Не в ладах с историей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Artistic License – History. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Погуляв у весталок в притоне,
Как в Афинах велось испокон,
В златотканом пурпурном хитоне
Шел по форуму конунг Саргон[1].

Шел, в кармане баллисту сжимая,
Из караса хлебая нектар,
И блондинки из племени майя
Тщетно звали его в лупанар.

»
— Б. Бурда, «Начало голливудского исторического фильма»
« Через Греко-Палестину,
Пряча ладан в ятаган,
Делал хадж на Украину
Римский папа Чингисхан.

Вез Мерриде[2] Магдалине
В Гизу ризу он в презент;
На него в родном Берлине
Ополчился весь конвент.

»
— Олег Горяйнов, «Долой химеры!»
« В третьем тысячелетье
Автор повести
О позднем Предхиросимье
Позволит себе для спрессовки сюжета
Небольшие сдвиги во времени –
Лет на сто или на двести.
В его повести
Пушкин
Поедет во дворец
В серебристом автомобиле...
»
— Давид Самойлов, «Свободный стих»

О, как же это чудесно — добавить в своё произведение исторического колорита! Сидит автор и думает, что бы ему написать. Но про нашу реальность ничего дельного в голову не приходит. За окном дождь, всё серое и неинтересное. Ну не о гопниках и работе в офисе же писать, право слово! И тут межушный нервный узел писателя/сценариста осеняет. История же! Вот она — золотая жила. Во-первых, никто уже и не помнит, что там такое было лет этак триста назад, не говоря уже о тысяче. Во-вторых, рыцари, замки, монгольские орды, крестовые походы, Воюющие Царства, мушкетёры и прочие гашишины — это всё очень пафосно и красиво. А потому, не долго думая, автор начинает пихать в одну тарелку кучу разных блюд. Тут тебе и боевые носороги в армии Персидской Империи, и готические доспехи чуть ли не во времена Артура и его круглого стола. Римляне используют стремена, спартанцы ходят в бой в одних трусах, а известные исторические деятели ведут себя так, что почившие тушки их реальных прототипов вращаются в гробах со скоростью звука.

Но тут автор сталкивается с проблемой. Во-первых, далеко не все ещё забыли уроки истории школьного курса. Во-вторых, есть вещи, которые попросту выходят за все пределы разумного. И ладно бы авторы были не в ладах только с хронологией и датами, так ведь они ещё и с матчастью глупейшие ошибки допускают! Авторам фэнтези это ещё простительно. В конце концов, может, в параллельном мире цивилизация, освоившая паровой двигатель, будет продолжать сражаться на мечах и ездить на конях, откуда нам знать? Но мы-то как бы живём в Реальном Мире[3].

  • Однако же, не следует сваливаться и в другую крайность: в заклепочничество. Мелочи, известные только конкретным специалистам, типа правильного расписания работы Колизея или цвета пуговиц на офицерском мундире времён Афганской войны выписывать не стоит. Да и вообще, художественное произведение — это не учебник истории, оно подчинено, в первую очередь, художественным задачам, поставленным автором. Поэтому автор может допускать анахронизмы не по незнанию матчасти — а совершенно сознательно, для наилучшего решения этих художественных задач.

Внимание, «не в ладах» автор только в случае ошибок фактических. Всё, что минимально похоже на интерпретацию и оценку — это личное мнение автора.

Где встречается[править]

Общее[править]

