — если восхваление мортидо скорее неудобная басня, то переходящая метафора с брошенными в каких-то гребенях детьми — самый троп. Да, Адам и Ева нового мира (хотя временами это ещё и брат и сестра, что совсем не внушает), и все дела, но это не оправдывает того, что главные герои бросают чёрт-те где на произвол судьбы детей или подростков. Исключения — «Аркадия моей юности» (детей забрали) и манга «Королева Эмиральдас» (оставленные — взрослые люди, и остаются они добровольно и осознанно: в «большом мире» им нет места, и они это прекрасно понимают).
    • В "Аркадии моей юности" детей тоже высадили, но с их официальным опекуном, причём врачём по профессии. В старом сериале Дайба и Кей всё же старше. Но хватает примеров и повеселее. Мэйтель в "ГЭ999" сбагрила Тэцуро - в сиквеле он присел, пришлось его спасать. А уж сколько там эпизодических примеров тропа...
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — планировалась агитка Сил Самообороны Японии, а показали балаган, где солдаты делятся на лентяев, попавших по блату, задротов, карьеристов и психопатов, которые победить могут разве что толпу средневековых дебилов.
  • Восхождение героя щита — прямо говорится что в королевстве Мерломарк матриархат и царство победившего феминизма. В наличии сильная и независимая крутая королева и жалкий закомплексованный Говнокороль, изо всех сил пакостящий герою. Вот только Мерломарк под матриархальным руководством находится в глубочайшей заднице. Королева постоянно мотается по заграницам (нет преданных послов?), но международные отношения ниже плинтуса. Процветает работорговля, причём в рабство могут обратить не только расово сегрегированных зверолюдей, но любого гражданина, если заманят в тёмный переулок и поставят печать (в ранобе такое регулярно проворачивает принцесса Сука, добывая денег на карманные расходы), что является беспределом даже по средневековым меркам. На местах царит произвол, некоторые ставленники занимаются откровенным геноцидом и могут похитить наследницу престола. В религиозной жизни доминирует еретическая церковь, что опять же не способствует дипломатии. Не смотря на обилие местной гэбни (создаётся впечатление что половина королевства так или иначе шпионит или стучит) едва не профукан государственный переворот. А вот Говнокороль внезапно оказывается более чем адекватным после смерти королевы. Вывод о пагубности матриархата напрашивается сам собой, а в фанатском сообществе не утихают споры, был ли это осознанный троллинг феминисток со стороны автора (кстати автор девушка), или же вышло само собой.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann: первая половина событий после таймскипа вроде как намекает, что делать мировую революцию и налаживать быт — задачи принципиально разные, а хороший революционер — не всегда хороший управленец. Вот только «эффективный менеджер» Росиу, столкнувшись с форс-мажором в виде Антиспиральщика, проявил себя не лучшим (мягко говоря) образом и чуть не привёл человечество к гибели, а спас всех… да-да, пламенный революционер Симон.
    • Там несколько в другом мораль. Росиу, возглавив человечество, вместо решения глобальных проблем (а Гуррен-дан и не такие решал), предлагал снова зарыть голову в песок и вообще превратить зарождающуюся цивилизацию в его родную деревню, где все снова сидят в «безопасном» месте и пытаются выжить.
      • Что, кстати, подтверждает изначальную мысль: не так уж хорош он в роли управленца.
    • А в чем, простите, неудачность? До концепции «один вождь в мирное время и другой в военное» еще первобытные племена додумались, а сюжет ее прекрасно иллюстрирует: человечество при правлении Росиу вполне процветало, меньше чем за десятилетие пройдя путь от оборванцев в подземных деревнях, до мегаполиса, которому и наши позавидовать могут, а Симон с Гуррен-даном отлично разбираются с нападающими НЁХ, при этому в мирное время Симон так же некомпетентен, как и Росиу в военное. Единственная разница в том, что Симон спокойно устранился от мирного управления, рассудив, что и без него умельцы есть, а Росиу под давлением обстоятельств и ответственности сглупил и попытался решить всё сам, а не позволил действовать тем, кто лучше разбирается.
    • Неудачность скорее в том, что задуманная мораль истории после таймскипа: "лучше вместе с товарищами сделать всё идеально, чем пытаться в одиночку сделать хоть что-то, идя на самому противные сделки с совестью и жертвы" на практике превращается в "трудные решения, жертвы и глобальные планы - для козлов и неудачников, любая проблема решается основательным приложением бура к её источнику". Ну, доля правды в этом действительно есть... Ситуация усугубляется тем, что авторы то ли не в ладах с политологией, то ли осознанно развели (около)политический цирк ради драмы и морали (и ведь не в последний раз).
