Не в ладах со всемогуществом

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« А сможет ли он создать камень, который сам поднять не сможет? »
— проверка на профпригодность
« Это будет рассказ о чудотворце, который живет в наше время и не творит чудес. Он знает, что он чудотворец и может сотворить любое чудо, но он этого не делает. Его выселяют из квартиры, он знает, что стоит ему только махнуть платком, и квартира останется за ним, но он не делает этого, он покорно съезжает с квартиры и живет за городом в сарае. Он может этот сарай превратить в прекрасный кирпичный дом, но он не делает этого, он продолжает жить в сарае и в конце концов умирает, не сделав за свою жизнь ни одного чуда. »
— Даниил Хармс, «Старуха»

Этот персонаж всемогущ. Или настолько силён, что может легко решать все проблемы почти по щелчку пальцев. Но вместо этого он, в лучшем случае, применяет эти возможности через пень-колоду, или вообще автор произведения делает вид, что этих возможностей у персонажа нет.

И никакого внятного обоснуя этому не даётся. И никаких честных слов или прочих ограничений на персонаже не лежит — просто не применяет, и всё тут. Или применяет, когда левая пятка автора решит.

Проблемы[править]

  1. Сохранение ограничений. Если вам, например, досталось одноразовое желание, позволяющее получить больше желаний, нет никаких причин этого не делать.
  2. Недостаток самокритики. Всемогущество позволяет не только достигать своих целей, но и анализировать их. Но герой статьи не наколдует себе способность правильно пользоваться всемогуществом и не пожелает загадать самое лучшее желание, а продолжит стремиться к исходным целям даже если они в итоге не оправдают себя.
  3. Неосознание всемогущества. Прямое следствие пункта 2, но настолько частое, что записано отдельно. Для простых смертных существуют ограничения, которые им не под силу нарушить. Но с всемогуществом можно всё, и никакие законы физики вам не указ. Скажете «бесконечный источник ресурсов» — будет бесконечный.
  4. Отказ от ответственности. Как известно, она тем больше, чем больше сила, а с абсолютной силой и ответственность тоже абсолютная. Если вы можете сделать зашибись, то не делаете только потому что не хотите. Со зла или по глупости. Что иногда одно и то же.

Примеры[править]

Религия, мифология, фольклор[править]

  • Проблема зла — как совместить одновременное существование зла и всемогущего, всеведающего и всеблагого божества?

Литература[править]

