Нечаянная басня

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Accidental Aesop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Далеко не всегда посыл произведения закладывается намеренно. Чаще бывает, что автор и не думал закладывать смысл в произведение. Думал, что пишет просто историю ужасов или просто приключенческую сагу. Но на подсознательном уровне он понимал жанр, понимал, к чему должны привести имеющиеся стечения событий. И неосознанно, но привёл события к логичному повороту событий, заставляющему задуматься.

Верна старая поговорка: любое хорошо прописанное художественное произведение обязательно содержит какой-никакой, но посыл.

Порой, чтобы до такого посыла докопаться, применяется СПГС, но необязательно — такая мораль может быть видна без глубокого копания, пусть и без подсветки. Идёт рука об руку с Это не басня.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Фольклор[править]

  • Американские городские легенды, призванные отвадить подростков от занятия сексом. В большинстве их герои просто попадают в руки маньяков, но автор одной истории решил вывернуться поинтереснее. Пара отправилась в горы, и когда они занимались любовью, началась гроза, и в них ударила молния, в результате девушка погибла, а гениталии любовников (в другой версии — ещё и языки) сплавились/приварились друг к другу. Вместо задумывавшейся морали «Не занимайтесь сексом» просматривается другая, куда более здравая мораль: «Не ходите в горы, если в прогнозе погоды обещали грозу».
    • Не гениталиями и не языками: молодые люди были фетишистами и трахались в латексных костюмах. Которые расплавились и склеились, да. А потом ещё пришёл медведь и погрыз девушку. В такой постановке две вышеуказанные морали соединяются в одну, из неприличного анекдота, но довольно адекватную: «Живой-то живой, да е*стися надо по-людски, а не кандибобером!».
    • А если задуматься о том, что герои этих баек едут заниматься сексом на природу и в прочие странные локации, скорее всего, потому, что им нужно скрываться, и если бы они могли делать это дома или в гостинице, ничего бы не случилось… Басня выглядит совсем уж кисло. Хотя не факт, смена локаций — довольно популярный фетиш (но это опять же басня «будьте аккуратны с нестандартными практиками», а не просто «Секс — это плохо»).

Литература[править]

  • А. и Б. Стругацкие, «Стажёры». Чрезмерный фанатизм в своём деле, так что ради него забываешь обо всём и вся, а себя самого сжигаешь (на других планетах с агрессивной средой) до состояния инвалида — это, конечно, не очень хорошо… хотя понять можно, и определённая красота в этом есть, и мечта за этим стоит. Но вот свинство супруги такого подвижника, которая ограничивает свои интересы только потреблением, а ему выносит мозг и треплет нервы — это гораздо хуже и опаснее для культуры и цивилизации, и на роль «надёжного тыла» такая супружница не годится. Казалось бы, ну не нравится тебе, женщина, что муж избрал себе такой путь в жизни — просто сразу уйди от него[1], и всё. Найди себе «кого-то, намного лучшего». Нет, непременно нужно годами устраивать мужу сцены (и ещё и изменять? Не факт, но и не исключено), и даже пытаться читать ему что-то вроде… специфической «морали»!.. Годами очень нравились его денежки[2], а его самого надеялась «перевоспитать»?.. А ведь похоже на то[3].
    • А также простодушное свинство рабочих, которые готовы работать без всякой защиты от радиации (не в пародии! Не в «Симпсонах», так-растак!), зато им очень жирно заплатят и они некоторое время «поживут как белые люди» (подразумевается: и обеспечат детушек, любой ценой). И хрен с ней, с лучевой болезнью, она разовьётся уже потом, а кого-то, авось, и вовсе помилует! Есть же у некоторых иммунитет. И вообще доктора (и социалисты), небось, врут-преувеличивают опасности этой «шибко страшной радиации»! С них, с яйцеголовых, станется, ага.
      • Троп тут состоит в том, что оба казуса показаны «как бы мельком», сюжет этого «романа-путешествия» в основном не об этом. От читателя требуется интерпретация: басни почти не подсвечены.
  • Александр Больных, «Дорога» — невозможно победить зло с помощью другого зла.
  • Маленькая поэма Ирины Токмаковой «Вечерняя сказка» о глупом мальчике, который бунтовал против того, что его каждый вечер загоняют рано спать, и оттого «убежал к совам». К самым настоящим, пучеглазым… и разумным, и зловещим, и тираничным, и, возможно, даже связанным с какой-то злой силой. От сов пацан затем вынужден был убегать «по отсутствующей стенке босиком», так что взрослые в итоге едва сумели спасти его здоровье и жизнь: свезло отроку. Просто «вывих мозга» и мрачная фантазия чисто на пустом месте (а также чтобы напугать дитя, не желающее засыпать)?.. Да нет, не только. Это же фактически про «убёги» подростков из семьи в секту, причём автор аллегорически живописует это задолго до того, как это стало мейнстримом!
  • Том Годвин, «Неумолимое уравнение» — классическая «проблема вагонетки», перенесённая в космос. Есть маленькая несмышлёная девочка, которая просто хотела повидаться с братиком, и есть несчастные больные колонисты, которые погибнут, если им вовремя не доставить лекарства. А ещё… А ещё есть совершенно бездарно спроектированный космический дуршлаг, жесточайшее нарушение правил техники безопасности, вопиющее головотяпство в ходе предполётной подготовки, незнание основ небесной механики… Короче говоря, таким раздолбаям в космосе делать нечего.
    • При этом по некоторым свидетельствам на душещипательной развязке настоял издатель, тогда как сам автор изначально рассматривал несколько вариантов того, как герои могли выкрутиться, сохранив жизни всем, пользуясь как раз таки необходимым минимумом навыков выживания в космосе. Но оно и понятно — так был бы очередной проходняк про то, как нашли выход, прочитали бы и отправили журнал по прямому назначению — в сортир. А так о нем узнали, о нем заговорили… Но, правда, и высветило огромную проблему деконструкции как явления — огромную опасность в погоне за «нестандартностью» сморозить что-то умное.