  • Команда «огонь» или «пли» лучникам. Не в ладах не только с историей, но и с элементарной логикой. Правильно — «пускай» (в обстановке активного столкновения сокращаемое до «пщай!»)
    • С прикрученным фитильком — если это лучники, стреляющие огненными стрелами, то так уж и быть, можно!
      • И по этой команде они примутся разводить огонь, от которого будут поджигать стрелы, потому что до того ждали, решит полководец вести обстрел с этой позиции, или они пойдут на другую.
  • Во многих произведениях (книгах, комиксах, фильмах, сериалах, мультфильмах, мультсериалах, видеоиграх и т. д.), посвящённых средневековью и более ранним эпохам, корабли имеют штурвал (изобретённый только в 1595 году), за которым стоит рулевой. Соответственно, у них есть и навесной судовой руль, появившийся лишь в начале XIV века (ранее его роль играло огромное рулевое весло на корме — отсюда «кормчий» и/или «кормщик»).
    • Даже в более поздние эпохи штурвалы тоже были не у всех судов. Один из примеров — «Остров сокровищ». Во всех без исключения экранизациях (и на многочисленных иллюстрациях) «Испаньолу» награждают штурвалом. При том, что это ШХУНА, весьма некрупный по размерам двухмачтовый корабль, и управляется он румпелем (что прямо указано в тексте) и перекладываемым посредством грота-гика парусом. Конечно, «Испаньола» оснащена нестандартно, однако вряд ли дилетант в морском деле Трелони распорядился установить на судно штурвал — ни к чему, если и так управляется нормально.
      • Ну не то чтобы совсем без исключения. Та сцена, где румпелем от Джима получает Израэль Хэндс, как минимум в одном мультфильме присутствует.
    • А вот на яхте «поБЕДА» Христофора Бонифатьевича Врунгеля штурвал наверняка имелся — так что тут правы как раз иллюстраторы и художники из команды Черкасского (хоть у них этот несчастный штурвал кочует по всей палубе вплоть до форпика!). Штурвалом держать яхту на курсе удобнее, чем румпелем — так как в кокпите яхты весьма тесно, а румпель — достаточно длинный рычаг (на него еще частенько надевают удлинитель при сильном ветре).
    • Более того, рулевой за штурвалом обычно стоит один. В реальности (гидро/электроусилители руля еще не изобрели) это было возможно только на судах размером с яхту «поБЕДА», а на несколько более крупных — в тихую погоду в открытом море, когда движения штурвала минимальны. Большим и с многочисленными ручками это колесо делали именно потому, что его нередко крутили пять-шесть человек разом, усилий одного попросту не хватало.
      • Если на судне уже изобретены блоки и тали, придумать чисто механический усилитель для рулевого механизма достаточно просто. Закон сохранения момента (он же закон рычага) будет действовать и без жидкости, и без электричества, на чистой механике.
        • А это уже вопрос с другого бока неладов с историей матчасти, потому как исторически в блоке далеко не сразу появился один весьма немаловажный элемент — шкив: изначально блок был просто деревянным бруском с проточками под верёвки, от чего он и получил название «блок» (одна из вариаций также известна как юферс) — разумеется это безобразие приходилось регулярно смазывать, но даже и при постоянном уходе что сами блоки, что верёвки изнашивались с дикой скоростью.[4] Для хороших блоков с хорошими шкивами нужны хорошие оси с хотя бы какими-то простейшими подшипниками (да с банальными подшипниками скольжения хотя бы — чисто чтобы кожух блока не развалился от нагрузки), а для них нужна какая-никакая более-менее вменяемая металлургия, потому что иначе на такой «усилитель руля» будет уходить больше такелажа и смазки для него, чем на весь остальной корабль.[5] То есть в целом полдюжины рулевых — решение для своей эпохи вполне вменяемое, тем более что речь идёт о «корректировке курса судна», а не о выполнении фигур высшего пилотажа.
          • МТА на заметку — блок со шкивом вполне годится на роль вундервафли для попаданца-прогрессора в далёкое прошлое, потому как позволяет сделать то, для чего нужен рычаг, там, куда рычаг нужного размера не просунуть, и при этом обладает гораздо большим ресурсом, нежели доисторический безроликовый блок, а изготовлен может быть посредством весьма примитивных технологий. Только к этому нужно ещё много длинных верёвок, которые делаются «крутилкой» из нитей, а нити в свою очередь тоже надо прясть из природного сырья с длинными волокнами — в общем вундервафель целый парк.
  • Во многих книгах, фильмах и сериалах, посвящённых античности, всадники пользуются стременами. Однако древнейшее известное науке стремя было сделано в 322 году н. э. в Китае[6]. Так что ни древние греки, ни римляне, ни их современники или предки стремян не знали. В Европе стремена стали известны только во времена Великого Переселения Народов (конец V века).
    • Впрочем, как правило эта ошибка не сильно отражается на сути происходящего и чрезмерное внимание к ней может быть отнесено к «заклепочничеству». А для кино это ещё и допустимая жанровая условность — не каждый каскадёр и тем более актёр на коне, тем более в обстановке, приближенной к боевой, без стремян удержится.
    • С другой стороны, это изобретение оказало настолько колоссальное влияние на историю человечества, что его датировку следовало бы помнить более твердо. Переход от пехоты (которой воевали в античности) к рыцарской коннице средневековья - это следствие изобретения стремян, без них никакие рыцари бы просто не появились.
  • Нередко в кино полный доспех появляется лет эдак на 200—300, а то и на 500 раньше, чем он действительно сформировался. В действительности доспехи типа «сияющий на солнце робот» массово появились только под занавес рыцарской эпохи в XV веке и просуществовали менее 200 лет. Да в это время не смогли полностью вытеснить конкурирующий тип пластинчатого доспеха — бригантину. Но, как и в предыдущем примере, не стоит слишком сильно обращать на это внимание до тех пор, пока в полные латы облачена единичная элита, а не вообще все пороговно.
  • Часто европейские воины средневековья изображаются поголовно с прямыми обоюдоострыми мечами, хотя односторонние в тогдашних реалиях были распространены едва ли не шире, чем двухсторонние. Причина банальна: лезвие — самая дорогая часть меча, и, отказавшись от одного из них, можно сэкономить приличное количество денег и человекочасов. В связи с этим крайне странно выглядят фразы скайримских стражников в духе «Ха-ха-ха, у них там мечи кривые», а уж некоторые товарищи, протиповоставляющие в интернет-срачах суровое европейское оружие японщине, у знакомых с, например, гроссмессером и швейцарской саблей вызывают разве что здоровый смех.
  • В большинстве произведений, где присутствуют римские легионеры, они изображены в доспехе лорика сегментата. Этот доспех стал своего рода «визитной карточкой» римлян, вот только приняли они его на вооружение только во времена императора Августа, так что ни во время Галльских, ни во время гражданских войн они его не могли носить, по крайней мере, в массовом порядке.
  • Практически везде, где затрагивается тема эпохи Цезаря, упоминаются раздачи хлеба в Риме. В особо запущенных случаях — в виде бросаемых в толпу булок. На самом деле хлеб первым додумался раздавать император Аврелиан, большой благотворитель, который также раздавал овощи, мясо, а иногда и деньги. Во времена же Цезаря и Августа, а также столетием до них и тремя столетиями после, раздавали зерно, из которого римляне варили кашу. Кроме того, раздавалось всё централизованно и получателями была не только беднота, патриции и даже консулы не находили ничего зазорного в том, чтобы получить свою долю из государственных запасов. Ну как государственных… И Цезарь, и Август были достаточно богаты, чтобы «накрывать поляну» на всех граждан во время праздников из своего кармана.
    • Ну, вообще-то паёк анноны раздавался из доходов от т. н. ager publicus — государственной земли, принадлежащей Риму как нации. Раздачи еды и денег политиками и полководцами из собственных средств (как правило перед выборами или важными судебными заседаниями, чтобы обеспечить себе общественную поддержку, или после крупных побед, когда было принято делиться военной добычей) — это было уже дополнительно к анноне.
  • Если уж речь зашла о Риме, то затронем и тему гладиаторов. Вот некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о воинах арены.
    • Гладиаторы и венаторы — разные виды воинов арены. Последние сражались на потеху публике с хищными зверями и только с ними. К тому же венаторов презирали даже сильнее, чем гладиаторов.
    • Не все гладиаторы были рабами. Хватало и свободных, которые сами добровольно шли на арену (за деньгами, славой, женским вниманием, острыми ощущениями). А встречались еще и вольноотпущенники, из бывших гладиаторов — таким в римском обществе были закрыты почти все пути, демобилизованный гладиатор не мог занимать мало-мальски серьёзные и денежные должности, оставалось только идти на арену снова. Также в гладиаторы попадали осуждённые преступники — эта мера наказания была равносильна смертной казни.
      • Зато спортивная карьера давала много денег и популярности — несколько сомнительной, но всё-таки. Постаревшие и разбогатевшие экс-гладиаторы часто шли в ланисты (содержатели гладиаторских «конюшен») или ростовщики — занятия в Риме неуважаемые, но денежные.
