Неформалы-бандиты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
UnformalBand.jpg

«Эй, слышь, ты, сюда иди!» — доносится до героя в подворотне. Кто там? Бритый амбал с бейсбольной битой? Чёрта с два! На субъекте — кожаная куртка с нашивками и шипами, грива лохматых и крашенных волос, обилие серёжек в самых занятных местах, а то и лицо раскрашено, как у заправского актёра ужасов. Только от того не легче: за клёпаным ремнём у металлюги нож, в кулаке зажат кастет, ноздри подёрнуты явно не сахарной пудрой… Итак, вы встретили неформала-бандита!

А такие бывают?[править]

Стереотип имеет некоторые корни в истории: в первую очередь, это американские байкеры, самые отмороженные из которых до сих пор не гнушаются торговлей оружием и наркотиками, перестрелками с полицией и прочим натуральным бандитизмом (правда, сами байкеры утверждают, что таковых среди них не больше 1 % — а причисляющие себя к оному 1 %, недолго думая, начали носить соответствующую нашивку). Ну, ещё немного — ранние панки, хотя те больше хулиганили, чем по-настоящему беспредельничали. Но в современном мире образ смешон. Неформалы, если брать все движения в совокупности, давно «остепенились», в последние годы смыкаясь с движением гиков и «травоядных» субкультур (иногда в прямом смысле: то же движение веганов союзничает с анархистами).

Так что основная причина существования тропа не реальные прототипы, а стереотипы и общественная паника на пустом месте. Панк говорит «анархия», имея в виду левую утопию, где «все равны», а у почтенного обывателя в голове возникают образы кровавого хаоса и всеобщего массакра. Металлисты поют про войны, ужастики и крутых байкеров, и обыватель себе уже воображает, что это и в жизни брутальные воители, обожающие лить кровь. Хотя логики в этом не больше, чем ожидать, что с мечом в бой пойдёт профессор Толкин, а Стивен Кинг принесёт жертву сатане.

Особенно заметно несоответствие в странах СНГ: криминалитет, будь то завалящий дворовый гопник или босс русской мафии, носит не «хаер», а ёжик или под ноль, предпочитает блатняк и клезмер, те кто постарше, те кто помоложе — рэп и попсу вместо рока, металла, панка и электронной музыки, и уж точно не помышляет ни о каких анархиях, коммунизмах, сотонизмах, и о молодёжной бунте вообще, придерживаясь традиционно-патриархальных взглядов. То есть неформалы, конечно, нарушают правопорядок, например, выпивая где не надо, но даже самые «на лицо ужасные» в бандитизме являются чаще не субъектами, а жертвами. И если при позднем СССР образ панка-головореза ещё проканал бы, то сейчас — ни в какую. Что не мешает некоторым исключениям, подтверждающим правило… А вот в молодёжном кино часто действует другой стереотип: Неформал — значит, лузер.

А разгадка проста: верность субкультуре и профессиональный (!) бандитизм плохо сочетаются. Все эти значки, нашивочки, заклёпочки, футболочки с лозунгами, ботинки особой формы, куртки и джинсы уникального фасона, бритые или поставленные цветным хохолком волосы называются одним словом: палево. Иначе говоря, особые приметы. Там, где служители закона чтут заповеди тов. Дзержинского (то что вы на свободе — не ваша заслуга, а наша недоработка), подозрительный внешний вид может стать поводом для задержания и жёсткого допроса. Так что можешь любить самые причудливые музыкальные стили, но, если у тебя в анамнезе подвиги посерьёзнее разбитого школьного окна, выделяться не следует.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Мюзикл «Starmania» — «Чёрные Звёзды» и их главарь Джонни Рокфор.

Литература[править]

