Неудачная басня/Видеоигры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Неудачная басня. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

  • Fallout 3: из идиотской концовки следует поистине самурайская мораль — если ради великой цели можно умереть — сделай это. Если же ты сумел достичь великой цели и не пожертвовал собой, то ты подлый трус![1] Басня оказалась настолько неудачной, что в официальном DLC Broken Steel Беседка дала задний ход.
    • Вот только игра всё равно включает финальный ролик, где Хеллбой обзывает героя трусом. Это только после этого можно продолжать.
    • В принципе, хоть дополнение и сделало концовку чуть менее идиотской, но вот басня стала только неудачнее — тебе предлагают пожертвовать собой ради великой цели? Соглашайся не раздумывая, ведь благодаря чуду ты выживешь и даже не заработаешь никаких долгоиграющих последствий, вопреки всякой логике.
    • Совершенно вопиющий пример с квестом на уничтожение гулей в окрестностях Тенпенни Тауэр. Дано — осколок довоенной цивилизации, высокий даже по довоенным меркам уровень жизни в нем, наличие собственной службы безопасности и гули, живущие в метро неподалеку, считающие, что почему-то их должны пустить жить в башню Тенпенни. Если принять предложение Тенпенни и выполнить квест — карма резко падает. Если перейти на сторону гулей и помочь им перебить людей — карма улучшается. При этом башня превращается в сущий бомжатник.
      • Впрочем, давно известен эксплойт, чтобы и «хорошую» карму заработать, и в полный зомбариум башню не превратить: сдав квест Рою Филипсу, успеть пристрелить его до того, как он выйдет из комнаты. Тогда разумные гули мирно въедут в номера, а вот диких впустить будет уже некому. То есть, гули #невсетакие, и наличие в их рядах одного радикала не повод не помогать всем остальным. Неудачность басни в другом: при наличии перка «Наёмный убийца» с трупа Филипса можно срезать ухо — а значит, по игромеханике он считается добрым персонажем.
    • С натягом, но сюда же — квест с уничтожением Мегатонны. Нет, понятно, что взрывать атомные бомбы посреди городов — плохо. Непонятна мотивация квестодателя — владельца означенной Тенпенни-Тауэр, ибо на полное чудовище он ну никак не тянет. Рациональных же причин для того, чтобы уничтожить город на отшибе, просто нет.
  • Fallout: New Vegas — Dead Money: Основной идеей дополнения является то, что жадность может привести к погибели. В финале DLC герой попадает в хранилище казино Сьерра-Мадре, где найдёт 36 золотых слитков, чья общая стоимость составляет колоссальные 390239 крышек, благодаря чему можно не испытывать проблем с финансами игры до самого финала. Но дело в том, что каждый из слитков весит 36 фунтов, отчего протагонист игры не сможет быстро передвигаться, а ведь в этот момент ему нужно бежать со всех ног к выходу. И что же сделать? Оставить сокровище и спасать свою жизнь? Как бы не так! Предприимчивые игроки без проблем вытаскивают сокровища Сьерра-Мадре и спокойно добираются до безопасного места коротким путём.
    • Не стоит бодаться в заведомо закрытые ворота, осмотрись вдруг их можно и обойти?
  • Assassin’s Creed V: Unity — вступительная часть игры, где мы знакомимся с ГГ Арно Дорианом и узнаём, почему он присоединился к ассасинам. И что же мы видим? Главные антагонисты серии, тамплиеры, представлены двумя честными и благородными людьми, один из которых принял на воспитание сына своего врага, оставшегося без отца, а другая — его дочь, которая не то чтобы простила Арно (на секундочку, косвенно виновного в гибели её отца и вообще ВСЕХ неприятностях игры!), но по крайней мере не стала устраивать истерик и самосуда и не стала обвинять его в том, в чём он действительно был не виноват. А что же ассасины? Мы можем наблюдать, как они подбирают страдающего от чувства вины юношу, эксплуатируют это чувство для того, чтобы склонить его на свою сторону, а на посвящении ещё и используют фактически промывание мозгов на основе наркотиков (да-да, то самое промывание мозгов, в котором они обвиняют тамплиеров). И что же зритель-протагонист слышит после всего этого от нашей старой знакомой Ребекки (напоминаем, что данная игра про людей, которые смотрят воспоминания давно мёртвых персон)? «Теперь ты видишь, почему мы ведём войну с тамплиерами?» Лично автор правки увидел в этом, что ассасины — лицемеры, а тамплиеры положительные персонажи, и решительно не понимает, почему после такой демонстрации протагонист не настучал в Абстерго, а продолжил помогать ассасинам[2].
