Нечисть боится святых символов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Holy Burns Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Как оно работает
« — Вот, что крест животворящий делает! »
— Иван Васильевич успешно изгнал демонов из дверей лифта

Какой самый надежный способ отогнать вампира? Показать ему крест! А если ещё и святой водой его облить, то можно и не только отогнать, а и что похуже с ним сделать. Аналогичными способами можно защищаться также от любой другой нечисти и нежити. Собственно это одна из причин, для чего нужен Дневной представитель — каким бы пропащим он не был, он все равно человек. Поэтому святой символ лучше брать побольше и потяжелее, чтобы приложить им предателя рода человеческого по голове.

С прикрученным фитильком: святые символы работают только в руках истинно верующего.

Применительно к демонам существует даже специальный религиозный обряд — экзорцизм — для их изгнания.

Если на святые символы нечисть отрицательно действует в ответ — это Бой черта и ладана. Если же святые символы боятся нежити, то это кресторазрушающая аура.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • В христианстве ситуация неоднозначная. С одной стороны, таки да, требуется истинная вера, которая уже при объёме горчичного зерна двигает горы (Мф. 17:20), а не то что нечисть. С другой — дꙋ́хъ, и҆дѣ́же хо́щетъ, ды́шетъ (Ин. 3:8), то есть Господь может и руками безбожника или язычника сотворить чудо — а может и самые намоленные реликвии в руках хоть афонских старцев обратить в золочёные цацки, от которых бесам ни холодно, ни жарко. Всё зависит от того, какой у Него на этих товарищей замысел.
    • В околохристианском фольклоре действуют стандартные магические законы: чем намоленнее символ, тем действеннее, и много их в любом случае не бывает. Отсюда кресты на дверных косяках, страницы Библии на стенах и пули, отлитые из креста Манчестерского собора.
    • Или как вариант — при встрече со странным незнакомцем, который может быть какой-нибудь замаскированной нечистью, надо прочитать молитву, задать пару вопросов на религиозную тему и пр. В некоторых версиях должно помочь раскрыть истинную сущность встречного, и он покажет свою бесовскую натуру, панически убежит или растворится в воздухе. Или как вариант — начнет нервничать, дергаться. Тогда надо продолжить с ним разговор на религиозную тему.
  • В славянских сказках святые символы отдельно от человека не работают: чёрт может хоть жить в церкви, изображать священника и даже проводить богослужения. Чего нечисть боится — так это силы человеческой веры как отражения силы духа (иногда работают святые мощи, но тот же нательный крест или образок без веры владельца — простая побрякушка), ну и доброй сабелькой рубануть добже буде.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • М. Ю. Лермонтов, «Беглец». Черкес Гарун, отвергнутый сородичами за бегство с поля боя, покончил с собой и стал нежитью:
«

Душа его от глаз пророка Со страхом удалилась прочь; И тень его в горах востока Поныне бродит в темну ночь, И под окном поутру рано Он в сакли просится, стуча, Но, внемля громкий стих Корана, Бежит опять под сень тумана, Как прежде бегал от меча.

»
  • Н. В. Гоголь:
    • «Ночь перед Рождеством». Именно крест святой использовал кузнец Вакула, чтобы укротить чёрта.
    • «Вий»: вариация. Нечисть не боится священных символов (да и вообще лихо бесчинствует в церкви), но пока Хома находится в круге, начерченном освящённым мелом, и читает молитвы, нечисть не может его заметить. Только начальник нечисти Вий смог увидеть Хому в круге, и то для этого понадобилось, чтобы Хома посмотрел ему в глаза.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — зигзагом. Непонятно, испугался ли Воланд святых символов и молитвы в руках Бездомного, будучи демоном из ада, или наоборот, решил не трогать человека, вставшего на правильный путь, будучи агентом Бога, или вовсе потерял к нему всякий интерес. Или это было частью шутки: пусть ты и поверил в чёрта и бога, но если будешь бегать с иконкой в людных местах, тебя справедливо направят в жёлтый дом.
    • Женщина, попытавшаяся перекреститься, вызвала у Азазелло очень неприятные эмоции, вплоть до того что он крикнул «Отрежу руку!». С буфетчика, осеняющего себя крестом, тоже спадает наваждение: вместо берета на голове оказывается котёнок, не преминувший расцарапать лысину.
    • А ещё спусковым крючком, открывшим демонам путь в Москву, стал взрыв храма Христа-Спасителя. И сам шабаш происходит накануне первого воскресенья («Мессир! Суббота! Солнце склоняется. Нам пора.») после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия — то есть, сюрприз-сюрприз, православной Пасхи, во время которой Воланд и присные оставаться на земле явно стремаются.
  • Виталий Губарев «Королевство кривых зеркал». Феерический случай: нечисть в лице Нушрока боится святого символа — пионерского галстука! Причём реакция один в один как у вампира на крест.
  • «Хроники странного королевства» Панкеевой. Вампиры могут испытать трудности с входом в помещение, если его освятил священник, а крещённого человека (или, это неясно, вообще верующего хоть в каких-нибудь богов) трудно или невозможно поднять из мёртвых и сделать нечистью. Однако в обоих случаях многое зависит от личной святости проводящего обряд освящения или крещения человека.
  • Александр Бушков:
« Князь рассмеялся:

— Молодо-зелено… Любезный друг, не стану отрицать, есть… процедуры, которые нам способны причинить определённый вред. Но, говоря откровенно, они не имеют ничего общего с тем примитивом, который лезет вам в голову. А возможно, дело ещё и в том, кто эти процедуры проводит. То, что получилось бы у какого-нибудь святого человека, не сработает в руках бабника, завзятого картёжника, задиры и дуэлянта, который без зазрения совести наставляет рога законным мужьям, ставит на кон в игорном доме главы своих поэм, распивает шампанское с проститутками и швыряет бильярдными шарами в партнёров по игре, с которыми поссорился опять-таки по своей несдержанности… Любезный друг, поверьте, я нимало не стремлюсь вас оскорбить, перечисляя все эти ваши подвиги. Просто-напросто хочу объяснить, что ВАС я не опасаюсь, можете крестить меня, пока не устанет рука… — Спасибо за разъяснения, — сказал Пушкин.

»
— «Поэт и русалка»
  • «В час, когда луна взойдёт» — вампиры крайне плохо переносят контакт с крестами, святой водой, святыми дарами и т. д., если этот контакт обеспечивают истинно верующие. Продвинутый верующий может даже совершить над вампиром экзорцизм. Для этого не обязательно быть священником и даже христианином: номер прокатывал у иудеев и у буддистов.
  • Андрей Белянин, «Багдадский вор» — ближневосточного упыря-гуля христианскими священными предметами не возьмёшь, что Джамиля и втолковывает Льву Оболенскому.
    • При этом гуль, привыкший поедать мусульман, отравился, укусив «неверного» Оболенского.
    • «Моя жена — ведьма» — чёрт Фармазон боится святых вещей, таких как крест, Библию, святую воду. Святая вода, по его словам, для него как серная кислота для человека.
  • Метавселенная Рудазова — тут сходятся множество факторов. Какая именно нечисть? Какие именно символы? Кто их использует? Адского сатану следует гонять распятием, демона Лэнга — храмовыми символами Мардука, если наоборот — КПД не сойдёт на нет (Свет всё равно Свет), но упадёт до степени бесполезности. У недемоничных нечистых тоже свои погремушки. И да, нужно верить, нужно. Сергей Чертанов гарантирует это.
  • Евгений Лукин, «Алая аура протопарторга»: святые символы, знамения и вообще благодать могут отогнать или даже убить нечисть и лишают силы колдунов. Субверсия — после объединения РПЦ и Компартии святыми тут могут считаться не только иконы, крестные знамения и молитвы, но и орден Ленина, красная звезда или пионерский салют.
  • Рассказ «Суеверный атеист» — с прикрученным фитильком, потому что чёрта спугнул ладан, а не неправильная молитва героя. Возможно у чёрта аллергия на ладан.
  • «Кукушонок» Александра Дедова — местный монстр боится крестов, из-за чего они есть в каждом местном доме, а то и в каждой комнате.
  • «Огненная невеста» Ивана Русских — Нечисть святых символов боится: превратить в упыря может лишь снявшего крест, от креста священника отлетает, как кошка от пинка (при том, что здоровых мужиков рвёт буквально голыми руками). Однако сила эта крайне зависит от веры, а нечисть не стесняется как промывать мозги всякому усомнившемуся хоть бы на миг, так и использовать верных людей для уничтожения святых символов и поджога церквей.
  • «Сегодня Б-г забыл за Одессу» Александра Дедова — троп играется наполовину: боится-то боится, но только у верующих. Впрочем, верующий в душе, но не обрядами — тоже, как оказалось, пойдёт.
  • Ольга Громыко, «белорский цикл» — маги скептически относятся к религии, считая её «мандрагорой для народа», а священные писания — первыми попытками осмысления магических знаний, при этом осознают, что при прочих равных нечисть выбирает селения «без креста».
  • Михаил Елизаров, «Pasternak» — жёсткая деконструкция. Бесовская рать демона Пастернака в основном мимикрирует под проповедников околохристианских сект и преспокойно с этими крестами рассекает по городу.