  • Уильям Гибсон, «Count Zero» — мафия готов.
    • Собственно, «готики» и «долики» — две конкурирующие субкультуры. Вторые на роль гопоты куда больше подходят. А «мафия» — это уж явное преувеличение.
  • Дин Кунц, «Фантомы» — «Хромированные дьяволы», банда байкеров-наркоторговцев-рокеров (пока нормально), которая в тихом захолустье промышляет, видимо, даже убийствами, но этого никто не замечает (а это уже перебор).
    • Ну, это похоже, такой расхожий американский литературный и киношный штамп — банда байкеров непременно базируется где то в тихом захолустье, где у них есть свой личный бар, в котором случайно забредших чужаков в лучшем случае бьют. Банда обязательно торгует наркотой, (причем об этом знают все, включая полицию, но сделать ничего не могут — то ли боятся, то ли у байкеров по американским законам иммунитет круче дипломатического), беспределит на тихих сельских дорогах, грабит и убивает — иногда исполняя приказы какого-нибудь крупного преступного босса, а то и политика, неизвестно как угодившего к банде в покровители, а иногда так, для удовольствия. И да, чуть что — банда обычно быстренько переходит на сторону Зла, как только это Зло в произведении объявится.
  • Дмитрий Нестеров (настоящее имя — Роман Нифонтов) — «Русь пробуждается», повесть о московской скинхедской банде поздних девяностых. Художественные достоинства книги многими ставятся под сомнение, однако она представляет интерес уже потому, что написана человеком, знающим предмет изнутри.
  • Василий Федорович, «Белые шнурки» (a.k.a. Faciam lit mei mernineris) — полудокументальная книга о екатеринбургских скинхедах. В художественном плане значительно превосходит вышеупомянутое произведение Нестерова-Нифонтова, при этом, несмотря на комплиментарный настрой, автор смотрит на своих героев без розовых (или в данном случае уместно говорить о коричневых?) очков. Автор, который знаком с темой не понаслышке, отмечает, что, по мере перехода от полудетского хулиганства к серьёзным делам молодые нацисты изживали субкультурщину. Скинхеды девяностых безошибочно распознавались по тяжёлым ботинкам, подвёрнутым джинсам с подтяжками, курткам класса бомбер (особо упоротые носили их круглый год) и, конечно, скоблёным головёнкам. «Правый автоном» середины «нулевых» — ничем не примечательный гражданин спортивного телосложения, который «на акции» надевает спортивную, треккинговую или «тактическую» одежду. Причина отказа от субкультурного прикида лежит на поверхности: палево.
  • Владимир Титов, «Призрак любви» (новелла из сборника «Тёмная сторона») — байкер Есаул, грабитель и убийца. Однако главная героиня его нежно любит. Чёрт поймёт этих женщин!
    • Его же «Горячие девчонки из дома два» (нет, не те, а из сборника «Это не сон»). Ян «Гастрит» Костышко получил своё прозвище получил своё прозвище после того, как «пощекотал ножиком кишки паре ублюдков». Как бандит он, конечно, не профессионал, но крепкий любитель.
  • Владислав Блонье, «На волне» — Макс. С прикрученным фитильком: его неформальство ограничивается любовью к творчеству группы «Ария», а бандитизм, по большей части, остался в прошлом. По большей части, да…
  • Сергей Веселов «Мой папа — киллер» — в этом детском детективе врагом главного героя выступает школьный гопник с хаером и серьгой в ухе, слушающий Scorpions и прочий хард-рок… Да, он еще не бандит, скорее всего, вырастет и поумнеет. Но насколько же глупый, противоестественный образ, абсолютно противоречащий тому, что знают о школьном буллинге читатели детских детективов, не по наслышке знакомые с жестоким миром подростковой иерархии. Странно было наблюдать такой прокол в творчестве автора блестящей и действительно реалистичной книги «Пятый уровень».
  • Кэти Райх — «Смертельный выбор». Третья книга о судебном антропологе Темперанс Бренан как раз повествует о бандах байкеров.
  • Роберт Маккаммон, «Кусака» — лидер молодежной банды «Отщепенцы» Коди Локетт носит в ухе серьгу в виде черепа и слушает Iron Maiden. В той же банде состоят бой-девка Отрава которая носит прическу «мохок» (сиречь ирокез) и по наручнику на каждом запястье и Светофор красящий волосы на макушке в красный цвет, а на висках в зеленый. В «штаб-квартире» Отщепенцев висит постер Билли Айдола.
    • В романе того же Маккаммона «Они жаждут» фигурируют безжаостные байкеры-убийцы Кобра, Викинг и Дико Хансен (ближе к концу книги становящиеся еще и вампирами).
  • Гарри Гаррисон, «Крыса из нержавеющей стали спасает мир» — первыми землянами встреченными Джимом Ди Гризом в 1975 м году оказались байкеры которые тут же предприняли не слишком удачную попытку его ограбления.
  • Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин»

Кино[править]