    • Rogue: авторы как бы хотели показать, в пику традиционной для серии раскладке «ассассины добрые, тамплиеры злые», что реализация радикальных взглядов ассассинов не всегда идёт на благо простым людям, и принципиальный, вменяемый и добивающийся общего блага герой может встать на сторону тамплиеров ради защиты мирных жителей. Получилось: ассассины — больные на голову кровожадные ублюдки, которые чихают на Кредо и истребляют людей в невменяемых масштабах то потому, что те подвернулись под руку, то вообще случайно, а главный герой среди них банально не выдержал козлизма начальника и взбунтовался при первом же поводе. Одни тамплиеры более-менее каноничные: этих держит Хэйтем, хотя его тут тоже упростили и опошлили.
  • Wolfenstein: The New Order. После победы в ВМВ нацисты уже в начале 60-х достигли такого технологического прогресса, что нам и сейчас не снилось. Позже оказывается, что все супер-технологии они спёрли у евреев-каббалистов — ещё лучше! Евреи сидели на технологиях тысячи лет, сами не пользовались и другим не давали, а нацисты взяли и поставили эти технологии на службу человечеству (согласно своему пониманию). На фоне этого факта один из тех каббалистов, намеренно испортивший рецепт супербетона (чтоб от него у людей развивались болячки), выглядит полной мразью. Положительный персонаж, да…
    • Справедливости ради, в игре нет намёков на то, что болезнетворная плесень была привнесена намеренно. Сет Рот, говоря о диверсии формулы бетона, упоминает только резкое снижение структурной прочности бетона спустя некоторое время.
      • Обвалы домов, гибель их обитателей… всё равно троп.
    • Впрочем, тут есть ещё один занятный момент: общество Даат Ихуд, которое и занималось всеми этими научными изысканиями, официально вроде как делало это для того, чтобы лучше «познать Бога». Вот только у них, судя по всему, было представление о Всевышнем как о злом Яхве, ибо все их изобретения странным образом представляют собой великолепное и смертоносное оружие: бронированный экзоскелет, гравитационная бомба, лазеры, химическое оружие, превращающее трупы в горящих зомби… Прям тайное сионистское общество, готовящее в своих скрытых лабораториях оружие для истребления гоев, прямиком из самой тупой геббельсовской агитки.
    • В сиквеле The New Colossus ну оч-чень колоритным получился адский папаша Би-Джея. Расист, антисемит (на еврейке женился ради денег), коллаборационист из идейных соображений, домашний тиран и прочая и прочая, даже странно, что не педофил. И вот в одном маленьком флэшбэке маленький Билли сообщает папе, что подаренный им перочинный ножик отобрали соседские мальчишки. Папаша даёт пацану леща и наказ забрать ножик обратно, а без него в дом не возвращайся. Так себе педагогические методы, но козёл был прав — умение постоять за себя Билли ещё пригодится, ой как пригодится! Да и потом — это что же он, сыну ножик подарил?. Самое интересное что в The New Order Блашкович про отца в принципе отзывался с теплотой.
  • Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer — если отыгрывать антигероя или злодея со стандартами, получишь концовку разной степени паршивости. А отыгрывающий полное чудовище станет всесильным «Воплощением голода» и убийцей богов. Мораль: стандарты для лузеров.
    • С другой стороны, с т. з. автора правки, хорошая концовка в игре только одна. Так как все остальные либо, действительно, различной степени паршивости, либо ГГ, по сути, выпиливает (точнее, пожирает) к чертям кучу народа от простых смертных до богов. Да, среди сожранных, по идее, есть и те, кто этого заслуживает, но много невиновных гибнет. И, что обиднее всего, все соратники ГГ тоже будут уничтожены им. Кроме одного. Такого же Полного Чудовища.