На других языках[править]

  • Фауст, когда пока ещё незнакомый ему Мефистофель в облике страшного пса начинает буянить, пытается укротить его магией, призывая элементалей. Псина не реагирует — тогда Фауст хватается за распятие, и вот тут-то Мефистофеля пронимает!
  • В финале сказки «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа протагонист побеждает Михеля-голландца, показав ему распятие.
    • Аверсия в советской редакции сказки: никакого распятия, ясен пень, нет, а Петер побеждает Михеля чистой силой воли. По мнению автора правки, так даже лучше.
    • Иногда упоминается просто особый кусочек стекла, выданный Стеклянным Человечком.
    • В одной из редакций был выданный им стеклянный крестик (не то обычный не работал, не то его у протагониста не было). Что характерно, молитва, которую он читал при предъявлении креста, оказалась заздравной (первая, которую вспомнил), но всё равно сработало.
  • «Потоп» Сенкевича. При осаде Ясногорского монастыря пара опытных, взрослых военных, на полном серьёзе обсуждая противников, приходят к выводу что, хотя каждому лютеранскому пастору сопутствует, ясный пень, невидимый демон, здесь—в пределах радиуса в котором виден издалека шпиль монастырской колокольни—у них власти быть не может.
  • Брэм Стокер, «Дракула»: помимо крестов, нечисть пытаются отпугивать… «козой» из пальцев. Основано на реальных суевериях.
  • Ярослав Гашек, рассказ «В Аду». Когда на чёрта-ротмистра Пршецехтела попало несколько капель святой воды, полученной путём перегонки католического епископа, он с диким воплем превратился в фосфорную свечку.
  • «Властелин Колец» — существа, извращенные тёмной силой, крайне нервно реагируют на всё, что имеет отношение к валар и эльфам. Короля-чародея Фродо отогнал одним именем Эльберет (подсвечено Арагорном), орки и Голлум до одури боятся эльфийского волшебства. Правда, Фродо назгула еще и кинжалом в ногу пырнул. Арнорским. Аналогичным которому Ангмарца и упокоили. Но дело не в кинжале: он не причинил никакого вреда Королю-Чародею, так как он пропорол только плащ, который Арагорн и обнаружил в следующей главе. Если бы клинок пронзил ногу Ангмарца, то исчез бы — сказано Арагорном, подтверждено прямым текстом Толкина в письме 210.
  • Стивен Кинг, «Жребий Салема»: субверсия. Да, в присутствии вампира Барлоу крест в руках священника Каллахана светится, и вампир не может подойти… но потом Барлоу предлагает Каллахану сделку: сейчас вампир отпустит мальчика-заложника, а Каллахан пусть бросит крест, и они сойдутся один на один, вера против клыков. Каллахан не верит вампиру, но Барлоу действительно отпускает мальчика и предлагает Каллахану бросить крест. Священник, однако, не решается… и крест гаснет, а вампир спокойно подходит. Барлоу объясняет, что силу кресту придавала только вера Каллахана; а когда священник сознательно положился на крест, а не на веру, тем самым он отнёсся к кресту как к магической шмотке, а не к святому символу, и эффект пропал.
    • У него же, «Смиренные сёстры Элурии»: вампиры извели всю живность в округе, кроме бродячего пса, имеющего крестообразное пятно на шкуре.
  • Роман Ричарда Мэтисона «Я — легенда» — инверсия ситуации со святым символом в руках истинно верующего: вампиры боятся святых символов, но только при условии, что сами вампиры были верующими при жизни и что данный священный символ относится именно к бывшей религии данного вампира. Например, вампир, при жизни бывший иудеем, равнодушен к кресту, но пугается Торы. А вот в чьих руках символ — безразлично.
  • «Ложная слепота» и «Echopraxia» Питра Уотса — нет, вампиры святых символов не боятся. Просто у них вид любого прямого угла вызывает приступ эпилепсии.
  • «Досье Дрездена». Субверсия. Павшие ангелы, заключённые в монетах, могут находиться в церкви, если эту монету туда принести или если человек с тенью этого павшего в сознании туда придёт. Им от этого не то чтобы плохо — но больно и грустно. Мучают воспоминания присутствия Бога, для восхваления которого они были Им созданы. Присутствия в котором им больше никогда не бывать…