  • Культовый фильм The Warriors. Банды там разные, но все без исключения с «изюминкой».
  • Streets of Fire того же режиссёра. Банда байкеров похищает известную певицу для своего главаря Ворона. Мир игры Streets of Rage (см. ниже) во многом срисован с этого фильма.
  • Mad Max — как бы не кодификатор с его бандами байкеров-отморозков, разряженных, как завсегдатаи садомазосалона. Гитарист в «Дороге ярости» — педаль в раскалённый песок, стал маскотом всея франшизы.
  • The Mask — банда, напавшая на Стэнли Ипкисса (см. картинку), выглядит как сборище карикатурных металлистов.
  • «Кобра» со Сталлоне — местные протагонисты это дивная помесь неформалов-маньяков-террористов-сектантов.
  • Кино Watchmen: толпа, докопавшаяся до Филина и Шёлкового Призрака — аналогично.
  • «Побег из Нью-Йорка» — главный криминальный босс Манхэттена, Герцог, одет кр-райне экстравагантно, с уклоном в гомосексуальную тематику. Среди его прислужников имеются обладатели неформальных причёсок и прикидов (особенно выделяется склизкий тип — копия Дэвида Боуи).
    • Обоснуй: это всё-таки не обычные бандиты, а живущие в «городе трущоб», где даже на криминальные стандарты положили большой и толстый.
  • Некоторые бандиты в «Хищник 2» — те, которым хищник устроил резню почти в самом начале фильма.
  • «Водный мир» — эстетика нехило похожа на Mad Max, так что и внешность злодеев в ту же степь водную гладь.
  • «Бунраку» — бандиты и неформалы в этом кинотрешачке именно что одно и тоже.
  • «Жесть» — банда байкеров в дачном посёлке. Пополам с ряжеными под Рейх.
  • «Полицейская академия» — банда Зеда. Типичные неформалы, пожалуй, даже шутки ради. Завсегдатаи «Голубой устрицы» не такие беспредельщики, но также по-своему опасны.
  • «Леон». Кровавый Вилли, который застрелил четырёхлетнего мальчика — типичный растаман: и одежда, и причёска, и радость при виде пластинки Burning Spear. Что бы сказал по этому поводу Джа?
  • «Бриллиантовая рука» — возможно, что аверсия: знаменитый эпизодический персонаж, бородатый громила в крутых тёмных очках и с кулоном-черепом, спрашивающий «папаша, огоньку не найдётся?» Герой явно принял его за бандита из-за устрашающего вида.
  • «Робокоп 3» — уличные преступники из банды «Сплаттерпанки», нападающие на любого, кого занесёт в их район.
  • Серия фильмов «Жажда смерти» — с первой по третью части Пол Кёрси противостоит «пацанам с раёна» и неформалам-бандитам. В первой и второй части и тех, и других примерно поровну с уклоном в сторону «пацанов», а вот в третьей в дело вступает банда панков, на помощь которой ближе к концу фильма приходят ещё и байкеры. А вот в четвёртой и пятой частях вигилант имеет дело уже с организованной преступностью.
  • «Плюшка» — главная героиня-панк скорее мелкая хулиганка, чем бандитка, но поскольку она дочь мафиозного дона, её можно добавить в список.
  • «Дикая штучка» 1987 года — один из приближенных Чоппера щеголяет разноцветными волосами, да и остальные гангстеры, включая главаря, предпочитают выглядеть с долей экстравагантности. При этом Чопперу минимум лет сорок, и занимается он серьезными делами вроде рэкета и наркодилерства, а не тусуется для развлечения.
  • Терминатор — Банда панков в первом фильме и целый салун нетрезвых байкеров во втором.
  • «Бесстрашные Панки» — мексиканский трэш 1980го (?) года про банду панков-байкеров.
  • «Контузия» — один из двух «быков» местного ростовщика и наркобарыги Пако одет в кожаный прикид с заклепками и цепями, а на голове носит повязку камикадзе.
  • «Незнакомка» — очаровательный, несколько тягучий трэш середины 1990-х. Антагонисты — байкеры-бандиты-наркоторговцы-грабители во главе с хитрым отморозком, носящим погоняло «Ангел» (одна из лучших ролей Эндрю Дивоффа), причём часть населения города-призрака их еще и покрывает и поддерживает: «Где бы был наш город, если бы не Ангел?!». Так что главной героине приходится сражаться не только с собственно бандитами, но и с неблагодарным быдлом.
    • А байкеры-то совсем не просты: по ходу фильма пару раз показано, что они на досуге еще и тай-цзи занимаются (а ведь это не столько ударный стиль, сколько физкультурка, прокачка себе вестибулярного аппарата и медитация!). Пример, разумеется, подаёт позёр Ангел.
  • Горе-экранизация (ну очень сильно «по мотивам») видеоигровой битэмаповой франшизы Double Dragon (1994): фильм постарались до отказа начинить сабжем, с самыми разными имиджами, и даже несуществующих направлений, придуманных специально для этой, прости Господи, кинопостановки. Фанаты игр-первоисточников, впрочем, всё равно оплевали фильм сверху донизу.
    • А затем, к их изумлению, на игровых автоматах и Neo-Geo вышел очень толковый японский файтинг (1995), сюжетно опирающийся на этот убогий фильм. В игре некоторые персонажи — слабенький намёк на сабж статьи.
  • «Заводной апельсин» — Кубрик ещё более утрировал образ неформалов-подростков, наслаждающихся «ультранасилием»: теперь они ходят в накладных ресницах, шляпах и трусах поверх штанов, а на «дело» надевают накладные носы.

Телесериалы[править]

  • «Бомбила». Банда скинхэдов-неонацистов. По форме — сабж, а по сути — другой троп. «Святой» легко превратил их в своё послушное орудие.
  • «Сыны Анархии» (в оригинале Sons of Anarchy) — американский сериал о банде байкеров. Когда-то эти парни хотели просто гонять на мощных двухколёсных машинах, любить классных девочек и наслаждаться свободой. А сейчас они торгуют оружием, отмывают бабло, мутят неправедные дела с мексиканскими, негритянскими и нацистскими бандами. Один из центральных персонажей, сын основателя банды клуба читает дневники погибшего отца и пытается понять, как же они докатились до жизни такой. При этом сам без колебаний пускает в ход нож, пушку или кулаки — смотря по обстоятельствам…
  • Super Sentai и другое токусацу:
    • В сезоне Zyuranger двумя неформалами-бандитами случайно стали Дан (Трицерарейнджер) и Мей (Птерарейнджер). Под влиянием заклятия они превращаются в панков. И, конечно, начинают ругаться, развязно себя вести и вообще творить всякие безобразия.
    • В первом сезоне Mighty Morphin Power Rangers (адаптации Zyuranger) такая же беда случилась с Билли и Кимберли.
    • В сезоне сентая Ninja Sentai Kakuranger предводитель ёкаев Джуниор (он же Гашадокуро) — бандит-металлист, носит готический макияж и хайратник, не расстается с гитарой. Однажды он зажёг перед толпой рядовых ёкаев, спев крутую металлическую песню.
    • Вообще неформалы-бандиты — довольно частая тема для монстров в Super Sentai, примеров можно найти много.
  • Настоящий детектив — в 1 сезоне засветилась банда байкеров, занимающихся (как минимум) грабежом и наркоторговлей.