  • Mass Effect: Andromeda — один из побочных квестов посвящён расследованию убийства. В процессе выясняется, что обвиняемый действительно стрелял в жертву, но промахнулся, а смерть наступила от рук местных злых пришельцев. Создатели преподносят ситуацию как Сложный Выбор — либо наказать человека за преступление, которого он фактически не совершал, для поднятия общего духа, либо отпустить его и тем самым показать, что подлец может избежать наказания. При этом у автора правки возник закономерный вопрос: «А ничего, что покушение на убийство — тоже уголовное преступление, хоть и менее наказуемое?» Почему нельзя назначить наказание, но более мягкое, чем за убийство — общественные работы какие-нибудь?
    • Дело в том, что по приказу нового директора (Джарун Танн, тот ещё неполиткорректный персонаж и козёл) наказанием за любое преступление является изгнание, так как ресурсов на содержание преступников не хватало. Но даже изгнание ведь можно провести с кучей смягчающих-ужесточающих условий, можно дать условное наказание. Даже древние исландцы разделяли наказания на временные и постоянные, да с кучей опций.
  • Homefront: мораль о том, что выживальщики — психи-параноики, очень плохо работает в сеттинге, где катаклизм действительно произошёл, и они были к нему готовы. Поэтому ещё пришлось до кучи их сделать расистами, и тут опять возникает проблема — их ненависть к северокорейским захватчикам выглядит очень даже обоснованно, с учётом зверств, которые те творят на оккупированных территориях.
  • Fable 3: Главный герой свергает своего брата-тирана, душившего народ налогами, но, нацепив корону, узнаёт, что на повестке дня — скорое вторжение жуткого чудовища, и для обороны королевства нужны огромные деньги, добыть которые можно, только продолжив хищническую политику предшественника (если только в загашнике у новоиспечённого короля не завалялось лишних 6,5 млн золотых). В качестве альтернативы — стезя прекраснодушного либерала, обожание союзников и подданных и… миллионы трупов этих самых подданных. Добросовестная подготовка к войне в отсутствие личных капиталов, соответственно, удостаивается злодейского клейма. А чтобы не «испортить» такую замечательную дилемму, герою не даётся возможности ни объяснить свои действия, ни провести либеральные реформы после победы. Наверное, потому, что он обязан за прошедший год стать тираном не по нужде, а по сути, и плевать, что на этот счёт думает игрок.
    • Впрочем, имеется альтернатива, просто ею не тычут в лицо. Можно поднять экономику королевства инвестициями, одновременно подготовившись по максимуму и заработав всеобщую любовь. Так что мораль получается не такой уж плохой: если тебе дали выбор из двух зол — оглянись вокруг, возможно есть другой выход.
    • Правда брат, додумавшийся только до мироедства, теперь не выглядит таким уж неоднозначным.
  • Frostpunk — игра о том, как человек способен незаметно для себя пересечь черту человечности и про деградацию человеческого общества в под давлением обстоятельств. По замыслу разработчиков игрок должен был в погоне за выживанием принимать всё более и более жестокие законы, после чего его ошарашивали титрами в стиле «мы пытались выжить, дошли до тюрем, пропаганды и т. д., мы выжили но стоило ли оно того?» и мол, не всегда есть способ спастись, оставшись человеком. И нет счета игрокам, которые приходили в бешенство от этаких нравоучений, воспринимая их как «лучше сдохнуть, чем обидеть человека», а не «не стоит доходить до крайностей без веской причины». Истина, как водится, где-то посередине…
    • Игру таки можно пройти, не пересекая черту, что в концовке будет отмечено. Для этого надо не принять закон о применении насилия против несогласных (в смысле, можно держать в заключении, но нельзя перевоспитать силой) и воздержаться от принятия слишком фанатичных/тоталитарных законов.