      • Педаль в арену выдавил император (!) Коммод, любивший выступать на арене. Провел 735 боев как в роли собственно гладиатора, так и в роли венатора (что характеризует — диким животным не объяснишь, что это император и его не надо сильно бить). Уважения, впрочем, ему это не добавило.
    • Гладиаторов насильно гнали сражаться на арену, используя для этого раскаленные железные прутья (по одной из устаревших точек зрения). На самом деле в древних источниках сообщается, что гладиаторы даже бунтовали из-за того, что они выходят на арену слишком редко: во-первых, гладиаторы жили в условиях, близких к тюремным, от такой жизни и не только на арену захочется; во-вторых, напомним, что за победы в боях они получали порции славы, денег, женского внимания и приближали ими дорогу к свободе. Кроме того, показателен и тот факт, что большинство гладиаторов, добившихся освобождения (их называли рудиариями) оставались «в бизнесе»: становились тренерами, кому особо повезло — вледельцами гладиаторских «фирм» (ланистами), а нередко и просто продолжали выступать на арене.
    • Проигравшего бой гладиатора убивали. А это — смотря когда: были специально предназначенные для резни и крови гладиаторы, стоившие недорого, обычно из военнопленных, их-то как раз и убивали. А вот высококвалифицированных, имевших свои фан-клубы и поддержку зрителей, оставляли в живых и лечили, если они были ранены. Как исключение, если соревнование было уникальным и широко разрекламированным, с большим денежным призом, то тогда да, могли и убить, о чем честно предупреждали.
    • Про жест «палец вверх/вниз» умолчим, этот миф уже давно разоблачили. На самом деле пощаду означал кулак (меч в ножнах), а смерть — палец (меч обнаженный).
  • Крепостное право в виде переносов реалий одной страны/эпохи на другую. Может быть на самом деле как добровольной арендой земли (иногда даже на фронтире, где нет проблемы куда уйти), так и полновесным рабством. Например русский крепостной в 1860-м от древнеримского сельского раба отличался только правом на брак и запретом продавать крепостного отдельно от семьи — но механизма соблюдения этого права не было. А вот крепостной там же в 1560-м — это свободный человек с годичным контрактом.
    • Вообще изначально крепостное право было привилегией: крестьянин работает на барина, а барин обязан хранить запасы и содержать крестьянина в голодные годы (иначе имение отберут в пользу государства, а барину придётся идти служить). По-настоящему выжимать из работника все соки начинают, когда появляется ценный агроресурс, который можно сбывать за валюту (зерно в Речи Посполитой и Российской империи, хлопок на американском Юге). Пережитки этого сохранялись и в николаевском кодексе: например, если крестьянин хотел идти в солдаты, а барин его не отпускал, барина судили как государственного изменника: и сам не служит, и лишает царя полезных юнитов.
      • Изначально именно «крепостное» право было срочным решением для остановки стихийной миграции из-за неурожаев, но, как говорится, «нет ничего более постоянного, чем временное», а потому просуществовало оно долго. До введения крепостного права крестьяне были просто крестьянами, а поместья с землями при них были наименьшими субъектами, на которое делилось государство, то есть помещик был представителем власти, осуществлявшим налогообложение (что было, то налогом и обкладывалось), занимавшимся социальной защитой (в меру собственной любви к народу, то есть мог и на зависть современным гуманистам это делать, а мог и застенки царизма в миниатюре отыгрывать), обеспечивавшим судебную власть (если там только не совсем уголовка, с которой наверх по инстанциям) и так далее. И был «Юрьев День», когда крестьянин с семьёй мог спокойно собрать пожитки и уехать с земель творящего невесть что помещика-самодура — переехать на земли другого и попробовать обжиться там. Так вот «крепостное право» это самое право переезда отменяло, то есть «закрепляло» крестьянские семьи за их наделами, за счёт чего с одной стороны крестьяне больше не могли сбегать из-за низкой плодородности земель, но с другой стороны у помещиков исчезала совесть пропадал главный стимул для «тонкого менеджмента» их земель. Позже это ещё раз аукнулось определённым замедлением индустриализации через снижение мобильности трудоспособного населения, но к тому моменту и среди самих помещиков встречалось мнение о том, что крепостное право своё отжило и стало рудиментом государственного устройства: долгое время буксовавший институт барщины (работы крестян на собственных наделах самого помещика, урожай с которых принадлежал только ему) переродился в институт батрачества (батрак делал всё то же самое, но за оплату, а не по расписанию в рамках трудовой повинности, то есть работник мог более гибко распоряжаться своим временем и не был вынужден разрываться между наделом помещика и своим наделом, потому как мог жить целиком только на свой заработок — к тому же батраков мог нанять и зажиточный крестьянин, если у него было, чем платить) — это обеспечивало более чем достаточно централизации для того, чтобы рудиментом стал уже классический опирающийся в первую очередь на натуральное хозяйство крестьянский образ жизни.
    • В первоначальном варианте «общественный договор» был вполне справедливым: крестьянин пашет и отдает помещику плоды своего труда, помещик активнейшим образом воюет и жизнь у него, в свете перманентной военной службы, хоть и веселее, но не дольше и не легче, чем у крестьянина. После, когда договор размылся, так что крестьян, помимо работы на износ, стали грести в войско, а многие помещики, наоборот, «косили» от службы, похрустываю булкой под вальсы Шуберта, выжимая ресурсы из крестьян просто потому, что так заведено, это превратилось в предельно несправедливое явление, разрушившее в итоге Российскую Империю.
      • Вообще-то к моменту гибели Российской империи крепостного права не было уже 56 лет.
      • Вообще как таковое помещичество начало активно развиваться только после завершения периода феодальной раздробленности и объединения множества княжеств в единое царство. До того знать обитала в основном в городах и действительно временами собиралась в походы. Развитие сетей поместий на территориях вошедших в царство княжеств было обусловлено как раз тем, что воевать знать стала меньше, а значит можно было воспользоваться затишьем и заняться «укреплением тылов», которые теперь на всё царство были общие, а не свои на каждое княжество, как до того. И идея как раз была в том, что помещик — это такой мини-князь в подчинении у князя уже полноценного, который сам находится в подчинении у царя: в период феодальной раздробленности отдельные поместья просто не могли бы эфективно обороняться от набегов соседских князей, действовавших по принципу «чем дальше отошёл от дома, тем больше податей можно вытрясать» (грубо говоря «твори бардак — мы здесь проездом» — в Европе такая петрушка ещё долго продолжалась, одна Германия до её объединения в девятнадцатом веке чего стоит), потому крестьяне чаще селились вблизи от городов, а хутора обустраивали на свой страх и риск.
  • И, кстати, большевики не свергали царя, ни путем стрельбы с «Авроры» боевыми снарядами по Зимнему дворцу, ни вообще. Свергали Временное правительство.
  • Многочисленные экранизации книг Марка Твена про Тома Сойера и Гекльберри Финна с постоянно обутыми детьми, хотя мальчики тогда обувались лишь по торжественным случаям вроде воскресного похода в церковь в лучшей одежде.
    • И в холодное время года. Про Гека Финна прямым текстом сказано, что «весною он первый из мальчиков начинал ходить босиком, а осенью последний надевал башмаки»
    • В целом касается всех экранизаций произведений, действие в которых происходит до XX века. На детях слишком мало головных уборов и слишком много обуви и штанов/трусов. Последнее, впрочем, скорее изменившаяся мораль.
  • Египтяне, рисующие на папирусе иероглифы. Для раннего Египта ещё сойдёт, однако позже появляется демотическое письмо — «письмо писем» — которое используется для повседневных записей: в отличие от иероглифического алфавита, пишем слева направо, знаки графически проще и их значительно меньше (хотя всё равно под три сотни), всё остальное записываем фонетически. Появилось оно где-то на закате Саисской династии, расцвело при Птолемеях, и использовалось больше тысячи лет. Присутствовало, кстати, на Розеттском камне.
  • Непонимание того, насколько молодыми являются заурядные бытовые реалии, на первый взгляд никак не связанные с развитием технологий и общественно-политических институтов. Например, разновидности домашних животных: таким популярным породам кошек, как сфинксы и шотландские вислоухие, в фильме про средневековье или даже условную Россию времен Николая II делать нечего, особи с соответствующими мутациями появились только в ХХ веке.
    • И ровно обратная ситуация с породами кошек на основе стихийно сложившихся местных диких подвидов по типу камышовых котов или норвежских лесных кошек — всплеск моды на них начался сравнительно недавно в связи с постепенным вырождением более знаменитых пород, но как раз их-то «вчера диких» увидеть в фильме про древних египтян или викингов (в каждой местности свои подвиды) вполне нормально, потому что как таковым породам лет до чёртиков: просто им за это время генофонд селекцией не угробили.