Кино[править]

  • Бегущий по лезвию 2049 — реальные люди важнее, чем ваша виртуальная девушка из симулятора свиданий (в зависимости от того как зритель интерпретирует Джой и её отношения с Кеем).
  • "Взрывающийся город" - не претендующий на глубокий смысл фильм с минималистичным и понятным сюжетом. История о загнивающем бедном городе, полном банд психованных панков-анархистов, который местная мафия решает снести к чёртовой матери, чтобы очистить это место от грязи - на поверхности банальный сюжет про борьбу с системой. Собственно, трэшак на большее и не претендует, только интересное можно заметить, если задуматься над показанным. В условиях отсутствия образования, всё возрастающей бедности, трущоб, отсутствия перспектив на будущее, всё, что остаётся у молодёжи - это формироваться в бандах панков, и выражать бунт. Местная мафия при этом не горит желанием обеспечивать нормальный уровень жизни и качество образования, перевоспитывать нищих и озлобленных подростков. Гораздо проще жаловаться на то, что город прогнил и его остаётся только уничтожить. Ни из бунта панков, ни из попытки контролировать первых через полицию, ничего не вышло, кроме бессмысленных драк и побоищ. Всё, к чему всё приходит в финале: когда не предлагают конструктивного решения проблем отсутствия перспектив на будущее у молодёжи, оставляют состояние города на самотёк, результатом выходит только безрезультативное насилие.
  • Трэш-фильм "Пиноккио 964" представляет из себя артхаус, смакующий зрелище не для слабонервных и атмосферу шизофрении. Претензии на какой-либо смысл нет, а где-то к середине история и вовсе превращается в малопонятную чернуху без логики и смысла. И тем не менее, примечательны главные герои. Сам Пиноккио - сексуальный раб, всю жизнь использовавшийся исключительно для плотских утех, и знающий за свою жизнь только страдания. Когда его выбрасывают из-за неспособности поддерживать эрекцию, он остаётся один посреди безразличных улиц города. Единственным другом для него становится психически больная бомжиха. Так что вполне можно проследить историю человека, над которым всю жизнь издевались, и который из-за этого стал слабоумным и зашуганным подобием аутиста. А то, каков его лучший друг - невменяемая бомжиха - ещё и показывает, что сдружиться такой сможет считай с таким же, как и он сам, подобное притягивает подобное. Сам режиссёр, по признанию в интервью, попросту исходил от вопроса: что будет, если вся боль, которая накопилась внутри, таки вырвется наружу? Да и попросту пытался передать атмосферу трансформации в пост-человека, только в виде психоза, внутренне, а не внешне. Но углядеть в итоге можно и историю о том, как двое отбросов общества нашли друг друга, одни в безразличном индустриальном мире трущоб.

Мультфильмы[править]

  • «Хороший динозавр» — безрассудство убьет вас быстрее, чем страх, особенно в дикой природе.

Мультсериалы[править]

  • «Как говорит Джинджер» — отношения Джинджер и Мэйси с Доди показывают: дружба с кем-то может основываться исключительно на том, что «вы живёте по соседству, и далеко ходить не надо». Доди обычно ведет себя эгоистично и лицемерно и не испытывает угрызений совести, раз за разом предавая Джинджер и Мэйси, когда ей это удобно. Она в течение целой серии подражает ужасному поведению своей матери. И все же, несмотря на это, обе девочки по-прежнему крепко дружат с этой Доди.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa ― игра, сочетавшая в себе элементы детектива, студенческой комедии, триллера и сатиры на японскую систему образования, внезапно принесла несколько весьма неожиданных посылов:
    • Не завидуйте талантливым людям, так как их прокачанные на максимум таланты таят за собой множество убитых нервных клеток, невыплаканных слёз и скелетов в шкафах, и то, что с виду кажется даром, самому носителю таланта может причинять боль. И да, обладание определённым талантом, пусть даже и вызывает уважение окружающих, отнюдь не гарантирует вам счастья. Особенно явно проявляется в третьей части: кроме Каэде (и, может быть, К1-Б0, и то, потому что он андроид) психически здоровых людей там просто нет.
    • Отсюда и обратное: не смотрите свысока на «простых и приземлённых» людей ― они могут быть куда более приспособленными к жизненным трудностям и неудачам, нежели «одарённые» и «необычные», а то и не уступать им в интеллекте и разных способностях – финал первой части в помощь.
    • Вторая часть: человек, которому в силу обладания ВСЕМИ возможными навыками попросту не к чему стремиться, или быстро потеряет интерес к жизни, или будет со скуки творить зло, потому как будет видеть в этом хоть какую-то альтернативу своему унылому существованию, в котором для него не осталось белых пятен. Хината-Изуру подтверждает.

Примечания[править]

  1. «Каждая женщина знает, чего хочет. Но не заранее». (с) приписывается Ошо.
  2. На дворе ещё не коммунизм. Только социализм: еще не «полдень, XXII век» (это впереди), а только XXI. Роман входит в подцикл-тетралогию «Утро» («Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажёры», «Хищные вещи века»).
  3. Догадка подкрепляется тем, что эта самая Маша — совершенно очевидно понторезка и, совершенно канонично, сестра понтореза. И Маша и её брат Владимир — явно происходят из семьи «советских мажоров». У обоих манеры-запросы-замашки — ну уж настолько НЕ простонародные…