    • У Extra Credits по этому поводу был целый ролик, где Frostpunk был первым примером, если мораль зашили прямо в игровую механику, то почти наверняка она будет работать криво. Например, за прямо тоталитарный режим пожурят надписью на весь экран и драматической музыкой, смерти от переработки, равно как и просто длинные смены, упомянут на полсекунды маленькой полупрозрачной надписью среди десятка других, а вот обманом послать ребёнка чинить домну изнутри вообще не порицаемо.
      • Самое смешное в том, что для перехода в разряд «тирана и душегуба» достаточно всего лишь создать собственных осведомителей среди граждан (даже не принимая остальных радикальных законов), которые возвращают краденые со складов продукты обратно. То есть мораль выходит еще более смешной «не хочешь быть тираном и диктатором? позволь людям воровать»
        • Ага, создание института доносчиков это признак искусного и хорошего правителя и все жители должны быть довольны и благодарны подобной заботой.
          • Использование осведомителей (в том или ином виде) есть признак практически любой госбезопасности и правоохранительных органов в истории государств в принципе, даже в спокойное время. Не говоря уж о том, что сообщать о преступлении гражданам в органы, это так-то вполне себе обычный гражданский долг (а тут еще и ситуация, где от действий людей буквально выживание зависит). По такой логике центр пропаганды (что тоже вполне обычная вещь для государств) возводить тоже нельзя, но игра это никак не возбраняет (как и откровенное вранье при использовании оного).
    • Тут ещё и изменившаяся мораль — в ту эпоху большая часть тех мер либо была обыденной, либо стандартной для чрезвычайных (но все-таки для не настолько чрезвычайных) ситуаций. Соответственно, персонажи вообще должны воспринимать это нейтрально — все выжили, все довольны, то, что вышло, представляет из себя модель Лондона таким, каким они его помнят, в масштабе 1:1000. А уж учитывая то, чего они там наизобретали, и то, что они являются последними выжившими, они там должны быть горды и в хорошем расположении духа, как никогда…
  • Detroit: Become Human — планировалось история о рабстве и расовой нетерпимости, но в сюжете освобождение Маркусом андроидов зачастую выглядит даже не как распространение вируса, а как взятие под прямой контроль. Абсолютно все, даже только что изготовленные и не сталкивавшиеся с дискриминацией андроиды идут за ним без вопросов и возражений.
  • Мобильная игра по «Фиксикам», названия автор правки не помнит — не совсем басня, но от того не менее неудачная. Понятно, что ремонт символический и не призван ничему научить, только заинтересовать. Но показать ремонт не обесточенных электроприборов в детской игре (автор правки точно не помнит, какое у игры возрастное ограничение, но по стилистике она явно направлена именно на детей, а не на подростков) — та ещё идея.
  • Stardew Valley — «Главы крупных фирм — жадные капиталисты! Они уничтожают малый бизнес и заставляют своих сотрудников работать в ужасных условиях! И вообще, из-за них портится экология!» Мда уж, левые заценили бы эту игру, но есть парочка нюансов:
    • Во-первых, через два года после начала игры к протагонисту явится призрак его дедушки, который оценит по заработанному капиталу. И он будет критиковать игрока за то, что не подзаработал за этот период кучу денег! Правда, это в старых версиях игры. После выпуска патчей дедушка также будет ценить успехи игрока в отношениях с жителями.
    • Ну а во-вторых, игрок по мере прохождения игры может превратить свою колхозную хибару в крупную ферму и заработать на ней кучу бабок! Таким образом, он станет игрок станет сельскохозяйственным магнатом[3].
    • В-третьих, сотрудничать с малым бизнесом и природой банально выгоднее — цены в местном сельпо ниже чем в супермаркете, ассортимент лучше, продавать можно только через местных, улучшения получать через подношения духам природы тоже выгоднее, хотя и сложнее (духи требуют всего понемногу, а корпорация всего лишь много денег). Единственный плюс корпорации — она позволяет специализироваться в чем-то одном, а не вынуждает распыляться по всем возможным активностям.