Телевидение[править]

  • «Каламбур» — Рокер из «Бара Каламбур». Своим дебоширством настолько запугал посетителей и персонал, что те как-то раз даже решились прикинуться уже побитыми. Почти помогло.
  • «По делам несовершеннолетних» — субверсия. Два конкурирующих наркоторговца маскировались: один под гота, второй под толкиниста. И да, оба ещё несовершеннолетние.

Мультфильмы[править]

  • «Бегемот Гуго» — банда злобных акул-людоедов, похожих на байкеров.
  • «Тролли: Мировой тур»: неформалы-суперзлодеи! Все жанры музыки живут в гармонии, и только злобные рокеры (представленные исключительно исполнителями хард-рока 80-х) нападают на чужие царства, рассекая на летающей пиратской подлодке.
  • Дилогия советских мультов времен перестройки «Если бы я был моим папой» — во втором мультфильме на пришедших в парк аттракцонов главгероя и его папу-интеллигента наезжает (в прямом и переносном смысле) парочка панков на скейтах (один из них клетчатыми штанами и накачанной фигурой напоминает еще и любера).

Мультсериалы[править]

  • Winx: с прикрученным фитильком, конечно. Положительные героини — «попсовые принцесски», среди отрицательных персонажей — обладатели панковского и готического имиджа.
  • «Мыши-байкеры с Марса»: типичный панк-инопланетянин Чумазоид, приспешник злодея Лимбургера. А в одном из эпизодов появляется ещё и злобный инопланетный рок-музыкант. Впрочем главные герои, хоть и положительные, но тоже неформалы — байкеры (в русском переводе рокеры; см ниже).
  • Серия мультиков про капитана Пронина. Ради прикола почти все головорезы — неформалы.
  • В 17-м выпуске «Ну, погоди!» Волку со страху кажется, что ему в дверь звонит русская мафия. Бандиты представлены байкероподобными обезьянами.
  • «Черепашки-ниндзя» 1980-х годов. Из представителей такой банды и выведены Бибоп и Рокстеди. Хотя то, что попадает в кадр, чаще всего выглядит обычным хулиганством (по крайней мере в первых сериях). Иногда появляются в сюжете и их не мутировавшие дружки (однажды панки-мутанты даже действовали сообща с панками-немутантами).
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 1 сезон, 7 серия. Гуляя по парку развлечений со своим новым приятелем-неандертальцем, Питер случайно врезался в подростка с ирокезом на голове, серьгами в носу и ушах, тёмных очках и джинсовой жилетке. После столкновения сей панк (ещё, быть может, не доросший до настоящего бандита, но явно движущийся куда-то в этом направлении) демонстративно уронил своё мороженое на землю, обвинил в этом Питера и потребовал, чтобы тот съел его, за что тут же получил 220 от подоспевшего неандертальца и позорно убежал. Позже он вернулся с небольшим отрядом приспешников, чтобы взять реванш. Но судя по внешнему виду и большому разбросу возрастов, то были уже не неформалы, а обычные посетители парка.
  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Без вести пропавший» (2 сезон, 29 серия). Банда хулиганов с панковскими ирокезами нападает на случайных прохожих на улочках ночного Лондона. В начале серии эти ребята огребли от шотландских гаргулий, а в конце ещё и от английских.
  • «Американский папаша!» — в одной серии действует толкиенист-террорист, целью которого является уничтожить технический прогресс и, таким образом, вернуть всю Землю в средние века, чтобы она была больше похожа на миры фэнтези.

Комиксы[править]

  • «Черепашки-ниндзя»: Бибоп и Рокстеди — бывшие бандиты (в смысле, бывшие просто бандиты, а теперь миньоны злодея). Бибоп при этом выглядел и выглядит подобно панку.
    • Вся банда Пурпурных Драконов — вооруженные панки.
  • Вселенная Бэтмена состоит из таких примерно на треть — многие злодеи обзаводятся бандами с фирменным стилем, то есть вполне могущими считаться неформалами.
    • В комиксе «Возвращение темного рыцаря» 1986 года показывается банда «Мутанты», состоящая как раз из подобных личностей.
  • «Спаун» — демон-убийца Осквернитель ходит в косухе.
  • «Хранители» — Кичкоманы (в оригинале Knot Tops) — занимающая нишу отсутствующих в этой вселенной панков агрессивная субкультура представители которой вламываются в квартиру первого Ночного Филина Холлиса Мэйсона и убивают его.

Аниме и манга[править]

  • Бандиты из старого аниме «Жестокий Джек».
  • Fist of the North Star: тысячи их!