  • Colorful — основная мысль у этой полнометражки совершенно правильная: не стоит пытаться свести счёты с жизнью, все проблемы решаемы. Вот только заметная часть проблем героя решилась как раз из-за его попытки самоубийства: мать рассталась с любовником, отец перестал задерживаться на работе и стал больше времени уделять семье, одноклассники перестали его травить (да, о причинах его отсутствия учителя им ничего не говорили, но слухи до них явно дошли), даже старший брат стал внимательнее к нему… Невольно напрашивается вывод, что напугать всех суицидом, если у тебя проблемы — неплохая идея.
  • Манга Хирата Хироши «Пусть я и беден, но я гордый самурай». Тропы «Несовместимая с жизнью гордость» и «Куда заводит месть» в режиме педаль в пол. ГГ — обедневший самурай, ранее служивший местному лорду. За 30 лет до событий другой самурай предал лорда и занял его место. ГГ отказывался принять от него помощь, несмотря на то, что вся его семья умерла с голоду. Позже, сын нового лорда расправился с ГГ, опасаясь слухов, которые распространялись благодаря ему. В своем посмертном письме ГГ прямо обвинил род лорда в давнем предательстве, в результате чего тот был вскоре убит.
    • Неудачность басни кроется в изменившейся морали. С точки зрения современного человека западного образа мышления, ГГ — круглый идиот. С точки зрения современников ГГ — тот образец верности.
  • JoJo's Bizarre Adventure — откровенно косячная мораль в предыстории Джонни. Если папа-тиран ультимативным тоном требует утопить Муму ручную крысу, не хитри, а иди и делай, что тебе приказали! Но если ты ослушаешься и, сжалившись, выпустишь животное на волю, твой брат трагически умрёт. По вине этой крысы… а может, другой, но похожей. Да и с папашей ты разосрёшься окончательно. Зашибись басня! Непонятно, чего в ней больше: слепого почитания отцов или характерной для Араки «любви» к животным.
    • Ау, это не басня вообще. Это просто трагическое стечение обстоятельств.
  • Vinland Saga — у Торфинна получилось завершить войну в Балтийском море благоприятным образом только потому, что за него впряглись Торкель и, косвенно, Кнуд с их базирующимся на силе авторитетом. Вот вам и «настоящему воину мечу не нужен».
  • Komi-san wa komyushou desu — у тебя социофобия и проблемы в общении со сверстниками? Не беспокойся, окружающие тебе с радостью помогут! Но только если ты талантлива и красива. Остальным аутсайдерам просьба не беспокоиться. В лучшем случае можно стать собачкой при местной богине, причем никто и не подумает тебя переубеждать и помогать социализироваться.
    • Так-то Коми сама попросила Тадано помочь ей, и как главные, так и второстепенные герои помогают друг другу справиться с проблемами. Главное желание работать над собой и подходящая компания, и не скатываться в причинение добра, как в случае с Хитоми и Сёске. Сомнительной является скорее сама идея отношения к поиску друзей как к набиванию ачивок, из-за чего в списке оказываются откровенные поехавшие вроде Ямаи Рен (которую дальше по ходу манги пытались обелить, но неубедительно).
  • Tokyo Ghoul — автор манги явно хочет показать публике социальную драму о неравенстве и расизме в современном обществе. Но беда в том, что здешний фантастический расизм имеет вполне разумное обоснование: на планете люди живут с гулями, то есть похожими на людьми расой людоедов. Гули не могут переносить любую еду кроме кофе. Те, кто являются «вегетарианцами», вынуждены питаться уже мертвыми людьми из моргов. Вроде казалось бы, если бы люди тупо разрешали гулям есть только мертвечину без убийств, то теперь они могут жить в мире и согласии? Вряд ли, поскольку трупов на всех гулей не хватит, особенно если учесть возросший по сравнению с прошлыми веками уровень медицины и гигиены, что сильно продлевает людям жизнь. Так что большинству гулей придётся охотиться на живых людей из-за нехватки легального мяса. А вот людям придётся их же убивать ради самосохранения. Иначе гули успеют размножаться в геометрической прогрессии и тогда придёт тот день, когда их станет настолько много, что попросту захватят Землю и обратят всех человеков в скот для пропитания.