Фольклор[править]

  • Русские былины: реальный Добрыня Никитич предположительно жил в X в., Алёша Попович — в XI, Илья Муромец — в XII.
    • Попытки привязать былинный эпос к летописям неудачны. Даже вошедшее в школьные учебники отождествление Владимира Красно Солнышко с крестителем Руси очень сильно притянуто за уши: начать с того, что былинный Владимир в самых первых записях Cеславич, а не Святославич. И к тому же Владимир ни разу в древнерусских письменных источниках не называется «красным солнышком».
    • В последнее время в науке все больший вес приобретает точка зрения о первооснове былин, восходящей к эпохе Великого переселения народов. Скорее всего, их базовое сюжетное ядро сложилось где-то на территории пражской культуры или в славянском Подунавье VI века (былинный Киев в наиболее архаичных сюжетах стоит именно на Дунае, и вообще в славянском мире много городов и местностей с корнем «кий\куй»). А дальше в процессе активного культурного обмена сюжеты принялись кочевать по Европе.
    • Для фольклора, особенно средневекового, это вообще очень характерно, подобное в нём скорее является допустимой жанровой условностью.
  • Анекдот о свободе слова в США и СССР (в США можно кричать у Белого Дома «Трумэн сволочь!», и в СССР тоже можно кричать у Кремля «Трумэн сволочь!»). В реальных США времен Трумэна такое вполне могло закончиться длинной беседой с агентами ФБР — с последующим занесением в разнообразные «черные списки» (а в СССР — прогулкой в отделение за хулиганство: такие публичные крики, хоть бы и верноподданные, — нарушение общественного порядка).
    • В первоисточнике («Нюрнбергские дневники» Бориса Полевого) этого анекдота речь шла о журналистских статьях, что даже в трумэновские времена отличалось от воплей у Белого Дома. Да и советская сторона там ответила бронебойным вопросом, мол, президента в своей статье вы ругать можете, а как насчёт босса и его влиятельных друзей[7]?
  • Загадка на сообразительность — «В какой битве умер Наполеон?» «Правильный» ответ — в последней. Вот только Наполеон умер не в битве, а будучи сосланным на остров Святой Елены. И умер там в «битве» с язвой желудка.
  • «Песнь о Роланде» — в тексте на арьергард Роланда нападают мавры-язычники, хотя в реальности это были баски. После гибели Роланда, если верить песне, старик Карл разгневался, вернулся и напинал обидчикам. На самом деле этого не было, да и Карлу Великому на тот момент не было еще и 40 (а по некоторым источникам и 30) лет.
  • Анекдот про встречу Брежнева и Крупской: «Hаверно, вы и мужа моего помните? Да кто ж не знает старика Крупского!». На самом деле Крупская умерла в 1939-м году и до правления Брежнева (первым секретарём — с 1964) не дожила. Впрочем, подобные осознаваемые слушателями анахронизмы в советских «политических» анекдотах были не редкостью, абсурдизм — часть их эстетики.
  • Всевозможные анекдоты и прочее народное творчество, где Петька и Василий Иванович в Гражданскую войну вполне могут столкнуться с теми самыми немцами. Естественно, нарочитое использование.
    • А один анекдот про допрос Мюллером Штирлица вообще кончается репликами «Василий Иваныч? — Точно, Петька!»[8]
      • Отголосок того, как основанные на игре слов анекдоты про Чапая (который, выхватив саблю с криком «порублю, сволочи», собрал со сволочей по рублю) после выхода известной киноэпопеи массово начали рассказывать про Штирлица (не сумевшего застрелить броневого Мюллера).
    • К слову, даже если немцы вполне себе кайзеровские, работать всё равно будет плохо: с этими Василий Иванович, конечно, встречался — не комдивом в Гражданскую, когда немцы были на Украине, а он в тысячах километров от них, а на фронтах Первой мировой. Войну он начал унтер-офицером, закончил фельдфебелем (в нынешних реалиях — старшина, тогда высшее неофицерское звание, добраться до которого было весьма нетривиально).
    • Педаль в пол: ещё в анекдотах про них нередко действуют индейцы, в том числе лично Виннету, вождь апачей. Здесь ещё и соседний троп, и кинокроссовер — конечно, шутки ради.
    • Менее заметный, но тоже ляп: в анекдотах действуют махновцы и Котовский. Махно и Котовский не могли пересекаться с Чапаевым, который воевал в теперешнем Северном Казахстане.
  • И ещё один анекдот — про лингвистов, возводящих происхождение слова «стибрить» к названию реки Тибр. «Профессор, а когда Александр Македонский был в городе Пиза — у него, часом, ничего не украли?..». Для историков юмор, помимо основного, ещё и в том, что Александр Македонский никогда не бывал в Италии; соответственно, не мог оказаться ни возле Тибра, ни в Пизе.
    • В Пизе, впрочем, он не мог оказаться и по еще одной уважительной причине - помер века за полтора до основания этого города.

Театр[править]