Видеоигры[править]

  • Пусть боги сойдут с небес и разразят автора правки, если в славном цикле игр про Кунио-куна его заклятый друг Рики Самэдзима и его братва — не босодзоку! Самые натуральные. У Рики на голове не «чубчик», как подумали многие «дендёвые геймеры» в постсоветской России. Это у него кок под Элвиса.
    • В пародийной дораме-экранизации — подсвечено.
  • Культовая трилогия игр Streets of Rage (Bare Knuckle) — во все поля.
    • Но это всерьёз началось ещё с её предтеч — игровых серий Double Dragon и Final Fight.
      • Вообще моду на врагов-панков задала игра My Hero, вышедшая на аркадах в 1985-м.
  • Manhunt — латиноамериканская банда Innocentz заявлена как исповедующая сатанинские взгляды. Причём они не психи, как Smileys, а серьёзные головорезы. Да, там они тусуются на кладбище и в заброшенной церкви… но много ли реальных бандитов предпочтёт такие декорации ночному клубу, спортзалу или борделю?
  • Heroes of Might & Magic IV — замок Asylum. Основное население — разбойники, пираты, мошенники, убийцы. Не только сами воры — магические персонажи тоже криминальны на всю катушку и без юмора. Здесь щеголяют ирокезами рядовые орки и герои-колдуны.
  • Аллоды Онлайн — раса орков — СФК гопников и футбольных фанатов. Но у многих имеются косухи, ирокезы, корпспэйнт.
  • Saints Row: The Third — банда Декеров. Этакие киберготы в стилистике фильма «Трон». Впрочем, оно и неудивительно — лидером банды является 16-летний кибергений Мэтт Миллер.
  • Fallout — в первых двух играх среди рейдеров встречались одетые под панков и металлистов (хотя это только визуальный стиль — их музыкальные предпочтения оставались неизвестны). В то же время Николь — лидер Последователей Апокалипсиса, послевоенной интеллигенции, спокойная и доброжелательная женщина — носит ирокез и кожанку. Нехилая аверсия и во 2-й части: панки с танкера — честные и доброжелательные люди, хотя и вооружённые на зависть любой банде. Третья игра выжала педаль в пол — все рейдеры обожают хаос и анархию, увешиваются металлом, стригутся под панков и глотают наркоту литрами.
  • Soldier of Fortune — в первой части на некотрых уровнях ГГ в лице Джона Маллинза сражается с бандами хорошо вооруженных панков-неформалов, подчиняющихся главзлодею.
  • Grand Theft Auto IV: The Lost and Damned — весь спин-офф про группировку байкеров-бандитов «The Lost» («Пропащие» в русской локализации). Тут и подпольная торговля наркотиками, и убийства, и ограбления, и вражда с другими байкерами, и предательства (что, к слову, для серии GTA обычное дело). Впрочем, среди них есть как персонажи хоть с какими-то положительными чертами (Джонни Клебиц, Джим Фицджеральд), так и полное чудовище (Билли Грей).
  • Cyberpunk 2077 — из банд игры к образу ближе всего обитающая в северных промышленных районах «Мэльстрём», рядящаяся под металлистов.
  • BloodRayne 2 — основные противники во второй части. По сравнению с нацистами из первой части не впечатляют.

Музыка[править]

  • Клип группы «Дюна» «Вася». Среди злодеев хватает разных панков-рокеров-байкеров, есть и просто гопники.
  • Uratsakidogi, альбом «Black Hop», шутки ради. Гопники-блэкари в адидасе и корпспейнте читают под тяжелый гитарный бит лютый сатанинский гангста-рэп с множеством отсылок к обеим субкультурам.
  • Infornal FuckЪ — «Слабоумие и отвага», с оговорками.

Где не встречается или встречается обоснованно[править]

  • Отечественное кино «Авария — дочь мента». Неформалы показаны трудными подростками со склонностью к бунтарству и вредным привычкам, но не полными отморозками. Собственно, главная героиня и становится жертвой настоящей шпаны.
    • «Воскресенье, половина седьмого» — очень похоже на вышеописанное. Хотя фильм о другом.
  • Перестроечный фильм «Луна-парк» Павла Лунгина. В знаменитой сцене массовой драки нападающая сторона — конечно, любера. Но байкеры не остаются в долгу: орудуют цепями и арматурой, давят противников, разогнавшись на каком-то подобии орочьей тачанки из Warhammer (!). О том, почему обоснованно, см. в примерах из реальной жизни.
  • «Бакенбарды»: перестроечный фильм-фарс от создателя знаменитого «Фонтана». Городские неформалы немного хулиганят и раздражают власти, но в настоящую силу превращаются простые гопники, из которых главный герой сооружает новую субкультуру — поклонников Пушкина. На самом деле они только косплеят неформалов — «пушкинисты» остаются в душе гопниками и превращаются в личную армию героя. А настоящие неформалы на их фоне безобидны.
    • Мелкие хулиганы из «Капеллы» списаны с панков, агрессивная гопота из «Бивней» — с люберов.
  • Байопик о жизни Сида Вишеза с Гэри Олдманом в главной роли. Весьма реалистичен. Что было — то было, чего нет — того нет…
  • Мультсериал «Мыши-рокеры с Марса». Перевод неточный, на самом деле — байкеры. Являются лихими ребятами, но героями положительными.
  • Мультсериал «Мистер Пиклз»: инверсия с педалью. Тамошние панки играют лирические песни на народных музыкальных инструментах.
  • «Сказки тёмного леса» — автобиография банды неформалов-ролевиков. Да, не каких-нибудь панков или, боже упаси, металлистов, а именно ролевиков. Хотя среди их союзников и собутыльников хватает и панков, и скинов, и просто шпаны.
    • Крейзи сотоварищи не неформалы, а отсаженные кислотой и грибами торчки.
  • Киберпанк как жанр очень любит такие типажи. Почему обоснованно — дык там практически все выглядят неформально. Будущее, развитие современных тенденций, все дела.
    • Скорее: суть в намеренном противопоставлении приодетым «корпам» .
  • Full Throttle — главный положительный герой — байкер, и вообще, байкеры показаны как дерзкие, но добродушные и не злые ребята. Исключение — банда «крысы», которые, впрочем, выглядят как помесь якудзы с человеком-пауком.