  • «Старуха» Хармса. Автор/протагонист планирует написать рассказ, целиком посвященный теме статьи и продавливающий педаль в асфальт. См. эпиграф статьи.
  • Многие книги Макса Фрая — сыграно зигзагом. По его (её) мифологии, существует целый класс существ, называемых «вершителями», все желания которых сбываются, рано или поздно, так или иначе. Казалось бы, клёво, да? Как бы не так. Вершитель обрекает себя на любую, даже самую бредовую фигню, которой он мимолётно возжелал. Самые прошаренные ребята этого типа учатся бояться своих желаний. Тем более что «рано или поздно, так или иначе» срабатывает скорее «поздно» и «иначе», с вероятностью сам не рад будешь. Кроме того, у вершителей «свои счёты с вечностью»: это чуть ли не единственные существа всех миров, которые почти гарантированно рано или поздно умирают навсегда, без возможности переродиться — ведь достаточно один раз возжелать вечного покоя, и пути назад не будет.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — Саваоф Баалович Один. Способен сотворить любое чудо, не причиняющее вреда ни одному живому существу во вселенной, но не способен такое чудо вообразить. Вопрос персонажу от автора правки: а сотворить чудо по получению информации о подобном чуде — слабо?
  • «Врата Смерти» Уэйс и Хикмэн — Альфред Монбанк. Не всемогущ, но является сильнейшим магом Ариануса и одним из сильнейших — сеттинга в целом. Сталкиваясь с необходимостью проявить своё могущество, как правило, либо сбегает, либо теряет сознание, либо творит чудо с неожиданными последствиями, причём такое, что сам ни повторить, ни обратить не может. Либо, наконец, включает своё альтер-эго Корена, играет роль Бога-из-Машины, после чего начисто забывает произошедшее. Впрочем, есть и приятное исключение: когда нужно проявить не магическую мощь, а логику и знания, Альфред оказывается на высоте. Разоблачает агента патринов, а также усмиряет вышедший из-под контроля Проклятый Клинок.
  • Евгений Лукин, «Пробуждение». Офисная планктонина получила на сутки дар всемогущества. Абсолютного, вплоть до свёртки пространства-времени. И как она им распорядилась? Травил начальника, мелко мстил незнакомому человеку (новому мужу своей бывшей жены), магически спёр цветок кактуса для сослуживицы, спас от смерти кошку (единственный добрый поступок).
  • Александр Бушков, «Лунные маршалы». Старшина Тулигенов — единственный наследник рода колдунов, способный при наступлении полнолуния вселить чью угодно душу в кого угодно, и совсем не тупой чучмек из анекдотов. Но пользуется своей силой исключительно для развлечения майора и пары полковников в какой-то заштатной в/ч: «Все знания, всё наследие колдунов не прибавят твёрдости характера и упорства в достижении цели, если ничего этого нет в самом человеке. Как предупреждал Тулигенова дед, из тряпки и колдовство не сделает стали. Так оно и вышло».
  • Джиллиан Рубинстайн, «Пленники компьютерной войны» — саморазвивающаяся видеоигра с полным погружением в виртуальную реальность, «Божественный путь», позволяла игрокам создавать для себя абсолютно любую реальность. Главные герои, благодаря которым игра вообще смогла запуститься, сумели лишь создать для себя иллюзии своих сокровенных или просто любимых фантазий, причем один из них сначала погрузил себя в кошмары. Но когда в игру ворвались религиозный фанатик и беспринципный бизнесмен, используя специальный ключ-медальон, она быстро начала подстраиваться под них. При этом один из них управлял полученной силой только, чтобы заставить всех, кто был в игре (шесть реальных людей и масса сгенерированных игрой абсолютно реалистичных NPC) или подчиниться учению секты, или превратиться в идеальных потребителей и обеспечить прибыль мегакорпорации.
  • Герберт Уэллс, «Человек, который мог творить чудеса» (в др. переводе «Чудотворец»). Мистер Фодерингей по неизвестной причине получает заявленную сверхспособность. К сожалению, ничего хорошего из этого не получается.
  • Виталий Бабенко, «Игоряша Золотая Рыбка». Что получится, если позднесоветскому «инженеру за 120 рублей» попадётся волшебная золотая рыбка и он сможет обойти ограничение на «три желания в одни руки»? Именно этот троп и получится: все «биомодули» были потрачены на желания наподобие «анабиозной, где криогенная аппаратура поддерживала глубокий сон пятидесяти восьми женщин разного возраста и национальностей, отобранных Игоряшей для песен и игр» или «показать, чем сейчас занимаются злейшие конкуренты рассказчика и его друзей писателей»

Кино[править]

  • «Брюс Всемогущий» — протагонист ограничился очень простыми, хоть и по-своему интересными трюками. Обоснуй: ему силу сам Господь Бог подарил ради шутки.
  • «Всё могу» — в этот раз протагонист, помимо личных желаний, несколько раз пытался осчастливить всё человечество, и каждый раз неудачно, отчего каждый раз приходилось желания, исполняемые буквально, отменять. Да и его собственные желания тоже зачастую исполнялись слишком буквально, например, пожелав оказаться дома, он пожелал ужинать у себя дома вместе со своим псом, и обнаружил себя едящим из собачьей миски собачью еду.
  • «Человек, который знал всё» (2009) — вопиющий случай.
  • «Мстители: Война Бесконечности» — Танос.

Мультсериалы[править]