  • Уильям Шекспир в своих исторических пьесах далеко не всегда (мягко выражаясь) следовал исторической правде:
    • «Ричард III» — заглавный персонаж выведен воплощением зла, убийцей своих племянников и других исторических лиц, которого доблестно сражает Генри Ричмонд, будущий король Генрих VII Тюдор, основатель правящей династии. На реального Ричарда Третьего это не похоже от слова совсем.
      • Впрочем, надо понимать, что это мы сейчас интересуемся историей. Шекспир же жил и работал при сидящей на престоле внучке этого самого Генри Ричмонда, у которой и самой по себе с законностью попадания на престол было не идеально, и у дедушки не очень. Так что с историей драматург, скорее всего, был в ладах (не так уж давно все это для него было было), но и с пониманием текущего политического момента (не говоря уж об элементарном чувстве самосохранения) — тоже.
    • «Макбет» — исторический Мак Бетад не убивал предательским образом короля Дункана, тот пал во вполне честной битве. Не убивал он и Банко из Лохабера — эта фигура считается современными историками насквозь вымышленной, а более ранние работы, где о нем есть упоминания, называют Банко соучастником убийства Дункана. Похоже, что персонаж был введен в основном для того, чтобы польстить новому королю Якову I Стюарту, считавшему Банко родоначальником своей династии.
      • Насчет угнетения Макбетом народа, достаточно вспомнить что он в свое время совершил паломничество в Рим. В те времена это была отлучка довольно приличной длительности; ненавистный всем князёк на такое вряд ли решился бы.
  • Французский драматург Жан Ануй писал прекрасные пьесы, среди которых одна из лучших — «Бекет», о взаимоотношениях английского короля Генриха II и его лучшего друга Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. В то время большинство английской аристократии и сам король по происхождению были норманнами, а Томас Бекет назван простым саксонцем, из-за чего по ходу пьесы у него возникают проблемы. Но исторический Томас Бекет был самым что ни на есть норманном! А уж как Ануй изобразил супругу Генриха Алиенору Аквитанскую, яркую и незаурядную женщину — это просто финский стыд и позор.
    • Впрочем, последнее можно понять, если знать ту же историю. Второй брак герцогини Аквитанской в исторической перспективе создал для Франции неимоверное количество проблем (в число которых входит, например, Столетняя война), окончательно улаженных лишь более чем четыре века спустя кардиналом Ришелье (хотя взаимная нелюбовь англичан и французов просуществовала намного дольше). Немудрено, что французы Алиенору, скажем так, несколько недолюбливают.

Литература[править]

Примеры вынесены в подстатьи:

Кино[править]

Примеры вынесены в подстатьи:

Телесериалы[править]

Примеры вынесены в подстатьи:

Телевидение и публицистика[править]

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Утиные истории» (старые, 1987 года) — в серии «Корона Чингисхана» дядя Скрудж ищет эту корону и в конце концов находит. Вот только короны использовались лишь в Европе, так что никакой короны у Чингисхана быть не могло, и причины для того, чтобы Скруджу ехать на её поиски — тоже. С фитильком: вселенная не наша, мало ли, докуда доходил в утином мире Чингис-пёс?
    • Мало того, действие серии происходит где-то в Гималаях (да, и йети в серии появляется), до которых монголы во времена Чингисхана никак не могли добраться. Мало того, там еще и показывают монголов, погибших от йети!
    • Кстати, в видеоигре по мотивам (и в римейке) этот момент перенесён полностью, причём корона выглядит как корона царя Грузии Георгия XII, или как Мальтийская корона.
  • «Американский папаша» — бывший шпион из СССР и противник Стэна Сергей Круглов, переехавший в Штаты, рассказывает, что работал вначале в первом московском Макдональдсе, а затем в первом московском Бургер Кинге. В реальности, первый ресторан Бургер Кинг был открыт в России только в 2010 году — позже выхода серии.
  • «Гриффины» — внутримировой пример шутки ради:
    • В 4 серии 3 сезона Питер заявляет британцу, что Америка уже надрала зад его родине во время Второй мировой, и сейчас он, Питер, может повторить предков.
    • В серии-пародии на «12 разгневанных мужчин» Питер называет Кеннеди лжецом за то, что тот обещал не умирать на посту.
  • «Южный парк», эпизод «Винг» — внутримировой пример: четверо героев создают кустарное «Супер-шикарное агентство талантов», чтобы вовлечь в него начинающего певца Токена, и, представляя его на концертах, состричь небольшой процент с его гонорара. Во время приёма Токена как важного клиента, для придачи дополнительной серьёзности и деловитости «агентству», Картман отвечает на «телефонный звонок очередной важной шишки»: «-А, привет, Авраам Линкольн! Как дела? Я рад, что ты позвонил, Авраам Линкольн, но у меня сейчас важный разговор.» Кайл отвёл его в сторону: «Ты что, совсем охренел?! Авраам Линкольн умер лет двести назад!»
  • «Детки из класса 402» — в одной из серии, когда в класс приезжает ученик по обмену из Швеции, литовка Полли говорит, что их народы были союзниками в Крымской войне. В реальности Литва тогда была частью Российской империи, а Швеция поддерживала Англию и Францию (но в войну вступать не рисковала). В другой серии она говорит о «победе Литвы во франко-прусской войне», хотя Литва, опять-таки входившая в состав Российской империи, не участвовала в этой войне. Все это смотрится удивительно, ибо Полли позиционируется как круглая отличница, с повышенным для её возраста IQ. Хотя, скорее всего, тут имеет место чрезмерный патриотизм.
    • Обоснуй: ой, Польша, Литва, какая разница, раз эта руритания до разделов была Polish-Lithuanian Commonwealth?[9] Конечно, Польша как страна (Царство Польское) тогда тоже входила в Российскую империю, но поляки других территорий действительно участвовали в войне в составе полка казаков-добровольцев на стороне Турции.
  • Castlevania от Netflix. Создатели попытались добавить вымышленной истории про Дракулу исторического фона, но лучше бы этого не делали: получился штамп христианство — это католичество, доведённый до абсурда. Из мультсериала выходит, что в православной Валахии орудует и фактически правит католическая инквизиция. И ни у кого не возникает вопросов, по какому праву эти паписты сжигают на главной площади православного города жену Дракулы — на минуточку, местного князя (причем такого, что тот бы и настоящих инквизиторов на ремни бы порезал). Лучше бы и дальше оставался графом из абстрактного Убервальда
    • Дракулу ещё и зовут Цепешем по паспорту, его жена носит это как фамилию. Нужно ли напоминать, что Цепеш — это «сажатель на кол», и за такое оскорбление в лицо Влад III Басараб по прозвищу Дракула[10] (да и любой другой правитель, понимающий румынский) тут же велел бы водрузить наглеца на этот самый кол?
  • «Финес и Ферб» — внутримировой пример: «Сэр, зачем мы вообще носим фески в Южной Америке? — То есть мы не в Египте? Значит, там пирамиды не ступенчатые!»
  • «Симпсоны»
    • 9 сезон, 19 серия. Меметичная сцена, про восстановление СССР. Воскресший Ленин злобно, раскатисто рычит, затем произносит фразу «Долой капитализм» и снова рычит. Стоп, а как он может рычать, если при жизни он звук «р» не выговаривал?
    • 14 сезон, 6 серия. Гомер, ставший королём Марди Гра, комментирует ликование встречающей его толпы: «Американцы любят королей. Особенно Георга III». В этих словах нет ни тени сарказма, просто Гомер — идиот, находящийся не в ладах практически со всеми возможными областями знаний.
    • 17 сезон, 8 серия. Внезапная инверсия шутки ради: Симпсоны приехали в Италию и по своему обыкновению вляпались там в неприятности. Гомер ворчит: «Дурацкая Италия! Зачем только тебя объединил Виктор Иммануил II. Лучше бы ты осталась конфедерацией городов-государств, периодически воюющих друг с другом!»
    • Позже там же. Преследуемые разгневанным Сайдшоу Бобом Симпсоны пытаются найти помощь у клоуна Красти, который по счастливой случайности находится в Риме. Барт: «Помоги нам, Красти. Не то мы станем первыми христианами, погибшими в Колизее».