  • Ф. Пол Уилсон, «Цитадель»: учёный-иудей, заручившись ограниченным доверием древнего румынского вампира, стал пробовать на нём разные противовампирские средства. К ужасу учёного, оказалось, что вампир игнорирует иудейскую молитву, а вот кресты и христианские молитвы его очень пугают. Субверсия: на самом деле не пугают, он просто притворяется, чтобы пошатнуть веру учёного и привлечь его на свою сторону. Собственно, он и не вампир в обычном понимании, а нечто вроде человека-ЧуЧу, представитель на Земле одной из двух космических сил.
  • В одной из книг цикла про инквизитора Эйзенхорна по вселенной Warhammer 40000 придурковатый и подслеповатый священник, узрев демона Черубаэля в обличье ослепительного сгустка света, принимает его за самого Императора и выбегает встречать Его, как полагается, в полном жреческом облачении и с аквилой в руках. И демон, который только что с лёгкостью сломал пополам Титана Хаоса, с воем откатывается назад. Правда потом исходящий от него жар всё-таки плавит реликвии, и спасаться бегством приходится уже священнику.
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера» — игра с тропом. Гек Финн опасается, что дух индейца Джо покарает его с Томом за посягательство на его сокровище. Том сначала соглашается, но потом обращает внимание на то, что место клада помечено крестом — разве дух грешника сунется туда?
  • Терри Пратчетт, «Carpe Jugulum» — граф Сорокула натренировал своих детей противостоять всем без исключения священным символам. Когда же навык сопротивления пропадает, выясняется, что символов этих столько, что их можно увидеть даже при взгляде на каменную стену.
    • Получилась реальность — согласно христианской догматике, для верующего христианина, желающего помолиться, образом Того Самого Креста может стать хоть угол между кафельными плитками.
    • Его же «Дамы и Господа» — эльфы не выносят железа (прямо не говорится, но из текста понятно, что оно искажает их восприятие магнитного поля), отсюда и обычай вешать подкову над входом — а где ещё вы в сельской местности найдёте приличный кусок ненужного железа?
  • Пратчетт и Гейман, «Добрые предзнаменования» — святая вода убивает демонов окончательно, а не просто временно развоплощает. Кроули на всякий случай заныкал термос святой воды и использует, чтобы поставить ловушку (ведро над приоткрытой дверью) для Хастура и Лигура, причем обращается со святой водой так, как будто это ведро нитроглицерина или обогащенного урана. После того, как Лигур погибает в ловушке, Кроули начинает изображать перед Хастуром Грязного Гарри, только с пульверизатором вместо «магнума», но Хастур замечает, что с носика пульверизатора Кроули на палец стекает капля воды, и ловит Кроули на блефе (на самом деле, если бы Кроули налил в бутылку пульверизатора святой воды, то в трубочке и самом пульверизаторе все равно бы осталась простая вода, так как он им до этого пользовался по назначению — так что если бы Кроули не блефовал, Хастур мог бы серьезно погореть).
    • Другое дело, что Хастур этот пульверизатор взорвал, и хотя до него скорее всего долетели бы капли, первым под удар попадал именно Кроули.
  • Пирс Энтони, «Воплощения бессмертия» — у демонов отношения со святыми символами сложные. С одной стороны, неспособность произносить слова вроде «Бог» — это не часть их природы, а просто запрет Сатаны. Который он же может снять. С другой — когда в финале пятой книги из бесенят составляют хор и заставляют петь священные гимны, они исчезают. И святая вода на демонов действует исправно. Что же до самого Сатаны, он не может коснуться креста, зато способен показать иллюзию, что он его коснулся, сделав попытку проверки бессмысленной. Когда же он поёт «Любовь Господню», для него это запретное действие означает отставку и смерть. Впрочем, как выяснилось, не окончательную.