Промежуточные варианты[править]

  • Книга «Кадеты точка ру», сиквел «Детей против волшебников». Описание байкеров-сатанистов-металлюг с педалью в асфальт: наркотики, оружие, убийство животных, осквернение памятников культуры. На протагониста нападают с ножами и огнестрелом.
  • «Беспредел» — субверсия. Зэки играют на тюремном «утреннике» не шансон какой, а «кандальный рок». Кто ж их знает, может, и реальные сыграли бы… Но рокеру им на глаза попадаться явно не стоило бы. И никому вообще.
  • Шутки ради — в некоторых фильмах «для взрослых». Бывает, пересекается с изнасилование — это весело. Промежуточный вариант по понятной причине: по сюжету заявлены бандитами, насильниками и вообще негодяями, а на деле (то, что попадает в кадр): белые, пушистые, любят доставлять удовольствие женщине.
  • Мультсериал «Metalocalypse» — главные герои шутки ради. Нет, конечно, ребята из Dethklok — не головорезы какие, а всемирно известные музыканты… но за все их художества IRL группа давно бы оказалась в каталажке, а то и похуже.
  • Комиксы и песни «Красной плесени» и «Пятой бригады». Панки тут могут заниматься чем угодно: от секса с проститутками и массовых драк до стрельбы во все стороны из автомата. Чем-то напоминает случай Metalocalypse (кстати, они чем-то похожи по стилю). Сюжеты основаны на реальном образе жизни Яцыны, Бехи и компании, только в режиме педали в асфальт. В целом команды, имея панковский стиль, к «панк-идеологии» отношения не имеют ровно никакого. Общаются в основном с шансон-исполнителями, бухают (и не только бухают) как проклятые, поют клюквенно-патриотические гимны, косплеят нацистов (шутки ради, но за такое на западной панк-сцене могут подвергнуть тотальному остракизму).
    • Да, годы-то идут. Буйная молодость у ребят осталась в прошлом, тот же Яцына — женат и с детьми… но и это всё равно порождает разрыв канвы с точки зрения неформальных идей, только в профиль.
  • Ранобэ и манга Goth — главные герои Ицуки и Ёру Морино. Несмотря на то, что Ицуки хочет отрезать своей подруге руки, он так и не сделал это, а наоборот, не раз спасал её от маньяков. А Морино в детстве оказалась косвенным образом виновной в смерти сестры-близняшки.

Реальная жизнь[править]

Мета. Следует иметь ввиду, что любой криминалитет (пожалуй, за исключением мелкого и типично-бытового, как, например, подворовывание с работы, и большого так называемого беловоротничкового) является субкультурным просто по определению субкультуры как части культуры общества, которое отличается поведением от преобладающего большинства. Ну, или контркультурным с ее принципиальным отрицанием культурных ценностей. Те же воры в законе считаются субкультурой, а если конкретнее, выделенной субкультурой в рамках общей постсоветской криминальной субкультуры. Понятие же «неформал» в современном понимании несколько размыто вплоть до покрытия принципиально любых субкультурщиков, но имеет прямую связь с советскими тусовками вокруг разнообразных НОМов («неформальных объединений молодёжи»). Обобщая ниженапечатанное, можно сказать что под сабж в реальной жизни попадают те субкультуры, которые в первую очередь ассоциируются с производными субкультуры, а не с ее возможной криминальной основой, или же ассоциируются совершением преступлений «по фану» или за идею. То есть, гопники в первую очередь ассоциируются именно с нарушением закона, а производные (вроде характерного стиля в одежде, определенных жанров музыки и специфического сленга как атрибутов субкультуры) — уже во вторую. С другой стороны, американские гэнгста в первую очередь ассоциируются с хип-хоп-культурой в целом, а не с уличными и тюремными бандами США, хотя разница между шпаной с Лиговки и оуджи из Комптона не такая уж и существенная (а, статистически, вторые будут даже опаснее). А каких-нибудь хиппи вообще сложно с криминалом сопоставить, хотя то, как они ставили на уши пуританскую общественность в Америке да и в мире 60х годов прошлого века — это вообще отдельный разговор, ведь кроме публичного натуризма и свободной любви, они, например, продавали и употребляли дурь, воровали, сквотировали дома и устраивали там комунны (а в Дании так вообще отжали себе целый район, куда стянулась вся копенгагенская наркоторговля), устраивали протестные хулиганско-вандальские акции и далее по списку.