Видеоигры[править]

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — внутримировой пример. Селестия, потерпев поражение во время дебатов и признав свою вину, старается вести себя максимально мужественно перед намечающейся казнью, и бросает, что после смерти переродится в теле Марии Антуанетты. Вот только «проклятую австриячку», затуманившую разум Людовика XVI тоже казнили, на что готессе иронично намекает Ясухиро.

Настольные игры[править]

  • Ряд расширений GURPS знамениты именно этим. Например, GURPS Russia, мало того что полная клюквы, так ещё и переложенная отсебятиной, имеющей самое отдалённое отношение даже к лубочно-клюквенной России. Впрочем, остальные «исторические» книги, полные самых анекдотических «фактов» вроде рыцарей, испражняющихся себе в доспехи (в условиях жаркого климата, ага),[11] не лучше. Наконец, авторы умудрились учудить с этим делом даже в фантастическом сеттинге GURPS Cyberworld, где ряд эпохальных изменений происходит… ну просто потому что так захотелось авторам. Без каких либо исторических предпосылок вообще. Вроде русско-японской кооперации на ровном месте, вставленной с целью получить авторскую лицензию на русско-японско-английский суржик.
  • Warhammer 40,000 — обыгрывается специально: читатель с улыбкой читает про то, как Средневековую Европу называют Катарией (в честь секты катаров, которая ИРЛ была, конечно, яркой, но далеко не самой значимой частью истории Франции), в один ряд с Атлантидой ставят город Ню-Арк (Нью-Йорк), а корабли и планеты носят искажённые имена исторических личностей вроде Сталинваста. Но ничего удивительного в этом нет: на дворе 40-е тысячелетие нашей эры, а человечество пережило несколько чудовищных кризисов, после которых приходилось начинать всё с чистого листа. Удивительно то, что вообще какие-либо сведения о прошлом при этом сохранились. С Эйзенштейном/Эйнштейном даже аверсия: Сергея Эйзенштейна как раз помнят вполне правильно — как полулегендарного remembrancer’а из времён Терры, да, в общем, и Эйнштейна помнят тоже. Знаменитый фрегат был назван в честь обоих.
  • Rurik: Dawn of Kiev. Видно, что создатели пытались изучать тему… на уровне беглого просмотра Википедии. Во-первых, при чём тут Рюрик, если речь о далёких его потомках? Во-вторых, у князя Владимира появилась неизвестная истории дочь Агата. В-третьих, карта игры одновременно не в ладах с географией и с историей — одних названий тогда ещё не было, другие находились не там.

Музыка[править]

  • Примеры вынесены в подстатью: Музыка

Прочее[править]