Кино[править]

  • «Догма»! Если Вифания сделала крёстное знамение над раковиной воды — значит, вода в раковине святая. А знаете, что будет если сунуть в святую воду голову отчаянно сопротивляющегося демона? А уж что будет если ударить демона клюшкой для гольфа которую, везения в игре ради, благословил некий излишне-скептичный но и весьма суеверный кардинал!!
  • «Вурдалаки» (2016) — крест действует только в руках у истинно верующего, но не у схватившегося за него труса. Святая вода и чеснок, похоже, действуют всегда.
  • «Любовь с первого укуса» — насмешка над тропом: местный лузер пытается сунуть Дракуле под нос снятое с шеи распятие, но оказалось что он показал Соломонову звезду. Дракула смеётся над ним.
  • Ещё одна насмешка в фильме Иван Васильевич меняет профессию: когда Иван Васильевич оказывается в лифте, и двери закрываются, он думает, что демоны его замуровали. После того, как он осенил двери крестным знамением (а лифт за это время просто прибыл на этаж), они открываются, и удовлетворённый царь изрекает: «Вот что крест животворящий делает».
    • Педаль в пол по части насмешки над тропом давит короткометражка «Кешка и Фреди» (sic). Герой фильма знает, что Фредди Крюгера можно одолеть только молитвой, но, будучи советским пионером, не знает ни одной. Что ж, тогда можно попробовать поднять руку и нараспев: «Пионер готовится стать комсомольцем, равняется на коммуниста, ведёт за собой октябрят! Пионер верен Родине, партии, коммунизму! Пионер собирает металлолом»…. Сработало.
    • Кстати о герое наших снов. В фирменной считалочке, которую то и дело поют призрачные девочки есть строка «распятье сожми в руках», однако почти никто из жертв Фредди почему-то к религии для защиты от него не прибегает, хотя, казалось бы, они уже все давно должны были бы в монастырь переселиться. И это несмотря на то, что в очередной раз утихомирить Фредди удаётся именно святой водой.
  • «От заката до рассвета» — прикосновение креста убивает вампира на месте, и даже один вид креста в виде двух скрещённых предметов обжигает и удерживает вампиров на расстоянии. Даже в руках бывшего священника, разочаровавшегося в религии и уже укушенного. В продолжении даже шарахались от крестов на «скорой помощи». А уж если нательный крестик случайно проглотят…
  • «Дракула — отец и сын» — вариант с двумя скрещёнными предметами доводится до абсурда: в качестве таковых используются серп и молот. Да, в руках коммуниста. Нет, не как «символ веры в коммунизм», а именно в качестве эрзац-распятия. Да, подействовало.
  • «Операция „Мёртвый снег“» — а здесь скрещённые серп и молот используются, чтобы отпугнуть зомби-нацистов.
  • «Хеллбой: Герой из пекла» — с прикрученным фитильком: мужик сует вампиру распятие, тому явно неприятно, но он быстро выбивает его из рук, однако это вмешательство спасает главного героя.
  • С прикрученным фитильком в «Чернокнижнике». Когда злой колдун выбивает дверь в квартиру священника, со стены падает распятие. Злодей первым делом поднимает его и вешает обратно, просто чтобы у хозяина квартиры не возникало ненужных иллюзий. Но вот на освящённую землю он ступить не смеет, а при контакте она его обжигает.
  • «Ночь Страха» — сильный вампир Джерри получает болезненные ожоги от святой воды, но остаётся жив и регенерирует. До этого сам демонстративно хватается за распятие (предварительно поизображав страх), загорающееся от его руки.
  • Зигзаг в фильме «Мумия» 1999 г. — когда Бенни натыкается на Имхотепа и тот начинает надвигаться на парня, Бенни достаёт связку из святых символов разных культур и начинает пытаться отпугнуть мумию молитвами. Но ничего не получается, пока не доходит до звезды Давида и не начинает читать молитву на иврите. Имхотеп останавливается — так как узнал «язык рабов» и решает оставить Бенни в живых взамен на его помощь.
    • Сам Имхотеп при этом до ужаса боится кошек. Всё потому, что в древнем Египте они были священными животными.
  • «Ван Хельсинг» — крест приносит Дракуле боль, однако он достаточно силён, чтобы пересилить боль и удерживать крест достаточно долго, чтобы тот воспламенился. Стрелы, обмакнутые в святую воду, убивают невест Дракулы.
  • «Пастырь» — хороший пример использования креста против вампиров — в виде надпила на наконечниках пуль.
  • «Дракула 3000» — субверсия. В будущем победившего коммунизма, где религия уничтожена, как явление, да еще и в вечной тьме далекого космоса вампиры думали, что будут чувствовать себя исключительно вольготно. Ан-нет. Распятий они боялись потому, что вид пересеченных под прямым углом прямых линий вызывал у них своеобразную аллергию. Главные герои об этом знают и отпугивают космических упырей скрещенными палками. Средние пальцы скрестить почему-то никто не догадался, хотя фильму, с его уровнем, это пошло бы только на пользу.
  • «Колодец смерти» — нескольких капель воды, освященной монахиней — пусть даже безумной и запертой в психиатрической лечебнице — хватило, чтобы растворить бросившегося на нее зомби. А уж если монахиня читает благословение на водонапорную башню… В общем, зомби не очень долго по той лечебнице гуляли.
  • «Байки из склепа: Кровавый бордель» (1996)
    • По всей видимости, здешние вампиры боятся крестов. Во всяком случае, увидев на шее протагониста цепочку, кровососущая путана явно испугалась, подумав, что у него там крестик. А когда поняла, что это всего лишь звезда Давида, тут же успокоилась. Значит ли это, что вампирам вредна исключительно христианская символика, или всё дело в вероисповедании этой конкретной упырицы, доподлинно неизвестно, поскольку больше никаких взаимодействий вампиров с крестами (а также иконами, полумесяцами, звёздами Давида или партбилетами) показано не было.
    • А вот чего вампиры действительно боятся, так это святой воды. На разных вампиров она оказывает разный, но непременно убойный эффект. Одни кровосиси вспыхивают пламенем и сгорают, другие взрываются, аки хомяк от капли никотина, третьих струя святой воды прошибает насквозь, а на четвёртых действует, как голливудская кислота. Возможно, у этих различий есть какое-то внутримировое объяснение, но, скорее всего, дело просто в правиле крутизны.