  • Во Франции на рубежа XIX—XX столетий расцвела хулиганская субкультура апашей. Название относило к воинственному племени апачей — североамериканских индейцев. Апаши, средний возраст которых составлял 20 лет, совершали преступление не столько ради наживы, сколько для куража. Поэтому, помимо уличных грабежей, устраиваемых нередко среди бела дня, они баловались погромами банков, кафе и танцевальных вечеров. Апаши подчёркивали свою «дикость» яркими деталями костюма: пёстрыми шейными платками, красными кушаками и т. п. Основным орудием производства был револьвер «апаш»: собственно револьвер, кастет и складной нож в одном флаконе.
    • Советские хулиганы 1920-х гг. тоже представляли собой субкультуру, подобную апашам. Среди их «подвигов» мелкие грабежи и вымогательства составляли незначительную часть и служили не столько обогащению, сколько развлечению и самоутверждению. Собственно хулиганство (в том значении, в котором это слово вошло в советский и постсоветские уголовные кодексы) — это драки, избиения, погромы, намеренная (и бессмысленная) порча инфраструктуры. Хулиганский шик двадцатых — кепка, строго определённым образом сбитая на ухо, брюки-клёш и куртка наподобие матросского бушлата (подростки, опоздавшие к революции, копировали образ бравого братка-матроса), и, разумеется, ужасно сентиментальные песни.
  • Печально известная «Семья» Чарльза Мэнсона. Прославилась рядом жестоких убийств, в том числе и актрисы Шэрон Тейт. При этом были близки к, казалось бы, совершенно миролюбивой субкультуре хиппи.
Справа идеолог поджогов и убийств Евронимус, слева его убийца Викернес
  • Рэпперы — единственные «неформалы», которые убедительно выглядят в роли бандитов. Ранняя хип-хоп культура вышла из таких же апашей, только чернокожих и из Гарлема. Имидж типичного рэпера со штанами не по размеру — это одежда бедного негра из гетто, в лучшем случае хулигана. Опять же, типичный чёрный бандит из Гарлема скорее действительно будет слушать рэп про гангстерскую жизнь, чем что-то другое. В текстах гангста-рэперов полно отсылок к криминальному прошлому, и далеко не всегда воображаемому: ряд известных рэперов действительно был связан с вполне реальным криминалом. Тут и торговля наркотиками, и изнасилования, и стрельба из пушек куда попало (из пистолета Тупака Шакура случайно убили человека, он еле отмазался), и разборки друг с другом, доходившие до убийств. Достаточно вспомнить «войну побережий», в процессе которой убили Тупака, Notorious B.I.G. и ряд сошек помельче.
  • Скандинавская блэк-металл сцена первой половины 1990-х. Носили длинные волосы, косухи с заклепками, были сатанистами и творили реальное зло, хотя на фоне предыдущего пункта смотрятся бледненько. Особенно интересна норвежская движуха Внутренний Круг, в которую входили участники Mayhem, Emperor, Burzum и некоторых других групп (Immortal, Darkthrone, Gorgoroth, Thorns — но их участие в преступлениях судом не доказано). Идеологом был гитарист Mayhem Евронимус. В 1991 вокалист Mayhem по кличке Dead (раннее введший моду на трупный грим, самоистязания и черепа животных на сцене) стал мертвецом в прямом смысле, разнеся себе башку из ружья. Евронимус первым оказался на месте происшествия, набрал себе кусочков черепа для ожерелий друзьям, съел немного мозга и сфотографировал красочную картину (фото с разнесенным черепом попало на обложку концертного альбома Mayhem 1995 года Dawn of Black Hearts). Далее в 1992 году в Олимпийском парке Лиллехаммера совершает убийство Фауст из Emperor, о чем все участники тусовки в курсе. Далее в 1992 и 1993 участники (прежде всего те же Фауст, Евронимус и Варг Викернес из one-man-band Burzum) совершают серию из примерно десяти поджогов церквей. Внутренний Круг объявил войну «обычным металлистам» и совершал нападения на них, так поклонница Burzum пыталась поджечь дом Кристофера Йонссона из Therion. В августе 1993 происходит кульминация — в своей квартире с 23 ножевыми ранениями найден труп идеолога тусовки Евронимуса. Обвиняемый в убийстве Варг Викернес свою вину не скрывал, но назвал произошедшее самообороной. Убийство произошло при соучастии Снорре Руха из Thorns. Варг был приговорен к высшей норвежской мере — 21 года (в тюрьме записал пару эмбиентных альбомов, стал язычником и врагом сатанистов, вышел за примерное поведение в 2009 году, и стал живой иконой и персонажем интернет-мемов). Несмотря на смерть Евронимуса и заключение Фауста и Варга, поджоги церквей продолжались — в 1994—1995 их произошло около 20. Финальным аккордом ранней скандинавской блэк-сцены можно назвать убийство, совершенное в 1997 Йоном Нёйдтвейдтом, сатанистом и лидером шведской блэк-металл группы Dissection. Йон вышел в 2004, а в 2006 убил себя.
