Нечеловеческая мимика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Unhuman.jpg

Часто, описывая нечеловеческие существа, автор стоит перед проблемой как сделать их достаточно отличающимися от людей. И тут на помощь приходит нечеловеческая мимика.

Наш главный геройэльф и у него длинные эльфийские уши? Невероятно, но он может ими двигать! И этими движениями выражать свои эмоции. Разумный пес или оборотень (даже в человеческом облике) может «по-волчьи» скалить зубы. Какое-то совершенно фантастическое существо может резко хлюпать третьим глазом — что автор нам сразу же переведет как выражение разочарования.

Безумная мимика может быть и у человека, но всегда выглядит более или менее отталкивающе.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Жук в муравейнике» — зигзаг: «… Улыбаться ни в коем случае нельзя. Щекн не терпит такого рода улыбок, чуткость его к малейшим оттенкам человеческой мимики поразительна. Странно, откуда у голованов эта чуткость? Ведь физиономии их (или морды?) почти совсем лишены мимики — по крайней мере, на человеческий глаз. У обыкновенной дворняги мимика значительно богаче».
  • «Танцующая с Ауте»:
    • «Устало склоняю голову, уши безвольно поникают. Поклон сдавшегося» — у местных эльфов очень выразительные ушки!
    • «Вытягиваю руки и медленно формирую сен-образ, над которым усиленно работала уже несколько часов. Здесь и мягкое покачивание нашего убежища, и солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тонкие стенки, и тонкий, едва уловимый запах моря. Здесь благодарность и удивительная лёгкость в теле, которое больше не болит. Здесь удивление и неодобрение. Здесь совершенство его лица и всепоглощающая усталость. Пыль, осевшая на сапогах, тяжесть меча у бедра. Мята. Зелень и серебро. Бархат черноты. Безграничность дороги. Аккуратно, точно снова учусь каллиграфии, сворачиваю образ в иероглиф изящной небрежности и с кончиков пальцев направляю его к Арреку» — а еще они телепаты, и эмоциональные образы играют не последнюю роль в общении.
  • «Сага возвышения» Д. Брина: десятки видов разумных инопланетян, в том числе негуманоидных форм, выражают свои эмоции как только не. Тимбрими шевелят щупальцами на голове и создают эмпатические глифы, которые воспринимаются особо чувствительными людьми как миражи. Губру танцуют и ерошат перья. Джофуры наливаются соком, а иногда от сильных чувств натурально лопаются. И так далее.
  • Серия книг Джима Бутчера Codex Alera. Волкогуманоиды Каним выражают эмоции вполне нечеловечески: например, лёгкое помахивание ушами примерно соответствует смешку. Вместо уважительного поклона или склонения головы Каним наклоняют голову вбок, как бы открывая своё незащищённое горло (у настоящих волков тоже есть нечто подобное). Чем ниже отклонена голова, тем большее таким образом выражается почтение.
  • Цикл «Эсминец „Уокер“» — лемурианцы очень похожи на прямоходящих кошек (хотя и являются приматами). На их кошкоподобные мордах почти полностью отсутствует какое-то подобие человеческой мимики, правда широко улыбаться они могут с тем же значением, что и у людей. Вместо этого, роль мимики у них играет мигание. Частота и ритм мигания и являются индикаторами эмоций. Со временем, люди не только учатся распознавать мигание, но и сами начинают произвольно передавать эмоции таким образом.
  • «Флот вторжения» — у представителей Расы, смех выражается не звуками, а открытием нижней челюсти больше обычного.
  • Питер Уоттс, «Ложная слепота» и «Эхопраксия» — вампиры, просто вампиры. Они даже улыбнуться по-человечески не могут — вроде бы всё делают правильно, но выходит жуткий оскал.
    • Поясняется тем, что вампиры очень похожи на людей, однако заведомо не люди, и их мимика вызывает у людей эффект "зловещей долины".
  • Станислав Лем, «Солярис»: созданный Океаном гигантский пятиметровый «младенец», встреченный пилотом Бертоном. «Лицо не может выглядеть так, чтобы одна половина была весёлой, а другая — грустной, чтобы одна часть грозила или боялась, а другая — торжествовала или делала что-то в этом роде. Но с ребёнком было именно так.»
  • Ричард Скотт Бэккер, «Князь Пустоты» — оборотни шпионы Консульта. Так как при помощи хрящей и особому строению лица они способны менять свою внешность, соответственно и их мимика отличается. Вот только большую часть времени они стараются имитировать обычную людскую внешность, чтобы избежать разоблачения.
    • Кунурои и шранки, сделанные по их образу, тоже попадают под троп. В спокойном состоянии их лица мраморно гладкие, а при проявлении эмоций покрываются множеством морщинок.
  • «Переговорщики» Лукьяненко — граги показывают гнев, шевеля лобной чешуёй, а, предположительно, сочувствуют дергая языком.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — энбоно обладают слуховыми отростками, которыми активно пользуются для выражения эмоций. Да и в целом мимика у них богаче человеческой, из-за чего выражение лица Лиргисо порой напоминает гримасу.
  • Владимир Васильев, серия «Смерть или слава» — у различных разумных галактов свои принципы передачи эмоций соплеменникам, поэтому те, кто контактирует с другими расами вынуждены запоминать целые комплексы чужих «мимик». Птицы Цоофт выражают эмоции пощёлкиванием клюва, ящеры Свайги с неподвижным лицом — горловым мешком и цветным гребнем на голове и т. д. Там же мы встречаем и взгляд на человеческую мимику с противоположной стороны: при контакте с людьми Адмирал Цоофт отмечает отторжение, которое у него вызывает «разделённые нос и рот у Хомо», улыбку он воспринимает, как гримасу, но правильно интерпретирует, исходя из «словаря эмоций».