  • Диснеевский мультсериал «Аладдин» — мне одному кажется, что джинн что-то уж слишком мало использует свои способности, «забывая» про большую их часть?
    • С другой стороны, ему авторским произволом дали способность колдовать без желания хозяина, но всё же…
    • Обоснуй: получив в конце первого фильма свободу и расставшись с лампой, джинн утратил и большую часть своих сил и способен теперь только на красочные иллюзии.
    • Сам джинн ещё в первом мультике говорит, что у него «почти космическая сила».
      • А во втором признаётся: «Могущества у меня поубавилось… Ну скажем так: оно стало полуфеноменальным.»
    • Кроме того, его сдерживает ещё и Кодекс Джиннов, который запрещает джинну в свободном состоянии… много чего. Гораздо больше изначальной пятёрки запретов (исполнять желания по увеличению количества желаний, убивать, вызывать любовь, воскрешать мёртвых и удаляться далеко от лампы). Например, ему нельзя использовать магию для личного обогащения. Правда, Яго тут же находит в этом правиле лазейку: себя обогащать нельзя, а как насчёт близких друзей?
  • Ben 10 — Селестиалсапиены. Они практически всемогущи, однако для каждого действия, даже простого, им необходимо договориться с двумя внутренними сущностями. Но это ведь не повод редко применять такие силы?
  • Незнайка в Солнечном городе — зачем разыскивать осла Листика по зоопаркам, если у палочки нет ограничений на радиус действия? Да хотя бы попросить палочку перенести к нужному ослу, не?
  • Rick and Morty — играется скорее всего умышленно. Есть Цитадель — гигантская космическая станция, где живут миллионы Риков и Морти, объединившихся для совместного противостояния Галактическому Правительству. И ладно Морти, но подавляющее количество Риков на Цитадели ведет образ жизни обычного работяги и офисного планктона, при том что каждый из них может за полчаса собрать робота, который выполнит ту же работу за весь завод или даже целую расу рабов(вспомнить тех же миссиксов).
    • Здесь напрямую демонстрируется идея Победитель дракона становится драконом. Чтобы удержать всю эту толпу гениальных социопатов от саморазрушения, Рики превратились в точно такое же Правительство, из ненависти к которому объединились.

Аниме и манга[править]

  • Alice & Zouroku — Сана заявлена как практически всемогущее существо, способное буквально на все что только сможет вообразить. При этом она хочет, но почему-то стабильно не может уничтожить институт изучающий сверхлюдей. И если в начале автор все же родил обоснуй «на пустой желудок не колдуется», то потом нет даже этого. Пожелать чтобы институт уже во второй серии провалился в ад? Гуманно заставить противников забыть что они гоняются за Саной (и ведь Ведьма то додумалась)? Да вы че, нам же надо куда-то экшн впихнуть, так что пусть живут пока. При этом когда автору надо, Сана вдруг вспоминает что может отправить противника к черту на рога, даже не вставая со стула.

Комиксы[править]

  • Супермен постоянно забывает даже о своей сверхскорости, а заявленным сверхинтеллектом пользуется очень редко.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation: Скульпторы реальности. Всемогущие? Да. Достаточно рационально используют «личное повышенное значение Юма»?[1] Вполне. Но лишь единицы остались живы — остальных ГОКнули. На них ещё д-р Клеф специализируется (этот тип их отчего-то очень сильно не любит). А всё потому что они, всемогущие (по нашим меркам), изначально обычные люди с соответствующим видением мира, отчего поддавались на элементарнейшие человеческие разводки: кому-то подсунули жертву покрасивее, у кого-то сыграли на чувстве собственного достоинства. И даже умудрились грохнуть того, кто вообще освободился от физического тела и ушёл из нашего мира! Бывает, эти деятели не догадываются, что законы природы им не указ. В общем, ещё раз доказывает, что мало получить сверхспособности, надо ещё уметь их применять, а то умирать от ядов и пуль потенциальному богу как-то позорно.
    • Вот только, может, всё это ЛПП местной пропаганды? Во-первых, об основной массе скульпторов известно из статьи «Неудавшиеся Скульпторы». Если прочитать в ней хотя бы заголовок, можно заметить что подборка несколько, экхм, предвзятая. Во-вторых, если прочитать статью ГОК Зеленый Тип до конца, то можно увидеть, что в качестве примера «скульптора» приводится старушка, вызывавшая приведений. Ай, молодца, ГОК! Как легко набивать статистику устранения зелёных, если свалить в одну кучу безобидных призраков и богоподобных существ. В-третьих, д-р Клеф, несомненно, великий спец по скульпторам реальности, вот только является ли человеком он сам — большой вопрос. Нет, конечно же, пока никто и ничего доказать не смог, но намёки на это уже сами по себе стали предметом стёба.
      • Всё куда проще. Скульпторами зовутся все гуманоиды, принадлежащие к Зелёному Типу, вне зависимости от могущества их способностей.

Примечания[править]

  1. Юм — единица измерения онтологической «прочности» реальности. Чем меньше Юм, тем больше аномальщины на квадратный метр. У Скульпторов собственное значение Юма на порядок превосходит это значение у окружающего мира, что позволяет им этим миром вертеть по желанию левой пятки.