  • Мор (Утопия) — касательно квеста на убийство всех подставившего Лизы (что это вообще значит?) в День 1 за Гаруспика разработчики закладывают мораль[4], что порой есть смысл проявить милосердие, за что потом тебе воздастся. Да вот только мало того, что выигрыш тут получается не очень-то убедительным[5], так ещё и по канону (в сюжетке Самозванки, по крайней мере) Гаруспик таки порезал Лизу, но тот каким-то макаром выжил и уполз дабы потом все равно быть добитым Самозванкой.
  • Planet Zoo — Хотели пропагандировать спасение редких животных, а вышла сатира на невидимую лапу рынка.
  • Through the Darkest of Times — игра как бы про ячейку Сопротивления в нацистской Германии, которая должна бороться с режимом. Но на деле игра никак не поощряет движение к сверхцелям типа терактов или перевода евреев через границу — очень даже реально пройти игру в стиле «грантоедов», тупо собирая мзду со сторонников и изредка малюя на стенах «Гитлер — бяка». На сюжет никак не повлияет ни гибель соратников (их судьбу мы так и не узнаем в финале), ни совершенные глобальные задачи, ни даже выбор в текстовых ивентах (среди которых поездка в оккупированный Париж, тайная съемка лагеря переселяемых, встреча с советской шпионкой) — или ты дохнешь в гестапо, или ты доживаешь до капитуляции, третьего не дано.
    • Причина этого безобразия очень проста: авторы пытались сделать игру более-менее историчной, из-за чего война заканчивается 9 Мая — не раньше и не позже, и игрок или что-то ещё повлиять на это не могут. На все остальное же не хватило средств и времени. Но решили, что с динамической кампанией ИИ мог бы наворотить чего-то не того, и что из-за кучи разных факторов все было бы сделать слишком сложно — но что вышло, то вышло.
  • Papers, Please — если Арстоцка такой тоталитарный ад на Земле, как можно понять из происходящего — почему столько народу каждый день туда ломится?
  • Call of Duty: Cold War — страслый и ужаслый советский агент «Персей» хочет разом взорвать нейтронные бомбы, заложенные в городах Европы, и потом объявить всему миру, что бомбы-то заложили США. Между прочим, чистая правда — именно США, на случай захвата городов войсками СССР/ОВД. То ли в кои-то веки серо-серая (или чёрно-чёрная?) мораль, то ли наш троп.
    • Судя по западному аналогу этого сайта, там это восприняли как серо-чёрную. Потому что… ну вы знаете, США хотели их подорвать лишь в самом крайнем случае (а то все гражданские из этих городов окажутся в руках у страшной советской армии — в таком случае их и производственные мощности могут направить на нужды этой самой советской армии, то бишь они против вас же будут делать оружие и рыть окопы), а не прямо сейчас. Ну и все жестокости западные агенты совершали исключительно чтобы избежать подрыва этих бомб, а советы… ну, это советы. (Ну там (на tvtropes) писали про то что таким макаром бы уничтожили вошедшие в города силы советской армии, а не гражданских (про них речи вообще не было). А производства эти бомбы уничтожить и не должны были, только людишек и прочих зверюшек.)
      • Производства без людей сразу работать не будут, а гражданских во время рывка к Рейну (ну или менее успешного для СССР развития событий, но так что города во всей Европе всё ещё занимаются красными) вывести тупо не успеют (ну и советы бы тогда в города куда меньше войск направили, так что столь мощный бух был бы почти бессмысленным). Так что да, уничтожаем советов, а мирняк единогласно назначается в пожертвовавших собой ради победы сил добра.
    • Отдельная песня — концовки. В «хорошей» протагонист Белл и команда ЦРУшников успешно предотвращает катастрофу, после чего Белла убивают как ненужного (или пытаются). В «плохой» Белл (который на самом деле советский пленник с основательно промытыми мозгами) вспоминает, кто он есть, заводит «друзей» в ловушку и либо тут же и гибнет, либо оказывается спасён вовремя прибывшим «Персеем». Игроки сошлись в мнении, что «Персей» — полноценный милый злодей и вообще молодец, а главный в команде ЦРУшников Адлер — мудило вероломное. И вообще, у разрабов хорошая и плохая концовки названиями перепутаны.