  • Ряд байкерских группировок США, в первую очередь, «Ангелы ада». Именно то, что написано на упаковке. Наркоторговля, боевое оружие, сутенёрство, «мокруха» — да, это всё про них. А ещё они участвовали в организации печально известного фестиваля в Альтамонте, на котором царил такой бардак, что дошло до убийств (субверсия в том, что «Ангелы ада» убили одного неформала-бандита, как раз-таки защищая мирных зрителей).
    • Среди западной байкерской тусовки есть термин «1 %». В своё время глава Американской мотоциклетной ассоциации (легальной и пытающейся наладить связь между байкерами, властью и обществом) заявил, что большинство байкеров — законопослушные граждане, а преступниками являются только 1 % так называемых «отверженных» (outlaws). Это вызвало закономерную ответную реакцию и теперь многие независимые МС (Motorcycle Club) откровенно бравируют статусом «входящих в 1 %».
  • В России — клуб «Ночные волки». Вели себя буйно в 1980-90-ые, а за последние годы прославились рядом скандалов уже чисто криминального свойства, вплоть до перестрелок с летальным исходом. Совмещают любовь к «трешу и угару» с ультрапатриотизмом.
  • Братья «Волков» по разуму — американские банды «Арийское братство» и «Нацистские бунтари». Хотя в основном они используют нацистскую идеологию просто как оправдание своей вражды с еврейскими[1] и негритянскими ОПГ.
  • В Японии — субкультуры «босодзоку» (байкеры-бандиты, косящие под Элвиса) и «янки» (просто гопники, но с псевдогавайским стилем).
  • Японские же девичьи уличные банды сукэбан (для русского уха название звучит забавно и многозначительно).
  • Панки, металлисты и скинхэды, имеющие отношение к радикальным идеологиям. Могут участвовать в жестоких избиениях или вандализме наравне с менее волосатыми соратниками. Пример: группа «Коррозия металла» (впрочем, Троицкий-Паук сам по себе настолько комичный персонаж и любитель приукрасить реальность, что не воспринимается как бандит).
  • Строго говоря, гопники, футбольные фанаты, любера, то есть все враги неформалов — это тоже субкультуры. Но на деле это типаж «пацаны с раёна».
  • Существуют и так называемые «говнари» — низкоинтеллектуальное, алкогольное и барагозистое крыло практически любой неформальной субкультуры (панков, металлистов, и др.). Они и похулиганить не дураки, и подраться с теми же гопниками или фанатами. Но целенаправленно драк с мирным населением, как правило, не ищут.
  • Руд-бои, они же руди, они же (внимание, имитация ямайского акцента в транслите) руд-бваи. Криминальная субкультура Ямайки 60х годов. Слушали ска и рокстеди, брились наголо, одевались на манер гангстеров из старых американских фильмов (черные костюмы, галстуки, шляпы), торговали веществами, занимались грабежами и рэкетом. К концу 60х большая часть выживших руди глубоко и уверенно сидела, а те кто не сидел либо стали раста (реинтерпретировав криминальную деятельность под «активную борьбу с Вавилоном» с нотками анархо-иллегализма) либо мигрировали в Англию, где, на пару с модами (которые тоже, к слову, любили дуть и банчить, а также по-хиппарски закидываться двадцать пятым), породили скинхедов (в то время названных хард-модами и выглядевшими как те же руди, только с модовскими мартенсами, однобортными пальто и шарфами, завязанными на манер галстука). Кстати, по крайне противоречивым данным, агрессивная и напряженная манера руд-боев танцевать под рокстеди в околобоксёрской стойке с имитацией ленивых ударов руками в воздух повлияла на современный гораздо более агрессивный хардкоровый мош.
    • Собственно, скинхеды так называемой первой волны (середина 60х — начало 70х) в наследство от руди и модов приторговывали психоактивными, а также часто участвовали в «антибуржуазных акциях», которые, по сути, были походами за пивом с погромом ближайших магазинов (которыми, в большинстве случаев, владели выходцы из Пакистана) и экспроприацией всего, что плохо лежит, а также общим протестно-хулиганским поведением, хотя в массе скины того времени были буквальным рабочим классом и либо аполитичными либо несистемными леваками, а то и совсем уж профсоюзниками. Некоторые, кстати, буянили еще и вместе с околофутбольщиками, отсюда любовь скинов к Oi!-музыке — рабоче-крестьянским панк-интерпретациям футбольных кричалок. Но, как известно, несистемные левые радикализируются вправо — и в первой половине 70х достаточно большое количество бритоголовых направило агрессию на мигрантов, уже без антибуржуазной подоплеки. НС-скинхеды окончательно оформились к 80 м (спасибо за это группе Skrewdriwer), а чуть позже оформились несколько аморфные (но все же больше левые) хардкор-скинхеды (84й), аполитичные антифа SHARP (87й), леворадикальные RASH (93й) и, в связи с частыми потасовками в формате стенка на стенку, все стало совсем плохо. Все запрещенные на территории РФ организации, которые можно проассоциировать со скинхедами — ультраправые.

См. также[править]

  1. Что интересно, Братство в 70е с евреями очень даже дружили, так же как и с итальянцами (которые в свою очередь дружили с неграми из Bloods).