  • Как и странно, но многие исторические карты. Нет, просто плохих карт в мире хватает, но даже хорошие карты, обычно рисуют исторические границы поверх современной карты, в результате чего, во времена древней Руси оказывается существовало Рыбинское водохранилище. Аналогично, на картах изображающих расселение первобытных людей и первые города, скорее всего будет пролив Босфор и современные Чёрное и Азовские моря, вместо Босфорского перешейка, Чёрного озера и Азовской низменности.
  • «Новая хронология». Безумная и почти тролльская (но, увы, не тролльская, а продвигаемая создателями на абсолютно серьезной мине) теория, смысл которой в том, что конвенциональная историческая наука — ложь, источники трактуются неверно, и только авторы знают, как всё было на самом деле, потому что рассчитали истинные даты всех событий математически, а матан не врет. И экая неожиданность, согласно «новой хронологии», по совершенно случайной счастливой случайности именно Россия (она же — Тартария, она же — Рим, она же — Валинор, ибо изрядная часть НХ базируется на том, что разные страны — это на самом деле разные имена одной и той же) — древнейшее государство на планете.
    • В ту же степь — господин Асов и ему подобные верующие в Гиперборею, летуна Никитку и родину слонов.
  • Широко известный в узких кругах Абсентис, популяризатор понятия навозных веков, который так же крайне вольно обращается с реальными историческими фактами в угоду своей основной теме. Если тезисно — получилось как у Германа с экранизацией Стругацких, только про реальное средневековье.
    • Примкнувшие к нему любители Древнего Рима и вообще античности. Никто не отрицает более высокий уровень развития Империи по сравнению с пришедшими на ее территорию германскими и славянскими племенами, но эти граждане давят педаль в асфальт, утверждая, что уровень развития Империи равнялся чуть ли не XIX в. Истина, на самом деле, посередине: некоторые достижения действительно удалось повторить только в XIX в, а довести до римских показателей среднеевропейскую плотность дорог с твердым покрытием, качество питания городского населения и обеспеченность его водопроводом и канализацией — вообще смогли только перед Первой мировой. С другой стороны, к созданию таких вещей, как книгопечатание, огнестрел и в особенности — научный метод (античные мыслители знали много, но узнавали, как правило, тыкая пальцем в небо), Рим в свое время особо не приблизился.
  • (Не)определённая группа личностей, известных поименно завсегдатаям пабликов, посвящённых ранне-средневековой истории. Бегают по всем пабликам, рассказывая об «убогих славянах», у которых-де не было никакого оружия, государства и т. д. Постоянно ссылаются на научные работы, которых либо не читают вообще, либо читают выборочно. Начисто игнорируют тот факт, что бедность захоронений не обязательно означает бедность населения (мало ли какой обряд был?).
  • Книга-игра В. Шувалова «Кащеева цепь». Действие происходит в Мангазее (торговый город на северо-западе Сибири, развивавшийся в XVI—XVII веках), среди врагов — половец и викинг.
    • Обоснуй: это параллельный мир, там всё было несколько по-другому. Там и Кащей Бессмертный — историческое лицо, и Мангазея построена гораздо раньше, и т. п. Может, там даже порталы в ходу, и они обеспечивают (хотя бы для некоторых привилегированных деятелей) быстрое перемещение между землями.
  • Фильмы, в которых египетскую царицу Клеопатру играют европеоидного вида актрисы — «отбеливание»? Ну, среди фараонов Египта была XXV династия — нубийская (кушитская), основатели которой были вполне себе негроидами (Нубия или Куш, называвшаяся греками «Эфиопией» — плюс-минус нынешний Судан). Но это было в 744—656 гг. до н. э., а Птолемей начал править Египтом в 305 году до н. э. — причём никакого родства с предыдущими династиями фараонов у македонского стратега Птолемея Лагида, понятно, не было, а женились эллинистические цари в своём кругу. Надо полагать, что у гречанки Клеопатры VII, родившейся в 69 году до н. э., доля нубийской крови была намного меньше чем, например, доля эфиопской у Пушкина, потомка чадского вождя.
    • Формально она у нее строго нулевая — Клеопатра была потомком основателя династии и по мужской, и по женской линии (поскольку в семействе стандартным был брак между братьями и сестрами) и тем самым была чистокровной македонкой. В реальности, по-видимому, среди предков были и отцы «со стороны», но явно не нубийцы.
  • Широко распространённое среди неоязычников мнение о том, что в дохристианские времена люди жили в гармонии с природой, а языческие обряды были очень мирными. Вот только во многих языческих культах практиковались человеческие жертвоприношения. А если человек всерьёз считает, что подсечно-огневое земледелие совместимо с гармонией с природой, то это уже клиника.
    • И тем не менее по возможности природу действительно старались беречь. Леса дают хорошее дополнительное прикрытие от врагов, и плюс там даже в голодный год можно худо-бедно прожить охотой и собирательством (население было очень небольшим). И не стоит забывать, что многие рощи считались священными, там даже охотиться нельзя было. Луга означают пастбища для скота. И кстати, подсечно-огневым земледелием занимались не все и не всегда. У кельтов, германцев и протославян\балтославян Зарубинецкой и Киевской культур известны находки плугов, в то время как при подсеке пахать не нужно, достаточно боронования.
  • Широко распространенное среди обывателей мнение о том, что жителей Руси волхвы силой тащили на жертвенники. Для языческого сознания характерно представление о наилучшем из возможных посмертии для человека ДОБРОВОЛЬНО предложившего себя в жертву: одна из базовых мифологем индоевропейцев — добровольное жертвоприношение короля\королевы ради своего народа.[12] Как и пример выше, пополам с «не в ладах с богословием».
    • Вообще более-менее точно известно о единственном случае человеческого жертвоприношения на Руси, и тогда жертвой стал христианин. Мягко говоря, не факт, что он пошёл на это добровольно.
    • И не только Руси. Современному человеку трудно осмыслить, что месоамериканские игроки в мяч соревновались не за право выжить, а совсем наоборот: «Как это — победителя в жертву приносили, нелогично, кто же станет сражаться за право быть съеденным?». Отказываются люди посмотреть на происходящее через призму язычника с архаическим сознанием (и даже пример современных современные шахидов не может поколебать уверенности, что его культурно обусловленная система ценностей — единственно возможная).
      • Из-за этого, кстати, довольно странно выглядит важный эпизод из романа Гэри Дженнингса «Ацтек», когда главный герой, узнав о том, что его дочь принесли в жертву, приходит в дикую ярость и отдает приказ жестоко убить всех, кто хоть сколь-нибудь был причастен к этому. Вообще-то наоборот, принесенный в жертву родственник становится для семьи одним из божеств наравне с основателями рода.
  • Картина нидерландского художника XIX века Лоуренса Альма-Тадема «Древнеегипетские игроки в шахматы». Столик действительно похож на найденные в гробницах фараонов столики для игр в игр сенет или тьяу (попросту кинь-двинь-догонялки), в которые играли в Древнем Египте, но по-современному «шахматная» чёрно-белая доска 10x6 и фигуры, отличающиеся не формой, а цветом (причём все одного типа, так что это скорее «шашки», чем «шахматы»), — лютый анахронизм. Разгадка проста: Альма-Тадема принадлежал к творческому движению прерафаэлитов, которые часто имитировали подобные архаические тропы. Да и египтология в то время оставалась в зачаточном состоянии.
  • Порой на просторах Интернета можно найти феерически неграмотные высказывания, и не всегда понятно, человек действительно настолько глуп или просто у него юмор такой. Некоторые с убитыми инглишем мозгами, всерьёз верят, что слово «викинги» означает «мы короли». Другие — что свастика это четыре буквы «Г», означающие Гитлера (хотя даже советские детсадовцы знают, что это ещё Геббельс, Геринг и Гиммлер! — первоначально шутка с политических карикатур, принятая советскими детсадовцами всерьёз).
  • Современный российский флаг, как известно, «власовская тряпка». В действительности власовцы использовали преимущественно не его, а Андреевский флаг (триколор использовали другие русские коллаборационисты, в частности, РННА и дивизия «Руссланд»), и лишь неделю в конце войны, с 6 по 12 мая 1945 года, когда РОА полностью вышла из-под немецкого контроля, официально его утвердили (на построениях эпизодически использовали и раньше, но в утверждении его как официальной символики немецкое командование отказывало, чем возмущался в своих мемуарах В. К. Штрик-Штрикфельдт).
  • Любое упоминание о том, как английский король Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей», соглашаясь на уступки баронов взамен на финансирование войн. На самом деле «Хартия» была словесным соглашением, которое записали позже, да и не подписывали короли в те времена ничего, всего лишь скрепляя документы печатью. Однако и в этом случае люди ошибаются — Иоанн даже и не прикладывал к документу печати. За него это сделал чиновник. Так что картины и монеты, где король держит в руке свиток и перо, безбожно врут. И это не первая такая хартия (первую ещё Генрих I выпускал, да и сами бароны требовали «вернуть вольности, которые были при короле Стефане») и даже сам Иоанн Безземельный соблюдал её очень недолго.
  • Известная крипипаста «Русский эксперимент со сном», где в конце 1940-х годов присутствует КГБшник. Вообще-то МГБ преобразован в КГБ только в 1954. Но особенно «радуют» авторы, которые выдают это за «реальную историю», вот тут начинается клюковка.
  • Конечно, трудно требовать от компьютерных игр исторической точности… Но вот игра «Острiв», изображающая жизнь украинского села начала XVIII в. Красивая картинка, замечательная музыка, интересная играбельность, любопытно отображены некоторые хозяйственно-торговые явления… Только никакого отношения к украинскому селу XVIII в. Чтобы убедиться в этом, нужно почитать хотя бы «Письма из деревни» А. Энгельгардта. «Острiв» — это что угодно, от поместья до советского колхоза — но не украинское село. Тогда! так! не хозяйствовали.
  • Поддельные документы этим славятся. Вообще, фальсификатор неизбежно стоит перед дилеммой: если действительно брать реальный документ и подчищать отдельные слова, то из-за изменившейся морали его шокирующий характер будет понятен только специалистам[13] (а у них всегда найдутся неудобные вопросы), а рассчитанный для современного читателя документ стал бы дикостью для любого современника той эпохи, которой она приписана. По «националистическим» пабликам гуляет агитационная листовка якобы времён корейской войны, при этом заявленный её автором Ли Сын Ман не просто цитирует генерала Власова (конечно, Ли Сын Ман был человеком крайне самовлюбённым и бессовестным, но не настолько, чтобы цитировать коллаборанта: ведь фактически против северян воевала американская армия и куда логичней было давить на всемирное братство народов-победителей фашизма), но и назван президентом Южно-Корейской республики. Никакой Северо- и Южной Корейских республик с официальной точки зрения не было во время войны и нет до сих пор: есть только Республика Корея, северная часть которой временно захвачена радикалами, или (с другой стороны) есть только Корейская Народно-Демократическая Республика, южные территории которой временно оккупированы американскими войсками, которые посадили в Сеуле марионеточное правительство.
    • Реальность нереалистична бывает. Тем же американцам никакое братство народов-победителей не помешало поставить себе на службу коллаборантов-нтсовцев, на которых клейма негде было ставить. А уж они-то Власова и цитировали, и оправдывали вплоть до наших дней. Тут скорей стоит внимательней присмотреться не к логике содержания, а к истории публикации — кем, когда, где.
  • Знаменитые «нигерийские письма»: мошенники предлагают лоху счастливчику за вознаграждение поучаствовать посредником в финансовом переводе, который свергнутый нигерийский принц/король от своего имени выполнить не может. Небольшая неувязочка: Нигерия вообще никогда не была монархией[14]. Было бы куда более логичным представляться свергнутым военным диктатором (таковых действительно хватало), но, видимо, принцу доверия больше. По мнению аналитика Кормака Херли, это не баг, а фича: ответят на такое письмо только люди с зачаточным критическим мышлением, неспособные даже минимально проверить факты — то есть, целевая аудитория мошенников.
  • В это трудно поверить, но встречаются попытки отдельных лиц выдавать свои сделанные в Турции по пьяни татуировки за фамильную символику дореволюционных купеческих гильдий, из которых якобы происходят их семьи. К сожалению для этих сказочников, они не знают, что в Российской Империи купеческих гильдий было ровно три — Первая, Вторая и Третья, что гильдиями они назывались по чисто имущественному признаку (держишь лавку? третья гильдия! экспортируешь пеньку? первая гильдия! примерно как «малый, средний и большой бизнес» сейчас), и что какие-либо татуировки в царские времена воспринимались бы скорее как каторжное клеймо, чем как фамильный символ.
    • Хм, а вот Пугачев в «Капитанской дочке» вполне себе щеголяет «царскими знаками» на теле. Хотя, конечно, тем самым уподобляясь этим туристам.