Кино[править]

  • Звёздные войны — тви’лекки. Те самые, разноцветнокожие и с парой хвостов на головах. Хвосты эти называются лекку и активно используются в мимике — фактически, для них существует собственный язык жестов, который тому, у кого у самого нет лекку, в упор не понять. А ещё они считаются не меньшим фактором сексуальной привлекательности, чем размеры первичных и вторичных половых признаков, так что даже среди ксеносов тви’лекки предпочитают тех, у кого тоже есть лекку (типа наутолан или тогрут).
  • «Avatar» — инопланетные кошколюди скалятся и шипят. И хвосты у них тоже есть.
  • «Царь Обезьян» (2014) — стал нешуточным испытанием для актёра, обычно отыгрывающего бойца и стоика. Накривляться ему пришлось на десятилетия вперёд. Зато получившийся Макакий Макакиевич вышел достоверным и ярким на все сто. А вот в сниматься в сиквелах Донни Йен отказался наотрез, и начиная со второго фильма там уже не «бог-обезьяна», а косплей.

Телесериалы[править]

  • «Звездные врата: Атлантида». Главные антагонисты рейфы по-животному скалят зубы и морщат нос. При вполне человеческих чертах лица смотрится жутко.

Мультсериалы[править]

  • RWBY - Салем

Комиксы[править]

  • Watchmen — Роршах и его маска. На самом деле Дейв Гиббонс при работе над комиксом продумал «мимику» чёрно-белых пятен на маске, но эта мимика настолько нечеловеческая, что разобраться в ней, да и то частично, можно только при очень внимательном чтении.

Аниме и манга[править]

  • «Kakegurui» (Безумный азарт) — с фитильком. Герои тут люди, но выражения, которые их лица принимают в моменты азарта, победы или поражения, повторить живому человеку вряд ли возможно.
  • «Grand Blue» — опять же, с фитильком. Герои люди, но выражения их лиц порой заставляют задуматься, не пишет ли тайком мангака хорроры; также популярно сравнивать мангу с «Атакой титанов» именно за сходство лиц титанов и героев.
  • «Hunter x Hunter» — Наника. Просто Наника.
  • «Cowboy Bebop» — Вишез. Вообще-то он ходячее воплощение тропа диссонирующее спокойствие, но может улыбнуться ТАК, что даже у закоренелых бандитов кишки крутит.
  • Маньхуа «Современная жизнь девушек-монстров» — у оборотней в волкоформе мимика плюс-минус человеческая (как и у большинства местных зверолюдей, в общем-то), а вот антропоморфные волки на мимику не богаты. Как и реальные волки.