  • Mafia III — отец Джеймс навеки рассорится с Линкольном, если тот после мести Маркано не уедет из Нью-Бордо куда глаза глядят, а станет новым криминальным лидером города. Дело даже не в том, что для католического священника такая категоричность довольно странна, а скорее в здравом смысле — что будет, если Линкольн уедет и оставит вакуум власти? Особенно если добиваться хорошей концовки с миром между тремя бандами и дружбой их лидеров? А будет криминальная война за передел территории между ирландцами, гаитянами и итальянцами, с кучей трупов, бомбами и политическими убийствами. Это отца Джеймса такому Библия учит? Или это у него, выросшего в гетто ветерана войны, маразм раньше времени начался?
  • The Last of Us 2 — ладно ещё избитый донельзя сюжет про «месть — это плохо», но ведь мораль вышла абсолютно противоположной. Эбби, несмотря на уговоры окружающих, пошла до конца — убила Джоэла, хоть тот и спас её за пару часов до этого. Элли в итоге убила кучу народу, чтобы добраться до Эбби, но в последний момент передумала и отпустила её. Что в итоге? «Если будешь мстить правильно, то тебя и твоего друга спасут из безвыходного положения, а если отступишь в последний момент, то останешься один и без пальцев». И ведь только и надо было, что дать убить Эбби в конце!
  • Max Payne 3 — по ходу игры Макс три раза встречает копа на пенсии по имени Андерс Детлинг, который является очевидной метафорой того каким было бы будущее Макса, если бы не смерть жены и дочери. Только вот Андерс толстый, лысый и пересиживает все перестрелки в уборной в то время как Макс, несмотря на алкоголизм, зависимость от таблеток и почтенный возраст, крепок телом и сражается, как минимум, не хуже, чем 10 лет назад. Так стоило ли убиваться?
  • Growing Up — во-первых, удовлетворение себя и родителей строго противопоставляются друг другу, при этом герой озабочен одобрением родителей, а вот они его самочувствием ни капли. Во-вторых, родителей нервируют любые, даже невинные увлечения вроде музыки или фитнеса — радует их только изучение навыков. В-третьих, для получения профессии нужна 1-2 навыка, но прокачанных по максимуму, так что стать президентом можно, не зная даже таблицы умножения, но дико вкачав эмпатию. В итоге получается, что для достижения высот в игре надо с пеленок определиться с будущей профессией, качать исключительно профильные навыки, заниматься исключительно учебой да подработками, недостаток развлечений восполнять едой.

Примечания[править]

  1. Причём даже не загубил кого-то другого — тебе предлагается сдохнуть от радиации, имея троих напарников, из которых двоим от радиации не больше вреда, чем от солнечной ванны, а третий вообще ею лечится!
  2. С другой стороны, тот тамплиер вёл себя малость непоследовательно: взял на воспитание, но не в роли приёмного сына, а в роли приживалы/слуги. Что мешало заручиться его поддержкой и воспитывать в духе тамлиерских идеалов (плюс один дворянин-союзник)? Если это неприемлемо, то почему не избавиться и от него тоже (или хотя бы не удалить из центра событий, минус один потенциальный противник)? Макиавелли не одобряет! Впрочем, он в этой вселенной ассассин, может, это как-то связано.
  3. Только магнат этот будет очень зависим от городка и его жителей (в частности, потребность в семенах и скотине), так что настоящим магнатом игрок стать не сможет
  4. https://dystopia.me/mor-utopia-developer-diary-2/
  5. Да, за пощаду Лизы можно чуть-чуть подзаработать репутации, а так же «на халяву» освободить Бакалавра в День 11, но к чёрту сценарий! Лиза за свои деяния пощады не сказать чтоб заслуживает, дроп порошочка с него таки полезнее махонького плюса к репутации (все равно Гаруспика до конца дня все будут ненавидеть, а ночью уже и на бритвенников поохотиться можно будет), а освободить Бакалавра из темницы и без Лизы несложно, просто отмутузив двух сторожащих его шкетов, да ещё и присвоив себе 30 патронов из тайничка Бакалавра (о которых можно было бы и не узнать, сразу освободив Бакалавра).