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров»/«Ангел» — вампиры боятся креста и святой воды, а демоны, внезапно, нет. Никакой кресторазрушающей ауры, им просто пофигу. При этом в Баффиверсе нет Бога — то есть совершенно непонятно, почему всё это работает.
  • «Сверхъестественное» — с нюансами. Святая символика берёт далеко не всю нечисть. Демоны реагируют на святую воду, но для изгнания этого недостаточно: максимум демон покинет захваченное тело, но обратно в ад не отправится. На прочие святые символы им плевать: демон может вселиться в священника, или даже убить его прямо в церкви. Зато несколько облегчает процесс экзорцизма то, что для освящения воды можно практически не заморачиваться: достаточно поместить крест в сосуд с водой и прочитать короткую молитву. Ни церковного сана, ни истинной веры не требуется. Характеристики сосуда для воды также не важны — однажды Винчестеры освятили воду в унитазе и окунули туда голову демона: помогло.
    • 1 сезон, 13 серия: Сэм и Дин уничтожают грузовик-призрак, заманив его на освящённую церковную землю.
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — Мак приглашает Шайку на христианский морской круиз. Фрэнк, устраиваясь в каюте, снимает с себя нательный крест — мол, жжется. Шайка поражена — «Может быть, ты на самом деле демон?» На самом деле Мак намазал крестик серной кислотой.
  • «Настоящая кровь» — аверсия, вампиры ничего подобного не боятся, однако не всем это известно. Когда Билла Комптона приглашают в церковь поговорить о его участии в Гражданской войне, то кто-то наспех набрасывает на крест флаг. Билл замечает это и заявляет, что это неуважительно ни к кресту, ни к флагу, и снимает флаг.
  • «Благие знамения» (2019) — помимо уже упомянутого случая с пульверизатором, в третьем эпизоде показываются флэшбеки жизни Кроули и Азирафэля. В одном из таких эпизодов Кроули пришлось зайти в церковь, чтобы спасти незадачливого товарища. Его походка вкупе с руганью — та ещё потеха. Сам он прокомментировал это: «Как будто по раскалённому песку идешь». А в последней серии демоны приговаривают Кроули к смертной казни через купание в ванной, полной святой воды. Азирафэль также получает от начальства приказ пройти через адское пламя (смертельное для ангела). Оба выживают, повергая всех в шок. На самом деле их предупредило о подобной участи предсказание Агнессы Псих, и они заблаговременно поменялись обличьями, так что это ангел купался в святой воде, а демон отогревался в адском пламени. А ещё раньше Пёс (адская гончая в виде обычного пёсика) не желает входить в дом Анафемы из-за подковы над дверью. Однако приказа хозяина ослушаться не смеет и входит. Из-за этого подкова выжигает некоторую часть его адской сущности, всё больше превращая его в обычную собачку.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — как и в фильме-первоисточнике, вампиры боятся крестов и другой религиозной атрибутики: молитв, святой воды, святых мест и так далее. Причём в случае с крестами это не обязательно должно быть освящённое распятие в руках истинно верующего, две случайно скрещенные палки работают ничуть не хуже.
    • 1 сезон, 8 серия. Для того, чтобы получить вожделенное американское гражданство, Нандору потребовалось зачитать текст присяги на верность, которая заканчивалась фразой «Да поможет мне Бог». Несколько раз запнувшись на слове «Бог», он спросил у чиновника, можно ли опустить последнюю фразу, и получив отрицательный ответ, всё же сумел произнести запретное слово, но при этом у него во рту вспыхнуло обжигающее пламя.
  • «Пищеблок» (2021) — святая вода действует на вампиров, как кислота. Даже если это всего лишь речушка, которую когда-то давно освящали перед крещенскими купаниями. Также вампиры не могут ступить на святую землю: например, зайти в разрушенную церковь.
    • Но, если судить по книге-первоисточнику, чем сильнее вампир, тем ниже эффективность символики. В ходе финальной заварушки тёмный стратилат как нефиг делать проглатывает настоящий, освящённый крестик.
  • «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (2022) — «Сны в ведьмовском доме» (6 серия). Мёртвая ведьма Кезайя Мейсон не смогла войти в церковь. Впрочем, это не помешало ей убить находящуюся внутри монашку.