Видеоигры[править]

  • Туриане из вселенной Mass Effect больше всего напоминают бесхвостых прямоходящих динозавров, каких-нибудь велоцирапторов. Естественно, что у подобных существ мимика не такая, как у гуманоидов: например, улыбка выражается разведением в стороны боковых лицевых пластин.
    • Легион оттуда же для выражения эмоций использует подвижные пластины на голове вместо бровей и фонарь, способный менять цвет.
    • Элкоры пошли дальше всех: для выражения эмоций они используют тончайшие движения мышц лица, незаметные человеческому глазу, и оттенки запахов. Именно поэтому их автоматические переводчики всегда монотонно объявляют эмоцию, а затем сами слова.
  • Overwatch — Ориса. Тоже робот и использует искусственную, но очень выразительную мимику.
  • Portal — весь спектр человеческих эмоций модули могут чрезвычайно ярко проявлять при помощи всего лишь нескольких пластинок вокруг глаза.
  • Touhou Project — менрейки (ёкай масок) Хата-но Кокоро с официальным прозвищем «экспрессивный покер-фейс». Совершенно не умеет изображать эмоции на своём лице, и вместо этого использует с данной целью 66 различных театральных масок, причём она обычно не надевает их на лицо, а прикрепляет к голове над ним сбоку. Её лицо же при первом появлении в части 13.5 было вообще полностью пустым и безжизненным (добавьте к этому то, что у неё белые зрачки и достаточно светлая радужная оболочка — был бы идеальный кандидат в зловещую долину, не выгляди Кокоро мило), а в последующих она хоть и стала учиться выражать им эмоции, получается у неё очень плохо: во-первых, она пока освоила всего парочку новых выражений лица, а во-вторых, использует она их совсем не по назначению (например, выражение удивления во время злости или страха). При этом, Кокоро это не какой-то там безэмоциональный терминатор. Наоборот — она гиперэмоциональна, даже эмоционально нестабильна.

Прочее[править]

  • В коротком ютуб-муви «The Glitch», описывающем крушение виртуальной Вселенной из-за «компьютерного глюка», «отказ лицевой анимации» является натуральным топливом для ночных кошмаров.
  • Аналоговый хоррор "Thalasin", косящий под рекламу, описывает некий наркотик, позволяющий людям чувствовать эмоции. Причём если поначалу всё нормально, то с теми, кто употребил Таласин Плюс, происходит именно это самое.

Реальная жизнь[править]

  • Многие млекопитающие используют уши, хвост, губы, лапы для выражения эмоций.
    • Аверсия: собаки — близкое проживание собак и человека привело к тому, что у собак значительно сильнее развиты мимические мышцы, чем у диких волков, что делает мимику собак более понятной человеку. Особенно сильно развита мышца, придающая собаке «щенячий взгляд».
    • Еще одна опаснейшая аверсия — медведь. У него короткий хвост, малоподвижные уши и очень скудная мимика — она не слишком нужна зверю, который охотится в одиночку. Так что дрессировщику медведей нужна острейшая интуиция, чтобы понять, когда зверь еще только начинает сердиться, но его еще можно успокоить.
  • Дельфины выражают эмоции, изменяя форму жировой складки над носом.
  • Хамелеоны в зависимости от настроения (а вовсе не для того, чтобы сливаться со средой) меняют цвет. Так же поступают каракатицы и осьминоги, хотя они и маскируются тоже.
    • Более того, маскировка у моллюсков бывает частью хитрого плана — например, невзрачный хилый самец каракатицы может перекраситься под самку, и отбить подругу у альфа-самца.
  • С фитильком — люди умеющие шевелить ушами, могут использовать это умение в качестве мимики.
  • Те, кто застал эпоху расцвета RYTP, вспомнят про «дирижабль? ага!» Дурачащийся перед камерой гражданин один раз сложил губы восьмёрочкой, что вряд ли может повторить большинство людей.