Субверсии[править]

Кажется, что автор налажал, но на самом деле либо детально изучил тему и не разделяет общепринятых стереотипов, либо же нарочно играет с тропом.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Царь Аккада и Шумера.
  2. По преданию — одна из кельтских женщин-вождей постримской эпохи. Именно в честь неё потом назвали протагонистку диснееевского мультфильма Brave (только та с одним «р» — Мерида).
  3. Справедливости ради, после начала массового использования парового двигателя до массового распространения автомобиля в реальном мире люди сто лет ездили на лошадях. А сабли, мечи и прочее холодное оружие использовали ещё во время Первой мировой войны, а в Японии и Китае — и во время второй.
  4. Ранний парусный флот вполне буквально «жрал» такелаж. Допетровское Русское Царство за счёт этого делало весьма немалые деньги на сбыте в Европу пеньки (да, до нефти были другие «дойные коровы» — Советский Союз во времена Холодной Войны всё ещё оставался одним из крупнейших производителей пеньки, хотя, казалось бы, смысла в ней к тому моменту было уже не много — на самом деле много, потому как в текстильной промышленности применений ей хватало), а залогом успеха Британской Империи на море стал джут из британских колоний в Индии, которые были до того завоёваны как раз на пеньковом такелаже (за напоминание о котором британцы по сей день готовы прибить упомянувшего прямо на месте). И кстати именно в обмен на полный технологический цикл производства пеньковых верёвок от посева будущего сырья до складирования готовой продукции Пётр Первый получил от голландцев пару списанных шаланд видавших виды и порядком устаревших, но всё ещё годящихся для моря судов да ватагу столяров со слесарями. А потом голландцы придумали сырью для пеньки довольно неожиданное применение, но это уже совершенно другая история, а мы тем временем отвлеклись.
  5. Латунь на это годится и при этом по современным западным меркам жутко дорогим материалом не является, но для этого для начала было нужно перестать смотреть на блоки и тали, как на расходники, чтобы появилась возможность их развивать не в сторону удешевления, а в сторону повышения надёжности. Сталь тоже годится, хотя и ржавеет, но о массовых сталях можно говорить только после внедрения конвертерного процесса (для которого нужен отделённый от воздуха кислород — просто воздухом продувать не пойдёт) передела чугуна в сталь — а литой чугун на это так себе из-за хрупкости и дикой склонности ржаветь (разве что получать железо из «оксидных руд», где на выходе из печи железо с не таким высоким содержанием углерода, которое потом можно проковать — промышленно в старину получали из пирита, из-за чего из домны лился ночной кошмар металлурга с серой и фосфором). Бронза? Да, бронза известна давно, но проблемы те же, что и с латунью, которая собственно из бронз и выросла — это всё сплавы меди, только в бронзе много олова для повышения литейных качеств.
  6. Чуть ранее, начиная со II века н. э., в Индии начали использовать прототипы стремян — простые кожаные петли, приделанные к седлу.
  7. Очень многие люди, жившие в СССР, отмечают, что тогда была такая штука — производственная демократия: рабочий вполне мог высказать начальнику всё, что о нём думает, и это считалось нормой и сохранилось до перестроечных времён. Работало примерно до хрущёвских времён, когда на высокопоставленные чины запретили разрабатывать уголовные дела: с этого момента слова остались просто словами, ни работник, ни директор друг друга подвинуть не могли, оставалось только терпеть.
  8. Основано на совпадении фамилии «Исаев», которая в романах Семёнова, впрочем, не является настоящей.
  9. А что, только Пушкину можно называть польское восстание «волнением Литвы», а чтобы невежественные потомки не вообразили, будто речь действительно о балтских народах, уточнять в следующей строке «это спор славян между собою»?
  10. «Дракон», в честь членства в Ордене Дракона
  11. Если что, подавляющее большинство доспехов было снизу открыто (не зря говорят о латной юбке), и вполне позволяло спустить штаны, не снимая лат.
  12. Именно поэтому те же континентальные германцы, например, готы, и британские кельты вполне благосклонно отнеслись к христианству, особенно в арианском изводе: евангельская история о Христе перекликалась с их мифологией.
  13. Что-то подобное, но по другому, случилось с «завещанием Петра Великого» — там было так мало выдумок (кроме самого факта существования такого документа), что сию работу многие проигнорировали, впрочем это же помогло её «непотопляемости» — если уж человек сей фейк находил, то он, скорее всего не слышал о его развенчании.
  14. Если углубиться в историю, то монархии на этой территории, конечно, были, но не было Нигерии: пока эту территорию не колонизировали англичане, там в каждом мало-мальски крупном поселении по королю было. Потомки некоторых из монарших родов продолжают наряжаться в королевские регалии, но никакой власти они не имеют, и свергать их за отсутствием престола попросту неоткуда.