Аниме и манга[править]

  • Dragon Ball — в состязании против бойцов Куренаи Бабы малыш-индеец принимает позу «руки в стороны, ноги вместе». Вампир-кикбоксёр издевательски спрашивает «И что ты изображаешь?», получает ответ «Крест» и в ужасе бросается наутёк. Дополнительный бонус за то, что никаких других признаков христианства в сеттинге, кажется, не встречается, боги тут совершенно другие.
  • Chrono Crusade — святая вода действует на демонов так же, как крепкая кислота на человека. Причем не только на злых, но и на тех, которые служат Церкви.
  • Современная жизнь девушек-монстров — именно поэтому вампиры предпочитают ПК или игровые автоматы и не могут играть на консолях: у них остаются ожоги от крестовин на геймпадах.
  • Kyonyuu Fantasy (хентай) — с фитильком: когда ГГ молился в церкви, перед ним возникла суккуб Шамсиэль. На его вопрос, как она смогла войти в церковь, Шамсиэль объясняет, что демонам не запрещается посещать церкви и храмы. Плюс, святая энергия в церкви благотворно влияет на грудь суккуба (становится больше и выделяет молоко).

Видеоигры[править]

  • Игра-квест A Vampyre Story. В мире этой игры вампиры боятся крестов и не могут к ним подойти, но существует способ нейтрализовать воздействие крестов: надо просто накрыть их чёрной тканью.
  • «Герои Меча и Магии» — в третьей части Инферно не боится, ибо это космозахватчики, но против нежити святые слова помогают.
    • В четвёртой Голдот, будучи наполовину нежитью и вообще некромантом, сабжа не боится, но подручных иногда грозится искупать в святой воде, если они подведут.
    • В пятой это — заклинания Слово Света и Божественная месть.
  • Nosferatu: The Wrath of Malachi — если показать упырю распятие, то он испугается и будет некоторое время пятиться назад. А вампиры-тени при виде распятия мгновенно погибают.
  • Vampyr — зигзагом: распятие не убивает вампиров, а лишь ослабляет и причиняет боль. И только если оно находиться в руках истово верующего человека. На символы веры, к которым не прикасается глубоко религиозный человек, вампир может смотреть без опаски, будь это могильная плита в виде распятия или шпиль на храме. Впрочем, в святые места вроде церквей путь кровососам заказан — здесь все настолько пропитано верой, что вампиров буквально корежит.
  • Dark Souls 2 — нежить можно эффективно забрасывать урнами со святой водой, поражать особым Чудом или Старым Кнутом. Только один аспект: нежить это носители проклятья нежити, скелеты к этой категории не относятся (зато относятся некроманты).
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines — аверсия. Вампиры здесь распятия не боятся, что было установлено неким исследователем вампиризма, производившим изуверские опыты над главным героем.
  • The Binding of Isaac — в игре очень много религиозной тематики, поэтому неудивительно, что Кадило замедляет пули демонических врагов, Нимб может их всосать и отправить обратно, Трисвятое и Откровение распиливают врагов на кусочки, а Библией можно с одного удара убить Маму и Оно Живое.
    • Как ни странно, Сатана в игре дает частичную субверсию: его все так же можно больно запилить священным светом, но если показать ему Библию, умрет сам Исаак.
  • Thief — нечисть (в первую очередь, зомби) весьма боится святой воды, которой главный герой Гаррет может заряжать свои особые стрелы.
  • Darkest Dungeon — Боевая способность Крестоносца «Осуждение» выглядит весьма оригинально — герой вынимает священный свиток, один вид которого наносит урон врагам. Игроки стали рисовать карикатуры на тему того, что написано в этом свитке (например в одной из карикатур, скелет умер оттого что в свитке было написано, что скелеты тупые), но похоже что имелся ввиду предмет статьи.
  • The Dark Pictures Anthology: House of Ashes (2021) — подсвеченная аверсия. Попытка отпугнуть древнего вампира распятием не возымела никаких результатов. Да с чего бы ему бояться креста? Во-первых, этот вампир овампирился больше четырёх тысяч лет назад и всё это время провёл в погребённом под землёй храме. Он даже не знает, что означают эти скрещенные палочки с распятым на них человечком. А во-вторых, здешние вампиры имеют не мистическую, а скорее научно-фантастическую природу.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons и схожие системы. Клирики и паладины имеют возможность несколько раз в день изгонять нежить (или мгновенно убивать слабую), и вообще нежить уязвима к положительной энергии (то есть к лечению и воскрешению, а лечится негативной энергией, с живыми всё с точностью до наоборот).
  • В линейке настольных игр «Мир Тьмы» (World of Darkness) вампиров и других сверхъестественных существ отпугивает Истинная Вера: носитель таковой должен предъявить вампиру священный предмет своей веры, и вампир не сможет напасть. Обычно это вера в каких-либо божеств, но бывают и исключения. Так, в клюквенной книге по сеттингу Мира Тьмы Rage across Russia засветились чекисты, отгоняющие вампиров партбилетами[1]. А ещё в одной из книг фигурирует яппи, отгоняющий вампира кредитной карточкой — исключительно за счёт Истинной Веры в силу денег.
    • Здесь многие упускают важный нюанс: вампиры не боятся самой Истинной Веры (более того, вампир даже может обладать Истинной Верой), однако Истинная Вера, влияет на сам мир, придавая указанные свойства священной символике в близости истинно верующего, если убеждения конкретного верующего включают такие свойства этой символики. Таким образом, партбилет будет опасен для вампира в руках истинно верующего коммуниста только в том случае, если сам коммунист считает его опасным для вампира.
  • GURPS — ситуация чем-то похожа на Мир тьмы, так как обычно требуется преимущество «Истинная вера». Кстати, ограничений объект веры нет, так что теоретически можно разгонять зомби хоть именем макаронного монстра… вот только тогда макаронный монстр должен быть реальной мистической силой, как и зомби (то есть на зомби, созданных вирусом, или ксеноморфа это преимущество не действует).
    • Но есть и вариант этого преимущества, привязанный к материальным ценностям,
  • Warhammer 40,000 — повсеместно в армиях Империума Человечества, специализирующихся на демоноборчестве. Литании и молитвы, освященное оружие, символы против демонов, все это работает с порождениями Варпа в той или иной степени. Даже простая аквила как символ Бога-Императора способна отогнать или ослабить не очень сильную сущность, если она находится в руках истинно верующего. Практически неуязвимых к обычному оружию высших демонов изгоняют, используя Истинное имя наряду с молитвой.

Реальная жизнь[править]

  • С сильно прикрученным фитильком, но всё-таки: рассказ с форума пранкеров о очень остроумном применении тропа in real life
« У меня подруга работает в небольшом предприятии фармацевтическом, которое выпускает витамины- пустышки-бады; в том числе - и шипучие растворимые. Так как предприятие подпольно-раздолбайское, то войти туда, особенно с сотрудником, труда не составляет. В один день сидим там с этой подругой, она мне показывает веселые опыты с шипучей основой для витаминов. Типа, обмазывает палец, он высыхает, она опускает палец в стакан с водой, тот начинает шипеть и пениться, как в фильмах ужасов. <...> Взял я у подруги упаковку этой шипучей гадости, обмазал ей лицо и отправился в церковь на какую-там процедуру вместе с родственниками, где святой водой хлещут в лицо. Дождался своей очереди, и когда вода попала мне на лицо, стал орать как резанный и метаться. Эффект превзошел все мои ожидания: поп в шоке, бабки в церкви истово крестятся и шепчут молитвы, а родственники с мной до сих пор не разговаривают. »
— Если верить автору, история вполне реальная
  • Судя по Википедии, знаменитого Жеводанского Зверя (гугл всем в помощь) убил Жан Шастель, глубоко верующий человек. Убил серебряными пулями, предварительно освятив их в храме.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. В своих ролевых разработках Маккавити отмечает, что это нелогично: чекисты ведь Истинно Верят не в мистическую силу партбилета, а в материализм. Логичней было бы, если бы в их руках против вампиров начали действовать вещи без мистической составляющей там, где она обычно нужна: например, ультрафиолет ранил бы вампира так же, как солнечный свет. Но нет: ультрафиолет работает только в руках у Технократов, их камрадов и выдающихся граждан.